Информация О проделанной работе Комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству VI- созыва (за период с 1 ноября 2015 года по 5 октября 2016 года)

11-10-2016 14:46

 

Информация

О проделанной работе Комитетом Жогорку Кенеша

Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям,

архитектуре и строительству VI- созыва

(за период с 1 ноября  2015 года по 5  октября 2016 года)

 

Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики  по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству отмечает, что с начала  работы V-созыва  Жогорку Кенеша Кыргызской  Республики, Комитетом проведена определенная работа, внесены на заседание Комитета и рассмотрено 84 вопросов, из них 29 законопроекта и 14 международных Договоров и Соглашений.

Все, рассмотренные и принятые впоследствии Жогорку Кенешем Кыргызской Республики законопроекты, направлены на улучшение условий деятельности по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Кыргызской Республики и создание нормативно-правовой базы в свете современных требований, решение социальных вопросов, защиты интересов населения страны.

В связи с многочисленными обращениями, в целях гласности и информированности среди населения республики по деятельности парламентского корпуса, Комитетом рассмотрен вопрос: «О целесообразности отмены постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 11 февраля 2011 года «О расширении зоны охвата парламентского радио территории Кыргызской Республики» №192 – V    от 18 февраля 2011 года».

В соответствии с постановлением произведена официальная регистрация Парламентского радио в Министерстве юстиции КР и расширена зона вещания на областные центры и близлежащие районы и в этих целях было приобретено соответствующее оборудование и передано на баланс РПО РМТР.

На сегодняшний день Парламентское радио работает 5 дней в неделю, ведет прямые трансляции заседаний Жогорку Кенеша, а также передает в записи заседания комитетов и фракций, приглашает в радиостудию депутатов и в прямом эфире ведет c ними беседы на актуальные темы, предоставляя возможность слушателям выйти в прямой эфир, задать вопрос депутатам и сразу же получить ответ. Охват слушателей при этом составляет около 60 процентов населения республики.

ОАО Республиканское Производственное Объединение Радиорелейных Магистралей, телевидения и радиовещания (РПО РМТР) готово закупить семь РВ-передатчиков и установить их на своих площадках в регионах республики с тем, чтобы ориентировочно к концу 2016 года увеличить зону охвата до 75–80 процентов территории. В 2017 году РПО РМТР может закупить еще РВ-передатчики, доведя зону охвата до 85-90 процентов территории.

Однако, в данное время из-за ограниченности финансовых ресурсов, для РПО РМТР приобретение оборудования остается проблемным вопросом.

В связи с этим, Комитет считает  целесообразным отказаться от услуг «Биринчи радио-ОТРК», поскольку они осуществляют трансляцию в записи, два раза в неделю, при этом перенаправить высвобожденные финансовые средства для приобретения оборудования РПО РМТР.

Данное решение Комитета было поддержано на пленарном заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Также были рассмотрены и одобрены ряд законопроектов, инициированные депутатами.

К примеру, Комитетом рассмотрен проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Об электрической и почтовой связи, О лицензионно-разрешительной системе, О телевидении и радиовещании инициированный депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Омуркуловым И.Ш., Бекешевым Д.Д. и Никитенко Н.В.

Данные проекты Законов  разработаны в соответствии с Программой перехода на цифровое телерадиовещание в Кыргызской Республике, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 02.11.2011 г. № 692 и постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 15 октября 2014 года №4381-V по данному вопросу.

       Указанный законопроект инициирован в целях изменения в законодательстве, необходимых для перехода страны на цифровое вещание, с целью  создания законодательной базы, учитывающей интересы, как государства, так и всех участников процесса цифрового вещания,  выработки четких и понятных для всех «правил игры».

         Закон Кыргызской Республики «Об электрической и почтовой связи» был принят в 1998 году, однако по прошествии более 20 лет в области телекоммуникаций, произошли большие изменения с появлением современных технологий и возникновением новых сегментов на рынке информационно-коммуникационных технологий, в том числе, связанных с распространением телерадиопрограмм, телерадиоканалов по сетям электрической связи, посредством различных технологий.

Целью внесения изменений в Закон «О телевидении и радиовещании» является создание правовых условий для успешного перехода на цифровое вещание, создание благоприятной нормативной правовой базы для развития рынка цифрового вещания, поддержка отечественных производителей аудиовизуальной продукции - национальных телерадиовещательных программ.

Закону  «О телевидении и радиовещании» 8 лет (он был принят в июне 2008 г.). То есть принимался он в совершенно иных правовых и технологических реалиях, не учитывал необходимость перехода на цифровое вещание, возможность появление новых субъектов телерадиовещания. Рынок информационно-коммуникационных технологий за последние годы сильно изменился,  появились новые технологические решения. Все это требует урегулированности на законодательном уровне.

Инициируемые изменения позволят телерадиоорганизациям использовать национальную аудиовизуальную продукцию студий-изготовителей, что в свою очередь даст возможность развития новой индустрии – росту производства отечественных программ и передач независимыми продакшн-студиями. Соответственно, начнет увеличиваться число студий-изготовителей.

Данный законопроект неоднократно обсуждался с участниками рынка, экспертным сообществом.  Состоялись круглые столы и обсуждения с участием государственных республиканских и областных, частных телерадиокомпаний,  операторов связи,  международных организаций и медиа-экспертов.

Самое главное, должное внимание  в законопроекте уделено   дальнейшему развитию государственного языка, в соответствии с требованиями   Национальной программы развития  Государственного языка.

Кроме того учитывая, что предложенные проекты законов Правительством Кыргызской Республики и депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики являются практически идентичными, комитетом предложено их объединить.

Также Комитетом были рассмотрены законопроекты, касательно сектора транспорта.

В соответствии со статьями 6 и 56 Закона Кыргызской Республики «Об автомобильном транспорте» на территории Кыргызской Республики с 1 января 2016 года запрещено использование автомобилей с правосторонним расположением рулевого колеса относительно оси автомобиля для коммерческой перевозки пассажиров, багажа и грузов.

В этой связи и в целях устранения пробела в законодательстве, обеспечения безопасности дорожного движения, повышения пропускной способности улично-дорожной сети и укрепления дорожной дисциплины был рассмотрен проект Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности», одобренный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 июня 2015 года №344 (№ 6-16514/15 от 12.06.2015г.).

Данный проект принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в трех чтениях.

  За последнее время вопрос безопасности на дорогах становится актуальнейшей проблемой, увеличиваются дорожно-транспортные происшествия, в которых наши граждане получают увечья, а еще хуже теряются человеческие жизни.

  В связи с этим, а также  с многочисленными обращениями граждан, неправительственных организаций, средств массовой информации Комитетом инициирован и вынесен на обсуждение вопрос: «О сложившейся ситуации в сфере безопасности дорожного движения в Кыргызской Республике».

  На слушаниях принимали участие  депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, члены Правительства, руководители мэрий городов Бишкек и Ош, министерств и ведомств, представители автоперевозчиков и автошкол, общественных фондов, эксперты, сотрудники Аппарата Жогорку Кенеша и представители средств массовой информации.

Наряду с этим, Комитетом  был рассмотрен проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменения в некоторые законодательные акты (Закон Кыргызской Республики «Об обязательном  страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств», автомобильном транспорте» Закон Кыргызской Республики «Об обязательном страховании жилых помещений от пожара и стихийных бедствий»)», инициированного депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики О. Текебаевым, А. Жапаровым, А. Саляновой, А. Шыкмаматовым, Н. Никитенко, Садык Шер-Ниязом, А. Мамашевой, Э. Токтошевым, Б. Сулеймановым, К. Иманалиевым, Ч. Джакуповой        (№6-5317/16 от 25.02.16г.).

Закон Кыргызской Республики «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» был принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 24 июля 2015 г., Закон Кыргызской Республики «Об обязательном страховании жилых помещений от пожара и стихийных бедствий» принят 29 июля 2015 года. Они вступают в силу с 8 и 12 февраля 2016 года соответственно.

Инициаторы законопроекта считают, что вступление в силу в начале февраля 2016 года Законов Кыргызской  Республики «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» и «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» существенно увеличивает расходы семей и окажет отрицательное влияние на их материальное состояние, особенно, бедных и крайне бедных.

Они также отмечают, что к обязательному автострахованию не готовы не только автовладельцы, но и страховые компании, в средствах массовой информации, социальных сетях и во время встреч с избирателями в регионах существенно заметно, что народ недоволен поспешным принятием обязательного автострахования, в условиях отсутствия достаточных экспертных ресурсов, четких механизмов взаимодействия автовладельца со страховыми компаниями (информирование о ДТП и ее фиксация, взаимодействие с представителями дорожно-патрульной службы), отсутствия единого и четкого порядка оценки вреда, отсутствия ответственности за своевременные страховые выплаты и других гарантий эффективности данного закона.

К сожалению, усиливается недовольство определенной части населения, относительно данного законопроекта, так как на фоне мирового экономического кризиса (курс доллара США по отношению к другим валютам мира продолжает  расти, что в свою очередь отразилось на росте цен).

На основании вышеизложенного, Комитет предлагает внести соответствующие изменения в часть 1 статьи 32 Закона Кыргызской Республики «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» и в статью 24 Закона Кыргызской  Республики «Об  обязательном страховании жилых помещений от пожара и  стихийных бедствий» и перенести сроки вступления в силу вышеуказанных законов на  1 января 2020 года.

В целях устранении Жогорку Кенешем Кыргызской Республики политической и системной коррупции в органах власти, Комитетом рассмотрен вопрос «Об обеспечении градостроительными документами населенных пунктов республики в целом (в особенности городов Бишкек, Ош и Иссык-Кульской курортной зоны)  и новой нормативно-технической документацией» содержащие нормы, направленные на противодействие коррупции.

Заслушав и обсудив информацию директора Госстроя, Комитет отметил, что участники строительной отрасли  и инвесторы сталкиваются с целым рядом законодательных ограничений и административных барьеров, препятствующих росту инвестиций и развитию строительного комплекса. 

Кроме того, Комитет отмечает, что в связи с отсутствием проекта детальной планировки (ПДП) городов Бишкек и Ош, не представляется  возможным иметь градостроительную документацию соответствующую законодательству, результатом чего является наличие многочисленных градостроительных нарушений.

На основании вышеизложенного и в целях успешного выполнения поставленных задач, Комитет дал соответствующие поручения Правительству Кыргызской Республики и Государственному агентству архитектуры, строительства и жилищно-комунального хозяйства.

Исполнение указанных поручений Комитета приведет к нормальному развитию строительной отрасли в стране, недопущению захвата земель при помощи махинаций с правоустанавливающими документами, к развитию городов с учетом мнения населения, искоренению злоупотребления мэриями городов своей властью при выделении земельных участков под строительство, прозрачности деятельности органов архитектуры и строительства.

Также  Комитет, на выездном заседании 21 июня 2016 года рассмотрел вопросы “О ходе работ по реконструкция ипподрома в с.Бактуу-Долоноту Иссык-Кульского района” и 27 июня 2016 года “О плане перспективного развития, прилегающей территории ипподрома в с.Бактуу-Долоноту Иссык-Кульского района”.

На одном из них Полномочный представитель Правительства Кыргызской Республики в Иссык-Кульской области А.Акибаев,  организовал презентацию плана перспективного развития, прилегающей территории ипподрома в с.Бактуу-Долоноту Иссык-Кульского района.

В целях успешного выполнения поставленных задач по реконструкции ипподрома в селе Бактуу-Долоноту Иссык-Кульского района и принятия мер для перспективного развития, прилегающей его территории, Комитет  поручил  Правительству Кыргызской Республики разработать план перспективного развития, прилегающей территории к ипподрому в с. Бактуу-Долоноту Иссык-Кульского района и Министерству финансов Кыргызской Республики принять меры по своевременному выделению необходимых финансовых средств, для реконструкции ипподрома.

21 июня 2016 года Комитет на том же выездном заседании в Иссык-Кульской области в городе Балыкчы рассмотрел вопрос «О положении дел в Государственном предприятии «Иссык-Кульское пароходство». Необходимо отметить, что Комитет ранее в 2013 и 2014 годах дважды рассматривал  вопрос «О состоянии и перспективах развития Государственного предприятия «Иссык-Кульское пароходство». В принятых  решениях, учитывая сложившуюся ситуацию,  было  рекомендовано  Правительству Кыргызской Республики, соответствующим министерствам и ведомствам оказать содействие предприятию.

Принятыми мерами удалось стабилизировать ситуацию и улучшить финансово-экономические показатели.

Комитетом было отмечено, что основной деятельностью предприятия является доставка водным транспортом грузов из порта Балыкчы в порт Каракол. Однако, Государственное предприятие «Кыргызжилкоммунсоюз» предпочитает осуществлять перевозку автомобильным транспортом, что обходится дороже.

В принятом решении рекомендовалось Правительству Кыргызской Республики обязать Государственное предприятие «Кыргызжилкоммунсоюз» при проведении тендера на поставку угля до города Каракол, включить пункт в обязательные требования фирмам осуществлять перевозку угля исключительно водным транспортом.

Кроме того, для улучшения обслуживания населения, проживающего на восточном побережье озера, организовать на пристани города Каракол торгово-перевалочную базу для  приобретения угля.

Комитет уделял значительное внимание рассмотрению международных договоров и Соглашений, в части оптимального привлечения инвестиций со стороны некоторых зарубежных государств, а также международных организаций и финансовых институтов для улучшения состояния дорог Кыргызской Республики.

Все 24 международных договоров и Соглашений, рассмотренные Комитетом с ноября 2015 года по 1 октября 2016 года, касаются вопросов реабилитации дорожной отрасли, транспорта и улучшения ее инфраструктуры.

Во исполнение контрольных функций Комитет также трижды вносил на рассмотрение вопрос «О сложившейся ситуации на контрольно-пропускном пункте «Ак-Жол» на которых  были заслушаны информации: министра транспорта и дорог Кыргызской Республики Айдарова З.К.; директора Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики Мамбетова Т.М.; министра финансов Кыргызской Республики Касмалиева А.А.; первого заместителя полномочного представителя Правительства в Чуйской области, руководителя межведомственной рабочей группы Султаналиева Т.О.; первого заместителя председателя Государственной пограничной службы Кыргызской Республики Жылтырова Б.Ж.; заместителя начальника главного управления патрульной милиции МВД Кыргызской Республики Саркулова Ы.К. и председателя государственной инспекции по экологической и технической безопасности  Кыргызской Республики Муратбекова К.К. по принимаемым ими мерам во исполнение решений, прнятых Комитетом.

В связи с тем, что контроль исполнений решений Комитета от 31 мая и 7 и 28 июня 2016 года был возложен на Отдел Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству (далее Отдел), по поручению председателя Комитета Аманкулова М.А. группа экспертов отдела Комитета 8 сентября 2016 года с выездом на место изучила вопросы хода исполнения, указанных трех Решений Комитета по разрешению сложившейся ситуации на контрольно-пропускном пункте «Ак-Жол», а также поступившие, как было указано во 2-ом пункте Решения Комитета от 28 июня 2016 года «Правительству Кыргызской Республики, Министерству транспорта и дорог Кыргызской Республики, Государственной пограничной службе Кыргызской Республики, Главному управлению патрульной милиции МВД Кыргызской Республики и Главе государственной администрации Аламудунского района Чуйской области принять меры по усилению исполнения решений Комитета от 31 мая и 7 июня 2016 года, по сложившейся ситуации на контрольно-пропускном пункте «Ак-Жол», и до 20 сентября 2016 года предоставить в Комитет полную и исчерпывающую информацию по порученческим пунктам» (письма прилагаются).

Дорожными органами Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызкой Республики, на сегодняшний день выполнены дорожно-ремонтные работы по строительству тротуара с западной стороны с устройством асфальтобетонного покрытия, протяженностью 280 метров,  планируется строительство тротуара с восточной стороны, также установлены дорожные знаки, запрещающие остановки и стоянки транспортных средств, разметка дорог, покраска и побелка знаков, парапетов, км столбиков.

Кроме этого, определено место посадки пассажиров на площадке возле поста транспортного контроля «Ак-Жол автодорожный» пост (УПМ) не более 3-х автобусов малого класса.

На сегодняшний посадку-высадку пассажиров на указанной площадке возле поста (УПМ) осуществляет автобусы малого класса регулярных маршрутов № 333 и 285 по очереди один автобус № 377 и 932-Д по очереди один автобус и № 932-Э один автобус. Остальные свободные автобусы производит отстой диспетчерского пункта перевозчиков по ул. Алма-Атинская, 542. Деятельность данных маршрутов находится на постоянном контроле соответствующих подведомственных органов Министерства.

На территории КПП «Ак-Жол автодорожный» для беспрепятственного проезда пассажирского автотранспорта и для разворота маршрутных такси демонтированы парапеты, установлены дорожные знаки и разметка дорог. На сегодняшний день вопросы возникающие и относящиеся к дорожникам решаются на месте.

Министерство транспорта и дорог в дальнейшем намерено прорабатывать данный вопрос в соответствии с действующим законодательством на территории Кыргызской Республики, нормативно-правовых актов, стандартов, строительных норм и правил по строительству автомобильных дорог (СНиП КР 32-01:2004), ГОСТов и Правил дорожного движения  Кыргызской Республики и по мере готовности генерального плана по КПП «Ак-Жол автодорожный».

В настоящее время проект распоряжения Правительства Кыргызской Республики «О дополнительном финансировании в целях улучшения транспортной инфраструктуры и благоустройстве контрольно-пропускных пунктов расположенных на границе с Республикой Казахстан на территории Чуйской области», с учетом замечаний Минфина дорабатывается Министерством и будет направлен на рассмотрение в Аппарат Правительства Кыргызской Республики.

Управлением патрульной милиции по ГУВД Чуйской области проведены следующие мероприятия:

- в целях надлежащей организации дорожного движения установлены соответствующие дорожные знаки в количестве 26-шт;

- установлены разделительные парапеты длиной 2,5 метра и высотой 60 см на расстоянии 250 метров, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений;

- на данной территории (от поста ПМ «Кордай» до контрольно- пропускного пункта «Ак-Жол») для предотвращения стихийной торговли организовано дежурство сотрудников БПМ УПМ по ГУВД Чуйской области;

- со стороны западной части автодороги имеется 2 автостоянки вместимостью одна до 30-единиц, вторая до 25-единиц автотранспорта;

- со стороны восточной части автодороги имеется 1-автостоянка вместимостью до 60-единиц автотранспорта.

Государственной пограничной службой в рамках реализации вышеуказанных Решений Комитета ЖК проведены следующие мероприятия.

       Шлагбаум,  ранее расположенный возле поста ДПС, передвинут на 70 метров ближе к пункту пропуска. Проведены работы по демонтажу оградительных заборов вдоль автотрассы, а также демонтированы в шахматном порядке перегородки между двумя параллельными коридорами при выезде из Кыргызской Республики.

       От моста до административного здания контрольно-пропускного пункта установлен крытый пешеходный коридор по направлению на въезд в Кыргызскую Республику.

       В целях недопущения скопления граждан в пункте пропуска установлены и оснащены техническими средствами пограничного контроля дополнительные кабины паспортного контроля, общее количество кабин составляет 15 штук. Завершается работа по установке дополнительного здания с кабинами паспортного контроля на въезд в Кыргызскую Республику. Проведены работы по улучшению освещения в ночное время по периметру пункта пропуска, осуществлена покраска металлической конструкции пешеходных коридоров.

       Также одним из пунктов Решения Комитета было поручено внести изменения в действующий Распорядок дня личного состава в части сокращения времени обслуживания (пересменки) для граждан пересекающих Государственную границу до 5 (пяти) минут, в настоящее время при смене старого и нового состава пограничных нарядов в пунктах пропуска пограничный контроль осуществляется непрерывно, определенное время (1-1.5 минуты) затрачивается только у военнослужащих пограничного наряда по проверке документов, которым необходимо вводить свой персональный пароль.

Несмотря на принятые меры, вышеуказанными курируемыми министерством и ведомствами Комитета, по итогам обсуждений было принято решение – поручить Правительству Кыргызской Республики, Министерству иностранных дел Кыргызской Республики; Министерству финансов Кыргызской Республики; Министерству транспорта и дорог Кыргызской Республики:

- в связи с многочисленными жалобами и нареканиями, совместно с Министерством иностранных дел Казахстана, проработать вопросы этики обслуживания граждан Кыргызской Республики пограничной службой Казахстана,

- рассмотреть вопрос строительства альтернативной дороги;

- с западной стороны поста ПМ «Кордай» организовать стоянку для маршрутного, частного такси и других автотранспортных средств;

- предусмотреть дополнительную полосу движения для автотранспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, и с восточной стороны для выезда с территории  Кыргызской Республики;

- определить источник финансирования, заказчика генерального плана от линии Государственной границы до населенного пункта (с пункта пропуска «Акжол» и прилегающей к ней территории, включая пост ПМ).

20 сентября 2016 года Комитет, в связи с поступающими многочисленными обращениями и нареканиями избирателей на состояние как существующих, так и вновь реабилитированных автомобильных дорог и сооружений, а также ряда социальных вопросов, поднятых избирателями Узгенского и Ноокатского районов Ошской области,  Кадамжайского района Баткенской области и города Кызыл-Кыя, во исполнение Закона Кыргызской Республики «О порядке осуществления контрольных функций Жогорку Кенешем Кыргызской Республики», провел выездное заседание в городе Кызыл-Кыя и встречу с избирателями. На заседании были рассмотрены вопросы:

- «О работе, проводимой Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики по реконструкции и реабилитации автомобильных дорог в Ошской и Баткенской областях»;

- О некоторых социальных вопросах, поднятых избирателями Узгенского и Ноокатского районов Ошской области и г.Кызыл-Кыя и Кадамжайского района Баткенской области и заслушаны информации заместителя министра транспорта и дорог Осоева Э.А. о состоянии и содержании дорог общего пользования, степени обеспеченности требуемой дорожной инфраструктурой, водоотводными устройствами, подземной и наземной коммуникацией, а также исполнении Законов Кыргызской Республики «О ратификации Соглашений о финансировании проекта реабилитации национальной дорожной сети Ош - Баткен – Исфана и информации депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики У.З. Ормонова, С.М. Джураева, М.Э. Мавляновой, о некоторых социальных вопросах, поднятых избирателями Узгенского и Ноокатского районов Ошской области и г.Кызыл-Кыя и Кадамжайского района Баткенской области и ответы членов Правительства Кыргызской Республики, а также  руководителей местных органов на поставленные ими вопросы.

Некоторые вопросы были решены на месте, при этом по проблемным вопросам Комитет поручил Правительству Кыргызской Республики, Министерству финансов Кыргызской Республики, Министерству транспорта и дорог Кыргызской Республики и Министерству чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики принять соответствующие меры.

Автомобильная дорога Бишкек-Ош является дорогой международного значения и одной из самых важных международных дорог в Средней Азии, включая Коридор CAREC № 3, кроме того автодорога самая важная национальная дорога, которая соединяет север и юг Кыргызстана.

В этой связи, Комитетом рассмотрено проект Грантового соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Японским Агентством Международного Сотрудничества (JICA) по проекту «Реконструкция моста Кок-Арт на автодороге Бишкек-Ош», подписанного 31 июля 2013 года в городе Бишкек.

Данный проект Соглашения призван для обеспечения устойчивого функционирования международной сети автомобильных дорог, бесперебойного транспортного сообщения северных и южных регионов республики, улучшит доступ населения Ошской и Джалал-Абадской областей в Чуйскую, Иссык-Кульскую и Нарынскую области.

       Автодорога Бишкек-Ош была реабилитирована, используя кредиты ADB и JBIC, однако участок Маданият – Джалал-Абад (70км) не был включен в проект реабилитации, так как на тот момент находился в соответствующем состоянии.

       Мост на 564+00км через реку Кок-Арт расположен между Сузаком и Джалал-Абадом, на не реабилитированном участке. Мост был построен в 1969 году, последние 20 лет не производился капитальный ремонт.      Правительство Кыргызской Республики, рассматривая как приоритетную реконструкцию  моста, обратилось к Правительству Японии об оказании безвозмездной помощи для замены указанного моста.

       Правительство Японии оказывает грантовую помощь на основании Соглашения о техническом сотрудничестве между Правительством Японии и Правительством Кыргызской Республики от 6 октября 2004 года, которое ратифицировано Законом Кыргызской Республики от 6 августа 2005 года № 130.

       По условиям Грантового соглашения JICA в соответствии с существующими законами и нормативными актами Японии в рамках Обменных Нот предоставляет Правительству Кыргызской Республики грант в размере до одного  миллиарда ста девяноста шести миллионов японских йен (¥ 1196,0 млн.).

Комитет, также одобрил проект Кредитного соглашения между Кыргызской Республикой и Исламским Банком Развития относительно проекта реконструкции альтернативной автомобильной дороги Север-Юг 

 (г. Балыкчи-г. Жалал-Абад), км 159-183 (проект № KYR-0052).

Задачей рассматриваемого проекта является реконструкция альтернативной автомобильной дороги Север-Юг.

Для реализации проекта «Строительство альтернативной автодороги Север-Юг», во исполнение поручения Президента Кыргызской Республики по строительству альтернативной автомобильной дороги, обеспечивающей непрерывную автотранспортную связь между севером и югом страны, Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики проводится работа по привлечению финансовых средств.

Реализация данного проекта включена в Национальную стратегию устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы как приоритетный инвестиционный проект, реализация которого позволит существенно повысить темпы роста экономики страны.

В настоящее время на кредитные средства Экспортно-импортного банка Китая ведутся строительные работы на участках Фазы I проекта: Казарман - Жалал-Абад (км 291-433) и Балыкчы - Арал (км 183+500-195+486).

31 октября 2014 года в Бишкеке состоялось заседание «круглого стола» Арабской Координационной Группы (АКГ), на котором для рассмотрения о финансировании со стороны фондов АКГ был представлен проект «Строительство альтернативной автодороги Север-Юг, км 159-183».

По результатам «круглого стола» был подписан Протокол заседания «круглого стола» между Правительством Кыргызской Республики и Арабской Координационной Группой, в которой делегация АКГ выразила готовность в участии и рассмотрении вопросов финансирования приоритетных проектов, в том числе проекта «Строительство альтернативной автодороги Север-Юг, км. 159-183».

Министерством транспорта и коммуникаций КР от 19.11.2014 г. №13-11/7999 направлено письмо в Минэкономики КР с просьбой направить официальные письма в Исламский банка развития (ИБР) и Саудовский фонд развития (СФР) с запросом о совместном финансировании данного проекта и предоставлении проектов Кредитных соглашений для проведения внутригосударственных процедур.

По результатам встречи Президента Кыргызской Республики Атамбаева А.Ш. с главой ИБР Ахмадом Мохамед Али Аль Мадани во время визита в Саудовскую Аравию 2-8 декабря 2014 года была достигнута договоренность о направлении в ближайшее время Миссии ИБР в Кыргызскую Республику для изучения новых совместных стратегических проектов.

С 10 по 14 марта 2015 года состоялась совместная Миссия ИБР и СФР в Кыргызскую Республику для оценки проекта «Строительство альтернативной автодороги Север-Юг, км 159-183» его дальнейшего включения в Рабочую программу ИБР на 2015 год и совместного финансирования со стороны ИБР и СФР.

Во время пребывания Миссии, ИБР и СФР для достижения взаимопонимания по вопросу софинансирования проекта альтернативной автодороги Север-Юг, участки Дыйкан – Кызыл-Жылдыз, км 159-183 и Кочкор-Дыйкан, км 64-159 встретились с Министерством экономики и Министерством финансов Кыргызской Республики, а также провели специальную встречу с Постоянной миссией Азиатского Банка Развития (АБР)  в Кыргызской Республике.

Протяженность вышеуказанных участков составляет 50 км, из которых 24 км будут построены при финансировании ИБР и СФР. Этот участок начинается от с. Дыйкан (км 159) и заканчивается в с. Кызыл-Жылдыз (км 183).

Оставшийся участок автодороги, расположенный между участком Кочкор (км 64) и участком Дыйкан (км 159) протяженностью 26 км, предложен АБР для параллельного финансирования.

Министерство финансов Кыргызской Республики, рассмотрев предлагаемые Исламским Банком Развития условия финансирования проекта реконструкции альтернативной автомобильной дороги Север-Юг (г. Балыкчи-г. Жалал-Абад), км 159-183, в размере 8.75 млн. ИД (что приблизительно эквивалентно 12.00 млн. долл. США), в письме от 29.05.2015 г. №16-2-2/5985 подтвердило их приемлемость.

ИБР в письме от 19.06.2015 г. №CTY/RD2/14/1479 сообщил, что 7 июня 2015 года на заседании Совета исполнительных директоров Банка был одобрен кредит в сумме 8.75 млн. ИД (что приблизительно эквивалентно 12.00 млн. долл. США) для данного проекта.

Согласно проекту Кредитного соглашения, представленному ИБР, общая стоимость проекта альтернативной автодороги Север-Юг (участки Дыйкан – Кызыл-Жылдыз, км 159-183 и Кочкор-Дыйкан, км 64-159) составляет 74,0 млн. долл. США. Из них: кредит ИБР – 12,0 млн. долл. США, кредит СФР/АБР – 55,0 млн. долл. США, доля софинансирования Правительства Кыргызской Республики составляет – 7,0 млн. долл. США.

В настоящее время ожидается одобрение кредита СФР в размере 20,0 млн. долл. США для строительства участка Дыйкан – Кызыл-Жылдыз, км 159-183. Доля софинансирования Правительства КР для данного участка составляет 1,8 млн. долларов США; общая стоимость проекта – 33,8 млн.долл.США.

ИБР предоставляет беспроцентный кредит в размере 8.75 млн. ИД (или 12.00 млн. долл. США) для финансирования проекта со следующими условиями: единовременная плата за услуги для покрытия административных расходов - 1,5 % годовых от суммы кредита; срок погашения кредита - 25 лет, включая 7-летний льготный период.

Так как ИБР является международной исламской финансовой организацией, все его финансовые операции ведутся по принципам Шариата, не разрешающим осуществлять никаких сделок, подразумевающих взимание процентов.

Денежные средства, выделяемые в рамках режима кредитного финансирования, предоставляются из капитальных ресурсов ИБР, которые выражаются в исламских динарах, и период их возврата варьируется от 15 до 25 лет, в зависимости от статуса страны, а льготный период от 3 до 7 лет.

На займы ИБР проценты не начисляются. Но Заемщик обязан выплатить плату за услуги, чтобы покрыть административные расходы, понесенные за обслуживание займа, и эта плата не превышает 1,5%.

Согласно разделов 3.2 и 3.3 статьи 3 «Получатель уплачивает Плату за услуги в размере, первоначально оцененном в 532 047,95 ИД (пятьсот тридцать две тысячи сорок семь исламских динаров и девяносто пять халала) в порядке, указанном в Графике-Б Приложения-II. Плата за услуги будет вноситься с даты настоящего Соглашения и должна рассчитываться и взиматься согласно Руководству Банка по расчету и взиманию платы за услуги по Кредитам», а «Сумма Платы за услуги, упомянутая в Разделе 3.2, является ориентировочной, основанной на предположении, что период реализации и период выплаты Суммы кредита будут такими, как предусмотрено здесь. Фактическая сумма Платы за услуги будет подсчитана после реализации Проекта, при условии, что данная сумма не превысит 1,5% (один с половиной процент) от Суммы кредита при ежегодном подсчете».

В этой связи, сумма за банковские услуги, указанная в Кредитном соглашении, составляет 532 047,95 исламских динаров (или 729 650,55  долл. США). Никакой другой суммы за использование кредита выплачиваться не будет.

Средства будут использованы для улучшения состояния участка альтернативной автомобильной дороги Север-Юг, включая земляные, дренажные работы, асфальтирование и реконструкцию мостов.

 

В ходе обсуждения проекта Кредитного соглашения на заседании Комитета 1 декабря 2015 года, депутатами был высказан ряд замечаний.

По ряду международных договоров Комитет указывал на присутствие тенденции ущемления интересов Кыргызской Республики, в частности, завышения объемов планируемых расходов и проводимых расчетов по намеченным задачам, а также не принятия соответствующих мер по привлечению в процессы строительства и реконструкции автомобильных дорог рабочей силы из числа местного населения и организаций.

Также одобрен проект Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Казахстан по проекту «Строительство автомобильной дороги Чолпон-Ата - Алматы», целью проекта строительства автомобильной дороги Чолпон-Ата-Алматы является развитие транзитного потенциала Кыргызской Республики, дальнейшее углубление и развитие торгово-экономических отношений между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан, между Китайской народной Республикой и Республикой Казахстан с использованием транспортного коридора Алматы-Кемин-Кувакы-Нарын-Торгуарт, сокращение времени доставки грузов и пассажиров, развитие туризма.

При рассмотрении проектов ратификаций международных Договоров и Соглашений, зачастую Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству в своих заключениях, обращал внимание Правительства Кыргызской Республики, Министерства финансов Кыргызской Республики и Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики на необходимость рационального распределения кредитных средств и разумного целевого использования, что в какой-то степени позволило бы снизить долговую нагрузку государства в перспективе.

В соответствии с частью 2 статьи 67 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» Правительство Кыргызской Республики должно предоставлять с текстом проекта международного Договора экспертизы: Министерства юстиции о соответствии текста законодательству Кыргызской Республики; Министерства финансов в части финансовых обязательств, вытекающих из проекта договора, а также документы согласования с органом, ведающим вопросами иностранных дел, что тоже не всегда исполнялось.

Также, при рассмотрении вышеуказанных законопроектов, Комитет обращал особое внимание Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики на то, что при заключении некоторых Соглашений, в ущерб экономическим интересам Кыргызстана, допускается ряд серьезных просчетов по таким категориям как надзор за строительством и управлением окружающей среды, обучение /конференции/ семинары для развития навыков и нераспределенные средства, при этом имело место неоправданное завышение объемов предстоящих расходов на указанные мероприятия. В то же время, Комитетом было рекомендовано за счет перераспределения средств, изыскивать возможность их экономии и направлять сэкономленные средства на обустройство дорог, строительство придорожных автостоянок для водителей.

Значительное внимание в отчетном периоде Комитетом уделялось выполнению протокольных поручений, постановлений и распоряжений Төрага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в частности, по наказам избирателей, в результате его рабочих поездок по всем областям и районам республики, согласно составленных планов-мероприятий. Избиратели обращались по проблемам, связанным с вопросами строительства общеобразовательных школ, состоянию автомобильных дорог, организации пассажирского транспорта в высокогорных регионах, обеспечения безопасности движения транспорта, обеспечения телерадиовещанием, почтовой и электрической связью и другим. Комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству по всем пунктам были даны своевременно поручения соответствующим министерствам и ведомствам, ход выполнения которых находится на постоянном контроле. За вышеуказанный отчетный период, Комитетом рассмотрены и исполнены 6 протокольных поручений.

В частности, по исполнению Протокольных поручений Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 31 марта 2016 года П № 55-VI, от 28 апреля 2016 года П № 56-VI, от 31 марта 2016 года П № 74-VI), от 25 мая 2016 года П № 65-VI, Комитет отметил следующее:

В решении вопроса, поднятом на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 31 марта 2016 года депутатом Мадеминовым М.Г. о строительстве объездной дороги (6 километров) села Орозбекова Кадамджайского района Баткенской области, по протокольному поручению Жогорку Кенеша (от 31 марта 2016 года П № 74-VI), предлагается местным органам самоуправления провести работы о включении в список объектов, финансируемых по статье республиканского бюджета «О капитальных вложениях».

В решении вопроса, поднятого на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 28 апреля 2016 года депутатом Жолдошбаевым К. о состоянии дорог Бишкек-Торугарт, по протокольному поручению Жогорку Кенеша (от 28 апреля 2016 года П № 56-VI) экспертами проведено исследование на 439-479 километрах участка дороги Бишкек-Нарын-Торугарт в 2012-2013 годы по возникшим трещинам шириной 3 см и глубиной в 2 метра после зимнего периода, они дали заключение, что причиной появления на трещин на дороге является плохое качество почвы.

Кроме того, была дана полная информация о проводимых мероприятиях для решения вопросов, указанных в протокольном поручении.

В решении вопроса, поднятом на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 28 апреля 2016 года депутатом Баатырбековым А.Б. о состоянии дорог в Ат-Башинском районе и маршрута Бишкек-Ошгоруш, по протокольному поручению Жогорку Кенеша (от 28 апреля 2016 года П № 55-VI) министром транспорта и коммуникаций дана информация, что на расстоянии 0 -45 км дороги Ача-Кайынды-Май-Босого до села Озгоруш, на расстоянии 0-32 км дороги Ат-Башы-Кында-Торугарт до села Ак-Муз и на расстоянии 0-15 км автомобильной дороги Чар-Ак-Муз выполнена работа по выравниванию и очистке.

Относительно вопросов, поднятых на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 25-мая 2016 года депутатами Нышановым С., Жапаровым А. о состоянии дорог Бишкек-Ош и Бишкек-Торугарт, по протокольному поручению Жогорку Кенеша (от 25 мая апреля 2016 года П № 65-VI).

Комитет поддержал предложение о выделении Правительством необходимых денежных средств и о включении в ближайшие планы Министерства транспорта и коммуникациям вышеуказанного объекта.

Комитетом уделяется немаловажное внимание работе по обращениям и заявлениям граждан. Всего в адрес Комитета поступило их всего 650, по каждому из них были приняты соответствующие меры, а наиболее актуальные были предметом обсуждения на заседаниях Комитета.

 

 

 

 

Председатель Комитета                               М.А. Аманкулов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Көрүүлөрдүн саны : 1348