ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству от 13 февраля 2018 года к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Закон Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике», Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности)»

04-04-2018 16:12

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству

от 13 февраля 2018 года

 

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений

в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики

(в Закон Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике», Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности)»

 

 

Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству (далее–Комитет), рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Закон Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике», Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности)», одобренный постановлением Правительства Кыргызской Республики №780 от 30 ноября 2017 года, отмечает следующее.

 

  1. Концепция законопроекта:

Предлагаемый законопроект разработан в целях исключения коррупционных факторов и повышения ответственности за своевременную регистрацию (перерегистрацию) автотранспортных средств (первичную) физическими и юридическими лицами.

Для конкретизации осуществления государственной регистрации (перерегистрации) транспортных средств в Кыргызской Республике, предлагается изменить наименование и дополнить несколькими частями статью 24 Закона Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике», а также ужесточить санкции в статье 2241 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности.

Юридические лица и граждане Кыргызской Республики обязаны регистрировать (перерегистрировать), принадлежащие им автомототранспортные средства, независимо от их технического состояния в течение 5 суток с момента приобретения (получения) или возникновения обязательств, влекущих перерегистрацию автомототранспортных средств.

В связи с необходимостью определенного времени, требующегося на процедуру оформления автотранспортных средств в Таможенных постах, а также отдаленностью некоторых регионов Кыргызской Республики, возникает проблема своевременной регистрации или перерегистрации автотранспортных средств, создаются предпосылки для негодования населения и возникновения коррупционных факторов, в связи с чем предлагается внести изменение в статью 24 вышеуказанного Закона, предусматривающее увеличение срока регистрации на «10 рабочих дней».

Также предлагается внести изменение в статью 2241 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности, за несоблюдение правил регистрации (перерегистрации) и несвоевременной постановки на учет наземных транспортных средств и предусматривается наложение административного штрафа на физических лиц - в размере восьмидесяти, на юридических лиц - в размере ста пятидесяти расчетных показателей.

 

2) Соответствие содержания законопроекта заявленной концепции: Содержание данного законопроекта соответствует заявленной концепции.

 

3) Нормативная база регулирования в сфере общественных отношений, предусматриваемой законопроектом:

Нормативная правовая база состоит из Закона Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике», Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности.

 

4) Предложения по результатам анализа регулятивного воздействия на законопроект:

Законопроект не подлежит анализу регулятивного воздействия, поскольку не направлен на урегулирование предпринимательской деятельности.

 

5) Предложения по результатам экспертиз, проведенных в соответствии со статьей 50 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»:

- Отделом правовой экспертизы Аппарата Жогорку Кенеша, отмечается, что законопроектом предлагается увеличить административные штрафы.

За несоблюдение правил регистрации (перерегистрации) и несвоевременную постановку на учет наземных транспортных средств, влекут наложение административного штрафа на физических лиц в размере восьмидесяти, на юридических лиц в размере ста пятидесяти расчетных показателей.

Однако, учитывая, что административное законодательство основывается на гуманизме и справедливости, отмечается о недопустимости столь большой суммы штрафа, тогда как, услуга за регистрацию наземных транспортных средств значительно ниже, чем предлагаемый штраф.

Между тем, увеличение суммы штрафа, может привести к коррупционным отношениям между владельцем транспортных средства и должностного лица регистрационного органа, поскольку, в случае, если фактический владелец автотранспортного средства несвоевременно обратился в регистрационный орган по месту жительства, в связи с возникновением обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорная ситуация), то у владельца транспортного средства не остается выбора, кроме того, как вступить в коррупционные отношения с должностным лицом, чтобы не оплачивать столь большую сумму штрафа.

В связи с этим, Отдел правовой экспертизы Аппарата Жогорку Кенеша отмечает, что данная сумма штрафа является несоразмерным, в отношении правонарушения за несоблюдение срока регистрации, перерегистрации автотранспортного средства.

В то же время отмечается, что статью 224-1 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности, предлагается изложить в редакции, согласно которой за несоблюдение правил регистрации (перерегистрации) и несвоевременную постановку на учет наземных транспортных средств, влекут наложение административного штрафа на физических лиц и размере восьмидесяти, на юридических лиц в размере ста пятидесяти расчетных показателей.

Также, просит обратить внимание отдела Комитета на Правила государственной регистрации, перерегистрации транспортных средств, установок и оборудования, а также прав собственности на них, утвержденное  постановлением  Правительства Кыргызской Республики № 407 от 23 июня 2017 года, где ответственность владельца возникает только тогда, когда владелец несвоевременно обратился в регистрационный орган при возникновении обстоятельства регистрации, т.е. с момента приобретения, таможенного оформления или возникновения иных обстоятельств, потребовавших перерегистрацию.

В этой связи Отдел правовой экспертизы Аппарата Жогорку Кенеша считает целесообразным предусмотреть в законопроекте ответственность только за несоблюдение срока регистрации, перерегистрации автотранспортного средства.

 

6) Предложения по результатам заключений независимых экспертов, специалистов и организаций:

Замечания и предложения не поступили.

 

7) Предложения по результатам проведенных общественных обсуждений:

В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», данный проект был размещен на официальном сайте Правительства Кыргызской Республики 25 июля 2017 года для общественного обсуждения, по данному проекту Закона замечаний и предложений не поступило.

 

8) Предложения фракций, комитетов и депутатов к законопроекту:

Предложения не поступили.

 

9) Особое мнение членов комитета к проекту Закона:

На заседании Комитета 2017 года 19 декабря в ходе обсуждения рассматриваемого законопроекта, члены Комитета Жунус уулу Алтынбек и Токтошев Э.Т. предложили предусмотреть при задержке платежа внесение поэтапного увеличения администрирования наложения штрафа, из расчета при задержке на один месяц тысячи сомов, увеличивая поэтапно в дальнейшем размер суммы штрафа;

- член Комитета Джураев С.М. предложил следующую процедуру оформления документов, ввезенные транспортные средства через таможенные терминалы, ставить на штрафную автостоянку до проведения государственной регистрации транспортных средств и выпускать их после проведения соответствующей государственной регистрации в соответствии с законодательством;

- член Комитета Момбеков Р.Ч. отметил, что увеличение размера административных штрафов, налагаемых на физические и юридические лица, не соблюдающих правила регистрации (перерегистрации) транспортных средств и не проводящих своевременную регистрацию не решат проблему, а наоборот будут способствовать созданию условий для оживления коррупционных схем, то есть это приведет к тому, что сотрудники регистрационной службы будут требовать еще больше денег, чем раньше.

Далее, обращаясь к представителям Министерства юстиции Кыргызской Республики, как к инициаторам законопроекта, в справке-обосновании которого обозначено, что проект Закона разработан в целях реализации протокольного поручения Правительства, предложил комплексно рассмотреть в дальнейшем ряд законопроектов, касающихся данных проблем и внести в парламент их пакетом. При этом отмечая, что принятие вышеуказанного законопроекта приведет к увеличению элементов коррупционных схем, предложил отклонить проект Закона.

Комитет, в соответствии со статьей 57 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», рекомендует инициаторам и разработчикам законопроекта, доработать вышеуказанный проект Закона с учетом замечаний и предложений депутатов и Отдела правовой экспертизы Аппарата Жогорку Кенеша ко второму чтению.

 

На основании вышеизложенного, Комитет пришел к следующему заключению:

1. Рекомендовать Жогорку Кенешу Кыргызской Республики одобрить концепцию проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Закон Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике», Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности)» и принять его в первом чтении.

 

2. Считать утратившим силу заключение Комитета от 19 декабря 2017 года (6-25959/17 28.12.17) по данному законопроекту.

 

3. При рассмотрении данного законопроекта на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики определить докладчиком заместителя министра юстиции Кыргызской Республики Сарымсакова М.Б. и содокладчиком министра транспорта и дорог Кыргызской Республики Калилова Ж.К.

 

Председатель                                                                      М.А. Аманкулов

 

 

Количество просмотров : 602