Решение Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству от 28 ноября 2017 года «Об информации о работе проводимой руководством ОАО «Международный аэропорт «Манас» по развитию предприятия и региональных аэропортов»

22-12-2017 12:09

 

 

 

 

 

 

 

Решение

 

Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики  по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству от 28 ноября 2017 года

 

«Об информации о работе проводимой руководством ОАО «Международный аэропорт «Манас» по развитию предприятия и региональных аэропортов»

 

 

Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики  по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству заслушав информацию  Президента Открытого акционерного общества «Международный аэропорт «Манас» Чукуева Э.М. отмечает, что руководством ОАО «Международный аэропорт «Манас»  проводится определенная работа по повышению эффективности аэропорта «Манас», а также аэропортов в населенных пунктах республики, находящихся на их балансе.

По итогам финансово-экономической деятельности ОАО «МАМ» за 2016 год с учетом дочерних предприятий была получена чистая прибыль в размере 1 млрд. 629 млн. 739 тыс. сомов. По сравнению с 2015 годом увеличение размера чистой прибыли  составило в сумме 262 млн. 677 тыс. сомов.

За 2016 год ОАО «МАМ» без учета дочерних предприятий была получена чистая прибыль в размере 1 млрд. 545 млн.652 тыс. сомов. По сравнению с 2015 годом увеличение размера чистой прибыли  составило в сумме 215 млн. 358 тыс. сомов.

Операционные доходы составили в сумме 4 млрд. 162 млн. сомов, с увеличением по сравнению с 2015 годом на 23,4%.

Операционная прибыль за 2016 год составила 1 млрд. 810 млн. сомов. Относительно итогов 2015 года увеличение данного показателя составило 41% или на 530 млн. 017 тыс. сомов.

По итогам финансово-экономической деятельности ОАО «МАМ» за 9 месяцев 2017 года размер чистой прибыли составил 1 млрд. 515 млн. сомов.

По итогам производственной деятельности за 2016 год ОАО «МАМ» обслужило 28 629  рейсов (прилет/вылет), что больше аналогичного показателя за 2015 год на 111 рейсов или на 0,4 %.

По международным направлениям количество обслуженных рейсов за отчетный период составило 19 623  рейса (прилет/вылет), что выше аналогичного показателя за 2015 год на 390 рейсов или на 2%.

За 2016 год объем авиаперевозок по внутренним направлениям составил 9 006 рейсов (прилет/вылет). Снижение объема рейсов по внутренним направлениям по сравнению с 2015 годом составило 3% или 279 рейсов.

В целом за последние 5 лет наблюдается положительная тенденция по производственным показателям.

По итогам 9 месяцев 2017 года общий объем выполненных рейсов по ОАО «МАМ» составил 23 796 рейсов (прилет/вылет), что выше данного показателя за аналогичный период 2016 года на 3 248 рейса или на 15,8%.

По итогам 2016 года пассажиропоток по ОАО «МАМ» составил 3 082 931 пассажир (прилет/вылет), в сравнении с 2015 годом пассажиропоток увеличился на 40 539 пассажира или на 1,3%.

         По международным направлениям пассажиропоток составил 2 073 493 пассажиров, что выше показателя  2015 года на 49 812 пассажиров или на 2,5%.

         По внутренним направлениям пассажиропоток составил 1 009 438 пассажиров, что на 9 273 пассажира меньше, чем за 2015 год.

         За последние 5 лет отмечается увеличение пассажиропотока на 63%.

По итогам 9 месяцев 2017 года в аэропортах ОАО «МАМ» было обработано 22 836,4 тонны груза (прилет/вылет), из них 22 523,7 тонн по международным рейсам, 312,7 тонн по внутренним рейсам.

По отношению к 2016 году увеличение грузопотока за 9 месяцев 2017 года составило 29,8% или 5 238,7 тонны.

Особое внимание уделяется на развитие  аэропортов, расположенных в отдаленных регионах страны. В 2017 году  за счёт собственных средств ОАО «МАМ» выполнил реконструкцию существующего здания аэровокзала международного аэропорта «Баткен». В настоящее время реконструированный аэровокзал сдан в эксплуатацию.

В ноябре текущего года начались работы по реконструкции и расширению здания аэровокзала аэропорта «Джалал-Абад». Завершение реализации проекта запланировано на 2018 год.

За счёт собственных средств ОАО «МАМ», завершены важные инфраструктурные проекты в международном аэропорту «Ош». Ведутся строительно-монтажные работы по удлинению взлетно-посадочной полосы международного аэропорта «Ош» на 400 метров. После завершения реализации проекта, общая длинна взлетно-посадочной аэропорта «Ош» составит 3214метров.

В марте 2016 года  Жогорку Кенешем  Кыргызской Республики принят Закон «О ратификации Грантового Соглашения между Правительством  Кыргызской Республики и Японским агентством Международного Сотрудничества (JICA) по проекту «Улучшение  оборудования международного аэропорта «Манас».

На основании данного Соглашения Правительство Японии выделило 1,6 млрд японских йен (около 16млн. долларов США) для оснащения авиационной техники  и специального оборудования для аэропорта «Манас».

Вместе с тем, в деятельности ОАО «Международный аэропорт «Манас» для успешной реализации намеченных программ по повышению эффективности предприятия и развития региональных аэропортов входящих в его структуру имеют место ряд замедляющих факторов.

В первую очередь нормы Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках», где установлено, что государственные закупки-это приобретение  закупающей организацией  товаров, работ, услуг и консультационных услуг методами, установленными этим Законом, финансируемым полностью или частично за счет государственных средств, создают дополнительные трудности и барьеры в оперативном решении хозяйственных вопросов акционерного общества с государственной долей участия и их дочерних предприятий, ставят их в неравное положение по отношению к другим частным компаниям, исключают такие общества из рыночных отношений, и влекут за собой дополнительные расходы.

Публичность, открытость и законность проведения закупок акционерными обществами в достаточной мере регулируются Законом Кыргызской Республики «Об акционерных обществах» и могут дополнительно усилены внутренними документами Общества.

Кроме того, данная норма входит в противоречие со статьями 1, 2, 223 и 224  Гражданского кодекса Кыргызской Республики.

Комитет считает целесообразным, в целях  устранения излишнего давления и регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства, внести изменения в Закон Кыргызской Республики «О государственных закупках» и исключить средства акционерных обществ с государственной долей участия из понятия «государственных средств».    

 Внесение данных поправок в законодательство позволит ОАО «Международный аэропорт «Манас» более оперативно решать возникшие проблемные вопросы, приобретать оборудование по приемлемым ценам и более качественные.

Много недоработок в организации деятельности служб работающих в аэровокзальных комплексах аэропортов «Манас» и «Ош», нет  должного взаимодействия между ними, в результате имеет место скопление людей в очередях при прохождении досмотра, вызывая нарекание и возмущение со стороны пассажиров.

Из за недостаточного оснащения системой видеонаблюдения в залах приема и выдачи багажа имеют место факты их  хищений и утери.

С учетом перспективы развития «Международного аэропорта «Манас» необходимо планировать строительство второй взлетно-посадочной полосы, запретить выдачу разрешительных документов на строительство сооружений в зоне предполагаемого строительства полосы.

Много нареканий в адрес пограничной и таможенной служб работающих в аэропортах «Манас» и «Ош». Из за недостатка штатной численности военнослужащих пограничников  не обеспечивается  обслуживание одновременно нескольких рейсов на должном уровне.

При прохождении таможенного контроля таможенной службой не применяется международные стандарты, так называемый «зеленый коридор», вследствие чего наблюдается  скопление пассажиров.

Имеют место факты нарушений своих функциональных обязанностей сотрудниками  служб  таможенного и пограничного контроля, невнимательного и грубого отношения к пассажирам.  

Много вопросов по развитию региональных аэропортов по успешному их функционированию и их эффективности.

Наиболее острой проблемой практически для всех аэропортов является отсутствия взаимодействия с местными органами власти, вследствие чего по вине последних нарушается инфракструктура существующих аэропортов, нарушаются нормы ограничения строительства на территориях близележащих к аэропортам, что в свою очередь  угрожает безопасности полетов.

Например по аэропорту в городе Ош, с северо-западной стороны от взлетно-посадочной полосы с МКпос-122 на расстоянии 5-10м от ограждения аэродрома «Ош» имеется несогласованное строение.

Кроме того, с юго-восточной стороны от взлетно-посадочной полосы на расстоянии 3-5м от ограждения аэродрома «Ош» имеется несогласованное строение.

Так же с юго-восточной и северо-западной стороны взлетно- посадочной полосы имеются деревья, которые создают препятствия для совершения маркировки и полетов. Согласно п.3 ст.95 Воздушного Кодекса Кыргызской Республики препятствия, которые создают угрозу безопасности полетов, подлежат переносу или сносу, а препятствия, которые могут повлиять на безопасность полетов, подлежат маркировке, заметной в дневное и ночное время или в условиях ограниченной видимости.

         Необходимо  местным самоуправлениям Нариманского и Кашкар-Кыштакского айыл окмоту Кара-Суйского района  и государственной районной администрации Кара-Суйского района, провести разъяснительные беседы с местным населением по переносу или вырубке деревьев, подпадающих в зону безопасности и об устранению и недопущении возведении строений любого назначения в данной зоне.

Выявленные в ходе обследования жилые здания и сооружения не проходили согласование в органе гражданской авиации КР.

По аэропорту «Исфана» отмечен земельный участок, который в 2013 году был трансформирован в категорию земли населенных пунктов. Данный земельный участок площадью 21,2 га предполагает размещение 226 индивидуальных жилых строений. Жители данного земельного участка имеют на руках Государственные акты о праве частной собственности на земельные участки. Все вышеуказанные правоудостоверяющие и разрешительные документы были выданы без согласования с Агентством гражданской авиации.

Общая площадь аэропорта «Баткен» составляет 66,0 га. Несмотря на то что, аэропорт функционирует с 1958 года, он не был включен генеральные планы г. Баткен разработанные в 1983 и 2006 годах  и это  послужило причиной беспорядочной застройки вокруг существующего аэропорта.

На приаэродромной территории аэропорта «Баткен»,  на удалении 150м от ВПП ведется застройка жилыми домами, построены дома высотой до 10м, вдоль ограждения построена воздушная  линия  электропередач 0,4кВ.

С западной стороны курса посадки, за ограждением аэродрома начато строительство жилого массива «ТуураТаш», генеральный план которого при  утверждении не  был согласован с Агентством гражданской авиации.

С восточной стороны аэропорта «Баткен» построено многоэтажное здание.

Общая площадь аэропорта г. Жалал - Абад составляет 78,9 га. Несмотря на то что, аэропорт функционирует с 1974 года, он не был включен генеральный план г. Жалал-Абад, что и послужило причиной беспорядочной застройки вокруг существующего аэропорта

Санитарно-защитная зона для аэропорта «Джалал-Абад» не установлена.

В аэропорту «Джалал-Абад», на западной стороне, на расстоянии 75 м от летной полосы начато возведение жилых строений расположены двухэтажные жилые строения (высотой до 10 м), с нарушением высотности жилых строений. При согласовании данного жил массива Агентством гражданской авиации при МТиД КР были оговорены максимальные высоты жилых строений до 6 м. В зоне захода на посадку в северной стороне аэропорта «Джалал-Абад» также имеются вновь сооружаемые объекты.

С восточной стороны, на удалении 440 м от летной полосы начато возведение пятиэтажных жилых строений, при изучении имеющихся документов данного строения было установлено что, объект строится на основании архитектурного планировочного условия № 669 от 24.08.2016 года утверждённого Архитектурой города Жалал-Абад без учета СНиП и согласования с Агентством гражданской авиации при МТиД Кыргызской Республики.

Много жалоб и нареканий от населения проживающих  в населенных пунктах расположенных вблизи  аэропортов «Талас» и «Кербен» и  не имеющих возможности пользоваться  услугами  по причине   их бездействия.

 

На основании вышеизложенного, Комитет пришел к следующему решению:

1. Информацию Президента ОАО «Международный аэропорт «Манас» Чукуева Э.М. о работе проводимой руководством ОАО «Международный аэропорт»Манас» по развитию предприятия и  региональных  аэропортов  принять к сведению.

2. Рекомендовать Правительству Кыргызской Республики:

- в целях создания благоприятных условий для повышения эффективности и развития ОАО «Международный аэропорт «Манас» и региональных аэропортов инициировать внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственных закупках» и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

- усилить контроль за органами местной власти за соблюдением законодательства Кыргызской Республики по соблюдению зон ограниченной застройки и правил получения разрешения на возведение объектов и сооружений  на территориях, прилежащих к аэродрому;

- добиться неукоснительного соблюдения требований Воздушного кодекса Кыргызской Республики регламентирующий, что возведение объектов, сооружений и установок на территории или за пределами аэродрома, которые могут в качестве препятствия повлиять на безопасность полетов воздушных судов, осуществляется после получения разрешения органа гражданской авиации и прохождения процедуры согласования с уполномоченными государственными органами Кыргызской Республики в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики;

- с учетом перспективы развития аэропорта «Манас» и строительства второй взлетно-посадочной полосы зарезервировать необходимую для ее строительства прилегающую территорию.

3. Агентству гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики:

- осуществлять постоянный контроль и тесное взаимодействие с органами местной власти в вопросах развития инфраструктуры региональных аэропортов, соблюдения требований законодательства Кыргызской Республики по строительству , размещение, установка или использование в районе аэродрома зданий, сооружений или других объектов;

-проанализировать соблюдение паритетности международными авиакомпаниями осуществляющие авиаперелеты в/из Кыргызской республики

4. ОАО «Международный аэропорт «Манас»:

- активизировать работу по привлечению к сотрудничеству  инвестиционных партнеров, предложения которых соответствуют национальным интересам и интересам предприятия,  для реализации наиболее приоритетных проектов по развитию аэропортов;

- в целях повышения качества обслуживания пассажиров, ускорить реализацию проектов по модернизации и расширению аэровокзальных комплексов международных аэропортов «Манас» и «Ош», созданию транзитных залов, улучшения обслуживания в целях  туристической привлекательности;

- для предотвращения случаев утери и хищений багажа в срок до 31 декабря 2017 года  принять меры по полному оснащению системой видеонаблюдения помещений приема и выдачи багажа  ;

-активизировать работу по возобновлению эксплуатаций аэропортов расположенных в населенных пунктах Кербен и Талас, провести и представить экономический анализ необходимых для этого финансовых средств;

-принять меры по возобновлению авиарейсов из аэропорта города Ош по международным авиалиниям.(Стамбул, Урумчи и т.д.)

5. Государственной таможенной службе принять меры по совершенствованию деятельности служб таможенного контроля, укрепления дисциплины у служащих, внедрения передовых методов на уровне мировых стандартов.

6. Государственной пограничной службе принять меры по организации прохода пассажиров через погранконтроль с наименьшими трудностями, увеличению штатной численности военнослужащих в аэропортах «Манас» и «Ош», укрепления их дисциплины и повышения ответственности.

7. Информацию о ходе выполнения настоящего решения Комитета представить к 31 декабря 2017 года.

 

 

 

 

 

Председатель Комитета                           М.А. Аманкулов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Количество просмотров : 1106