Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

Решение Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию от 10 декабря 2019 года «О деятельности ОАО «Кыргызский энергетический расчетный центр»

27-12-2019
12:09

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию

 

от 10 декабря 2019 года

 

«О деятельности

ОАО «Кыргызский энергетический расчетный центр»

 

Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно- энергетическому комплексу и недропользованию (далее - Комитет), заслушав информацию Первого вице-премьер-министра Кыргызской Республики К.А. Боронова о принятых мерах по вводу в работу и текущей ситуации в ОАО «Кыргызский энергетический расчетный центр» (далее - ОАО «КЭРЦ»), отмечает следующее.

Распоряжением Правительства от 24 июля 2013 года № 299-б утвержден План действий по реформированию энергосектора с целью обеспечения прозрачности и проведения реформ в энергосекторе, который включал в себя создание независимого расчетного центра. В 2014 году были внесены дополнения в Закон «Об электроэнергетике» № 8 от 28.01.1997г., в части определения функций расчетного центра как самостоятельной организации.

Постановлением Правительства Кыргызской Республики «О создании расчетного центра» от 5 августа 2015 года № 561 было создано Открытое акционерное общество «Кыргызский энергетический расчетный центр».

Комитет, на своих заседаниях 12 июня 2018 года и 2 апреля 2019 года рассматривал предпринимаемые меры Правительства Кыргызской Республики по вводу в практическую работу ОАО «КЭРЦ».

Решением Комитета от 2 апреля 2019 года, Правительству Кыргызской Республики было рекомендовано:

- утвердить в установленном порядке «Положение о взаимодействии ОАО «КЭРЦ» с участниками рынка по учету и расчетам на рынке электроэнергии Кыргызской Республики», в срок до 15 мая 2019 года;

- обеспечить совместно с ГКПЭН, ОАО «НЭХК», ОАО «НЭС Кыргызстана» и ОАО «Северэлектро», начало запуска практической работы ОАО «КЭРЦ» на первом этапе по городу Бишкек, в срок до 1 октября 2019 года;

- после ввода ОАО «КЭРЦ» в практическую работу, внести предложения по обеспечению функционирования ОАО «КЭРЦ» как самостоятельной организации, в срок до 15 ноября 2019 года.

По исполнению первых двух абзацев 2-го пункта решения Комитета, поступил ответ с отчетом об исполнении указанного решения за подписью Первого вице-премьер-министра с входящим № 6-18754/19 от 11 сентября 2019 года.

Согласно представленной информации, «Положение о взаимодействии ОАО «КЭРЦ» с участниками рынка по учету и расчетам на рынке электроэнергии Кыргызской Республики» утверждено решением правления ОАО «НЭХК» от 15 апреля 2019 года.

В соответствии с приказами Государственного агентства по регулированию топливно-энергетического комплекса при Правительстве Кыргызской Республики ОАО «КЭРЦ» включен в Государственный реестр субъектов естественных монополий Кыргызской Республики, в июне 2019 года утвержден тариф на услуги в размере 0,052 тыйына за 1 кВтчполезно отпущенной электроэнергии.

Между ОАО «КЭРЦ» и энергокомпаниями ОАО «Электрические станции», ОАО «НЭС Кыргызстана», ОАО «Северэлектро», ОАО «Ошэлектро», ОАО «Востокэлектро», ОАО «Жалалабадэлектро» и ОАО «Чакан ГЭС» заключены договора на оказание услуг до 31.12.2019 года.

Однако, Комитет считает, что расчетным центром не принимаются достаточные меры по составлению договоров на оказание услуг с такими участниками электроэнергетического рынка, как потребители-перепродавцы, оптовые покупатели-продавцы и крупные промышленные потребители электроэнергии.

Указанные участники рынка находятся на границе раздела с системным оператором и охвачены системой АСКУЭ ОАО «НЭСК». В указанном случае, необходима проработка со стороны ОАО «КЭРЦ» предоставления дополнительных услуг, кроме снятия показаний электроэнергии, например услуг по расчету технических потерь в реальном режиме времени и другое.

Следует учесть, что необходимую помощь по координации действий при составлении договоров на оказание услуг между ОАО «КЭРЦ» и вышеуказанными контрагентами, следует ожидать от уполномоченного государственного органа по регулированию топливно-энергетического комплекса.

На сегодняшний день, по ОАО «КЭРЦ» проведены внеочередные собрания акционеров компании, разработана и утверждена организационная структура, штатная численность и бюджет компании до конца 2019 года. Сформированы отделы и сектора центрального аппаратакомпании, разработаны и утверждены положения об отделах и секторах,должностные инструкции для сотрудников. На сегодня функционируют 6 отделов и секторов общей численностью 25 штатных единиц, в том числе 2 единицы по южной зоне республики (Ошская, Баткенская и Жалалабадская области). Создана первичная техническая база для функционирования центра, в здании ОАО «НЭСК» арендованы кабинеты для работы центрального аппарата компании, частично обеспеченные мебелью, оргтехникой и телефонной связью для сотрудников. При поддержке Азиатского Банка развития проведены конкурсы и ожидается поставка новой мебели и оргтехники, приобретение собственной мини–АТС для обеспечения связью, а также эталонных счетчиков и инструментов для контроля правильной работысистемы учета на границе раздела хозяйствующих субъектов оптового рынка электроэнергии Кыргызской Республики.

Проводится установка оборудования МДМ-сервера, состоящего из   изолированного капсульным способом невозгораемого помещения.

Осуществлена приемка оборудования, согласно техническому заданию к данному проекту и проводится установка серверного оборудования с  программным обеспечением «WF98++».

По энергокомпаниям, с которыми заключены договора на предоставление услуг, сводится баланс электроэнергии по генерации, передаче и распределению начиная с июля 2019 года. Взаиморасчеты с энергокомпаниями в соответствии с заключенными договорами производятся.

 Состоялось открытие ОАО «КЭРЦ» с участием Первого вице-премьер-министра Кыргызской Республики К.А. Боронова, по итогам которого, Правительство Кыргызской Республики считает практическую работу начатой.

Комитет отмечает, что головной сервер МДМ системы ОАО «КЭРЦ» еще не введен в работу, соответственно не произведена адаптация с серверами АСКУЭ других энергокомпаний. Идет отставание подрядчика от графика работ, ответственного за установку головного сервера МДМ системы.

Сведение балансов электроэнергии по распределительным энергокомпаниям основывается на передаче РЭКами своих фактических балансов электроэнергии за расчетный период по разработанным табличным формам, которые считаются основанием для проведения взаиморасчетов между участниками рынка. Соответственно, сегодня ОАО «КЭРЦ» узаконивает данные, передаваемые энергокомпаниями, которые при наличии человеческого фактора полностью достоверными можно принять условно, при отсутствии самостоятельной работы головного сервера МДМ системы.

Таким образом, Комитет полагает, что практическая работа ОАО «КЭРЦ» начата формально и не может считаться полноценно начатой.

По третьему абзацу 2-го пункта решения Комитета от 2-го апреля 2019 года по внесению предложений по обеспечению функционирования ОАО «КЭРЦ» как самостоятельной организации, Правительством Кыргызской Республики дан ответ за подписью Первого заместителя Руководителя Аппарата Правительства с входящим № 6-24176/19 от 18 ноября 2019 года. В письме пишется, «что вопрос обеспечения функционирования расчетного центра, как самостоятельной организации, планируется рассматривать в 2020 году, после обеспечения полноценной работы расчетного центра со всеми энергокомпаниями и создания площадки для функционирования оптового рынка электроэнергии кыргызской энергосистемы».

В статье 2 Закона «Об электроэнергетике» прописывается определение «Расчетный центр - самостоятельная организация, предоставляющая услуги с использованием централизованной информационной аналитической системы по сбору, обработке, проверке достоверности, анализу данных по перетокам и потерям электроэнергии, составлению балансов электроэнергии, выполнению расчетов для всех участников электроэнергетического рынка, а также по осуществлению мониторинга взаиморасчетов между участниками электроэнергетического рынка».

На данный момент, ОАО «КЭРЦ» являясь дочерним обществом ОАО «НЭХК» не может считаться самостоятельной организацией. Деятельность расчетного центра должна регулироваться государством, а не обществом с частной формой собственности.

Основная цель создания расчетного центра - это обеспечение прозрачности деятельности между всеми участниками электроэнергетического рынка и справедливого распределения финансовых средств между ними, основанного на реальных перетоках электроэнергии, что в действительности можно обеспечить только в качестве государственного органа.

Таким образом, Комитет считает, что исполнение решения Комитета от 2 апреля 2019 года, а также норма действующего законодательства Кыргызской Республики, в части функционирования Расчетного центра как самостоятельной организации не выполняется.

В целом, идет затягивание деятельности ОАО «КЭРЦ» в части оказания услуг всем участникам электроэнергетического рынка, ввода в полноценную практическую деятельность и обеспечения его функционирования как самостоятельной организации.

 

На основании вышеизложенного, Комитет принял следующее решение:

 

1. Информацию Первого вице-премьер-министра Кыргызской Республики К.А. Боронова о деятельности ОАО «Кыргызский энергетический расчетный центр» принять к сведению.

2. Рекомендовать Правительству Кыргызской Республики:

- принять действенные меры по подписанию договоров на оказание услуг с ОАО «КЭРЦ» между всеми участниками электроэнергетического рынка на границе с системным оператором, а именно с потребителями-перепродавцами, оптовыми покупателями-продавцами и крупными промышленными потребителями электроэнергии;

- ускорить ввод в работу головного сервера МДМ системы, для полноценного начала практической работы ОАО «КЭРЦ» и обоснованности получения оплаты расчетным центром за оказание своих услуг;

- обеспечить функционирование ОАО «КЭРЦ» как самостоятельной организации, согласно действующему законодательству Кыргызской Республики.

3. Правительству Кыргызской Республики о ходе исполнения настоящего решения информировать Комитет к 1 апреля 2020 года;

4. Контроль за исполнением данного решения возложить на отдел Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию.

 

                      Председатель Комитета                                            К. Рыспаев