Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

РЕШЕНИЕ Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и промышленной политике от 11 октября 2022 года по «Отчету об исполнении государственного бюджета Кыргызской Республики за 2021 год»

21-10-2022
14:40

Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и промышленной политике (далее – Комитет), рассмотрев отчет об исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики за 2021 год (письмо Кабинета Министров Кыргызской Республики за исх.№ 18-15845 от 16 мая 2022 года), отмечает следующее.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 91 Конституции Кыргызской Республики, Кабинет Министров Кыргызской Республики разрабатывает республиканский бюджет и обеспечивает его исполнение,
а также, в соответствии с пунктом 4 статьи 116 Бюджетного Кодекса Кыргызской Республики, направляет в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики отчет об исполнении республиканского бюджета за отчетный год, в установленные сроки.

По предварительным данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, за январь – декабрь 2021 года реальный рост ВВП сложился на уровне 3,6%, что выше уровня соответствующего периода 2020 года на 12,0 процентных пункта, номинальный объем ВВП сложился на уровне 723,1 млрд. сомов.

Рост экономики, без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор, составил 3,9% (спад на 8,9% в январе – декабре 2020 г.).

Индекс потребительских цен за январь – декабрь 2021 года к декабрю предыдущего года составил 11,2% (за январь – декабрь 2020 года к декабрю 2019 года 9,7%).

Индекс потребительских цен за январь – декабрь 2021 года по сравнению с январем – декабрем 2020 года составил 11,9% (в январе – декабре 2020 года к январю – декабрю 2019 г. 6,3%).

По итогам января – декабря 2021 года производство промышленной продукции в реальном выражении увеличилось на 9,0% (спад на 6,6%
в январе – декабре 2020 года) за счет увеличения в обрабатывающей промышленности на 7,0%, энергетическом секторе на 1,2% и добыче полезных ископаемых на 21,2%. В промышленности, без учета Кумтора, рост произошел на 15,6% (спад на 8,6% в январе – декабре 2020 г.).

 

ИСПОЛНЕНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Общий объем доходов государственного бюджета за 2021 года составил 209 827,0 млн. сомов, или 99,8% от установленного планового задания. Основной причиной неисполнения планового показателя является недопоступление грантов государственных инвестиций. В сравнении с соответствующим периодом предыдущего года, общие доходы бюджета выросли на 38,0% или на 57 775,9 млн. сомов.

Без учета грантов государственных инвестиций и средств специальных счетов план общих доходов исполнен на 101,4 %. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, объем общих доходов, без грантов государственных инвестиций и средств специальных счетов, вырос на 50 179,0 млн. сомов или на 37,1%.

 

Структура доходов государственного бюджета Кыргызской Республики за 2020-2021 годы

Таблица 1

*млн. сом

Государст-венный бюджет

Факт

2020 г.

План

2021г.

Факт

2021 г.

Откл.
от
плана
(+/-)

%
вып.
плана

Откл.

от факта
 2020 г.
(+/-)

Темп роста
к факту 2020 г.
(%)

Доходы

152 051,1

210 147,0

209 827,0

-320,0

99,8

57 775,9

138,0

Доходы ГНС

79 002,2

103 948,4

105 714,0

1 765,6

101,7

26 711,8

133,8

Налоговые доходы

106 929,2

151 003,9

151 185,3

181,5

100,1

44 256,1

141,4

Налог. доходы ГНС

78 026,4

102 619,4

104 297,0

1 677,6

101,6

26 270,6

133,7

Налог. доходы ГТС

28 902,8

48 384,5

46 888,3

-1 496,2

96,9

17 985,5

162,2

Полученные официальные трансферты

11 818,1

14 924,2

13 738,5

1 185,7

92,1

1 920,4

116,2

Неналоговые доходы

33 303,8

44 219,0

44 903,2

684,3

101,5

11 599,4

134,8

 

Налога за пользование недрами налоговыми органами собрано в сумме 3 278,5 млн. сом, или 101,7% к плану. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, поступления выросли на 47,2%.

За отчетный период компанией «Кумтор Голд Компани» перечислено от валового дохода в размере 13% в сумме 8 030,3 млн. сом и на развитие минерально-сырьевой базы Кыргызской Республики в размере 4% в сумме 2 000,0 млн. сом (данная сумма зачислена по элементу Бюджетной классификации «Прочие налоги и сборы» до внесения соответствующего элемента Бюджетной классификации).

 

Общий объем доходов местного бюджета (без учета трансфертов)
за 2021 год
составил 22 387,3 млн. сом или 102,0% к плану. В сравнении
с соответствующим показателем предыдущего года доходы выросли на
4 921,2 млн. сом или на 28,2%.

Объем налоговых доходов местного бюджета за отчетный период составил 19 049,8 млн. сом, или 104,4% от плана. В сравнении с аналогичным показателем предыдущего года, налоговые доходы выросли на 26,4% или на 3 981,4 млн. сом.

Неналоговые поступления местного бюджета составили 3 337,5 млн. сом или 90,1% от плана. По отношению к соответствующему уровню предыдущего года, неналоговые доходы выросли на 39,2% или на 939,8 млн. сом.

 

Таблица 2

*млн. сом

Местный бюджет

Факт

2020 г.

План

2021г.

Факт

2021 г.

Откл.
от
плана
(+/-)

%
вып.
плана

Откл.

от факта
 2020 г.
(+/-)

Темп роста
к факту 2020 г.
(%)

Доходы

17 466,1

21 957,4

22 387,3

429,9

102,0

4 921,2

128,2

Налоговые доходы

15 068,4

18 254,7

19 049,8

795,0

104,4

3 981,4

126,4

Неналоговые доходы

2 397,7

3 702,7

3 337,5

-365,2

90,1

939,8

139,2

 

ИСПОЛНЕНИЕ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Совокупные расходы государственного бюджета Кыргызской Республики за 2021 год (без учета специальных средств, внешних грантов и кредитов ПГИ) составили 178 202,8 тыс. сом при уточненном плане 186 989,1 тыс. сомов или исполнен на 95,3%. Относительно прошлого года, совокупные расходы государственного бюджета возросли на 28 229,2 тыс. сом или на 118,8%.

К объему ВВП совокупные расходы государственного бюджета Кыргызской Республики (без учета специальных средств, грантов и кредитов ПГИ) составили 24,6%.

 

Пилотные министерства, в соответствии со статьей 20 Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2022 год и прогнозе на 2023-2024 годы», представляют на полугодовой и годовой основе отчеты о достижении индикаторов результативности по бюджетным программам и бюджетным мерам.

Исполнение республиканского бюджета

По итогам 2021 года совокупные расходы (текущие расходы и расходы по приобретению нефинансовых активов) республиканского бюджета Кыргызской Республики (с учетом специальных средств, внешних грантов и кредитов ПГИ) составили 190 984,9 тыс. сом, при уточненном плане 207 400,6 млн. сомов или 92,1%. По сравнению с прошлым годом, совокупные расходы государственного бюджета увеличились на 36 534,3 млн. сомов или на 123,1%. По отношению к ВВП, совокупные расходы республиканского бюджета Кыргызской Республики составили 26,4%.

Совокупные расходы республиканского бюджета за 2021 год (без учета специальных средств, внешних грантов и кредитов ПГИ) составили 159 065,9 млн. сом, при уточненном плане 164 976,5 млн. сомов, или исполнен на 92,1%. К объему ВВП, совокупные расходы республиканского бюджета составили 22,0%. По сравнению с прошлым годом, совокупные расходы по бюджетным средствам увеличились на 25 955,6 млн. сом или на 119,4%.

 

Исполнение местного бюджета

Местный бюджет Кыргызской Республики за 2021 год (с учетом специальных средств) исполнен в сумме 24 288,7 млн. сом, при уточненном плане 27 271,2млн. сом, или на 89,0%.

По сравнению с 2020 годом, расходы местного бюджета увеличились на 4 112,7 млн. сомов или на 20,4%.

По отношению к объему ВВП, расходы местного бюджета составили 3,3%.

Местный бюджет Кыргызской Республики за 2021 год (без учета специальных средств) исполнен в сумме 23 218,5 млн. сомов, при плане 25 697,2 млн. сом, или на 90,4%. К объему ВВП, расходы местного бюджета (без учета специальных средств) составили 3,2%.

 

Исполнение бюджета государственных инвестиций по итогам 2021 года

В рамках деятельности Министерства финансов Кыргызской Республики по усилению бюджетной дисциплины посредством сбалансированного привлечения и использования заемных средств, а также проводимой политике эффективного управления государственным долгом, министерством проведен анализ исполнения министерствами и ведомствами Кыргызской Республики бюджета развития по итогам 12 месяцев 2021 года.

По итогам реализации проектов в рамках государственных инвестиций за 2021 год, общий объем расходов по государственным инвестициям по внешнему финансированию (кредиты и гранты) составил 26 431,1 млн. сом, что составляет в процентном выражении:

-      к утвержденному бюджету государственных инвестиций на 2021 в размере 36 961,2 млн. сом - 71,5%;

-      к уточненному бюджету государственных инвестиций на 2021 год в размере 32 283,8 млн. сом - 81,9%.

Таким образом, по итогам 2021 года не освоены средства, от уточнённого бюджета государственных инвестиций по внешнему финансированию, в размере 5 852,7 млн. сом, из них кредит - 3 570,5 млн. сом, грант – 2 282,2 млн. сом.

По сравнению с аналогичным периодом 2020 года, общий объем расходов Государственных инвестиций за январь-декабрь 2021 года увеличился на 11 648,0 млн. сом или на 72,0%. Внешнее финансирование увеличилось на 10 739,6 млн. сом или на 68,4%.

 

Раздел 704 «Экономические вопросы»

Исполнение государственного бюджета по разделу «Экономические вопросы», за 2021 год составило 32 762,5 млн. сомов, при уточненном плане 37 766,2 млн. сом, или исполнение бюджета составило 86,8%.

Исполнение республиканского бюджета по разделу «Экономические вопросы», с учетом специальных средств и государственных инвестиций, составило 31 742,3 млн. сомов, при уточненном плане 36 646,2 млн. сомов, что составляет 86,6%.

 

Министерство энергетики Кыргызской Республики

На содержание Министерства энергетики Кыргызской Республики в 2021 году были предусмотрены 1 459,8 млн. сомов и фактический расход составляет 1 455,0 млн. сомов (99,7%), из них:

-      для содержания центрального аппарата Министерства энергетики Кыргызской Республики выделены 57,2 млн. сомов (98,6% от предусмотренных средств для Центрального аппарата Министерства энергетики Кыргызской Республики - 58,0 млн. сомов);

-      Государственному предприятию «Кыргызтеплоэнерго» выделены 1 329,3 млн. сомов, в том числе 1 316,9 млн. сомов на покрытие убытков предприятий теплоснабжения, в связи с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию, и 12,4 млн. сомов на работы по захоронению и дезактивации радиоактивных веществ, проводимых Республиканским спецкомбинатом (100,0%);

-      Государственному агентству по регулированию топливно-энергетического комплекса выделены 14,2 млн. сомов (96,2% от предусмотренных средств);

-      Государственному агентству геологии и недропользования выделены 27,4 млн. сомов (89,1% от предусмотренных средств – 30,8 млн. сомов);

-      Государственной инспекции по энергетическому, горному надзору и промышленной безопасности выделены 26,9 млн. сомов (100,0%).

Кассовый расход защищенных статей (зарплата и отчисления в Социальный фонд) по Министерству энергетики Кыргызской Республики на 31.12.2021 года составил 99,9 млн. сомов, профинансировано на 99,3% от уточненного годового бюджета 2021 года по защищенным статьям.

Увеличены расходы на общую сумму 127,9 млн. сомов, в том числе:

-      6,5 млн. сомов Государственному агентству по регулированию топливно-энергетического комплекса, из них 4,1 млн. сомов в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 24.06.2021г. №50-р и Решением Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 28.06.2021г. и 2,4 млн. сомов согласно пункту 2 постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о фондах развития и материального обеспечения уполномоченных антимонопольных органов» от 25 октября 2017 года № 700;

-      121,4 млн. сомов ГП «Кыргызтеплоэнерго» для возмещения непокрытых убытков (распоряжение Кабинета Министров Кыргызской Республики от 13 июля 2021 года №93-р и решение Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 22 июля 2021 года).

Уменьшены расходы по итогам анализа в рамках постановления Правительства Кыргызской Республики от 03.11.2011г. № 694 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения зачета сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей и остатков средств в расчетах по годовым отчетам при финансировании бюджетных учреждений» на общую сумму 0,4 млн. сомов (444,3 тыс. сомов), в том числе:

-      0,2 млн. сомов (239,6 тыс. сомов от утвержденного бюджета «Государственный комитет промышленности и недропользования до реорганизации»);

-      0,01 млн. сомов (5,8 тыс. сомов) «Государственное агентство по регулированию топливно-энергетического комплекса»;

-      0,2 млн. сомов (198,9 тыс. сомов) ГП «Кыргызтеплоэнерго».

 

ОАО «Электрические станции»

Для заготовки топливных ресурсов для стабильного прохождения
осенне-зимнего периода 2021-2022 года ОАО «Электрические станции» был выделен бюджетный кредит в сумме 2,3 млрд. сомов (Распоряжение Кабинета Министров Кыргызской Республики от 25 июня 2021 года №59-р).

ОАО «Электрические станции» выделен бюджетный кредит в сумме
650,0 млн. сом на оплату импортируемой электрической энергии и закупку топливных ресурсов для тепловых станций городов Бишкек и Ош
(Распоряжение Кабинета Министров Кыргызской Республики от
18 октября 2021 года №243-р и Решение Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеш Кыргызской Республики от 19 октября 2021 года.).

 

Раздел 705 «Охрана окружающей среды»

Исполнение республиканского бюджета по разделу 705 «Охрана окружающей среды» за 2021 год составило 689,0 млн. сомов, при уточненном плане 748,4 млн. сом, или исполнение бюджета составило 92,1%.

 

Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики

Уточненный бюджет на 2021 год по вновь образованному Государственному комитету по экологии и климату Кыргызской
Республики, переименованному в Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики, составил 162,9 млн. сом,
из них:

-      148,0 млн. сом – бюджетные средства;

-      14,9 млн. сом – средства специального счета.

Государственный комитет по экологии и климату Кыргызской Республики образован на базе Государственного агентства охраны окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности, усиления мер по охране окружающей среды и снижения климатических рисков. При Государственном комитете по экологии и климату Кыргызской Республики образованы:

-      Департамент сохранения биоразнообразия и особо охраняемых природных территорий;

-      Центр государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;

-      Департамент экологического мониторинга.

Переименованы и переданы в ведение Государственного комитета по экологии и климату Кыргызской Республики:

-      Центр по климатическому финансированию с соответствующим штатом, финансовыми и материально-техническими средствами;

-      Гидрометеорологическая служба (ранее при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики) с соответствующим штатом, финансовыми и материально-техническими средствами;

-      Государственная инспекция экологического контроля (ранее Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики),
за исключением функций государственного контроля и надзора за обеспечением пожарной безопасности, с соответствующим штатом, финансовыми и материально-техническими средствами.

Функции управления в сфере государственных природных парков, охоты и охотничьего хозяйства переданы от Министерства сельского хозяйства Кыргызской Республики.

По бюджетным средствам предусмотрено 148,0 млн. сомов, в том числе:

-      83,7 млн. сом переданы с Государственного агентства охраны окружающей среды;

-      35,8 млн. сом переданы с Гидрометеорологической службы;

-      26,7 млн. сом переданы с Государственной инспекции по экологической и технической безопасности в Государственный комитет по экологии и климату Кыргызской Республики, как Государственная инспекция экологического контроля в связи с передачей функций экологического контроля, включая радиационный и химический;

-      1,8 млн. сом переданы с аппарата Лесной службы при Министерстве сельского хозяйства Кыргызской Республики.

Расходы по средствам специального счета предусмотрены на 14,7 млн. сом в связи:

-      13,4 млн. сом с передачей средств с Государственного агентства охраны окружающей среды;

-      0,8 млн. сом с передачей средств с Гидрометеорологической службы (ранее при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики), с увеличением средств специального счета Гидрометеорологической службы на 0,7 млн. сом, в связи с поступлениями.

По состоянию на 31 декабря 2021 года, кассовый расход составил
145,7 млн. сом.

 

В рамках анализа следует обратить внимание:

Комитет, изучив отчет Кабинета Министров Кыргызской Республики об исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики за 2021 год, сообщает, что в предоставленном отчете не отражены данные по выделению с государственного бюджета финансирования для Государственного предприятия «Кыргызгеология» при Министерстве природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики.

В частности, согласно информации Министерства финансов Кыргызской Республики (вх. № 6-17381/22 от 07.09.2022 года), в рамках государственного заказа для выполнения геологоразведочных работ со стороны Министерства финансов Кыргызской Республики в период с 2016 по 2022 гг. была выделена сумма в размере 242 400,5 тыс. сом, в том числе:

 

-      41 408,6 тыс. сомов в 2016 году;

-      52 695,3 тыс. сомов в 2017 году;

-      50 129,8 тыс. сомов в 2018 году;

-      44 666,8 тыс. сомов в 2019 году;

-      16 431,0 тыс. сомов в 2020 году;

-      15 069,0 тыс. сомов в 2021 году;

-      22 000,0 тыс. сомов в 2022 году.

 

На основании вышеуказанного, с учетом имеющихся данных по ежегодным отчислениям с государственного бюджета, Комитет отмечает об отсутствии данных об отчислениях со стороны Министерства финансов Кыргызской Республики, освоении указанных средств и достигнутых показателей со стороны Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики, далее Министерством природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики, в сфере выполнения государственного заказа по выполнению геологоразведочных работ.

 

 

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 

Поступления от выпуска государственных ценных бумаг

Министерство финансов Кыргызской Республики, в целях финансирования дефицита бюджета, рефинансирования ранее выпущенных государственных ценных бумаг (ГЦБ) и развития рынка ГЦБ, осуществляет выпуск государственных казначейских векселей (ГКВ) и государственных казначейских облигаций (ГКО) и размещает их на регулярной основе на внутреннем рынке.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2021 год и прогнозе на 2022-2023 годы» от 31.12.2020 г. №15, в 2021 году в доходную часть республиканского бюджета планировалось привлечь средства за счет выпуска и размещения ГЦБ на общую сумму 15 400,0 млн. сом, в том числе за счет: ГКВ - 2 450,0 млн. сом, ГКО - 12 950,0 млн. сом.

В связи с недопоступлением ресурсов и программной помощи, был увеличен выпуск ГЦБ в 2021 году.

Законом Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2021 год и прогнозе на 2022-2023 годы» от 17 декабря 2021 года №152, прогнозные данные по поступлениям от выпуска и размещения ГЦБ на 2021 год были установлены в объеме 18 723,4 млн. сом (ГКВ - 1 050,0 млн. сом, ГКО - 17 673,4 млн. сом), т.е. увеличены на 3 323,4 млн. сом по отношению к утвержденному бюджету на 2021 год.

 

Расходы на обслуживание государственного долга

Уточненный прогноз расходов на обслуживание государственного долга на 2021 год составил 35 715,6 млн. сом, фактически на эти цели из бюджета были направлены средства в размере 29 532,8 млн. сом, из них:

Таблица 3

(млн. сом)

Расходы

Прогноз уточненный

Фактическое исполнение

∆ Отклонение

Проценты

9 801,8

8 192,9

-1 608,9

Внешний долг

5 149,9

3 541,0

-1 608,9

Внутренний долг

651,9

651,9

-

Прочие

87,3

69,1

-18,2

Внешний долг

87,3

69,1

-18,2

Внутренний долг

-

-

-

Основная сумма

25 826,5

21 270,8

-4 555,7

Внешний долг

16 158,0

11 602,4

-4 555,6

Внутренний долг

9 668,5

9 668,4

-0,1

Итого

35 715,6

29 532,8

-6 182,8

∆ = фактические расходы – уточненный прогноз.

Уровень соответствия фактических объемов обслуживания государственного долга к уточненному прогнозу составил 82,7%.

 

Государственный долг (внешний + внутренний)

Предварительно, по состоянию на 31 декабря 2021 года, размер государственного долга (внешний + внутренний) Кыргызской Республики составил 5 147,22 млн. долларов США (436 270,78 млн. сом), из них:

-      83,4% составляет государственный внешний долг: 4 294,57 млн. долларов США (364 002,00 млн. сом);

-      16,6% составляет государственный внутренний долг: 852,64 млн. долларов США (72 268,78 млн. сом).

За 2021 год из республиканского бюджета Кыргызской Республики
на обслуживание государственного долга (внешний + внутренний)
Кыргызской Республики фактически было направлено средств на сумму 29 532,8 млн. сом, из них:

-      по государственному внешнему долгу = 15 212,5 млн. сом;

-      по государственному внутреннему долгу = 14 320,3 млн. сом.

По предварительным данным, соотношение государственного внешнего долга к ВВП за 2021 год составило 50,3%. Всего государственный долг
(внешний + внутренний) к ВВП, по предварительным данным, составил за 2021 год 60,3%.

 

Внешний долг

На 2021 год расходы на обслуживание государственного внешнего долга прогнозировались в сумме 21 395,2 млн. сом. Фактические выплаты составили 15 212,5 млн. сом, в том числе:

 

Таблица 4

(млн. сом)

Расходы

Прогноз уточненный

Фактическое исполнение

∆ Отклонения

Проценты

5 149,9

3 541,0

-1 608,9

Двусторонние займы

3 451,5

2 092,4

-1 359,1

Многосторонние займы

1 698,4

1 448,6

-249,8

Прочие

87,3

69,1

-18,2

Двусторонние займы

29,6

29,6

-

Многосторонние займы

57,7

39,5

-18,2

Основная сумма

16 158,0

11 602,4

-4 555,6

Двусторонние займы

7 101,4

3 656,0

-3 445,4

Многосторонние займы

9 056,6

7 946,4

-1 110,2

Итого

21 395,2

15 212,5

-6 182,7

∆ = фактическое исполнение – уточненный прогноз.

 

Отклонение фактических показателей от уточненного бюджета на 2021 год составило 6 182,8 млн. сом в сторону уменьшения. Уровень соответствия фактических объемов обслуживания государственного внешнего долга к уточненному прогнозу составил 71,1%.

Основной причиной отклонения фактических расходов на обслуживание государственного внешнего долга от прогнозных показателей явилось приостановление обслуживания по двусторонним кредитным обязательствам,
а также отрицательная разница между фактически начисленными обязательствами и прогнозными суммами обслуживания действующих кредитов, утверждённых республиканским бюджетом и колебания курсов валют.

 

Внутренний долг

Исполнение по обслуживанию государственного внутреннего долга к уточненному прогнозу составило 100,0%. В целом исполнение по обслуживанию всего государственного долга (внешний + внутренний) к уточненному прогнозу составило 82,7%.

 

Дефицит бюджета

Государственный бюджет Кыргызской Республики в 2021 году исполнен с дефицитом в сумме 1 763,6 млн. сом, при плановом показателе дефицита 20 758,0 млн. сомов, в том числе:

-      республиканский бюджет – 3 542,2 млн. сом, при плановом показателе дефицита 19 211,0 млн. сомов;

-      местный бюджет – с профицитом 1 778,6 млн. сом, при плановом показателе дефицита 1 647,5 млн. сомов.

По главной книге Центрального казначейства (Общие ресурсы Министерства финансов Кыргызской Республики), остаток бюджетных средств на конец 2021 года составил 5 600,3 млн. сом (без учета средств на специальных счетах учреждений).

 

Исполнение доходной части республиканского бюджета

Совокупные доходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2021г. составили 187 442,7 млн. сомов или 99,6% от установленного планового задания. В сравнении с аналогичным периодом 2020 года, общие доходы бюджета выросли на 139,3%, или на 52 855,5 млн. сомов, в сравнении с аналогичным периодом 2019г. выросли на 126,2% или на 38 957,1 млн. сомов.

Объем налоговых доходов за рассматриваемый период составил 132 135,5 млн. сомов, или 99,5% от плана (сумма недопоступления 613,6 млн. сомов). В сравнении с соответствующим периодом 2020 г. налоговые доходы выросли на 143,8% или на 40 274,7 млн. сомов, в сравнении с соответствующим периодом 2019 года выросли на 124,7% или на 26 206,0 млн. сомов.

Налоговые доходы, администрируемые налоговой службой, составили 85 247,2 млн. сомов, плановый показатель перевыполнен на 882,6 млн. сомов, темп роста к аналогичному периоду 2020г. составил 135,4% или поступления выросли на 22 289,2 млн. сомов. Темп роста к аналогичному периоду 2019 г. составил 136,1% или поступления выросли на 22 613,9 млн. сомов.

Налоговые доходы, администрируемые таможенной службой,
за январь-декабрь 2021 года составили 46 888,3 млн. сомов или 96,9% от плана (сумма недопоступления 1 496,2 млн. сомов). В сравнении с аналогичным периодом 2020 года, поступления таможенных платежей и налогов выросли на 17 985,5 млн. сомов, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, выросли на10 8,3%, или на 3 592,1 млн. сомов.

Неналоговые поступления республиканского бюджета за рассматриваемый период составили 41 565,8 млн. сомов или 102,6% от плана (сумма перевыполнения 1 049,5 млн. сомов). В сравнении с соответствующим уровнем 2020 года, сборы выросли на 134,5% или на 10 659,7 млн. сомов, в сравнении с соответствующим уровнем 2019г. выросли на 143,0% или на 12 499,6 млн. сомов. Данный рост в основном обусловлен увеличением поступлений прибыли Национального банка Кыргызской Республики, подлежащей перечислению в республиканский бюджет, платы за аренду, поступлений от оказания платных услуг и штрафов.

Поступления официальных трансфертов составили 13 738,5 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 92,1%. В сравнении с соответствующим периодом 2020 года, поступления увеличились на 1 920,4 млн. сомов, в сравнении с соответствующим периодом 2019 года, уменьшились на 1 185,7 млн. сомов.

 

Исполнение расходной части республиканского бюджета

Общий объем совокупных расходов из республиканского бюджета за январь-декабрь месяцы 2021 года, по предварительным данным, составил 190 984,9 млн. сомов. В сравнении с аналогичным периодом 2020 года, расходы республиканского бюджета увеличились на 36 534,3 млн. сомов (из них: бюджетные средства – 25 955,6 млн. сомов, специальные средства – 3 875,2 млн. сомов, средства ПГИ – 6 703,5 млн. сомов).

 

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПО ИТОГАМ АУДИТА

СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ КЫРГЫЗСКОЙ РСЕПУБЛИКИ

 

Согласно предоставленному отчету Счетной палаты Кыргызской Республики (вх. № 6-17096/22 от 01 сентября 2022 года), исполнение республиканского бюджета за 2021 год во всех существенных аспектах соответствовало требованиям законодательства, за исключением отдельных позиций, которые необходимо отметить в рамках данного Заключения.

  1. По итогам аудита исполнения республиканского бюджета за 2020 год из 9 пунктов предписания Счетной палаты Кыргызской Республики Министерством финансов Кыргызской Республики исполнено 4 пункта, частично исполнены 3 пункта, не исполнены 2 пункта.

Из подлежащей восстановлению в бюджет суммы 22 373,0 млн. сомов, восстановлено 17 449,0 млн. сомов. Остаток невосстановленной суммы составил 4 924,2 млн. сомов, в том числе:

-      использованные не по целевому назначению средства от ЗАО «Кумтор Голд Компани» в сумме 4 915,7 млн. сомов;

-      сверхнормативные остатки ТМЦ и средства в расчетах - 7,3 млн. сомов;

-      остатки средств на счетах в коммерческих банках у Межотраслевого учебного центра Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики – 1 224,1 тыс. сомов.

Из 12 пунктов рекомендаций Счетной палаты исполнено 5 пунктов, частично исполнены 4 пункта, не исполнено 3 пункта.

По итогам аудитов исполнения республиканского бюджета за 2019 и 2018 годы остатки не восстановленных сумм составили 733,7 млн. сомов и 44,7 млн. сомов, соответственно.

 

Комитет отмечает о необходимости принятии мер по исполнению в полном объеме предписаний и рекомендаций Счетной палаты Кыргызской Республики по итогам аудитов исполнения республиканского бюджета за 2020, 2019 и 2018 годы, где не восстановленные суммы составили 4 924,2 млн. сомов, 733,7 млн. сомов и 44,7 млн. сомов, соответственно.

 

  1. В рамках реализации проекта «Реабилитация Токтогульской ГЭС Фаза 2» в 2016 году началась работа по подготовке тендера, по результатам которого ОАО «Электрические станции» подписан контракт с консорциумом «GE Hydro France» (Франция) и «GE Renewable» (Швейцария) от 12 февраля 2018 года, для проведения работ по замене агрегатов 2 и 4 на сумму 6 023,0 тыс. долл. США, 54 682,0 тыс. евро и 119 415,2 тыс. сомов (всего 64 972,8 тыс. долл. США, на момент оценки тендерного предложения). Тендерный процесс проходил на протяжении 1,5 лет.

Однако, введение ограничительных мер (COVID 19) повлияло на график выполнения работ по контрактам. Фактические работы по замене 4-го гидроагрегата на Токтогульской ГЭС начаты в марте 2021 года. Согласно условиям контракта, работы должны были быть завершены в ноябре 2021 года, которые к установленному сроку не завершены по причине задержки поставки оборудования для замены гидроагрегата. Оборудование с ноября по декабрь 2021 года простаивало на границах Кыргызстана с Китаем и Казахстаном.

В соответствии с пунктом 45.2 Общих условий контракта, Стороны назначили Совет по спорным вопросам для его рассмотрения и решения. ОРП произведена оплата Совету по спорам за счет средств донора в сумме 82,5 тыс. долл. США.

Согласно пункту 26.2 Специальных условий контракта, за невыполнение условий должны быть начислены штрафные санкции, которые не могут превышать 10% от суммы контракта, или 602,3 тыс. долл. США, 5 468,2 тыс. евро и 11 941,5 тыс. сомов.

 

Комитет поддерживает рекомендации Счетной палаты Кыргызской Республики о рассмотрении вопроса начисления штрафных санкций и принятия мер по взысканию штрафных санкций с Консорциума «GE Hydro France» (Франция) и «GE Renewable» (Швейцария) за невыполнение условий, согласно пункту 26.2 Специальных условий контракта в суммах 602,3 тыс. долл. США, 5 468,2 тыс. евро и 11 941,5 тыс. сомов.

 

  1. В нарушение пункта 6 статьи 105 Бюджетного кодекса Кыргызской Республики и статьи 14 Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2021 год и прогнозе на 2022-2023 годы»
    от 31 декабря 2020 года № 15, подведомственные организации Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики Научно-исследовательский институт энергетики и экономики (НИИЭЭ) и Кыргызский государственный научно-исследовательский и проектно-изыскательный институт «Энергопроект» имели расчетные счета вне системы казначейства в коммерческих банках, где остатки на конец 2021 года составили 295,9 тыс. сомов и 3 993,0 тыс. сомов, соответственно.

 

Комитет поддерживает рекомендации Счетной палаты Кыргызской Республики о принятии мер по закрытию счетов в коммерческих банках Научно-исследовательского института энергетики и экономики (НИИЭЭ) и Кыргызского государственного научно-исследовательского и проектно-изыскательного института «Энергопроект» (Энергопроект), и переводу остатков средств на единый казначейский счет.

 

На основании вышеизложенного, Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и промышленной политике, рассмотрев Отчет Кабинета Министров Кыргызской Республики, принял следующее решение:

 

  1. Принять к сведению Отчет Кабинета Министров Кыргызской Республики об исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики за 2021 год, с учетом замечаний и предложений Счетной палаты Кыргызской Республики.
  2. Направить копию настоящего решения в Комитет по бюджету, экономической и фискальной политике.

 

 

 

Председатель Комитета                                                   А. Турсунбаев