РЕШЕНИЕ
Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию
от 4 октября 2016 года
«Об утверждении отчета Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно - энергетическому комплексу и недропользованию за период с октября 2015 года по сентябрь 2016 года».
Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию рассмотрев отчет Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно -энергетическому комплексу и недропользованию за период с октября 2015 года по сентябрь 2016 года, решил:
1. Одобрить отчет Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию за период с октября 2015 года по июнь 2016 года.
2. Поручить выступить с данным отчетом на сессии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Рыспаеву К.Дж. – председателю Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно - энергетическому комплексу и недропользованию.
Председатель Комитета К. Рыспаев
ОТЧЕТ
Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию
за период с октября 2015 года по сентябрь 2016 года.
Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно - энергетическому комплексу и недропользованию, за указанный период провел определенную работу по совершенствованию законодательной базы и контролю за выполнением законов в курируемых отраслях топливно-энергетического комплекса и сектора недропользования.
За данный период Комитетом рассмотрено 54 вопросов в том числе: 29 - законопроектов.
1. «О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики» инициированный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 ноября 2015 года № 807.
Целью настоящего проекта Закона является - внедрение усовершенствованного механизма выкупа (изъятия) земельных участков для общественных нужд, находящихся в частной собственности, для ускорения реализации стратегически важных проектов в сфере энергетики.
2. «О ратификации Грантового соглашения между Кыргызской Республикой и Международной ассоциацией развития (Всемирный банк) о предоставлении Гранта № TF017411 в целях реализации проекта «Инициатива прозрачности добывающих отраслей - фаза II после получения статуса последователя».
Целью Грантового соглашения является - проведение различных мероприятий по реализации Инициативу прозрачности добывающих отраслей (в последующем-ИПДО) в Кыргызстане путем:
- обучения и совершенствования качества подготовки отчетов по ИПДО для добывающих компаний и государственных органов;
- проведения сверки данных по ИПДО со стороны независимого аудитора, выпуска и публикации отчетов по ИПДО;
- поддержки институционализации ИПДО и раскрытия информации по доходам от деятельности добывающих компаний;
- организации семинаров для более широкого охвата граждан и укрепления мероприятий по коммуникации для повышения осведомленности общественности.
3. «Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях» является нормативно-правовым актом, направленным на регулирование отношений возникающих в различных сферах жизнедеятельности общества в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. В частности, управленческих отношений, связанных с массовым обслуживанием населения государственными или муниципальными органами, а также особый процессуальный режим рассмотрения дел данной категории.
Целью проекта является:
-защита правопорядка;
-предупреждение совершения правонарушений;
-восстановление социальной справедливости;
-воспитание лиц в духе уважения закона.
4. «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2015 год и прогнозе на 2016-2017 годы».
Основным фактором внесения поправок в параметры доходной части бюджета на 2015 год явилось вступление с августа текущего года Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз, а также изменение основных показателей социально – экономического развития страны на 2015 год.
В этой связи, а также в соответствии с дополнительными поступлениями доходов в республиканский бюджет: грант Российской Федерации – 2 070,0 млн. сомов от 9 октября 2015 года и аренда полос радиочастот – 896,4 млн. сомов от 5-6 октября 2015 года, вносятся изменения в уточненный республиканский бюджет на 2015 год.
5. «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2016 год и прогнозе на 2017-2018 годы».
Общий объем доходов государственного бюджета с учетом грантов ПГИ на 2016 год прогнозируется в сумме 141 433,1 млн.сомов (28,2% к ВВП), что на 14 798,3 млн.сомов больше уточненного бюджета на 2015 год.
За период 2017-2018 годы общий объем доходов государственного бюджета с учетом грантов ПГИ вырастет до 149 741,0 млн.сомов и 162 038,5 млн.сомов, соответственно.
Общий объем расходов государственного бюджета на 2016 год предусматривается на уровне 163 886,9 млн.сомов (32,7% к ВВП), что на 11 925,0 млн.сомов больше уточненного бюджета 2015 года.
Дефицит республиканского бюджета на 2016 год составит 22 453,8 млн. сомов, что составит 4,5 % к ВВП.
6. Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики за 2014 год, одобренный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 13 мая 2015 года №287.
По итогам за 2014 год экономический рост в стране, по оценке Национального статистического комитета Кыргызской Республики, составил 103,6%, что ниже уровня 2013 года на 7,3 процентных пункта. Номинальный объем ВВП сложился в сумме 397,3 млрд. сомов (ВВП прогнозировался в объеме 388,8 млрд. сомов). Без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» прирост реального ВВП составил 4,6 % (по сравнению с 2013 годом рост на 6,1 %). В расчете на душу населения объем ВВП составил 71,2 тыс. сомов и по сравнению с 2013 годом возрос на 1,5 %.
7. «О промышленной безопасности» одобренный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23.11.2015 года №798.
В связи с принятием Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республики» (от 25.12.2014 года №163) и присоединения Кыргызской Республики к ЕЭАС, с целью перевода Закона Кыргызской Республики «Технический регламент «О промышленной безопасности» (от 16 ноября 2013 года №202) из разряда технических регламентов в нормативный правовой акт, регулирующий отношения в сфере промышленной безопасности, разработана новая редакция Закона Кыргызской Республики «О промышленной безопасности».
Основной целью разработки и принятия Проекта является правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Проект направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
8. «О денонсации Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и правительством Российской Федерации о строительстве и эксплуатации Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций, подписанного 20 сентября 2012 года в городе Бишкек».
9. «О ратификации соглашений о финансировании между Кыргызской Республикой и Международной ассоциацией развития (Проект передачи и торговли электроэнергией Центральная Азия), подписанного 24 апреля 2015 года в городе Бишкек», «О ратификации Соглашения о финансировании между Кыргызской Республикой и Европейским инвестиционным банком (Передача электроэнергии Центральная Азия – Южная Азия), подписанного 2 октября 2015 года в городе Люксембург». «О ратификации Кредитного соглашения между Кыргызской Республикой и Исламским банком развития (Кыргызская часть Проекта передачи и торговли электроэнергией Центральная Азия – Южная Азия (CASA-1000), подписанного 4 января 2016 года в городе Джидда», одобренные постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28 марта 2016 года №158.
Согласно проекту, планируется осуществление экспорта электроэнергии по линии (САSA-1000) только в летнее время (с мая по сентябрь), когда Кыргызская Республика и Республика Таджикистан обладают излишком электроэнергии, а Исламская Республика Пакистан и Исламская Республика Афганистан имеют дефицит электроэнергии.
В рамках реализации вышеуказанного Соглашения Международная ассоциация развития выделит Кыргызской Республике кредитные и грантовые средства в размере 29400000 СПЗ (эквивалент 45 млн долларов США), из которых 4400000 СПЗ – в виде гранта (эквивалент 6,75 млн долларов США), и 25000000 СПЗ – в виде льготного кредита (эквивалент 38,25 млн долларов США) с процентной ставкой 0,75 % и сроком на 40 лет, включая льготный период - 10 лет. Погашение кредита будет осуществляться один раз в полугодие, 15 февраля и 15 августа каждого года, равными платежами.
10. «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О компенсации ущерба от строительства Токтогульской ГЭС и водохранилища на территории Токтогульского района и села Жазыкечуу города Кара-Куль Джалал-Абадской области», одобрен постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 апреля 2016 года №218.
В результате строительства водохранилища затоплено 22 населенных пункта и 33 тыс. га земель, выведено из сельскохозяйственного оборота 23 тыс. га сельхозугодий, лесов и приусадебных земель.
В этой связи Комитет счел необходимым увеличение размера компенсации ущерба от строительства Токтогульской ГЭС и водохранилища на территории Токтогульского района и села Жазыкечуу города Кара-Куль Джалал-Абадской области с 43 млн. сом до 70 млн. сом.
II. Постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и отчеты Правительства Кыргызской Республики:
1. Постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 26.11.2015г. №56-VI «О работе Правительства Кыргызской Республики по подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2015-2016 года», где отмечены острые проблемы:
- своевременно в полном объеме обеспечивать оплату бюджетными организациями задолженности за потребленные электрическую и тепловую энергию, природный газ;
- принять меры по обеспечению министерствами, ведомствами, аппаратами полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях и органами местного самоуправления городов Бишкек и Ош выполнения графика заготовки топлива, соблюдения установленных лимитов потребления электрической энергии и мощности в рамках выделенных денежных средств, своевременного погашения задолженности за потребленные электрическую и тепловую энергию, природный газ;
- обеспечить своевременное поквартальное выделение компенсационных средств жителям высокогорных районов за 2015 год в пределах средств, предусмотренных Законом Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2015 год и прогнозе на 2016-2017 годы»;
- до завершения осенне-зимнего периода 2015-2016 года решить вопрос об утилизации радиоактивного угля Куланского месторождения Республики Казахстан в объеме 618,6 тонн, находящегося на территории ТЭЦ г. Бишкек;
- до завершения осенне-зимнего периода 2015-2016 года провести реструктуризацию штрафных санкций и пени бюджетных организаций за потребленные электрическую, тепловую энергию и природный газ, образовавшихся из-за несвоевременного финансирования;
рассмотреть возможность:
- оплаты за импортируемые топливные ресурсы (уголь, природный газ, топочный мазут) для ТЭЦ г. Бишкек в национальной валюте Кыргызской Республики;
- поставок твердого топлива на ТЭЦ г. Бишкек с угольных предприятий г. Таш-Кумыр;
-перевода ТЭЦ г. Ош на твердое топливо.
2. «О ходе исполнения Правительством Кыргызской Республики постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики № 5447-V от 29 июня 2015 года, связанного с деятельностью проекта «Кумтор» и законности выпуска 4,6 миллиона акций в качестве дополнительной эмиссии», от 1 марта 2016 года.
Правительство Кыргызской Республики в течение последних трех лет договаривается с канадцами о создании паритетного СП – 50 на 50. Летом 2013 года между инвестором и правительством подписан меморандум. Он позволял кыргызской стороне при создании совместного предприятия полностью контролировать работу рудника. Создание СП могло увеличить поступление налогов в государственную казну. По предварительным прогнозам в 2014 году бюджет страны получил бы дополнительно 65 миллионов, а в 2015 году до 100 миллионов долларов США. Но оптимистичные прогнозы Правительства Кыргызской Республики не оправдались. В настоящее время23 мая 2016 года по результатам судебного процесса Межрайонный суд г. Бишкек удовлетворил исковое требование Государственной инспекции экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики по ущербу за размещение неучтенных отходов в ложе хвостохранилища рудника Кумтор на сумму 663 239 сом. а 25 мая 2016 года по результатам судебного процесса Межрайонный суд г. Бишкек удовлетворил исковое требование по ущербу за загрязнение окружающей среды в результате размещения отвалов на сумму 6 698 878 290 сом.
Канадская компания «Центерра Голд Инк.» с решением суда не согласны обратилась в арбитражный суд в Гааге для решения споров по проекту «Кумтор».
Кроме того необходимо отметить, что Президентом Кыргызской Республики А. Атамбаевым дано поручение Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики о возобновлении расследования законности соглашений по проекту Кумтор от 2003-2004 годов и 2009 года.
3. 4 апреля 2016 года в соответствии с решением Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию от 30 декабря 2015г. № 6-29311/15 и информации Правительства Кыргызской Республики о ходе исполнения постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 21 апреля 2011 года N 340-V «О государственном предприятии "Кыргызжилкоммунсоюз" при Министерстве энергетики и промышленности Кыргызской Республики, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики рассмотрен вопрос «О внесении изменений в постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 21 апреля 2011 года N 340-V «О государственном предприятии "Кыргызжилкоммунсоюз" при Министерстве энергетики и промышленности Кыргызской Республики» (далее ГП «КЖКС»), согласно которому реорганизация ГП «КЖКС» отменена.
4. Отчет Премьер-министра Кыргызской Республики о работе Правительства Кыргызской Республики за 2015 год.
По оценке Национального статистического комитета Кыргызской Республики, по итогам 2015 года экономический рост страны составил 103,5%. Социальные обязательства в рамках утвержденных параметров выполнены. Дефицит бюджета за 2014 год составил 1,5 % к ВВП против 0,5 % в 2014 году.
На фоне влияния негативных факторов экономический рост в 2015 году замедлился до 3,5 % с 4,0 % в 2014 году. Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор прирост реального ВВП составил 4,5 %, против 5,0 % в 2014 году.
5. Предложения по бюджетной резолюции Кыргызской Республики на 2017-2019 годы.
Комитет отмечает что мероприятия предложенные комитетом в бюджетную резолюцию на 2016-2018 годы требуют их логического продолжения и завершения. Поэтому Комитет предлагает включить в бюджетную резолюцию и на 2017-2019 годы ряд предложений по горнодобываюшей и энергетической отраслей такие как:
по горнодобывающей отрасли:
- ускорение процесса освоения и запуска золотодобывающих месторождений «Джеруй», Иштамберды, Бозымчак, Куру-Тегерек, Шамбесай, Талды-Булак-Талас, Тоголок и другие месторождения цветных металлов разведанные и готовые к разработке;
- создание условий и продолжение отработки месторождений золота Кумтор, «Макмал, Солтон-Сары, Тереккан;
по энергетической отрасли:
- ускорение поиска инвестиций, начала и продолжение строительства Камбаратинской ГЭС-1, второго гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС (4 ГЭС);
- ускорение поиска инвестиций для разработки ТЭО и строительства Кара-Кечинской тепловой электростанции с возможностью применения технологий газификации угля и строительство железной дороги по маршруту Балыкчы – Кочкор - Кара-Кече;
- принять меры по возврату подземного газохранилища «Северный Сох», газонефтяных месторождений «Северный Сох» и «Чонгара-Гальча» и предусмотреть финансирование (инвестирование) на их эксплуатацию.
III. Выездные заседания Комитета, мероприятия, обращения и встречи депутатов с избирателями:
1. «О работе Правительства Кыргызской Республики по подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2015/2016 года».
17 ноября 2015 года на заседании Комитета заслушан отчет Правительства Кыргызской Республики об исполнении данного постановления, где Комитет обозначил свою позицию:
- обеспечить устойчивую работу энергосистемы и бесперебойное обеспечение экономики и населения Кыргызской Республики электрической, тепловой энергией и природным газом в осенне-зимний период 2015/2016 года;
- в полном объеме осуществлять выделение финансовых средств, предусмотренных Законом Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2015 год и прогнозе на 2016-2017 годы» на оплату коммунальных услуг в соответствии с ежемесячным финансовым планом ресурсов, доходов и бюджетных расходов;
- решить вопрос по начисленным штрафным санкциям и пени бюджетным организациям за потребленную электрическую и тепловую энергию, образовавшиеся в результате несвоевременного финансирования со стороны Министерства финансов Кыргызской Республики;
- безотлагательно решить вопрос по радиоактивному углю Куланского месторождения, находящегося на территории ТЭЦ Бишкек в объеме 620,0 тонн;
- до 01 декабря 2015 года решить вопрос поставок твердого топлива ГП «Кыргызкомур» на ТЭЦ Бишкек в объемах установленных Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 мая 2015 года №319.
2. 24 ноября 2015 года организованно выездное заседание на ТЭЦ Бишкек «О готовности филиала ОАО «Электрические станции»ТЭЦ Бишкек к осенне-зимнему периоду 2015-2016 года» и об исполнении Закона КР от 23.12.2013г. №224 «О ратификации кредитного соглашения –льготного покупательского кредита между Правительством КР и Экспортно-импортным банком Китая для реализации проекта « Модернизация тепловой электроцентрали г. Бишкек» подписанного 11.09.2013г. в г.Бишкек», где поставлен вопрос по ликвидации радиоактивного угля Куланского месторождения Республики Казахстан в объеме 618,6 тн.
3. Презентация на тему «Экологически безопасная технология добычи золота» и «Пути развития горной промышленности в Кыргызстане». Компания «В.И.Д. Майнинг Компани» (07.06.2016г.). 23 декабря 2015 года в отеле «Хаятт Ридженси Бишкек» состоялась национальная конференция «Продвижение отчетности по стандарту ИПДО с участием широкой общественности и подготовка Кыргызстана к валидации ИПДО», где принял участие депутат К.Рыспаев.
4 «О ходе выполнения решения Комитета от 28 апреля 2015 года по выполнению решений Комитета «Об информациях министерств, ведомств о строящемся нефтеперерабатывающем заводе в г. Кара-Балта ОсОО «Чайна Петроль Компани «Джунда» от 05.02.2013 года и «Об обращении работников нефтеперерабатывающего завода ОсОО «Чайна Петроль Компани «Джунда». (Решение №6-2186/16 от 25.01.16 г.)
По состоянию на 1 ноября 2015 года предписания Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики выполнены, списочный состав работников ОсОО «Чайна Петроль Компани «Джунда» по состоянию на 1 ноября 2015 года составлял-953 человек из них граждане КР-592 человек, граждане КНР – 361 человек.
Кроме того информируют, что с 14 по 30 декабря 2015 года на НПЗ ОсОО «Чайна Петроль Компани «Джунда» проведена плановая проверка экологической и технической безопасности Государственной инспекцией по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики.
5. «О результатах проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Кыргызнефтегаз», где Комитет обозначил о проведении государственными органами комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Кыргызнефтегаз» и ЗАО «Кыргыз Петролеум Компани», где по результатам рассмотреть ответственность должностных лиц ОАО «Кыргызнефтегаз» и ЗАО «Кыргыз Петролеум Компани» допустивших нарушения законодательства Кыргызской Республики.
6. «О технологическом нарушении оборудования ПС 110/35/10 кВ «Орок» ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» 27 октября 2015 года» и «О сложившейся ситуации на Токтогульской гидроэлектростанции 23, 28 декабря 2015 года», Комитет отметил привлечение к ответственности всех должностных лиц причастных к возникновению нарушений на ПС 110/35/10 кВ. «Орок» и Токтогульской ГЭС.
7. «О финансово-экономическом положении ОАО «Нарынгидроэнергострой», где Комитет отметил о рассмотрении возможности привлечения ОАО «НГЭС» как национального генерального подрядчика для строительства объектов ГЭС и реструктуризации образовавшейся задолженности ОАО «Нарынгидроэнергострой» по налогам и социальному фонду.
Комитет строит свою работу на основе прозрачности, в тесном контакте с общественностью.
Так, в отчетный период были организованы рабочие группы и организованы встречи депутатов с населением и представителями горнодобывающих компаний. Следует отметить активность депутатов - членов Комитета в плане законотворческой деятельности. Так в данном направлении была организована рабочая группа при комитете по разработке проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «О возобновляемых источниках энергии», «Об электроэнергетике»).
Председателем комитета К. Рыспаевым был разработан в новой редакции и внесен в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проект Закона Кыргызской Республики «О недрах», с целью дальнейшего совершенствования отдельных положений и устранения существующих пробелов в Законе.
На основании вышеизложенного, Комитет свою законотворческую деятельность и контрольные функции будет проводить и впредь в пределах своих полномочий.
Председатель Комитета К.Рыспаев