Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

На общественное обсуждение с 2 июня 2017 года выносится проект Закона Кыргызской Республики  "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об общественном здравоохранении"

02-06-2017
09:41

Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша О.Артыкбаев, К.Орозова

Предложения  и замечания просим сообщать по телефону: (0312) 63-85-29

Регистрация  № 6-12115/17      31.05.2017

 

Пресс-служба Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

 

 

 

Проект

Закон Кыргызской Республики

"О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики

"Об общественном здравоохранении"

Статья 1.

Внести в Закон Кыргызской Республики "Об общественном здравоохранении" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., № 7, ст.758) следующие изменение и дополнения:

статью 2 дополнить абзацем следующего содержания:

"Йододефицитное заболевание - патологическое  состояние  организма, связанное  с  нарушением  функции  щитовидной  железы,   обусловленным снижением   поступления  йода  в   организм.   Спектр   йододефицитных заболеваний  включает  нарушения физического и  умственного  развития, кретинизм, эндемический зоб, нарушение репродуктивной функции  женщин, повышение смертности детей первого года жизни;"

абзац шестой в статье 4 изложить в следующей редакции:

"- обеспечение граждан объективной информацией по вопросам профилактики заболеваний, в том числе йододефицитных, их участия в профилактике заболеваний, охране и укреплении здоровья;;

статью 9 дополнить абзацем следующего содержания:

"Ввоз, производство  и реализация нейодированной пищевой и кормовой соли на территории Кыргызской Республики  не допускается.";

в абзаце четвертом статьи 22 после слов "неинфекционных заболеваний," дополнить словами "в том числе йододефицитных заболеваний,"

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 15 дней со дня официального опубликования.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

 

 

 

Справка-обоснование

к проекту Закона Кыргызской Республики

"О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об общественном здравоохранении"

В рамках реализации проекта по регулятивной реформе "Системный анализ регулирования" Советом по регулятивной реформе было рекомендовано признать утратившим силу Закон КР "О профилактике йододефицитных заболеваний населения Кыргызской Республики",  как нормативный правовой акт, противоречащий требованиям Закона КР "Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике" и Закону КР "О нормативных правовых актах  Кыргызской Республики", в части установления требований к продукции и ее оценки соответствия требованиям технических регламентов, а также в части полномочий государственного исполнительного органа.

Вместе с тем, профилактика йододефицитных заболеваний среди населения Кыргызской Республики остается актуальной.

Природный дефицит йода в почве, воде, продуктах питания в республике обуславливает развитие ряда йододефицитных нарушений, которые приводят к развитию таких заболеваний, как эндемический зоб, гипотиреоз, отставание в умственном и физическом развитии, кретинизм. К «скрытым» последствиям йодной недостаточности относятся женское бесплодие, нарушение репродуктивной функции, выкидыши и мертворождение, повышенная смертность детей первого года жизни, врожденные аномалии.

Статистика йододефицитных заболеваний показывает  устойчивое снижение уровня ЙДЗ среди населения республики. Показатель заболеваемости снизился с 2455,7 (2004 г.) до 1029,8 (2015 г.) на 100 тысяч населения. Все это свидетельствует об эффективности мероприятий, проводимых в рамках действующего Закона КР "О профилактике йододефицитных заболеваний населения Кыргызской Республики".  Кроме того, в соответствии с Договором ЕАЭС с 12 августа 2017г утратит силу технический регламент КР «О безопасности пищевой йодированной соли». Имеющийся технический регламент ЕАЭС "О безопасности пищевой продукции" включает только понятие "обогащенная пищевая продукция" и нормы содержания йода в соли.

Закон КР "О профилактике йододефицитных заболеваний населения Кыргызской Республики" запрещает ввоз, производство и реализация нейодированной пищевой и кормовой соли на территории Кыргызской Республики. Отмена этого Закона имеет риск ввоза и оборота в республике нейодированной соли, что может привести к росту и распространению йододефицитных заболеваний.

Учитывая актуальность вопроса и необходимость сохранения тенденции по снижению данной заболеваемости, а также исключения   противоречий и дублирования в нормативной правовой базе, разработан настоящий проект Закона КР "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об общественном здравоохранении" (далее – проект Закона) в части запрета ввоза, производства, реализации нейодированной пищевой и кормовой соли на территории Кыргызской Республики, и участия населения в охране и укреплении своего здоровья.

Разработанный проект Закона не повлечет экономических, социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий.

Нормы настоящего проекта Закона не противоречат действующим нормативным правовым актам Кыргызской Республики.

В соответствии со статьей  22  Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проект Закона размещен на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики для общественного обсуждения.

 

Депутаты Жогорку Кенеша  

Кыргызской Республики                                                                           О. Артыкбаев

                                                                                                                    К. Орозова

 

 

 

 

 

Сравнительная таблица

к проекту Закона Кыргызской Республики

"О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об общественном здравоохранении"

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Статья 2. Основные понятия и определения, используемые в настоящем Законе

Адаптация - процессы приспособления живого организма к изменяющимся условиям внешней среды,  которые отражают расширение функциональных возможностей организма,  увеличение его работоспособности и повышение сопротивляемости внешним воздействиям.

Адаптивная способность - способность системы приспособиться к изменению климата (включая изменчивость климата и экстремальные  явления) с целью смягчения возможного вреда, использования благоприятных возможностей или преодоления последствий.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Кыргызской Республики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны и укрепления здоровья населения.

Здоровье человека - состояние человеческого организма как живой системы, характеризующееся полной ее уравновешенностью с внешней средой и отсутствием каких-либо выраженных изменений, связанных с болезнью. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов.

Общественное здоровье - здоровье населения или определенных групп и сообществ по географическому, социальному либо иному признаку, оцениваемое демографическими показателями, характеристиками физического развития, заболеваемости и инвалидности.

Общественное здравоохранение - система мероприятий, направленных на охрану общественного здоровья, профилактику заболеваний, продление жизни и укрепление здоровья человека посредством организационных усилий всех заинтересованных сторон, информирования населения, государственных и частных организаций, сообществ и физических лиц.

Ограничительные мероприятия - административные, медико-санитарные, ветеринарные мероприятия, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и чрезвычайных ситуаций, предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Охрана здоровья населения - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, экологического, медицинского характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья настоящего и будущих поколений людей.

Оценка воздействия на здоровье - комплексная оценка прямых и косвенных последствий с точки зрения состояния здоровья населения, развития здравоохранения и социально-экономического развития в целом, проведения определенной политики или программы, или деятельности конкретных служб или учреждений.

Профилактика заболеваний - мероприятия, направленные на предупреждение или снижение вероятности возникновения и распространения заболеваний либо остановку их течения, предотвращение рецидива и осложнений.

Профилактические мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные, адаптационные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на население факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений, чрезвычайных ситуаций и их ликвидацию, в том числе от изменения климата.

Психическое здоровье - совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде.

Санитарно-карантинный контроль - вид государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) в отношении лиц, транспортных средств и подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товаров) в пунктах пропуска через государственную границу, на межгосударственных передаточных железнодорожных станциях или стыковых станциях в целях предотвращения ввоза потенциально опасной для здоровья человека продукции (товаров), завоза, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

Санитарно-эпидемиологическая ситуация - уровень заболеваемости населения и состояние среды обитания на определенной территории в определенное время.

Социальная мобилизация - спланированный процесс, в котором все основные секторы общества действуют вместе ради достижения общей цели.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Укрепление здоровья - процесс, позволяющий людям и сообществам осознать воздействие социальных, экономических, экологических факторов, среды обитания и образа жизни на здоровье и усилить контроль над ними в целях улучшения здоровья.

Содержание иных терминов, используемых в настоящем Законе, определяется отдельными статьями настоящего Закона.

 

Статья 2. Основные понятия и определения, используемые в настоящем Законе

Адаптация - процессы приспособления живого организма к изменяющимся условиям внешней среды,  которые отражают расширение функциональных возможностей организма,  увеличение его работоспособности и повышение сопротивляемости внешним воздействиям.

Адаптивная способность - способность системы приспособиться к изменению климата (включая изменчивость климата и экстремальные  явления) с целью смягчения возможного вреда, использования благоприятных возможностей или преодоления последствий.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Кыргызской Республики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны и укрепления здоровья населения.

Здоровье человека - состояние человеческого организма как живой системы, характеризующееся полной ее уравновешенностью с внешней средой и отсутствием каких-либо выраженных изменений, связанных с болезнью. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов.

Йододефицитное заболевание - патологическое  состояние  организма, связанное  с  нарушением  функции  щитовидной  железы,   обусловленным снижением   поступления  йода  в   организм.   Спектр   йододефицитных заболеваний  включает  нарушения физического и  умственного  развития, кретинизм, эндемический зоб, нарушение репродуктивной функции  женщин, повышение смертности детей первого года жизни.

 

Общественное здоровье - здоровье населения или определенных групп и сообществ по географическому, социальному либо иному признаку, оцениваемое демографическими показателями, характеристиками физического развития, заболеваемости и инвалидности.

Общественное здравоохранение - система мероприятий, направленных на охрану общественного здоровья, профилактику заболеваний, продление жизни и укрепление здоровья человека посредством организационных усилий всех заинтересованных сторон, информирования населения, государственных и частных организаций, сообществ и физических лиц.

Ограничительные мероприятия - административные, медико-санитарные, ветеринарные мероприятия, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и чрезвычайных ситуаций, предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Охрана здоровья населения - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, экологического, медицинского характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья настоящего и будущих поколений людей.

Оценка воздействия на здоровье - комплексная оценка прямых и косвенных последствий с точки зрения состояния здоровья населения, развития здравоохранения и социально-экономического развития в целом, проведения определенной политики или программы, или деятельности конкретных служб или учреждений.

Профилактика заболеваний - мероприятия, направленные на предупреждение или снижение вероятности возникновения и распространения заболеваний либо остановку их течения, предотвращение рецидива и осложнений.

Профилактические мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные, адаптационные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на население факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений, чрезвычайных ситуаций и их ликвидацию, в том числе от изменения климата.

Психическое здоровье - совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде.

Санитарно-карантинный контроль - вид государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) в отношении лиц, транспортных средств и подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товаров) в пунктах пропуска через государственную границу, на межгосударственных передаточных железнодорожных станциях или стыковых станциях в целях предотвращения ввоза потенциально опасной для здоровья человека продукции (товаров), завоза, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

Санитарно-эпидемиологическая ситуация - уровень заболеваемости населения и состояние среды обитания на определенной территории в определенное время.

Социальная мобилизация - спланированный процесс, в котором все основные секторы общества действуют вместе ради достижения общей цели.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Укрепление здоровья - процесс, позволяющий людям и сообществам осознать воздействие социальных, экономических, экологических факторов, среды обитания и образа жизни на здоровье и усилить контроль над ними в целях улучшения здоровья.

Содержание иных терминов, используемых в настоящем Законе, определяется отдельными статьями настоящего Закона.

 

Статья 4. Основные принципы государственной политики в области общественного здравоохранения

Основными принципами государственной политики в области общественного здравоохранения в Кыргызской Республике являются:

- профилактическая направленность здравоохранения и формирование у населения приверженности к здоровому образу жизни;

- создание условий для охраны и укрепления здоровья людей на основе равенства и доступности медицинских услуг;

- укрепление психического и физического здоровья, как фактора, повышающего качество жизни и уровень психосоматического благополучия всего населения;

- развитие общественного здравоохранения в соответствии с потребностями населения в области охраны и укрепления здоровья, создание равных условий для функционирования организаций общественного здравоохранения;

- обеспечение граждан объективной и достоверной информацией по вопросам профилактики заболеваний охране и укреплении здоровья;

- координация деятельности органов государственного управления в области общественного здравоохранения;

- сотрудничество и взаимодействие общественных и других организаций с активным участием населения в решении вопросов охраны и укрепления здоровья населения;

- ответственность государственных органов, органов местного самоуправления в пределах делегированных государственных полномочий, юридических и физических лиц за состояние здоровья населения и качество оказываемых услуг в области общественного здравоохранения;

- ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

- экономическая заинтересованность физических и юридических лиц в охране и укреплении здоровья населения;

- научная обоснованность профилактических мероприятий.

 

Структура, принципы управления и финансирования службы общественного здравоохранения определяются Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 4. Основные принципы государственной политики в области общественного здравоохранения

Основными принципами государственной политики в области общественного здравоохранения в Кыргызской Республике являются:

- профилактическая направленность здравоохранения и формирование у населения приверженности к здоровому образу жизни;

- создание условий для охраны и укрепления здоровья людей на основе равенства и доступности медицинских услуг;

- укрепление психического и физического здоровья, как фактора, повышающего качество жизни и уровень психосоматического благополучия всего населения;

- развитие общественного здравоохранения в соответствии с потребностями населения в области охраны и укрепления здоровья, создание равных условий для функционирования организаций общественного здравоохранения;

- обеспечение граждан объективной информацией по вопросам профилактики заболеваний, в том числе йододефицитных, их участия в профилактике заболеваний, охране и укреплении здоровья;

- координация деятельности органов государственного управления в области общественного здравоохранения;

- сотрудничество и взаимодействие общественных и других организаций с активным участием населения в решении вопросов охраны и укрепления здоровья населения;

- ответственность государственных органов, органов местного самоуправления в пределах делегированных государственных полномочий, юридических и физических лиц за состояние здоровья населения и качество оказываемых услуг в области общественного здравоохранения;

- ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

- экономическая заинтересованность физических и юридических лиц в охране и укреплении здоровья населения;

- научная обоснованность профилактических мероприятий.

 

Структура, принципы управления и финансирования службы общественного здравоохранения определяются Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 9. Безопасность пищевых продуктов и питания населения

Производство, хранение, транспортировка, реализация и ввоз пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья и контактирующих с ними материалов и изделий на территории Кыргызской Республики не должны оказывать вредное воздействие на здоровье человека и должны соответствовать техническим регламентам Кыргызской Республики, утвержденным в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Организация физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности общественного питания должна быть безопасной для здоровья людей и соответствовать требованиям технических регламентов и других нормативных правовых актов, утвержденных в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 9. Безопасность пищевых продуктов и питания населения

Производство, хранение, транспортировка, реализация и ввоз пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья и контактирующих с ними материалов и изделий на территории Кыргызской Республики не должны оказывать вредное воздействие на здоровье человека и должны соответствовать техническим регламентам Кыргызской Республики, утвержденным в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Организация физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности общественного питания должна быть безопасной для здоровья людей и соответствовать требованиям технических регламентов и других нормативных правовых актов, утвержденных в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Ввоз, производство  и реализация нейодированной пищевой и кормовой соли на территории Кыргызской Республики  не допускается.
 

Статья 22. Профилактика неинфекционных заболеваний и травм

Профилактика неинфекционных заболеваний и травм среди населения обеспечивается посредством:

- проведения мониторинга и анализа состояния неинфекционной заболеваемости, травматизма среди населения с разработкой рекомендаций по их снижению;

- проведения скоординированных многосекторальных мероприятий по охране и укреплению здоровья населения;

- разработки и реализации государственных, национальных, целевых и других программ по профилактике неинфекционных заболеваний, несчастных случаев и травм.

 

Статья 22. Профилактика неинфекционных заболеваний и травм

Профилактика неинфекционных заболеваний и травм среди населения обеспечивается посредством:

- проведения мониторинга и анализа состояния неинфекционной заболеваемости, травматизма среди населения с разработкой рекомендаций по их снижению;

- проведения скоординированных многосекторальных мероприятий по охране и укреплению здоровья населения;

- разработки и реализации государственных, национальных, целевых и других программ по профилактике неинфекционных заболеваний, в том числе йододефицитных заболеваний, несчастных случаев и травм.