Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно- энергетическому комплексу, недропользованию и промышленной политике от 1 ноября 2022 года к проекту Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов»

09-11-2022
14:13

Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и промышленной политике (далее – Комитет), рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов», отмечает следующее.

В основу оценок развития страны заложены три макроэкономических сценария развития Кыргызской Республики (базовый, пессимистичный, оптимистичный). Все три сценария прогноза разработаны на основе единых предположений влияния внешних условий и внутренних факторов, которые могут оказать влияние на развитие экономики страны на текущий и последующие годы.  

Реальные темпы роста ВВП на уровне 4,9% в 2023 году, 4,4% в 2024 году и 4,5% в 2025 году будут достигнуты за счет роста отраслей экономики: промышленности (2023г. – 8,0%, 2024г. – 5,0%, в 2025г. – 4,6%), сферы услуг (2023г. – 4,5%, 2024г. – 4,4%, 2025г. – 4,8%), строительства (2023г. – 5,0%, 2024г. – 6,5%, 2025г. – 6,1%), сельского хозяйства (2023г. – 2,2%, 2024г. – 2,3%, 2025г. - 2,4%).

Доля промышленности в ВВП снизится с 17,8% в 2023 году до 17,3% в 2025 году (2024г. – 17,6%). Удельный вес промышленности без учета Кумтора увеличится с 10,2% в 2023 году до 10,4% в 2025 году. Удельный вес строительства в ВВП составит 8,3% в 2023 году, 8,5% в 2024 году (2025г. - 8,6%). Удельный вес сельского хозяйства снизится с 13,9% в 2023 году до 13,5% в 2025 году (2024г. – 13,6%).

В промышленности в 2023-2025 годы прогнозируется рост на 8,1%, 4,9% и 4,2%, соответственно, за счет устойчивой работы действующих промышленных предприятий, возобновления простаивающих производств, наращивания объемов на месторождениях Талды-Булак Левобережный, Бозымчак, Иштамберди, Кара-Казык, Джеруй, Чаарат.

За рассматриваемый период в промышленности, без предприятий по разработке месторождения Кумтор, прогнозируется рост (в 2023г. – на 5,8%, в 2024г. – на 5,0%, в 2025г. – на 7,6%) в связи с увеличением объемов производства в следующих отраслях промышленности:

- производстве пищевых продуктов (включая напитки) и табачных изделий (в 2023г. – на 4,4%, в 2024г. - на 4,2%, в 2025г. – на 5,5%) за счет устойчивой работы предприятий по производству муки, молочных и мясных продуктов и других продуктов питания, на которые наблюдается стабильный спрос;

- текстильном производстве; производстве одежды и обуви, кожи и прочих кожаных изделий (в 2023г. - на 5,0%, в 2024г. - на 5,0%, в 2025г. - на 5,0%). Рост прогнозируется за счет реализации крупных приоритетных проектов в легкой промышленности, таких как создание промышленного парка текстильно-швейного производства ОсОО «Кыргыз Текстиль ЛТД» в г. Ош; строительство объектов Индустриального парка; создание на базе ОсОО «Текстиль Транс» в Чуйской области текстильного хлопкового кластера;

- производстве резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов (в 2023г. - на 4,9%, в 2024г. - на 2,9%, в 2025г. - на 2,1%) за счет дальнейшей активизации строительного сектора республики;

- производстве основных металлов и готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (в 2023г. - на 11,8%, в 2024г. - на 5,9%, в 2025г. - на 4,6%) за счет наращивания объемов добычи основного металла на месторождении Джеруй, руды на месторождениях Бозымчак, Талды-Булак Левобережный, Иштамберди, Караказык и Жамгыр, производства на нефтеперерабатывающих предприятиях;

- добыче полезных ископаемых (в 2023г. – на 4,1%, в 2024г. - на 5,4%, в 2025 году - на 3,4%). Рост объемов производства будет достигнут за счет увеличения добычи металлических руд, каменного и бурого угля;

- обеспечении (снабжении) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом (в 2023г. - на 1,6%, в 2024г. - на 1,8%, в 2025г. - на 1,8%). Прогнозируется восстановление объемов выработки электроэнергии в результате завершения всех трех фаз по реабилитации Токтогульской ГЭС, включая замену четырех гидроагрегатов; реконструкция Ат-Башинской ГЭС. Намечается ввод второго агрегата Камбаратинской ГЭС-2. Будут вестись работы по реабилитации УчКурганской ГЭС, развитию малых ГЭС.

 

 

Доходная часть бюджета

Формирование доходной части республиканского бюджета на 2023-2025 годы осуществлялось на базе прогноза социально-экономического развития республики на 2023-2025 годы, динамики поступлений за прошлые годы, оценки поступления доходов в 2022 году, на основе действующего законодательства Кыргызской Республики и параметров доходной части бюджета, одобренных на заседании Совета Кабинета Министров Кыргызской Республики по фискальной и инвестиционной политике, а также с учетом предложений администраторов ресурсов бюджета.

Доходы республиканского бюджета с учетом грантов государственных инвестиций в 2023 году предусматриваются в сумме 322 766,0 млн. сомов, или 34,8 % ВВП. В сравнении с показателями, утвержденными Законом о республиканском бюджете на 2022 год (далее - утвержденный бюджет), доходы республиканского бюджета увеличатся на 14,4 % или на 40 653,2 млн. сомов. В период 2024-2025 годы доходы республиканского бюджета составят 389 211,5 млн. сомов и 443 829,8 млн. сомов, соответственно.

В составе доходов республиканского бюджета налоговые доходы составят в 2023 году 263 746,7 млн. сомов (28,5 % ВВП), 2024 году – 330 253,8 млн. сомов (32,3 % ВВП), 2025 году – 387 748,5 млн. сомов (34,4 % ВВП). Среднегодовой темп роста налоговых доходов за трехлетний период составит 118,6 %.

Неналоговые доходы республиканского бюджета предусматриваются в 2023 году в размере – 39 221,9 млн. сомов (4,2 % ВВП), 2024 году – 45 547,0 млн. сомов (4,5% ВВП) и 2025 году – 46 136,6 млн. сомов (4,1 % ВВП).

Налоги за пользование недрами

На 2023-2025 годы планируется поступление бонусов в размере 361,3 млн. сомов, 379,4 млн. сомов и 398,3 млн. сомов, соответственно.

Поступления роялти прогнозируются в 2023 году в размере 4 674,5 млн. сомов, на 2024-2025 годы в сумме 5 407,6 млн. сомов и 5 969,6 млн. сомов, соответственно. Сборы роялти, за исключением стратегических полезных ископаемых (золото, нефть, газ), зачисляются в республиканский бюджет – 50 %, в местные бюджеты – 50 %.

Налог на валовый доход Кумтор

Расчет поступления налога на валовый доход Кумтор произведен на основе прогнозируемых объемов производства Кумтор на 2023-2025 годы при ставке 13 % от валового дохода, определенной Соглашением по Кумтору. Так, сумма налога на валовый доход Кумтор прогнозируется в 2023 году в размере 12 420,4 млн. сомов и в 2024-2025 годы 13 881,7 млн. сомов и 14 622,4 млн. сомов, соответственно.

Также, согласно вышеуказанному Соглашению, в доходной части бюджета на 2023-2025 годы предусмотрена ежегодная сумма на развитие минерально-сырьевой базы Кыргызской Республики, в размере 4 % от валового дохода месторождения Кумтор. Поступления данной ежегодной суммы спрогнозированы на 2023-2025 годы в размере 3 227,0 млн. сомов, 3 821,0 млн. сомов и 4 271,0 млн. сомов, соответственно.  

Расходная часть бюджета

Общий объем расходов республиканского бюджета на 2023 год без учета финансовых активов установлен на уровне 344 029,2 млн. сомов или 37,1 % ВВП, что на 52 794,0 млн. сомов больше утверждѐнного бюджета 2022 года (291 234,6 млн. сомов). С учетом финансовых активов общий объем расходов республиканского бюджета установлен на уровне 382 165,9 млн. сомов, в том числе за счет бюджетных средств – 314 754,6 млн. сомов, что на 57 312,8 млн. сомов больше утверждѐнного бюджета 2022 года (257 441,8 млн. сомов), средств специальных счетов – 19 840 млн. сомов, что на 5 378,4 млн. сомов больше утверждѐнного бюджета 2022 года (14 461,6 млн. сомов), средств государственных инвестиций – 47 571,3 млн. сомов. В период на 2024-2025 годы расходы республиканского бюджета без учета финансовых активов составят 375 807,4 млн. сомов и 420 314 млн. сомов соответственно.

Министерство энергетики Кыргызской Республики

Расходы Министерства энергетики Кыргызской Республики (аппарат Министерства энергетики Кыргызской Республики) на 2023 год предусмотрены в сумме 43,9 млн. сомов с уменьшением на 72,6 млн. сомов относительно утверждѐнного бюджета 2022 года, в том числе бюджетные средства – 34,1 млн. сомов с уменьшением 57 на 73,4 млн. сомов относительно утверждѐнного бюджета 2022 года, средства специального счета - 9,8 млн. сомов сомов с увеличением на 0,8 млн. сомов относительно утверждѐнного бюджета 2022 года.

Кроме того, Министерству энергетики Кыргызской Республики на 2023 год предусмотрены средства государственных инвестиций в сумме 9 134,8 млн. сомов, на 2024 и 2025 годы соответственно 10 947,2 млн. сомов и 5 132,0 млн. сомов.

Расходы по подразделу «экономические вопросы, не отнесенные к другим категориям» на 2023 год предусмотрены в сумме 43,9 млн. сомов, в том числе за счет бюджетных средств 34,1 млн. сомов с уменьшением на 73,4 млн. сомов относительно утверждѐнного бюджета 2022 года, за счет средств специального счета 9,8 млн. сомов, с увеличением на 0,8 млн. сомов. млн. сомов.  

Средства предусмотрены на реализацию политики в области энергетики, на регулирование топливно-энергетического комплекса, лицензирование предпринимательской деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса и установление тарифов на электрическую и тепловую энергию и природный газ в соответствии с тарифной политикой, на субсидирование тепловой энергии, отпускаемой населению по регулируемым тарифам.

Комитет отмечает, что необходимо усилить контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых средств, добиваться точного и неукоснительного выполнения поставленных перед отраслью задач.

Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики

Расходы Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики на 2023 год предусмотрены в сумме 934,8 млн. сомов с увеличением на 138,7 млн. сомов, в том числе бюджетные средства 590,0 млн. сомов с уменьшением на 110,8 млн. сомов или на 15,8 % относительно утверждѐнного бюджета 2022 года, средства специального счета 344,9 млн. сомов с увеличением на 329,8 млн. сомов относительно утверждѐнного бюджета 2022 года. 

 

Задолженность государственных предприятий (в том числе энергетического сектора) перед республиканским бюджетом

Информация Финансово-кредитного фонда при Министерстве финансов Кыргызской Республики по существующим задолженностям государственных предприятий бюджету и реструктуризации бюджетных кредитов, в том числе о трансфертах, рекредитовании и реструктуризации задолженностей в энергетическом секторе (по состоянию на 1 сентября 2022 года).

В 2020 году в соответствии с решениями Кабинета Министров Кыргызской Республики, были выделены бюджетные кредиты на общую сумму 6 393,35 млн. сомов, из них фактически выдано 2 237,44 млн. сомов. ОАО «Электрические станции» выделены 5 913,27 млн. сомов, фактически получено 1 757,36 млн. сомов, фактически возвращено 11,06 млн. сомов, остаток долга 1 793,26 млн. сомов.

Реструктуризация задолженности

В 2020 году, в соответствии с решениями Кабинета Министров Кыргызской Республики, реструктуризирована задолженность по бюджетным кредитам, путем предоставления отсрочки платежей, ОАО «НЭС Кыргызстана» на сумму 7 615,97 млн. сомов и ОАО «Электрические станции» на сумму 2 629,55 млн. сомов.

В 2021 году, в соответствии с решениями Кабинета Министров Кыргызской Республики, были выделены бюджетные кредиты на общую сумму 6 650,0 млн. сомов, из них фактически выдано 6 650,0 млн. сомов, в том числе:

Кол-во

Наименование

Основная сумма по договору

Фактически получено

Фактически возвращено

Остаток долга

3

Всего

6 650,0

6 650,0

16,94

6 654,31

1

ОАО «Электрические станции»

5 950,0

5 950,0

16,94

5 953,77

2

ГП «Кыргызтеплоэнерго»

200,0

200,0

0

200,18

3

ГП «НК «Кыргыз темир жолу»

500,0

500,0

0

500,36

В 2022 году, по состоянию на 1 сентября 2022 года, в соответствии с решениями Кабинета Министров Кыргызской Республики, были выделены бюджетные кредиты ОАО «Электрические станции» на общую сумму 7 555,6 млн. сомов, из них фактически выдано 660,0 млн. сомов. Фактически возвращено 0,41 млн. сомов, остаток долга - 660,19 млн. сомов.  

Комитет отмечает, что необходимо принять все меры по своевременному возврату полученных денежных средств и не допускать в дальнейшем просрочку платежей.

Расходы на обслуживание государственного долга

Кыргызской Республики

 

Текущее состояние государственного долга

По состоянию на 31 июля 2022 года размер государственного долга (внешний + внутренний) Кыргызской Республики составил 5 213,04 млн. долларов США (433 589,72 млн. сомов), из них:

- 80,8 % составляет государственный внешний долг: 4 212,13 млн. долларов США (350 339,95 млн. сомов);

- 19,2 % составляет государственный внутренний долг: 1 000,91 млн. долларов США (83 249,77 млн. сомов).

Государственный внешний долг состоит из более чем 250 кредитов, большинство из которых (более 98 %) предоставлены на льготных условиях с 28 процентной ставкой от 0,10-2,0 % и сроком погашения до 40 лет. Все внешние займы, за исключением кредитов, привлеченных от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ) и Дании, предоставлены с фиксированной процентной ставкой.

Наиболее крупными кредиторами являются Китай, Международная ассоциация развития (МАР) и Азиатский банк развития (АБР), представляющими 73 % всего портфеля государственного внешнего долга. Далее следуют МВФ и Япония с 8 и 4 процентами, соответственно.

На обслуживание государственного долга Кыргызской Республики планируется направить в 2023 году – 48 625,4 млн. сомов, в 2024 году – 64 670,6 млн. сомов, в 2025 году – 75 063,3 млн. сомов.

На расходы республиканского бюджета по обслуживанию внешнего долга Кыргызской Республики планируется направить в 2023 году – 34 215,7 млн. сомов, в 2024 году – 43 908,7 млн. сомов, в 2025 году – 51 181,9 млн. сомов.

 

Общегосударственные расходы

(государственные программы, мероприятия и выплаты на 2022-2024 годы)

 

На увеличение уставного капитала энергетических компаний ОАО «Электрические станции» и ОАО «НЭСК» предусмотрены 10 800,3 млн. сомов на 2023 год и на 2024-2025 годы 55 847,3 млн. сомов и 57 065,8 млн. сомов соответственно.

На строительство Камбар-Атинской ГЭС предусмотрены 816,7 млн. сомов на 2023 год и 621,4 млн. сомов на 2024 год.

 

Государственные инвестиции (ГИ)

В 2023-2025 годы общая сумма бюджетного финансирования государственных инвестиций из всех источников составит 139 377,9 млн. сомов. При этом доля внешнего финансирования за счет займов и грантов составит 132 531,2 млн. сомов (95,1 % от общей суммы финансирования), на софинансирование проектов ГИ будет использовано 6 846,7 млн. сомов (4,9 %).  

Значительные расходы будут приходиться также на энергетический сектор – 25 214,0 млн. сомов. В энергетическом секторе продолжат свою реализацию проекты «Реабилитация Токтогульской ГЭС, Фаза II» (АБР, ЕАБР), «Реабилитация Токтогульской ГЭС, Фаза III» (АБР). «Проект улучшения теплоснабжения» (ВБ), Проект «CASA-1000» (ВБ, ЕИБ, ИБР), «Ввод в эксплуатации второго гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2» (ЕАБР), «Реабилитация Уч-Курганской ГЭС» (АБР) и другие. Реализация указанных проектов позволит в значительной мере улучшить состояние энергетической отрасли и создаст благоприятную основу к увеличению обмена электрической энергией между соседними государствами, а также транзитных перетоков. Кроме того, ожидается начало реализации проекта «Модернизация и устойчивость электроэнергетического сектора» (ВБ, SECO). Основной целью данного проекта является улучшение финансовых показателей, операционной надежности и социальной устойчивости электроэнергетического сектора. 

Распределение внешнего финансирования по секторам                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                   млн. сомов

Сектор

2018 факт

2019 факт

2020 факт

2021 факт

2022 утв.

2023 проект

2024 прогноз

2025 прогноз

Энергетика

3356,21

4 979,56

3 625,55

8 224,07

8 423,08

9 105,41

10 933,32

5 098,75

Другие (ЧС, IT, окружающая среда)

250,61

894,59

910,72

2 514,42

4 055,99

7 522,84

7 925,31

4 631,82

         Комитет отмечает, что необходимо более ответственно и осторожно подходить к вопросу получения внешних кредитов, тщательно анализировать и подбирать только те проекты, которые могут в кратчайшие сроки окупить себя и внести наибольший вклад в развитие экономики Кыргызской Республики.

Дефицит бюджета

Дефицит республиканского бюджета на 2023 год составит 21 263,2 млн. сомов или 2,3 % ВВП, с увеличением на 12 141,5 млн. сомов относительно утверждѐнного бюджета 2022 года. На покрытие дефицита бюджета в 2023 году предусмотрены источники финансирования в сумме 21 263,2 млн. сомов.

По внутренним источникам предусмотрено положительное сальдо в сумме 2 283,5млн. сомов, из них:

Поступление из внутренних источников составляет 48 072,3 млн. сомов, в том числе:

- поступления от реализации государственных ценных бумаг 16 000 млн. сомов;

- остатки на счетах Правительства Кыргызской Республики 1 857 млн. сомов;

- приватизация государственной собственности 17 800 млн. сомов;

- возврат бюджетных ссуд 12 415,3 млн. сомов.

Погашение из внутренних источников составляет – 45 788,8 млн. сомов, в том числе:

         - погашение основной суммы внутреннего долга – 7 227,1 млн. сомов;

- условные обязательства ГЧП – 425 млн. сомов;

- бюджетный кредит – 2 172,5 млн. сомов;

- акции и другие формы участия в капитале – 23 732,5 млн. сомов;

- рекредитование кредитов и грантов государственных инвестиций – 12 231,7 млн. сомов.

По внешним источникам предусмотрено положительное сальдо в сумме 18 979,7 млн. сомов, из них:

Поступления из внешних источников составляют 46 212,5 млн. сомов, в том числе:

         - кредиты по государственным инвестициям 29 459,2 млн. сомов;

         - программные займы – 16 753,4 млн. сомов.

На погашение основной суммы внешнего долга предусмотрено – 27 232,8 млн. сомов.

Профицит республиканского бюджета на 2024 год составит 13 404,0 млн. сомов или 1,3 % ВВП. На 2025 год профицит республиканского бюджета составит 23 515,8 млн. сомов или 2,1 % ВВП.

Комитет отмечает, что, в соответствии с п. 4 ч. 3 ст.71 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», к проекту республиканского бюджета отсутствуют заключения Национального банка и Счетной палаты Кыргызской Республики.

 

         На основании вышеизложенного, Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов», пришел к следующему заключению:

1. Одобрить концепцию проекта Закона Кыргызской Республики
«О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2023 год и плановый период 2024-2023 годов».

2. Направить копию данного заключения в Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по бюджету, экономической и фискальной политике.

 

 

Председатель Комитета                                           А.А. Турсунбаев