Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

На общественное обсуждение с 17 января 2017 года выносится проект Закона Кыргызской Республики  "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О переводе (трансформации) земельных участков"

17-01-2017
16:52

Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша КР Э.Байбакпаев, М.Бакиров

Предложения  и замечания просим сообщать по телефону: (0312) 63-88-30

Регистрация  № 6-976/17      17.01.2017

 

Пресс-служба Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

 

 

 

Проект

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики   «О переводе (трансформации) земельных участков»

Статья 1

Внести в Закон Кыргызской Республики «О переводе (трансформации) земельных участков» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2013 г., № 7, ст. 902) следующие изменения:

 

1) В статье 8 части 3 после слов «местного самоуправления» дополнить словами «, собственники земельных участков и землепользователи.».

 

2) В статью 9 внести следующие изменения:

- В части 1 слова «за исключением перевода в категорию «Земли населенных пунктов» под индивидуальное жилищное строительство,» исключить.

- В части 5 после слов «участка или» дополнить словами «эскиз генерального плана застройки участка,».

- В части 6 пункт 2 после слов «участка или» дополнить словами «эскиз генерального плана застройки участка,».

 

3) В статье 20 части 1 после слов «в частной собственности,» дополнить словами «за исключением дачных участков, предоставленных в установленном порядке до вступления в силу Земельного Кодекса Кыргызской Республики,»

 

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

 

 

 

Справка-обоснование

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О переводе (трансформации) земельных участков»

Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменения и дополнения в Закон Кыргызской Республики «О переводе (трансформации) земельных участков» вносится в целях урегулирования земельных отношений. Законопроект разработан в ходе деятельности рабочей группы Жогорку Кенеша КР по изучению вопросов дачных товариществ республики, утвержденной решением Комитета по аграрной политике, водным реурсам, экологии и региональному развитию Жогорку Кенеша КР от 31.10.2016 года.

В виду отсутствия единого государственного подхода по земельному вопросу, правовой неопределенности, отсутствия налаженной правоприменительной практики, проблемы трансформации и дальнейшего придания статуса «населенного пункта» новостройкам, жилым массивам и дачным товариществам обрели политический характер, создавая социальную напряженность во многих городах и селах республики, в том числе в столице республики городе Бишкеке и в городе республиканского значения Ош. Проектом закона вносятся изменения в статьи 8, 9, 20 Закона Кыргызской Республики «О переводе (трансформации) земельных участков», в целях разрешения возникающих проблем при трансформации земель, по которым имеются законные решения об отводе и которые были предоставлены до введения в действие Земельного кодекса КР.

Рабочей группой проведено более 15 заседаний с участием заинтересованных сторон, 5 выездных заседаний. Изучены состояния дачных и садоводческих товариществ на первом этапе в Московском, Сокулукском (62 дачных товарищества, общей площадью 449,9 га), Чуйском (14 дачных товариществ, общей площадью 156,1 га) и Аламудунском районах (114 дачных товариществ, общей площадью 650,4 га) Чуйской области, проведен анализ по определению статуса дачных участков, выявлены вопросы правового регулирования.

В части 1 статьи 20 указано «Земельные участки, находящиеся в частной собственности, переводятся под индивидуальное жилищное строительство после изъятия земель в установленном порядке органом местного самоуправления, на основании градостроительной документации, правил застройки и землепользования территорий городских и сельских населенных пунктов». Данная формулировка, по сути, нарушает основные принципы института частной собственности, а также дает возможность чиновникам под различными предлогами затягивать либо самоустраняться при разрешении вопроса с трансформацией, создавая бюрократическую волокиту и препятствия.

В большинстве дачных товариществах, в настоящее время практически ставших поселениями постоянного проживания, проведены дороги, электрические и водопроводные сети, наблюдается добросовестное владение и пользование более 15 лет. Отдельные собственники земельных участков на территории бывших дачных товариществ требуют реализации их законного права на рассмотрение вопроса образования административно-территориальной единицы, то есть предоставление территориям, на которых они проживают, статуса «населенного пункта», в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об административно-территориальном устройстве Кыргызской Республики».

Следует отметить, что указанные земельные участки по различным причинам не были своевременно переведены (трансформированы) в земли населенных пунктов, что в дальнейшем стало непреодолимым препятствием для придания им статуса «населенного пункта», путем образования новых или присоединения к действующим административно-территориальным единицам. Требование закона об обязательном предварительном изъятии таких земельных участков делают невозможным проведение самой процедуры трансформации в «земли населенных пунктов», и последующее рассмотрение вопроса о придании статуса «населенного пункта». Возникает вопрос - зачем производить отчуждение права собственности на земельный участок, если не имеется возражение (не согласие) собственника участка, не имеется конфликта интереса? Собственники таких земельных участков сами заинтересованы в трансформации и последующем получении статуса «населенного пункта». Изучение правовых проблем на конкретном примере трансформации земель дачных товариществ в категорию «земли населенного пункта» в Ат-Башинском аильном аймаке Сокулукском районе Чуйской области показало, что нормы статей 9 и 20 закона являются непреодолимым препятствием для вынесения Сокулукской районной государственной администрацией (РГА) решения о трансформации земли дачных товариществ в категорию «земли населенных пунктов». Уполномоченный орган в сфере регистрации и РГА необоснованно требуют провести предварительное изъятие. Изъятие предполагает принудительную смену собственника – что не соответствует целям проводимой трансформации в случае с дачными участками. Трансформация сама по себе – это властное полномочие, государственная функция никак не связанная с правообладанием (владение, пользование, распоряжение) земельными участками. При этом ни в Гражданском кодексе, ни в Земельном кодексе нет прямого запрета на осуществление трансформации земли находящейся в частной собственности, учитывая, что в случае с дачниками, трансформация инициируется по воле собственника трансформируемого участка. В законе ошибочно предписана норма провести предварительное изъятие земель у собственников (в данном конкретном случае у владельцев дачных участков) – непонятно для чего, для каких целей? Изъятие предполагает отчуждение земельного участка в пользу муниципалитета/государства (органа местного самоуправления/Правительства Кыргызской Республики). То есть, неверно и некорректно прописанная норма о необходимости предварительного изъятия делает невозможным саму трансформацию, во избежание препонов толкает ОМСУ на проведение формальной, мнимой сделки по выкупу земель, либо прибегнуть к формальной процедуре принудительного судебного изъятия в отсутствие конфликта интересов и реальной воли сторон на судебное разрешение вопроса, в отсутствие спора о праве. Здесь также необходимо отметить, что в республике преимущественное большинство ОМСУ являются дотационными, в местных бюджетах не имеются свободных средств на осуществление формальных сделок по предварительному выкупу земель, нуждающихся в трансформации в категорию населенные пункты. Далее, поскольку в случае с дачами отсутствует владелец участка с собственным интересом, отличным от интереса ОМСУ, который бы возражал против принудительного изъятия принадлежащего ему участка в целях предоставления этого участка третьим лицам, возражал бы против проведения трансформации и дальнейшего предоставления этой территории статуса «населенного пункта». Но даже если «мнимая сделка» по выкупу земли будет произведена, и земля станет собственностью ОМСУ, то по земельному законодательству, для целей индивидуального жилищного строительства (ИЖС) на эти земли должен быть объявлен конкурс, и не факт что фактические владельцы участков смогут «повторно» получить свой же участок и легализовать его, на котором последний построил домостроение, фактически пользуется и владеет более 15 лет. Данный правовой казус будет возникать во всех проблемных случаях с трансформацией земель на цели ИЖС, не только в случае с землями дачных товариществ.

Рабочая группа приходит к мнению, что процедура изъятия в достаточной мере регламентирована Гражданским кодексом КР и Земельным кодексом КР, а действующие положения Закона КР «О переводе (трансформации) земельных участков», регламентирующие порядок трансформации в случае возникновения необходимости предварительного изъятия земель на общественные (государственные, муниципальные) нужды противоречит нормам вышеуказанных кодексов. В действующей редакции только создает и будет в дальнейшем создавать проблемы для заинтересованных в трансформации гражданах, создавая для чиновников уполномоченных органов различного уровня возможность, ссылаясь на эти нормы, не исполнять свои прямые обязанности в сфере землеустройства и самоустраняться от принятия соответствующих решений во исполнение законных требований и интересов граждан и землепользователей республики

Необходимо подчеркнуть, что Правительством КР до настоящего времени не разработан и не утвержден порядок проведения изъятия, о котором предписано в ст. 20 закона (в виде подзаконного акта, в котором необходимо прописать, в каких случаях необходимо производить изъятие, а в каких нет), учитывая, что с момента принятия закона прошло более 3-х лет.

Рабочая группа полагает, что разрешение правовой неопределенности может быть достигнуто путем включения нормы в Закон КР «О переводе (трансформации) земельных участков», согласно которой земли дачных товариществ будут, в качестве исключения, освобождены от необходимости прохождения процедуры изъятия. 

Кроме того, положение закона о том, что инициатором обращения в районную государственную администрацию по вопросу трансформации является только орган местного самоуправления - является другим важным законодательным препятствием, поскольку в большинстве случаев ОМСУ необоснованно отказывают в принятии и рассмотрении заявлений (протоколов) сходов жителей дачных товариществ по вопросу утверждения решения о трансформации и придании статуса населенного пункта, чем ограничивают заявителей в осуществлении конституционных прав граждан на участие в выборах, на образование административно-территориальной единицы, а также основанных на последних прав на получение государственных, социальных, образовательных услуг, фактически ставя их в положение «мертвых душ», «второсортных граждан».

В действующей редакции закона также заложена еще одна неисполнимая норма – норма о необходимости при трансформации предоставить утвержденный в установленном порядке генеральный план. В соответствии с действующим законодательством архитектор не вправе подписывать генеральный план застройки на не трансформированные земельные участки. Законопроектом предлагается дополнить понятием «эскиз генерального плана». 

Данный законопроект не затрагивает вопросы предпринимательской деятельности, проведение анализа регулятивного воздействия не требуется.

Реализация законопроекта не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета либо их выпадение.

Принятия законопроекта не повлечет негативных социальных, экономических, правовых, гендерных, экологических и коррупционных последствий.

 

Депутаты                                                                                          Экмат Байбакпаев

                                                                                                          Мирлан Бакиров

 

 

 

 

Сравнительная таблица

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О переводе (трансформации) земельных участков»

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Закон Кыргызской Республики «О переводе (трансформации) земельных участков»

Статья 8. Рассмотрение документов о переводе земель по принципу "единого окна"

1. Рассмотрение заявлений о переводе земель осуществляется по принципу "единого окна".

2. Функции по подготовке землеустроительных материалов по переводу земель осуществляет специально уполномоченный государственный орган.

3. Инициатором для перевода земель под индивидуальное жилищное строительство выступает в установленном порядке орган местного самоуправления.

 

Статья 8. Рассмотрение документов о переводе земель по принципу "единого окна"

1. Рассмотрение заявлений о переводе земель осуществляется по принципу "единого окна".

2. Функции по подготовке землеустроительных материалов по переводу земель осуществляет специально уполномоченный государственный орган.

3. Инициатором для перевода земель под индивидуальное жилищное строительство выступает в установленном порядке орган местного самоуправления, собственники земельных участков и землепользователи.

Статья 9. Порядок подготовки документов и рассмотрение заявлений о переводе земель

1. Для осуществления перевода земель, за исключением перевода в категорию "Земли населенных пунктов" под индивидуальное жилищное строительство, физические или юридические лица подают заявление о переводе земель в государственную администрацию района.

В заявлении указываются сведения о праве на земельный участок, категория и размер переводимого земельного участка, обоснование перевода земель из одной категории в другую или из одного вида угодий в другой.

К заявлению прилагаются копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо копия свидетельства о регистрации юридического лица, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок, генерального плана застройки или градостроительной документации и технико-экономическое обоснование.

2. По запросу государственной администрации района специально уполномоченный государственный орган формирует материалы на земельный участок и направляет в течение десяти рабочих дней землеустроительное дело на рассмотрение комиссии, созданной государственной администрацией района.

3. Государственная администрация района создает комиссию с участием представителей органа местного самоуправления, где расположен переводимый земельный участок, заявителя и местных служб (далее - районная комиссия): архитектуры и строительства (при переводе земель в категорию "Земли населенных пунктов"), охраны окружающей среды и лесного хозяйства (при переводе из земель лесного фонда или в категории земель лесного фонда, особо охраняемых природных ресурсов), сельского и водного хозяйства, здравоохранения, чрезвычайных ситуаций, энергетики, инспекции по контролю за использованием и охраной земель. Районную комиссию возглавляет первый заместитель главы государственной администрации района.

Районная комиссия в течение десяти рабочих дней представляет в государственную администрацию района заключение о возможности или невозможности перевода земельного участка.

4. В случае отрицательного заключения по вопросу перевода земельного участка государственная администрация района направляет заявителю обоснованный отказ с заключением комиссии.

5. При положительном решении вопроса о переводе земель под строительство районная комиссия прилагает к заключению согласованный в установленном порядке генеральный план застройки участка или разработанные на его основе градостроительную документацию и технико-экономическое обоснование.

6. После получения положительного заключения районной комиссии специально уполномоченный государственный орган формирует землеустроительное дело на перевод земель, состоящее из следующих документов:

1) заявление;

2) согласованный в установленном порядке генеральный план застройки участка или разработанные на его основе градостроительная документация и технико-экономическое обоснование;

3) расчеты потерь при переводе земель сельскохозяйственного назначения и (или) лесного фонда;

4) экспликация земель по видам угодий в разрезе каждого собственника и землепользователя;

5) план земельного участка с указанием границ и масштаба;

6) заключение районной комиссии;

7) при расширении территорий населенных пунктов и образовании нового населенного пункта - копия Программы по обеспечению граждан Кыргызской Республики земельными участками, утвержденной органом местного самоуправления;

8) пояснительная записка.

Землеустроительные материалы о переводе земельного участка вносятся на рассмотрение в орган местного самоуправления, который в течение десяти рабочих дней выносит свое решение.

Решение органа местного самоуправления поступает на рассмотрение местной государственной администрации.

Местная государственная администрация рассматривает материалы по переводу земель в срок не более десяти рабочих дней и принимает в пределах своей компетенции решение о переводе или о согласии на перевод земель.

Местная государственная администрация:

1) направляет в специально уполномоченный государственный орган решение о переводе земель, принятое в рамках компетенции;

2) направляет в Правительство Кыргызской Республики решение о согласии на перевод земель, принятое в рамках компетенции, вместе с материалами.

7. Решение о переводе или о согласии на перевод земельных участков должно содержать следующие данные:

1) основание для изменения категории и (или) вида угодий земель;

2) местоположение земельного участка, площадь и кадастровая информация;

3) категория и вид угодий земель, из которых осуществляется перевод, и категория и вид угодий, в которые осуществляется перевод.

Решение о переводе земельного участка либо об отказе в переводе земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

8. Перевод земельных участков не допускается в случае установления ограничения на перевод земельных участков либо запрета на такой перевод в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

9. Финансирование работ, связанных с подготовкой землеустроительного дела о переводе земельных участков из одной категории в другую или в другой вид угодий, проводимых по инициативе местной государственной администрации, осуществляется за счет средств местного бюджета; по инициативе уполномоченных государственных органов и по заявлениям собственников земельных участков и землепользователей - за счет собственных средств.

Статья 9. Порядок подготовки документов и рассмотрение заявлений о переводе земель

1. Для осуществления перевода земель, за исключением перевода в категорию "Земли населенных пунктов" под индивидуальное жилищное строительство, физические или юридические лица подают заявление о переводе земель в государственную администрацию района.

В заявлении указываются сведения о праве на земельный участок, категория и размер переводимого земельного участка, обоснование перевода земель из одной категории в другую или из одного вида угодий в другой.

К заявлению прилагаются копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо копия свидетельства о регистрации юридического лица, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок, генерального плана застройки или градостроительной документации и технико-экономическое обоснование.

2. По запросу государственной администрации района специально уполномоченный государственный орган формирует материалы на земельный участок и направляет в течение десяти рабочих дней землеустроительное дело на рассмотрение комиссии, созданной государственной администрацией района.

3. Государственная администрация района создает комиссию с участием представителей органа местного самоуправления, где расположен переводимый земельный участок, заявителя и местных служб (далее - районная комиссия): архитектуры и строительства (при переводе земель в категорию "Земли населенных пунктов"), охраны окружающей среды и лесного хозяйства (при переводе из земель лесного фонда или в категории земель лесного фонда, особо охраняемых природных ресурсов), сельского и водного хозяйства, здравоохранения, чрезвычайных ситуаций, энергетики, инспекции по контролю за использованием и охраной земель. Районную комиссию возглавляет первый заместитель главы государственной администрации района.

Районная комиссия в течение десяти рабочих дней представляет в государственную администрацию района заключение о возможности или невозможности перевода земельного участка.

4. В случае отрицательного заключения по вопросу перевода земельного участка государственная администрация района направляет заявителю обоснованный отказ с заключением комиссии.

5. При положительном решении вопроса о переводе земель под строительство районная комиссия прилагает к заключению согласованный в установленном порядке генеральный план застройки участка или эскиз генерального плана застройки участка, разработанные на его основе градостроительную документацию и технико-экономическое обоснование.

6. После получения положительного заключения районной комиссии специально уполномоченный государственный орган формирует землеустроительное дело на перевод земель, состоящее из следующих документов:

1) заявление;

2) согласованный в установленном порядке генеральный план застройки участка или эскиз генерального плана застройки участка, разработанные на его основе градостроительная документация и технико-экономическое обоснование;

3) расчеты потерь при переводе земель сельскохозяйственного назначения и (или) лесного фонда;

4) экспликация земель по видам угодий в разрезе каждого собственника и землепользователя;

5) план земельного участка с указанием границ и масштаба;

6) заключение районной комиссии;

7) при расширении территорий населенных пунктов и образовании нового населенного пункта - копия Программы по обеспечению граждан Кыргызской Республики земельными участками, утвержденной органом местного самоуправления;

8) пояснительная записка.

Землеустроительные материалы о переводе земельного участка вносятся на рассмотрение в орган местного самоуправления, который в течение десяти рабочих дней выносит свое решение.

Решение органа местного самоуправления поступает на рассмотрение местной государственной администрации.

Местная государственная администрация рассматривает материалы по переводу земель в срок не более десяти рабочих дней и принимает в пределах своей компетенции решение о переводе или о согласии на перевод земель.

Местная государственная администрация:

1) направляет в специально уполномоченный государственный орган решение о переводе земель, принятое в рамках компетенции;

2) направляет в Правительство Кыргызской Республики решение о согласии на перевод земель, принятое в рамках компетенции, вместе с материалами.

7. Решение о переводе или о согласии на перевод земельных участков должно содержать следующие данные:

1) основание для изменения категории и (или) вида угодий земель;

2) местоположение земельного участка, площадь и кадастровая информация;

3) категория и вид угодий земель, из которых осуществляется перевод, и категория и вид угодий, в которые осуществляется перевод.

Решение о переводе земельного участка либо об отказе в переводе земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

8. Перевод земельных участков не допускается в случае установления ограничения на перевод земельных участков либо запрета на такой перевод в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

9. Финансирование работ, связанных с подготовкой землеустроительного дела о переводе земельных участков из одной категории в другую или в другой вид угодий, проводимых по инициативе местной государственной администрации, осуществляется за счет средств местного бюджета; по инициативе уполномоченных государственных органов и по заявлениям собственников земельных участков и землепользователей - за счет собственных средств.

Статья 20. Особенности перевода земель, находящихся в частной собственности

1. Земельные участки, находящиеся в частной собственности, переводятся под индивидуальное жилищное строительство после изъятия земель в установленном порядке органом местного самоуправления, на основании градостроительной документации, правил застройки и землепользования территорий городских и сельских населенных пунктов.

 

 

 

 

2. ….

Статья 20. Особенности перевода земель, находящихся в частной собственности

  1. Земельные участки, находящиеся в частной собственности, за исключением дачных участков, предоставленных в установленном порядке до вступления в силу Земельного Кодекса Кыргызской Республики, переводятся под индивидуальное жилищное строительство после изъятия земель в установленном порядке органом местного самоуправления, на основании градостроительной документации, правил застройки и землепользования территорий городских и сельских населенных пунктов.
  2. ….