Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

Решение Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно- энергетическому комплексу и недропользованию от 17 декабря 2019 года «О деятельности Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики по итогам 2018 года»

27-12-2019
15:27

 

 

РЕШЕНИЕ

Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

по топливно- энергетическому комплексу и недропользованию

 

от 17 декабря 2019 года

 

«О деятельности Государственного комитета промышленности,

энергетики и недропользования Кыргызской Республики

по итогам 2018 года»

 

Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию (далее – Комитет) заслушав информацию об итогах работы Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики за 2018 год отмечает следующее.

 

Государственный комитет промышленности, энергетики  и недропользования Кыргызской Республики (далее – ГКПЭН), образован в соответствии с постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики  «О структуре Правительства Кыргызской Республики» от 20 апреля 2018 года  № 2378-VI.

В соответствии с Положением о ГКПЭН, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 июля 2016 года № 401, основными направлениями деятельности ГКПЭН являются выработка и реализация единой государственной политики в области промышленности, топливно-энергетического комплекса, в сфере недропользования и промышленной безопасности.

Так, по представленным ГКПЭН материалам, ситуация по курируемым направлениям следующее.

 

1. Выработка и реализация единой государственной политики в области промышленности

Итоги деятельности промышленности за 2018 года

В 2018 году субъектами промышленности произведено продукции на сумму 250 млрд. 640 млн. сомов, с индексом физического объема (далее - и.ф.о.) – 105,4 %, в том числе без предприятий по разработке месторождения «Кумтор» – 148 млрд.  443,8 млн. сомов, с и.ф.о.- 107,3 %.

Рост объемов промышленного производства по сравнению с прошлым годом на 5,4 % обеспечен за счет роста производства драгоценных металлов на 4,4 %, а также добычи полезных ископаемых на 8,1 %.

Без предприятий по разработке месторождения «Кумтор» объем производства возрос на 7,3 %. При этом рост обеспечен в производстве нефтепродуктов (на 8,9 %), текстильном производстве (на 9 %), производстве одежды (на 19,8 %), резиновых и пластмассовых изделий (на 21,7 %), а также прочих неметаллических минеральных продуктов (на 9,7 %).

Объем обеспечения электроэнергией, газом и паром превысил уровень 2017 года на 5,3 % за счет роста производства и передачи электроэнергии.

Уменьшение объемов производства наблюдается в следующих отраслях обрабатывающей промышленности:

- производство машин и оборудования, и.ф.о. – 63,5 %;

- производство транспортных средств, и.ф.о. – 81,9 %;

- производство фармацевтической продукции, и.ф.о.- 76,7 %;

- производство химической продукции – 91,5 %

В отчетном периоде положительные темпы производства достигнуты по следующим видам продукции: бензин – 219,9 тыс. тонн (темп 101,1 %), мазут – 132,2 тыс. тонн (231,1 %), цемент – 1 929,7 тыс. тонн (128,3 %), ткань хлопчатобумажная – 9 038,4 тыс.кв.м. (866,9 %), кирпич – 70,3 млн. штук (108,5 %), лампы накаливания – 125,3 млн. штук (100,6 %) и др.

Добыча полезных ископаемых

Объем производства продукции за 2018 год сложился в сумме 19 812,1 млн сомов (удельный вес в общем объеме промышленного производства составил 7,9 %), а и.ф.о. к соответствующему периоду 2017 г. составило 108,1 %.

Объем промышленной продукции по отрасли «А. Добыча каменного угля и бурого угля (лигнита)» за 2018 год составил 2 893,5 млн. сомов (темп 125,2 %), при этом добыто 2 306,3 тыс. тонн угля или 123,0 % к соответствующему периоду 2017 года (увеличилось на 430,9 тыс. тонн).

 

Область

Объем добычи за 2018 год, тыс.тонн

Сравнение с 2017 годом

тыс.тонн

проценты

Нарынская

1066,6

+ 230,3

123,3 %

Баткенская

385,6

+ 156,0

168,0 %

Ошская

706,8

+ 56,5

108,7 %

Жалал-Абадская

147,4

+ 17,0

113,1 %

 

В отрасли «Б. Добыча сырой нефти и природного газа» объем произведенной в 2018 году продукции составил 4 102,3 млн. сом (темп – 135,9 % к соответствующему периоду 2017 года). При этом по отрасли добыто 200,0 тыс. тонн нефти (темп 118,1 %) и 27,3 млн. м3 природного газа (темп 105,0 %).

Удельный вес подотрасли «В. Добыча металлических руд»
в промышленности по итогам 12 месяцев 2018 года составил 4,7%, в суммарном выражении составило 11 925,3 млн. сомов.

Удельный вес подотрасли «Г. Добыча прочих полезных ископаемых» за 2018 год в промышленности составил 0,3 %, объем добычи составил в сумме 891,0 млн. сом, а и.ф.о. к соответствующему периоду 2017 г. составило 92,9 %.  

Привлечение инвестиций в промышленность

Российско-Кыргызским Фондом Развития при активном участии ГКПЭН 14-15 сентября 2018 г. в г Бишкек проведен кыргызско-российский бизнес-форум, в рамках которого проведены Круглые столы по направлениям - легкая и пищевая промышленность, машиностроение и туризм.

В рамках данного мероприятия, российские предприниматели ознакомлены с инвестиционными возможностями промышленности КР, также подписан Меморандум о сотрудничестве между ОсОО «Империал Групп Компани» (КР) и АО «Российская кожа» по поставке в 2019 году кожсырья из Российской Федерации.

При поддержке ПРООН, МТЦ, ЕБРР и ЮНИДО, ГКПЭН совместно с Министерством экономики КР с 7 по 16 ноября 2018 года в г. Бишкек проведена «Неделя швейной отрасли КР», в рамках которой состоялись выставка–ярмарка товаров отечественного текстильного и швейного производства, семинары, круглые столы, бизнес встречи и другие мероприятия.

Выработка государственной политики в области промышленности

При технической поддержке ЮНИДО с привлечением международных экспертов разработан проект «Стратегии устойчивого промышленного развития Кыргызской Республики на период 2019-2024 годы» (далее – Стратегия), в которой предусмотрены меры по созданию адекватного, жизнеспособного и конкурентоспособного производственного потенциала в промышленности.

Стратегия включает в себя вопросы размещения производительных сил в промышленных зонах городов с внедрением кластерных принципов управления с совмещением территориально-отраслевых критериев развития промышленности; поощрение к инвестированию хозсубъектов МСБ; стимулирование экспорта и другие мероприятия.

В настоящее время Стратегия и План мероприятий по ее реализации, утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики  от 27 сентября 2019 года № 502.

Реализация государственной политики в области промышленности

В целях реализации инвестиционного проекта «Технополис для текстильного и швейного производства» Ассоциацией «Легпром» проводятся мероприятия по подготовке бизнес плана и эскизного проекта. Реализация проекта планируется в течение 3-х лет с созданием порядка 40 предприятий малого и среднего бизнеса на 10 тысяч рабочих мест.

В 2018 г. проведена топографическая съемка земельного участка площадью 40,74 га для проектных работ. По разработанному Ассоциацией техническому заданию ОсОО «Гарант проект» выполнена смета на выполнение эскизного проекта «проект застройки земельного участка под «Технополис». Оформлен договор на выполнение эскизного проекта с ОсОО «Шварцтхаль Капитал-Центральная Азия» с разработкой бизнес плана.

ГКПЭН совместно с Ассоциацией ведутся переговоры по участию инвесторов в реализации проекта.

На земельном участке, площадью 25 гектаров, выданного решением городского кенеша г. Ош, ОсОО «Кыргыз Текстиль ЛТД» ведет подготовительные работы под строительство промышленного парка. В свою очередь ГКПЭН содействовал в получении разрешительных документов.

Проект будет реализован за счет отечественных инвесторов на сумму        38 млн. долл.США и создано до 7 тысяч рабочих мест.

В Аламединском районе 31 октября 2018 г. при участии Премьер-министра Кыргызской Республики Абылгазиева М.Д. заложена капсула
на месте строительства промышленного парка «Силк Вей». Проект будет реализован в течении 1,5 года. Общая стоимость проекта составляет 200 млн. долларов США (китайские и турецкие инвестиции). К 2023 году будут созданы более 35 тысяч рабочих мест.

В конце 2019 года ОсОО «Шамшыкал-Ата» планирует запуск цементного завода в г. Кара-Куль Джалал-Абадской области мощностью 1300 тыс. тонн цемента в год. Будут созданы 700 рабочих мест.

Запуск простаивающих предприятий

В целях привлечения иностранных инвестиций, ГКПЭН на различных бизнес-форумах и конференциях предоставляет инвесторам перечень простаивающих предприятий, в котором отражены размеры занимаемой территории предприятий и площади производственных помещений.

Межведомственной рабочей группой, созданной приказом ГКПЭН  от 9 июля 2018 г. № 01-7/328, разработан, согласован с министерствами и ведомствами и направлен в АПКР для рассмотрения проект Мастер-плана по запуску кластерных проектов в сфере легкой промышленности, в соответствии с которой предусматривается реализация проектов в Чуйской области и г. Ош, на кластерной основе - промышленный парк текстильно-швейного производства ОсОО «Кыргыз Текстиль ЛТД», организация прядильного производства ОсОО «Текстиль транс» и проект «Технополис для текстильного и швейного производства».

Также начата работа по формированию Реестра промышленных предприятий, функционирующих на территории КР.

Запуск новых предприятий

В 2018 году запущены 10 промышленных предприятий, в которых созданы 550 рабочих мест, в частности:

- в Ошской области завод «Артель» по сборке стиральных машин (1 млн. долл.США), ОсОО «Син-Дзи-Прим» по производству цемента
(88,0 млн.долл.США);

-в г. Ош ОсОО «Имзо» по выпуску пластиковых окон и дверей
(1,5 млн.долл.США) и ОсОО «Умар Групп» (1,2 млн. долл.США) по производству травертина, а также ЧП «Омонова» по выпуску национальной одежды (58 тыс.долл.США РКФР);

- в Чуйской области ОсОО «Салют Компани» (5,0 млн. долл.США) по производству взрывчатых веществ, ОсОО «КасИмпуль» по производству электронных детонаторов (1,0 млн.долл. США) и др.

Поставка нефти и нефтепродуктов

В рамках соглашения между Правительствами Кыргызской Республики и Российской Федерации в сфере поставок нефти и нефтепродуктов, подписанного 6 июня 2016 года в городе Москва 6 декабря 2018 года согласованы индикативные балансы на 2019 год в следующих объемах:

- нефтяного сырья – 50 тыс. тонн;

- автомобильного бензина – 460 тыс. тонн;

- дизельного топлива – 485 тыс. тонн;

- топлива для реактивных двигателей – 100 тыс. тонн.

ГКПЭН проработан вопрос поставок нефти и нефтепродуктов
из Республики Казахстан в Кыргызскую Республику, так, в настоящее время согласованный представителями Кыргызской Республики и Республики Казахстан проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов при прохождении внутригосударственных процедур с казахской стороны были получены определенные замечания, в связи с чем проект дорабатывается казахской стороной.

 

2. Выработка и реализация единой государственной политики в области топливно-энергетического комплекса

Технико-экономические показатели ТЭК

Объем выработки электроэнергии ОАО «Электрические станции»
за 2018 год составил 15 472,8 млн. кВтч, что на 321,4 млн. кВтч или 2 % больше показателя за 2017 год (15 151,4 млн. кВтч), в том числе:

- на ГЭС объем выработки электроэнергии составил 14 101,9 млн. кВтч, что на 161,9 млн. кВтч или 1,2 % больше показателя за 2017 год (13 940,0 млн. кВтч), в связи с благоприятной ситуацией по накоплению воды в Токтогульском водохранилище.

- на ТЭЦ объем выработки электроэнергии составил 1 370,9 млн. кВтч, что на 159,4 млн. кВтч или 13 % больше показателя за 2017 год (1 211,5 млн. кВтч), в связи с увеличением потребления из-за холодных погодных условий в первом квартале 2018 года.

Рост выработки за 2018 год в сравнении с 2017 годом связан с увеличением внутреннего потребления электроэнергии республики.

За 2018 год объем экспорта электроэнергии составил 752,5 млн. кВтч, что на 460,4 млн. кВтч меньше, чем в 2017 году (1 212,9 млн. кВтч). В том числе: в Республику Узбекистан - 752,2 млн. кВтч (в 2017 году – 1 212,5 млн. кВтч), в Республику Казахстан – 0,3 млн. кВтч (2017 года – 0,35 млн. кВтч).

Выработка тепловой энергии за 2018 год составила 2 181,0 тыс. Гкал, что на 11,0 тыс. Гкал или 0,5 % меньше показателя за 2017 год (2 192,0 тыс. Гкал). Снижению показателя за 2018 год способствовали погодные условия, в 2017 году отопительный период продлился до 11 апреля 2017 года, а в 2018 году отопительный период продлился до 22 марта 2018 года.

В 2018 году в распределительные энергокомпании (далее – РЭК) поступило 12 153,6 млн. кВтч электроэнергии, что больше на 484,3 млн. кВтч, чем в 2017 году (11 669,3 млн. кВтч).

Потребителям полезно отпущено 10 534,9 млн. кВтч электроэнергии, что больше на 473,7 млн. кВтч, чем за январь-декабрь 2017 года (10 061,2 млн. кВтч).

Товарная продукция составила 14 420,9 млн. сом, что больше на 720,8 млн. сом, чем в 2017 году (13 700,1 млн. сом).

Сбор денежных средств за отпущенную электроэнергию по РЭК составил 14 496,7 млн. сом или 100,5%, что больше на 751,7 млн. сом, чем за 2017 год, когда сбор составлял 13 744,9 млн. сом или 100,3%.

Выработка государственной политики в области ТЭК

Разработан Укрупненный план мероприятий по ТЭЦ г.Бишкек на 2019-2023 годы.

Проведены ряд заседаний научно-технического совета по вопросам промышленности и ТЭК по итогам, которых принято решение по одобрению 13 НТД в сфере электроэнергетики, требующих утверждения в 2018 году,

Принято распоряжение Правительства КР по экспорту электроэнергии с мая по сентябрь 2018 года на экспорт в Республику Узбекистан.

Постановлением Правительства КР от 29 марта 2018 года № 169 утверждены Правила технологического присоединения генерирующих источников, электрических сетей электрораспределительных организаций и электроустановок потребителей к электрическим сетям.

28-29 мая 2018 года ГКПЭН провел встречу экспертов Казахстана, Таджикистана и Узбекистана по вопросу возобновления сотрудничества в рамках Соглашения между Правительствами Кыргызской Республики, Республики Казахстан, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья  от 17 марта 1998 года. Указанное соглашение предусматривает эффективный и скоординированный режим использования водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья.

8-9 июня 2018 года ГКПЭН провел рабочую встречу с представителями Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерства энергетики Республики Казахстан и АО «КЕГОК» по обсуждению вопроса взаимообмена электроэнергией в вегетационный период 2018 года. В ходе встречи были в рабочем порядке обсуждены вопросы сотрудничества по водно-энергетическим вопросам и параллельной работе энергосистем Кыргызской Республики и Республики Казахстан.

Правительством КР принято разработанное ГКПЭН постановление «О подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики  к осенне-зимнему периоду 2018/2019 года» от 22 мая 2018 года за № 249 и в рамках исполнения данного постановления в период с 6 августа по 28 августа 2018 года с выездом на место осуществлена комиссионная проверка подготовки предприятий ТЭК Джалал-Абадской, Ошской и Иссык-Кульской областей к отопительному периоду 2018/2019 года с участием представителей Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики.

Также в целях проведения ряда технических мероприятий по обеспечению надежности электроснабжения потребителей республики принято постановление Правительства КР «О ходе подготовки отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2018/2019 года» от 8 октября 2018 года за № 463.

Для развития взаимоотношений Кыргызской Республики с другими членами-участниками ЕАЭС в сфере электроэнергетики Правительством КР приняты распоряжения от 28 марта 2018 года № 96-р об одобрении проекта Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в связи с присоединением Республики Армения к ЕАЭС) и от 2 апреля 2018 года № 112-р об одобрении проекта Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в связи с присоединением Кыргызской Республики  к ЕАЭС).

Сотрудники ГКПЭН участвовали в рабочей группе по разработке проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере возобновляемых источников энергии», инициированного депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

При поддержке ПРООН разрабатывается новый СНиП по освещению в соответствии с нормами ЕАЭС, в котором сотрудники ГКПЭН принимают активное участие.

Также, при поддержке Международного энергетического агентства реализуется энергетическая Программа EU4Energy, которая предусматривает разработку системы сбора энергетических данных и составления энергобаланса и плана работ на последующие годы, в рамках которой будет разработан механизм взаимодействия между ГКПЭН и Национальным статистическим комитетом КР в части разработки форм и методики статистической отчетности хозяйствующих субъектов КР, подлежащих энергетическому обследованию.

Инвестиционные проекты в сфере ТЭК

В рамках реабилитации Токтогульской ГЭС в 2018 г. заменены силовые трансформаторы, выключатели, кабельные линии 500 кВ, а также вспомогательное электромеханическое оборудование на гидроагрегатах № 1 и № 4. Проводились работы по реконструкции открытого распределительного устройства ОРУ-500 кВ и планируется поочередная замена затворов, гидромеханического оборудования и гидроагрегатов с 2020 по 2023 годы;

Сэкономленные от реабилитации Токтогульской ГЭС средства   предполагается перенаправить на реабилитацию Уч-Курганской ГЭС по согласованию с Азиатским банком развития, после прохождения внутригосударственных процедур. Разработано ТЭО и проект оценен в 160 млн. долларов США;

В 2018 году велась подготовка к отбору консультантов и подрядчиков по проекту ввода в эксплуатацию второго гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2, также прорабатывался вопрос по строительству водосброса и других мероприятий по безопасности. Велись работы по обновлению Плана закупок и Руководства по реализации проекта. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2022 год.

Продолжается реконструкция Ат-Башинской ГЭС, завершение которой запланировано в 2021 году.

На ТЭЦ г. Бишкек завершен монтаж нового оборудования цеха химводочистки первой очереди, с вводом в работу которой снизятся затраты на производство очищенной воды за счет уменьшения использования реагентов и введения современных мембранных технологий, а также повысится надежность работы самого цеха.

Отобран подрядчик для строительства 51 км воздушной линии - 110 кВ, подстанции «Раззакова» и реконструкции подстанции «Арка» в Баткенской области с целью обеспечения энергонезависимости в приграничных районах;

Отобран подрядчик для строительства воздушной линии - 500 кВ  от подстанции «Датка» до промежуточной точки протяженностью – 450 км с ячейкой 500 кВ на подстанции «Датка».

6 июня 2018 года в городе Пекин подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и эксплуатации газопровода «Кыргызстан-Китай» подписанное 11 сентября 2013 года в городе Бишкек. Проектом предусмотрено строительство 4-й нитки магистрального газопровода для транспортировки туркменского газа через территорию Республики Узбекистан, Республика Таджикистан и Кыргызской Республики в Китайскую Народную Республику, протяженность по территории Кыргызстана составляет порядка 215 км, пропускная способность – 30 млрд. куб.метров газа в год.

26 января 2018 года между Кыргызской Республикой и Международной ассоциацией развития подписано Соглашение о финансировании проекта улучшения теплоснабжения, направленного на повышение эффективности и качества системы центрального теплоснабжения в г. Бишкек. 

20 октября 2018 года завершено строительство кабельной линии 110 кВ от ТЭЦ г. Бишкек до новой подстанции «Бишкек» 110/35/6 кВ для повышения надежности системы электроснабжения города Бишкек.

В целях снижения технических и коммерческих потерь электроэнергии и укрепление распределительных сетей начата реализация Проекта реабилитация ОАО «Востокэлектро», финансируемого Европейским банком реконструкции и развития, на общую сумму 6 млн. евро.

Для модернизации и укрепления распределительных сетей, приобретения и установки современной системы АСКУЭ, осуществлялись работы по подготовке к проведению тендера по проекту «Реабилитация ОАО «Ошэлектро», на общую сумму 5 млн. евро.

В рамках реализации пилотного проекта при поддержке АБР приобретены 90 комплектов автономного энергообеспечения, каждый из которых рассчитан на 300 Вт, с бытовыми приборами (комплект солнечных панелей, контроллер с аккумуляторными батареями, телевизор, холодильник/морозильник, светодиодные лампочки/светильники), которые переданы на безвозмездной основе для электрификации населенных пунктов - Кен-Суу, Кызарт, Кызыл-Бейит и другие.

Комитет отмечает, что на разработку Концепции развития ТЭК до 2030 года, со стороны ГКПЭН выделялись значительные финансовые средства Научно-исследовательскому институту энергетики и экономики (далее – НИИЭЭ), однако, несмотря на то, что работа по ее разработке длится уже  4 года итоговый документ на сегодня так и не утвержден. 

Также, Комитет обращает внимание на недостаточную работу ГКПЭН в части разработки НПА, НТД и инструкций в области ТЭК. На сегодня, стоит острая необходимость ускорения работы в данном направлении, пересмотра планов, системного подхода, сроков разработки и утверждения НПА, НТД и инструкций, а также пересмотра методов работы с НИИЭЭ.

Кроме того, Комитет отмечает, что на сегодняшний день утратила силу Программа по энергосбережению и энергоэффективности на 2015-2017 годы, а новая Программа в данном направлении, так и не разработана.

 

3. Выработка и реализация единой государственной политики  в сфере недропользования и промышленной безопасности

Разработка нормативных правовых актов в сфере недропользования

В целях приведения нормативных правовых актов в сфере недропользования в соответствие с Законом КР «О недрах», утверждено постановление Правительства КР «О вопросах лицензирования права пользования недрами» от 29 ноября 2018 года № 561.

В рамках выработки государственной политики в сфере недропользования, ГКПЭН совместно с представителями иных государственных органов, независимых экспертов и компаний-недропользователей в 2018 году провела работу по вопросам изменения ставок бонуса, порядка вывоза концентрата руд и металлов, а также повышению налога на доход при реализации заграницей руд и концентратов драгоценных металлов, внедрению международных стандартов подсчета запасов ПИ для последующей постановки на Государственный баланс, по раскрытию информации о конечных бенефициарах в рамках Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО).

Также во исполнение статьи 17 Закона КР «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разработано 11 проектов нормативных правовых актов, 7 из которых утверждены и вступили в силу.

Регулирование недропользования (лицензирование)

По информации ГКПЭН, на 1 января 2018 года общее количество действующих лицензий на право пользования недрами составляло – 2571 лицензий. При этом лицензии распределены следующим образом:

 

По видам работ

геолого-поисковые работы

геологоразведочные работы

на разработку полезных ископаемых

250

1031

1290

По видам полезных ископаемых

золото

металлы

нефть и газ

уголь

подземные воды

нерудные ПИ

481

121

62

338

429

1140

 

Всего за 2018 год проведено 50 заседаний Комиссии по вопросам лицензирования недропользования, на которых рассмотрены 2636 вопросов по заявкам на выдачу лицензий и действующим лицензиям, из них:

  • 714 заявок на выдачу лицензий;
  • 1922 вопросов по действующим лицензиям.

Приостановлено право пользования недрами –207, аннулировано – 221.

Пополнение республиканского и местного бюджетов

В 2018 году объявлены аукционы по 31 объектам, из них
по 11 объектам не состоялись (отсутствие заявок и протесты местного населения), Отмененные аукционы 6, по 14 объектам состоялись:

Общая сумма средств выплаченных победителями аукционов составила 1 100 693 долл. США. Таким образом, в республиканский бюджет  от проведения аукционов за 2018 год поступило 51 814,49 тыс. сомов, а в местные бюджеты – 3 900,02 тыс. сомов.

При этом, в части исполнения Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2018 год», показатели ГКПЭН составили следующие:

- плата за удержание лицензий (ПУЛ) - за 2018 год начислено ПУЛ – 600 435,5 тыс. сом (выполнение - 62,9 %). По состоянию на 01.01.2019 года (по данным ГНС) поступило - 377 891,1 тыс.сом, при запланированных 335 200 тыс.сом, что составило 112,7 %.

- налоги за пользование недрами (Бонус) - по состоянию на 01.01.2019 года (по данным ГНС) поступило 157 329,8 тыс. сом, при запланированных 220 000,0 тыс. сом, что составило 71,5 %.

- плата за разработку месторождений полезных ископаемых - по данным ГНС на 01.01.2019 года поступило 71045,3 тыс. сом,  при запланированных 90 000,0 тыс.сом, что составило 78,9 %.

ГКПЭН, в соответствии с «Единым реестром государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями», утвержденного постановлением Правительства КР от 17 марта 2014 года № 144, оказывает три государственных услуг (2 - платные, 1 - бесплатный).

Так, в 2018 году за счет предоставления геологической информации недропользователям поступило 1 920 547 сом.

 

 

Пополнение минерально сырьевой базы

По состоянию на 1 января 2018 года Государственным балансом учтенные запасы золота (коренное, россыпное) по 96 месторождениям составили 671 851,9 кг (С1 –355644,6 кг и С2 –316206,9 кг).

Серебро учитывается в 20 комплексных рудных месторождениях с балансовыми запасами в количестве 695,45 тонн. Медь учитывается в 11 комплексных рудных месторождениях с балансовыми запасами в количестве 648,994 тыс. тонн и забалансовыми – 183,015 тыс. тонн.

На заседании Государственной комиссии по запасам Кыргызской Республики рассмотрены 156 работ, в т.ч. по 117 – составлены протоколы, 39 – возвращены на доработку.

При этом, Комитет отмечает что пополнение минерально-сырьевой базы в настоящее время осуществляется лишь за счет частных компаний, осуществлявших геологоразведочные работы, а государственные геологоразведочные предприятия с 2000 годов не поставили на Государственный баланс ни одного месторождения.

Регулирование промышленной безопасностью и охрана недр

В 2018 году в рамках регулирования промышленной безопасности выдано 139 разрешений на право производства взрывных работ и 133 разрешений на право производства горных работ, согласовано 427 Планов развития горных работ и планов ликвидации аварий.

Также утверждено 1136 заключений экспертизы промышленной безопасности проектных документаций, из них 66 проектов экспертами не рекомендованы для практического применения и отправлены на доработку.

За 2018 год на экспертизу в части использования и охраны недр поступило 278 проектных решений, из них 145 получили положительные заключения экспертизы, 123 проектов отправлено на доработку, 10 проектов были на рассмотрении.

Также, из 771 отчетов о выполненных работах за 2017 год и планов развития горных работ на 2018 год по объектам недропользования на разработку, 586 согласованы, на доработку отправлено 91, приняты к сведению 54.

Лицензиатам не выполнившим или частично выполнившим объемы годовой добычи ПИ в соответствии с Положением о порядке уплаты и исчисления платежа за удержание лицензий на право пользования недрами начислены ПУЛ.

В соответствии с Кодексом об административной ответственности КР, наложен административный штраф за нарушение недропользователями сроков представления отчетов за предыдущий год и планов горных работ на последующий год 34 лицензиатам наложен административный штраф в сумме 1 670 000 сом, из них уплачено 1 520 000 сом.

За отчетный период выдано 104 технических заключений на вывоз концентрата за пределы территории Кыргызской Республики (71 143,4189 тонн сухого веса флотоконцентрата, с содержанием золота – 5 183,058 кг, серебра – 13 693,85 кг, и меди – 9 850,61 тонн).

 

 

Заслушав и обсудив информацию о деятельности Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики, Комитет принял следующее решение:

 

1. Принять к сведению информацию председателя Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики Э.К.Осмонбетова.

2. Рекомендовать Государственному комитету промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики:

- разработать План-мероприятий на 2020 год по приведению НПА, НТД и инструкций в соответствие с законодательством Кыргызской Республики в области ТЭК в срок до конца 1 квартала 2020 года;

- разработать и утвердить стратегический документ в области развития ТЭК до 2030 года в срок до конца 1 квартала 2020 года;

- разработать и утвердить Программу по энергосбережению и энергоэффективности на 2020-2025 годы в срок до конца 2 квартала 2020 года;

- обеспечить исполнение Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2019 год и прогнозе на 2020-2021 годы» в части пополнения бюджета за счет недропользования;

- принимая во внимание статью 3 Закона Кыргызской Республики «О недрах», в срок до конца 1 квартала 2020 года внести в Правительство Кыргызской Республики предложение по внесению изменений в Порядок вывоза с территории Кыргызской Республики и ввоза на территорию Кыргызской Республики руд, концентратов и отходов, содержащих драгоценные металлы и сопутствующие извлекаемые металлы, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 14 сентября 2017 года № 570 в части централизованного проведения испытаний всех отобранных инспекционными компаниями образцов руд и концентратов в уполномоченном государственном органе, осуществляющем функции по разработке и реализации государственной политики в области недропользования, в лице государственного предприятия «Центральная лаборатория» при Государственном комитете промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на отдел Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию.

 

 

               Председатель Комитета                                                   К. Рыспаев