РЕШЕНИЕ Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству «О положении дел в отрасли гражданской авиации Кыргызской Республики»

01-07-2016 12:13

РЕШЕНИЕ

 

Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству

 

«О положении дел в отрасли гражданской авиации

Кыргызской Республики»

 

Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству, заслушав и обсудив информацию и.о. министра транспорта и дорог Кыргызской Республики Айдарова З.К., «О положении дел в отрасли гражданской авиации Кыргызской Республики», констатирует следующее.

Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики, а также Агентством гражданской авиации при данном министерстве, как полномочным государственным органом гражданской авиации, проводится определенная работа по развитию отрасли, оснащению необходимым оборудованием и техникой, обеспечению надзора за безопасностью полетов и авиационной безопасности, наиболее полного удовлетворения потребностей населения в авиаперелетах.

В настоящее время авиационная отрасль в Кыргызской Республике представлена Агентством гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики, Государственным предприятием «Кыргызаэронавигация», ОАО «Международный аэропорт «Манас» с 10 приписными аэропортами и 22 авиакомпаниями зарегистрированными на территории республики.

Ратифицированы договора об осуществлении взаимных воздушных сообщений с 28 государствами, с 9 странами в настоящее время налажены постоянные авиарейсы.

В результате принятых мер достигнуты некоторые положительные результаты.

За последние 2 года открыты 7 новых авиамаршрутов на международных авиалиниях, в том числе в истекшем году открыты авиарейсы по международным воздушным линиям: Бишкек-Дели, Бишкек-Самара, Бишкек-Душанбе. Увеличены количество рейсов на маршрутах: Бишкек-Урумчи, Бишкек-Новосибирск, Бишкек-Екатеринбург, Бишкек-Душанбе.

В 2015 году на международных авиамаршрутах осуществлено на 328 авиарейсов больше, чем в 2014 и перевезено больше 66091 пассажиров, больше

предыдущего года. Доходы в истекшем году по ОАО «Международный аэропорт «Манас» составили свыше 3 млрд. сомов, что больше показателя 2014 года на 696 млн. сомов, получена прибыль в размере 1,3 млрд сомов.

За последние три года на реконструкцию, модернизацию, строительство, увеличение основных производственных фондов ОАО «Международный аэропорт «Манас», а также других аэропортов освоено свыше 2 млрд. сомов.

Государственным предприятием «Кыргызаэронавигация» в целях обеспечения безопасности обслуживания воздушных судов и пассажиров, проводит работу по решению задач по оснащению основных аэропортов Кыргызской Республики современными радиотехническими комплексами систем обслуживания воздушного движения и системами метеорологического обеспечения полетов, обеспечение организации и обслуживания воздушного движения в верхнем воздушном пространстве из единого центра.

Аэронавигационная вышка, построенная за счет средств министерства обороны США, в настоящее время прошла тестирование и функционирует в режиме дублирования.

Агентство гражданской авиации ведет постоянный надзор за обеспечением безопасности полетов. Проводится целенаправленная работа по укреплению кадрового потенциала в гражданской авиации и повышению их оплаты труда. В 2008 году работникам Агентства гражданской авиации был увеличен Фонд заработной платы. На курсах повышения квалификации и переподготовки инспекторами Агентства было получено 75 сертификатов по линии ТРАСЕКА и 30 по другим проектам.

 

Учитывая, что в октябре 2006 года по результатам аудита ИКАО все авиакомпании, зарегистрированные в Кыргызской Республике, были включены в «черный список» Евросоюза, проводится работа по выходу из него.

 

1 марта 2016 года вступил в силу принятый законом Кыргызской Республики от 6 августа 2015 года Воздушный кодекс Кыргызской Республики. Авиационные правила Кыргызской Республики и другие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность гражданской авиации приводятся в соответствие с Воздушным кодексом Кыргызской Республики.

Вместе с тем, положение дел в отрасли гражданской авиации республики вызывает озабоченность, в вопросах ее развития имеют место упущения и недостатки, имеющийся потенциал используется не в полной мере.

 

До настоящего времени авиакомпании находятся в «черном списке» Евросоюза. Все еще много замечаний высказывается в ходе инспекции аудиторами ИКАО.

Только в результате последней проверки, которая состоялась в январе- феврале текущего года ими было отмечено 128 несоответствий  в деятельности отрасли необходимым требованиям.

Одной из основных требований ИКАО, на решение которых Комитетом неоднократно рекомендовалось обратить внимание  Правительству, это слабое финансирование агентства гражданской авиации и в первую очередь, инспекторского состава. По этой причине действующим инспекторам Агентства гражданской авиации по результатам аудита в феврале 2016 года выставлена очередная негативная оценка.

Не ведется целенаправленная работа по обновлению имеющегося парка воздушных судов. Парк воздушных судов, эксплуатируемых авиапредприятиями Кыргызской Республики, морально и физически устарел, и требует срочного обновления и замены новыми, отвечающими современным международным требованиям, воздушными судами.

В авиакомпаниях, зарегистрированных в Кыргызской Республике имеются суда 1971-1975 и 1978 годов выпуска. На балансе авиакомпании «Манас Эйрвейс» числится воздушное судно Ан-2, предназначенное для осуществления пассажирских перевозок 1971 года выпуска. В авиакомпании «Sky  Way Air», осуществляющего грузовые перевозки - воздушное судно Ан-26, 1981 года выпуска. В авиакомпании «Air KG» имеется воздушное судно Як-40, срок эксплуатации которой свыше 40 лет.

Всего в Реестре гражданских воздушных судов Кыргызской Республики числится 43 воздушных судов, в том числе 26 не имеющих сертификатов летной годности, 28 из них еще советского производства.

Также в Реестре воздушных судов Кыргызской Республики состоит 12 вертолета Ми-8 различных модификаций, и все они не имеют сертификатов летной годности.

Агентством гражданской авиации, как бюджетной организацией, не принимаются должные меры по оздоровлению финансового состояния предприятия, на сегодняшний день сумма кредиторской задолженности составляет более 13 млн. сомов, основная часть которой остается непогашенной с 2008 года.

Задолженность Кыргызской Республики по членским взносам перед ИКАО на сегодняшний день составляет 101 739 канадских долларов и 104 016 долларов США.

Задолженность Кыргызской Республики перед Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) на сегодняшний день составляет 381 000 долларов США.

Не ведется должный контроль за осуществлением тарифной политики со стороны агентства, что вызывает нарекания населения на их высокую стоимость.

Все аэропорты ОАО «МАМ», учитывая длительный срок эксплуатации, имеют проблемы с искусственным аэродромным покрытием. Объекты и сооружения аэропортов, нуждаются в проведении реконструкции. Год ввода в эксплуатацию аэропортов составляет: аэропорт «Манас» - 1979, «Ош» - 1962, «Джалал-Абад» - 1972, «Кербен» - 1975, «Исфана» - 1974, «Баткен» - 1984, «Каракол» - 1978, «Нарын» - 1974, «Казарман» - 1984, «Талас» - 1979.

         За счет финансовых средств ОАО «МАМ» ежегодно проводятся ремонты искусственного покрытия, однако, для реконструкции необходимы значительные финансовые вложения.

Необходимо в аэропорту «Манас» решить вопрос строительства второй взлетно-посадочной полосы, а также приобретения инструментальной системы посадки ILS, дальномерного радиомаяка DME. Требует капитального ремонта имеющаяся взлетно-посадочная полоса, обновление и модернизация, устаревших средств перронной механизации (ленточный конвейер, модернизация наземных источников электропитания, установок запуска авиадвигателей).

Взлетно-посадочная полоса аэропорта города Ош требует проведения ремонта и усиления для приема воздушных судов без ограничений по массе.

Также необходимо приобретение оборудования для технического и коммерческого обслуживания воздушных судов (буксировщики, автотрапы, ассенизационная техника, перронные обогреватели двигателей и салона ВС, машины для погрузки-разгрузки груза и т.д), удлинение взлетно-посадочной полосы, строительство грузового терминала и оборудования по обработке грузов.

Техническое состояние аэропортов внутренних воздушных линий «Баткен», «Исфана», «Джалал-Абад», «Казарман», «Караван», «Нарын», «Талас» требует проведения капитального ремонта. К тому же, изношено покрытие взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и перронов, морально и физически устарело радиотехническое и метеорологическое оборудование, выработало ресурс или отсутствует досмотровое оборудование, отсутствует необходимая спецтехника на всех приписных аэропортах.

При таком техническом состоянии аэропортов, в ближайшее время невозможно будет продлевать эксплуатацию некоторых аэропортов.

Во всех аэропортах республики требует ускорения решение вопросов обновления и модернизации, имеющегося аэронавигационного оборудования, включая «Международный аэропорт «Манас».

На данный момент модернизация аэронавигационных систем и систем управления воздушного движения (УВД), является наивысшим приоритетом для Кыргызской Республики, от нее напрямую зависит безопасность воздушного движения страны.

Состояние 60% радиолокационного, навигационного, связного и метеооборудования, установленного в аэропортах Кыргызской Республики, которое используются для обслуживания воздушных судов, выполняющих полеты через воздушное пространство Кыргызской Республики, физически и морально устарело, а также выработало свой ресурс.

Для модернизации всей аэронавигационной системы согласно «Программы развития и модернизации систем обслуживания воздушного движения ГП «Кыргызаэронавигация» на 2014-2017 гг. и до 2020 года» потребуется около 24,1 миллионов долларов США. Эти финансовые средства нужны только для установки новых современных аэронавигационных средств.

При ежегодном доходе предприятия около 500,0 млн сомов решить данную проблему самостоятельно не представляется возможным.

Со стороны Правительства Кыргызской Республики не оказывается должной финансовой поддержки в решении данного вопроса.

Хуже того, постановлением Правительства Кыргызской Республики за №265 от 28 апреля 2009 года Государственному предприятию «Кыргызаэронавигация» на модернизацию аэронавигационного оборудования было выделено денежных средств в размере 140,0 млн. сомов, которые до предприятия не дошли. До настоящего времени Правительство, министерство финансов Кыргызской Республики  не проявило озабоченность судьбой этих средств, виновные не привлечены к ответственности.

Правительству необходимо обратить внимание на то, что в отрасли гражданской авиации нет единой координации и целостности.

Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики –осуществляет государственную политику в области транспорта, включая воздушный. В структуре министерства находится агентство гражданской авиации, который осуществляет регулирование в области гражданской авиации.

Кроме того, есть Государственное предприятие «Кыргызаэронавигация», в задачи которого входит обслуживание воздушного движения и системами метеорологического обеспечения полетов, обеспечение организации и обслуживания воздушного движения в верхнем воздушном пространстве из единого центра.

Также, функционирует ОАО «Международный аэропорт «Манас», которое по форме собственности подотчетно Фонду государственного имущества при Правительстве Кыргызской Республики, а по деятельности размыта его подотчетность.

Во многих странах все субъекты находятся либо под соответствующим министерством, либо под агентством гражданской авиации, что намного облегчает их деятельность, особенно в вопросах финансирования и единой координации.

 

На основании вышеизложенного, Комитет р е ш и л:

 

1. Информацию и.о. министра транспорта и дорог Кыргызской Республики Айдарова З.К. «О положении дел в отрасли гражданской авиации Кыргызской Республики» принять к сведению.

 

2. Рекомендовать Правительству Кыргызской Республики:

 

- совместно с министерством финансов Кыргызской Республики проработать вопрос неукоснительного выполнения требований части 2 статьи 12 Воздушного кодекса Кыргызской Республики;

 

- оказать содействие агентству гражданской авиации для погашения задолженности Кыргызской Республики по членским взносам в ИКАО и МАК;

 

- для оптимизации деятельности отрасли гражданской авиации рассмотреть вопрос целесообразности внесения изменений в существующую структуру;

 

- провести служебное расследование, по выделенной на основании постановления Правительства №265 от 28 апреля 2009 года, для ГП «Кыргызаэронавиации» 140,0 млн. сомов для модернизации аэронавигационного оборудования;

 

- для ускорения процесса выхода из «черного списка» и положительного разрешения не решенных пунктов ИКАО, рассмотреть вопрос увеличения штатной численности инспекторов агентства гражданской авиации и повышения их заработной платы, а также принять безотлагательные меры по приведению законодательной базы в соответствие с их требованиями.

 

3. Министерству транспорта и дорог Кыргызской Республики, Агентству гражданской авиации при данном министерстве принять меры по:

 

- оздоровлению морально-психологического состояния в коллективе агентства гражданской авиации;

 

- расширению сети воздушных трасс, обеспечивающих максимально эффективное использование воздушного пространства Кыргызстана при гибком реагировании на потребности перевозчиков;

 

- разработке и осуществлению долгосрочных комплексных  программ научно-исследовательских работ, направленных на развитие и совершенствование национальной системы воздушного обслуживания;

 

- осуществлению единой технической и организационной политики при реализации программы модернизации и технического переоснащения системы организации воздушного движения Кыргызской Республики, развитию приписных аэропортов, направления необходимого количества финансовых средств на их реконструкцию и техническое переоснащение;

 

- гармонизации и совместимости аэронавигационных систем с аналогичными системами стран-членов СНГ и сопредельных государств;

 

- организации обучения высококвалифицированных специалистов в зарубежных центрах подготовки, центрах управления воздушным движением и фирмах-поставщиках оборудования;

 

- обновлению технического парка имеющихся воздушных судов;

 

в срок до 20 сентября 2016 года проведения персонального аудита сотрудников агентства гражданской авиации на соответствие квалификационным требованиям занимаемой должности;

 

4. Открытому акционерному обществу «Международный аэропорт «Манас»:

 

- предусмотреть в перспективе сооружение второй взлетно-посадочной полосы;

 

- рассмотреть вопрос о выделении части поступивших от сборов с пассажиров, вылетающих по международным авиарейсам, финансовых средств агентству гражданской авиации для повышения кадрового потенциала инспекторов, вывода Кыргызстана из «черного списка», а также повышения заработной платы.

 

5. О ходе выполнения данного решения информировать Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству к 20 сентября 2016 года.

 

 

Председатель Комитета                                                     М.А. Аманкулов

 

Количество просмотров : 2663