Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

На общественное обсуждение с 21 июня 2017 года выносится проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об образовании"

21-06-2017
10:24

Инициатор: депутат Жогорку Кенеша А.Карашев

Предложения  и замечания просим сообщать по телефону: (0312) 63-85-93

iliasovruslann@gmail.com

Регистрация  № 6-14328/17      20.06.2017

 

Пресс-служба Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

 

 

 

 

Проект

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об образовании»

Статья 1

Внести в Закон Кыргызской Республики “Об образовании”(Ведомости

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,  2003 г.,  N 8, ст.323)следующие изменения:

1.Абзац 3 статьи 30 изложить в следующей редакции:

«Положение о механизмах социального образовательного кредита разрабатывается и утверждается Правительством Кыргызской Республики.».

2. Статью30дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«Льготное кредитование студентов, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования осуществляется с процентной ставкой не выше учетной ставки НБКР с отсрочкой начала выплат основной суммы кредита до окончания обучения.».

 

Статья 2.

Правительству Кыргызской Республики в шестимесячный срок привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

 

 

 

 

Справка-обоснование

к проекту Закона Кыргызской Республики

“О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики “Об образовании”

Настоящий проект предполагает внесение изменений в Закон Кыргызской Республики “Об образовании” с целью внедрения механизмов льготного образовательного кредитования для учащихся учреждений высшего и послевузовского профессионального образования. Базовым принципом этого нововведения является предоставление возможности студентам получать льготные образовательные кредиты с отсрочкой, позволяющей начать погашение основной суммы после получения высшего образования.

На фоне растущей стоимости услуг высших учебных заведений в Кыргызской Республике проблема финансирования высшего образования в стране становится все более актуальной и широко обсуждаемой в обществе. Несмотря на то, что стоимость высшего образования в Кыргызстане ниже, чем в большинстве стран СНГ, в сравнении со средним уровнем дохода оплата контрактного обучения даже в государственном вузе может обернуться тяжелым финансовым бременем для семьи среднего достатка.

В большинстве развитых стран существуют льготные образовательные кредиты, субсидируемые государством, и комплексные государственные программы, изучающие экономическую ситуацию в стране и формирующие политику правительства в части финансирования сферы высшего образования. Общий принцип частных, государственных и смешанных форм образовательных кредитов, как правило, объединены несколькими ключевыми характеристиками:

  1. Процентная ставка по образовательному кредиту ниже, чем ставка в потребительском кредитовании;
  2. Государство субсидирует разницу в льготной процентной ставке, которую недополучают банки, выдающие кредиты на облегченной основе;
  3. Выплата по основной сумме и процентам кредита происходит с отсрочкой - как правило, после завершения обучения и при трудоустройстве выпускника;
  4. При определенных условиях часть кредита может быть списана или реструктурирована государством.

Несмотря на активное развитие банковской сферы в Кыргызстане, образовательные кредиты еще не получили широкого распространения. Большинство банков в стране не кредитуют контрактное обучение в университетах и институтах. Кредиты, которые в портфеле услуг характеризуются как “образовательные”, по своей сути являются обычными потребительскими кредитами с высокой процентной ставкой и отсутствием возможности отсрочки платежа. Иными словами, получая “образовательный кредит” в банке в Кыргызстане, студенты обязаны уже со следующего месяца начать погашать выплаты по процентам и основную сумму, даже если не имеют источника дохода.

Отсутствие государственной и частной систем финансирования оплаты услуг высшего и послевузовского образования приводит к тому, что в стране формируются свои негласные системы оплаты услуг контрактного обучения в вузах. Граждане страны берут обыкновенные потребительские кредиты в банках под высокий процент и погашают их за счет постоянного дохода - как правило, заработной платы. Выходцы из сельской местности традиционно продают скот или сельско-хозяйственную продукцию ближе к осени, тем самым получая необходимую денежную сумму. Однако, для многих сельских семей скот и агропродукция являются основным источником дохода, в то время как оплата контрактного обучения превращается в серьезное экономическое бремя для семьи.

Недоступность высшего образования также имеет свое тяжелое влияние на внешнюю миграцию. Тысячи выпускников средних школ ежегодно покидают страну в поисках заработка и за границей становится частью самой низкооплачиваемой и низкоквалифицированной рабочей силы без высшего образования.

Описанные выше и многие другие проблемы, связанные с дороговизной и недоступностью высшего образования, должны сподвигнуть государство на разработку мер льготного финансирования оплаты услуг высших учебных заведений.

Необходимо отметить, что предоставление грантов на обучение успешным абитуриентам по результатам сдачи Общереспубликанского тестирования частично решает вышеописанные проблемы, однако имеют свои серьезные недочеты и слабые стороны. Во-первых, количество грантовых мест ограничено, что не позволяет охватить широкий круг нуждающихся студентов. Во-вторых, выдача образовательного гранта, которая происходит за счет республиканского бюджета, является единовременной с момента зачисление до выпуска студента из вуза. В подобной системе отсутствуют мотивирующие механизмы, что приводит к тому, что у студента, получившего государственный грант на образование, фактически нет никакой финансовой мотивации поддерживать успеваемость и высокие результаты на регулярной основе.

В результате принятия предлагаемого законопроекта ожидаются следующие положительные изменения в сфере высшего образования и его финансирования:

  1. Государство расширит и улучшит доступ граждан Кыргызской Республики к высшему образованию;
  • Предоставление отсрочки погашения основной суммы образовательного кредита облегчает финансовый стресс и долговое бремя для граждан Кыргызской Республики;
  • Обеспечение выпускников школ доступным высшим образованием в Кыргызстане позволит сохранить наиболее активную, работоспособную и потенциально талантливую рабочую силу внутри страны и сократит темпы внешней миграции;
  • Предоставляя больший доступ к высшему образованию своих граждан, государство укрепляет человеческий потенциал страны и создает предпосылки для эффективного развития всей страны.
  1. Получатели льготного кредита смогут получить высшее или послевузовское образование, а их долговое бремя будет облегчено:
  • Наиболее уязвимые слои населения смогут получить высшее образование, не отказываясь от удовлетворения базовых каждодневных потребностей;
  • Повысится значимость высшего образования в восприятии студентов, что создает мотивацию для них для более качественного обучения и более ответственного отношения к образовательному процессу;
  • Для получателей кредита выдача льготных кредитов на высшее и послевузовское образование является долгосрочной инвестицией, что в перспективе позволит им существенно улучшить условия своей жизни и повысить уровень благосостояния.

Предоставление облегченных образовательных кредитов превратилось в неотъемлемую часть системы высшего образования в развитых странах. Эта система не просто позволяет студентам получать высшее образование на льготной основе, но и создает целую систему мотивации. При этой системе молодежь не просто стремится получить диплом о высшем образовании, а сознательно выбирает лучшие вузы своей страны и тем самым повышает планку требований к качеству вузов. Все это приводит к мультипликативному эффекту, когда благодаря связи спроса и предложения растет как уровень студентов, так и качество образования в вузах благодаря большей конкуренции. В конечном счете, все это приводит к существенному улучшению всей системы высшего и послевузовского образования в целом.

Принятие законопроекта не повлечет социальных, экономических, правовых, гендерных, правозащитных, экологических и коррупционных последствий.

Проект Закона не противоречит действующим нормативно правовым актам и не подлежит анализу регулятивного воздействия, так как не направлен на урегулирование предпринимательской деятельности.

 

Депутат Жогорку Кенеша

Кыргызской Республики                                              А. А. Карашев

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

к проекту Закона Кыргызской Республики

«О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об образовании»

 

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Статья 30. Социальная защита обучающихся

Государство создает условия для обучения, предоставляя обучающимся в установленном Правительством Кыргызской Республики порядке учебные помещения, оборудование, общежития, пособия, материальную помощь, льготы на питание и проезд на транспорте, медицинское обслуживание и оздоровление, учебники (студентам, обучающимся за счет средств республиканского и местного бюджетов, выплачиваются стипендии в порядке и размерах, определяемых Правительством Кыргызской Республики).

Для социальной поддержки студентов, обучающихся в образовательных организациях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования могут быть предоставлены социальные образовательные кредиты.

 

Положение о социальном образовательном кредите разрабатывается и утверждается Правительством Кыргызской Республики.

 

 

 

 

 

Обучающиеся в образовательных организациях,  использующих заочную форму обучения,  дистанционные образовательные технологии в рамках высшего профессионального образования, имеют право на дополнительные льготы, предоставляемые в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики о труде.

Чемпионы и призеры Олимпийских игр, чемпионатов мира и чемпионы Азиатских игр принимаются без вступительных испытаний (экзаменов, тестирования и собеседований) в государственные и муниципальные образовательные организации среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (бакалавриат, магистратура) и специальностям в области физической культуры и спорта.

Спортсмены, имеющие спортивные звания "Мастер спорта Кыргызской Республики", "Мастер спорта Кыргызской Республики международного класса", пользуются преимущественным правом при поступлении в государственные и муниципальные образовательные организации высшего профессионального образования. Спортсмены, имеющие спортивный разряд "Кандидат в мастера спорта", спортивные звания "Мастер спорта Кыргызской Республики", "Мастер спорта Кыргызской Республики международного класса", пользуются преимущественным правом при поступлении в государственные и муниципальные образовательные организации среднего профессионального образования.

Образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляется на основе государственного обеспечения вплоть до их совершеннолетия.

Отвлечение обучающихся от учебных занятий и учебного процесса допускается с разрешения уполномоченного государственного органа в области образования Кыргызской Республики. Лица, виновные (прямо или косвенно) в нарушении учебного процесса, возмещают обучающимся моральный и материальный ущерб.

Статья 30. Социальная защита обучающихся

Государство создает условия для обучения, предоставляя обучающимся в установленном Правительством Кыргызской Республики порядке учебные помещения, оборудование, общежития, пособия, материальную помощь, льготы на питание и проезд на транспорте, медицинское обслуживание и оздоровление, учебники (студентам, обучающимся за счет средств республиканского и местного бюджетов, выплачиваются стипендии в порядке и размерах, определяемых Правительством Кыргызской Республики).

Для социальной поддержки студентов, обучающихся в образовательных организациях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования могут быть предоставлены социальные образовательные кредиты.

 

Льготное кредитование студентов, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования осуществляетсяс процентной ставкой не выше учетной ставки НБКР с отсрочкой начала выплат основной суммы кредита до окончания обучения.

Положение о механизмах социального образовательного кредита разрабатывается и утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Обучающиеся в образовательных организациях,  использующих заочную форму обучения,  дистанционные образовательные технологии в рамках высшего профессионального образования, имеют право на дополнительные льготы, предоставляемые в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики о труде.

Чемпионы и призеры Олимпийских игр, чемпионатов мира и чемпионы Азиатских игр принимаются без вступительных испытаний (экзаменов, тестирования и собеседований) в государственные и муниципальные образовательные организации среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (бакалавриат, магистратура) и специальностям в области физической культуры и спорта.

Спортсмены, имеющие спортивные звания "Мастер спорта Кыргызской Республики", "Мастер спорта Кыргызской Республики международного класса", пользуются преимущественным правом при поступлении в государственные и муниципальные образовательные организации высшего профессионального образования. Спортсмены, имеющие спортивный разряд "Кандидат в мастера спорта", спортивные звания "Мастер спорта Кыргызской Республики", "Мастер спорта Кыргызской Республики международного класса", пользуются преимущественным правом при поступлении в государственные и муниципальные образовательные организации среднего профессионального образования.

Образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляется на основе государственного обеспечения вплоть до их совершеннолетия.

Отвлечение обучающихся от учебных занятий и учебного процесса допускается с разрешения уполномоченного государственного органа в области образования Кыргызской Республики. Лица, виновные (прямо или косвенно) в нарушении учебного процесса, возмещают обучающимся моральный и материальный ущерб.