Инициатор: депутат Жогорку Кенеша К.Бокоев
Предложения и замечания просим сообщать по телефону: (0312) 63-89-05
Регистрация № 6-10849/17 16.05.2017
Пресс-служба Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
проект
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О внесении изменения в Закон
Кыргызской Республики "О государственной регистрации
юридических лиц, филиалов (представительств)"
Статья 1.
Внести в Закон Кыргызской Республики "О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., N 2, ст.130) следующее изменение:
частью 11 статьи 10 дополнить абзацем вторымследующего содержания:
«При государственной перерегистрации в связи с изменения долей участников в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ (за исключением акционерных обществ) необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.»
Статья 2.
Президент
Кыргызской Республики
Справка – обоснование
к проекту закона «О внесении изменения в закон Кыргызской Республики
«О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)»
Проект Закона инициируется в целях совершенствования законодательства, что требует уточнений и внесения измененияв закон Кыргызской Республики «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)».
Одна из проблем текущей правоприменительной практики — нарушение прав супругов. Рассмотрим её на примере отчуждения доли одного из них в общем имуществе
В идеале супруг, желающий продать свою долю в уставном капитале организации, участником которой он является, должен получить нотариально заверенное согласие другого супруга.
Все мы знаем, что имущество, нажитое ими во время брака, является их совместной собственностью.
Часть 2 статьи 35 Семейного кодекса Кыргызской Республики устанавливает:
«Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства».
В соответствии с частью 3 статьи 36 Семейного кодекса Кыргызской Республики: «Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга, за исключением его (ее) присутствия при совершении сделки и регистрации».
На основании Закона Кыргызской Республики «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)» (далее по тексту – «Закон») Юридическое лицо обязано пройти процедуру государственной перерегистрации при изменении доли участников в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ, общественных фондов, учреждений и накопительных пенсионных фондов.
В рассматриваемом Законе нет даже упоминания о необходимости согласия супруга.
В соответствии с этой нормой и сложившейся практикой, орган юстиции не запрашивает наличия согласия другого супруга. Таким образом, нарушается право супруга, который может даже не знать об отчуждении его доли, приобретенной в браке.
Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки. Такая сделка может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.
Основным доказательством того, что супруг заведомо знал о несогласии другого супруга на совершение сделки, может быть подача искового заявления в суд о разделе совместно нажитого имущества. Например: жена подала на раздел имущества в начале февраля, а в середине февраля узнала, что муж уже продал их долю в организации, которая теперь принадлежит уже другому человеку. Да, суд может удовлетворить иск, но, сколько времени, сил и средств на это уйдет.
Данным проектом закона устраняется пробелв законе Кыргызской Республики «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)».
Проект Закона размешен на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики для проведения общественного обсуждения, в соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики».
Предлагаемый законопроект соответствует законодательству Кыргызской Республики, а его действие, в случае принятия, не потребует выделения дополнительных средств из республиканского бюджета Кыргызской Республики, не приведет к социальным, экономическим, правозащитным, гендерным, экологическим и коррупционным последствиям. Также, настоящий проект Закона Кыргызской Республики не направлен на регулирование предпринимательской деятельности и не подлежит проведению анализа регулятивного воздействия.
Депутат Кенжебек Бокоев
Сравнительная таблица
к проекту закона «О внесении изменения в закон
«О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)»
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция
|
Статья 10. Особенности регистрации 1. При государственной регистрации (перерегистрации) финансово-кредитных учреждений, их филиалов (представительств) требуется письменное согласие Национального банка или его территориального подразделения. 2. Предварительное письменное согласие государственного антимонопольного органа требуется в случаях, определенных законодательством. 3. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 12 мая 2015 года N 93) 4. Юридическое лицо, зарегистрированное по законодательству Кыргызской Республики, создающее филиал (представительство) либо выступающее учредителем другого юридического лица, дополнительно представляет копию свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации). 5. Иностранное юридическое лицо, создающее филиал (представительство) либо выступающее учредителем другого юридического лица, дополнительно представляет легализованную выписку из государственного реестра или иной документ, удостоверяющий, что оно является действующим юридическим лицом по законодательству своей страны. Легализация документов не требуется для юридических лиц стран-участников соответствующих международных договоров и соглашений, участниками которых является Кыргызская Республика. Срок подачи выписки из государственного реестра или иного документа, удостоверяющего, что юридическое лицо является действующим по законодательству своей страны, не должен превышать 6 месяцев со дня выдачи указанных документов. 6. Физическое лицо, выступающее учредителем (участником) юридического лица, дополнительно представляет в регистрирующий орган копию паспорта либо иного документа, признаваемого в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в качестве документа, удостоверяющего его личность (за исключением учредителей общественных объединений, товариществ собственников жилья, религиозных организаций, политических партий, профсоюзных организаций). 7. Физическое лицо, выступающее руководителем юридического лица, филиала (представительства), дополнительно представляет в регистрирующий орган копию паспорта либо иного документа, признаваемого в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в качестве документа, удостоверяющего его личность. 8. Юридическое лицо, прекращающее свою деятельность в результате реорганизации (ликвидации), должно представить в регистрирующий орган свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации), справку органа внутренних дел о сдаче печати и (или) штампа. В случае отсутствия печати и (или) штампа в регистрирующий орган представляется гарантийное письмо реорганизуемого (ликвидируемого) юридического лица об их отсутствии за подписью его руководителя. При государственной перерегистрации в связи с изменением фирменного наименования юридическое лицо, филиал (представительство) перед получением свидетельства о государственной перерегистрации обязаны представить в регистрирующий орган справку органа внутренних дел о сдаче печатей и (или) штампов с прежним фирменным наименованием. 9. При реорганизации юридического лица в регистрирующий орган представляется передаточный акт или разделительный баланс, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. 10. За два месяца до подачи документов для государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, в случае наличия кредиторов, в связи с реорганизацией, заявитель обязан направить в регистрационный орган уведомление о реорганизации юридического лица с указанием срока предъявления претензий со стороны кредиторов. Регистрирующий орган при получении уведомления от заявителя обязан разместить его на своем официальном сайте. Срок предъявления претензий кредиторами не может быть меньше 2 месяцев со дня опубликования информации на официальном сайте регистрирующего органа. В случае отсутствия кредиторов в регистрирующий орган представляется гарантийное письмо реорганизуемого юридического лица об их отсутствии за подписью его руководителя. Форма уведомления определяется регистрирующим органом. 11. При государственной перерегистрации в связи с уменьшением размера уставного капитала (паевого фонда) хозяйственное товарищество и общество, кооператив представляют документы, подтверждающие письменное уведомление об этом всех кредиторов. В случае их отсутствия юридическое лицо должно представить в регистрирующий орган гарантийное письмо об отсутствии кредиторов за подписью его руководителя.
12. Документы, составленные на иностранном языке, представляются в регистрирующий орган с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный или официальный язык. 13. При государственной перерегистрации и регистрации прекращения деятельности, в случае утери (порчи) учредительных документов финансово-кредитных учреждений, некоммерческих организаций и филиалов (представительств) финансово-кредитных учреждений, иностранных и международных организаций в регистрирующий орган представляется уведомление, которое должно быть опубликовано в течение 5 рабочих дней на официальном сайте регистрирующего органа. При государственной перерегистрации и регистрации прекращения деятельности, в случае утери (порчи) свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации), печатей и (или) штампов юридического лица, филиала (представительства) в регистрирующий орган представляется уведомление, которое должно быть опубликовано в течение 5 рабочих дней на официальном сайте регистрирующего органа. Форма уведомления определяется регистрирующим органом. 14) (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 22 мая 2015 года N 115) 15. При государственной регистрации (перерегистрации) объединения юридических лиц (ассоциация, союз) к регистрационному заявлению прилагается учредительный договор в двух экземплярах, подписанный представителями всех его учредителей. При этом подписи представителей юридических лиц скрепляются печатью юридического лица либо свидетельствуются нотариально. При государственной регистрации политической партии к регистрационному заявлению прилагается утвержденная программа политической партии. При государственной регистрации (перерегистрации) религиозной организации к регистрационному заявлению прилагается копия документа, подтверждающего учетную регистрацию (перерегистрацию) религиозной организации в уполномоченном государственном органе по делам религий. При государственной регистрации товарищества собственников жилья к регистрационному заявлению прилагается список собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, принявших участие в учредительном собрании товарищества собственников жилья с указанием фамилии, имени, отчества, адреса и реквизитов правоустанавливающих документов на принадлежащие им на праве собственности помещения. 16. Юридические лица, филиалы (представительства), зарегистрированные (перерегистрированные) до 1 января 1997 года и не включенные в государственный реестр, проходящие процедуру государственной перерегистрации либо регистрации прекращения деятельности, дополнительно представляют документ, содержащий сведения о юридическом лице, филиале (представительстве), выданный органом государственной статистики. (В редакции Законов КР от 18 декабря 2009 года N 313, 13 декабря 2012 года N 199, 15 июля 2013 года N 142, 12 мая 2015 года N 93, 22 мая 2015 года N 115)
|
Статья 10. Особенности регистрации 1. При государственной регистрации (перерегистрации) финансово-кредитных учреждений, их филиалов (представительств) требуется письменное согласие Национального банка или его территориального подразделения. 2. Предварительное письменное согласие государственного антимонопольного органа требуется в случаях, определенных законодательством. 3. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 12 мая 2015 года N 93) 4. Юридическое лицо, зарегистрированное по законодательству Кыргызской Республики, создающее филиал (представительство) либо выступающее учредителем другого юридического лица, дополнительно представляет копию свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации). 5. Иностранное юридическое лицо, создающее филиал (представительство) либо выступающее учредителем другого юридического лица, дополнительно представляет легализованную выписку из государственного реестра или иной документ, удостоверяющий, что оно является действующим юридическим лицом по законодательству своей страны. Легализация документов не требуется для юридических лиц стран-участников соответствующих международных договоров и соглашений, участниками которых является Кыргызская Республика. Срок подачи выписки из государственного реестра или иного документа, удостоверяющего, что юридическое лицо является действующим по законодательству своей страны, не должен превышать 6 месяцев со дня выдачи указанных документов. 6. Физическое лицо, выступающее учредителем (участником) юридического лица, дополнительно представляет в регистрирующий орган копию паспорта либо иного документа, признаваемого в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в качестве документа, удостоверяющего его личность (за исключением учредителей общественных объединений, товариществ собственников жилья, религиозных организаций, политических партий, профсоюзных организаций). 7. Физическое лицо, выступающее руководителем юридического лица, филиала (представительства), дополнительно представляет в регистрирующий орган копию паспорта либо иного документа, признаваемого в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в качестве документа, удостоверяющего его личность. 8. Юридическое лицо, прекращающее свою деятельность в результате реорганизации (ликвидации), должно представить в регистрирующий орган свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации), справку органа внутренних дел о сдаче печати и (или) штампа. В случае отсутствия печати и (или) штампа в регистрирующий орган представляется гарантийное письмо реорганизуемого (ликвидируемого) юридического лица об их отсутствии за подписью его руководителя. При государственной перерегистрации в связи с изменением фирменного наименования юридическое лицо, филиал (представительство) перед получением свидетельства о государственной перерегистрации обязаны представить в регистрирующий орган справку органа внутренних дел о сдаче печатей и (или) штампов с прежним фирменным наименованием. 9. При реорганизации юридического лица в регистрирующий орган представляется передаточный акт или разделительный баланс, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. 10. За два месяца до подачи документов для государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, в случае наличия кредиторов, в связи с реорганизацией, заявитель обязан направить в регистрационный орган уведомление о реорганизации юридического лица с указанием срока предъявления претензий со стороны кредиторов. Регистрирующий орган при получении уведомления от заявителя обязан разместить его на своем официальном сайте. Срок предъявления претензий кредиторами не может быть меньше 2 месяцев со дня опубликования информации на официальном сайте регистрирующего органа. В случае отсутствия кредиторов в регистрирующий орган представляется гарантийное письмо реорганизуемого юридического лица об их отсутствии за подписью его руководителя. Форма уведомления определяется регистрирующим органом. 11. При государственной перерегистрации в связи с уменьшением размера уставного капитала (паевого фонда) хозяйственное товарищество и общество, кооператив представляют документы, подтверждающие письменное уведомление об этом всех кредиторов. В случае их отсутствия юридическое лицо должно представить в регистрирующий орган гарантийное письмо об отсутствии кредиторов за подписью его руководителя. При государственной перерегистрации в связи с изменения долей участников в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ (за исключением акционерных обществ) необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
12. Документы, составленные на иностранном языке, представляются в регистрирующий орган с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный или официальный язык. 13. При государственной перерегистрации и регистрации прекращения деятельности, в случае утери (порчи) учредительных документов финансово-кредитных учреждений, некоммерческих организаций и филиалов (представительств) финансово-кредитных учреждений, иностранных и международных организаций в регистрирующий орган представляется уведомление, которое должно быть опубликовано в течение 5 рабочих дней на официальном сайте регистрирующего органа. При государственной перерегистрации и регистрации прекращения деятельности, в случае утери (порчи) свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации), печатей и (или) штампов юридического лица, филиала (представительства) в регистрирующий орган представляется уведомление, которое должно быть опубликовано в течение 5 рабочих дней на официальном сайте регистрирующего органа. Форма уведомления определяется регистрирующим органом. 14) (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 22 мая 2015 года N 115) 15. При государственной регистрации (перерегистрации) объединения юридических лиц (ассоциация, союз) к регистрационному заявлению прилагается учредительный договор в двух экземплярах, подписанный представителями всех его учредителей. При этом подписи представителей юридических лиц скрепляются печатью юридического лица либо свидетельствуются нотариально. При государственной регистрации политической партии к регистрационному заявлению прилагается утвержденная программа политической партии. При государственной регистрации (перерегистрации) религиозной организации к регистрационному заявлению прилагается копия документа, подтверждающего учетную регистрацию (перерегистрацию) религиозной организации в уполномоченном государственном органе по делам религий. При государственной регистрации товарищества собственников жилья к регистрационному заявлению прилагается список собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, принявших участие в учредительном собрании товарищества собственников жилья с указанием фамилии, имени, отчества, адреса и реквизитов правоустанавливающих документов на принадлежащие им на праве собственности помещения. 16. Юридические лица, филиалы (представительства), зарегистрированные (перерегистрированные) до 1 января 1997 года и не включенные в государственный реестр, проходящие процедуру государственной перерегистрации либо регистрации прекращения деятельности, дополнительно представляют документ, содержащий сведения о юридическом лице, филиале (представительстве), выданный органом государственной статистики. (В редакции Законов КР от 18 декабря 2009 года N 313, 13 декабря 2012 года N 199, 15 июля 2013 года N 142, 12 мая 2015 года N 93, 22 мая 2015 года N 115)
|