Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша Н. Никитенко, Е.Строкова, А.Исмаилова
Предложения и замечания просим отправлять на электронный адрес s.kamila@inbox.ru или сообщать по телефону 0312-63-92-16
Номер регистрации №6-18046/16 29.06.16
Пресс-служба Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Проект
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики»
Статья 1.
Внести в Закон Кыргызской Республики «Об образовании» (газета «Эркин Тоо» от 13 мая 2003 года №33-34) следующие изменения:
1. Часть 2 статьи 4 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
«- бесплатность образовательных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными дошкольными образовательными организациями в рамках государственного образовательного стандарта дошкольного образования;».
2. Статью 15 дополнить частью 6 следующего содержания:
«В целях реализации государственных образовательных стандартов для детей, не охваченных сетью дошкольных образовательных организаций, местными сообществами могут создаваться общинные детские сады.».
3. Статью 15-1 изложить в следующей редакции:
«Статья 15-1. Предшкольная подготовка
Для обеспечения подготовки детей к школе в общеобразовательных организациях реализуются обязательные программы по предшкольной подготовке детей 5-7 лет, финансируемые из республиканского бюджета в соответствии со стандартами бюджетного финансирования на одного ребенка в год.».
Статья 2.
Внести в Закон Кыргызской Республики «О дошкольном образовании» (газета «Эркин Тоо» от 10 июля 2009 года N 57-58)следующие изменения:
1. Статью 3 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«- бесплатность образовательных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными дошкольными образовательными организациями в рамках государственного образовательного стандарта дошкольного образования;».
2. В статье 7:
1) Абзац двенадцатый части 1 изложить в следующей редакции:
«- общинный детский сад – дошкольная образовательная организация для детей от 6 месяцев до 7 лет, создаваемая по инициативе местных сообществ (жамаатов) в различных видах и формах собственности, в которых осуществляется воспитание и обучение детей с разновременным пребыванием (полный и неполный день) и финансируемые из различных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики, включая средства местных сообществ (жамаатов) и средства неправительственных и международных организаций;».
2) дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. В целях удовлетворения потребностей местного сообщества в услугах дошкольного образования, местные сообщества (жамааты) вправе создавать общинные детские соды, принадлежащие жамаату на праве собственности.».
3. Часть 1 статьи 24 изложить в следующей редакции:
«1. Финансирование государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций осуществляется в следующем порядке:
- из средств республиканского бюджета соответствующие государственные органы осуществляют финансирование образовательных услуг, предоставляемых дошкольными образовательными организациями в рамках Государственного образовательного стандарта дошкольного образования в соответствии со стандартами финансирования из расчета на одного ребенка в год;
- родители (законные представители) ребенка оплачивают услуги дошкольной образовательной организации по уходу и питанию детей;
- органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают содержание зданий и имущества дошкольных образовательных организаций, которые находятся в их собственности.
Стандарты подушевого финансирования из расчета на одного ребенка в год ежегодно разрабатываются уполномоченным государственным органом в области образования и утверждаются Правительством Кыргызской Республики.».
Статья 3.
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Правительству Кыргызской Республики в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент
Кыргызской Республики
Справка-обоснование
к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики»
Проблема доступности услуг дошкольного образования в Кыргызстане приобрела особую актуальность в связи со значительным сокращением числа дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО). В 2012 году в республике функционировало 698 ДОО против 1696 в 1990 году, или в 2,5 раза меньше. Причем из них около половины были открыты в последние годы за счет международных донорских организаций, а затем переданы на баланс органов местного самоуправления для придания устойчивости их функционированию.
Столь значительное сокращение сети ДОО привело и к снижению охвата детей дошкольным образованием. Если в 1990 году каждый третий ребенок дошкольного возраста посещал детский сад, то в 1999 году этот показатель спустился до критического значения 6,5%. В настоящее время охват детей дошкольным образованием (включая и частные детские сады) не превышает 14,5%.
В этих условиях абзац третий статьи 15 Закона Кыргызской Республики «Об образовании», которым определено, что «государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей дошкольного возраста», не отражает размеров и содержания государственных гарантий в области дошкольного образования.
Для систематизации государственных гарантий и четкого разграничения обязательств финансирования услуг дошкольного образования, с целью улучшения равенства и справедливости услуг для всех детей Кыргызстана, Стратегией развития образования до 2020 года предусмотрен перевод системы дошкольного образования на нормативный принцип финансирования, который основан на финансировании услуги за 1 ребенка в год. Он предусматривает четкое разграничение обязательств финансирования ДОО из средств государственного бюджета, бюджета органов местного самоуправления и родителей.
Настоящий проект Закона направлен на создание правовых основ существования «общинных детских садов» и тем самым создание возможности для разрешения ситуации с охватом населения дошкольными образовательными организациями.
Кроме того, проект Закона направлен на установление новой системы финансирования дошкольных образовательных организации государственной и муниципальной форм собственности, основанной на принципе финансирования в расчете на одного ребенка в год.
Вместе с тем, предлагается нормативно закрепить обязанность содержания зданий и имущества дошкольных образовательных организаций собственниками указанных организаций.
Что касается порядка содержания имущества дошкольной образовательной организации, то необходимо отметить, что в действующем законодательстве существует правовой пробел в указанной области, который необходимо заполнить.
В этой связи предлагаются следующие дополнения и изменения в Закон Кыргызской Республики «Об образовании» и в Закон Кыргызской Республики «О дошкольном образовании»:
1. Закон Кыргызской Республики «Об образовании»:
- статью 4 предполагается дополнить принципом бесплатности предоставления образовательных услуг дошкольного образования в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях в рамках государственного образовательного стандарта;
- в статье 15 закрепляется право местных сообществ создавать «общинные детские сады»;
- вместе с тем, предлагается изложить статью 15-1 в новой редакции с целью придания предшкольной подготовке статуса обязательной и бесплатной.
2. Закон Кыргызской Республики «О дошкольном образовании»:
- Статью 3 по аналогии с Законом об образовании предлагается дополнить принципом бесплатности дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных дошкольных образовательных организациях в рамках государственного образовательного стандарта;
- в статье 7 закрепляется право местных сообществ создавать «общинные детские сады». В этой связи, предлагается новая редакция определения понятия «общинный детский сад». Предлагаемая редакция исключает норму о том, что общинные детские сады являются структурными подразделениями органов местного самоуправления, что является юридически неверным, так как образовательные организации по своей сути не могут являться органами государственного управления, какими являются органы местного самоуправления, представляющие государственную власть на местах;
- предлагается изменить редакцию части 1 статьи 24 с целью подробной регламентации порядка финансирования государственных и муниципальных образовательных организаций.
С целью проведения общественного обсуждения данный проект Закона размещен на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Одновременно необходимо отметить, что поскольку данный законопроект не затрагивает вопросы предпринимательской деятельности, проведение анализа регулятивного воздействия (статья 19 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики") не требуется.
Законопроект соответствует законодательству Кыргызской Республики.
Необходимо отметить, что принятие предлагаемых дополнений и изменений не повлечет негативных правовых, правозащитных, коррупционных, гендерных и экологических последствий.
Также необходимо отметить, что принятие указанного проекта закона не повлечет дополнительных расходов из республиканского бюджета.
Депутат Жогорку Кенеша Н.Никитенко
Сравнительная таблица
к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики»
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
Закон Кыргызской Республики «Об образовании» |
|
Статья 4. Принципы государственной политики в области образования
Образование является приоритетным стратегическим направлением государственной политики Кыргызской Республики. Образование в Кыргызской Республике основывается на принципах, провозглашенных в международных договорах и пактах, во всеобщей Декларации прав человека, на принципах демократии и гуманистических ценностях народа, мировой культуры. Основными принципами организации образования являются: - равенство прав всех граждан Кыргызской Республики на получение качественного образования;
- обязательность и бесплатность получения каждым гражданином начального и основного общего образования, а также бесплатность получения среднего общего образования в государственных и муниципальных учебных заведениях; - возможность получения бесплатного начального, среднего и высшего профессионального образования в государственных учебных заведениях в пределах требований государственных образовательных стандартов; - возможность получения образования на платной основе, в том числе в государственных образовательных организациях; - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей в сочетании с национальным культурным богатством, воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к семье, Родине и окружающей среде, патриотизма и уважения к правам и свободам человека; - ориентация на достижения отечественной, мировой науки и международный опыт; - системность и непрерывность образовательного процесса; - независимость образования от политических и религиозных институтов; - многообразие образовательных организаций по типам и формам обучения, воспитания, направлениям деятельности, формам собственности; - светский характер обучения в государственных и муниципальных образовательных организациях; - общедоступность среднего общего образования, соответствие системы образования уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся; - создание условий для непрерывного творческого роста особо одаренных обучающихся; - возможность функционирования негосударственных структур образования; - академическая свобода образовательных организаций, академическая честность. |
Статья 4. Принципы государственной политики в области образования
Образование является приоритетным стратегическим направлением государственной политики Кыргызской Республики. Образование в Кыргызской Республике основывается на принципах, провозглашенных в международных договорах и пактах, во всеобщей Декларации прав человека, на принципах демократии и гуманистических ценностях народа, мировой культуры. Основными принципами организации образования являются: - равенство прав всех граждан Кыргызской Республики на получение качественного образования; - бесплатность образовательных услуг, предоставляемых государственными имуниципальными дошкольными образовательными организациями в рамках государственного образовательного стандарта дошкольного образования; - обязательность и бесплатность получения каждым гражданином начального и основного общего образования, а также бесплатность получения среднего общего образования в государственных и муниципальных учебных заведениях; - возможность получения бесплатного начального, среднего и высшего профессионального образования в государственных учебных заведениях в пределах требований государственных образовательных стандартов; - возможность получения образования на платной основе, в том числе в государственных образовательных организациях; - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей в сочетании с национальным культурным богатством, воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к семье, Родине и окружающей среде, патриотизма и уважения к правам и свободам человека; - ориентация на достижения отечественной, мировой науки и международный опыт; - системность и непрерывность образовательного процесса; - независимость образования от политических и религиозных институтов; - многообразие образовательных организаций по типам и формам обучения, воспитания, направлениям деятельности, формам собственности; - светский характер обучения в государственных и муниципальных образовательных организациях; - общедоступность среднего общего образования, соответствие системы образования уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся; - создание условий для непрерывного творческого роста особо одаренных обучающихся; - возможность функционирования негосударственных структур образования; - академическая свобода образовательных организаций, академическая честность. |
Статья 15. Дошкольное образование
Дошкольное образование осуществляется в семье и в дошкольных образовательных организациях и закладывает основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности. Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей дошкольного возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольных образовательных организаций для всех слоев населения. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных организаций. Отношения между дошкольными образовательными организациями и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Дошкольные образовательные организации предназначены для детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет. Дошкольное образование осуществляется в государственных, муниципальных, частных дошкольных организациях и дошкольных организациях альтернативных образовательных структур. Педагоги дошкольных организаций по статусу и заработной плате приравниваются к учителям начального образования. |
Статья 15. Дошкольное образование
Дошкольное образование осуществляется в семье и в дошкольных образовательных организациях и закладывает основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности. Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей дошкольного возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольных образовательных организаций для всех слоев населения. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных организаций. Отношения между дошкольными образовательными организациями и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. В целях реализации государственных образовательных стандартов для детей, не охваченных сетью дошкольных образовательных организаций, местными сообществами могут создаваться общинные детские сады. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Дошкольные образовательные организации предназначены для детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет. Дошкольное образование осуществляется в государственных, муниципальных, частных дошкольных организациях и дошкольных организациях альтернативных образовательных структур. Педагоги дошкольных организаций по статусу и заработной плате приравниваются к учителям начального образования. |
Статья 15-1. Программа предшкольной подготовки
Для обеспечения равных стартовых возможностей детей, не охваченных дошкольным образованием, при общеобразовательных организациях реализуются программы по предшкольной подготовке детей 5-7 лет, финансируемые из республиканского бюджета. |
Статья 15-1. Предшкольная подготовка
Для обеспечения подготовки детей к школе в общеобразовательных организациях реализуются обязательные программы по предшкольной подготовке детей 5-7 лет, финансируемые из республиканского бюджета в соответствии со стандартами бюджетного финансирования на одного ребенка в год. |
Закон Кыргызской Республики «О дошкольном образовании» |
|
Статья 3. Принципы государственной политики в области дошкольного образования
Основными принципами государственной политики в области дошкольного образования и развития детей дошкольного возраста являются:
- доступность и высокое качество услуг, предоставляемых системой дошкольного образования для устойчивого развития; - единство воспитания, обучения, оздоровления, развития и ухода за детьми; - преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования; - равенство условий для реализации задатков, наклонностей, способностей, дарований, разностороннего развития каждого ребенка; - многообразие видов дошкольных образовательных организаций и программ; - повышение роли родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, несущих ответственность за ребенка с рождения до поступления в школу; - светский характер обучения и воспитания; - обязательная подготовка детей к школе. |
Статья 3. Принципы государственной политики в области дошкольного образования
Основными принципами государственной политики в области дошкольного образования и развития детей дошкольного возраста являются: - бесплатность образовательных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными дошкольными образовательными организациями в рамках государственного образовательного стандарта дошкольного образования; - доступность и высокое качество услуг, предоставляемых системой дошкольного образования для устойчивого развития; - единство воспитания, обучения, оздоровления, развития и ухода за детьми; - преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования; - равенство условий для реализации задатков, наклонностей, способностей, дарований, разностороннего развития каждого ребенка; - многообразие видов дошкольных образовательных организаций и программ; - повышение роли родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, несущих ответственность за ребенка с рождения до поступления в школу; - светский характер обучения и воспитания; - обязательная подготовка детей к школе. |
Статья 7. Виды дошкольных образовательных организаций
1. Дошкольные образовательные организации могут быть следующих видов: - ясли для детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, где обеспечивается уход за детьми, осуществляются их обучение, воспитание и развитие; - ясли-сад для детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет, где обеспечивается уход за детьми, осуществляются их обучение, воспитание и развитие; - детский сад для детей в возрасте от 3 до 7 лет, где обеспечивается уход за детьми, осуществляются их обучение, воспитание и развитие; - специализированный детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи, интеллектуального развития, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата); - детский дом - образовательная, воспитательная организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от 3 до 18 лет), где обучение и воспитание осуществляются полностью за счет государства; - дом ребенка - дошкольная образовательная организация системы здравоохранения для медико-социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также для детей со специальными нуждами до 3 лет, содержащихся за счет государства; - центр развития ребенка, в котором обеспечиваются физическое и психическое развитие, раннее выявление индивидуальных потребностей ребенка в развитии, диагностика и предоставление специального образования и связанных с ним услуг, а также осуществляется оздоровление детей, посещающих другие учебные заведения или воспитывающихся дома; - семейный детский дом, в котором воспитываются дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, в возрасте от 2 до 18 лет; - прогимназия - вид дошкольной образовательной организации, обеспечивающий всестороннее развитие ребенка для обучения в инновационных школах: гимназиях, лицеях и т.д.; - материнская школа - вид дошкольной образовательной организации с краткосрочным и полным днем пребывания детей, не посещающих детские сады, включающий интерактивное обучение детей и взрослых; - общинный детский сад - структурное подразделение органов местного самоуправления, предназначенное для детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет, где обеспечивается уход, воспитание, обучение детей с разновременным пребыванием (полный, неполный день);
- детский сад с кратковременным пребыванием (3-5 часов в день) дополнительная модель и вид дошкольной образовательной организации, которая создается с целью оптимального использования ресурсов и увеличения охвата детей программами дошкольного образования. 2. Для удовлетворения потребностей граждан в услугах дошкольного образования при учреждениях, организациях независимо от их форм собственности могут создаваться детские дошкольные образовательные организации. |
Статья 7. Виды дошкольных образовательных организаций
1. Дошкольные образовательные организации могут быть следующих видов: - ясли для детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, где обеспечивается уход за детьми, осуществляются их обучение, воспитание и развитие; - ясли-сад для детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет, где обеспечивается уход за детьми, осуществляются их обучение, воспитание и развитие; - детский сад для детей в возрасте от 3 до 7 лет, где обеспечивается уход за детьми, осуществляются их обучение, воспитание и развитие; - специализированный детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи, интеллектуального развития, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата); - детский дом - образовательная, воспитательная организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от 3 до 18 лет), где обучение и воспитание осуществляются полностью за счет государства; - дом ребенка - дошкольная образовательная организация системы здравоохранения для медико-социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также для детей со специальными нуждами до 3 лет, содержащихся за счет государства; - центр развития ребенка, в котором обеспечиваются физическое и психическое развитие, раннее выявление индивидуальных потребностей ребенка в развитии, диагностика и предоставление специального образования и связанных с ним услуг, а также осуществляется оздоровление детей, посещающих другие учебные заведения или воспитывающихся дома; - семейный детский дом, в котором воспитываются дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, в возрасте от 2 до 18 лет; - прогимназия - вид дошкольной образовательной организации, обеспечивающий всестороннее развитие ребенка для обучения в инновационных школах: гимназиях, лицеях и т.д.; - материнская школа - вид дошкольной образовательной организации с краткосрочным и полным днем пребывания детей, не посещающих детские сады, включающий интерактивное обучение детей и взрослых; - общинный детский сад – дошкольная образовательная организация для детей от 6 месяцев до 7 лет, создаваемая по инициативе местных сообществ (жамаатов) в различных видах и формах собственности, в которых осуществляется воспитание и обучение детей с разновременным пребыванием (полный и неполный день) и финансируемые из различных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики, включая средства местных сообществ (жамаатов) и средства неправительственных и международных организаций; - детский сад с кратковременным пребыванием (3-5 часов в день) дополнительная модель и вид дошкольной образовательной организации, которая создается с целью оптимального использования ресурсов и увеличения охвата детей программами дошкольного образования. 2. Для удовлетворения потребностей граждан в услугах дошкольного образования при учреждениях, организациях независимо от их форм собственности могут создаваться детские дошкольные образовательные организации. 3. В целях удовлетворения потребностей местного сообщества в услугах дошкольного образования, местные сообщества (жамааты) вправе создавать общинные детские соды, принадлежащие жамаату на праве собственности. |
Статья 24. Финансово-хозяйственная деятельность дошкольной образовательной организации
Часть 1. 1. Финансирование государственных, муниципальных дошкольных образовательных организаций осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. |
Статья 24. Финансово-хозяйственная деятельность дошкольной образовательной организации
Часть 1. 1. Финансирование государственных и муниципальных дошкольных образовательноых организаций осуществляется в следующем порядке: - из средств республиканского бюджета соответствующие государственные органы осуществляют финансирование образовательных услуг, предоставляемых дошкольными образовательными организациями в рамках Государственного образовательного стандарта дошкольного образования в соответствии со стандартами финансирования из расчета на одного ребенка в год; - родители (законные представители) ребенка оплачивают услуги дошкольной образовательной организации по уходу и питанию детей; - органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают содержание зданий и имущества дошкольных образовательных организаций, которые находятся в их собственности. Стандарты подушевого финансирования из расчета на одного ребенка в год ежегодно разрабатываются уполномоченным государственным органом в области образования и утверждаются Правительством Кыргызской Республики. |