Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

На общественное обсуждение с 27 июня 2016 года выносится проект Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей»

27-06-2016
14:08

Инициаторы:   депутаты Жогорку Кенеша Э. Байбакпаев, П.Тулендыбаев, М.Сабиров

 

Предложения и замечания просим отправлять на электронный адрес fs_ma@mail.ru или сообщать по телефону 0312 63-88-30

 

Номер регистрации:  № 6-17162/16    23.06.16

 

                                                                                                                      Проект

 

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики

«О выборах депутатов местных кенешей»

Статья 1

Внести в Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2011 г., № 7, ст.1001) следующие дополнения:

1. В части 4 статьи 3 после слов "достигший 21-летнего возраста" дополнить словами ", имеющий среднее специальное либо высшее образование."

2. В части 3 статьи 50 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3) в айылные кенеши - в двухсоткратном размере установленного законодательством расчетного показателя."

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

Справка обоснование к проекту Закона "О внесении дополнений в Закон КР "О выборах депутатов местных кенешей"

 

 

Настоящий законопроект разработан в целях по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики, направленные на улучшение выборного процесса при проведении выборов в местные кенеши.

Как показали прошедшие выборы в городские и айылные кенеши, процесс выбора депутатов стал более состязательным, имело место рост активности и числа участвующих различных партий,  что, естественно, влечет за собой попадание в местные кенеши большого числа новых депутатов, среди которых могут оказаться не самые достойные представители нашего общества.

Возможно, одной из причин активизации граждан на местном уровне, является переход на двухуровневый бюджет, что влечет за собой рост поступлений в местные бюджеты. Указанное, считаю, является положительным эффектом от процесса децентрализации, проводимой в нашей республике. Вместе с тем, с активизацией здоровых сил в обществе, активизируются, в том числе, различные силы, способные повлечь за собой молодежь, криминальные элементы, старающиеся «протащить» в местные кенеши подконтрольных депутатов, одной из важнейших задачей которых является получение доступа к распределению средств местных бюджетов и полномочий по принятию решений местного значения.

В средствах массовой информации, при встречах с избирателями в регионах часто поднимается вопрос уровня образованности депутатов местных кенешей, а также их авторитета среди жителей местного сообщества (высказываются мнения, что часто становятся депутатами местных кенешей безграмотные граждане, не имеющие авторитета, имеющие в прошлом судимость, граждане с сомнительной репутацией).

Таким образом, в настоящее время имеется необходимость в создании правовых основ для недопущения вышеуказанных негативных явлений в избирательном процессе, сокращении рисков дальнейшего ухудшения качественного состава депутатов местных кенешей.

Данной законодательной инициативой предлагается внести следующие дополнения в Закон КР «О выборах депутатов местных кенешей»:

  1. Предлагается внести дополнение в части установления в качестве обязательного требования для кандидатов в депутаты местного кенеша наличие высшего либо среднего специального образования;
  2. Предлагается ввести избирательный залог при выборах депутатов айылных кенешей.

Предложение по введению обязательного требования для кандидатов в депутаты местного кенеша наличие высшего либо среднего специального образования направлено в целях повышения качественного состава корпуса депутатов местных кенешей республики, уровня их образованности, соответствия кандидатов в депутаты ожиданиям граждан, жителей местных сообществ.

Кроме того, требование о наличии образования будет способствовать формированию интеллигенции в сельской местности (в том числе в органах местного самоуправления), повышению заинтересованности у граждан в получении среднего специального и высшего профессионального образования, повышению квалификации.

Также надо отметить, активизация политической жизни на местном уровне приводит к росту легальных денежных затрат как со стороны партий (агитационные мероприятия), так и со стороны республиканского и местных бюджетов (затраты на деятельность системы избирательных комиссий республики, обязанности ОМСУ по содействию партиям и кандидатам при проведении выборов).

Однако, установленные законом размеры избирательных залогов при выборах в городские кенеши устарели (при выборах в городские кенеши городов Бишкек и Ош - 500 расчётных показателей, что эквивалентно 50 тыс. сомам, в иные городские кенеши – 20 тыс.сомов), не отражают реально необходимые для проведения избирательной кампании затраты. При этом, согласно действующему законодательству, требование о необходимости внесения избирательного залога при выборах в айылные кенеши совсем отсутствует.

Таким образом, имеются основания полагать о необходимости внесения законодательных изменений, так как избирательная кампания в настоящее время неразрывно связана с растущими расходами республиканского и местных бюджетов на проведение избирательного процесса, в том числе на местном уровне (использование помещений, изготовление различных наглядных, раздаточных материалов, предоставление времени и площадей в СМИ, организация собраний с жителями и пр.). Ранее имевшееся положение об избирательном залоге в размере 10 расчётных показателей было признано утратившим силу Законом КР №149 от 03.08.2012 года. Считаю возможным законодательно установить избирательный залог на выборах айылных кенешей в размере 200 расчётных показателей.

Установление избирательного залога и требования об обязательном наличии высшего или среднего специального образования при выборах депутатов айылных кенешей повысит общую политическую культуру, усилит ответственность политических организаций и активных граждан-членов местных сообществ на местном уровне, а также будет способствовать укреплению партийной системы и активизации работы первичных ячеек политических партий в регионах республики, стабилизации общей политической системы, основанной на Конституции Кыргызской Республики от 10 июня 2010 года.

Следует отметить, что нормы представленного законопроекта не противоречат действующим нормативным правовым актам, а также проект не подлежит анализу регулятивного воздействия, поскольку не направлен на урегулирование предпринимательской деятельности.

Принятие обозначенного законопроекта социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных и иных последствий за собой не повлечет.

Также сообщаем, что в соответствии с требованиями статьи 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» данный проект был размещен на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики для общественного обсуждения.

Дополнительно отмечаем, что принятие данного законопроекта дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета не потребует.

В связи с вышеизложенным, просим депутатов поддержать предлагаемый законопроект.

       

Депутат                                                                                             Э. Байбакпаев

                                                                                                           П.Тулендыбаев

                                                                                                           М.Сабиров

 

Сравнительная таблица к проекту Закона "О внесении дополнений в Закон КР "О выборах депутатов местных кенешей"

 

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Статья 3. Избирательные права членов местных сообществ

1. Право избирать депутатов местных кенешей имеют граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет, являющиеся членами местного сообщества соответствующей административно-территориальной единицы, в которой проводятся выборы.

2. Члены местных сообществ избирают депутатов соответствующих местных кенешей непосредственно.

3. Члены местных сообществ участвуют в выборах депутатов местных кенешей на равных основаниях.

4. Депутатом местного кенеша вправе быть избран член местного сообщества соответствующей административно-территориальной единицы, достигший 21-летнего возраста.

……

Статья 3. Избирательные права членов местных сообществ

1. Право избирать депутатов местных кенешей имеют граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет, являющиеся членами местного сообщества соответствующей административно-территориальной единицы, в которой проводятся выборы.

2. Члены местных сообществ избирают депутатов соответствующих местных кенешей непосредственно.

3. Члены местных сообществ участвуют в выборах депутатов местных кенешей на равных основаниях.

4. Депутатом местного кенеша вправе быть избран член местного сообщества соответствующей административно-территориальной единицы, достигший 21-летнего возраста, имеющий среднее специальное либо высшее образование.

 

Статья 50. Избирательный залог

1. Избирательный залог устанавливается в случаях проведения выборов по пропорциональной системе.

2. Внесенный избирательный залог возвращается политической партии после проведения выборов, если за список партии проголосовало не менее 15 процентов избирателей, принявших участие в голосовании. Оставшаяся сумма залога используется Центральной избирательной комиссией целевым назначением на подготовку и проведение выборов, совершенствование избирательной системы.

3. Избирательный залог устанавливается в следующем размере:

1) в Бишкекский и Ошский городские кенеши - в пятисоткратном размере установленного законодательством расчетного показателя;

2) в городские кенеши, за исключением городов, указанных в пункте 1 части 3 настоящей статьи - в двухсоткратном размере установленного законодательством расчетного показателя;

3) (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 3 августа 2012 года N 149).

(В редакции Законов КР от 3 августа 2012 года N 149, 21 ноября 2014 года N 158)

 

Статья 50. Избирательный залог

1. Избирательный залог устанавливается в случаях проведения выборов по пропорциональной системе.

2. Внесенный избирательный залог возвращается политической партии после проведения выборов, если за список партии проголосовало не менее 15 процентов избирателей, принявших участие в голосовании. Оставшаяся сумма залога используется Центральной избирательной комиссией целевым назначением на подготовку и проведение выборов, совершенствование избирательной системы.

3. Избирательный залог устанавливается в следующем размере:

1) в Бишкекский и Ошский городские кенеши - в пятисоткратном размере установленного законодательством расчетного показателя;

2) в городские кенеши, за исключением городов, указанных в пункте 1 части 3 настоящей статьи - в двухсоткратном размере установленного законодательством расчетного показателя;

3) в айылные кенеши - в двухсоткратном размере установленного законодательством расчетного показателя.