Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

На общественное обсуждение c 28 июня 2016 года выносится проект Закона Кыргызской Республики «О банковской тайне»

28-06-2016
12:48

 

Инициатор:   депутат Жогорку Кенеша А.Шыкмаматов
 

 

Предложения и замечания просим отправлять на электронный адрес ulan_86@list.ru или сообщать по телефону 0312 63-85-35 

Номер регистрации № 6-17620/16  27.06.16

Пресс-служба Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

 

Проект

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О внесении изменений и дополнений в

Закон Кыргызской  Республики «О банковской тайне» 

 

Статья 1.

Внести в Закон Кыргызской Республики «О банковской тайне»  (Закон КР от 23 июля 2002 года №122) следующие изменения и дополнения:
  1. Пункт 2 статьи 6 изложить в следующей редакции:    

               «2. Не считается разглашением банковской тайны сообщение  или  предоставление данным  банком  сведений,  составляющих  банковскую  тайну, уполномоченному органу  по  противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию)  доходов,  полученных преступным путем, а также лицам, оказывающим  банку аудиторские, юридические, бухгалтерские, консультационные или представительские услуги,  при условии, что это необходимо для оказания данной услуги  или  выполнения работ и что эти лица обязаны воздерживаться от действий или бездействия, установленных статьей 9 настоящего Закона.».

 

Статья 2.

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

Справка-обоснование

по внесению изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики

«О банковской тайне» с целью снижения коррупционных рисков и фактов для защиты имущественных прав бизнеса и граждан»

(в части вывода средств, отъема имущества и рейдерства)

 

Закон Кыргызской Республики «О банковской тайне»,  представляет собой  нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения предметом которых являются, сведения, составляющие банковскую  тайну, регулирует отношения, возникающие в связи с  отнесением   сведений к банковской тайне, определяет порядок их  хранения, защиты, опубликования и предоставления, а  также ответственность за  нарушение законодательства о банковской тайне.

Инициированные изменения и дополнения в Закон Кыргызской Республики «О банковской тайне» своей целью ставят защиту прав собственности граждан и юридических лиц при обращении к финансово-кредитным учреждениям, обслуживающим население и осуществляющим те или иные банковские операции.

В рамках проводимого анализа считаем справедливым и правомерным поднять вопрос о нарушении банковской тайны, как одного из способов передела и отъема собственности, которые имели место при двух революциях, а также нарушение банковской тайны сопровождается при осуществлении мероприятий по возврату кредита с привлечением третьих лиц,  например при ведении коллекторской деятельности.

В ст. 40 Конвенции ООН против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН на 51-ом пленарном заседании 31 октября 2003 года,  прямо предусматривается, что каждое Государство-участник обеспечивает, в случае внутренних уголовных расследований в связи с преступлениями, признанными таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, наличие в рамках своей внутренней правовой системы надлежащих механизмов для преодоления препятствий, которые могут возникнуть в результате применения законодательства о банковской тайне.

В Законе Кыргызской Республики «О банковской тайне» прямо указано, что является разглашением банковской тайны, в том числе доведение банковской тайны до сведения третьих лиц, прямое или косвенное предоставление третьим лицам возможности для добывания таких сведений.

При этом в ст. 5 данного Закона третьими лицами считаются все другие лица, кроме банка, его клиента и Национального банка Кыргызской Республики, а  также  уполномоченного  органа по противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

В п.2 ст. 6 действующей редакции Закона Кыргызской Республики «О банковской тайне» предусмотрено, что  не считается разглашением банковской тайны и в данной норме приводится приблизительный перечень случаев, когда банк предоставляет сведения, составляющие банковскую тайну, но как указано выше подобные действия банка и третьих лиц не будут признаваться разглашением банковской тайны. Так, законодатель к ним отнес уполномоченный орган  по  противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию)  доходов,  полученных преступным путем, а также лиц, оказывающих  банку аудиторские, юридические, бухгалтерские, иные консультационные или представительские услуги или выполняющие для банка определенные работы,  при условии, что эти лица обязаны воздерживаться от разглашения банковской тайны.

На наш взгляд использование местоимения «иные» и формулировки «или выполняющим для банка определенные работы» носит коррупциогенный фактор, т.к. не исключает необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению банка, кредитных учреждений.

Нормативные правовые акты должны в максимальном количестве случаев содержать единые для всех правила поведения. Предоставление банковской тайны не должно зависеть от усмотрения указанных выше организаций. В нормативном правовом акте должна быть четко описана категории  случаев или субъектов, на которые распространяются  действие особого порядка и данный перечень должен носить пресекательный характер, исключая расширительное толкование, т.к. под категорию «иные» в зависимости от случая, того или иного законного режима, личности правителя и других факторов могут подпадать различные   лица, основной целью которых будет отъем прав собственности.

               Исходя из вышеперечисленного, считаем правомерным исключить в п.2 ст. 6 Закона «О банковской тайне» местоимение «иные» и формулировку  «или выполняющим для банка определенные работы».

Вышеуказанный  Закон использует термин «операция» в значении «банковская операция», а значит, включает в себя не только операции по счетам, но и все иные банковские операции. Следовательно, к ним можно отнести также операции по вкладам и кредитам, операции по купле-продаже иностранной валюты, операции, связанные с выдачей банковских гарантий и осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

Учитывая, что к банковским операциям относятся, как указано выше операции по кредитам, то имеет место нарушение банковской тайны при осуществлении мер по возврату кредитов. Так, банк передает право требования долга коллекторскому агентству и такое действие является по нашему мнению незаконным, т.к. происходит существенное ущемление прав заемщика.

Понятие коллекторского агентства, осуществляющего одноименную деятельность, пришло к нам из Соединенных Штатов Америки. Коллекторское агентство представляет собой посредника между кредитором и заемщиком, берущего на себя обязательство проводить работу по возврату долга за определённый процент.

В настоящее время коллекторская деятельность  юридических лиц не имеет правовых основ и коллекторы руководствуются ст.ст. 314-315 ГК Кыргызской Республики. При этом, согласие должника при уступке права требования согласно гражданскому законодательству не предусматривается, за исключением лишь тех, случаев, когда это прямо оговаривается в договоре.

Отсутствие нормативной базы приводит к многочисленным нарушениям в сфере взыскания просроченной задолженности.

Агентства  выступают в качестве кредитора, когда первоначальный кредитор переуступает агентству право требования по долгу по договору цессии - продаёт долг.

Согласно данным Министерства юстиции Кыргызской Республики существует ряд юридических лиц, осуществляющих коллекторскую деятельность, такие например как ОсОО «Collector Group» («Коллектор Групп»), ОсОО «Компаньон Коллектор»,  ОсОО «Коллекторское агентство  «ВАТ» (БАТ), ОсОО «Коллектор.кейджи», ОсОО «Коллекторское агентство «Collect Service» (Коллект Сервис), ОсОО «Коллекторское бюро «Возврат», ОсОО Юридическая компания «Коллекторское Агентство ОКН», Филиал ОсОО Юридическая компания «Коллекторское агентство ОКН», которые действуют только на основании Устава. При этом в соответствии с п.1 ст. 11 Закона Кыргызской Республики «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)» от 20 февраля 2009 года № 57 в регистрирующий орган не представляется Устав ОсОО, а представляются следующие документы:  

      - регистрационное заявление по форме, утвержденной Правительством Кыргызской Республики;

- решение учредителя (учредителей) о создании юридического лица;

- иные документы, предусмотренные настоящим Законом (копия паспорта физического лица, свидетельства о государственной регистрации, если учредителем является юридическое лицо, выписку из государственного реестра юридических лиц, если учредителем является иностранное юридическое лицо).

При таких обстоятельствах, считаем было бы целесообразным при регистрации коллекторских агентств предъявлять требования, аналогичные при  государственной регистрации финансово-кредитных учреждений, предусмотренные п. 4-1 ст. 11  Закона Кыргызской Республики «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)».

Так, например, согласно казахстанскому законодательству имеется реестр коллекторских агентств – единый перечень коллекторских агентств, а также уполномоченным органом, осуществляющим надзор за коллекторской деятельностью соответствующих организаций является Национальный банк.

В Российской Федерации в настоящее время вносится на рассмотрение в парламент три законопроекта, касающихся коллекторской деятельности, с определением понятий, таких как коллектор, коллекторское агентство, их полномочия, нарушения субъекта коллекторской деятельности правил осуществления коллекторской деятельности, не разглашение конфиденциальной информации, уполномоченный орган и т.д.

Таким образом, считаем необходимым и обоснованным инициирование внесения самого законопроекта о коллекторской деятельности, регулирующего правоотношения коллекторов с заемщиками, включающий основной понятийный аппарат, а также установить при государственной регистрации  коллекторских агентств требования аналогичные финансово-кредитным учреждениям, где уполномоченным органом будет выступать Национальный банк Кыргызской Республики, т.к. упомянутые нарушения банковской тайны устраняются восполнением пробелов в законе.

Принятие представленных предложений негативных правовых, правозащитных, экономических, социальных, коррупционных, гендерных и экологических последствий за собой не повлечет. Более того, принятие вышеизложенных изменений и дополнений в законодательство республики будет гарантировать защиту имущественных прав граждан.

 

 

Депутат

А. Шыкмаматов

 

Сравнительная таблица

по внесению изменений и дополнений  в закон Кыргызской  Республики «О банковской тайне»

с целью снижения коррупционных рисков и фактов для защиты имущественных прав бизнеса и граждан»

(в части вывода средств, отъема имущества и рейдерства)

 

Статья 6. Разглашение банковской тайны

  2. Не считается разглашением банковской тайны сообщение  или  предоставление данным  банком  сведений,  составляющих  банковскую  тайну, уполномоченному органу  по  противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию)  доходов,  полученных преступным путем, а также лицам, оказывающим  банку аудиторские, юридические, бухгалтерские, иные консультационные или представительские услуги или выполняющим для банка определенные работы,  при условии, что это необходимо для оказания данной услуги  или  выполнения работ и что эти лица обязаны воздерживаться от действий или бездействия, установленных статьей 9 настоящего Закона.

Статья 6. Разглашение банковской тайны

  2. Не считается разглашением банковской тайны сообщение  или  предоставление данным  банком  сведений,  составляющих  банковскую  тайну, уполномоченному органу  по  противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию)  доходов,  полученных преступным путем, а также лицам, оказывающим  банку аудиторские, юридические, бухгалтерские, консультационные или представительские услуги,  при условии, что это необходимо для оказания данной услуги  или  выполнения работ и что эти лица обязаны воздерживаться от действий или бездействия, установленных статьей 9 настоящего Закона.

 

 

Коллекторская деятельность в Кыргызской Республике не регулируется никаким законодательством,  банк передает право требования долга коллекторскому агентству в соответствии со ст.ст. 314-315 ГК Кыргызской Республики; коллекторские агентства создаются в виде ОсОО без каких-либо дополнительных разрешительных документов; отсутствует контрольный орган

  1. Необходимо инициирование принятия законопроекта, регулирующего коллекторскую деятельность в Кыргызской Республике, где уполномоченным органом будет выступать Национальный банк Кыргызской Республики.
  2. В данном законопроекте прописать, что коллекторские агентства функционируют как финансовые институты и действуют на основании лицензии Национального банка Кыргызской Республики.