Заключение
Комитета по бюджету и финансам
от 11 ноября2019 года
О проекте Закона Кыргызской Республики
«О республиканском бюджете Кыргызской Республики
на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы», в первом чтении
Комитет по бюджету и финансам, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 сентября 2019 года № 503, отмечает следующее.
В предлагаемом проекте прогнозируется реальные темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) на уровне 5,0% в 2020 году, 4,0% в 2021 году и 4,4% в 2022 году и рост будет достигнут за счет роста отраслей экономики: сферы услуг (2020г. – 4,3%, 2021г. – 3,5%, 2022г. – 2,9%), строительства (2020г. – 11,7%, 2021г. – 9,1%, 2022г. – 8,7%), сельского хозяйства (2020г. - 3,7%, 2021г. – 3,3%, 2022г. - 3,3%), промышленности (2020г. – 4,1%, 2021г. – 2,9%, 2022г. – 6,3%). Макроэкономические показатели на 2020 год и 2021-2022 годы прилагаются (Приложение №1).
Согласно, пояснительной записке к проекту республиканского бюджета формирование доходной части бюджета было основано на базе Среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны на 2020-2022 годы, фактических поступлений за ряд лет, оценки поступления доходов в 2019 году и на основе действующего законодательства Кыргызской Республики.
Общие доходы республиканского бюджета с учетом грантов государственных инвестиций в 2020 году предусматриваются в сумме 163710,4 млн. сомов или 24,5 % ВВП. В номинальном выражении доходы республиканского бюджета по отношению к утвержденному бюджету 2019 года увеличатся на 7,9 % или на 11948,0 млн. сомов.
В период 2021-2022 гг. доходы республиканского бюджета составят 164916,6 млн. сомов и 169243,7 млн. сомов соответственно.
В составе доходов республиканского бюджета налоговые доходы составят в 2020 году 127 879,0 млн. сомов (19,2 % ВВП) или с увеличением к утвержденному бюджету 2019 года на 9951 млн. сомов. Доля налоговых поступлений в общем объеме доходов бюджета составляет 78,2 %, в 2021 году – 133 366,7 млн. сомов (18,7 % ВВП), в 2022 году – 140973,8 млн. сомов (18,6 % ВВП). Среднегодовой темп роста налоговых доходов за трехлетний период составит 106,1 %.
Неналоговые доходы республиканского бюджета предусматриваются в 2020 году в размере – 26 148,6 млн. сомов (3,9 % ВВП), ) или с увеличением к утвержденному бюджету 2019 года на 3 902 млн. сомов. Доля неналоговых поступлений в общем объеме доходов составляет 16,0%, 2021 году – 24 215,9 млн. сомов (3,4 % ВВП) и 2022 году – 24 397,2 млн. сомов (3,2 % ВВП).
В проекте республиканского бюджета в целом заложена положительная тенденция ежегодного роста доли налоговых поступлений от 78,8 % в 2020 году до 81,0 % и 83,2 % в 2021-2022 годы, за исключением подоходного налога с физических лиц-резидентов Кыргызской Республики, который в соответствии с Концепцией развития межбюджетных отношений в Кыргызской Республики в целях сокращения количества дотационных органов местного самоуправления и укрепления доходной базы местных бюджетов подлежит зачислению:
в 2020 году в местные бюджеты – 85 %;
в 2021 году в местные бюджеты – 100 %.
Высокие темпы предусмотрены по следующим видам налогов:
Налог с продаж – 155,2 % по отношению к 2019 году или с увеличением на 1 316,0 млн. сомов, Роялти - 163,2 % или соответственно с увеличением на 526, 4 млн. сомов, налог на валовый доход Кумтора - 120,6% или с увеличением на 1 222,0 млн. сомов, налог на прибыль - 119,4% или с увеличением на 1 135, 3 млн. сомов.
Вместе с тем следует отметить, что по итогам исполнения доходной части бюджета за январь-август месяцы 2019 года имеет место существенный недобор поступлений налога с продаж, план исполнен лишь на 89,3 % или при прогнозе поступлений в сумме 3103,5 млн. сомов поступления за указанный период составили 2770,7 млн. сомов или выпадение составило 323, 8 млн. сомов. Согласно информации ГНС при Правительстве Кыргызской Республики основной причиной неисполнения явилось освобождение от налога с продаж экспорт товаров, работ, услуг, реализация товаров, работ, услуг оплаченных в безналичной форме. Учитывая политику дальнейшего стимулирования и расширение безналичного расчета и увеличения экспорториентированных субъектов данный фактор будет иметь устойчивый характер.
Также следует отметить, что по итогам исполнения доходной части бюджета за январь-август месяцы 2019 года имеет место существенный недобор поступлений налога с продаж, план исполнен лишь на 89,3 % или при прогнозе поступлений в сумме 3103,5 млн. сомов поступления за указанный период составили 2770,7 млн. сомов. Согласно информации ГНС при Правительстве Кыргызской Республики основной причиной неисполнения явилось освобождение от налога с продаж экспорт товаров, работ, услуг, реализация товаров, работ, услуг оплаченных в безналичной форме. Учитывая политику дальнейшего стимулирования и расширения безналичного расчета и увеличения экспорториентированных субъектов данный фактор будет иметь устойчивый характер.
Наблюдается снижение и по акцизному налогу на товары, производимые на территории Кыргызской Республики по отношению к утвержденному бюджету 2019 года на 362,9 млн. сом.
Неналоговые доходы за период 2020-2022 годы характеризуются неравномерностью поступлений.
Поступления официальных трансфертов (программные гранты и гранты ГИ) снизились с 11,6 млрд. сомов в 2019 году до 9,7 млрд. сомов в 2020 году, а к 2022 году сокращение составляет почти 2 раза, что будет связано со снижением поступлений грантов ГИ и тем, что с 2020 года не предусмотрено поступление программных грантов.
Заложены значительные темпы роста поступлений в 2020 году по отношению к 2019 году по пошлинам - 170,5 %, увеличение предусмотрено в 2.6 раза по сравнению с 2018 годом поступления процентов по выданным бюджетным ссудам и кредитам -144,6 %, по сравнению с 2018 годом увеличение составляет 1,8 раза, сборов -141,9 %, соответственно в 2,0 раза, без обоснованого пояснения причин высоких темпов в пояснительной записке к законопроекту.
Необходимо отметить, что положительная тенденция предусмотрена по дивидендам, начисленных на государственный пакет акций (111,1%), от оказания платных услуг (114,7%), штрафы, санкции, конфискации (113,3%). Вместе с тем на уровне 2019 года спрогнозированы объемы поступлений от прибыли государственных предприятий и Национального банка Кыргызской Республики.
Структура налоговых поступлений республиканского бюджета на 2019-2021 годы в таблице прилагается (Приложение №2).
Общий объем расходов республиканского бюджета на 2020 год без учета финансовых активов установлен на уровне 173 663,9 млн. сомов или 26,0 % ВВП, что на 11 750,8 млн. сомов больше утвержденного бюджета 2019 года (161 913,1 млн. сомов). С учетом финансовых активов общий объем расходов республиканского бюджета установлен на уровне 181 722,5млн. сомов, в том числе за счет бюджетных средств –144 015,0 млн. сомов, что на 13 758,7 млн. сомов больше утвержденного бюджета 2019 года (130 256,3млн. сомов), средств специальных счетов – 10 749,7 млн. сомов, что на 1 376,2 млн. сомов больше утвержденного бюджета 2019 года (9 373,5 млн. сомов), средств государственных инвестиций – 26 957,8 млн. сомов. В период 2021-2022 годы расходы республиканского бюджета без учета финансовых активов составят 173 498,4 млн. сомов и 174 967,0 млн. сомов соответственно.
млн. сомов
Наименование |
2018 год факт |
2019 год утвержд. |
2020 год |
|||
проект |
откл-е к 2019 году |
% ВВП |
% к общим расходам |
|||
Всего (с учетом финансовых активов) |
146 532,2 |
173 225,8 |
181 722,5 |
7 496,7 |
27,2 |
100 |
Государственные услуги общего назначения |
20 542,0 |
53 105,2 |
55 842,3 |
2 737,1 |
8,4 |
30,7 |
Экономические вопросы |
25 219,7 |
48 679,8 |
43 708,5 |
-4 971,3 |
6,6 |
24,1 |
Охрана окружающей среды |
962,4 |
863,5 |
897,4 |
33,9 |
0,1 |
0,5 |
Жилищные и коммунальные услуги |
1 653,8 |
1 249,9 |
1 249,9 |
0 |
0,2 |
0,7 |
Здравоохранение |
14 321,6 |
4 173,9 |
4 685,0 |
511,1 |
0,7 |
2,6 |
Организация отдыха и культурно-религиозная деятельность |
3 638,6 |
2 872,5 |
3 090,8 |
218,3 |
0,5 |
1,7 |
Образование |
30 773,5 |
29 348,8 |
37 809,8 |
8 461,0 |
5,7 |
20,8 |
Социальная защита |
29 714,4 |
13 159,1 |
11 965,2 |
-1193,9 |
1,8 |
6,6 |
Общегосударственные расходы (государственные программы, мероприятия и выплаты).
-«выборы и проведение референдумов» – 928,2 млн. сомов;
-«прочие учреждения общего назначения» – 170,5 млн. сомов;
-Фонд государственных материальных резервов при Правительстве Кыргызской Республики - 44,3 млн. сомов;
-подведомственные учреждения науки Министерства образования и науки Кыргызской Республики- 168,8 млн. сомов;
-Национальная академия наук Кыргызской Республики - 382,1 млн. сомов;
-Высшая аттестационная комиссия Кыргызской Республики - 13,5 млн. сомов;
-Архивное агентство при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики - 275,2 млн. сомов;
-Архив Президента Кыргызской Республики - 8,0 млн. сомов;
-Национальный центр информационных технологий - 3,0 млн. сомов;
-Государственная служба интеллектуальной собственности и инноваций при Правительстве Кыргызской Республики - 130,2 млн. сомов;
-Государственная учреждения «Национальная академия «Манас» и Чингиза Айтматова» - 35,9 млн. сомов;
-учреждения, переданные из районногобюджета на республиканский бюджет -356,9млн. сомов, без учета резервных фондов акимов;
-учреждения, переданные из местного бюджета на республиканский бюджет - 195,0 млн. сомов, без учета резервного фонда Полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях.
Бюджетные инвестиции характеризуются следующими показателями:
-в проекте бюджета на 2020 год предусмотрены средства по статье «капитальные вложения» в сумме 3 000,0 млн. сомов, которые в первую очередь будут направлены на завершение строительства, реконструкцию объектов образования, пострадавших от стихийных бедствий, аварийные объекты и объекты высокой строительной готовности;
-предусмотрен объем стимулирующих грантов на 2020 год 600,0 млн. сомов, на 2021 год 600,0 млн. сомов и на 2022 год 800,0 млн. сомов;
-в 2019 году сумма бюджетного финансирования государственных инвестиций из всех источников составит 33 595,9 млн. сомов. При этом доля внешнего финансирования за счет займов и грантов составит 32 329,2 млн. сомов или 96,2% от общей суммы финансирования, на софинансирование проектов будет использовано 1 266,7 млн. сомов или 3,8 % от общей суммы финансирования.
Наибольшие расходы в этот период традиционно приходятся на экономический сектор (энергетика, транспорт, сельское хозяйство, ирригация, сельское водоснабжение) и составят 30995,0 млн. сомов или 92,3% от общих расходов.
Расходы на обслуживание государственного долга Кыргызской Республики:
По состоянию на 30 июня 2019 года государственный долг Кыргызской Республики составил 310 765,75 млн. сомов (4 471,91 млн. долларов США), в том числе:
-84,81% составляет внешний долг - 263 561,38 млн. сомов (3 792,64 млн. долларов США);
-15,19% составляет внутренний долг – 47 204,37 млн. сомов (679,27 млн. долларов США).
Расходы бюджета на обслуживание общего государственного долга Кыргызской Республики предусматривается в 2020 году – 28 818,8 млн. сом, в 2021 году – 34 668,8 млн. сом, в 2022 году – 36 997,8 млн. сом.
млн. сом
Расходы |
2018 год факт |
2019 год Утвержд бюджет |
2020 год проект |
2021 год прогноз |
2022 год прогноз |
Проценты |
7 082,8 |
8 048,2 |
8 421,9 |
9 178,6 |
9 785,3 |
Внутренний долг |
3 385,5 |
3 762,5 |
4 093,2 |
4 738,1 |
5 276,7 |
Внешний долг |
3 697,3 |
4 285,7 |
4 328,7 |
4 440,5 |
4 508,6 |
Основная сумма |
16 664,9 |
20 278,8 |
20 396,9 |
25 490,2 |
27 212,5 |
Внутренний долг |
8 419,4 |
9 898,3 |
8 562,3 |
11 631,3 |
10043,5 |
Внешний долг |
8 245,5 |
10 380,5 |
11 834,6 |
13 858,9 |
17 169,0 |
Всего |
23 747,7 |
28 327,0 |
28 818,8 |
34 668,8 |
36 997,8 |
Из них расходы республиканского бюджета:
-по обслуживанию внешнего долга Кыргызской Республики прогнозируется направить в 2020 году – 16163,3 млн. сом, в 2021 году – 18299,4 млн. сом, в 2022 году – 21 677,6 млн. сом.
-по обслуживанию внутреннего долга Кыргызской Республики прогнозируется направить в 2020 году – 12 655,5 млн. сомов, в 2021 году – 16 369,4 млн. сомов, в 2022 году – 15320,2 млн. сомов.
Дефицит республиканского бюджета на 2020 год составит 9 953,5 млн. сомов или 1,5 % к ВВП.
На покрытие дефицита бюджета в 2020 году предусмотрены источники финансирования в сумме 9 953,5 млн. сомов.
По внутренним источникам предусмотрено положительное сальдо в сумме 3 106,1 млн. сомов, из них:
Поступление из внутренних источников составляет 19 726,8 млн. сомов, в том числе:
- поступления от реализации государственных ценных бумаг – 15 400 млн. сомов;
- остатки на счетах Правительства Кыргызской Республики – 1 573,5 млн. сомов;
- возврат бюджетных ссуд – 2 753,3 млн. сомов.
Погашение из внутренних источников составляет – 16 620,7 млн. сомов, в том числе:
- погашение основной суммы внутреннего долга – 8 562,3 млн. сомов;
- бюджетный кредит – 1 499,8 млн. сомов;
- рекредитование кредитов и грантов государственных инвестиций – 6 558,6 млн. сомов.
По внешним источникам предусмотрено положительное сальдо в сумме 6 847,4 млн. сомов, из них:
Поступления из внешних источников составляют 18 682,0 млн. сомов, в том числе:
-кредиты по государственным инвестициям – 18 682,0 млн. сомов.
На погашение основной суммы внешнего долга предусмотрено –11 834,6 млн. сомов.
Общий объем проекта местных бюджетов республики на 2020 год составляет 23 038,1 млн. сомов с увеличением на 1 268,0 млн. сомов или на 5,8 % от утвержденного бюджета 2019 года. Расходы составляют 3,5% от уровня ВВП на 2020 год.
Объемы местных бюджетов
млн. сом
Всего |
2018 год факт |
2019 год Утвержд бюджет |
2020 год проект |
откл |
2021 год прогноз |
2022 год прогноз |
Собственные доходы |
16 035,7 |
18 712,8 |
20013,8 |
1 301,0 |
21287,4 |
22079,3 |
Выравнивающие трансферты |
1 847,5 |
2 000,3 |
1967,3 |
-33,0 |
1 917,4 |
1 900,0 |
Целевые трансферты |
2 260,9 |
1 057,0 |
1 057,0 |
0,0 |
900,0 |
850,0 |
Всего |
20 144,1 |
21 770,1 |
23 038,1 |
1 268,0 |
24104,8 |
24 829,3 |
При формировании и исполнении местных бюджетов основными приоритетными статьями расходов для них остаются защищенные статьи, а также коммунальные услуги и приобретения угля.
Несмотря на перевод финансирования системы образования местных бюджетов на республиканский бюджет в ведение Министерства образования и науки Кыргызской Республики, за местными бюджетами законодательно сохраняется финансирование расходов по содержанию объектов муниципальной собственности системы образования.
Выравнивающие трансферы из республиканского бюджета рассчитаны в сумме 1 967,3млн. сомов, с уменьшением на 33,0 млн. сомов относительно уровня утвержденного бюджета 2019 года. Уменьшение размеров выравнивающих трансфертов связано с увеличением нормативов отчислений от общегосударственных доходов в местные бюджеты.
В ходе обсуждения законопроекта от членов Комитета поступили следующие предложения:
от депутата Зулпукарова Т.З.:
-о введении налога на роскошь;
-о легализации тонировки и введения платы с владельцев автотранспортных средств.
от депутата Нышанова С.К.;
-о выделении средств для питания курсантов 2-3 курса Академии МВД КР;
-о введении пошлины или налога в размере 10 долларов США на одного иностранного туриста.
от депутата Жапарова А. У:
-о формировании и утверждении сбалансированного бюджета;
-об открытии субсчета в Едином казначейском счете Министерства финансов Кыргызской Республики в целях адресности их направления:
-налоговых сборов - на защищенные статьи;
-неналоговых платежей -на незащищенные статьи;
-кредиты, ссуды на экономическое развитие;
-об организации Единой налоговой декларации Кыргызской Республики (всеобщую декларацию доходов и расходов населения) с 01.03.2020 года;
-о введении подоходного налога и отчислений на социальное страхование для работников правоохранительных и судебных органов республики;
-об отмене надбавок к назначенной пенсии судьям судебной системы;
- о сокращение до 5% ставки подоходного налога и отчислений на социальное страхование для работников системы образования и здравоохранения;
-введение 20% налога на платные государственные и муниципальные услуги;
-об отмене налоговых льгот, кроме льгот предусмотренных для сельского хозяйства и адресным возмещением НДС в здравоохранении по лекарственным средствам.
от депутата Жамалдинова З.И.:
-об увеличении прогноза налоговых поступлений на 2000,0 млн. сомов Государственной таможенной службе Кыргызской Республики при Правительстве Кыргызской Республики;
-об увеличении прогноза поступлений государственной пошлины до 500,0 млн. сомов от Государственной службы миграции при ПКР за счет увеличения размера платы за выдачу разрешения на работу иностранным лицам;
от депутата Масабирова Т.А., Кыдыралиева У.К.:
-о погашении задолженности перед Государственным агентством по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики по бюджету 2019 года в сумме 78,0 млн. сомов и увеличении средств на 50,0 млн. сомов для подготовки на олимпиаду 2020 год;
от депутата Райымкулова Б.К., Жоробекова Т.У.:
-о пересмотре формулы расчета «выравнивающих грантов» для дотационных районов;
от депутата Алтынбекова А.А.:
-об увеличении заработной платы работников лесного хозяйства Кыргызской Республики;
от депутата Маматалиева А.М.:
-о реабилитации простаивающих заводов по выпуску кабелей и трансформаторов для энергетической отрасли страны;
от депутата Эгембердиева М.С.:
-выделить средства на завершение социальных объектов Сузакского района Джалал–Абадской области.
от депутата Примова У.Б.
-о легализации казино путем создания исключительной игровой зоны в республике.
от депутата Токтошева Э.Т.
-принять меры по борьбе с контрабандой ГСМ путем введения карточной системы оплаты на пунктах реализации (заправках).
Комитетом рекомендовано Правительству Кыргызской Республики ко второму чтению уточнить параметры проекта Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы».
Учитывая вышеизложенное, Комитет по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики пришел к заключению:
1.Одобрить проект Закона Кыргызской Республики
«О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики с рекомендацией принять его в первом чтении (проект постановления прилагается).
2.Определить докладчиками по данному вопросу министра экономики Кыргызской Республики Муканбетова С.Т. и министра финансов Кыргызской Республики Жеенбаеву Б.Ж.
3.Пригласить на заседание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики:
Премьер-министра Кыргызской Республики М.Д.Абылгазиева и членов Правительства Кыргызской Республики;
Султанова А.Ш. - Председателя Национального статистического комитета Кыргызской Республики;
Абдыгулова Т.С. – Председателя Национального банка Кыргызской Республики;
Марипова У.А. – Председателя Счетной палаты Кыргызской Республики.
Председатель Комитета
по бюджету и финансам Э.Токтошев