Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию (далее – Комитет), заслушав информацию Правительства Кыргызской Республики относительно исполнения данного решения Комитета, отмечает следующее.
Пунктом 2 решения Комитета от 28 мая 2019 года «Об итогах производственной деятельности ГП «Кыргызкомур» и угольной промышленности за 2018 год и задачах на 2019-2020 годы», Правительству КР рекомендовано:
- в целях поддержки угледобывающей отрасли, запустить лизинговую программу и кредитование с процентной ставкой 6-7 % годовых для угледобывающих предприятий аналогичных с программами сельскохозяйственной отрасли;
- ускорить процесс согласования в Жогорку Кенеше КР проекта постановления Правительства КР, предусматривающего вопрос акционирования ГП «Кыргызкомур»;
- решить вопрос выделения беспроцентных государственных займов ГП «Кыргызкомур» в размере 100 млн сомов для приобретения дополнительной горнотранспортной техники и оборудования;
- способствовать получению одобренного Российско-Кыргызским Фондом Развития кредита на сумму 388 227 долларов США на приобретение карьерных самосвалов и автомобильных весов без предъявления условий по погашению задолженности по налогам и Социальному Фонду КР;
- поручить Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве КР (далее – ГИЭТБ) совместно с Государственной налоговой службой при Правительстве КР (далее – ГНС), Государственной службой по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве КР (далее – ГСБЭП) и Государственному комитету промышленности, энергетики и недропользования КР (далее – ГКПЭН) с выездом на место проверить производственную деятельность 64 лицензиатов, предоставляющих нулевые или низкие от запланированных в лицензионных соглашениях объемов добычи угля;
- ускорить исполнение распоряжения Правительства КР от 11 февраля 2016 года № 52-р по привлечению инвестиций по проекту комплексного освоения буроугольных месторождений Кара-Кече и Мин-Куш (участок «Ак-Улак»), строительству тепловой электрической станции «Кара-Кече» (1200 МВт) и железной дороги по маршруту Балыкчы – Кочкор - Кара-Кече;
- в целях обеспечения своевременного исполнения плановых работ по поставке твердого топлива (угля) ГП «Кыргызкомур» на ТЭЦ г. Бишкек, предоставления возможности по своевременному погашению задолженностей перед ГНС, Соцфондом и полученным кредитным заемным средствам, эффективного использования благоприятных погодных условий для вскрышных работ, добычи угля и его транспортировки, рассмотреть вопрос поставки твердого топлива (угля) на ТЭЦ г. Бишкек ровным графиком в течении 11 месяцев на ежегодной основе с выработкой механизмов по выполнению расчетов за поставленное топливо;
- поручить Министерству финансов КР в срок до 1 июля 2019 года, обеспечить в полном объеме финансирование за потребленные электрическую и тепловую энергию, природный газ, уголь и топочный мазут.
Комитет, по итогам тщательного изучения информации Правительства КР, внесенной письмом от 19 сентября 2019 года № 6-19455/19 отмечает, что ни одно из рекомендаций не исполнено в полной мере, так:
· не запущена лизинговая программа и кредитование с процентной ставкой 6-7 % годовых для угледобывающих предприятий аналогичных с программами сельскохозяйственной отрасли – РКФР, ОАО «РСК Банк» и ОАО «Айыл Банк» отказали в кредитовании, в связи с тем, что ГП «Кыргызкомур» имеет задолженности перед Социальным фондом КР и УГНС, а также отрицательную кредитную историю и не обеспечена соответствующим залоговым имуществом;
· постановление Правительства КР «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «О проекте Программы приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике на 2018-2020 годы и о внесении изменений в Программу по эффективному управлению и распоряжению национализированными объектами, утвержденную постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 8 июля 2011 года № 941-V» от 10 октября 2018 года № 469», от
6 декабря 2019 года № 666, внесена в Жогорку Кенеш КР лишь через год и один месяц, т.е. 9 декабря 2019 года № 6-26061/19.
При этом, необходимо отметить, что ранее, решением Комитета Жогорку Кенеша КР по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию от 5 ноября 2018 года при рассмотрении вопроса «О проекте Программы приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике на 2018-2020 годы и о внесении изменений в Программу по эффективному управлению и распоряжению национализированными объектами, утвержденную постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 8 июля 2011 года № 941-V», утвержденную постановлением Правительства КР от 10 октября 2018 года № 469, даны ряд рекомендаций о необходимости внесения соответствующих изменений в вышеприведенное решение Правительства КР. В последующем, данный Комитет направил письмо в Правительство КР от 21 января 2019 года № 6-316и/19 о необходимости к 28 января 2019 года информирования по исполнению решения данного Комитета.
Таким образом, Комитет задается вопросом – «на внесение изменений в постановление Правительства КР затрачен один год - не нарушен ли при этом Регламент Правительства КР, утвержденный постановлением Правительства КР от 10 июня 2013 года № 341 и по вине какого министерства или ведомства целый год вносились изменения?»;
· Министерством финансов КР отказано выделение беспроцентного государственного займа ГП «Кыргызкомур» в размере 100 млн сомов для приобретения дополнительной горнотранспортной техники и оборудования, в связи с тем, что в Законе КР «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2019 год и прогнозе на 2020-2021 годы» средства не предусмотрены, тем более данное предприятие имеет задолженность по ранее выделенным бюджетным кредитам в размере 12,2 млн. сомов и просроченная задолженность составляет порядка 3,6 млн.сомов. По информации ГП «Кыргызкомур», ранее выделенная Правительством КР ссуда в размере 50 млн. сомов, 17 декабря 2019 года погашена полностью, а ссуда, выделенная ГКПЭН в размере 18 млн. сомов, в соответствии с графиком, приложенного к соглашению, будет погашена в декабре 2020 года (на сегодняшний день погашено 10,65 млн. сомов, остаток составляет 7,35 млн. сомов).
При этом, следует отметить, что в заключении Комитета от 22 октября 2019 года к проекту Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы», Правительству КР предложено выделить бюджетную ссуду в размере 100,0 млн. сом ГП «Кыргызкомур» при ГКПЭН;
· Российско-Кыргызским Фондом Развития отказано в выделении кредита на сумму 388 227 долларов США на приобретение карьерных самосвалов и автомобильных весов в связи с имеющимися у предприятия задолженностями по налогам и социальным выплатам;
· ГИЭТБ не создана межведомственная комиссия с ГНС, ГСБЭП и ГКПЭН для проведения совместной выездной проверки, т.е. ГНС, ГСБЭП
и ГКПЭН не участвовали в проверке, таким образом не соблюдена объективность проверки. Также не проведены маркшейдерские съемки добычных работ – не выявлен объем фактической добычи угля – ГИЭТБ в письме от 15 ноября 2019 года № 08/4302 ссылается на отсутствие в штате специалиста маркшейдера, у которого для проведения маркшейдерских съемок подземных выработок необходимы специальные навыки и разрешения. Также ГИЭТБ в данном письме информирует, что «проверка состоялась в августе и сентябре 2019 года, в связи с ограниченностью по времени не представилось возможности провести маркшейдерские съемки и камеральные работы», при этом, необходимо отметить, что решение Комитета было вынесено 28 мая 2019 года и у ГИЭТБ было достаточно времени, включая июнь и июль для полноценной и качественной проверки недобросовестных недропользователей, тем не менее ГИЭТБ начало проводить проверки лишь с августа 2019 года (письмо ГИЭТБ от 15 октября 2019 года № 08/3838).
При этом Комитет отмечает, что ГКПЭН 11 октября 2016 года, передало на баланс ГИЭТБ современную модификацию электронного тахеометра марки «Leica TS06R1000 5», 2016 года выпуска, стоимостью 760 500 сомов, необходимого для проведения маркшейдерских съемок. Данный прибор можно было использовать при проведении маркшейдерских съемок.
В связи с вышеизложенным, Комитет задается вопросом – «в связи с чем ГИЭТБ поздно начало проверки (с августа 2019 года, а не с июня или июля) и осуществляется ли контроль исполнения решений Комитета Правительством КР и руководством ГИЭТБ?»;
· в целях привлечения инвестиций, повышения энергетического потенциала, распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики от 4 июня 2019 года № 283 образована межведомственная рабочая группа, которая разработала пошаговый план мероприятий по освоению буроугольного месторождения и строительству Кара-Кечинской ТЭС в Нарынской области. Так, по информации ГКПЭН от 26 ноября 2019 года № 15-3/14039, разработанный рабочей группой проект постановления Правительства КР «Об образовании межведомственной конкурсной комиссии по проведению конкурса на право пользования недрами с целью комплексной разработки буроугольного месторождения Кара-Кече со строительством ТЭС мощностью 700 МВт с карьером угля 4 млн. тонн в год» направлен для согласования в Фонд по управлению государственным имуществом при Правительстве КР.
При этом, Комитет задается вопросом – какие дальнейшие действия предприняты рабочей группой и на какой стадии согласования находится проект решения Правительства КР?»;
· для проработки круглогодичной поставки угля ГП «Кыргызкомур» на ТЭЦ г.Бишкек, ГКПЭН направило телефонограмму от 28 августа 2019 года № 498 в ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания», от которого лишь 13 января 2020 года получен ответ, о том, что для обеспечения поставки ровным графиком в течение 11 месяцев и для своевременной
подготовки твердым топливом ТЭЦ г. Бишкек необходимо внести изменения в процедуру закупок твердого топлива.
Комитет отмечает, что нерешенность вопроса по круглогодичной поставке местного угля ГП «Кыргызкомур» на ТЭЦ г. Бишкек, порождает задолженности перед Социальным фондом КР и ГНС, а также снижает потенциал предприятия по укреплению своей материально-технической базы.
В связи с чем, Комитет задается вопросом – «в связи чем ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания» практически пять месяцев рассматривало данный вопрос?»;
· на оплату коммунальных услуг, по состоянию на 27 июня 2019 года, кассовым планом Министерства финансов КР выделено 692,4 млн. сомов из предусмотренных на 2019 год 1 333,9 млн. сомов.
Комитетом получена обновленная ГКПЭН от 10 января 2020 года № 15-4/91 информация по исполнению ранее принятого решения по данному вопросу, однако, как описано выше, не один из пунктов практически не исполнен.
Комитет полагает, что не исполнение ранее принятого решения Комитета, способствует развитию недобросовестных недропользователей, предоставляющих на протяжении нескольких лет ежегодные отчеты с нулевыми или низкими объемами добычи угля (табл. 2 и табл. 3 решения Комитета от 28 мая 2019 года) - в результате нарушаются нормы Закона КР «О республиканском бюджете Кыргызской Республики» - происходит недовыполнение республиканского бюджета (выпадение налоговых и иных платежей), экспорт продукции (угля), не облагаемого соответствующими налогами.
Принимая во внимание что отечественный уголь пользуется большим спросом в соседних странах, анализ ранее предоставленных министерствами и ведомствами информации позволяет сделать вывод, что данные недропользователи умышленно занижают фактический объем добычи угля, тем самым уклоняются от официальных налоговых платежей или пытаются перепродать лицензии.
Заслушав и обсудив информацию Правительства КР по исполнению решения Комитета от 28 мая 2019 года «Об итогах производственной деятельности ГП «Кыргызкомур» и угольной промышленности за 2018 год и задачах на 2019-2020 годы», Комитет принял следующее решение:
1. Признать работу Правительства КР по исполнению решения Комитета от 28 мая 2019 года «Об итогах производственной деятельности ГП «Кыргызкомур» и угольной промышленности за 2018 год и задачах на 2019-2020 годы» неудовлетворительной.
2. Работу ГП «Кыргызкомур» по обеспечению углем население и ТЭЦ г. Бишкек признать удовлетворительной.
3. Правительству Кыргызской Республики:
- принять строгие меры дисциплинарного воздействия в отношении руководства министерств и ведомств, ответственных за исполнение решения Комитета от 28 мая 2019 года, о принятых мерах информировать Комитет в срок до 14 февраля 2020 года;
- в срок до 14 февраля 2020 года представить ответы на поставленные в данном решении Комитета и озвученные в ходе заседания Комитета вопросы;
- обеспечить исполнение решения Комитета от 28 мая 2019 года «Об итогах производственной деятельности ГП «Кыргызкомур» и угольной промышленности за 2018 год и задачах на 2019-2020 годы» и информировать Комитет в срок до 30 апреля 2020 года.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на отдел Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию.
Председатель Комитета К.Дж.Рыспаев