Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

РЕШЕНИЕ Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и промышленной политике от 20 сентября 2022 года «О работе Кабинета Министров Кыргызской Республики по подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2022-2023 года»

26-09-2022
14:27

Комитет по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и промышленной политике (далее – Комитет), заслушав и обсудив информацию Кабинета Министров Кыргызской Республики по подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2022-2023 года, отмечает следующее.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики «О подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2022/2023 года» от 30 апреля 2022 года № 234, Кабинет Министров Кыргызской Республики предоставил следующую информацию о подготовке отраслей экономики и населения к осенне-зимнему периоду 2022-2023 по состоянию на 14 сентября 2022 года.

 

  1. Водно-энергетическая ситуация

Согласно данным Гидрометеорологической службы при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики (исх.№07/579 от 08 апреля 2022г.), приток воды в Токтогульское водохранилище в период вегетации 2022 года (с апреля по сентябрь месяцы включительно) ориентировочно составит 105% от нормы.

В соответствии с водно-энергетическим балансом воды на Токтогульском водохранилище, Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 30 апреля 2022 года № 234, дано задание к началу
осенне-зимнего периода 2022/2023гг. накопить воду в Токтогульском водохранилище в объеме 10,99 млрд. м3, при этом данный показатель меньше на 1,34 млрд. м3 по сравнению с аналогичной датой 2021 года, а на первое число апреля месяца 2023 года необходимо выйти с объемом 8,57 млрд. м3.

Согласно предварительным водно-энергетическим расчетам, с учетом фактической приточности за 8 месяцев 2022 года, объем Токтогульского водохранилища на 01 октября 2022 года ориентировочно составит 13,5 млрд. м3, а к 01 апреля 2023 года, с учетом запланированного импорта электрической энергии из сопредельных энергосистем Центральной Азии, ориентировочно составит 8,3 млрд. м3.

По состоянию на 14 сентября 2022 года объем воды Токтогульского водохранилища составил 13,445 млрд. м3, что больше на 1,281 млрд. м3 аналогичного периода 2021 года (12,164 млрд. м3).

По оперативным данным, в рамках товарообмена, импортировано электрической энергии из энергосистемы Республики Казахстан в объеме 900,0 млн. кВт/ч от запланированных 900,0 млн. кВт/ч, из Республики Узбекистан принято 504,4 млн. кВт/ч, при плане 500,0 млн. кВт/ч. В настоящее время осуществлен возврат ранее принятой электроэнергии в энергосистему Республики Узбекистана – 250,0 млн. кВт/ч при плане 250,0 млн. кВт/ч, в Республику Казахстан – 300,0 млн. кВт/ч при плане 300,0 млн. кВт/ч.

Также между ОАО «Электрические станции» и хозяйствующим субъектом Республики Казахстан заключен договор на поставку электроэнергии в период с марта по декабрь 2022 года в объеме 450,0 млн. кВт/ч и по состоянию на 14 сентября 2022 года поставлено 203,0 млн. кВт/ч из запланированных 200,0 млн. кВт/ч.

Также имеются договоренности по импорту электрической энергии из Туркменистана в объеме 1500,0 млн. кВт/ч и в настоящее время осуществляется прием электроэнергии в энергосистему в объеме 630,5 млн. кВт/ч от запланированных 865,3 млн. кВт/ч.

Кроме этого, осуществляется прием электроэнергии из Республики Узбекистан путем преобразования природного газа из Туркменистана в общем договорном объеме 1300,0 млн. кВт/ч, из которых принято 789,2 млн. кВт/ч, при плане 717,4 млн. кВт/ч.

 

  1. Генерация электрической энергии

Объем выработки электроэнергии ОАО «Электрические станции» за 8 месяцев 2022 года составил 8 852,6 млн. кВт/ч, что на 287,8 млн. кВт/ч меньше плановых показателей на 2022 год (9 140,0 млн. кВт/ч) и на 1 293,8 млн. кВт/ч меньше показателя 2021 года (10 146,4 млн. кВт/ч), в том числе:

- на ГЭС объем выработки электроэнергии составил 7 503,4 млн. кВт/ч, что на 201,3 млн. кВт/ч меньше плановых показателей на 2022 год (7 704,7 млн. кВт/ч) и на 1 381,1 млн. кВт/ч меньше показателя 2021 года (8 884,5 млн. кВт/ч);

- на ТЭЦ объем выработки электроэнергии составил 1 349,2 млн. кВт/ч, что на 86,1 млн. кВт/ч меньше плановых показателей на 2022 год (1435,3 млн. кВт/ч) и на 87,3 млн. кВт/ч больше показателя 2021 года (1 261,9 млн. кВт/ч).

Объем выработки электроэнергии ОАО «Чакан ГЭС» за 8 месяцев 2022 года составил 93,1 млн. кВт/ч, что на 1,8 млн. кВт/ч больше плановых показателей на 2022 год (91,3 млн. кВт/ч) и на 0,3 млн. кВт/ч больше показателя 2021 года (92,8 млн. кВт/ч).

  1. Генерация тепловой энергии

Отпуск тепловой энергии составил 1 279,8 тыс. Гкал, что на 28,1 тыс. Гкал меньше показателя 2021 года (1 307,9 тыс. Гкал).

 

  1. Топливообеспечение теплоэлектроцентралей

Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики № 467 от 23 августа 2022 года «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики ««О подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2022/2023 года» от 30 апреля 2022 года №234», определены для несения заданных электрических и тепловых нагрузок на ТЭЦ г. Бишкек и г. Ош следующие объемы и марки топлива:

Таблица 1

Наименование

План по ОЗП

С 1 апреля 2022

по 1 сентября 2023

План

Факт

Разница

тыс. тонн

ТЭЦ г.Бишкек

1.

Уголь, в.т.ч:

1 800,0

340,0

83,1

- 256,9

1.1.

Кыргызский уголь,

1 800,0

340,0

83,1

-256,9

1.1.1.

в.т.ч.:

Кавакский

1 750,0

340,0

83,1

- 256,9

1.1.2.

Таш-Кумырский

50,0

0,0

0,0

0,0

2.

Природный газ (млн. м3)

82,249

15,385

16,562

+1,177

ТЭЦ г.Ош

3.

Топочный мазут

23,0

12,0

0,0

-12,0

4.

Природный газ (млн. м3)

3,0

0,180

0,024

-0,156

 

Комитет отмечает, что объем поставки угля на ТЭЦ г.Бишкек в соответствии с постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики составляет 340,0 тыс. тонн на 01 сентября 2022 года, при этом фактические поставки составляют 83,1 тыс. тонн, что меньше на 256,9 тыс. тонн или на 75,5%, соответственно наблюдается сильное отставание от плановых работ по обеспечению углем.

Кроме этого, стоит вопрос по поставке топочного мазута на ТЭЦ г.Ош, так как согласно постановления Кабинета Министров Кыргызской, на
01 сентября 2022 года объем поставленного топочного мазута должен составлять 12,0 тыс. тонн, при этом, по состоянию на 14 сентября 2022 года, указаны нулевые показатели.

Вышеуказанное отставание в обеспечении топливом может привести к несвоевременной подаче электрической и тепловой энергии и к срыву успешного прохождения отопительного сезона 2022-2023 года.

 

  1. Заготовка топлива

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 30 апреля 2022 года № 234 «О ходе подготовки отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2022-2023 года», всего по республике необходимо заготовить 3 244,29 тыс. тонн угля, в том числе:

-   бюджетными учреждениями – 257,686 тыс. тонн угля;

-   для населения – 1 236,6 тыс. тонн угля;

-   на ТЭЦ г. Бишкек – 1 750,0 тыс. тонн угля.

Топочного мазута по республике запланировано заготовить 48,472 тыс. тонн, в том числе:

-   на ТЭЦ г. Ош – 23,0 тыс. тонн;

-   на объекты ГП «Кыргызтеплоэнерго» - 24,897 тыс. тонн;

-   Пограничная служба ГКНБ – 0,575 тыс. тонн.

  1. Бюджетные учреждения

Для успешного прохождения предстоящего осенне-зимнего периода 2022/2023 года, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики, бюджетным учреждениям необходимо заготовить 257,686 тыс. тонн угля:

Таблица 2

Наименование потребителя

План на

ОЗП 2022/2023

Текущий план

(01.09.2022 г)

Факт

(+;-)

%

Минздрав

1,566

0,488

0,963

0,475

197,3

ФОМС

16,808

3,830

7,180

3,35

187,5

Минобразования

112,856

22,685

36,302

13,617

160,0

Учреждения культуры

0,946

0,235

0,648

0,413

275,7

МЧС

3,00

0,005

1,174

1,174

 

МВД

4,519

0,591

1,268

0,677

214,6

Минобороны

11,310

0,000

5,617

5,617

 

ПС ГКНБ КР

5,472

2,255

3,354

1,099

148,7

АНСПО

2,076

0,578

0,906

0,328

156,7

СИН при МЮ КР

4,369

0,680

0,030

-0,65

4,4

по социальным учреждениям

2,014

0,005

1,213

1,208

 

ГП Кыргызтеплоэнерго

75,18

10,276

13,245

2,969

128,9

КП Бишкектеплоэнерго

3,600

0,000

0,000

0

0

МП Ош Теплоснабжение

14,000

3,500

2,440

-1,06

69,7

Всего по бюджету:

257,686

45,123

46,230

1,107

102,5

 

Комитет отмечает, что в целом заготовка угля по бюджетным организациям идет согласно плановым показателям, однако, по объему заготовки угля по Ошскому муниципальному предприятию «Теплоснабжение» наблюдается сильное отставание от графика, так как, согласно плану, на 01 сентября 2022 года объем угля должен составлять 3,500 тыс. тонн, при этом фактически поставлено 2,440 тыс. тонн, то есть, идет отставание от плана на 1,06 тыс. тонн, или же на 69,7%.

Необходимо ускорить процесс по заготовке топлива бюджетными организациями и достичь плановых показателей, согласно постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики.

 

  1. Население

Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики
«О подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2022/2023 года» от 30 апреля 2022 года № 234 для населения необходимо заготовить 1 236,60 тыс. тонн угля, в том числе по областям:

Таблица 3

Область

План на ОЗП 2022/2023

Текущий план

(на сентябрь 2022 г.)

Факт

(+;-)

%

Чуйская

339,363

30,000

111,202

81,202

370,7

Нарынская

90,400

12,000

2,704

-9,296

22,5

г. Бишкек

132,100

22,100

43,500

21,400

196,8

Таласская

59,269

4,450

8,365

3,915

188,0

Иссык-Кульская

118,858

7,120

19,670

12,55

276,3

Баткенская

93,000

17,500

23,699

6,199

135,4

Ошская

178,414

35,000

39,663

4,663

113,3

г. Ош

22,600

2,720

0,000

-2,720

0,0

Д-Абадская

202,600

50,000

70,880

20,880

141,8

Всего:

1 236,60

180,890

250,294

69,404

138,4

 

Комитет отмечает, что, согласно предоставленным данным от Министерства энергетики Кыргызской Республики, по состоянию на
01 сентября 2022 года идет сильное отставание по заготовке угля в Нарынской области и г.Ош от плановых показателей. Во избежание срыва отопительного периода, с учетом водно-энергетической ситуации, в срочном порядке необходимо провести работу по выполнению требований постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики.

Также, Комитет рекомендует провести разъяснительную работу с населением о необходимости заблаговременной заготовки угля, во избежание ажиотажа и резкого роста спроса и, вследствие, роста цен на уголь.

 

  1. Информация о топливных базах

По состоянию на 14 сентября 2022 года, по республике открыто 505 топливных баз и пунктов реализации угля, в том числе по регионам:

Таблица 4

Наименование региона

Количество топлив. баз и пунктов реализации угля

(на 01.09.2022г.)

Стоимость 1 т. угля на топлив. базах, сом
(на 01.09.2022г.)

1

2

3

4

1

Иссык-Куль

26

3500-7000 сом

2

Нарын

68

2300-3500 сом

3

Чуй

12

4500-5000 сом

4

г. Бишкек

8

4000-5000 сом

5

Талас

47

4500-5500 сом

Северный регион

161

2300-7000

6

Ошская область

93

2800-8000 сом

7

Баткен

65

3600-8000

8

Джалал-Абад

171

3500-6000

9

г. Ош

15

4500-5500 сом

Южный регион

344

2800-8000

Всего:

505

2300-8000

 

  1. Выполнение лимитов потребления электроэнергии

Со стороны ОАО «НЭС Кыргызстана» на ежедневной основе осуществляется мониторинг по выполнению предприятиями электрических сетей и крупными промышленными предприятиями установленных лимитов потребления по электроэнергии и мощности. При лимите для ПЭС за апрель-август в 3923,4 млн. кВт/ч, фактическое потребление ПЭСами составило 3799,9 млн. кВт/ч, экономия составила 123,5 млн. кВт/ч или 3,1%. При лимите для КПП за апрель-август в 661,6 млн. кВт/ч, фактическое потребление КПП составило 641,5 млн. кВт/ч, экономия составила 20,1 млн. кВт/ч или 3,0%.

Информация о выполнении лимитов потребления электроэнергии.

 

Таблица 5

Предприятие электрических сетей

апрель-август 2022 года

Лимит

Фактич.

Перебор/недобор

млн. кВт/ч

млн. кВт/ч

млн. кВт/ч

%

1.

Чуйское ПЭС

1 778,1

1 721,5

-56,7

-3,2%

1.1.

Чуйская область

886,0

857,3

-28,7

-3,2%

1.2.

г. Бишкек

892,1

864,1

-28,0

-3,1%

2.

Таласское ПЭС

121,5

114,2

-7,3

-6,0%

3.

Ошское ПЭС

654,5

638,1

-16,3

-2,5%

3.1.

г.Ош

269,0

261,6

-7,4

-2,8%

3.2.

Ошская область

385,4

376,5

-8,9

-2,3%

4.

Баткенское ПЭС

227,8

222,6

-5,2

-2,3%

5.

Иссык-Кульское ПЭС

344,0

329,8

-14,2

-4,1%

6.

Нарынское ПЭС

211,2

202,5

-8,7

-4,1%

7.

Жалалабатское ПЭС

586,3

571,2

-15,1

-2,6%

 

ИТОГО по ПЭС
ОАО «НЭС КЫРГЫЗСТАНА»

3 923,4

3 799,9

-123,5

-3,1%

 

ИТОГО по КПП

661,6

641,5

-20,1

-3,0%

 

  1. Ремонтные работы

Для подготовки дочерних компаний ОАО «Национальной энергетической холдинговой компании» к прохождению ОЗП 2022/2023 года проведены следующие ремонтные работы.

За 8 месяцев 2022 года выполнен капитальный ремонт 415,06 км ВЛ 110 кВ и выше или 100% от текущего плана (годовой план - 516,74 км).

В распределительных электросетях произведен капитальный ремонт:

-   143 подстанций 35/6-10 кВ, при плане 121 штук или 118% от плана;

-   2469 КТП 6-10/0,4 кВ, при плане 2536 штук или 97% от плана;

-   3 967,2 километра линий электропередач 6-10-0,4 кВ, при плане 3991,4 километров или 99% от плана;

-   372,8 километров воздушных линий 35 кВ, при плане 372,8 километров или 100% от плана.

По распределительным электросетям в регионах республики установлено 100 дополнительных КТП, при плане 116 шт. (86%) и заменено 141 трансформаторов, при плане 178 (79%). Построено и реконструировано 274,8 км ЛЭП 10-0,4 кВ, при плане 358,7 км (77%).

По ОАО «Электрические станции», согласно плана, необходимо выполнить следующие капитальные и средние ремонты:

-   2 энергетических котла на ТЭЦ г. Бишкек;

-   1 турбоагрегат на ТЭЦ г. Бишкек;

-   5 гидроагрегатов на ГЭС.

Таблица 6

*по состоянию на 31.08.22 г.

Наименование станций

Ремонт основного оборудования

Наимен. оборуд.

Сроки ремонта

Выполнение

1.

ТЭЦ г.Бишкек

к/а № 17

14.03.2022-14.11.2022

Выполняется

к/а № 23

04.07.2022-30.10.2022

Выполняется

Т/а №5

15.08.2022-15.09.2022

Выполняется

2.

Курпсайская ГЭС

ГА № 2

01.08.2022-19.09.2022

Выполняется

ГА № 4

23.05.2022-11.07.2022

Выполнен

3.

Таш-Кумырская ГЭС

ГА № 3

16.05.2022-22.06.2022

Выполнен

4.

Шамалды-Сайская ГЭС

ГА № 3

01.07.2022-29.08.2022

Выполнен

5.

Уч-Курганская ГЭС

ГА № 3

10.05.2022-24.06.2022

Выполнен

 

 

Комитет отмечает, что по состоянию на 14 сентября 2022 года, идет отставание плановых ремонтных работ со стороны ОАО «Электрические станции» в части проведения ремонта турбоагрегата №5 на ТЭЦ г.Бишкек, так как 15.09.2022 года – крайний срок для завершения ремонта.

 

Ремонт тепловых сетей

По состоянию на 01.09.2022 г., по филиалу ОАО «Электрические станции» - «Бишкектеплосеть» ремонтные работы выполнены на сумму 80,395 млн. сом, при плане 82,665 млн. сом (97,3%), в том числе, по тепломеханическому оборудованию ремонтные работы выполнены на сумму 73,725 млн. сом, при плане 74,319 млн. сом (99,2%).

Аварийно-восстановительный ремонт (устранение утечек) магистральных и распределительных тепловых сетей: выполнено 258,2 метров магистральных и распределительных тепловых сетей на сумму 6,03 млн. сом, при годовом плане 5,0 млн. сом. (120%).

 

  1. Реализация и потери электрической энергии

За 8 месяцев 2022 года в сети ПЭС ОАО «НЭС Кыргызстана» поступило 8045,3 млн. кВт/ч электроэнергии, что меньше на 353,8 млн. кВт/ч, чем за аналогичный период 2021 года (8 399,1 млн. кВт/ч).

Потребителям полезно отпущено 7190,2 млн. кВт/ч электроэнергии, что меньше на 280,1 млн. кВт/ч или 4,1%, чем за аналогичный период 2021 года (7470,5 млн. кВт/ч).

За 8 месяцев 2022 года технические потери электроэнергии в сетях 500-110 кВ составили 490,3 млн. кВт/ч или 4,88%, при плановом задании 565,5 млн. кВт/ч или 5,63%.

Потери электроэнергии в сетях 0,4-35 кВ за 8 месяцев 2022 года составили 10,1% или 814,4 млн. кВт/ч, что ниже норматива на 0,9% (норматив потерь, согласно бюджетов компаний – 11,0%), а также ниже аналогичного периода 2021 года на 0,4%, когда потери составляли 10,5% или 878,5 млн. кВт/ч.

 

  1. Дебиторская задолженность

Сбор денежных средств за отпущенную электроэнергию за 8 месяцев 2022 года по ПЭС составил 10 822,8 млн. сом или 100,9% от начисления. В сравнении с аналогичным периодом 2021 года, сбор больше на 490,6 млн. сом (за аналогичный период 2021 года сбор составлял 10 332,2 млн. сом или 105,0%).

Общая дебиторская задолженность потребителей перед ОАО «НЭС Кыргызстана» снизилась за 8 месяцев 2022 года на 153,1 млн. сом или 11,8% и на 01.09.2022 г. составляет 1144,6 млн. сом (на 01.01.2022 г. – 1 297,7 млн. сом).

При этом, дебиторская задолженность бюджетных потребителей за
8 месяцев 2022 года выросла на 15,0 млн. сом или 3,6% и по состоянию на 01.09.2022 г. составила 438,6 млн. сом (на 01.01.2022 г. – 423,6 млн. сом), в том числе:

- по республиканскому бюджету ДЗ на 01.09.2022 г. составила 85,8 млн. сом;

- по местному бюджету ДЗ на 01.09.2022 г. – 33,3 млн. сом;

- по Ошскому МП «Теплоснабжение» ДЗ на 01.09.2022 г. – 292,0 млн. сом;

- по ГП «Кыргызтеплоэнерго» ДЗ на 01.09.2022 г. – 26,4 млн. сом;

- по КП «Бишкектеплоэнерго» ДЗ на 01.09.2022 г. – 1,1 млн. сом.

 

На основании вышеизложенного, принимая во внимание представленную информацию Кабинета Министров Кыргызской Республики о подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2022-2023 года, Комитет принял следующее решение:

 

  1. Информацию Кабинета Министров Кыргызской Республики о готовности отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2022-2023 года принять к сведению.
  2. Рекомендовать Кабинету Министров Кыргызской Республики:
  • обеспечить министерствами и ведомствами, аппаратами полномочных представителей Президента Кыргызской Республики в областях, органами местного самоуправления, мэриями городов Бишкек и Ош выполнение графика заготовки топлива, соблюдение установленных лимитов потребления электрической энергии и мощности, своевременное погашение задолженности за потребленные электрическую, тепловую энергию, топочный мазут и природный газ;
  • в полном объеме осуществлять выделение финансовых средств, предусмотренных Законом Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2022 год и прогнозе на 2022–2023 годы» на оплату коммунальных услуг, в соответствии с ежемесячным финансовым планом ресурсов, доходов и бюджетных расходов;
  • не допускать образование дебиторской задолженности бюджетных учреждений за потребленную электрическую, тепловую энергию и природный газ;
  • обеспечить необходимым количеством полувагонов для перевозки угля на ТЭЦ г.Бишкек.
  1. Министерству энергетики Кыргызской Республики:
  • обеспечить устойчивую работу энергосистемы и бесперебойное обеспечение экономики и населения республики электрической, тепловой энергией и природным газом в осенне-зимний период 2022-2023 года;
  • обеспечить поставки топлива предприятиями топливно-энергетического комплекса, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики «О подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2022/2023 года» от 30 апреля 2022 года за № 234;
  • предоставить актуальную информацию в Комитет о проделанной работе по внедрению систем учета АСКУЭ, с подготовкой аналитической записки о влиянии данных технологий к снижению потерь электрической энергии и сбору средств;
  • принять необходимые меры по недопущению аварийных отключений потребителей электрической и тепловой энергии;
  • предоставить подробную информацию о вводе в эксплуатацию 4-го агрегата Токтогульской ГЭС, ходе реализации проекта по вводу
    в эксплуатацию второго гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2 и строительстве Камбаратинской ГЭС-1;
  • принять меры по установке современных специальных фильтров и золоулавливающих оборудований для снижения уровня вредных выбросов при сжигании топлива на ТЭЦ;
  • ежеквартально информировать Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и промышленной политике о ходе исполнения настоящего постановления.
  1. Внести настоящее решение Комитета на заседание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
  2. Контроль за исполнением настоящего решения Комитета возложить на отдел комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и промышленной политике.
  3. При рассмотрении данного вопроса на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики пригласить лиц, указанных в Приложении №1.

 

 

Заместитель

председателя Комитета                                              М.М. Мураталиев