Предложения и замечания просим сообщать по телефону: (0312) 63-89-05
Регистрация № 6-26479/16 04.11.2016
Пресс-служба Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Проект
Закон Кыргызской Республики
О международной чрезвычайной помощи
Настоящий Закон определяет правовые, организационные, социальные основы оказания международной гуманитарной помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации в Кыргызской Республике, а также международной гуманитарной помощи, следующей транзитом через территорию Кыргызской Республики в другую пострадавшую страну.
Закон призван обеспечить системность подхода Кыргызской Республики в вопросах оказания международной чрезвычайной помощи, гарантировать государственную поддержку международным содействующим субъектам.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели и задачи настоящего Закона
1) определяет функции и полномочия Правительства Кыргызской Республики, содействующих субъектов, Уполномоченного государственного органа в области гражданской защиты;
2) устанавливает порядок инициирования, координации и прекращения оказания международной чрезвычайной помощи;
3) устанавливает механизм признания прав определенных содействующих субъектов на правовые льготы;
4) определяет минимальные требования, которым должна соответствовать международная чрезвычайная помощь;
5) определяет процедуру транзита международной чрезвычайной помощи в другие, затронутые чрезвычайной ситуацией, страны.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона применяются следующие понятия:
Статья 3. Законодательство, регулирующее оказание международной чрезвычайной помощи
Статья 4. Оказание международной чрезвычайной помощи Кыргызской Республикой иностранным государствам
1. Основными целями и задачами оказания Кыргызской Республикой международной чрезвычайной помощи иностранным государствам являются:
2. В процессе оказания международной чрезвычайной помощи другим странам Кыргызская Республика придерживается общепризнанных норм и принципов оказания международной чрезвычайной помощи.
3. Порядок и условия предоставления Кыргызской Республикой международной чрезвычайной помощи иностранным государствам определяются Правительством Кыргызской Республики.
Глава 2. Инициирование и прекращение оказания международной чрезвычайной помощи
Статья 5. Оценка потребности в оказании международной чрезвычайной помощи
1. Уполномоченный государственный орган в области гражданской защиты после проведения переговоров с соответствующими органами государственного управления, органами местного самоуправления и содействующими субъектами осуществляет оценку потребности в оказании международной чрезвычайной помощи.
Оценка потребности в оказании международной чрезвычайной помощи осуществляется в соответствии с методикой оценки потребностей и ущерба, разработанной и утвержденной Правительством Кыргызской Республики.
2. При возникновении крупномасштабной чрезвычайной ситуации Уполномоченный государственный орган в области гражданской защиты, исходя из первоначальной оценки потребностей и ущерба, определяет степень вероятности того, что внутренний потенциал окажется достаточным, чтобы обеспечить удовлетворение потребности в международной чрезвычайной помощи.
Такое заключение может быть вынесено по усмотрению Уполномоченного государственного органа в области гражданской защиты до возникновения высоковероятной крупномасштабной чрезвычайной ситуации.
3. В случае вынесения заключения о том, что внутренний потенциал реагирования на чрезвычайную ситуацию с учетом масштаба чрезвычайной ситуации может оказаться недостаточным, Уполномоченный государственный орган в области гражданской защиты Правительство Кыргызской Республики и рекомендует сделать запрос об оказании международной чрезвычайной помощи.
4. Уполномоченный государственный орган в области гражданской защиты составляет предварительный перечень необходимых товаров, предметов снабжения, оборудования и оказания услуг.
Уполномоченный государственный орган в области гражданской защиты предоставляет перечень необходимых товаров, предметов снабжения, оборудования и оказания услуг потенциальным содействующим субъектам сразу же после наступления периодов оказания международной чрезвычайной помощи, предусмотренных статьей 8 настоящего Закона.
Указанный перечень обновляется по мере поступления новой информации и изменения обстановки.
5. Уполномоченный государственный орган в области гражданской защиты в любое время вправе пересмотреть (отменить) заключение о том, что внутренний потенциал является достаточным и необходимость в оказании международной чрезвычайной помощи отсутствует, если это вызвано поступлением новых оперативных данных.
Статья 6. Запрос об оказании международной чрезвычайной помощи
1. Правительство Кыргызской Республики делает запрос о предоставлении международной чрезвычайной помощи по рекомендации Уполномоченного государственного органа в области гражданской защиты.
2. Такой запрос может направляться отдельным конкретным международным содействующим субъектам или представлять собой общий запрос, адресованный международному сообществу в целом.
3. Общий запрос направляется соответствующим представительствам международных организаций в Кыргызской Республике и Координатору чрезвычайной помощи Организации Объединенных Наций, чтобы обеспечить его распространение среди потенциальных международных содействующих субъектов.
4. Запрос должен содержать:
5. Запрос должен сопровождаться методическими рекомендациями содействующему субъекту о порядке оказания международной чрезвычайной помощи, разработанными и утвержденными Правительством Кыргызской Республики
Статья 7. Представленное предложение и принятие международной чрезвычайной помощи
1. Международные содействующие субъекты могут оказывать международную чрезвычайную помощь Кыргызской Республике только в том случае, если они внесли предложение, которое было принято в соответствии с настоящим Законом.
2. Международные содействующие субъекты, заинтересованные в оказании международной чрезвычайной помощи, направляют свои предложения Уполномоченному государственному органу в области гражданской защиты непосредственно или через Министерство иностранных дел Кыргызской Республики, или соответствующее посольство.
3. В предложении указываются вид, объем, способ оказания и предполагаемая продолжительность оказания помощи.
4. Уполномоченный государственный орган в области гражданской защиты, рассмотрев предложения международных содействующих субъектов, может принять предложение полностью, частично или отказаться от помощи.
5. Содействующие государства, планирующие оказывать помощь через посредничество субъектов военной сферы, вносят предложения, руководствуясь настоящим Законом, международными договорами (соглашениями) между Кыргызской Республикой и содействующими государствами, вступившими в силу в установленном порядке.
6. В случае направления общего запроса о предоставлении международной чрезвычайной помощи от международных содействующих субъектов, которые ранее были аккредитованы, представления официального предложения не требуется.
Однако они должны соблюдать условия, изложенные в общем запросе, и заранее проинформировать Уполномоченный государственный орган в области гражданской защиты о виде, объеме, способе оказания и предполагаемой продолжительности оказания помощи не менее чем за 72 часа до их прибытия.
Данное положение не распространяется на содействующие государства и межправительственные организации.
7. При отсутствии общего запроса о предоставлении международной чрезвычайной помощи международные содействующие субъекты могут по собственной инициативе направлять свои предложения Уполномоченному государственному органу в области гражданской защиты непосредственно или через Министерство иностранных дел Кыргызской Республики, или через соответствующее посольство.
8. Срочность вынесения Уполномоченным государственным органом в области гражданской защиты решения о принятии или отклонении предложений о международной чрезвычайной помощи определяется, исходя из конкретных обстоятельств, но не может быть более 10-ти дней.
Статья 8. Периоды оказания международной чрезвычайной помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации и проведении первичных восстановительных работ
1. Периоды оказания международной чрезвычайной помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации и период оказания международной чрезвычайной помощи в проведении первичных восстановительных работ начинают действовать одновременно с момента опубликования запроса о предоставлении международной чрезвычайной помощи или с момента принятия предложения, полученного в соответствии со статьей 7, и продолжаются до их прекращения в соответствии со статьей 9 и статьей 10.
Статья 9. Прекращение периода оказания международной чрезвычайной помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации
1. Если Уполномоченный государственный орган в области гражданской защиты, исходя из последней оценки потребностей и прочих данных, а также итогов консультаций с международными содействующими субъектами, убеждается в том, что потребность в оказании помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации исчезает, то он извещает Правительство Кыргызской Республики о необходимости установить дату прекращения периода оказания международной чрезвычайной помощи по ликвидации чрезвычайной ситуации с учетом того, как это может отразиться на текущей работе по оказанию помощи.
Прекращение не должно затрагивать действие текущего периода оказания международной помощи в проведении первичных восстановительных работ.
2. Дата прекращения периода оказания международной помощи по ликвидации чрезвычайной ситуации объявляется содействующим субъектам не позднее 30-ти дней до предполагаемой даты его прекращения.
3. Текст объявления о прекращении периода оказания международной помощи по ликвидации чрезвычайной ситуации должен содержать информацию о прогнозируемых потребностях в товарах, предметах снабжения и услугах, необходимых для оказания помощи в проведении первичных восстановительных работ, если таковые необходимы.
4. Во избежание возможных негативных последствий, которые могут возникнуть из-за прекращения периода оказания международной помощи по ликвидации чрезвычайной ситуации, после объявления даты прекращения периода оказания международной помощи по ликвидации чрезвычайной ситуации, Уполномоченный государственный орган в области гражданской защиты периодически проводит консультации с содействующими субъектами, вовлеченными в работу по оказанию помощи.
Статья 10. Прекращение периода оказания международной чрезвычайной помощи в проведении первичных восстановительных работ
1. Если Уполномоченный государственный орган в области гражданской защиты, исходя из последней оценки потребностей и прочих данных, а также итогов консультаций с международными содействующими субъектами убеждается в том, что потребность в оказании помощи в проведении первичных восстановительных работ исчезает, то он извещает Правительство Кыргызской Республики о необходимости установить дату прекращения периода оказания международной чрезвычайной помощи в проведении первичных восстановительных работ с учетом того, как это может отразиться на текущей работе по проведению первичных восстановительных работ.
2. Дата прекращения периода оказания международной чрезвычайной помощи в проведении первичных восстановительных работ объявляется содействующим субъектам не позднее 30-ти дней до предполагаемой даты его прекращения.
3. Во избежание возможных негативных последствий, которые могут возникнуть из-за прекращения периода оказания международной помощи в проведении первичных восстановительных работ, после объявления даты прекращения периода оказания международной помощи в проведении первичных восстановительных работ, Уполномоченный государственный орган в области гражданской защиты периодически проводит консультации с содействующими субъектами, активно вовлеченными в работу по оказанию помощи.
Статья 11. Отдельные особенности оказания международной чрезвычайной помощи Национальным обществом Красного Креста или Красного Полумесяца
Глава 3. Координация деятельности по обеспечению
приема международной чрезвычайной помощи
Статья 12. Функции и полномочия органов государственного управления
1. Правительство Кыргызской Республики несет основную ответственность за реагирование на чрезвычайную ситуацию, возникшую на территории Кыргызской Республики.
2. Роль содействующих субъектов заключается в дополнении и расширении усилий Правительства Кыргызской Республики.
3. Кыргызская Республика гарантирует и обеспечивает защиту деятельности содействующих субъектов, осуществляющих международную чрезвычайную помощь.
4. Правительство Кыргызской Республики обеспечивает охрану и безопасность международного персонала, действующего в пределах его территории.
5. Правительство Кыргызской Республики в области международной чрезвычайной помощи осуществляет следующие функции и полномочия:
1) принимает решения об оказании международной чрезвычайной помощи иностранным государствам в соответствии с приоритетными направлениями международной гуманитарной деятельности Кыргызской Республики;
2) осуществляет мероприятия по созданию благоприятных условий и правомерному облегчению осуществления деятельности содействующих субъектов, предоставлению им особых прав, привилегий и иммунитетов, освобождения от отдельных обязанностей;
3) определяет порядок предоставления международным содействующим субъектам правовых льгот;
4) обеспечивает проведение единой государственной политики, определяет приоритеты и основные направления гуманитарной деятельности Кыргызской Республики;
5) обеспечивает соблюдение интересов Кыргызской Республики во взаимоотношениях с международными содействующими субъектами;
6) издает на основании настоящего Закона нормативные правовые акты, регулирующие оказание международной чрезвычайной помощи;
7) определяет задачи, функции, полномочия, порядок деятельности министерств, государственных комитетов, административных ведомств, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, межведомственных и территориальных комиссий, утверждает соответствующие положения о них;
8) принимает решения по предложенным международными содействующими субъектами проектам, грантам и программам, организует мониторинг за их реализацией;
9) выполняет иные функции и полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 13. Комиссии в области международной чрезвычайной помощи
Правительство Кыргызской Республики в области международной чрезвычайной помощи создает межведомственные и территориальные комиссии, советы, рабочие группы с участием представителей Национального общества Красного Креста и Красного Полумесяца Кыргызской Республики, иностранных составных частей Международного движения Красного креста и Красного Полумесяца, агентств, программ и фондов ООН, других заинтересованных международных содействующих субъектов, иностранных и отечественных НПО.
Статья 14. Группы Содействия по оказанию международной чрезвычайной помощи по принципу «одного окна» (СОМЧПОО)
1. В целях консолидации и упрощения требований законодательства по пропуску через границу прибывающего международного персонала, товаров, предметов снабжения, оборудования и транспорта решением Правительства Кыргызской Республики учреждаются группы Содействия по оказанию международной чрезвычайной помощи по принципу «одного окна» (СОМЧПОО).
2. Численный состав, функции, полномочия и порядок деятельности групп СОМЧПОО определяются Правительством Кыргызской Республики.
3. В состав группы СОМЧПОО входят представители министерств, государственных комитетов, административных ведомств из перечня, который разрабатывается государственным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Кыргызской Республике.
4. После наступления периода оказания международной чрезвычайной помощи группы СОМЧПОО дислоцируются в основных пунктах прибытия международной чрезвычайной помощи, включая в зависимости от обстоятельств, аэропорты и наземные пункты пересечения границы.
5. Деятельность СОМЧПОО завершается по решению Правительства Кыргызской Республики, которое согласовывается с международными содействующими субъектами.
Статья 15. Координация оперативных действий международных содействующих субъектов
1. При разработке планов действий при чрезвычайной ситуации и механизмов координации оперативных усилий по ликвидации чрезвычайной ситуации и проведению первичных восстановительных работ органы государственного управления учитывают роль международных содействующих субъектов (при необходимости обращаясь за помощью или консультацией к Координатору по оказанию чрезвычайной помощи ООН).
2. При одновременном поиске баланса между необходимыми потребностями населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации и мерами предосторожности, необходимыми для обеспечения общественного порядка и здравоохранения, а также координации и надзора, Уполномоченный государственный орган в области гражданской защиты, другие органы государственного управления, государственные администрации и органы местного самоуправления, создают необходимые условия, способствующие эффективной работе международных содействующих субъектов.
3. При оказании помощи международной чрезвычайной помощи международные содействующие субъекты взаимодействуют и сотрудничают с Уполномоченным государственным органом в области гражданской защиты, иными органами государственного управления, государственными администрациями и органами местного самоуправления.
4. Международные содействующие субъекты по мере необходимости информируют о потребностях населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации, о месте проведения, видах и масштабе операций по оказанию международной чрезвычайной помощи, что необходимо для обеспечения скоординированного и эффективного реагирования на чрезвычайную ситуацию.
5. С учетом необходимости обеспечения эффективной координации и мониторинга за осуществлением деятельности международных содействующих субъектов должностные лица не вправе препятствовать их деятельности, проводимой в соответствии с настоящим Законом.
Глава 4. Основные обязанности содействующих субъектов
Статья 16. Основные принципы осуществления международной чрезвычайной помощи
1) в соответствии с принципом гуманизма при оказании международной чрезвычайной помощи гарантируется уважение чести и достоинства и соблюдение прав, как пострадавших лиц, так и лиц, оказывающих гуманитарную помощь;
2) в соответствии с принципом нейтралитета при оказании международной чрезвычайной помощи соблюдается невмешательство в какие-либо споры политического, расового, религиозного или идеологического характера, запрещается совершение действий, нарушающих нейтралитет предоставляемой помощи;
3) в соответствии с принципом беспристрастности международная чрезвычайная помощь должна быть оказана без каких-либо различий национальной принадлежности, расы, религиозных убеждений, пола, социального положения или политических взглядов, предложение, доставка и распределение гуманитарной помощи не зависят от признания или исповедования религиозных и других убеждений получателями помощи;
4) в соответствии с принципом добровольности международная чрезвычайная помощь осуществляется добровольно при отсутствии у содействующих субъектов стремления к получению какой-либо выгоды.
2. Организационные принципы предполагают безвозмездность, оперативность, доступность, безопасность, партнерство, беспрепятственное получение помощи, учет волеизъявления Кыргызской Республики, и означают следующее:
4. Приоритеты в оказании международной чрезвычайной помощи устанавливаются содействующими субъектами, исходя исключительно из потребностей пострадавшего населения.
5. При этом содействующие субъекты не должны:
1) продвигать те или иные политические и религиозные взгляды или вмешиваться во внутренние дела Кыргызской Республики, не связанные с реагированием на чрезвычайную ситуацию;
2) получать коммерческую выгоду от осуществления деятельности по оказанию помощи;
3) заниматься сбором секретной информации политического, экономического и военного характера, которые не имеют отношения к оказанию помощи по ликвидации чрезвычайной ситуации и проведению первичных восстановительных работ.
Статья 17. Уважение чести и достоинства лиц, пострадавших при чрезвычайной ситуации
1. Содействующие субъекты, оказывающие помощь, обязаны уважать достоинство лиц, пострадавших при чрезвычайной ситуации, в частности, проводить консультации с пользователями помощи при планировании, осуществлении мониторинга и оценки своей деятельности по оказанию международной чрезвычайной помощи.
2. Содействующие субъекты обязаны уважать личную жизнь граждан, пострадавших при чрезвычайной ситуации.
Содействующие субъекты могут предоставлять личные сведения о пользователях оказываемой ими помощи, если только это необходимо для оказания гуманитарной помощи, исключения дублирования усилий при оказании помощи.
Статья 18. Качество товаров, предметов снабжения и оказываемых услуг
Статья 19. Вывоз, уничтожение или утилизация непригодных к использованию товаров, предметов снабжения, непригодного для пользования оборудования и прочих отходов
Глава 5. Право на получение правовых льгот и ограничения по отдельным категориям товаров, предметов снабжения и оборудования
Статья 20. Предоставление правовых льгот правообладающим субъектам
1. Правовые льготы предоставляются исключительно правообладающим субъектам и действуют только в течение периодов оказания помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации и проведении первичных восстановительных работ.
2. Правообладающие субъекты, пользующиеся правовыми льготами, обязаны:
1) представить письменное заявление, что все товары, предметы снабжения и оборудование, ввозимые ими на территорию Кыргызской Республики, предназначены исключительно для оказания международной чрезвычайной помощи и отвечают требованиям, установленными настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;
2) производить упаковку, классификацию и маркировку своих грузов в соответствии с требованиями, установленными действующими в Кыргызской Республике государственными стандартами и/или техническими регламентами (условиями);
3) заблаговременно информировать соответствующие органы государственного управления о предполагаемом маршруте полета, типе и позывном коде воздушного судна, количестве членов экипажа, характере груза, расписании полетов и списке всех пассажиров и выполнять их указания, относящиеся к управлению воздушным движением и процедурам посадки;
4) при найме местного персонала из числа граждан Кыргызской Республики или лиц, постоянно проживающих на его территории, соблюдать действующее в Кыргызской Республике трудовое законодательство.
Статья 21. Признание права на получение правовых льгот некоторыми содействующими субъектами и их правовой статус
Статья 22. Гуманитарная виза
1. Международный персонал правообладающих субъектов имеет право на получение гуманитарной визы.
2. Порядок оформления и выдачи гуманитарной визы определяется Правительством Кыргызской Республики.
Статья 23. Доступ к пострадавшим при чрезвычайной ситуации районам и населению
Доступ международного персонала содействующих субъектов к пострадавшим при чрезвычайной ситуации районам и населению, которым требуется помощь по ликвидации чрезвычайной ситуации и проведении первичных восстановительных работ, разрешается при соблюдении требований к координации, изложенных в настоящем Законе, и ограничений, вытекающих из положений национальной безопасности, охраны общественного порядка и здравоохранения, принятых с учетом необходимости при конкретной чрезвычайной ситуации.
Статья 24. Таможенные и налоговые льготы и преференции, таможенный контроль и таможенное оформление
Статья 25. Телекоммуникационное оборудование
1. Правообладающим субъектам разрешается ввозить телекоммуникационное оборудование, предназначенное для оказания помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации и проведении первичных восстановительных работ, без ограничений за исключением случаев, когда эти ограничения необходимы по соображениям национальной безопасности или общественного порядка Кыргызской Республики.
2. Правообладающим субъектам предоставляется уровень приоритетности, равный с местными службами реагирования на чрезвычайную ситуацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области электрической и почтовой связи.
Статья 26. Пищевые продукты, продовольственные наборы, животные и растения
Пищевые продукты, продовольственные наборы, животные и растения допускаются к ввозу на территорию Кыргызской Республики в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями Таможенного союза и Кыргызской Республики о таможенном регулировании.
Статья 27. Поисковые собаки
Клинически здоровые поисковые собаки допускаются к ввозу на территорию Кыргызской Республики без разрешения на ввоз и карантинирования в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями Таможенного союза и Кыргызской Республики о таможенном регулировании.
Статья 28. Содействие в использовании транспортных средств
Средства наземного, воздушного транспорта, используемые правообладающими субъектами или от их имени для перевозки международного и местного персонала, товаров, предметов снабжения или оборудования с целью оказания международной чрезвычайной помощи в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики:
Статья 29. Въезд лиц, управляющих транспортными средствами
Правительством Кыргызской Республики создаются условия для упрощения и ускорения процедуры въезда для водителей, пилотов и членов экипажей транспортных средств, эксплуатируемых правообладающими субъектами или от их имени.
Статья 30. Перемещение денежных средств и иностранной валюты
Глава 6. Транзит грузов международной чрезвычайной помощи
Статья 31. Транзит международной чрезвычайной помощи
Транзит грузов международной чрезвычайной помощи в другую страну, затронутой чрезвычайной ситуацией, через территорию Кыргызской Республики, включая международный персонал, товары, предметы снабжения, оборудование и транспорт, осуществляется в упрощенном порядке.
Статья 32. Право на получение транзитных льгот
Глава 7. Некоторые особенности оказания международной
чрезвычайной помощи
Статья 33. Лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинское оборудование
1. Содействующим субъектам рекомендуется поставлять в Кыргызскую Республику лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинское оборудование, предназначенные для оказания помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации или помощи в проведении первичных восстановительных работ согласно Перечню жизненно важных лекарственных средств, утвержденному Правительством Кыргызской Республики, либо списку предметов чрезвычайной помощи, рекомендованных ООН для использования в острых чрезвычайных ситуациях.
2. На территорию Кыргызской Республики для оказания международной чрезвычайной помощи:
3. Любые такие лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинское оборудование должны быть разрешены к использованию в стране происхождения в соответствии с ее законодательством и/или в Кыргызской Республике в соответствии с ее законодательством в сфере обращения лекарственных средств.
Кроме того, в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи необходимо проводить различие между лекарственными средствами, направляемыми в качестве пожертвований для использования, и лекарственными средствами, которые содействующие субъекты намерены использовать непосредственно при оказании медицинских услуг.
4. Лекарственные средства, которые содействующие субъекты намерены использовать непосредственно при оказании медицинских услуг во время проведения операций по оказанию помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации и проведении первичных восстановительных работ, подлежат:
1) транспортировке и хранению в надлежащих условиях;
2) защите от незаконных присвоений и злоупотреблений.
5. Лекарственные средства, предназначенные для безвозмездной передачи в пользу других лиц, подлежат:
1) соблюдению срока годности не менее 12 – ти месяцев с момента ввоза, если иное не согласовано с Уполномоченным органом государственного управления в области здравоохранения;
2) транспортировке и хранению в надлежащих условиях вплоть до момента передачи местным получателям;
3) маркировке в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством Кыргызской Республики в сфере обращения лекарственных средств.
6. При необходимости обеспечения потребности в конкретных лекарственных средствах Уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в области здравоохранения вправе разрешить ввоз лекарственных средств без соответствующей маркировки в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.
Глава 8. Порядок распоряжения неиспользуемыми предметами снабжения и оборудованием
Статья 34. Порядок распоряжения товарами, предметами снабжения и оборудованием
1. Товары, предметы снабжения и оборудование, в отношении которых правообладающим субъектам было предоставлено освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и других сборов и которые продолжают оставаться их собственностью на момент завершения операций по оказанию помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации и проведении первичных восстановительных работ, могут быть:
1) удержаны в собственности правообладающих субъектов или распространены ими в гуманитарных, благотворительных целях или в целях развития на территории Кыргызской Республики;
2) реэкспортированы;
3) переданы в дар;
4) утилизированы.
2. Такие товары, предметы снабжения и оборудование могут быть проданы, но только после прекращения периодов оказания международной чрезвычайной помощи при условии уплаты всех пошлин, налогов или сборов, от которых правообладающие субъекты были ранее освобождены.
3. В тех случаях, когда необходимость в использовании товаров, предметов снабжения и оборудования для оказания международной чрезвычайной помощи отпадает, правообладающие субъекты могут передать в дар любые ввезенные или приобретенные на месте предметы снабжения или оборудование при условии соблюдения порядка, установленного Правительством Кыргызской Республики.
Глава 9. Мониторинг за деятельностью содействующих субъектов
Статья 35. Мониторинг за деятельностью содействующих субъектов
3. Для облегчения мониторинга содействующие субъекты обязаны периодически представлять в соответствующие органы государственного управления информацию по оказанию помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации и помощи в проведении первичных восстановительных работ.
4. Любые требования к информации, устанавливаемые в соответствии с настоящей статьей, должны быть составлены таким образом, чтобы свести к необходимому минимуму административное бремя на содействующие субъекты.
Статья 36. Неисполнение содействующими субъектами своих обязанностей
1. В случае нарушения содействующим субъектом положений настоящего Закона соответствующий орган государственного управления может:
1) обязать содействующего субъекта проводить свою деятельность в соответствии с установленными требованиями;
2) временно приостановить действие аккредитации или отозвать аккредитацию;
3) аннулировать право правообладающего субъекта, если таковое у него имеется, на получение правовых льгот;
3) в случаях, связанных с деятельностью конкретного международного содействующего субъекта, отозвать согласие Кыргызской Республики на предоставление этим субъектам международной чрезвычайной помощи.
2. В случае принятия решения об отзыве в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, если у международного содействующего субъекта отсутствуют законные основания для продолжения пребывания в Кыргызской Республике, к нему может быть предъявлено требование покинуть страну не позднее 30 - ти дней с даты получения уведомления.
3. Содействующий субъект может опротестовать соответствующее решение органа государственного управления, обратившись в Правительство Кыргызской Республики или в судебные инстанции.
Глава 10. Заключительные положения
Статья 37. Ежегодная отчетность по исполнению настоящего Закона
Правительство Кыргызской Республики ежегодно представляет Жогорку Кенешу Кыргызской Республики отчет по исполнению настоящего Закона.
Статья 38. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
2. Правительству Кыргызской Республики в течение 6-ти месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент Кыргызской
Республики
Справка-обоснование
к проекту Закона Кыргызской Республики
«О международной чрезвычайной помощи»
Роль вопросов оказания международной гуманитарной помощи при чрезвычайных ситуациях нуждающимся слоям населения в международной политике трудно переоценить. Так, в 2010 году на планете произошло более 370 стихийных бедствий, пострадали более 210 миллионов человек. Экономический ущерб составил 110 миллиардов долларов США. В таких условиях международное сообщество не может и не должно оставаться в стороне. Оно оказывает гуманитарную помощь нуждающемуся государству при отсутствии сопротивления с его стороны на получение помощи.
В Кыргызской Республике регулярно возникает необходимость, как в получении гуманитарной помощи, так и в ее направлении иностранным государствам и их субъектам. Однако надо признать, что Кыргызстан в настоящее время остро нуждается в получении гуманитарной помощи, так как в силу своего географического положения является страной, которая в значительной степени подвержена воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф. Так, в 2010 году Министерством социального развития КР было выдано 386 заключений о гуманитарном характере грузов, общий вес - 145 041 тонн, на сумму 3 163 407 436 сомов; в 2011 году выдано 321 заключение, общий вес составил 154 359 тонн, на сумму 3 442 865 015 сомов; в 2012 году выдано 319 заключений, общий вес составил 10 963 тонн, на сумму 2 485 297 862 сома; в 2013 году выдано 382 заключения, общий вес составил 26 766 тонн, на сумму 2 676 932 709,1 сома; в 2014 году выдано 377 заключений, общий вес составил 6 212 тонн, на сумму 2 832 312 970 сомов.
Наибольшую угрозу населению, территории и объектам жизнеобеспечения Кыргызской Республики представляют землетрясения, засухи, заморозки, изменение климата, сели, высокогорные прорывоопасные озера, хвостохранилища, а также различные кризисные ситуации. По статистике, на территории республики ежегодно регистрируется порядка 200 чрезвычайных ситуаций различного характера, только прямой ущерб от которых составляет в среднем около 30-35 миллионов долларов США. Общие масштабы материальных потерь экономического ущерба и потребностей для восстановления и реконструкции всего пострадавшего от бедствий фактически значительнее в десятки раз. Происходящие на территории Кыргызстана на протяжении длительного периода чрезвычайные и кризисные ситуации сильно подрывают результаты как внутренних, так и внешних инвестиций, что из года в год становится серьезным препятствием для устойчивого развития страны и снижения уровня бедности населения. Масштабы и продолжительность чрезвычайных и кризисных ситуаций, происходящих на территории страны, в отдельных случаях превышают возможности адекватного реагирования на них, вследствие чего возникает потребность в международной помощи при чрезвычайных ситуациях. Опыт по реагированию на такие масштабные чрезвычайные и кризисные ситуации, как разрушительное землетрясение в селе Нура Ошской области 2008 года и Ошские события 2010 года, показал насколько для Кыргызстана важны и необходимы законы и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы оказания международной помощи при чрезвычайных ситуациях.
Для того чтобы Кыргызстан мог получить своевременную и качественную гуманитарную помощь, необходимо гармонизировать национальное законодательство с международным гуманитарным правом. Порядок оказания международной гуманитарной помощи должен быть ориентирован на упрощенность оформления документов, позволяющих сократить время поставок. Только при наличии “удобных” условий ввоза-вывоза гуманитарной помощи нуждающаяся сторона становится привлекательной для иностранных государств-доноров.
Кыргызстан вправе отказаться от гармонизации законодательства в сфере гуманитарной помощи либо согласовать свои нормативные акты частично или полностью. Но мы должны понимать степень ответственности Правительства КР, Жогорку Кенеша КР перед своими гражданами, которые могут оказаться в условиях гуманитарной катастрофы, чрезвычайной либо кризисной ситуации, степень важности обеспечения беспрепятственного доступа гуманитарных организаций к пострадавшему населению в соответствии с нормами международного гуманитарного права. Разработка нормативной правовой базы оказания гуманитарного содействия Кыргызстану поможет не только четко регламентировать действия международных доноров, создавать преференции для привлечения гуманитарной помощи в нашу страну, но и обеспечить беспрепятственный доступ гуманитарных организаций к пострадавшему населению в соответствии с нормами международного гуманитарного права.
Предлагаемый законопроект основан на нормах международного документа - «Руководящие принципы для внутреннего облегчения и регулирования международной помощи при ЧС и помощи в проведении первичных восстановительных работ» (Руководство IDRL), который явился результатом семи лет исследований и глобальных консультаций и был принят в 2007 году на 30-й Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца. Это Руководство содержит рекомендации по совершенствованию национальной правовой базы, обеспечению координации и предоставлению высококачественной международной помощи наиболее эффективным, своевременным и справедливым образом.
За основу проекта Закона КР «О международной чрезвычайной помощи» взят Модельный Закон «О содействии и регулировании международной помощи при чрезвычайных ситуациях и помощи в проведении первичных восстановительных работ», который был разработан в 2009 году МФКК в партнерстве с УКГВ ООН и Межпарламентским Союзом (МПС) и в 2014 году был принят на сорок первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.
Проект Закона определяетправовые, организационные, социальные основыосуществлениямеждународной гуманитарнойпомощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также международной гуманитарной помощи, следующей транзитом через территорию Кыргызской Республикив другую пострадавшую страну.
Законопроект состоит из10-ти глав и 38статей, которые регламентируют порядок действий, функции и обязанности содействующих субъектов, Правительства Кыргызской Республики при осуществлении содействия и регулирования международной чрезвычайнойпомощи, оказываемой Кыргызской Республике в случае возникновения чрезвычайной ситуации на ее территории, а также международной чрезвычайной помощи, следующей транзитом через территорию Кыргызской Республикив другую пострадавшую страну.
В частности, проект Закона определяет функции и обязанности Правительства Кыргызской Республики, содействующих субъектов, занимающихся содействием и регулированием международной гуманитарнойпомощи;устанавливает порядок инициирования, координации и прекращения оказания международной чрезвычайной помощи;определяет правовые льготы, предоставляемые правообладающим субъектам; определяет минимальные требования, которым должны соответствовать товары, предметы и услуги, оказываемые содействующими субъектами; регламентируетпорядок определения периодов международной помощи при чрезвычайных ситуациях и помощи в проведении первичных восстановительных работ.
Статьей 2 регламентируется понятийный аппарат законопроекта. Статья 4 определяет порядок оказания международной чрезвычайной помощи Кыргызской Республикой иностранным государствам. В процессе оказания международной чрезвычайной помощи иностранным государствам в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций Кыргызская Республика должна придерживаться общепризнанных норм и принципов международного гуманитарного права.
Нормативный акт регламентирует порядок осуществления запроса о предоставлении международной чрезвычайной помощи. Такой запрос может направляться отдельным конкретным международным субъектам или представлять собой общий запрос, адресованный международному сообществу в целом. В последнем случае запрос направляется соответствующей региональной организации и Координатору чрезвычайной помощи ООН, чтобы обеспечить распространение запроса среди потенциальных международных содействующих субъектов.
В статье 16 настоящего законопроекта изложены принципы оказания международной чрезвычайной помощи. Содействующие субъекты, оказывающие международную чрезвычайную помощь, обязаны соблюдать принципы гуманизма, нейтральности и беспристрастности.
Законопроект требует создания группы содействия оказанию международной чрезвычайной помощи по принципу «одного окна» (СОМЧПОО), которая учреждается вцелях консолидации и упрощения требований законодательства, касающихся пропуска через границу прибывающего международного персонала, предметов снабжения, оборудования и транспорта, а также процесса подачи заявки на получение правовых льгот.
Донорам рекомендуется поставлять лекарственные средства,предназначенные для оказания помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации или помощи в проведении первичных восстановительных работ согласно Перечню жизненно важных лекарственных средств, который разрабатывается и утверждается в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.
В законопроекте вводится понятие гуманитарной визы, которая выдается в ускоренном и упрощенном порядке, установленном правительством КР.
Заключительной в проекте закона является статья, предусматривающая порядок введения в действие Закона и поручение Правительству КР привести свои нормативные правовые акты в соответствие с принятым законом.
Также во исполнение Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проект Закона был размещен на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики для общественного обсуждения и направлен в Правительство Кыргызской Республики для согласования.
Постановлением Правительства КР от 11 декабря 2015 года № 855 утверждено официальное заключении Правительства Кыргызской Республики на проекты законов Кыргызской Республики "О международной чрезвычайной помощи" и "О внесении дополнений в Закон Кыргызской Республики "О внешней миграции".
Согласно заключению Правительство КР рекомендовало инициаторам законопроекиа доработать проекты законов Кыргызской Республики "О международной чрезвычайной помощи" и "О внесении дополнений в Закон Кыргызской Республики "О внешней миграции", а также принимая во внимание важность проектов в связи с определением вопросов взаимодействия иностранных государств, международных организаций с Кыргызской Республикой, предложило провести широкое общественное обсуждение законопроектов с гражданским сообществом и международными донорскими организациями.
Инициаторами законопроекта и Правительством Кыргызской Республики в целях доработки данного законопроекта по приведению норм закона в соответствие с международными стандартами к настоящему времени осуществлена нижеследующая совместная деятельность:
- в мае месяце 2015 года по поручению вице-премьер-министра КР Д. Ниязалиевой создана Межведомственная рабочая группа, в состав которой включены соответствующие специалисты заинтересованных министерств и ведомств;
- 13 мая текущего года организован и проведен Международный семинар с участием представителей Жогоку Кенеша и Правительства Кыргызской Республики, международных экспертов в области гуманитарного права, международных доноров и активистов гражданского общества;
- 30 июля текущего года при поддержке международных доноров прошли симуляционные учения по апробированию новой модели оказания международной чрезвычайной помощи Кыргызской Республике.
В целях реализации рекомендации Правительства КР с 11 по 14 января текущего года состоялся визит международных экспертов господина Пауло Кавалери – главного советника Программы законов по ЧС и госпожи Вирджинии Бохль – руководителя отдела по активации и координации Департамента Управления по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ ООН) - Женева, которые были призваны помочь инициаторам законопроекта «О международной чрезвычайной помощи» привести нормативно-правовой акт в соответствие с международными стандартами процедуры оказания международной гуманитарной помощи.
В связи с тем, что законопроект претерпел значительные изменения, проект НПА был направлен в Правительство КР для дополнительного согласования. Замечания и предложения Правительства КР, изложенные в письме за № 6-142 от 30.05.2016 года, были учтены полностью.
Принятие проекта Закона Кыргызской Республики «О международной чрезвычайной помощи» не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.
Проект Закона Кыргызской Республики «О международной чрезвычайной помощи» не преследует вмешательства в чьи-либо полномочия.
Проект Закона Кыргызской Республики «О международной чрезвычайной помощи» соответствует законодательству Кыргызской Республики.
Принятие Закона Кыргызской Республики «О международной чрезвычайной помощи» не повлечет гендерные, правовые, правозащитные, экологические и коррупционные последствия, не требует проведения АРВ.
Депутаты
Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики