Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

На общественное обсуждение с 4 мая 2017 года выносится проект Закона Кыргызской Республики  "О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики"

04-05-2017
15:07

Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша А.С. Кодуранова, А.А. Шадиев, Т.Г. Тиллаев, М.Э. Сабиров, К.К. Керезбеков, А.У. Жапаров, А.С. Токторов, Г.К. Асылбаева

Предложения  и замечания просим сообщать по телефону: (0312) 63-88-93

Регистрация  № 6-8938/17      20.04.2017

 

Пресс-служба Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

 

 

Проект

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики»

 

Статья 1

Внести в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., №6/2, ст. 605) следующие изменения:

1) в статье 5-1:

а) в части 1:

в пункте 2 слова «, а также установленную законодательством этику государственных служащих» исключить;

в пункте 6 слова «, установленные в соответствующем суде» исключить;

б) в части 2:

в пункте 1 слова «поверенным или» исключить;

в пункте 4 слова «использовать подарки, полученные» заменить словами «пользоваться подарками, полученными»;

в пункте 5 слова «, иных общественных объединений и других организаций» исключить;

в пункте 9:

абзац второй части 2 после слова «научной» дополнить словом «, экспертной»;

абзац третий после слов «(далее - Совет по отбору судей)» дополнить словами «Дисциплинарной комиссии при Совете судей.»;

2) в части 1 статьи 5-2:

в абзаце третьем слова «и в Совет по отбору судей» заменить словами «, в Совет по отбору судей и Дисциплинарную комиссию при Совете судей»;

абзац четвертый признать утратившим силу;

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«требовать опровержения или признания необоснованными любые обвинения против него о нарушении требований безупречности поведения судьи;»;

3) в статье 5-4:

а) в наименовании статьи слова «местных судов» исключить;

б) часть 1 изложить в следующей редакции

«1. Обучение претендентов на должности судей осуществляется Высшей школой правосудия. Лица, претендующие на должность судьи, должны пройти обучение сроком до одного года, в течение которого ему предоставляется отпуск без сохранения заработной платы по месту работы. По окончании обучения проводится квалификационный экзамен.»;

в) в части 2 слова «местных судов» исключить;

4) часть 2 статьи 6 изложить в следующей редакции:

«2. Под нарушением требований безупречности понимается несовместимое с высоким званием судьи существенное либо систематическое совершение судьей дисциплинарного проступка (проступков), предусмотренных частью 2 статьи 28 настоящего конституционного Закона.»;

5) в части 1 статьи 12 слова «в воздействии на судью» заменить  словами «во вмешательстве в деятельность судьи по осуществлению правосудия»;

6) часть 2 статьи 14 после слова «Судья,» дополнить словами «в том числе после прекращения своих полномочий и освобождения от занимаемой должности,»;

7) в предложении втором части 2 статьи 17 слова «очного или заочного» исключить;

8) пункт 4 части 3 статьи 19 признать утратившим силу.

9) в статье 23:

а) в пункте 4 части 1 слова «и внесения Советом по отбору судей его кандидатуры Президенту» исключить;

б) в частях 2,3,4 и 6 слова «Совет по отбору судей» в различных падежных формах заменить словами «Совет судей» в соответствующих падежах.

10) в наименовании главы 5 слова «приостановления полномочий» исключить;

11) в статье 25:

а) в наименовании статьи слово «Отстранение» заменить словами «Временное отстранение»;

б) части  1 и 2 изложить в следующей редакции:

«1. Судья временно отстраняется от должности (отстраняется от исполнения обязанностей судьи) в случае дачи согласия Дисциплинарной комиссией при Совете судей на привлечение его к уголовной ответственности (привлечение в качестве обвиняемого)»;

2. В случае дачи согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности (привлечение в качестве обвиняемого) Дисциплинарная комиссия при Совете судей вносит предложение о временном его отстранении от должности судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда Президенту для последующего внесения предложения в Жогорку Кенеш, местного суда – Президенту.»;

г) в части 3 слово «отстранение» заменить словами «временное отстранение»;

д) часть 4:

- после слова «Судья,» дополнить словом «временно»;

слова «об отстранении» заменить словами «о временном отстранении»;

12) статью 26 признать утратившей силу;

13) в статье 27:

а) абзацы второй-седьмой части 1 признать утратившими силу;

б) дополнить частью 1-1 следующего содержания:

«1-1. Полномочия судьи прекращаются досрочно в случаях:

1) подачи письменного заявления об уходе в отставку;

2) подачи письменного заявления по собственному желанию;

3) неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, подтвержденной заключением медицинской комиссии;

4) назначения судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда судьей местного суда; избрания судьи местного суда судьей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда;

5) перехода на другую работу, не связанную с осуществлением правосудия;

6) утраты гражданства либо выхода из гражданства Кыргызской Республики, либо приобретения гражданства другого государства;

7) ограничения дееспособности судьи либо о признании его недееспособным, решение суда о котором вступило в законную силу;

8) его смерти;

9) объявления его умершим, решение суда о котором вступило в законную силу;

10) признания его безвестно отсутствующим, решение суда о котором вступило в законную силу;

11) отказа судьи местного суда от перевода в другой местный суд по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 23 настоящего конституционного Закона;

12) вступления в законную силу решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

13) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда либо постановления о прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям;

14) применения дисциплинарного взыскания в виде досрочного освобождения от должности судьи;

15) занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

16) членства в политических партиях, его выступления в поддержку какой-либо политической партии;

17) регистрации его в качестве кандидата в Президенты, депутаты местного кенеша;

18) включения в зарегистрированный список политической партии, участвующей в выборах в Жогорку Кенеш.»;

в) часть 2 изложить в следующей редакции:

    «2. Полномочия судьи прекращаются путем освобождения от должности судьи Президентом или Жогорку Кенешем соответственно со дня появления оснований, предусмотренных частью 1 и 1-1 настоящей статьи, за исключением пункта 14 части 1-1, по предложению Совета судей, а предусмотренных пункта 14 части 1-1 настоящей статьи - по предложению Дисциплинарной комиссии при Совете судей. 

В случае отмены решений суда, предусмотренных пунктами 9, 10, 13 части 1-1 настоящей статьи, полномочия судьи местного суда возобновляются Президентом, а полномочия судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда - Жогорку Кенешем»;

г) дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Письменное заявление об уходе в отставку может быть отозвано в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления.»;

14) cтатью 27-1 изложить в следующей редакции:

«Статья 27-1. Отставка судьи

1. Отставкой судьи признается уход судьи с должности.

2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим в отставку, если его поведение как судьи является безупречным и его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 3, 5, 11, 17, 18 части 1-1 статьи 27 настоящего конституционного Закона.

3. Судьям, пребывающим в отставке, удостоверение судьи в отставке выдается в порядке, установленном Советом судей.

4. За судьей, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи в отставке, принадлежность к судейскому сообществу, гарантии неприкосновенности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в вынесении заведомо неправосудного судебного акта.

5. Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока сохраняет гражданство Кыргызской Республики и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

Порядок и условия прекращения пребывания судьи в отставке в случае прекращения гражданства Кыргызской Республики или допущения поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти, утверждаются Советом судей.».

 

15) статью 28 изложить в следующей редакции:

«Статья 28. Дисциплинарная ответственность судей

1. Судья привлекается к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка.

2. Дисциплинарным проступком признается виновное действие или бездействие судьи при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, выразившееся в:

1) очевидном и грубом нарушении законности при осуществлении правосудия;

2) грубом нарушении Кодекса чести судьи;

3) разглашении тайны совещательной комнаты или тайны, ставшей известной судье при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании;

4) неуведомлении Совета судей в установленном законом порядке о любом виде вмешательства в его деятельность при отправлении правосудия или осуществлении других полномочий, предусмотренных законом, а также любого другого вмешательства, не предусмотренного законом;

5) непредставлении или несвоевременном декларировании своего имущества, доходов и расходов, отражении при этом заведомо ложных сведений;

6) грубом нарушении правил трудового распорядка, повлекшем отрицательные последствия в работе суда;

7) грубом нарушении иных требований, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5-1 настоящего конституционного Закона, предъявляемых к судье.

3. Судейская ошибка, а также отмена или изменение судебного акта не влекут дисциплинарной ответственности судьи, если при этом не были допущены грубые нарушения закона.

Примечание. Судейской ошибкой признается деяние, приведшее к неправильному толкованию и применению норм материального или процессуального права, не связанное с виновными действиями судьи.

4. Привлечение судьи к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка влечет применение одной из следующих мер дисциплинарного взыскания:

1) предупреждение;

2) замечание;

3) выговор;

4) досрочное освобождение судьи от занимаемой должности.

За каждый дисциплинарный проступок налагается лишь одно дисциплинарное взыскание с учетом характера дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствий его совершения, формы вины, личности судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степени нарушения действиями (бездействием) судьи прав, свобод и законных интересов физических (юридических) лиц.

Судья считается непривлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если в течение срока действия дисциплинарного взыскания, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, после наложения соответствующего дисциплинарного взыскания, он не совершил нового дисциплинарного проступка.

5. Предупреждение может налагаться на судью в форме устного порицания действий (бездействия) судьи, замечание и выговор - в форме письменного порицания действий (бездействия) судьи.

Срок действия предупреждения составляет шесть месяцев, замечания - девять месяцев, выговора - двенадцать месяцев.

Предупреждение, замечание или выговор могут быть сняты Дисциплинарной комиссией при Совете судей не ранее чем после истечения половины срока действия соответствующего примененного дисциплинарного взыскания.  Порядок их снятия определяется законом о Дисциплинарной комиссии при Совете судей.

6. Досрочное освобождение судьи от занимаемой должности за совершение дисциплинарного проступка может налагаться на судью в исключительных случаях как крайняя мера дисциплинарного взыскания за нарушение судьей требований безупречности, подтвержденное решением Дисциплинарной комиссии при Совете судей. 

По указанному в настоящей части основанию судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности Жогорку Кенешем большинством не менее двумя третями голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Президента, а судьи местных судов - Президентом.

7. В случае нарушения порядка привлечения судьи к дисциплинарной ответственности в виде досрочного освобождения судьи от занимаемой должности решение Дисциплинарной комиссии при Совете судей может быть обжаловано в суд.

Решения Дисциплинарной комиссии при Совете судей о применении судье других видов дисциплинарного взыскания не подлежат обжалованию.

Решения Жогорку Кенеша, Президента о досрочном освобождении судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда и местного суда обжалованию не подлежат.

8. Порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности устанавливается законом о Дисциплинарной комиссии при Совете судей.»;

16) статью 29 признать утратившей силу;

17) в статье 30:

а) в части 1 слова «по вопросу» исключить;

б) в части 2:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«2. Привлечение судьи к уголовной ответственности допускается с согласия Дисциплинарной комиссии при Совете судей по представлению Генерального прокурора.»;

в абзаце втором:

- слова «Совет судей» заменить словами «Дисциплинарную комиссию при Совете судей»;

- слово «законодательства» заменить словом «закона»;

в) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Для получения согласия на привлечение судьи к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, представление в Дисциплинарную комиссию при Совете судей вносит соответствующий государственный орган.»;

г) часть 5 признать утратившей силу;

д) часть 6 изложить в следующей редакции:

«6. Дисциплинарная комиссия при Совете судей отказывает в удовлетворении представления о даче согласия на привлечение судьи к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, если доводы в представлении основаны на позиции, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий.»;

е) в части 7 слова «в случае принятия Советом судей» заменить словами «по тем же основаниям в случае принятия Дисциплинарной комиссией при Совете судей»;

ж) дополнить частями 8 и 9 следующего содержания:

«8. Судьи, полномочия которых прекращены, привлекаются к уголовной ответственности, за деяния, совершенные ими в период осуществления полномочий судьи в порядке, определяемом настоящей статьей.

9. Решения Дисциплинарной комиссии при Совете судей о даче согласия на привлечение судьи к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, обжалованию не подлежат.»;

18) в статье 33:

а) в абзаце втором части 2 цифру «4» заменить цифрой «9», цифру «1» заменить на цифры «1-1»;

б) первый абзац части 3 изложить в следующей редакции:

«3. Лицам,  полномочия которых прекращены в соответствии с пунктом 2 части 1-1 статьи 27 настоящего конституционного Закона, при наличии судейского стажа 20 и более лет; в соответствии с пунктом 3 части 1-1 статьи 27 настоящего конституционного Закона; в связи с достижением предельного возраста; в соответствии с пунктом 7 части 1-1 статьи 27 настоящего конституционного Закона, а также в связи с истечением сроков полномочий при наличии стажа судейской работы 15 и более лет выплачивается единовременное пособие из расчета среднемесячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее его годовой заработной платы.».

Статья 2

  1. Настоящий конституционный Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
  2. Действие пункта 14 части 1 статьи 1 настоящего конституционного Закона распространяется на отношения, возникшие до вступления в силу настоящего конституционного Закона, а также на судей, чьи полномочия считаются прекращенными в соответствии с частью 10 статьи 1 Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики», приятого референдумом 27 июня 2010 года.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

 

 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ

к проекту конституционного  

 

Закона Кыргызской Республики  «О внесении изменений и дополнений в конституционный  Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики»

 

Настоящий проект конституционного Закона разработан в целях реализации положений Конституции КР, измененных Законом КР от 28 декабря 2016 года № 218 «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики», принятым на референдуме (всенародным голосованием) 11 декабря 2016 года, и в соответствии с Указом Президента КР от 8 августа 2012 года №147 «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике».

Проект Закона входит в пакет законопроектов, регламентирующих деятельность дисциплинарной комиссии при Совете судей Кыргызской Республики как конституционного органа и разработан в целях приведения в соответствие с новыми конституционными нормами, в связи с принятием на референдуме (всенародном голосовании) 11 декабря 2016 года Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики».

Законопроект рассмотрен и одобрен Советом по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики.

В связи с исключением функции привлечения судей к дисциплинарной ответственности у Совета судей и введением нового органа как Дисциплинарная комиссия при Совете судей, статус, порядок формирования, организацию и деятельность работы которой будут определены отдельным законом, то данным законопроектом предлагается определение оснований привлечения к дисциплинарной ответственности судей, в частности

  1. уточнено определение дисциплинарного проступка;
  2. установлены конкретные виды дисциплинарных проступков, за совершение которых судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности;
  3. расширены виды дисциплинарных взысканий, даны их определения, дифференцированы сроки их действия.

Также в законопроекте предлагается оптимизация ряда статей, связанных с безупречным поведением судьи. Поскольку теперь новыми положениями Конституции для досрочного освобождения судей предусмотрено только одно основание как нарушение безупречности поведения судьи, то есть связано оно с привлечением судьи к дисциплинарной ответственности, то ст.26 признается утратившей силу, а основания освобождения судьи, предусмотренные ст.26, переносятся в ст.27 как основания досрочного прекращения полномочий судьи. Статья 29 «Порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности» признается в этом законопроекте также утратившей силу, а ее положения переносятся в новый закон о Дисциплинарной комиссии при Совете судей.

Законопроектом предусматривается возможность для судей Верховного суда и судей местных судов обжаловать решение Дисциплинарной комиссии при Совете судей о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде досрочного освобождения в случае нарушения порядка его привлечения.

Вместе с этим, законопроект конкретизирует норму в соответствии с которой, решение о досрочном освобождении судьи местного суда, принимаемое Президентом, и решение, принимаемое Жогорку Кенешем о досрочном освобождении судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда, обжалованию не подлежит. Данная норма обусловлена тем, что судьи относятся к лицам, занимающим специальную государственную должность, решение об их освобождении принимается на основании и в соответствии с Конституцией в специально определенном порядке.

Законопроектом учтено решение Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики от 5 марта 2014 года по делу о проверке конституционности части 6 статьи 26 Конституционного закона «О статусе судей Кыргызской Республики».

Предлагаемые изменения не противоречат международным обязательствам КР и соответствуют международным стандартам.

Вместе с тем, законопроект не предусматривает социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий и не противоречит законодательству Кыргызской Республики.

Одновременно необходимо отметить, что поскольку данный законопроект не затрагивает вопросы предпринимательской деятельности, проведение анализа регулятивного воздействия не требуется (статья 19 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики).

Принятие законопроекта, каких-либо социальных, экономических, гендерных, экологических, коррупционных последствий не имеет. Законопроект соответствует действующему законодательству.

 

Депутаты                                                           А.С. Кодуранова

                                                                           А.А. Шадиев

                                                                           Т.Г. Тиллаев

                                                                           М.Э. Сабиров

                                                                           К.К. Керезбеков

                                                                           А.У. Жапаров

                                                                           А.С. Токторов

                                                                           Г.К. Асылбаева

 

 

 

 

Сравнительная таблица по проекту конституционного Закона

«О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон «О статусе судей Кыргызской Республики»

 

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Статья 5-1. Требования, предъявляемые к судье в соответствии с его статусом

1. Судья обязан:

1) неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики, быть верным присяге судьи;

2) соблюдать требования Кодекса чести судей Кыргызской Республики, а также установленную законодательством этику государственных служащих и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет и достоинство судьи;

3) противостоять попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия;

4) соблюдать тайну совещания судей;

5) декларировать свое имущество, доходы и расходы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

6) соблюдать правила трудового распорядка, установленные в соответствующем суде.

2. Судья не вправе:

1) быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц в судах и других государственных органах;

2) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;

3) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

4) использовать подарки, полученные в связи с протокольными и другими официальными мероприятиями. Такие подарки признаются государственной собственностью и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным и другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;

5) принимать без разрешения Совета судей Кыргызской Республики (далее - Совет судей) почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

6) выезжать в служебные командировки за пределы Кыргызской Республики за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, международными договорами Кыргызской Республики или договоренностями на взаимной основе Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда, Совета судей с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

7) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Кыргызской Республики иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики, международными договорами Кыргызской Республики или договоренностями на взаимной основе Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

8) участвовать в забастовках и митингах;

9) осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать должность судьи с депутатской деятельностью или деятельностью в государственных органах и органах местного самоуправления, другой оплачиваемой работой, за исключением:

- педагогической, научной и творческой деятельности в той мере, в какой она не мешает исполнению судейских обязанностей;

- участия в деятельности органов судейского самоуправления, Совета по отбору судей Кыргызской Республики (далее - Совет по отбору судей).

 

 

3. Судьи не могут состоять в партиях, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии.

Статья 5-1. Требования, предъявляемые к судье в соответствии с его статусом

1. Судья обязан:

1) неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республикибыть верным присяге судьи;

2) соблюдать требования Кодекса чести судей Кыргызской Республики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет и достоинство судьи;

 

3) противостоять попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия;

4) соблюдать тайну совещания судей;

5) декларировать свое имущество, доходы и расходы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

6) соблюдать правила трудового распорядка.

 

2. Судья не вправе:

1) быть представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц в судах и других государственных органах;

2) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;

3) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

4) пользоваться подарками, полученными в связи с протокольными и другими официальными мероприятиями. Такие подарки признаются государственной собственностью и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным и другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;

5) принимать без разрешения Совета судей Кыргызской Республики (далее - Совет судей) почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий;

 

 

6) выезжать в служебные командировки за пределы Кыргызской Республики за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, международными договорами Кыргызской Республики или договоренностями на взаимной основе Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда, Совета судей с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

7) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Кыргызской Республики иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики, международными договорами Кыргызской Республики или договоренностями на взаимной основе Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

8) участвовать в забастовках и митингах;

9) осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать должность судьи с депутатской деятельностью или деятельностью в государственных органах и органах местного самоуправления, другой оплачиваемой работой, за исключением:

- педагогической, научной, экспертнойи творческой деятельности в той мере, в какой она не мешает исполнению судейских обязанностей;

- участия в деятельности органов судейского самоуправления, Совета по отбору судей Кыргызской Республики (далее - Совет по отбору судей), Дисциплинарной комиссии при Совете судей.

3. Судьи не могут состоять в партиях, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии.

Статья 5-2. Основные права судьи

1. Судья имеет право в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим конституционным Законом и принятыми на его основе другими законами:

на перевод (ротацию) в другой суд;

быть избранным председателем или заместителем председателя суда, а также в органы судейского самоуправления и в Совет по отбору судей;

на повышение своей квалификации;

на отставку;

требовать опровержения или признания необоснованнымилюбых обвинений в отношении него о нарушении положений статьи 6 настоящего конституционного Закона;

на содействие со стороны государства и органов судейского самоуправления в реализации его законных интересов;

на обеспечение гарантий, установленных настоящим конституционным Законом.

2. Перечисление в части 1 настоящей статьи прав не ограничивает другие права гражданина, являющегося судьей, предоставленные Конституцией гражданам Кыргызской Республики, если реализация этих прав не вступает в противоречие с высоким статусом судьи.

(В редакции конституционного Закона КР от 13 июня 2011 года N 41)

Статья 5-2. Основные права судьи

1. Судья имеет право в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим конституционным Законом и принятыми на его основе другими законами:

на перевод (ротацию) в другой суд;

быть избранным председателем или заместителем председателя суда, а также в органы судейского самоуправления, в Совет по отбору судейи Дисциплинарную комиссию при Совете судей;

на отставку;

требовать опровержения или признания необоснованнымилюбые обвинения против него о нарушении требований безупречности поведения судьи;

 

на содействие со стороны государства и органов судейского самоуправления в реализации его законных интересов;

на обеспечение гарантий, установленных настоящим конституционным Законом.

2. Перечисление в части 1 настоящей статьи прав не ограничивает другие права гражданина, являющегося судьей, предоставленные Конституцией гражданам Кыргызской Республики, если реализация этих прав не вступает в противоречие с высоким статусом судьи.

 

Статья 5-4. Обучение претендентов на должности судей местных судов

1. Обучение претендентов на должности судей местных судов осуществляется Высшей школой правосудия. Лица, претендующие на должность судьи, должны пройти очное обучение сроком до одного года, по окончании которого проводится квалификационный экзамен.

 

 

2. Порядок и сроки прохождения обучения претендентов на должности судей местных судов определяются председателем Верховного суда и Советом судей.

(В редакции конституционного Закона КР от 8 декабря 2016 года N 194)

Статья 5-4. Обучение претендентов на должности судей

 

1. Обучение претендентов на должности судей осуществляется Высшей школой правосудия. Лица, претендующие на должность судьи, должны пройти обучение сроком до одного года, в течение которого ему предоставляется отпуск без сохранения заработной платы по месту работы. По окончании обучения проводится квалификационный экзамен.

2. Порядок и сроки прохождения обучения претендентов на должности судей определяются председателем Верховного суда и Советом судей.

 

(В редакции конституционного Закона КР от 8 декабря 2016 года N 194)

Статья 6. Безупречность поведения судей

1. Судья занимает свою должность и сохраняет свои полномочия до тех пор, пока его поведение является безупречным.

2. Под безупречностью поведения судьи понимается отсутствие в отношении этого судьи подтвержденных или признанных Советом судей фактов нарушения обязанностей, предусмотренных статьей 5-1 настоящего конституционного Закона.

Статья 6. Безупречность поведения судей

1. Судья занимает свою должность и сохраняет свои полномочия до тех пор, пока его поведение является безупречным.

2. Под нарушением требований безупречности понимается несовместимое с высоким званием судьи существенное либо систематическое совершение судьей дисциплинарного проступка, предусмотренных частью2 статьи 28 настоящего конституционного Закона.

Статья 12. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи

1. Запрещается всякое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия. Лица, виновные в воздействиина судью, несут ответственность, предусмотренную законом.

 

 

2. Никто не вправе требовать от судьи отчета по конкретному судебному делу, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим конституционным Законом рассматривается вопрос об ответственности судьи.

3. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в его производстве дел, представлять дела кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

 

Статья 12. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи

 

1. Запрещается всякое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия. Лица, виновные во вмешательстве в деятельность судьи по осуществлению правосудия, несут ответственность, предусмотренную законом.

2. Никто не вправе требовать от судьи отчета по конкретному судебному делу, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим конституционным Законом рассматривается вопрос об ответственности судьи.

3. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в его производстве дел, представлять дела кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

 

Статья 14. Неприкосновенность судьи

1. Судья обладает правом неприкосновенности и не может быть задержан и арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой правоохранительный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, за противоправные деяния, совершенные им в период осуществления полномочий судьи, в ином порядке, чем установлено настоящим конституционным Законом.

 

 

 

3. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Статья 14. Неприкосновенность судьи

1. Судья обладает правом неприкосновенности и не может быть задержан и арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой правоохранительный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

2.Судья, в том числе после прекращения своих полномочий и освобождения отзанимаемойдолжности, не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, за противоправные деяния, совершенные им в период осуществления полномочий судьи, в ином порядке, чем установлено настоящим конституционным Законом.

3. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Статья 17. Требования, предъявляемые к судьям местных судов

1. Судьей местного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" с присвоением академической степени "магистр" при наличии академической степени "бакалавр" по соответствующему направлению и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

 

2. К лицам, впервые претендующим на замещение должности судьи местного суда и не имеющим стаж судейской работы, а также к лицам, имеющим судейский стаж работы, у которых при этом срок перерыва между подачей заявления на участие в конкурсе и освобождением лица от должности судьи либо прекращением полномочий судьи превышает десять лет, устанавливается следующее дополнительное требование - наличие сертификата, выдаваемого по результатам сдачи квалификационного экзамена (далее - экзамен). Экзамен сдается по итогам очного или заочного обучения претендентов. Сертификат действителен в течение трех лет. Программа обучения, состав комиссии по приему экзамена, а также порядок его сдачи утверждаются Советом судей.

Статья 17. Требования, предъявляемые к судьям местных судов

1. Судьей местного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" с присвоением академической степени "магистр" при наличии академической степени "бакалавр"соответствующемунаправлению и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

2. К лицам, впервые претендующим на замещение должности судьи местного суда и не имеющим стаж судейской работы, а также к лицам, имеющим судейский стаж работы, у которых при этом срок перерыва между подачей заявления на участие в конкурсе и освобождением лица от должности судьи либо прекращением полномочий судьи превышает десять лет, устанавливается следующее дополнительное требование - наличие сертификата, выдаваемого по результатам сдачи квалификационного экзамена (далее - экзамен). Экзамен сдается по итогам обучения претендентов. Сертификат действителен в течение трех лет. Программа обучения, состав комиссии по приему экзамена, а также порядок его сдачи утверждаются Советом судей.

Статья 19. Порядок представления документов на конкурс на замещение вакантной должности судьи местного суда

1. Заявление и документы претендента на замещение вакантной должности судьи местного суда представляются претендентом лично либо по почте.

Заявление претендента на вакантную должность судьи местного суда в адрес Совета по отбору судей представляется в уполномоченный государственный орган.

К заявлению прилагаются:

1) копия паспорта, свидетельствующая о гражданстве и возрасте претендента;

2) заверенная копия диплома о высшем юридическом образовании по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" с присвоением академической степени "магистр" при наличии академической степени "бакалавр" по соответствующему направлению;

3) заверенные копии трудовой книжки, иных документов, подтверждающих наличие у претендента стажа работы по юридической профессии;

4) медицинское заключение о состоянии здоровья, выданное в течение одного года перед участием в конкурсе;

5) документ, подтверждающий наличие дополнительного требования, предъявляемого к претенденту, предусмотренного частью 2 статьи 17 настоящего конституционного Закона.

К заявлению могут быть приложены иные документы (отзывы, рекомендации), характеризующие личность претендента.

2. Действующие судьи Кыргызской Республики вправе участвовать в конкурсном отборе на должности судей местных судов путем подачи заявлений.

Документы судей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда формируются аппаратами Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда и передаются в уполномоченный государственный орган.

Документы судей местных судов формируются уполномоченным государственным органом.

3. Документы действующих судей Кыргызской Республики должны содержать:

1) личное дело судьи;

2) данные за время работы на судейской должности, отражающие количество и качество рассмотренных дел;

3) данные о наградах, поощрениях и взысканиях;

4) частные определения, вынесенные в отношении судьи.

 

4. Срок подачи заявлений и документов претендентов на вакантную должность судьи местного суда устанавливается Советом по отбору судей и не может быть меньше четырнадцати дней со дня опубликования объявления.

Не принимаются документы представленные по истечении установленного настоящей статьей срока.

Уполномоченный государственный орган после принятия заявления и приложенных к нему документов самостоятельно запрашивает информацию о судимости претендента у соответствующих органов.

Соответствующий уполномоченный орган обязан в срок не позднее десяти дней направить информацию о наличии либо отсутствии судимости претендента.

5. Лица, чьи документы на участие в конкурсе на замещение вакантной должности судьи местного суда приняты, включаются в список претендентов. Список претендентов опубликовывается в государственном печатном органе Кыргызской Республики и на интернет-сайте Совета по отбору судей не позднее сорока дней со дня публикации объявления о конкурсе для получения откликов о профессиональных и моральных качествах претендентов.

Срок для получения откликов определяется Советом по отбору судей.

Статья 19. Порядок представления документов на конкурс на замещение вакантной должности судьи местного суда

1. Заявление и документы претендента на замещение вакантной должности судьи местного суда представляются претендентом лично либо по почте.

Заявление претендента на вакантную должность судьи местного суда в адрес Совета по отбору судей представляется в уполномоченный государственный орган.

К заявлению прилагаются:

1) копия паспорта, свидетельствующая о гражданстве и возрасте претендента;

2) заверенная копия диплома о высшем юридическом образовании по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" с присвоением академической степени "магистр" при наличии академической степени "бакалавр" соответствующему направлению;

3) заверенные копии трудовой книжки, иных документов, подтверждающих наличие у претендента стажа работы по юридической профессии;

4) медицинское заключение о состоянии здоровья, выданное в течение одного года перед участием в конкурсе;

5) документ, подтверждающий наличие дополнительного требования, предъявляемого к претенденту, предусмотренного частью 2 статьи 17 настоящего конституционного Закона.

К заявлению могут быть приложены иные документы (отзывы, рекомендации), характеризующие личность претендента.

2. Действующие судьи Кыргызской Республики вправе участвовать в конкурсном отборе на должности судей местных судов путем подачи заявлений.

Документы судей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда формируются аппаратами Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда и передаются в уполномоченный государственный орган.

Документы судей местных судов формируются уполномоченным государственным органом.

3. Документы действующих судей Кыргызской Республики должны содержать:

1) личное дело судьи;

2) данные за время работы на судейской должности, отражающие количество и качество рассмотренных дел;

3) данные о наградах, поощрениях и взысканиях;

4)признать утратившим силу в соответствии с конституционным Законом….

4. Срок подачи заявлений и документов претендентов на вакантную должность судьи местного суда устанавливается Советом по отбору судей и не может быть меньше четырнадцати дней со дня опубликования объявления.

Не принимаются документы представленные по истечении установленного настоящей статьей срока.

Уполномоченный государственный орган после принятия заявления и приложенных к нему документов самостоятельно запрашивает информацию о судимости претендента у соответствующих органов.

Соответствующий уполномоченный орган обязан в срок не позднее десяти дней направить информацию о наличии либо отсутствии судимости претендента.

5. Лица, чьи документы на участие в конкурсе на замещение вакантной должности судьи местного суда приняты, включаются в список претендентов. Список претендентов опубликовывается в государственном печатном органе Кыргызской Республики и на интернет-сайте Совета по отбору судей не позднее сорока дней со дня публикации объявления о конкурсе для получения откликов о профессиональных и моральных качествах претендентов.

Срок для получения откликов определяется Советом по отбору судей.

Статья 23. Основания и порядок перевода (ротации) судьи местного суда

1. Судья местного суда может быть переведен из одного местного суда в другой местный суд по следующим основаниям:

1) по собственному желанию;

2) в случае реорганизации суда, изменения его структуры и штатной численности судей;

3) в целях государственной защиты судей по не зависящим от судьи и государства обстоятельствам;

4) в случае участия судьи местного суда в конкурсном отборе на вакантную должность судьи другого местного судаи внесения Советом по отбору судей его кандидатуры Президенту.

2. Перевод (ротация) судей по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется Советом по отбору судейпо мере поступления заявлений судей. Заявления судей подаются в уполномоченный государственный орган на имя Совета по отбору судей.

Совет по отбору судей, рассмотрев заявления судей о переводе (ротации), удовлетворяет их и вносит предложение Президенту о переводе (ротации) судей лишь при обоюдном согласии судей о переводе (ротации).

Судья, переведенный из одного местного суда в другой вправе повторно обратиться с заявлением о переводе (ротации) не ранее чем через пять лет со дня последнего перевода (ротации).

3. В случае реорганизации местного суда, изменения его структуры с передачей штатных единиц судей в другие местные суды Советом по отбору судей заслушиваются мнения судей относительно перевода (ротации) их в суды, куда передаются штатные единицы судей реорганизуемого суда либо суда, структура которого изменена. Решение Совета по отбору судей по переводу (ротации) судей принимается с учетом всех обстоятельств и возможности работы судей на новом месте.

4. Совет по отбору судей рассматривает вопрос о переводе (ротации) в целях государственной защиты судей по независящим от судьи и государства обстоятельствам безотлагательно. Основанием для рассмотрения этого вопроса является обращение председателя соответствующего местного суда или обращение судьи, подтвержденное соответствующими материалами правоохранительных органов. Решение Совета по отбору судей по переводу (ротации) в целях государственной защиты судей принимается после изучения всех обстоятельств и определения обоснованности имеющейся угрозы судье.

5. Перевод (ротация) судьи местного суда осуществляется на оставшийся срок его полномочий.

6. Решение о переводе (ротации) судьи принимается Советом по отбору судейи направляется Президенту для издания соответствующего указа. Указ подлежит подписанию в течение десяти дней со дня поступления решения Президенту.

Статья 23. Основания и порядок перевода (ротации) судьи местного суда

1. Судья местного суда может быть переведен из одного местного суда в другой местный суд по следующим основаниям:

1) по собственному желанию;

2) в случае реорганизации суда, изменения его структуры и штатной численности судей;

3) в целях государственной защиты судей по не зависящим от судьи и государства обстоятельствам.

4)в случае участия судьи местного суда в конкурсном отборе на вакантную должность судьи другого местного суда.

 

2. Перевод (ротация) судей по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется Советом судей по мере поступления заявлений судей. Заявления судей подаются в уполномоченный государственный орган на имя Совета судей.

Совет судей, рассмотрев заявления судей о переводе (ротации), удовлетворяет их и вносит предложение Президенту о переводе (ротации) судей лишь при обоюдном согласии судей о переводе (ротации).

Судья, переведенный из одного местного суда в другой вправе повторно обратиться с заявлением о переводе (ротации) не ранее чем через пять лет со дня последнего перевода (ротации).

3. В случае реорганизации местного суда, изменения его структуры с передачей штатных единиц судей в другие местные суды Советом судей заслушиваются мнения судей относительно перевода (ротации) их в суды, куда передаются штатные единицы судей реорганизуемого суда либо суда, структура которого изменена. Решение Совета судей по переводу (ротации) судей принимается с учетом всех обстоятельств и возможности работы судей на новом месте.

4. Совет судей рассматривает вопрос о переводе (ротации) в целях государственной защиты судей по независящим от судьи и государства обстоятельствам безотлагательно. Основанием для рассмотрения этого вопроса является обращение председателя соответствующего местного суда или обращение судьи, подтвержденное соответствующими материалами правоохранительных органов. Решение Совета судей по переводу (ротации) в целях государственной защиты судей принимается после изучения всех обстоятельств и определения обоснованности имеющейся угрозы судье.

 

5. Перевод (ротация) судьи местного суда осуществляется на оставшийся срок его полномочий.

6. Решение о переводе (ротации) судьи принимается Советом судей и направляется Президенту для издания соответствующего указа. Указ подлежит подписанию в течение десяти дней со дня поступления решения Президенту.

Глава 5
Основания и порядок приостановления полномочий, отстранения от должности, прекращения полномочий судьи

 

Статья 25. Отстранение судьи от должности

1. Судья отстраняется от должности (отстраняется от исполнения обязанностей судьи) в случае дачи согласия Советом судей на привлечение его к уголовной ответственности (привлечение в качестве обвиняемого) или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

2. Жогорку Кенеш по предложению Совета судей может отстранить от должности судью Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда в случае дачи Генеральному прокурору Кыргызской Республики (далее - Генеральный прокурор) согласия на привлечение судьи в качестве обвиняемого.

Президент по предложению Совета судей может отстранить от должности судью местного суда в случае дачи Генеральному прокурору согласия на привлечение судьи в качестве обвиняемого.

3. Отстранение судьи от должности не влечет приостановления выплат судье заработной платы и иных видов материального и социального обеспечения судьи.

4. Судья, отстраненный от должности, восстанавливается в ранее занимаемой должности (считается приступившим к исполнению обязанностей судьи) органом, его избравшим или назначившим, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения об отстранении его от должности.

Глава 5
Основания и порядоквременного отстранения от должности и прекращения полномочий судьи

 

 

Статья 25. Временноеотстранение судьи от должности

1. Судья временно отстраняется от должности (отстраняется от исполнения обязанностей судьи) в случае дачи согласия Дисциплинарной комиссией при Совете судей на привлечение его к уголовной ответственности (привлечение в качестве обвиняемого).

2. В случае дачи согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности (привлечение в качестве обвиняемого) Дисциплинарная комиссия при Совете судей вносит предложение о временном его отстранении от должности судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда Президенту для последующего внесения предложения в Жогорку Кенеш, местного суда – Президенту.

 

 

3. Временноеотстранение судьи от должности не влечет приостановления выплат судье заработной платы и иных видов материального и социального обеспечения судьи.

4. Судья, временноотстраненный от должности, восстанавливается в ранее занимаемой должности (считается приступившим к исполнению обязанностей судьи) органом, его избравшим или назначившим, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о временномотстранении его от должности.

Статья 26. Основания и порядок освобождения судьи от должности

1. (Утратила силу в соответствии с ЗакономКР от 19 января 2010 года N 6)

2. Судья освобождается от должности досрочно в случае:

1) подачи письменного заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

2) неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, подтвержденной заключением медицинской комиссии;

3) назначения судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда судьей местного суда; избрания судьи местного суда судьей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда;

4) перехода на другую работу, не связанную с осуществлением правосудия;

5) отказа судьи местного суда от перевода в другой местный суд по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 23 настоящего конституционного Закона;

6) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;

7) вступления в законную силу решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

8) совершения дисциплинарного проступка, не совместимого с безупречностью поведения и высоким званием судьи, подтвержденного решением Совета судей;

9) занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

10) членства в политических партиях, его выступления в поддержку какой-либо политической партии;

11) если судья:

- зарегистрирован в качестве кандидата в Президенты;

- включен в зарегистрированный список политической партии, участвующей в выборах Жогорку Кенеша;

- зарегистрирован в качестве кандидатав депутаты местного кенеша.

3. Судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда освобождаются от должности досрочно большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Президента на основании решения Совета судей.

4. Судья местного суда досрочно освобождается от должности Президентом по предложению Совета судей.

5. Письменное заявление судьи об освобождении его от должности по собственному желанию может быть отозвано в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления.

6. Решение о досрочном освобождении судьи Кыргызской Республики от занимаемой должности обжалованию не подлежит.

(В редакции Закона КР от 19 января 2010 года N 6)

Признать утратившей силу.

 

 

Статья 27. Основания и порядок прекращения полномочий судьи

1. Полномочия судьи прекращаются в связи с достижением предельного возраста, истечением срока полномочий.

Внимание! Действие абзаца первого части 1 статьи 27 (в части прекращения полномочий в связи с истечением сроков полномочий) приостановлено до завершения формирования судейского корпуса в рамках реализации части 8 статьи 1Закона Кыргызской Республики "О введении в действие КонституцииКыргызской Республики"

Полномочия судьи прекращаются досрочно в случае:

1) утраты гражданства либо выхода из гражданства Кыргызской Республики, либо приобретения гражданства другого государства;

2) ограничения дееспособности судьи либо о признании его недееспособным, решение суда о котором вступило в законную силу;

3) его смерти;

4) объявления его умершим, решение суда о котором вступило в законную силу;

5) признания его безвестно отсутствующим, решение суда о котором вступило в законную силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Полномочия судьи прекращаются Президентом или Жогорку Кенешем соответственно.

В случае отмены решений суда, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 настоящей статьи, полномочия судьи местного суда возобновляются Президентом, а полномочия судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда - Жогорку Кенешем.

 

Статья 27. Основания и порядок прекращения полномочий судьи

1. Полномочия судьи прекращаются в связи с достижением предельного возраста, истечением срока полномочий.

Внимание! Действие абзаца первого части 1 статьи 27 (в части прекращения полномочий в связи с истечением сроков полномочий) приостановлено до завершения формирования судейского корпуса в рамках реализации части 8 статьи 1Закона Кыргызской Республики "О введении в действие КонституцииКыргызской Республики"

1-1.Полномочия судьи прекращаются досрочно в случае:

1) подачи письменного заявления об уходе в отставку;

2) подачи письменного заявлению по собственному желанию;

3)неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, подтвержденной заключением медицинской комиссии;

4) назначения судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда судьей местного суда; избрания судьи местного суда судьей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда;

5) перехода на другую работу, не связанную с осуществлением правосудия;

6) утраты гражданства либо выхода из гражданства Кыргызской Республики, либо приобретения гражданства другого государства;

7) ограничения дееспособности судьи либо о признании его недееспособным, решение суда о котором вступило в законную силу;

8) его смерти;

9) объявления его умершим, решение суда о котором вступило в законную силу;

10) признания его безвестно отсутствующим, решение суда о котором вступило в законную силу;

11) отказа судьи местного суда от перевода в другой местный суд по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 23 настоящего конституционного Закона;

12)  вступления в законную силу решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

13)вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда либо постановления о прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям;

14) применение дисциплинарного взыскания в виде досрочного освобождения от должности судьи;

15) занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

16) членства в политических партиях, его выступления в поддержку какой-либо политической партии;

17) регистрации его в качестве кандидата в Президенты, депутаты местного кенеша;

18) включения в зарегистрированный список политической партии, участвующей в выборах Жогорку Кенеша.

2. Полномочия судьи прекращаются путем освобождения от должности судьиПрезидентом или Жогорку Кенешем соответственно со дня появления оснований, предусмотренных частью 1 и 1-1 настоящей статьи, за исключением пункта 14 части 1-1, по предложению Совета судей, а предусмотренных пункта14 части 1-1 настоящей статьи - по предложению Дисциплинарной комиссии при Совете судей. 

В случае отмены решений суда, предусмотренных пунктами 9, 10, 13 части 1-1 настоящей статьи, полномочия судьи местного суда возобновляются Президентом, а полномочия судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда - Жогорку Кенешем.

3.Письменное заявление об уходе в отставку может быть отозвано в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления.

Статья 27-1. Отставка судьи

1. Отставкой судьи признается уход или удаление судьи с должности.

2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его поведение как судьи является безупречным и он был освобожден по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4, 5, 11 части 2 статьи 26 настоящего конституционного Закона, или его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 27 настоящего конституционного Закона.

3. Судьям, пребывающим в отставке, удостоверение судьи в отставке выдается в порядке, установленном Президентом.

4. За судьей, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи в отставке, принадлежность к судейскому сообществу, гарантии неприкосновенности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в вынесении заведомо неправосудного судебного акта.

5. Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока сохраняет гражданство Кыргызской Республики и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

Порядок и условия прекращения пребывания судьи в отставке в случае прекращения гражданства Кыргызской Республики или допущения поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти, утверждаются Президентом по согласованию с Советом судей.

(В редакции конституционного Закона КР от 11 июля 2013 года N 130)

См.:

Указ Президента КР от 11 декабря 2013 года УП N 224 "Об утверждении Положения о порядке выхода, пребывания и прекращения пребывания судьи Кыргызской Республики в отставке".

Статья 27-1. Отставка судьи

1. Отставкой судьи признается уход судьи с должности.

2. Каждый судья имеет право наотставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим в отставку, если его поведение как судьи является безупречным и его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 3, 5, 11,17, 18 части 1-1 статьи 27 настоящего конституционного Закона.

3. Судьям, пребывающим в отставке, удостоверение судьи в отставке выдается в порядке, установленном Советом судей.

4. За судьей, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи в отставке, принадлежность к судейскому сообществу, гарантии неприкосновенности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в вынесении заведомо неправосудного судебного акта.

5. Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока сохраняет гражданство Кыргызской Республики и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

Порядок и условия прекращения пребывания судьи в отставке в случае прекращения гражданства Кыргызской Республики или допущения поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти, утверждаются Советом судей.

 

Статья 28. Дисциплинарная ответственность судей

1. Судья привлекается к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка.

Дисциплинарным проступком признается действие или бездействие судьи, не соответствующее требованиям безупречного поведения, установленного частью 2 статьи 6 настоящего конституционного Закона, а также занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи.

Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее одного года со дня обнаружения проступка, не считая времени служебной проверки или отсутствия судьи на работе по уважительной причине, но не позднее трех лет со дня совершения.

2. Привлечение судьи к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка влечет за собой применение одной из следующих мер дисциплинарного воздействия:

1) дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора;

 

2) досрочное освобождение судьи от занимаемой должности.

Совет судей, учитывая малозначительность совершенного дисциплинарного проступка, может ограничиться предупреждением.

3. Замечание или выговор могут быть сняты Советом судей не ранее чем через шесть месяцев после их применения. Порядок снятия замечания или выговора определяется Положением о дисциплинарной комиссии Совета судей (далее - Положение о дисциплинарной комиссии), утверждаемым Советом судей.

4. (Утратила силу в соответствии с ЗакономКР от 19 января 2010 года N 6).

5. Замечание и выговор судьям применяются Советом судей в соответствии с Положением о дисциплинарной комиссии.

Досрочное освобождение от должности за совершение дисциплинарного проступка применяется как крайняя мера дисциплинарного воздействия за грубое нарушение требований о безупречном поведении судей.

Решение о досрочном освобождении судей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда принимается Жогорку Кенешем по представлению Президента, основанному на решении Совета судей о досрочном освобождении судьи от занимаемой должности.

Решение о досрочном освобождении судей местного суда принимается Президентом на основании решения Совета судей о досрочном освобождении судьи от занимаемой должности.

6. Совет судей при рассмотрении жалобы или представления на действия судьи вправе ограничиться предупреждением.

Статья 28. Дисциплинарная ответственность судей

1. Судья привлекается к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка.

2. Дисциплинарным проступком признается виновное действие или бездействие судьи при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, выразившееся в:

1) очевидном и грубомнарушениизаконности при осуществлении правосудия;

2) грубомнарушении Кодекса чести судьи;

3) разглашении тайны совещательной комнаты или тайны, ставшей известной судье при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании;

4) неуведомлении Совета судей в установленном законом порядке о любом виде вмешательства в его деятельность при отправлении правосудия или осуществлении других полномочий, предусмотренных законом, а также любого другого вмешательства, не предусмотренного законом;

5) непредставлении или несвоевременном декларировании своего имущества, доходов и расходов, отражении при этом заведомо ложных сведений;

6) грубомнарушенииправил трудового распорядка, повлекшего отрицательные последствия в работе суда;

7) грубомнарушении иных требований, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5-1 настоящего конституционного Закона, предъявляемых к судье.

3. Судейская ошибка, а также отмена или изменение судебного акта не влекут дисциплинарной ответственности судьи, если при этом не были допущены грубые нарушения закона.

Примечание. Судейской ошибкой признается деяние, приведшее к неправильному толкованию и применению норм материального или процессуального права, не связанное с виновными действиями судьи.

4. Привлечение судьи к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка влечет за собой применение одной из следующих мер дисциплинарного взыскания в виде:

1) предупреждения;

2) замечания;

3) выговора;

4)  досрочного освобождения судьи от занимаемой должности.

За каждый дисциплинарный проступок налагается лишь одно дисциплинарное взысканиес учетомхарактера дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи прав, свобод и законных интересов физических (юридических) лиц.

Судья считается не привлекавшийся к дисциплинарной ответственности, если в течение срока действиядисциплинарного взыскания, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, после наложения соответствующего дисциплинарного взыскания, он не совершил нового дисциплинарного проступка.

5. Предупреждение может налагаться на судью в форме устного порицания действий (бездействия) судьи, замечание и выговор - в форме письменного порицания действий (бездействия) судьи.

Срок действия предупреждения составляет шесть месяцев, замечания -девять месяцев, выговора - двенадцать месяцев.

Предупреждение, замечание или выговор могут быть сняты Дисциплинарной комиссией при Совете судей не ранее чем после истечения половины срока действия соответствующего примененного дисциплинарного взыскания.  Порядок их снятия определяется законом о Дисциплинарной комиссии при Совете судей.

4. (Утратила силу в соответствии с ЗакономКР от 19 января 2010 года N 6).

6. Досрочное освобождение судьи от занимаемой должности за совершение дисциплинарного проступка может налагаться на судью в исключительных случаях как крайняя мера дисциплинарного взыскания за нарушение судьей требований безупречности, подтвержденное решением Дисциплинарной комиссии при Совете судей. 

По указанному в настоящей части основанию судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности Жогорку Кенешем большинством не менее двумя третями голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Президента, а судьи местных судов - Президентом.

7. В случае нарушения порядка привлечения судьи к дисциплинарной ответственности в виде досрочного освобождения судьи от занимаемой должности, решение Дисциплинарной комиссии при Совете судей может быть обжаловано в суд.

Решения Дисциплинарной комиссии при Совете судей о применении судье других видов дисциплинарного взыскания не подлежат обжалованию.

Решения Жогорку Кенеша, Президента о досрочном освобождении судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда и местного суда обжалованию не подлежат.

8. Порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности устанавливается законом о Дисциплинарной комиссии при Совете судей.

Статья 29. Порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности

1. Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по результатам рассмотрения дисциплинарного производства, возбужденного:

- по жалобам физических и юридических лиц;

- по представлениям государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, председателей соответствующих судов Кыргызской Республики, обвиняющих судью в совершении дисциплинарного проступка;

- по частным определениям, вынесенным вышестоящими судами в отношении судей суда нижестоящей инстанции.

2. По поступившим жалобам, представлениям и частным определениям в отношении судьи дисциплинарная комиссия Совета судей вправе возбудить дисциплинарное производство. По возбужденному дисциплинарному производству в двухмесячный срок проводится служебное расследование в соответствии с Положением о дисциплинарной комиссии. Отказ в возбуждении дисциплинарного производства может быть обжалован в Совет судей. Порядок и сроки обжалования определяются Положением о дисциплинарной комиссии.

Служебное расследование включает в себя:

- опрос и истребование объяснений или других доказательств у судьи, в отношении которого рассматривается жалоба, опрос и истребование дополнительных объяснений и доказательств у лица, подавшего жалобу, опрос свидетелей, исследование материалов дела, рассматриваемого судьей, если жалоба подана на действия судьи, допущенные им при рассмотрении конкретного дела;

- любые другие действия по сбору полной информации о причинах и обстоятельствах, послуживших основанием для подачи жалобы.

По итогам служебного расследования составляется справка в соответствии с требованиями Положения о дисциплинарной комиссии.

3. Судья, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, должен быть заблаговременно ознакомлен с материалами производства.

Отказ от ознакомления с материалами не является препятствием для дальнейшего дисциплинарного производства.

4. Совет судей по результатам рассмотрения справки, составленной в рамках дисциплинарного производства, принимает одно из решений, предусмотренных статьей 28 настоящего конституционного Закона, либо решение о прекращении дисциплинарного производства в связи с отсутствием в действиях судьи дисциплинарного проступка.

В случае обнаружения в действиях судьи признаков преступления Совет судей передает материалы дисциплинарного производства Генеральному прокурору.

5. Если указанные в жалобе действия судьи, не совместимые с безупречностью поведения и высоким званием судьи, допущены им при рассмотрении судебного дела и судебный акт по делу не принят, то дело подлежит передаче другому судье, а возбужденное дисциплинарное производство подлежит рассмотрению по правилам настоящей статьи.

(В редакции Закона КР от 19 января 2010 года N 6, конституционного Закона КР от 13 июня 2011 года N 41)

Признать утратившей силу.

 

 

Статья 30. Возбуждение уголовного дела в отношении судьи, порядок привлечения судьи к уголовной ответственности, к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке

1. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи принимается Генеральным прокурором Кыргызской Республики (далее Генеральный прокурор).

2. Решение о привлечении судьи к уголовной ответственности (вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого) принимается Генеральным прокурором с согласия Совета судей.

Для получения согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности Генеральный прокурор вносит в Совет судей соответствующее представление, в котором указываются обстоятельства уголовного дела, статья уголовного законодательства, по которой судья обвиняется, просьба о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности (на привлечение в качестве обвиняемого).

3. Дача согласия о привлечении судей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда, местных судов к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, принимается Советом судей по представлению Генерального прокурора.

4. В случае изменения в ходе расследования уголовного дела или дела об административном правонарушении квалификации состава преступления или правонарушения, которое может повлечь ухудшение положения судьи, привлечение судьи к уголовной или административной ответственности допускается в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Представление о даче согласия на привлечение судьи к уголовной или административной ответственности рассматривается Советом судей и выносится решение не позднее десяти дней со дня внесения представления.

6. Совет судей, установив, что привлечение судьи к уголовной или административной ответственности обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывает в даче согласия на привлечение судьи к уголовной или административной ответственности.

7. Не допускается повторное внесение представления о даче согласия на привлечение судьи к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, в случае принятия Советом судейрешения об отказе в даче такого согласия.

Статья 30. Возбуждение уголовного дела в отношении судьи, порядок привлечения судьи к уголовной ответственности, к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи принимается Генеральным прокурором Кыргызской Республики (далее Генеральный прокурор).

2. Привлечение судьи к уголовной ответственности допускается с согласия Дисциплинарной комиссии при Совете судей по представлению Генерального прокурора.

 

Для получения согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности Генеральный прокурор вносит в Дисциплинарную комиссию при Совете судей соответствующее представление, в котором указываются обстоятельства уголовного дела, статья уголовного закона, по которой судья обвиняется, просьба о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности.

3. Для получения согласия на привлечение судьи к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, представление в Дисциплинарную комиссией при Совете судей вносит соответствующий государственный орган.

4. В случае изменения в ходе расследования уголовного дела или дела об административном правонарушении квалификации состава преступления или правонарушения, которое может повлечь ухудшение положения судьи, привлечение судьи к уголовной или административной ответственности допускается в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Утратила силу в соответствии с конституционным законом …

 

 

6. Дисциплинарная комиссия при Совете судейотказывает в удовлетворении представленияо даче согласия на привлечение судьи к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, если доводы в представлении основаны на позиции, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий.

7. Не допускается повторное внесение представления о даче согласия на привлечение судьи к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, по тем же основаниям в случае принятияДисциплинарной комиссиейпри Совете судей решения об отказе в даче такого согласия.

8. Судьи, полномочия которых прекращены, привлекаются к уголовной ответственности, за деяния, совершенные ими в период осуществления полномочий судьи в порядке, определяемом настоящей статьей.

9. РешенияДисциплинарной комиссии при Совете судей о даче согласия на привлечение судьи к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, обжалованию не подлежат.

Статья 33. Меры социальной защиты судьи и членов его семьи

1. Судьи подлежат обязательному медицинскому страхованию за счет средств государства. Расходы, связанные с лечением в период болезни, компенсируются за счет средств государства. В период болезни судьи, подтвержденной медицинской справкой, за ним сохраняется среднемесячная заработная плата.

Порядок обязательного медицинского страхования за счет средств государства и компенсации расходов, связанных с лечением в период болезни судьи, утверждается Правительством Кыргызской Республики.

В случае причинения судье в связи с исполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между заработной платой и назначенной пенсией без зачета выплат, полученных по обязательному государственному страхованию.

2. Жизнь судьи подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.

В случае смерти судьи, а также в случае прекращения полномочий судьи по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 27 настоящего конституционного Закона, его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его среднемесячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее его годовой заработной платы.

3. Лицам, досрочно освобожденным от должности в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 настоящего конституционного Закона, при наличии судейского стажа 20 и более лет; в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 настоящего конституционного Закона; лицам, полномочия которых прекращены в связи с достижением предельного возраста; в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 настоящего конституционного Закона, а также лицам, полномочия которых прекращены в связи с истечением сроков полномочий при наличии стажа судейской работы 15 и более лет, выплачивается единовременное пособие из расчета среднемесячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее его годовой заработной платы.

При этом лицам, перечисленным в абзаце первом настоящей части и вновь избранным или назначенным судьями, засчитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента последнего избрания или назначения, в случае получения единовременного пособия при предыдущем освобождении от должности или прекращении полномочий судьи.

4. …

 

Статья 33. Меры социальной защиты судьи и членов его семьи

1. Судьи подлежат обязательному медицинскому страхованию за счет средств государства. Расходы, связанные с лечением в период болезни, компенсируются за счет средств государства. В период болезни судьи, подтвержденной медицинской справкой, за ним сохраняется среднемесячная заработная плата.

Порядок обязательного медицинского страхования за счет средств государства и компенсации расходов, связанных с лечением в период болезни судьи, утверждается Правительством Кыргызской Республики.

В случае причинения судье в связи с исполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между заработной платой и назначенной пенсией без зачета выплат, полученных по обязательному государственному страхованию.

2. Жизнь судьи подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.

В случае смерти судьи, а также в случае прекращения полномочий судьи по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1-1 статьи 27 настоящего конституционного Закона, его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его среднемесячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее его годовой заработной платы.

3. Лицам,  полномочия которых прекращеныв соответствии с пунктом 2 части 1-1 статьи 27 настоящего конституционного Закона, при наличии судейского стажа 20 и более лет; в соответствии с пунктом 3,7 части 1-1статьи 27 настоящего конституционного Закона;в связи с достижением предельного возраста; а также в связи с истечением сроков полномочий при наличии стажа судейской работы 15 и более лет, выплачивается единовременное пособие из расчета среднемесячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее его годовой заработной платы.

 

 

 

При этом лицам, перечисленным в абзаце первом настоящей части и вновь избранным или назначенным судьями, засчитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента последнего избрания или назначения, в случае получения единовременного пособия при предыдущем освобождении от должности или прекращении полномочий судьи.

4. …