Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша К.Керезбеков, А.Нурбаев
Предложения и замечания просим сообщать по телефону: (0312) 63-88-93
Регистрация № 6-25595/17 22.12.2017
Пресс-служба Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Проект
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики
(в Уголовный кодекс Кыргызской Республики и Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики)
Статья 1.
Внести в Уголовный кодекс Кыргызской Республики (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1998 г., № 7, ст.229) следующие изменения:
Главу 31 дополнить статьей 323-1 следующего содержания:
«Статья 323-1. Укрытие от регистрации заявления или сообщения о преступлении
1. Отказ в приеме и (или) регистрации заявления или сообщения о готовящемся или совершенном преступлении, либо укрытие от регистрации такого заявления или сообщения, совершенное должностным лицом путем обмана, уговора, угрозы или иных неправомерных действий в отношении лица, обратившегося с заявлением или сообщением о готовящемся или совершенном преступлении, либо путем уничтожения или сокрытия любым иным способом обращения указанного лица, либо не выдача документа о регистрации заявления или сообщения о готовящемся или совершенном преступлении -
наказываются штрафом в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
2. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное руководителем правоохранительного органа или его структурных подразделений либо по указанию этих лиц, -
наказываются штрафом в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от шести до восьми лет.».
Статья 2.
Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 10, ст.442) следующие изменения:
1) в части 2 статьи 13 предложение второе изложить в следующей редакции:
«Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений охраняется законом. Ограничение этих прав допускается только в соответствии с законом и исключительно на основании судебного акта.»;
2) часть 1 статьи 33 изложить в следующей редакции:
«(1) Прокурор является государственным должностным лицом, который в пределах своей компетенции:
1) осуществляет надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие;
2) осуществляет надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан;
3) поддерживает от имени государства обвинение на всех стадиях уголовного процесса. Прокурор, участвующий в рассмотрении уголовного дела судом и поддерживающий обвинение, именуется государственным обвинителем;
4) осуществляет уголовное преследование.»;
3) в статье 34:
часть 1 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3) в случае выявления преступления при осуществлении надзора за следствием и оперативно-розыскной деятельностью, в том числе при наличии по нему решения об отказе в возбуждении уголовного дела, возбуждает уголовное дело вне зависимости от подследственности с передачей его уполномоченному органу расследования.»;
пункт 17 в части 2 изложить в следующей редакции:
«17) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о продлении срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого, которые допускаются на основании судебного решения, о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, о применении мер по обеспечению безопасности в отношении свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, о прослушивании и записи телефонных и иных переговоров, о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, о производстве обыска, выемки, осмотра, проникновения представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве, о законности и обоснованности задержания подозреваемого (обвиняемого), производства обыска, выемки, осмотра, проникновения представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве.»;
4) часть 2 статьи 155 изложить в следующей редакции:
«Отказ в приеме и (или) регистрации заявления или сообщения о преступлении влечет ответственность в соответствии с законом.».
5) в статье 156:
дополнить частями 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 следующего содержания:
«(1-2) Исключительной компетенцией прокурора является рассмотрение заявления, сообщения о готовящемся или совершенном преступлении, или при непосредственном обнаружении преступления, проведение соответствующей проверки и возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц:
1) Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики и ее структурных (территориальных) подразделений;
2) Национального банка Кыргызской Республики и его структурных (территориальных) подразделений;
3) Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики и её структурных (территориальных) подразделений;
4) Счетной палаты Кыргызской Республики и её структурных (территориальных) подразделений;
5) Аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики и его структурных (территориальных) подразделений;
6) Социального фонда Кыргызской Республики и его структурных (территориальных) подразделений;
7) Государственной кадровой службы Кыргызской Республики и её структурных (территориальных) подразделений;
8) Национального статистического комитета Кыргызской Республики и его структурных (территориальных) подразделений;
9) Национальной комиссии по государственному языку при Президенте Кыргызской Республики и её структурных (территориальных) подразделений;
10) Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики и её структурных (территориальных) подразделений;
11) Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и его структурных (территориальных) подразделений;
12) Судебного департамента при Верховном суде Кыргызской Республики и его структурных (территориальных) подразделений;
13) Вооруженных сил, других воинских формирований и государственных органов Кыргызской Республики, в которых законом предусмотрены военная служба;
14) органов исполнительной власти и местного самоуправления.».
(1-3) Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Президента Кыргызской Республики, отрешенного от должности Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в порядке, определенном Конституцией Кыргызской Республики; депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики; Премьер-министра Кыргызской Республики; члена Правительства Кыргызской Республики; судьи; начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Кыргызской Республики; руководителей Аппаратов Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики; Секретаря Совета безопасности Кыргызской Республики; председателя Счетной палаты Кыргызской Республики; председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики; Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики и его заместителя принимается Генеральным прокурором Кыргызской Республики.
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора Кыргызской Республики принимается одним из заместителей Генерального прокурора Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по представлению Президента Кыргызской Республики.
В установленных Законами случаях, Генеральный прокурор вносит представление для получения согласия на лишение неприкосновенности и привлечение к уголовной ответственности лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями от уголовного преследования.
(1-4) Решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката в связи с его профессиональной деятельностью принимается Генеральным прокурором Кыргызской Республики либо его заместителем.
(1-5) Решение о возбуждении уголовного дела по преступлению, совершенному должностным лицом, а также лицом, имеющим статус военнослужащего, включая их уголовное преследование, принимается прокурором.»;
часть 5 изложить в следующей редакции:
«(5) В случае отмены прокурором решения об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материалов на дополнительную проверку, срок проведения проверки исчисляется по правилам части 2 настоящей статьи, с момента поступления материалов в соответствующий орган.»;
6) статью 163 изложить в следующей редакции:
«Статья 163. Подследственность
(1) По уголовным делам о преступлениях против жизни и здоровья (статьи 97-106, 111, часть первая статьи 112, статьи 113-122 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против свободы, чести и достоинства личности (статьи 123-125-1, часть вторая статьи 126 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности (статьи 129-133 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (часть вторая статьи 137, статья 138, части вторая и третья статьи 139, статьи 140-1 - 145, 146-1 - 149, 152 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против семьи и несовершеннолетних (статьи 153-158, 160-163 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против собственности (статьи 164, 165, 167, 168, 169-1, 170, 172 - 172-2, 174-177 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против общественной безопасности (статьи 230, 234-240, часть четвертая статьи 241, статьи 242-245 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (статьи 255, 256, часть первая статьи 257, статьи 258-259, 260-264 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), об экологических преступлениях (статьи 265 - 279-1 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта (статьи 280-288 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против правосудия (статьи 319-321, части первая и третья статьи 326, статьи 336-339 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против порядка управления (статьи 340, 341, статьи 343-345, 347, 349, 351-353 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов внутренних дел.
(2) По уголовным делам о преступлениях против жизни и здоровья (часть первая статьи 112 и часть первая статьи 118 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против семьи и несовершеннолетних (статья 153, часть первая статьи 157, статьи 162, 163 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против собственности (часть первая статьи 164, часть первая статьи 165, часть первая статьи 172, часть первая статьи 172-1, часть первая статьи 174, часть первая статьи 175, часть первая статьи 176, часть первая статьи 177 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против общественной безопасности (часть первая статьи 234, статья 235, часть первая статьи 241, часть четвертая статьи 241, статья 243 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (часть первая статьи 256, часть первая статьи 258, часть первая статьи 260, часть первая статьи 261, часть первая статьи 263, статья 264 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), об экологических преступлениях (часть первая статьи 276, часть первая статьи 276-1, часть первая статьи 278, часть первая статьи 279, часть первая статьи 279-1 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против порядка управления (статья 349, часть первая статьи 353 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие и ускоренное досудебное производство производится следователями и должностными лицами органов внутренних дел.
(3) По уголовным делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (часть 3 статьи 136 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против общественной безопасности (статьи 226-229, 232, 233 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (статьи 292-299, 300-302 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против правосудия (статья 323-1 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о незаконном пересечении государственной границы (статья 346 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против мира и безопасности человечества (статьи 373-376 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов национальной безопасности.
(4) По уголовным делам о преступлениях, совершенных Президентом Кыргызской Республики, депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Премьер-министром Кыргызской Республики, членом Правительства Кыргызской Республики, судьей, Генеральным прокурором Кыргызской Республики, председателем Счетной палаты Кыргызской Республики, председателем Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, Акыйкатчы (Омбудсменом) Кыргызской Республики, сотрудником правоохранительного органа, следствие производится следователями органов национальной безопасности.
(5) По уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной информации (статья 290 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о должностных преступлениях (статьи 303-309, 313-316 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против правосудия (статьи 321-1 - 323, части вторая и третья статьи 324, статья 325, часть вторая статьи 326, статья 328 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (часть вторая статьи 257 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов национальной безопасности и по борьбе с экономическими преступлениями.
(6) По уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также призванными на сборы военнообязанными, следствие производится следователями военной прокуратуры.
(7) По уголовным делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статья 150 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против собственности (статья 171 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях в сфере экономической деятельности, о преступлениях против интересов службы на негосударственных предприятиях и организациях (статьи 179-185, 188-204, 205-218, 220-225 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов по борьбе с экономическими преступлениями.
(8) По уголовным делам о преступлениях в сфере миграции (статьи 204-1 и 204-2 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против общественной безопасности (статья 231, части первая-третья статьи 241 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (статьи 246-254 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (статьи 299-1 - 299-3 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов внутренних дел и национальной безопасности.
(9) По уголовным делам об организации и (или) содержании игорного заведения, а также проведение азартных игр с использованием игорного оборудования (статья 259-1 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против порядка управления (статьи 348, 350 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против собственности (статьи 166, 173 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов внутренних дел и по борьбе с экономическими преступлениями.
(10) Все преступления, совершенные на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, расследуются следователями органов уголовно-исполнительной системы.
(11) По уголовным делам о преступлениях против правосудия (статьи 317-318-1, 327, 329-335 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов внутренних дел, национальной безопасности, по борьбе с экономическими преступлениями и уголовно-исполнительной системы.
(12) В случаях, когда уголовное дело подследственно разным органам, а также при совокупности преступлений, предусмотренных настоящей статьей, относящихся к подследственности разных органов, подследственность определяется прокурором.
(13) Подследственность уголовного дела о преступлениях совершенных Президентом Кыргызской Республики, отрешенным от должности Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в порядке, определенном Конституцией Кыргызской Республики, определяется Генеральным прокурором Кыргызской Республики.
(14) Производство следствия по уголовным делам о преступлениях, не относящихся к их подследственности, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 части первой статьи 34 настоящего Кодекса.»;
7) дополнить статьей 167-1 следующего содержания:
«Статья 167-1. Производство следствия межведомственной следственной группой
(1) Прокурор вправе образовывать межведомственные следственные группы для расследования резонансных преступлений, затрагивающих национальную безопасность и интересы государства, о чем указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела или выносится отдельное постановление. В постановлении должны быть указаны все следователи, которым поручено производство следствия, в их числе следователь-руководитель межведомственной группы, который принимает дело к своему производству и руководит действиями других следователей.
(2) Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители должны быть ознакомлены с постановлением о производстве следствия межведомственной следственной группой и им разъясняется право на отвод любого следователя из состава межведомственной группы.».
Статья 3.
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
2. Правительству Кыргызской Республики привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативные правовые акты.
Президент
Кыргызской Республики
СПРАВКА – ОБОСНОВАНИЕ
к проекту Закона Кыргызской Республики
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Уголовный кодекс Кыргызской Республики и Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики)»
Настоящий проект Закона разработан в целях реализации положений Конституции Кыргызской Республики, измененных Законом Кыргызской Республики от 28 декабря 2016 года № 218 «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики», принятым на референдуме (всенародным голосованием) 11 декабря 2016 года и создания реальной основы для исполнения Комплекса мер по реформе системы правоохранительных органов Кыргызской Республики, одобренного решением Совета обороны Кыргызской Республики № 3 от 4 июля 2016 года и утвержденного Указом Президента Кыргызской Республики УП № 161 от 18 июля 2016 года.
Основной задачей законопроекта является обеспечение взаимосвязи с проектом конституционного Закона Кыргызской Республики «Об отдельных полномочиях прокуратуры, установленных Конституцией Кыргызской Республики» и другими законами, регулирующими вопросы органов прокуратуры, исключение противоречий и восполнение пробелов.
Действующее законодательство, в которое предлагается внести изменение, не отвечает требованиям Конституции Кыргызской Республики, а в отдельных случаях прямо ему противоречит.
В результате принятия законопроекта будут достигнуты цели по улучшению состояния защиты прав человека и гражданина, усилению ответственности должностных лиц государственных органов при осуществлении уголовного преследования. Защищены права отдельных участников судопроизводства, таких как адвокат, уголовное дело в отношении которого, в связи с его профессиональной деятельностью, может быть возбуждено только Генеральным прокурором или его заместителем и другое.
Так, в соответствии с Комплексом мер по реформе системы правоохранительных органов Кыргызской Республики, в целях усиления прокурорского надзора, из МВД Кыргызской Республики органам прокуратуры передаются функции по формированию уголовно-правовой статистики в Кыргызской Республике. Кроме того, данная мера направлена на системное повышение качества надзора на всех стадиях уголовного процесса - с момента регистрации заявления или сообщения о преступлении и заканчивая назначением и исполнением приговора суда.
Таким образом, остро встает вопрос объективности уголовно-правовой статистики, своевременной регистрацией заявлений и сообщений о преступлениях и искоренения фактов укрытия преступлений.
В связи с чем, Главу 31 Уголовного кодекса Кыргызской Республики предлагается дополнить статьей 323-1, устанавливающей уголовную ответственность должностных лиц за отказ в приеме, укрытие от регистрации заявления или сообщения о готовящемся или совершенном преступлении.
Следует отметить, что в новом Уголовном кодексе Кыргызской Республики, вводимым в действие Законом Кыргызской Республики от 24.01.2017г. №10 с 01.01.2019 года, имеется аналогичная статья 357 «Укрытие от регистрации заявления или обращения о совершенном преступлении или проступке».
Проектом предлагается в УПК Кыргызской Республики статьи 13 и 33 привести в соответствие со статьями 29 и 104 Конституции Кыргызской Республики.
В статье 34 пункт 17 части 2 дополнен правами прокурора давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, о применении мер по обеспечению безопасности в отношении свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, о прослушивании и записи телефонных и иных переговоров, о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, о производстве обыска, выемки, осмотра, проникновении представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве, о законности и обоснованности задержания подозреваемого (обвиняемого), производства обыска, выемки, осмотра, проникновения представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве.
В статье 155 указать ответственность за незаконный отказ в приеме и (или) регистрации заявления или сообщения о преступлении.
Предлагается статью 156 дополнить частями 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 устанавливающими исключительную компетенцию прокурора по рассмотрению заявления, сообщения о готовящемся или совершенном преступлении, или при непосредственном обнаружении преступления, проведение соответствующей проверки и возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц, перечень которых установлен конституционным Законом «Об отдельных полномочиях прокуратуры, установленных Конституцией Кыргызской Республики»
Также предлагается перечень должностных лиц, уголовные дела, в отношении которых, возбуждаются Генеральным прокурором или его заместителем.
Здесь же устанавливаются сроки рассмотрения материалов, после отмены прокурором решения об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материалов на дополнительную проверку.
Предлагается статью 163 «Подследственность» изложить в новой редакции, отвечающей требованиям Комплекса мер по реформе системы правоохранительных органов Кыргызской Республики, где на ГСБЭП при Правительстве Кыргызской Республики возложены задачи по защите экономической безопасности страны и борьба с коррупцией и преступлениями в сфере экономики.
В связи с чем, ГСБЭП передаются следующие функции:
- из органов прокуратуры – следствие по должностным и коррупционным делам в гражданских органах (за исключением высших должностных лиц, передаваемых в зону ответственности ГКНБ);
- из ГКНБ – выявление и пресечение экономических преступлений;
- из МВД – выявление и пресечение должностных и коррупционных преступлений (функции 5 ГУ МВД);
- из Государственной таможенной службы – функции следствия (функции следствия в ГТС ликвидируются).
Таким образом, новая редакция статьи 163 полностью отвечает вышеуказанным требованиям, задачам и функциям.
Помимо указанного выше, Кодекс предлагается дополнить новой статьей 167-1 наделяющей прокурора правом образовывать межведомственные следственные группы для расследования резонансных преступлений, затрагивающих национальную безопасность и интересы государства.
Проект не противоречит законодательству и коррупционных рисков не имеет. Также, законопроект не затрагивает интересы граждан, юридических лиц и не регулирует предпринимательскую деятельность, а устанавливает обязанности государственных органов в сфере уголовного преследования.
В связи с чем, необходимость в анализе регулятивного воздействия законопроекта отсутствует.
Депутаты Керезбеков К.К.
Нурбаев А.М.
Сравнительная таблица
к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики
(в Уголовный кодекс Кыргызской Республики и Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики)»
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
Уголовный кодекс Кыргызской Республики |
|
Нет
|
Статья 323-1. Укрытие от регистрации заявления или сообщения о преступлении 1. Отказ в приеме и (или) регистрации заявления или сообщения о готовящемся или совершенном преступлении, либо укрытие от регистрации такого заявления или сообщения, совершенное должностным лицом путем обмана, уговора, угрозы или иных неправомерных действий в отношении лица, обратившегося с заявлением или сообщением о готовящемся или совершенном преступлении, либо путем уничтожения или сокрытия любым иным способом обращения указанного лица, либо не выдача документа о регистрации заявления или сообщения о готовящемся или совершенном преступлении - наказываются штрафом в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет. 2. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное руководителем правоохранительного органа или его структурных подразделений либо по указанию этих лиц, - наказываются штрафом в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от шести до восьми лет.
|
Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики
|
|
Статья 13. Неприкосновенность жилища, охрана личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (1) Гражданам гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом. (2) Защита чести и доброго имени граждан находится под охраной закона. Тайна переписки телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений охраняется законом. Ограничение этого права допускается только с санкции прокурора. (3) Обыск, выемка, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления в учреждениях связи, контроль и запись переговоров, ведущихся по телефонам и другим переговорным устройствам, могут производиться в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.
|
Статья 13. Неприкосновенность жилища, охрана личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (1) Гражданам гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом. (2) Защита чести и доброго имени граждан находится под охраной закона. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений охраняется законом. Ограничение этих прав допускается только в соответствии с законом и исключительно на основании судебного акта. (3) Обыск, выемка, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления в учреждениях связи, контроль и запись переговоров, ведущихся по телефонам и другим переговорным устройствам, могут производиться в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом. |
Статья 33. Прокурор (1) Прокурор является государственным должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим уголовное преследование. Прокурор вправе возбуждать уголовное дело и расследовать его в полном объеме или поручать его расследование следователю в соответствии с настоящим Кодексом. Прокурор поддерживает от имени государства обвинение на всех стадиях уголовного процесса. Прокурор, участвующий в рассмотрении уголовного дела судом и поддерживающий обвинение, именуется государственным обвинителем.
(2) Прокурор вправе предъявить обвиняемому или лицу, которое несет имущественную ответственность за действия последнего, иск в защиту интересов: 1) потерпевшего, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами; 2) государства. (3) В уголовном судопроизводстве прокурор независим и подчиняется только закону. Письменные указания вышестоящего прокурора для него обязательны.
|
Статья 33. Прокурор (1) Прокурор является государственным должностным лицом, который в пределах своей компетенции: 1) осуществляет надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие; 2) осуществляет надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан; 3) поддерживает от имени государства обвинение на всех стадиях уголовного процесса. Прокурор, участвующий в рассмотрении уголовного дела судом и поддерживающий обвинение, именуется государственным обвинителем; 4) осуществляет уголовное преследование. (2) Прокурор вправе предъявить обвиняемому или лицу, которое несет имущественную ответственность за действия последнего, иск в защиту интересов: 1) потерпевшего, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами; 2) государства. (3) В уголовном судопроизводстве прокурор независим и подчиняется только закону. Письменные указания вышестоящего прокурора для него обязательны. |
Статья 34. Полномочия прокурора при производстве уголовных дел (1) В ходе производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1) возбуждать уголовное дело, поручать, передавать для расследования следователям в соответствии с подследственностью, в исключительных случаях - независимо от подследственности; 2) осуществлять надзор за законностью расследования уголовных дел.
(2) Осуществляя надзор за законностью расследования уголовных дел, прокурор управомочен: 1) проверять исполнение требований законодательства Кыргызской Республики о приеме, регистрации и разрешении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях; 2) поручать расследование уголовного дела следователю или группе следователей; 3) разрешать отвод, заявленный следователю, а также его самоотвод; 4) давать следователю письменные указания о расследовании дела, квалификации преступления, производстве процессуальных действий, если они, в соответствии с настоящим Кодексом, входят в полномочия прокурора; 5) рассматривать предусмотренные настоящим Кодексом возражения следователя, не согласного с указаниями прокурора, осуществляющего надзор; 6) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего прокурора, выносить постановления о приостановлении, прекращении производства по делу; 7) разрешать жалобы на решения и действия органа дознания, следователя и нижестоящего прокурора; 8) отстранять следователя и нижестоящего прокурора от дальнейшего участия в осуществлении уголовного судопроизводства по данному делу, если ими допущено нарушение закона; 9) обращаться в соответствующие органы с представлениями о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, пользующихся им, если эти лица подлежат привлечению в качестве обвиняемого; 10) поддерживать обвинение в суде; 11) возвращать уголовное дело следователю с указаниями о восполнении пробелов следствия; 12) отказываться от уголовного преследования обвиняемого и изменять предъявленное ему обвинение; 13) давать органу дознания письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий в связи с производством по уголовному делу, а также по принятию мер по обеспечению явки вызванных в судебное заседание лиц; 14) давать поручения о применении мер защиты потерпевшего, свидетеля и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве; 15) освобождать лиц, задержанных с нарушением требований статей 94 и 95 настоящего Кодекса; 16) продлевать сроки следствия; 17) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о продлении срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого, которые допускаются на основании судебного решения;
18) утверждать протокол ускоренного досудебного производства. (3) Прокурор осуществляет также другие полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. (4) Указания прокурора органам дознания и следствия в связи с рассмотрением заявлений, сообщений о преступлениях и расследованием уголовного дела, данные в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, являются для этих органов обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
|
Статья 34. Полномочия прокурора при производстве уголовных дел (1) В ходе производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1) возбуждать уголовное дело, поручать, передавать для расследования следователям в соответствии с подследственностью, в исключительных случаях - независимо от подследственности. 2) осуществлять надзор за законностью расследования уголовных дел. 3) в случае выявления преступления при осуществлении надзора за следствием и оперативно-розыскной деятельностью, в том числе при наличии по нему решения об отказе в возбуждении уголовного дела, возбуждает уголовное дело вне зависимости от подследственности с передачей его уполномоченному органу расследования. (2) Осуществляя надзор за законностью расследования уголовных дел, прокурор управомочен: 1) проверять исполнение требований законодательства Кыргызской Республики о приеме, регистрации и разрешении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях; 2) поручать расследование уголовного дела следователю или группе следователей; 3) разрешать отвод, заявленный следователю, а также его самоотвод; 4) давать следователю письменные указания о расследовании дела, квалификации преступления, производстве процессуальных действий, если они, в соответствии с настоящим Кодексом, входят в полномочия прокурора; 5) рассматривать предусмотренные настоящим Кодексом возражения следователя, не согласного с указаниями прокурора, осуществляющего надзор; 6) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего прокурора, выносить постановления о приостановлении, прекращении производства по делу; 7) разрешать жалобы на решения и действия органа дознания, следователя и нижестоящего прокурора; 8) отстранять следователя и нижестоящего прокурора от дальнейшего участия в осуществлении уголовного судопроизводства по данному делу, если ими допущено нарушение закона; 9) обращаться в соответствующие органы с представлениями о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, пользующихся им, если эти лица подлежат привлечению в качестве обвиняемого; 10) поддерживать обвинение в суде; 11) возвращать уголовное дело следователю с указаниями о восполнении пробелов следствия; 12) отказываться от уголовного преследования обвиняемого и изменять предъявленное ему обвинение; 13) давать органу дознания письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий в связи с производством по уголовному делу, а также по принятию мер по обеспечению явки вызванных в судебное заседание лиц; 14) давать поручения о применении мер защиты потерпевшего, свидетеля и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве; 15) освобождать лиц, задержанных с нарушением требований статей 94 и 95 настоящего Кодекса; 16) продлевать сроки следствия; 17) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о продлении срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого, которые допускаются на основании судебного решения, о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, о применении мер по обеспечению безопасности в отношении свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, о прослушивании и записи телефонных и иных переговоров, о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, о производстве обыска, выемки, осмотра, проникновения представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве, о законности и обоснованности задержания подозреваемого (обвиняемого), производства обыска, выемки, осмотра, проникновения представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве. 18) утверждать протокол ускоренного досудебного производства; (3) Прокурор осуществляет также другие полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. (4) Указания прокурора органам дознания и следствия в связи с рассмотрением заявлений, сообщений о преступлениях и расследованием уголовного дела, данные в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, являются для этих органов обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
|
Статья 155. Обязательность принятия и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении (1) Орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, зарегистрировать и рассмотреть заявление или сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения о преступлении с указанием лица, принявшего заявление или сообщение, времени его регистрации. (1-1) Порядок регистрации, учета и движения заявлений и сообщений о преступлениях определяется Правительством Кыргызской Республики. (2) Необоснованный отказ в приеме заявления или сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 131, 132 настоящего Кодекса. (3) Заявление или сообщение о преступлении, поступившее в суд, направляется прокурору, о чем должен быть уведомлен заявитель.
|
Статья 155. Обязательность принятия и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении (1) Орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, зарегистрировать и рассмотреть заявление или сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения о преступлении с указанием лица, принявшего заявление или сообщение, времени его регистрации. (1-1) Порядок регистрации, учета и движения заявлений и сообщений о преступлениях определяется Правительством Кыргызской Республики. (2) Отказ в приеме и (или) регистрации заявления или сообщения о преступлении влечет ответственность в соответствии с законом. (3) Заявление или сообщение о преступлении, поступившее в суд, направляется прокурору, о чем должен быть уведомлен заявитель. |
Статья 156. Решения следователя и прокурора, принимаемые в результате рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях (1) В каждом случае получения заявления или сообщения о готовящемся или совершенном преступлении или при непосредственном обнаружении преступления следователь или прокурор после проведения соответствующей проверки возбуждает уголовное дело или отказывает в его возбуждении. Если рассмотрение таких заявлений или сообщений относится к подведомственности других органов, они должны быть направлены к ним. (1-1) Уголовные дела, а также материалы, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, подлежат регистрации и учету. Порядок регистрации, учета и движения уголовных дел, а также материалов, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, определяется Правительством Кыргызской Республики.
(2) Решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении должно быть принято в трехдневный срок, а по материалам, требующим дополнительной проверки, - в срок не более десяти дней. В случае невозможности принятия решения в указанные сроки этот срок может быть продлен прокурором до одного месяца по мотивированному постановлению следователя при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) назначения экспертизы, служебного расследования, документальной ревизии или иной проверки, требующей продолжительного времени для их проведения; 2) необходимости истребования объяснения у лиц, находящихся в отдаленных местностях или уклоняющихся от явки по вызовам; 3) установления новых обстоятельств, без дополнительной проверки которых невозможно принятие решения. О продлении срока рассмотрения заявления следователем сообщается заявителю в письменной форме. (3) О возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении сообщается лицу, организации или должностному лицу, от которых поступило заявление или сообщение о преступлении. По их просьбе представляется копия соответствующего постановления. (4) Если в полученном заявлении, сообщении имеются сведения об административном или дисциплинарном проступке, следователь, прокурор вправе направить поступившее заявление или сообщение на рассмотрение в административном или дисциплинарном порядке. (5) Уголовное дело в отношении депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики возбуждается только Генеральным прокурором Кыргызской Республики.
|
Статья 156. Решения следователя и прокурора, принимаемые в результате рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях (1) В каждом случае получения заявления или сообщения о готовящемся или совершенном преступлении или при непосредственном обнаружении преступления следователь или прокурор после проведения соответствующей проверки возбуждает уголовное дело или отказывает в его возбуждении. Если рассмотрение таких заявлений или сообщений относится к подведомственности других органов, они должны быть направлены к ним. (1-1) Уголовные дела, а также материалы, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, подлежат регистрации и учету. Порядок регистрации, учета и движения уголовных дел, а также материалов, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, определяется Правительством Кыргызской Республики. (1-2) Исключительной компетенцией прокурора является рассмотрение заявления, сообщения о готовящемся или совершенном преступлении, или при непосредственном обнаружении преступления, проведение соответствующей проверки и возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц: Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики и ее структурных (территориальных) подразделений; Национального банка Кыргызской Республики и его структурных (территориальных) подразделений; Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики и её структурных (территориальных) подразделений; Счетной палаты Кыргызской Республики и её структурных (территориальных) подразделений; Аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики и его структурных (территориальных) подразделений; Социального фонда Кыргызской Республики и его структурных (территориальных) подразделений; Государственной кадровой службы Кыргызской Республики и её структурных (территориальных) подразделений; Национального статистического комитета Кыргызской Республики и его структурных (территориальных) подразделений; Национальной комиссии по государственному языку при Президенте Кыргызской Республики и её структурных (территориальных) подразделений; Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики и её структурных (территориальных) подразделений; Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и его структурных (территориальных) подразделений; Судебного департамента при Верховном суде Кыргызской Республики и его структурных (территориальных) подразделений; Вооруженных сил, других воинских формирований и государственных органов Кыргызской Республики, в которых законом предусмотрены военная служба; органов исполнительной власти и местного самоуправления. (1-3) Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Президента Кыргызской Республики, отрешенного от должности Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в порядке, определенном Конституцией Кыргызской Республики; депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики; Премьер-министра Кыргызской Республики; члена Правительства Кыргызской Республики; судьи; начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Кыргызской Республики; руководителей Аппаратов Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики; Секретаря Совета безопасности Кыргызской Республики; председателя Счетной палаты Кыргызской Республики; председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики; Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики и его заместителя принимается Генеральным прокурором Кыргызской Республики. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора Кыргызской Республики принимается одним из заместителей Генерального прокурора Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по представлению Президента Кыргызской Республики. В установленных Законами случаях, Генеральный прокурор вносит представление для получения согласия на лишение неприкосновенности и привлечение к уголовной ответственности лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями от уголовного преследования. (1-4) Решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката в связи с его профессиональной деятельностью принимается Генеральным прокурором Кыргызской Республики либо его заместителем. (1-5) Решение о возбуждении уголовного дела по преступлению, совершенному должностным лицом, а также лицом, имеющим статус военнослужащего, включая их уголовное преследование, принимается прокурором. (2) Решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении должно быть принято в трехдневный срок, а по материалам, требующим дополнительной проверки, - в срок не более десяти дней. В случае невозможности принятия решения в указанные сроки этот срок может быть продлен прокурором до одного месяца по мотивированному постановлению следователя при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) назначения экспертизы, служебного расследования, документальной ревизии или иной проверки, требующей продолжительного времени для их проведения; 2) необходимости истребования объяснения у лиц, находящихся в отдаленных местностях или уклоняющихся от явки по вызовам; 3) установления новых обстоятельств, без дополнительной проверки которых невозможно принятие решения. О продлении срока рассмотрения заявления следователем сообщается заявителю в письменной форме. (3) О возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении сообщается лицу, организации или должностному лицу, от которых поступило заявление или сообщение о преступлении. По их просьбе представляется копия соответствующего постановления. (4) Если в полученном заявлении, сообщении имеются сведения об административном или дисциплинарном проступке, следователь, прокурор вправе направить поступившее заявление или сообщение на рассмотрение в административном или дисциплинарном порядке. (5) В случае отмены прокурором решения об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материалов на дополнительную проверку, срок проведения проверки исчисляется по правилам части 2 настоящей статьи, с момента поступления материалов в соответствующий орган. |
Статья 163. Подследственность (1) По уголовным делам о преступлениях против жизни и здоровья (статьи 97-106, 111, часть первая статьи 112, статьи 113-122 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против свободы, чести и достоинства личности (статьи 123-125-1, часть вторая статьи 126 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности (статьи 129-133 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина часть вторая статьи 137, статья 138, части вторая и третья статьи 139, статьи 140-1 - 145, 146-1 - 149, 152 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против семьи и несовершеннолетних (статьи 153-158, 160-163 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против собственности (статьи 164, 165, 167, 168, 169-1, 170, 172 - 172-2, 174-177 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против общественной безопасности (статьи 230, 234-240, часть четвертая статьи 241, статьи 242-245 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (статьи 255, 256, часть первая статьи 257, статьи 258-264 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), об экологических преступлениях (статьи 265 - 279-1 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта (статьи 280-288 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против правосудия (статьи 319-321, части первая и третья статьи 326, статьи 336-339 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против порядка управления (статьи 340, 341, статьи 343-345, 347, 349, 351-353 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов внутренних дел. (1-1) По уголовным делам о преступлениях против жизни и здоровья (часть первая статьи 112 и часть первая статьи 118 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против семьи и несовершеннолетних (статья 153, часть первая статьи 157, статьи 162, 163 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против собственности (часть первая статьи 164, часть первая статьи 165, часть первая статьи 172, часть первая статьи 172-1, часть первая статьи 174, часть первая статьи 175, часть первая статьи 176, часть первая статьи 177 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против общественной безопасности (часть первая статьи 234, статья 235, часть первая статьи 241, часть четвертая статьи 241, статья 243 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (часть первая статьи 256, часть первая статьи 258, часть первая статьи 260, часть первая статьи 261, часть первая статьи 263, статья 264 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), об экологических преступлениях (часть первая статьи 276, часть первая статьи 276-1, часть первая статьи 278, часть первая статьи 279, часть первая статьи 279-1 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против порядка управления (статья 349, часть первая статьи 353 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) ускоренное досудебное производство производится следователями и должностными лицами, уполномоченными органом дознания осуществлять ускоренное досудебное производство, органов внутренних дел. (2) По уголовным делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статья 136 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против собственности (части вторая, третья и четвертая статьи 171 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против общественной безопасности (статьи 226-229, 232, 233 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (статьи 292-299, 300-302 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о незаконном пересечении государственной границы (статья 346 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против мира и безопасности человечества (статьи 373-376 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов национальной безопасности. (3) По уголовным делам о преступлениях против правосудия (статьи 321-1 - 323, части вторая и третья статьи 324, статья 325, часть вторая статьи 326, статья 328 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (часть вторая статьи 257 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) и о преступлениях, совершенных должностными лицами государственных органов, следствие производится следователями органов прокуратуры. (3-1) По уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также призванными на сборы военнообязанными, следствие производится следователями военной прокуратуры. (3-2) По уголовным делам о преступлениях, совершенных Президентом Кыргызской Республики, депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Премьер-министром Кыргызской Республики, членами Правительства Кыргызской Республики, судьей, Генеральным прокурором Кыргызской Республики, председателем Счетной палаты Кыргызской Республики, председателем Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, Акыйкатчы (Омбудсменом) Кыргызской Республики, следствие производится только органами прокуратуры вне зависимости от подследственности. (4) (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 9 августа 2011 года N 152) (5) По уголовным делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статья 150 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях в сфере экономической деятельности, о преступлениях против интересов службы на негосударственных предприятиях и организациях (статьи 179-182, 184, 185, 186, 188-203, 208, 209, 211, 212, часть первая статьи 213, статьи 215-225 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов по борьбе с экономическими преступлениями. (5-1) По уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (статья 183 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов по борьбе с экономическими преступлениями, по контролю наркотиков, органов национальной безопасности и внутренних дел. (6) По уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (часть вторая статьи 213 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях в сфере компьютерной информации (статьи 290, 291 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов по борьбе с экономическими преступлениями и органов национальной безопасности. (7) По уголовным делам в сфере экономической деятельности (статьи 205-207 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями таможенных органов. (8) По уголовным делам в сфере экономической деятельности (статья 210 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями таможенных органов, органа по борьбе с экономическими преступлениями и органов национальной безопасности. (9) По уголовным делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (статьи 246-254 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органа Кыргызской Республики по контролю наркотиков, органов внутренних дел, таможенных органов и национальной безопасности. (9-1) По уголовным делам о коррупционных и должностных преступлениях (статьи 303-316 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов прокуратуры и национальной безопасности. (10) По уголовным делам организация и (или) содержание игорного заведения, а также проведение азартных игр с использованием игорного оборудования (статья 259-1 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о незаконных действиях в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (статья 335 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против порядка управления (статьи 348, 350 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против собственности (статьи 166, часть первая статьи 171, 173 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов внутренних дел и финансовой полиции. (11) Все преступления, совершенные на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, расследуются следователями органов уголовно-исполнительной системы. (12) (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 9 августа 2011 года N 152) (13) (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 9 августа 2011 года N 152) (14) По уголовным делам о преступлениях в сфере миграции (статьи 204-1 и 204-2 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против общественной безопасности (статья 231, части 1-3 статьи 241 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (статьи 299-1 - 299-3 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов внутренних дел и национальной безопасности. (15) По уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (статья 204 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов по борьбе с экономическими преступлениями, таможенных органов и национальной безопасности. (15-1) По уголовным делам о преступлениях против правосудия (статьи 317-318, 327, 329-335 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов внутренних дел, национальной безопасности, по контролю наркотиков, органов по борьбе с экономическими преступлениями, уголовно-исполнительной системы и таможенных органов. (16) Уголовное дело, подследственное разным органам, расследуется следователем органа, возбудившего его. (17) При совокупности преступлений, предусмотренных настоящей статьей, относящихся к подследственности разных органов, подследственность определяется по более тяжкому преступлению. (18) Производство следствия по уголовным делам о преступлениях, не относящихся к их подследственности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 части первой статьи 34 настоящего Кодекса. |
Статья 163. Подследственность (1) По уголовным делам о преступлениях против жизни и здоровья (статьи 97-106, 111, часть первая статьи 112, статьи 113-122 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против свободы, чести и достоинства личности (статьи 123-125-1, часть вторая статьи 126 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности (статьи 129-133 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (часть вторая статьи 137, статья 138, части вторая и третья статьи 139, статьи 140-1 - 145, 146-1 - 149, 152 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против семьи и несовершеннолетних (статьи 153-158, 160-163 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против собственности (статьи 164, 165, 167, 168, 169-1, 170, 172 - 172-2, 174-177 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против общественной безопасности (статьи 230, 234-240, часть четвертая статьи 241, статьи 242-245 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (статьи 255, 256, часть первая статьи 257, статьи 258-259, 260-264 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), об экологических преступлениях (статьи 265 - 279-1 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта (статьи 280-288 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против правосудия (статьи 319-321, части первая и третья статьи 326, статьи 336-339 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против порядка управления (статьи 340, 341, статьи 343-345, 347, 349, 351-353 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов внутренних дел. (2) По уголовным делам о преступлениях против жизни и здоровья (часть первая статьи 112 и часть первая статьи 118 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против семьи и несовершеннолетних (статья 153, часть первая статьи 157, статьи 162, 163 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против собственности (часть первая статьи 164, часть первая статьи 165, часть первая статьи 172, часть первая статьи 172-1, часть первая статьи 174, часть первая статьи 175, часть первая статьи 176, часть первая статьи 177 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против общественной безопасности (часть первая статьи 234, статья 235, часть первая статьи 241, часть четвертая статьи 241, статья 243 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (часть первая статьи 256, часть первая статьи 258, часть первая статьи 260, часть первая статьи 261, часть первая статьи 263, статья 264 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), об экологических преступлениях (часть первая статьи 276, часть первая статьи 276-1, часть первая статьи 278, часть первая статьи 279, часть первая статьи 279-1 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против порядка управления (статья 349, часть первая статьи 353 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие и ускоренное досудебное производство производится следователями и должностными лицами органов внутренних дел. (3) По уголовным делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (часть 3 статьи 136 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против общественной безопасности (статьи 226-229, 232, 233 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (статьи 292-299, 300-302 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против правосудия (статья 323-1 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о незаконном пересечении государственной границы (статья 346 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против мира и безопасности человечества (статьи 373-376 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов национальной безопасности. (4) По уголовным делам о преступлениях, совершенных Президентом Кыргызской Республики, депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Премьер-министром Кыргызской Республики, членом Правительства Кыргызской Республики, судьей, Генеральным прокурором Кыргызской Республики, председателем Счетной палаты Кыргызской Республики, председателем Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, Акыйкатчы (Омбудсменом) Кыргызской Республики, сотрудником правоохранительного органа, следствие производится следователями органов национальной безопасности. (5) По уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной информации (статья 290 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о должностных преступлениях (статьи 303-309, 313-316 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против правосудия (статьи 321-1 - 323, части вторая и третья статьи 324, статья 325, часть вторая статьи 326, статья 328 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (часть вторая статьи 257 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов национальной безопасности и по борьбе с экономическими преступлениями. (6) По уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также призванными на сборы военнообязанными, следствие производится следователями военной прокуратуры. (7) По уголовным делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статья 150 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против собственности (статья 171 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях в сфере экономической деятельности, о преступлениях против интересов службы на негосударственных предприятиях и организациях (статьи 179-185, 188-204, 205-218, 220-225 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов по борьбе с экономическими преступлениями. (8) По уголовным делам о преступлениях в сфере миграции (статьи 204-1 и 204-2 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против общественной безопасности (статья 231, части первая-третья статьи 241 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (статьи 246-254 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (статьи 299-1 - 299-3 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов внутренних дел и национальной безопасности. (9) По уголовным делам об организации и (или) содержание игорного заведения, а также проведение азартных игр с использованием игорного оборудования (статья 259-1 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против порядка управления (статьи 348, 350 Уголовного кодекса Кыргызской Республики), о преступлениях против собственности (статьи 166, 173 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов внутренних дел и по борьбе с экономическими преступлениями. (10) Все преступления, совершенные на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, расследуются следователями органов уголовно-исполнительной системы. (11) По уголовным делам о преступлениях против правосудия (статьи 317-318-1, 327, 329-335 Уголовного кодекса Кыргызской Республики) следствие производится следователями органов внутренних дел, национальной безопасности, по борьбе с экономическими преступлениями и уголовно-исполнительной системы. (12) В случаях, когда уголовное дело подследственно разным органам, а также при совокупности преступлений, предусмотренных настоящей статьей, относящихся к подследственности разных органов, подследственность определяется прокурором. (13) Подследственность уголовного дела о преступлениях совершенных Президентом Кыргызской Республики, отрешенным от должности Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в порядке, определенном Конституцией Кыргызской Республики, определяется Генеральным прокурором Кыргызской Республики. (14) Производство следствия по уголовным делам о преступлениях, не относящихся к их подследственности, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 части первой статьи 34 настоящего Кодекса.
|
нет |
Статья 167-1. Производство следствия межведомственной следственной группой (1) Прокурор вправе образовывать межведомственные следственные группы для расследования резонансных преступлений, затрагивающих национальную безопасность и интересы государства, о чем указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела или выносится отдельное постановление. В постановлении должны быть указаны все следователи, которым поручено производство следствия, в их числе следователь-руководитель межведомственной группы, который принимает дело к своему производству и руководит действиями других следователей. (2) Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители должны быть ознакомлены с постановлением о производстве следствия межведомственной следственной группой и им разъясняется право на отвод любого следователя из состава межведомственной группы.
|