Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

Решение Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию от 10 декабря 2019 года О ходе исполнения постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики № 1478-VI от 5 апреля 2017 года «О состоянии внедрения автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) в энергокомпаниях ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания»

27-12-2019
12:05

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию

от 10 декабря 2019 года

 

О ходе исполнения постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики № 1478-VI от 5 апреля 2017 года «О состоянии внедрения автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) в энергокомпаниях ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания»

 

О ходе исполнения постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики № 1478-VI от 5 апреля 2017 года «О состоянии внедрения автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) в энергокомпаниях ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания» (далее ОАО «НЭХК») Комитет по топливно - энергетическому комплексу и недропользованию Жогорку Кенеша Кыргызской Республики рассматривал трижды - 14 ноября 2017 года, 29 мая 2018 года и 29 января  2019 года.

Однако меры по исполнению вышеуказанного постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики принимаются не на должном уровне.

Данным постановлением Правительству Кыргызской Республики (далее Правительство) было рекомендовано разработать и утвердить Программу по внедрению АСКУЭ в энергосистеме, с организацией производства по сборке электронных счётчиков в республике.

Правительство информирует, что Программа модернизации средств учета электроэнергии утверждена ОАО «НЭХК» и только на 2017-2019 годы.

Комитет считает, что данную Программу следовало утвердить Правительством и на долгосрочный период, т.е. до полного завершения внедрения АСКУЭ.

Из информации ОАО «НЭХК» от 15 ноября 2019 года следует, что с 2013 по 2018 годы приборов учёта АСКУЭ установлено всего 15% от общего количества точек учёта, а в 2019 году их вообще не устанавливали. В том числе в ОАО «Северэлектро» было установлено 34%, ОАО «Ошэлектро» 1,8%, ОАО «Жалалабатэлектро» 2%, ОАО «Востокэлектро» 2%.

Относительно организации в республике производства по сборке электронных счётчиков Правительство информирует, что прорабатывается вопрос возможности приобретения активов ОАО «Ореми»-банкрот в счет погашения кредиторской задолженности данного общества перед Министерством финансов Кыргызской Республики. В случае положительного решения ОАО «НЭХК» планирует организовать производство приборов учёта на базе данного завода с привлечением инвестиций. Однако в представленной в Комитет информации ОАО «НЭХК» об этом нет сведений. Возникает естественный вопрос: «А если не будет положительного решения, то что не будет организовано это производство или нет в республике других активов?»

Правительство также обращает внимание, что производство по сборке приборов учёта АСКУЭ будет нерентабельным. Из-за ограниченности финансовых средств энергокомпании объявляют конкурсы на закупку малого количества счётчиков.

По данному вопросу ОАО «НЭХК» информирует, что в законодательстве республики о государственных закупках отсутствуют нормы по осуществлению закупок товаров, работ и услуг у отечественных производителей без применения процедур проведения конкурса методом прямого заключения договора. А также следует учитывать членство Кыргызской Республики в ЕАЭС, в соответствии с которой при осуществлении закупок и предоставлении определенных преференций в отношении местных поставщиков, данные преференции будут распространяться и на поставщиков государств-членов ЕАЭС. Поэтому при закупке и возможном выпуске приборов учёта АСКУЭ на территории Кыргызской Республики нужно будет учитывать и это обстоятельство.

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках» при закупке товаров, которые произведены в Кыргызской Республике внутренними поставщиками, закупающая организация обязана предоставить льготы на предложенную цену до 20 процентов при оценке конкурсных заявок. Также в соответствии с частью 3 данной статьи закона «Если предметом закупок являются работы, которые могут быть выполнены внутренними подрядчиками Кыргызской Республики и иностранными подрядчиками, закупающая организация обязана предоставить льготы внутренним подрядчикам в размере до 20 процентов при условии использования внутренним подрядчиком не менее 70 процентов местных трудовых ресурсов и не менее 30 процентов местного сырья и материалов». Правительство не принимает во внимание данные нормы закона о госзакупках, которые позволили бы в определённой мере решению вопроса по организации производства электронных счётчиков в республике.

Серьезное внимание в постановлении Жогорку Кенеша Кыргызской было уделено оборудованию системы связи ZTE по двум договорам на общую сумму 6 млн. долларов США.

Договора были заключены 31 декабря 2010 года. ОАО «Северэлектро» в конце 2011 года произвело предоплату в размере 20 % от общей стоимости договора в сумме 1 млн 128 тыс. долл. США, после чего Корпорация «ZTE» приступила к поставке оборудования, которая была полностью завершена в мае 2014 года. Из поступившего оборудования часть была установлена в серверной ОАО «Северэлектро», а остальная часть осталась лежать на складе ОАО «Электрические станции». За хранение оборудования с 2012 по 2017 год ОАО «Северэлектро» ежемесячно оплачивало более 67 000 сомов. В 2017 году после рассмотрения данного вопроса в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики оборудование было перевезено на склад ОАО «Северэлектро», где и лежит до сих пор.

Вышеуказанным постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Генеральной прокуратуре было поручено принять меры по выявлению виновных лиц и привлечению их к ответственности, а также возмещению нанесенного материального ущерба. Генеральная прокуратура направила вышеуказанное постановление в Государственную службу по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (далее ГСБЭП при ПКР) по принадлежности. Следственное управление (далее СУ) ГСБЭП при ПКР 15 марта 2017 года по данному факту было возбуждено уголовное дело.  Однако это уголовное дело СУ ГСБЭП при ПКР несколько раз приостанавливалось, затем возобновлялось и в итоге 29 июня 2018 года следствие было прекращено на основании пункта 11 части 1 статьи 28 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики с формулировкой «за истечением срока давности».

ОАО «Северэлектро» по данному вопросу информирует, что в апреле 2017 года между ним и Корпорацией ZTE были начаты судебные разбирательства, которые в ноябре того же года были приостановлены в связи с урегулированием спора мирным путём. Было заключено дополнительное соглашение.

По вышеуказанному дополнительному соглашению Корпорация ZTE должна была осуществить поставку нового оборудования в четыре этапа, а ОАО «Северэлектро» произвести оплату реструктуризированной задолженности в сумме 4 млн. 387 тыс. долл. США, согласно графика платежей, тоже в четыре этапа. Корпорацией ZTE осуществлена поставка только первой партии нового оборудования. ОАО «Северэлектро» за период 2017-2019 годов было оплачено 77 млн. 787 тыс. сомов, что составляет 1 млн. 115,7 тыс. долл. США.

 

Из вышеизложенного следует, что меры для выполнения задач, предусмотренных постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики не приняты.

АСКУЭ внедряется медленными темпами. За истекшие 7 лет, как было указано выше, приборов учёта АСКУЭ установлено всего 15% от общего количества точек учёта, т.е. в среднем около 2% в год. При таких темпах для её завершения потребуется более 40 лет.

За приобретение не нужного китайского оборудования, оставшаяся сумма которой составляет 4 млн. 387 тыс. долл. США никто не привлечён к ответственности.  

 

На основании вышеизложенного Комитет по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию Жогорку Кенеша Кыргызской Республики   решил:

 

1. Информацию Правительства Кыргызской Республики по внедрению автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) в энергокомпаниях ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания» принять к сведению.

 

2. Продлить срок исполнения постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики № 1478-VI от 5 апреля 2017 года «О состоянии внедрения автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) в энергокомпаниях ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания» до 1 июня 2020 года.

 

 

         Председатель  Комитета                                                      К. Рыспаев