Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

На общественное обсуждение с 5 июля 2017 года выносится проект Закона Кыргызской Республики "О кластерах"

05-07-2017
16:04

Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша А.Жээнбеков, К.Керезбеков

Предложения  и замечания просим сообщать по телефону: (0312) 63-88-93

Регистрация  № 6-15603/17      30.06.2017

 

Пресс-служба Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

 

 

проект

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

«О КЛАСТЕРАХ»

Настоящий Закон принимается для продвижения государственной политики по развитию кластеров в Кыргызской Республике и устанавливает правовые гарантии защиты прав и интересов их участников.

 

Статья 1. Предмет регулирования

Настоящий Закон регулирует правоотношения по созданию и развитию кластеров в Кыргызской Республике.

 

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей применения настоящего Закона используются следующие понятия:

государственная политика по развитию кластеров (кластерная политика) – совокупность государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих создание и реализацию конкурентных преимуществ административно-территориальных единиц, предприятий, входящих в кластер;

инфраструктура кластера – объектыпроизводственного и социального назначения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, выполняющие вспомогательные функции при производстве продукции кластера (дороги, связь, коммуникаций, инженерные сети, здания и сооружения социально-культурного назначения, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения; система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера);

кластер – это экономическая деятельность юридических и физических лиц в различных отраслях, объединившихся с целью совместной реализации конкурентных преимуществ определенной административно-территориальной единицы;

конкурентное преимущество – наличие природно-климатических, минерально-сырьевых, земельных, водных, лесных, трудовых и иных ресурсов административно-территориальной единицы, использование которых с применением инноваций и передовых технологий улучшает потребительские свойства продукции кластера;

ключевой продукт кластера – товар, произведенный на основе неотъемлемых (неперемещаемых), возобновляемых/неиссякаемых конкурентных преимуществ, с реализацией которого связано развитие двух и более отраслей.

продукция кластера - товары, работы, услуги производимые членами ассоциации кластера, в том числе ключевой продукт кластера.

участники кластера – Правительство Кыргызской Республики, органы местного самоуправления и ассоциация кластера;

ассоциация кластера – зарегистрированное в соответствии с законодательством Кыргызской Республики объединение юридических и физических лиц, осуществляющее деятельность как саморегулируемая организация в соответствии с настоящим законом.

 

Статья 3. Цель и задачи кластера

1. Цель кластера - концентрация и сочетание ресурсов его участников для производства и реализации продукции кластера на основе конкурентных преимуществ;

2. Достижение цели кластера обеспечиваются решением следующих задач:

  • кооперацией государства и юридических и физических лиц в реализации конкурентных преимуществ административно- территориальной единицы на всех этапах создания и деятельности кластера;
  • выработки и реализации соответствующей государственной кластерной политики, способствующей хозяйствующим субъектам завоеванию и увеличению доли на рынке;

Статья 4.  Создание кластера

1. Идентификация кластера производится путем определения ключевого продукта, оценкой конкурентных преимуществ и возможностей в соответствии с методологическими основами кластерного развития, утверждаемыми Правительством.

2. Право кластерной инициативы принадлежит Правительству Кыргызской Республики, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам, независимо от форм собственности.

3. Программа мер и механизмов развития кластера утверждается решением Правительства Кыргызской Республики.

4. Органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством о местном самоуправлении интегрируют проект кластера в программы социально –экономического развития.

 

Статья 5. Особенности деятельности ассоциации кластера

1.Членами Ассоциации кластера могут быть хозяйствующие субъекты, производящие продукцию, присутствующую в составе затрат на производство ключевого продукта кластера.

2. Саморегулирование в ассоциации кластера осуществляется путем разработки и утверждения стандартов и правил производственной деятельности, стандартов качества продукции кластера не ниже государственных, обязательных для выполнения всеми членами, а также установлением требований к вступлению.

3.Стандарты и правила должны устанавливать запрет на осуществление членами кластера деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, действий, причиняющих ущерб деловой репутации ассоциации кластера и ее членов.

4.  Ассоциация кластера осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в форме отчетов в порядке, установленном уставом или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов.

5. Члены ассоциации являются независимыми в принятии решений и несут ответственность только в вопросах, относящихся к обязательствам в кластере.

6.  Участие третьих сторон в кластере определяется уставом Ассоциации кластера.

 

            Статья 6. Порядок формирования себестоимости продукции кластера

1. Участники кластера рассчитывают сметную стоимость планируемых инвестиций в инфраструктуру кластера, а также долю своего участия в сметной стоимости ключевого продукта кластера.Общая себестоимость выпускаемой продукции кластера устанавливается нормативным методом, на основе научно обоснованных или подкрепленных технико-экономическими расчетами норм и нормативов затрат.

2. При необходимости одновременного финансирования двух и более объектов инфраструктуры, целесообразность выбора для финансирования определяется с применением технико-экономических расчетов, в соответствии с методологическими основами кластерного развития, утверждаемыми Правительством.

3.Учет затрат, их состав и виды при формировании себестоимости продукции кластера производится по статьям калькуляции и экономическим элементам.

4. Положение о составе затрат и особенности состава затрат в отдельных отраслях экономики на производство и реализацию продукции кластера утверждается Правительством Кыргызской Республики.

5. Правительство Кыргызской Республики вправе участвовать в наиболее прибыльных отраслях кластеров, при условии превышения предстоящих расчетных налоговых доходов над текущими поступлениями. В целях сохранения поступлений в бюджет, и  вправе устанавливать временные, рассчитанные по суммам и срокам составы затрат по отдельным отраслям с учетом их особенностей.

6. Члены ассоциации кластера имеют право на налоговые вычеты при финансировании ими строительства и ремонта объектов инфраструктуры кластера, в соответствии с налоговым законодательством.

 

Статья 7. О введении в действие настоящего Закона

1. Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

2. Правительству Кыргызской Республики привести в свои решения в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ

к проекту Закона Кыргызской Республики

«О Кластерах»

Преимущества экономического развития по принципу кластеров, равно как и международный опыт с достигнутыми результатами их внедрения, по достоинству оценены высшим руководством страны. В связи с чем, своевременно Указом Президента Кыргызской Республики от 27.09.2014 г. № УП 194 принята Национальная Стратегия Устойчивого Развития (далее - НСУР), гдеодним из ее тезисов было заложено развитие по принципу кластера.

В соответствии с НСУР Правительством Кыргызской Республики было принято Постановление №810 от 01.12.2015 г., на основании которого был разработан и утвержден План мероприятий по реализации пилотного проекта «Горнолыжный кластер в Иссык-Кульской области».

Во исполнение п.1 Плана, согласно Постановлению, межведомственная рабочая комиссия разработала настоящий проект Закона Кыргызской Республики «О кластерах» и вносит его на дальнейшее рассмотрение для принятия.

Законопроект предлагает способ создания и развития кластеровоснованныйна экономических механизмах взаимодействия отраслей (предприятий)через экономические элементы и статьи калькуляции при производстве той или иной продукции кластера.

При традиционном подходе, производитель одного вида продукции не учитывает интересов производителей смежных отраслей, как из числа поставщиков сырья, так и конечного производителя. Отличие кластера заключается в слаженном объединении усилийего участников для реализации своих интересов через одну ключевую продукцию кластера, которая гарантирует конкурентоспособность и перспективу для экспорта.

Законопроект объединяет не только интересы хозяйствующих субъектов, но и интересы регионов. Более того, принятие законопроекта даст возможность преодоления барьеров, связанных с отсутствием государственной и муниципальной инфраструктуры или недостаточностью капиталовложений для их содержания.

Согласно законопроекту, возведение производственной и социальной инфраструктуры, находящейся в государственной собственности или муниципальной, подлежит финансированию самими участниками кластера.

Все виды финансирования для всех участников кластера определены в действующем бюджетном и налоговом законодательстве Кыргызской Республики, за исключением налоговых вычетов при финансировании инфраструктуры, чтотребует внесения соответствующей поправки в налоговый кодекс в установленном порядке.

Интересы участников кластера, участвующих в создании и развитии кластеров, учитываются с применением нормативного метода учета хозяйственной деятельности на основе норм и нормативов,как по статьям калькуляции, так и по элементам затрат. Соответственно, законопроект охватывает экономический учет всех затрат при формировании себестоимости единицы продукции кластера по всей цепочке добавленной стоимости.

В соответствии с законопроектом Правительство Кыргызской Республики вправе принимать нормативно-правовые акты, комплексного характера, учитывающие и рассчитанные на экономический рост конкретных отраслей и регионов.Несмотря на то, что кластер подразумевает выбор одной конкретной ключевой продукции со специализацией на избранной территории административно-территориальной единицы, эффект от его деятельности распространяется на территорию всей республики, что придает законопроекту интеграционный характер.

Действующее законодательство предусматривает практику регулирования состава затрат только применительно к антимонопольной политике и тарифной политике в топливно-энергетическом комплексе, т.е. относятся к конкретно взятым отдельным хозяйствующим субъектам или отраслям. Законопроектом предусматривается применение таких норм для участников кластера.

Таким образом, принятие законопроекта является гарантией защиты прав и интересов каждого из участников кластера при получении результатовот хозяйственной деятельности. При этом прозрачность и объективность расчетов, основанных на научно обоснованных нормах и нормативах, признанных государством стандартах и технических регламентах; взаимная согласованность и единение на принципах саморегулирования создают четкие и ясные основы сроков и условий окупаемости инвестиций каждому из участников кластера. Дополнительно, формируется видение, планомерность, последовательность и этапы достижения результатов по социальному и экономическому развитию на территории конкретной административно-территориальной единицы.

Законопроект создаст возможность для реализации не только пилотного проекта Иссык-Кульского горнолыжного кластера, нои других кластеров, в отраслевом и территориальном разрезах(мясного, хлопчатобумажного, строительного и др.), что повышает его значимость, как стратегического инструмента регионального экономического развития.

Законопроект создает дополнительные условия и возможности для развития дорожно-транспортной инфраструктуры, коммунального хозяйства,энергетической инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также различных других отраслей.

Принятие данного проекта закона социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий за собой не повлечет.

Настоящий проект Закоона Кыргызской Республики соответствует нормативным правовым актам Кыргызской Республики и вступившим в установленном порядке в силу международным договорам Кыргызской Республики, подготовлен в соответствии с установленными требованиями.

 

 

Приложение 1

Действующее законодательство предоставляет полную свободу предпринимателям в формировании себестоимости продукции во всех сферах (кроме предприятий ТЭК и сферы антимонопольного регулирования). Компании достаточно представить налоговым органам документы, чтобы подтвердить затраты, и тем самым, себестоимость приравнивается к цене, минимизируя прибыль.

Однако, в развитии кластеров важен взаимный контроль себестоимости, поскольку это влияет на прибыльность кластера в целом. Следовательно, условия кластера требуют относить на себестоимость только те затраты, которые имеют непосредственное отношение к производимой ключевой продукции кластера.Такая необходимость диктуется требованиями технологии, в соответствии с научно обоснованными нормами и нормативами технических регламентов.

Принятие законопроекта «О кластерах» позволит участникам кластера осуществлять взаимный учет и контроль затрат по видам, нормам, а следовательно, и уровнем прибыльности. Это необходимо для расчета мощности выпуска продукции и срока окупаемости вложенных средств. Таким образом, по всей технологической цепочке добавленной стоимости в одной единице выпускаемой продукции будут четко и ясно определены необходимые объемы и мощности выпуска продукции, а также их стоимость.

Кроме того, это имеет существенное значение при необходимости создания новой или поддержания имеющейся инфраструктуры на местности. Прогрессивный нормативный методучета позволяет определять необходимые объемы инвестиций. На основе оперативности расчетов метода, с использованием разовых налоговых вычетов, инвесторы могут финансировать создание инфраструктуры, которая затем предается на баланс местного самоуправления или соответствующего госоргана.

 

ПРИМЕР.

Для подготовки КРС для забоя, в соответствии с мощностью убойного цеха 1000 голов в месяц, необходим закуп молодняка 3000 голов. Период стойлового откорма занимает 250 дней, а норма потребления сенажа и концентрированных кормов в сутки составляет 12 кг и 4 кг, соответственно (для местной породы с 800 г суточного привеса). В условиях кластера на основе этих параметров рассчитывается кормовая база, мощности дробилок, а также степень обеспеченности сырьем кожевенных фабрик. Мощность кожзавода «ОККО» составляет 5000 шкур в месяц по 22-25 кг./шт. или 110-125 т/мес. Следовательно, можно определить 5 убойных цехов, которые могут обслужить завод. В свою очередь, для дубления необходимо 10 Гкал энергии/т или 1100-1250 Гкал в месяц, что равно почти 1.2 МВт энергии.

Зная рыночную цену одной обработанной шкуры в 6000 сомов, можно определить, что максимальный эффект дает кожевенная отрасль. С применением барабанов для расслоения, можно начать возводить фабрику из кожаных изделий (обувную или пошива кожаных изделий). И в том, и в другом случае, можно определить мощности той или иной фабрики.

Для возведения обувной фабрики, инвестор должен знать, что у него будет гарантия поставки этих шкур именно на эту фабрику, по крайней мере, в течение 5 лет до истечения срока окупаемости вложенных средств. Аналогично должны быть уверены и предприятия молочного перерабатывающего комплекса, первичной обработки шерсти, прядильной и текстильной отраслей. Без кластерного подхода, такое возможно только при плановой экономике.

В условиях рынка, важно технико-экономическими расчетами подкреплять уверенность участников кластера в возврате своих инвестиций предприятиями смежных отраслей. Кроме того, в данном случае государствомопределяются угодья для подготовки сенажа, сбора отходов сахарного производства из свеклы (жома, дефекатов, мелассы), а также жмыха (из отходов выжимания семян хлопчатника).Наконец, для возведения фабрик необходимо выделение земель, возведение производственной инфраструктуры и обеспечение социальной инфраструктуры: школ, учебных дисциплин в вузах, подготовки кадров, научно-исследовательских учреждений и т.д. Весь этот комплекс по всей цепочке будет называться кластером.