Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

Решенеие Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию от 24 января 2017 года о состоянии внедрения автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) в энергокомпаниях ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания»

25-01-2017
14:51

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию

 от 24 января 2017 года

                                     О состоянии внедрения автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) в энергокомпаниях                                         

         ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания»

 

Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) — это комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающих дистанционный сбор, хранение и обработку информации об энергетических потоках в электросетях. Задача АСКУЭ состоит в точном измерении количества потребленной или переданной энергии с учетом заданных параметров и тарифов, а также в автоматическом приведении технологических данных в удобную для анализа форму.

АСКУЭ представляет собой совокупность контрольно-измерительной аппаратуры, сетей передачи данных, компьютеров (серверов) и программного обеспечения. Схематическая структура АСКУЭ включает 4 уровня:

  • на нижнем уровне первичные измерительные приборы (счетчики) измеряют количество электроэнергии в точках учета;
  • на втором уровне находятся устройства сбора и подготовки данных (УСПД) — специализированные измерительные системы или многофункциональные программируемые преобразователи со встроенным программным обеспечением (ПО) энергоучета. УСПД осуществляют круглосуточный сбор измерительных данных с территориально распределенных счетчиков, накопление, обработку и передачу этих данных на верхние уровни;
  • третий уровень АСКУЭ — это персональный компьютер или сервер центра сбора и обработки данных (ЦСОД) с различных УСПД, который осуществляет итоговую обработку информации и преобразование в форму, удобную для анализа и управления;
  • высший уровень системы производит сбор информации с узлов третьего уровня, дополнительную структуризацию, архивирование данных, формирование документов для взаиморасчетов на рынке электроэнергии.

Преимущества внедрения АСКУЭ неоспоримы.

В настоящее время АСКУЭ успешно внедряется в ОАО «НЭС Кыргызстана», который финансируется Азиатским Банком Развития.

Вместе с тем, при внедрении АСКУЭ в энергокомпаниях имеются серьезные недостатки.

Внедрение АСКУЭ в подразделениях ОАО «Электрические Станции» в настоящее время даже не планируется, которое информирует Комитет, что в связи со спецификой её работы нет необходимости внедрения системы АСКУЭ.

Следует отметить, что во всём мире АСКУЭ внедряется на всех стадиях выработки, передачи и распределения электроэнергии.

К примеру, об этом свидетельствует опыт России, где ещё в 2000 годах на всех генерирующих электроэнергию предприятиях внедрена АСКУЭ.

В настоящее время распредкомпании занимаются только установкой электронных счётчиков, т.е выполняют работы нижнего (первого) уровня АСКУЭ.

Однако и эта работа, т.е. установка электронных счётчиков в распредкомпаниях осуществляется медленными темпами.

У бытовых потребителей электроэнергии установлено порядка 1 млн.                    250 тыс. электросчетчиков. 

По сведениям ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания» (далее Нацэнергохолдинг) с 2012 года по сегодняшний день установлено всего 172 861 счетчик АСКУЭ, что составляет 13,8 % от общего количества электросчетчиков или устанавливается около 3,4 % в год. В том числе: в ОАО «Северэлектро» - 164 200 шт, ОАО «Востокэлектро» - 2 464 шт, ОАО «Ошэлектро» - 3 044 шт, ОАО «Жалалабатэлектро» - 3 153 шт.

При таких темпах завершение установки электронных счётчиков произойдёт только через 29 лет.

При приобретении электросчётчиков энергокомпаниями не применяется единый стандарт.

Сердцем электронного счётчика является микроконтроллер, на который возложено выполнение практически всех функций.

Разнообразие этих функций заключается в программном обеспечении (ПО) микроконтроллера, который является непременным атрибутом современного электронного счётчика электроэнергии.

Поэтому разнообразие сервисных функций и выполняемых задач зависит от того, какое техническое задание было поставлено перед программистом.

Как правило, каждый поставщик выпускает электросчётчики с определёнными функциями и программным обеспечением, которые не всегда могут совпадать с функциями электросчётчиков других поставщиков, что может в дальнейшем вызвать серьёзную проблему при внедрении АСКУЭ.

Из информации Нацэнергохолдинга видно, что электросчётчики приобретаются у разных поставщиков. Таких как: SC «ADD-Production» SRL (Молдавия), Ningbo sanxing electric CO LTD (КНР), Shenzhen inhemeter Co, Ltd (КНР), Hexing electrical Co.Ltd (КНР), Эльстер метроника (Россия), NIK (Украина), Ak-Ay Electric (Турция), ТОО Смарт Инжиниринг Групп (Казахстан), ОсОО «ENERKOM» (г. Бишкек) и ОсОО «Элтехника»                             (г. Бишкек).

Нацэнергохолдингом только в ноябре 2016 года издан приказ по применению единых стандартов при приобретении электронных счетчиков, для унификации внедрения АСКУЭ в энергокомпаниях.

Нет единого стандарта при приобретении электросчётчиков также в ценовой политике (см. ниже табл.).

 

Распределительные  электрокомпании (РЭК)

Дата приобретения

Поставщик

К-во, шт

Цена, сом

ОАО «Северэлектро»

2013г.

SC «ADD-Production» SRL (Молдавия)

115 000

182,6 евро

17.02.2016.

Нигбо Сансинг Медикал (Китай)

38 405

7 290

2016г.

Хенсинг (Китай)

20 000

100 долл.

ОАО «Ошэлектро»

07.12.2015.

ТОО Смарт Инжиниринг Групп (Казахстан)

300

3ф – 19 615

03.01.2016.

То же

200

3ф – 20 299

04.10.2016.

Нигбо Сансинг Медикал (Китай)

2 360

3ф   100А

 10 482,9

04.10.2016.

Нигбо Сансинг Медикал (Китай)

100

3ф    7,5А

12 472,125

10.10.2016.

Нигбо Сансинг Медикал (Китай)

500

1ф – 6 264

18.11.2016.

Нигбо Сансинг Медикал (Китай)

40

3ф   100А

 10 118

ОАО «Жалалабатэлектро»

01.12.2015.

ОсОО «ENERKOM»

г. Бишкек

2 389

3ф – 14 350

1ф – 8 400

ОАО «Востокэлектро»

17.05.2016.

ОсОО «Eltechnica»,

г. Бишкек

2 000

200

9 090,85

9 621,95

 

Как видно из таблицы цены приобретённых электросчётчиков, примерно одинаковых по техническим характеристикам, колеблются в значительных пределах.

Кроме того, в Комитет с заявлением обратились члены союза предпринимателей Жалалабатской области о том, что ОАО «Жалалабатэлектро» принуждает их приобретать электросчётчики на рынке (заявление предпринимателей прилагается). Напрашивается естественный вопрос где электросчётчики, которые приобрёл ОАО «Жалалабатэлектро»? Почему цена электросчётчиков на рынке 16 000 сом, если ОАО «Жалалабатэлектро» приобрёл их по 14 350 сом?

Нет системного подхода по внедрению АСКУЭ.

Не принимаются должных мер в распредкомпаниях по внедрению других вышеизложенных трёх уровней структуры АСКУЭ.

Правительством Кыргызской Республики перед распредкомпаниями поставлена задача довести потери электроэнергии до 12%. Необходимо отметить, что в странах с развитой экономикой этот показатель в среднем составляет 6 - 7%.

В связи с этим Нацэнергохолдингом инициирован проект «Развитие местного производства АСКУЭ на территории Кыргызской Республики». Основной целью проекта является создание отечественного производства электронных счетчиков электроэнергии.

А также Нацэнергохолдингом предусматривается объявление тендера на приобретение 200 тыс. электросчётчиков.

Нацэнергохолдинг считает, что за счет установки электронных счетчиков снижение общих потерь электроэнергии распредкомпаний достигнут  до 12% , что составит более 150 млн. кВт час в год.

Однако, по мнению заведующего лабораторией «Адаптивные и интеллектуальные системы» Института физико-технических проблем и материаловедения Национальной Академии Наук Кыргызской Республики, доктора технических наук, член-корреспондента (далее НАН КР, д.т.н.) Оморова Т. Т. такой прогноз и подход к решению проблемы снижения потерь электроэнергии является ошибочным.

Он отмечает, что установка одних счетчиков электроэнергии не позволит достичь тех результатов, которые приведены в вышеуказанном проекте, так как счетчики сами по себе не могут устранить такие ключевые возмущающие факторы, как несимметричность режимов работы распределительных  электрических сетей, несанкционированные отборы (хищения) электроэнергии, износ силовых линий и утечек тока в сети.

Основные функции «умных» счетчиков ограничиваются лишь измерением необходимых параметров (количество электроэнергии, потребляемой мощности, токов и напряжений) и установлением необходимого уровня мощности потребления абонентами сети. Они позволят уменьшить только часть коммерческих потерь, обусловленных человеческим фактором (сговор между контролером и абонентом сети). При этом технические и коммерческие потери, обусловленные несимметрией и хищениями электроэнергии, невозможно снизить без принятия специальных мер в составе АСКУЭ.

Учёный считает, что для реального достижения результатов, запланированных в рассматриваемом проекте, целесообразно комплексное решение проблем. Он информирует, что в настоящее время вышеуказанный институт совместно с Научно-производственным объединением «МИР»             г. Омск Российской Федерации проводятся совместные работы по созданию алгоритмического и специального программного обеспечения для решения новых функциональных задач АСКУЭ (его предложения по данному вопросу прилагаются).

Серьёзная проблема при внедрении АСКУЭ создалась в ОАО «Северэлектро». По неизвестным причинам не осуществляется монтаж и пуск в эксплуатацию оборудования системы связи АСКУЭ купленной ОАО «Северэлектро» у Корпорации ZTE (КНР) по двум договорам № 112д/448 и № 112д/448 от 31.12.2010г. на общую сумму 6 млн. долларов США.

ОАО «Северэлектро» в конце 2011 года оплатило 20 % от общей стоимости оборудования на сумму 1 млн. 128 тыс. долларов США. Оставшуюся сумму, в соответствии с договорами, должно было оплатить после получения товара. Корпорацией ZTE поставка оборудования в адрес ОАО «Северэлектро» в течение 2011 – 2013г.г. полностью завершена.

ОАО «Северэлектро» не оплачивает оставшуюся сумму поставщику и не осуществляет монтаж дорогостоящего и нужного оборудования. Оборудование вот уже несколько лет лежит на складе, которую по словам специалистов в буквальном смысле поедают мыши.

Не ясна позиция руководства ОАО «Северэлектро»:

- с какой целью держит ценное оборудование на складе?

- что собирается она делать с этим оборудованием в дальнейшем?

Вернуть поставщику данное оборудование ОАО «Северэлектро» не удастся. Юридический отдел ОАО «Северэлектро» в своём заключении констатирует:

- Договора между ней и Корпорацией ZTE были подписаны на основании проведённого тендера.

- Ни один из предусмотренных договорами пунктов не даёт возможности ОАО «Северэлектро» для безболезненного прекращения или расторжения договора. Эта ситуация усугубляется тем, что контрагент уже завершил поставки оборудования по договорам, стоимость полученного оборудования составляет около 5 млн. долларов США.

- В случае судебных разбирательств с Корпорацией ZTE по данным договорам, вероятность положительного исхода для ОАО «Северэлектро» малоперспективна.

Внедрение данного оборудования несомненно должно было начать приносить прибыль. Вместо этого ОАО «Северэлектро» в настоящее время терпит убытки, так как только за хранение оборудования с 2012 года платит более 67 000 сомов ежемесячно.

 Комитет считает, что:

- Генеральной прокуратуре необходимо проверить ущерб нанесенный государству приобретением ОАО «Северэлектро» данного оборудования системы связи;

- Счётной палате Кыргызской Республики необходимо проверить включена ли сумма 1 млн. 128 тыс. долларов США, оплаченная ОАО «Северэлектро» Корпорации ZTE, в затраты для утверждения тарифов на электроэнергию.

Специалисты утверждают, что при правильной организации дела монтаж и пуск в эксплуатацию оборудования можно произвести в течение 6 месяцев.

Однако, за прошедшее время возникла новая серьезная проблема. Из обученных китайской компанией 8 специалистов, некоторых уволило руководство ОАО «Северэлектро», некоторые уволились сами.

Корпорация ZTE на вопросы работников ОАО «Северэлектро» ответила, что:

- Стандарт данного оборудования отвечает всем требованиям международных норм телекоммуникации.

- В отличие от GSM cтандарта, данный тип cтандарта СДМА является более защищённым от помех и потенциальных кибератак. Эта технология связи изначально была предназначена для использования в военных целях, соответственно требования к каналу связи были изначально выше, чем к обычным гражданским технологиям связи.

- Система рассчитана для обслуживания более 2 млн. абонентов, т.е. данный канал связи имеет возможность охвата всех потребителей электроэнергии не только ОАО «Северэлектро», но и всей республики.

Комитет считает, что за допущение таких серьезных недостатков в работе руководство ОАО «Северэлектро» должно нести всю полноту ответственности.

АСКУЭ необходимо внедрять с соблюдением всех стандартов и научных требований, учитывая мнения учёных.

По мнению учёных все энергокомпании Нацэнергохолдинга, в том числе ОАО «Электрические Станции», ОАО «НЭС Кыргызстана», распредкомпании: ОАО «Северэлектро», ОАО «Ошэлектро», ОАО «Жалалабатэлектро», ОАО «Востокэлектро» и даже малые ГЭС, должны быть объединены в единую систему АСКУЭ, что позволит довести уровень потерь электроэнергии до уровня стран с развитой экономикой, появится возможность одновременного снятия показаний всех  счетчиков в требуемый момент времени, потоки электроэнергии будут прозрачны.

Правительству Кыргызской Республики необходимо принять Программу по внедрению АСКУЭ в энергосистеме, т. е. взять данный вопрос под постоянный контроль. В противном случае эта проблема не решится. Энергетики будут продолжать работать устаревшими методами и говорить «что в связи со спецификой её работы нет необходимости внедрения системы АСКУЭ», когда другие уже более 15 лет назад внедрили и работают по ней.

 

Заслушав и обсудив информацию Заместителя председателя Правления Нацэнергохолдинга Садыкова Н. М. Комитет пришел к следующему решению:

 

  1. Считать работу Нацэнергохолдинга по внедрению АСКУЭ в энергокомпаниях недостаточной.

 

  1. Внести данный вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

 

                Председатель  Комитета                                                     К. Рыспаев