На общественное обсуждение c 28 июня 2016 года выносится проект Закона Кыргызской Республики О национализации имущества ЗАО «Кумтор Голд Компани»

28-06-2016 11:48

Инициаторы:   депутаты Жогорку Кенеша О.Текебаев, А.Шыкмаматов

 

Предложения и замечания просим отправлять на электронный адрес zargulkochorova@mail.ru  или сообщать по телефону 0312  63-89-43

 

Номер регистрации №6-17733/16    27.06.16 

 

Пресс-служба Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

проект

 

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О национализации имущества ЗАО «Кумтор Голд Компани»

 

Проект «Кумтор» является одним из крупнейших золотодобывающих проектов в мире и самым значительным активом Кыргызской Республики. Коррупционное Заключение Генерального соглашения, подписанного  между Правительством Кыргызской Республики, Государственным концерном «Кыргызалтын» и «Камеко Корпорейшн» 4 декабря 1992 года в Торонто,  занижение  доли Кыргызской Республики через реструктуризацию проекта "Кумтор" в 2003 году с последующими внесениями дополнений и изменений в Соглашение привело к полному управлению проектом иностранной фирмой, что противоречит интересам страны. Реализация проекта, осуществленная в нарушение всех норм законов  экологии, нанесла непоправимый ущерб окружающей среде. Это стало серьезным основанием для сомнения в надежности  и ответственности партнера.

Настоящий Закон основан на общепризнанных международных принципах о признании неотъемлемого права всех государств свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами в соответствии со своими национальными интересами и уважении экономической независимости государств, отраженных  в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН № 626 от 21 декабря 1952 г. “О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов”, № 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 г. "Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами», № 3171 (XXVIII) от 17 декабря 1973 г. «О постоянном суверенитете над природными ресурсами», № 3201 (S-VI) от 1 мая 1974 г. «О Декларации об установлении нового международного экономического порядка», № 3281 (XXIX) от 12 декабря 1974 г. «О хартии экономических прав и обязанностей государств», а также норме части 3 статьи 12 Конституции Кыргызской Республики и направлен на вывод из-под контроля компании «Centerra Gold Inc.» (далее - «Центерра») золоторудного месторождения «Кумтор», имеющего ключевое значение для экономики государства, поддержания экономического суверенитета страны, обеспечения экологической безопасности, увеличения бюджетных поступлений, сохранения предприятий и других объектов производственной и  социальной сферы, необходимых обществу.

 

Статья 1.

Национализировать имущество закрытого акционерного общества «Кумтор Голд Компани» (КГК) в виде основных средств, производственных, финансовых и нематериальных активов, в том числе право на концессию месторождения «Кумтор», связанное с реализацией проекта «Кумтор»

 

Статья 2.

Выплату возмещения ущерба «Центерре» произвести за счет доходов, полученных от реализации золота месторождения «Кумтор», поэтапно, с вычетом всех убытков, причиненных Кыргызской Республике в проекте «Кумтор» включая:

-упущенную выгоду кыргызской стороны после реструктуризации проекта «Кумтор» в 2003 г.;

-добычу в 2007 году карьерных запасов участка «Юго-Западный» в количестве 9,1 т золота;

-потери от всех экологических и горно-инженерных рисков, в том числе уничтожения более 300 млн. м3 ледовой массы, ущерба в связи с движением отвалов пустой породы на социально-бытовые, производственные объекты;

 будущие затраты по реабилитации, рекультивации, стабилизации отвалов пустых пород, сохранению стабильности сооружений хвостохранилища, недопущению прорыва моренно-ледникового озера Петрова, чреватого экологической катастрофой.

Вопросы компенсации ущерба «Центерре» разрешаются и толкуются в соответствии с законами Кыргызской Республики.

 

Статья 3.

До завершения реализации проекта «Кумтор» приостановить действие:

соглашений по проекту «Кумтор», в том числе Пересмотренного инвестиционного соглашения между Правительством Кыргызской Республики от имени Кыргызской Республики, компанией "Центерра Голд Инк.", ЗАО "Кумтор Голд Компани" и ЗАО "Кумтор Оперейтинг Компани"»  от 6 июня 2009 года, а также статьи 6  Закона  КР «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года,  предусматривающих иные нормы и правила чем те, которые регулирует настоящий Закон.

 

Статья 4.

Наделить Правительство Кыргызской Республики всеми необходимыми правами и полномочиями для исполнения статей 1 и 2 настоящего Закона, в том числе, по принятию нормативных правовых актов, необходимых для их реализации.

 

Статья 5.

1.Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Кыргызской Республики «О ратификации Соглашения о новых условиях по проекту «Кумтор» между Правительством Кыргызской Республики, открытым акционерным обществом «Кыргызалтын», канадской компанией «Центерра Голд Инк.», закрытым акционерным обществом "Кумтор Оперейтинг Компани", закрытым акционерным обществом «Кумтор Голд Компани» и канадской корпорацией  «Камеко»», подписанного 24 апреля 2009 года в г. Бишкек» № 142 от 30 апреля 2009 г.

 

 

 

Президент

Кыргызской Республики   

 

Справка - обоснование

к Закону «О национализации имущества закрытого акционерного общества «Кумтор Голд Компани»

 

 

Кумторское золоторудное месторождение является одним из крупнейших по запасам золота и является национальным богатством Кыргызской Республики. Оно расположено в горах на высоте 3500-4500 метров над уровнем моря, в условиях вечной мерзлоты, и где берет свое начало река Нарын.

Путем заключения коррупционного Генерального соглашения между Правительством Кыргызской Республики, Государственным концерном «Кыргызалтын» и компанией «Камеко Корпорейшн» 4 декабря 1992 году в Торонто, в последующем, внесением дополнений и изменений в соглашения, занижением доли Кыргызской Республики через реструктуризацию проекта в 2003 г., национальное богатство было передано в полное управление иностранной фирме.

В настоящее время «Centerra Gold Inc» («Центерра») считает, что Кумтор на 100% принадлежит им, а  Кыргызстан является лишь владельцем 33 % акции компании.

Безусловно, владельцами национального богатства Кыргызстана канадцы стали не просто так. Не случайно мощное «канадское лобби» имело влияние на президентов А.Акаева, К.Бакиева, которые всячески поддерживали и поощряли любые их предложения.

Между тем, в нарушение Закона Кыргызской Республики «О воде» и «Водного Кодекса Кыргызской Республики» канадская компания нанесла окружающей среде непоправимый экологический ущерб, в их числе, уничтожение ледников Давыдова и Лысый за счет складирования на них гигантских масс вскрышных, отвальных пород. Возникли угрозы «техногенных» селей, оползней ледово-каменных глетчеров.

Освоение золоторудного месторождения велось при отсутствии запланированного проекта по размещению и стабилизации отвалов пустых пород, что, по мнению международного эксперта «AMEC Earth & Environmental UK Ltd» является неприемлемым с точки зрения передовой практики.

Несмотря на неоднократные требования соответствующих государственных органов, до сих пор отсутствуют прогнозные исследования для определения динамики ускорения и продвижения ледников и определения геотехнических рисков, связанных с воздействием горной добычи на ледники. Геотехническая нестабильность и неконтролируемое движение (скольжение) отвалов пустых пород привело к приостановлению работ по разгрузке пустой породы, чтобы позволить производить удаление движущегося льда и рыхлой горной породы. Что в свою очередь привело к непредвиденным затратам исчисляемые сотнями миллионов долларов США. В результате, доступ к руде неоднократно откладывался, и переработка руды на фабрике останавливалась.

Привычка решать технические вопросы путем доведения их до форс-мажорных ситуаций, после чего добиваться согласований/утверждений/разрешений государственных органов путем шантажа остановки производства и, следовательно, не поступлением в бюджет страны средств от работы рудника, стала определяющим стилем работы оператора «Кумтор Оперетинг Компани» (КОК).

Отсутствие политической воли, наличие коррупционной связи исполнительной власти, которая, поддаваясь шантажу (обязательству) обеспечивает КОК соответствующими разрешениями, перешли все грани дозволенных границ. 

Указанные, а также иные причины, ставшие первопричинами нынешнего кризисного положения на руднике «Кумтор», являются серьезными основаниями для усомнения компетентности «КОК», добросовестности "Центерра."

17 августа 2012 года в обеспечение иска турецкой компании Sistem Muhendishlik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S. по имущественному спору вокруг отеля «Ак-Кеме» наложен арест на акции «Кыргызалтын» в «Центерре» на сумму $11 миллионов .

14 октября 2014 г по требованию канадской горнодобывающей компании Stans Energy Corp. по хозяйственному спору вокруг месторождения редкоземельных металлов Кутессай II наложен арест на сумму $233,1 миллионов. Это 60% акций в «Центерре» равный 47 миллионам акций.

Международный арбитражный суд в Париже (Франция) обязал выплатить владельцу ЗАО «Манас Банк» Валерию Белоконю $16,5 миллиона за экспроприацию банка. Белоконь ждет ответа от кыргызского правительства, прежде чем инициировать арест активов.

После завершения всех судебных разбирательств акции ОАО «Кыргызалтын» в «Центерре» будут арестованы со всеми вытекающими из этого последствиями.

Кыргызстан полностью потеряет Кумтор и будет бессилен что-либо предпринимать в отношении своих активов, находящихся под арестом.

Все попытки добиться взаимовыгодного консенсуса с действующими на сегодня канадскими партнерами Кыргызстана в лице компании «Центерра» не приносят на сегодняшний день желаемого результата. Таким образом, вопрос «Кумтора» перешел тот «рубикон», когда для защиты государственных интересов Кыргызстана не остались  другие варианты решения проблемы, кроме национализации

После революции 24 марта 2005 года в Кыргызстане и свержения А. Акаева вопрос о национализации рудника поднимался в Парламенте страны. Однако, президент К. Бакиев «спустил на тормоза» вопрос о национализации Кумтора.

После второй революции в 2010 году вопрос о национализации месторождения вновь стал предметом обсуждения. В феврале 2013 года  парламент Киргизии  подержал предложение госкомиссии по пересмотру соглашения по Кумтору от 2009 г. Правительству было поручено пересмотреть соглашение с «Центерра» в пользу Киргизии.

Постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 6 февраля 2014 года N 3806-V Правительству Кыргызской Республики при подготовке проектов нормативных правовых актов и других документов, вытекающих из Соглашения об условиях реструктуризации проекта "Кумтор" от 18 января 2014 года, было поручено:

-с привлечением экспертного сообщества провести дополнительные исследования международной практики национализации стратегических объектов применительно к проекту "Кумтор" с проведением соответствующих финансово-экономических расчетов и определением юридических последствий, выработкой вариантов развития событий. Результаты исследований внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в 3-месячный срок.

Правительством до сих пор не представлены результаты по указанному решению на рассмотрение Жогорку Кенеша.

«Нужны решительные меры по защите государственных интересов в проекте Кумтор, исключающие решение судьбы нашего национального достояния в судах Канады», - говорится в заявлении президента А. Атамбаев связи с сообщениями о наложении Верховным судом провинции Онтарио (Канада) 14 октября очередного ареста на акции ОАО «Кыргызалтын» в компании «Центерра»

 «На протяжении многих лет из-за преступной халатности или бездарного подхода властей Кыргызстана в 90-е годы, а затем и прямого предательства ими национальных интересов в 2003 году, одно из крупнейших в мире золоторудных месторождений «Кумтор» не приносит нашей стране даже относительно справедливой части доходов.

В частности, поставить вопрос о возможном выводе акций «Centerra Gold inc». из листинга с канадской фондовой биржи в Торонто. Или принять более решительные меры по защите государственных интересов Кыргызстана, исключающие решение судьбы Кумтора в судах Канады, компании которой уже вывели из нашей страны различными способами большую часть прибыли от одного из крупнейших в мире золоторудных месторождений. Нельзя допустить ситуаций, когда национальное достояние Кыргызстана становится разменной монетой в сугубо хозяйственных спорах и инструментом какого-либо давления на Кыргызстан, тем более со стороны зарубежных компаний и организаций», - подчеркивается в заявлении.

Право государства на национализацию, включающее право свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и богатствами, было подтверждено в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1952 г. № 626 «О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов».

2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 г. № 1803 (XVII) «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами».

3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1973 г. № 3171 (XXVIII) « О постоянном суверенитете над природными ресурсами.»

4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 г. № 3201     (S-VI) « О Декларации об установлении нового международного экономического порядка».

5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 г. № 3281 (XXIX) «О Хартии экономических прав и обязанностей государств».

Резолюция 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1962 года  "Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами" гласит:

«1. Право народов и нации на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и ресурсами должно осуществляться в интересах их национального развития и благосостояния населения соответствующих государств».

 «4. Национализация, экспроприация или реквизиция должны основываться на соображениях или мотивах общественной пользы, безопасности или национальных интересов, которые признаются более важными, чем чисто личные или частные интересы как граждан, так и иностранцев…»

Многие государства воспользовались данным им правом. Этому пример арабские страны, страны Южной Америки, которые, благодаря своим природным ресурсам, не только смогли освободиться от нищеты, но и стали процветающими странами.

Таким образом, с точки зрения современного международного права право осуществлять национализацию собственности, в том числе собственности иностранных граждан и компаний, является бесспорной прерогативой суверенного государства.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 г. № 3201 (S-VI) (подпункт «е» пункта 4) рекомендуется всем государствам воздерживаться от действий, прямых или косвенных, имеющих целью препятствовать осуществлению суверенных прав того или иного государства в отношении его естественных богатств.

Поскольку осуществление национализации относится к внутренней компетенции государства, то ни один международный орган не может обсуждать меры по национализации собственности иностранцев. Условия проведения национализации определяются не международным правом, а внутренним правом государства, осуществляющего национализацию.

Это положение, например, нашло свое подтверждение также в решении Международного суда ООН, который признал себя некомпетентным рассматривать жалобу правительства Великобритании (1951 г.) в связи с национализацией Ираном Англо-Иранской нефтяной компании.

Но не все согласны с такой постановкой вопроса.

Вместе с тем, не все их доводы, расчеты соответствуют действительности, о чем свидетельствует приложение к справке-обоснования законопроекта, являющееся составной частью настоящей справки - обоснования.

Многие члены Правительства, эксперты, юристы, политики, общественные деятели считают, что в случае национализации Кумтор остановит свою работу, золотодобычу сами граждане Кыргызстана «не потянут», что будут судебные иски, которые Кыргызстан проиграет, и соответственно будет выплачивать миллиардные компенсации и так далее и тому подобное.

Что касается судебных тяжб, то это касается лишь вопроса  компенсации, который, в случае его возникновения, должен регулироваться согласно внутреннему праву национализирующего государства и его судами.  Как гласит в Резолюции 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1962 года "Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами" при национализации:

 «4. …владельцу уплачивается соответствующая компенсация согласно правилам, действующим в государстве, которое принимает эти меры в осуществление своего суверенитета, и в соответствии с международным правом. Во всех случаях, когда вопрос о компенсации вызывает спор, используются все возможности разрешения его в национальных судебных инстанциях государства, принимающего эти меры. Однако, по соглашению заинтересованных суверенных государств и других заинтересованных сторон, спор должен быть урегулирован в арбитражном порядке или международным судебным решением».

Как известно, ни одно лицо в Кыргызстане не отрицало вопрос о необходимости компенсации. Другой вопрос в том, как будет определено это самое «возмещение», поскольку в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №3171/1973 утверждается право самих государств определять формы и размер компенсации. Любопытным будет пример ст. 3 иракского Закона №59 от 1.06.1972 о национализации «Ирак петролеум компании», где указывалось, что иракское государство выплатит ей компенсацию, из которой будут вычтены долги компании (налоги, местные долги, связанные с операциями) и суммы, причитающиеся иракскому государству.

Оппонентами национализации указываются разные суммы компенсаций, и они зашкаливают за 3 млрд. долларов США, что сопоставимо с годовым доходом страны, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

В соответствии проекта закона, национализации подлежит имущества «КГК». Соответственно, размер компенсации может рассматриваться в рамках актива «КГК». Бухгалтерский баланс ЗАО «КГК» в 2012 г. указывает на то, что сумма долгосрочного актива была равна 524.389 тыс. долл. США. Из них основные средства 505.692 тыс. долл. США. В их числе трастовый фонд (11 миллионов 328 тыс. долларов США), предназначенный для рекультивации, и предоплаченные расходы (7 миллионов 369 тыс. долларов США), природу  которых можно будет выяснить в процессе точного исчисления размера компенсации не подлежат возмещению. Что касается краткосрочных активов, то они могут быть учтены при расчетах упущенной выгоды.

При этом необходимо принять во внимание то, что «Центерра» не вправе считать себя владельцем 100% основных средств в активе ЗАО «КГК». При реструктуризации проекта «Кумтор» в 2003 году основные средства в активе ЗАО «КГК», где ЗАО Кыргызалтыну принадлежала доля в размере 66.67%, не были обменены (конвертированы) в акции в «Центерре». Компания «Центерра» не приобретала долю КГК путем выкупа. Следовательно, владельцем 66.67% доли в основных средствах актива «КГК» является  ЗАО «Кыргызалтын». Как следствие, при расчете размер компенсации должно быть учтено доля сторон в активе основных средств «КГК».

В случае предъявления «Центеррой» счета в отношении упущенной выгоды, кыргызская сторона вправе встречно выставить счет по поводу упущенной выгоды Кыргызстана, произошедшей из-за коррупционной реструктуризации проекта «Кумтор» в 2003 г. и счет относительно ущерба нанесенный ими окружающей среде Кумтора.

Таким образом, оппоненты национализации не совсем корректны, когда считают, что размер компенсации равен 1- 3 млрд. долларам США, также как считают, что национализация приведет к остановке производства в проекте Кумтор.

Национализация не есть потеря, остановка проекта, а лишь смена собственника. Если после национализации канадцы уйдут, то для разработки Кумтора можно пригласить другого оператора, знающего и практикующегося на добыче золота. Кроме того, за десятки лет работы в проекте «Кумтор» все рабочие и большая часть инженеров кыргызстанцев переняли опыт работы по добыче золота, усвоили практические уроки менеджмента, изучили технологию добычи золота.

Перспектива.

Нетрудно догадаться, что «Центерра» под различным предлогом будет продолжать оттягивать решение экологических проблем. Если не сегодня то, завтра-послезавтра Центерра, «получив свое»,  уйдет с проекта, как «ушла»  компания Камеко.

Сегодня Кыргызстан стоит перед дилеммой: или он решается и предотвращает дальнейшее усугубление ситуации и идет на более решительные, серьезные шаги, или оставляет все как прежде и окончательно губит свою природу, уничтожает ледники, являющиеся достоянием человечества, со всеми вытекающими отсюда экологическими проблемами, одна из которых самых главных – это водная. Вода  уже в ближайшее время становится важнее золота и нефти.

Прогноз

В случае, если законопроект не будет принят.

После завершения всех судебных разбирательств акции ОАО «Кыргызалтын» в «Центерре» будут арестованы со всеми вытекающими из этого последствиями.

Кыргызстан потеряет «Кумтор» и будет бессилен что-либо предпринимать в отношении своих активов, находящихся под арестом.

Рано или поздно, «Центтерра» уйдет из проекта.

Рано или поздно, наступит день, когда проблемы, связанные с  «Кумтором», в том числе, проблема  в бюджетном финансировании, потеря работы для 2 600 граждан КР, потеря прибыли и увольнения в 708 компаниях страны, осуществляющих поставки на "Кумтор", и так далее станут проблемой Кыргызстана. Средств на покрытие проблем у Кыргызстана не хватит. Кыргызстан останется один на один с экологическими проблемами. При сохранении существующего положения и отношения к природным ресурсам, экологии страны будет нанесен непоправимый урон. Как следствие, техногенные катастрофы на Кумторе будут неминуемы. Бремя такого наследства будут нести наши потомки, которые вряд ли простят беспомощность нынешнего поколения.

В случае национализации.

Номинал акций «Центерры» рухнет, в том числе арестованные акции ОАО «Кыргызалтын».

Субъекты, выигравшие судебные процессы, останутся при своих интересах.

Выручка (по данным «Центерры») от реализации золота и серебра с 2014 по 2026 гг. будет равен 9 миллиардам 555 млн. долларам США, по цене 1350 долларов за унцию.

Прибыль Кыргызстана составит 2 миллиарда 770 млн. долларов США.

Валовый налог будет равен 1миллиард 238 млн. долларов США

Фонд развития Иссык-Кульской области – 96 млн. долларов США

Операционные расходы в размере 3 миллиардов 241 млн. долларов США и капитальные затраты в размере 2 миллиардов 216 млн. долларов США будут осуществляться кыргызской стороной подконтрольным или руководимым оператором.

В этом случае наличие денежных средств будет достаточно для произведения всех видов компенсаций «Центерре» и осуществления всех мероприятий по защите окружающей среды.

Главное, возможно, - это единственный шанс выйти из застоя.

Шанс решения проблем, вытекающих из многомиллиардного долга.

Шанс для Кыргызстана начать достойную жизнь.

Золото «Кумтора» было сохранено и оставлено предками для всего кыргызского народа, а не для обогащения канадцев и кучки коррупционеров.

 

От принятия законопроекта ожидается положительный социальный позитивный эффект и не вызовет гендерных, правозащитных и коррупционных последствий. Соответствует Законам Кыргызской Республики.

 

Не требует средств из республиканского бюджета.

 

Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

О. Текебаев

А. Шыкмаматов

 

 

 

Анализ регулятивного воздействия

к проекту Закона Кыргызской Республики

«О национализации имущества закрытого акционерного общества «Кумтор Голд Компани»

 

 Введение

Настоящий анализ регулятивного воздействия разработан к проекту Закона Кыргызской Республики ««О национализации имущества закрытого акционерного общества «Кумтор Голд Компани», разработанный депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Текебаевым Ө.Ч., в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», согласно которому:

1. Проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование предпринимательской деятельности, подлежат анализу регулятивного воздействия в соответствии с методикой, утвержденной Правительством.

2. Анализ регулятивного воздействия осуществляется и обеспечивается разработчиком нормативного правового акта.

3. Проект нормативного правового акта подлежит отклонению в случае непредставления разработчиком обоснования, подготовленного на основе анализа регулятивного воздействия.

Анализ регулятивного воздействия к проекту Закона Кыргызской Республики «О национализации имущества закрытого акционерного общества «Кумтор Голд Компани»   разработан в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности», и Методикой анализа регулятивного воздействия (АРВ) нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2014 года №559 в целях обеспечения максимальной эффективности проведения оптимизации нормативной правовой базы с использованием формы административно-разрешительной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Аналитическая записка составлена из описания общих проблем, вызвавших необходимость разработки проекта Закона, иных вариантов решения данных проблем, правовой экспертизы поля действия проекта Закона, экономического обоснования необходимости законопроекта, итогов проведения консультаций и рисков, связанных с реализацией проекта. 

Описание проблемы.

Кумторское золоторудное месторождение является одним из крупнейших по запасам золота и является национальным богатством Кыргызской Республики. Оно расположено в горах на высоте 3500-4500 метров над уровнем моря, в условиях вечной мерзлоты, и где берет свое начало река Нарын.

Кумтор  — третье по запасам золота месторождение. Залежи золота оцениваются в 700 тонн. «Кумтор» — самый последний высокогорный рудник в мире. 
Строительство рудника началось в 1994 году и было закончено в 1997 году. В мае 1997 года компания приступила к коммерческому производству золота и уже в 1998 году компания выплавила первый миллион унций золота. 

Путем заключения коррупционного Генерального соглашения между Правительством Кыргызской Республики, Государственным концерном «Кыргызалтын» и компанией «Камеко Корпорейшн» 4 декабря 1992 году в Торонто, в последующем, внесением дополнений и изменений в соглашения, занижением доли Кыргызской Республики через реструктуризацию проекта в 2003 г., национальное богатство было передано в полное управление иностранной фирме. При этом:

  При этом стоимость услуг советника - банка «Стандарт Банк Лондон Лимитед», «отстаивавшей» интересы кыргызской стороны  составила сумму – 5 812 500 канадских долларов!

Суть реструктуризации – это обмен простых именных акций, принадлежащих ОАО «Кыргызалтын» (66,67 %) и корпорации «Камеко Корпорейшн» (33,33 %) в Совместном предприятии «Кумтор Голд Компани» на соответствующее количество акций в международной золотодобывающей компании «Центерра Голд Инк.»

С учетом вышеуказанных корректировок соотношение долей участия должно было составить: кыргызская сторона - 57.7% , корпорация «Камеко, Корпорейшн» - 42,3 %.

При вычете из 57,7% доли акций 17,34%, реализованных Кыргызалтыном в 2004 году (86 млн. долларов США, которые ушли на реализацию Национальной среднесрочной программы сокращения бедности, а не для развития золоторудных проектов, ради которых были реализованы доля акций) доля акций кыргызской стороны была бы равна 40.36%, а не 15.66%.

В 2009 г. Согласно  пересмотренного Инвестиционного соглашении  все оставшиеся участки месторождения  (304 тонн золота  [9 773 600 унц.]) Кумтор были обменены на 17,09 % акций Центерры.

Эта сделка не отвечал интересам Кыргызстана.

При оценке движения денежной наличности  при реструктуризации 2003 г.  в расчет были приняты прогнозируемые на 2004-2009 гг. чистые денежные потоки рудника Кумтор (денежные потоки за вычетом затраты на выплату процентов и финансирование, погашения долга, эксплуатационные затраты,  затрат на рекультивацию, расходовы на выплату налогов и т.д.).          

Расчет прогнозируемых чистых денежных потоков рудника были приняты с учетом предполагаемой цены на золото 1 тр. унции – 350 долл. США.

При такой оценке движения денежной наличности вышеуказанные участки (запасы категории С12 – 20,4 тонны.) должны были быть оценены в 229 551 000 долл. США (655 860 унц. Х 350).       

При оценке стоимости геологических, прогнозных запасов и ресурсов при реструктуризации 2003 г. использовалась цена в 44.72 долл. США. При такой оценке денежной наличности стоимость вышеуказанные участки должны были быть оценены в  407 745 333 долл. США (9 117 740 унц. Х 44,72).

Таким образом стоимость вышеуказанных участков должно было быть оценено (по меркам Центерры) 637 296 333 долл. США.

На 2009 г. стоимость 1% акций был равен 2 345 508 долл. США. Следовательно, Кыргызстан за вышеуказанные участки мог иметь все оставшиеся акции Центерры и стать 100% владельцем компании

Вместо этого, наши руководители страны того времени довольствовались обменом оставшихся участков на 17,09 % акций Центерры.

На сегодня Кыргызстан является лишь владельцем 33 % акций компании. Всего пакет акций Кыргызстана в «Центерре» оценивается в $383,6 миллиона.

 

 «Доля» Кумтора в общих показателях Центерра (%)

2010 г.

Доходы 

82,8

Товары, сервис и материалы, купленные для операционной деятельности  

79,9

Расходы на разведку и разработку

38,0

Капитальные расходы

88,0

Зарплаты и выплаты, связанные с производством

79,1

Налоги и роялти, связанные с производством

80,6

 

В 2011 г. доля Кумтора в общих показателях Центерры был равен 92,3%

 

Текущая добывающая и экологическая практика.

Добыча золота ведется в нарушение Закона Кыргызской Республики «О воде» и «Водного Кодекса Кыргызской Республики». В результате канадская компания нанесла окружающей среде непоправимый экологический ущерб, в их числе, уничтожение ледников Давыдова и Лысый за счет складирования на них гигантских масс вскрышных, отвальных пород. Возникли угрозы «техногенных» селей, оползней ледово-каменных глетчеров.

Освоение золоторудного месторождения велось при отсутствии запланированного проекта по размещению и стабилизации отвалов пустых пород, что, по мнению международного эксперта «AMEC Earth & Environmental UK Ltd» является неприемлемым с точки зрения передовой практики.

Несмотря на неоднократные требования соответствующих государственных органов, до сих пор отсутствуют прогнозные исследования для определения динамики ускорения и продвижения ледников и определения геотехнических рисков, связанных с воздействием горной добычи на ледники. Геотехническая нестабильность и неконтролируемое движение (скольжение) отвалов пустых пород привело к приостановлению работ по разгрузке пустой породы, чтобы позволить производить удаление движущегося льда и рыхлой горной породы. Что в свою очередь привело к непредвиденным затратам исчисляемые сотнями миллионов долларов США. В результате, доступ к руде неоднократно откладывался, и переработка руды на фабрике останавливалась.

Привычка решать технические вопросы путем доведения их до форс-мажорных ситуаций, после чего добиваться согласований/утверждений/разрешений государственных органов путем шантажа остановки производства и, следовательно, не поступлением в бюджет страны средств от работы рудника, стала определяющим стилем работы оператора «Кумтор Оперетинг Компани» (КОК).

Отсутствие политической воли, наличие коррупционной связи исполнительной власти, которая, поддаваясь шантажу (обязательству) обеспечивает КОК соответствующими разрешениями, перешли все грани дозволенных границ. 

Указанные, а также иные причины, ставшие первопричинами нынешнего кризисного положения на руднике «Кумтор», являются серьезными основаниями для усомнения компетентности «КОК», добросовестности "Центерра."

Причины принятия проекта закона

17 августа 2012 года в обеспечение иска турецкой компании Sistem Muhendishlik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S. по имущественному спору вокруг отеля «Ак-Кеме» наложен арест на акции «Кыргызалтын» в «Центерре» на сумму $11 миллионов .

14 октября 2014 г по требованию канадской горнодобывающей компании Stans Energy Corp. по хозяйственному спору вокруг месторождения редкоземельных металлов Кутессай II наложен арест на сумму $233,1 миллионов. Это 60% акций в «Центерре» равный 47 миллионам акций.

Международный арбитражный суд в Париже (Франция) обязал выплатить владельцу ЗАО «Манас Банк» Валерию Белоконю $16,5 миллиона за экспроприацию банка.Белоконь ждет ответа от кыргызского правительства, прежде чем инициировать арест активов.

После завершения всех судебных разбирательств акции ОАО «Кыргызалтын» в «Центерре» будут арестованы со всеми вытекающими из этого последствиями.

Кыргызстан полностью потеряет Кумтор и будет бессилен что-либо предпринимать в отношении своих активов, находящихся под арестом.

Все попытки добиться взаимовыгодного консенсуса с действующими на сегодня канадскими партнерами Кыргызстана в лице компании «Центерра» не приносят на сегодняшний день желаемого результата. Таким образом, вопрос «Кумтора» перешел тот «рубикон», когда для защиты государственных интересов Кыргызстана не остались  другие варианты решения проблемы, кроме национализации.

 После революции 24 марта 2005 года в Кыргызстане и свержения А. Акаева вопрос о национализации рудника поднимался в Парламенте страны. Однако, президент К. Бакиев «спустил на тормоза» вопрос о национализации Кумтора.

После второй революции в 2010 году вопрос о национализации месторождения вновь стал предметом обсуждения. В феврале 2013 года  парламент Киргизии  подержал предложение госкомиссии по пересмотру соглашения по Кумтору от 2009 г. Правительству было поручено пересмотреть соглашение с «Центерра» в пользу Киргизии.

Постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 6 февраля 2014 года N 3806-V Правительству Кыргызской Республики при подготовке проектов нормативных правовых актов и других документов, вытекающих из Соглашения об условиях реструктуризации проекта "Кумтор" от 18 января 2014 года, было поручено:

-с привлечением экспертного сообщества провести дополнительные исследования международной практики национализации стратегических объектов применительно к проекту "Кумтор" с проведением соответствующих финансово-экономических расчетов и определением юридических последствий, выработкой вариантов развития событий. Результаты исследований внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в 3-месячный срок.

Правительством до сих пор не представлены результаты по указанному решению на рассмотрение Жогорку Кенеша.

Основания и мотивация национализации

Цель национализации:

- обеспечение функционирования проекта «Кумтор», имеющего стратегическое значение для страны в общественных интересах;

- обеспечение экологической безопасности.

 

Основания национализации:

- угроза экономической и национально-государственной безопасности страны из-за коррупционности заключенных соглашений;

- загрязнение окружающей среды.

Правовой анализ

Право государства на национализацию, включающее право свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и богатствами, было подтверждено в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1952 г. № 626 «О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов».

2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 г. № 1803 (XVII) «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами».

3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1973 г. № 3171 (XXVIII) « О постоянном суверенитете над природными ресурсами.»

4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 г. № 3201     (S-VI) « О Декларации об установлении нового международного экономического порядка».

5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 г. № 3281 (XXIX) «О Хартии экономических прав и обязанностей государств».

Резолюция 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1962 года  "Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами" гласит:

«1. Право народов и нации на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и ресурсами должно осуществляться в интересах их национального развития и благосостояния населения соответствующих государств».

«4. Национализация, экспроприация или реквизиция должны основываться на соображениях или мотивах общественной пользы, безопасности или национальных интересов, которые признаются более важными, чем чисто личные или частные интересы как граждан, так и иностранцев.

Многие государства воспользовались данным им правом. Этому пример арабские страны, страны Южной Америки, которые, благодаря своим природным ресурсам, не только смогли освободиться от нищеты, но и стали процветающими странами.

Таким образом, с точки зрения современного международного права право осуществлять национализацию собственности, в том числе собственности иностранных граждан и компаний, является бесспорной прерогативой суверенного государства.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 г. № 3201 (S-VI) (подпункт «е» пункта 4) рекомендуется всем государствам воздерживаться от действий, прямых или косвенных, имеющих целью препятствовать осуществлению суверенных прав того или иного государства в отношении его естественных богатств.

Поскольку осуществление национализации относится к внутренней компетенции государства, то ни один международный орган не может обсуждать меры по национализации собственности иностранцев. Условия проведения национализации определяются не международным правом, а внутренним правом государства, осуществляющего национализацию.

Это положение, например, нашло свое подтверждение также в решении Международного суда ООН, который признал себя некомпетентным рассматривать жалобу правительства Великобритании (1951 г.) в связи с национализацией Ираном Англо-Иранской нефтяной компании.

Финансово-экономический анализ

Не все разделяют точку зрения национализации проекта «Кумтор». Противники национализации категорично отрицают данный вопрос. Примеры.

 «Только единовременные выплаты при национализации «Кумтора» составят $766 миллионов»..

Рыночная стоимость «Центерры» составляет $1 миллиард 650 миллионов. При национализации Кыргызстан должен будет выплатить единовременно $766 миллионов за 33 процента акций.

«Инвестор в письме уже писал, что если мы пойдем на национализацию, мы должны будем выплатить упущенную выгоду и вложенные средства».

(экс премьер-министр КР Ж. Сатыбалдиев. ИА 24 kg. )

Никто не  предлагает национализировать «Центерру». Вопрос о национализации может  рассматриваться только  относительно имущества компании «КГК», реализующей проект «Кумтор». Что касается размера ущерба, то он должен исчисляться в рамках вложенных «Центеррой» средств. Вопрос, касающийся упущенной выгоды, обоюден. У каждой стороны есть, что  выставить друг другу.

 «…инвестор вложил $1 миллиард, построил фабрику, купил оборудование и технику. «У них есть упущенная выгода в $2 миллиарда. $3 миллиарда - это минимальная сумма, которую мы должны будем выплатить». (экс премьер-министр КР Ж. Сатыбалдиев. ИА 24 kg. )

В истории проекта «Кумтор» единственным инвестором, вложившим свои денежные средства, была компания  «Камеко» - в размере  45 млн. долларов США на оплату расходов, связанных с разведкой и разработкой месторождения «Кумтор». Из них, согласно параграфа 3.4 (b) Генерального соглашения, 30 млн. долларов США «Камеко» представляла от имени Правительства Кыргызстана. Все остальные средства в сумме 452,5 млн. долларов США были заемными средствами ЗАО «КГК». Из них основной заем был предоставлен синдикатом коммерческих банков:

Европейский Банк Реконструкции и Развития - 30 млн. долларов США (ЛИБОР + 3,0%).

Всего - 265 млн. долларов США.

Субординированный (подчиненный) заем был предоставлен:

Корпорацией «Камеко» (акционерный заем) - 107,5 млн. долларов США (ЛИБОР + 6,0%).

Всего - 127,5 млн. долларов США.

Итого заемных средств - 392,5 млн. долларов США.

Самофинансирование проекта «Кумтор» - 15 млн. долларов США;

Итого стоимость строительства - 452,5 млн. долларов США.

Стоимость строительства была подтверждена по факту выполненных работ Правительственной комиссией и постановлением Правительства от 15 июля 1998 года № 470.

Возврат кредитов осуществлял ЗАО «КГК» с учетом долей сторон.

Следовательно, по сути, инвестором проекта «Кумтор» является кыргызская сторона в объеме 66,67% и «Камеко» в объеме 33.33%.

Так называемые инвестиции «Центерры», - это самофинансирование от реализации золота и серебра «Кумтора». Акционеры «Центерры», в том числе ЗАО «Кыргызалтын», не вкладывали в проект из своих средств ни цента.

Что касается судебных тяжб, то это касается лишь вопроса  компенсации, который, в случае его возникновения, должен регулироваться согласно внутреннему праву национализирующего государства и его судами.  Как гласит в Резолюции 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1962 года "Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами" при национализации:

 «4. …владельцу уплачивается соответствующая компенсация согласно правилам, действующим в государстве, которое принимает эти меры в осуществление своего суверенитета, и в соответствии с международным правом. Во всех случаях, когда вопрос о компенсации вызывает спор, используются все возможности разрешения его в национальных судебных инстанциях государства, принимающего эти меры. Однако, по соглашению заинтересованных суверенных государств и других заинтересованных сторон, спор должен быть урегулирован в арбитражном порядке или международным судебным решением».

Как известно, ни одно лицо в Кыргызстане не отрицало вопрос о необходимости компенсации. Другой вопрос в том, как будет определено это самое «возмещение», поскольку в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №3171/1973 утверждается право самих государств определять формы и размер компенсации. Любопытным будет пример ст. 3 иракского Закона №59 от 1.06.1972 о национализации «Ирак петролеум компании», где указывалось, что иракское государство выплатит ей компенсацию, из которой будут вычтены долги компании (налоги, местные долги, связанные с операциями) и суммы, причитающиеся иракскому государству.

Оппонентами национализации указываются разные суммы компенсаций, и они зашкаливают за 3 млрд. долларов США, что сопоставимо с годовым доходом страны, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

В соответствии проекта закона национализации подлежит имущества «КГК». Соответственно, размер компенсации может рассматриваться в рамках актива «КГК». Бухгалтерский баланс ЗАО «КГК» в 2012 г. (в долларах США, в тысячах) указывает на то, что сумма долгосрочного актива была равна 524.389 тыс. долл. США. Из них основные средства 505.692 тыс. долл. США. Краткосрочный актив был равен 399,562 тыс. долларов США. Трастовый фонд (11 миллионов 328 тыс. долларов США), предназначенный для рекультивации, и 7 миллионов 369 тыс. долларов США предоплаченных расходов, природу  которых можно будет выяснить в процессе точного исчисления размера компенсации, а также краткосрочные активы не подлежат возмещению. Они могут быть учтены при расчетах упущенной выгоды.

При этом необходимо принять во внимание следующее. «Центерра» не вправе считать себя владельцем 100% имущества ЗАО «КГК». При реструктуризации проекта «Кумтор» в 2003 году основные средства в активе ЗАО «КГК», где ЗАО Кыргызалтыну принадлежала доля в размере 66.67%, должны были быть учтены и обменены на акции в «Центерре». Доля ЗАО «Кыргызалтына» в активе ЗАО «КГК» не была конвертирована в акции «Центерры». Следовательно, доля ЗАО «Кыргызалтын» в активах ЗАО «КГК» сохранена. Тем более, компания «Центерра» не приобретала долю КГК путем выкупа.

Таким образом, если взять за основу бухгалтерские данные 2012 г., то в основных средствах ЗАО «КГК»  335.62 млн. долларов США принадлежит ЗАО «Кыргызалтын», 170.1 млн. долларов США Центерре. Размер компенсации «Центерре» может рассматриваться в рамке их доли.

В случае предъявления «Центеррой» счета в отношении упущенной выгоды, кыргызская сторона вправе встречно выставить счет по поводу упущенной выгоды Кыргызстана, произошедшей из-за коррупционной реструктуризации проекта «Кумтор» в 2003 г. и ущерба нанесенный окружающей среде Кумтора.

Таким образом, оппоненты национализации не совсем корректны, когда считают, что размер компенсации равен 1- 3 млрд. долларам США, также как считают, что национализация приведет к остановке производства в проекте Кумтор.

Национализация не есть потеря, остановка проекта, а лишь смена собственника. Если после национализации канадцы уйдут, то для разработки Кумтора можно пригласить другого оператора, знающего и практикующегося на добыче золота. Кроме того, за десятки лет работы в проекте «Кумтор» все рабочие и большая часть инженеров кыргызстанцев переняли опыт работы по добыче золота, усвоили практические уроки менеджмента, изучили технологию добычи золота.

Варианты решения.

Вариант 1. Оставить действующее положение без изменения, т.е. отклонить законопроект.

После завершения всех судебных разбирательств акции ОАО «Кыргызалтын» в «Центерре» будут арестованы со всеми вытекающими из этого последствиями.

Кыргызстан потеряет «Кумтор» и будет бессилен что-либо предпринимать в отношении своих активов, находящихся под арестом.

Рано или поздно, «Центтерра» уйдет из проекта.

Рано или поздно, наступит день, когда возникнут все проблемы, связанные с  «Кумтором», в том числе, проблема  в бюджетном финансировании, общие потери которого сегодня равны около  9 млрд. сомов,  потеря работы для 2 600 граждан КР, потеря прибыли и увольнения в 708 компаниях страны, осуществляющих поставки на "Кумтор", и так далее.

Средств на покрытие всех проблем у Кыргызстана не хватит.

Кыргызстан останется один на один с экологическими проблемами. При сохранении существующего положения и отношения к природным ресурсам, экологии страны будет нанесен непоправимый урон. Как следствие, техногенные катастрофы на Кумторе будут неминуемы. Бремя такого наследства будут нести наши потомки, которые вряд ли простят беспомощность нынешнего поколения.

Вариант 2. Принять закон о национализации.

Номинал акций «Центерры» рухнет, в том числе арестованные акции ОАО «Кыргызалтын».

Субъекты, выигравшие судебные процессы, останутся при своих интересах.

По данным «Центерры» и Правительства КР выручка от реализации золота и серебра с 2014 по 2026 гг. будет равен 9 миллиардам 555 млн. долларам США, по цене 1350 долларов за унцию (вопрос цены золота, - спорна).

Предполагаемая прибыль составит 2 миллиарда 770 млн. долларов США (при сохранении высокой рентабельности (22%) и неизбежного увеличения себестоимости продукции данный показатель сомнителен).

Валовый налог -  1 миллиард 238 млн. долларов США

Фонд развития Иссык-Кульской области – 96 млн. долларов США

Операционные расходы в размере 3 миллиардов 241 млн. долларов США и капитальные затраты в размере 2 миллиардов 216 млн. долларов США будут осуществляться кыргызской стороной подконтрольным или руководимым оператором.

В этом случае наличие денежных средств будет достаточно для произведения всех видов компенсаций «Центерре» и осуществления всех мероприятий по защите окружающей среды.

Затраты предпринимательства (частных организаций) – отсутствуют.

Выгоды хозяйствующих субъектов – отсутствуют.

Затраты, связанные с соблюдения законодательства - отсутствуют        

Риски потерь – возможны в случае потери оперативности в принятии решений; ошибки в назначении руководящих должностей; выбор непрофессионального  оператора; зарождение коррупционной схемы.

Затраты государства – выплата компенсации, расходы, в случае судебных тяжб.

Последствия принятия   закона

Принятие данного законопроекта позволит существенно пополнить доходную часть республиканского бюджета, решить проблемы экологии.