РЕШЕНИЕ Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству от 5 июня 2018 года по информации Фонда по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики «О проводимой работе по развитию ОАО «Международный аэропорт «Манас» и региональных аэропортов»

13-06-2018 10:29

РЕШЕНИЕ

 

Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству от 5 июня 2018 года

 

по информации Фонда по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики «О проводимой работе по развитию ОАО «Международный аэропорт «Манас» и региональных аэропортов»

 

 

Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству (далее – Комитет) заслушав и обсудив информацию Председателя Фонда по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики Тулебердиева Р.Т. «О проводимой работе по развитию ОАО «Международный аэропорт «Манас» и региональных аэропортов», констатирует следующее.

В настоящее время, в Государственном реестре гражданских аэродромов зарегистрированы 11 аэродромов, из них – 5 международных («Манас», «Ош», «Иссык-Куль», «Каракол» и «Баткен»), остальные – 6 аэропортов внутренних воздушных линий («Исфана», «Жалалабад», «Кербен», «Нарын», «Талас» и «Казарман»).

Все указанные аэропорты входят в структуру ОАО «Международный аэропорт «Манас». Аэродромы сертифицированы Агентством гражданской авиации Кыргызской Республики и имеют необходимые для эксплуатации этих аэродромов соответствующие Сертификаты соответствия, кроме аэропортов «Талас» и «Кербен» (по причине неудовлетворительного состояния взлетно-посадочной полосы - ВПП). На аэродромах «Нарын» и «Казарман» введены эксплуатационные ограничения, в связи с неудовлетворительным состоянием их взлетно-посадочных полос (ВПП), эти аэродромы открыты как грунтовые аэродромы.

В 1996 году аэродромная сеть состояла из 23 аэропортов, на сегодняшний день сложилась оптимальная сеть – 11 действующих аэропортов.

Работы по содержанию и развитию всех аэропортов, включая выделение заработных плат персоналу аэропортов, осуществляются за счет собственных средств ОАО «Международный аэропорт «Манас». Финансовые средства из республиканского бюджета не выделяются.

Акционерами ОАО «Международный аэропорт «Манас» являются: Фонд по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики - 79,0533 %, Социальный фонд Кыргызской Республики - 8,4635 %, физические и юридические лица - 12,4832 %.

Вместе с тем, в деятельности Фонда по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики для успешной реализации намеченных программ по повышению эффективности ОАО «Международный аэропорт «Манас» и развития региональных аэропортов, входящих в его структуру имеют место ряд замедляющих факторов.

Нормы Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках», где установлено, что государственные закупки - это приобретение закупающей организацией товаров, работ, услуг и консультационных услуг методами, установленными этим Законом, финансируемым полностью или частично за счет государственных средств, создают дополнительные трудности и барьеры в оперативном решении хозяйственных вопросов акционерного общества с государственной долей участия и их дочерних предприятий, ставят их в неравное положение по отношению к другим частным компаниям, исключают такие общества из рыночных отношений, и влекут за собой дополнительные расходы.

Комитет считал целесообразным, в целях  устранения излишнего давления и регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства, внести изменения в Закон Кыргызской Республики «О государственных закупках» и исключить средства акционерных обществ с государственной долей участия из понятия «государственных средств». Решением Комитета от 28 ноября 2017 года было рекомендовано Правительство Кыргызской Республики:

- в целях создания благоприятных условий для повышения эффективности и развития ОАО «Международный аэропорт «Манас» и региональных аэропортов инициировать внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственных закупках» и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

К сожалению, данная рекомендация со стороны Правительства осталась нереализованной.

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 мая 2009 года за №295  (Премьер-министр - И.Чудинов) 489,0 га земель, предназначенных на перспективу аэропорта «Манас», из категории «Земли сельскохозяйственного назначения» были переведены в категорию «Земли населенных пунктов».

С учетом перспективы развития «Международного аэропорта «Манас» необходимо планировать строительство второй взлетно-посадочной полосы, запретить выдачу разрешительных документов на строительство сооружений в зоне предполагаемого строительства полосы.

Много недоработок в организации деятельности служб, работающих в аэровокзальных комплексах аэропортов «Манас» и «Ош», нет должного взаимодействия между ними, в результате имеет место скопление людей в очередях при прохождении досмотра, вызывая нарекание и возмущение со стороны пассажиров.

Из-за недостаточного оснащения системой видеонаблюдения в залах приема и выдачи багажа имеют место факты их  хищений и утери.

В настоящее время ОАО «Международный аэропорт «Манас» не в состоянии обеспечить одновременное обслуживание, вылетающих пассажиров более трех международных рейсов, наблюдается большая очередь пассажиров при выполнении обслуживания одновременно двух рейсов. Необходимо строительство нескольких телескопических трапов. Аэропорт «Ош» не имеет грузового терминала. Для развития аэропорта необходимо строительство грузового терминала и оборудования по обработке грузов.

 

Международный аэропорт «Манас»

 

Взлетно-посадочная полоса аэродрома «Манас» эксплуатируется более 40 лет. Покрытие ВПП находится в удовлетворительном состоянии, однако необходимо выполнение капитального ремонта.

В целях увеличения пропускной способности и упорядочения транзитного обслуживания в аэропорту, необходимо расширение и оптимизация здания аэровокзала аэропорта со строительством дополнительных телескопических трапов.

Необходимо приобретение аварийно-спасательного оборудования для удаления воздушных судов потерявших способность двигаться, которое имеется в аэропорту лишь частично. В случае выкатывания самолета за пределы ВПП или нахождении самолета на ВПП, потерявшего способность передвигаться, удаление этого самолета за пределы летной полосы займет долгое время, что влияет на регулярность и безопасность полетов.

 

Международный аэропорт «Ош»

 

Взлетно-посадочная полоса имеет некоторые ограничения по потребной длине ВПП. Асфальтобетонная взлетно-посадочная полоса требует проведения ремонта, ведутся строительные работы для усиления на некоторых ее участках ВПП, для приема воздушных судов без ограничений по массе. Перрон и места стоянок имеют ограничения по несущей способности, перрон располагает ограниченным числом мест стоянок для ВС. Требуется расширение перрона, в целях увеличения мест стоянок и усиление несущей способности имеющихся мест стоянок ВС на перроне под соответствующие воздушные суда.

В аэропорту установлено оборудование системы электроснабжения 60-х годов. Низкая надежность системы электроснабжения (трансформаторы, кабели, резервные источники электропитания аэропорта, распределительные установки и устройства) и некоторые ее ограничения негативно сказываются на уровне безопасности полетов. Требуется полная реконструкция системы электроснабжения аэропорта.

В настоящее время, при приобретении новой спецтехники в аэропорт «Манас», устаревшая, взамен которой приобретена новая, передается в аэропорт «Ош». По этой причине имеющееся противопожарное и аварийно-спасательное оборудование в изношенном состоянии и выработало свой ресурс, ощутима нехватка средств механизации для обслуживания западных самолетов. Требуется приобретение двух противопожарных машин и одной машины по проведению аварийно-спасательных работ согласно категории аэродрома.

По этой же причине спецавтотранспорт находится в крайне изношенном состоянии, наблюдается нехватка оборудования для технического и коммерческого обслуживания воздушных судов (буксировщики, автотрапы, ассенизационная техника, перронные обогреватели двигателей и салона ВС, машины для погрузки- разгрузки груза и т.д). Требуется приобретение новой аэродромной уборочной техники и перронной техники для обслуживания воздушных судов, ориентированных на западные типы воздушных судов, это актуально в связи с увеличением количества международных и внутренних полетов в аэропорт «Ош».

Аэропорт «Ош» не имеет грузового терминала. Для развития аэропорта необходимо строительство грузового терминала и оборудования по обработке грузов.

Так же, следует отметить, что аэропорт Ош расположен в непосредственной близости от кыргызско-узбекской границы, и полеты в существующий аэропорт «Ош» зависят от воздушного пространства Республики Узбекистан, влияющие на интересы государства и национальную безопасность Кыргызской Республики.

 

Международный аэропорт «Иссык-Куль»

 

В настоящее время требуется проведение следующего:

- приведение в соответствие с Авиационными правилами АПКР-14 размеры и состояние летной полосы аэропорта;

- расширение здания пассажирского аэровокзала и доведение его до аэровокзала пропускной способностью 400-500 пассажиров в 1 час.

В настоящее время в аэропорту «Иссык-Куль» отсутствует склад авиаГСМ. Для удовлетворения потребностей авиакомпаний необходимым количеством авиаГСМ необходимо:

- Строительство в районе аэропорта склада авиаГСМ с соответствующим оборудованием;

- Приобретение необходимой специализированной аэродромной уборочной техники и оборудования для необходимого технического перронного обслуживания ВС;

- Приобретение пожарной машины и оборудования, аварийно-спасательного оборудования и строительство пожарного ДЭПО, где будут размещены команды пожарных и спасателей с соответствующим оборудованием, на случай чрезвычайных ситуаций и авиационных происшествий;

- Строительство инженерных сетей и сооружений. Для обеспечения жизнедеятельности аэропорта необходимо увеличение пропускной способности инженерных сооружений и сетей, обеспечивающих водой, хранение, очистку и утилизацию канализационных стоков;

- В связи с тем, что аэропорт расположен в селеопасном районе необходимо укрепление существующих селезащитных сооружений и строительство новых для удлиняемой части ВПП;

- Модернизация рабочих мест СОПП (Службы организации пассажирских перевозок) автоматизированными системами регистрации пассажиров.

 

Международный аэропорт «Каракол»

 

В связи с отсутствием соответствующих типов самолетов и пассажиров, регулярные полеты в аэропорт не выполняются.

В настоящее время требуется проведение следующего:

- Определение потребной длины ВПП для эксплуатации существующих в Кыргызской Республики ВС на аэродроме «Каракол»;

- В настоящее время в аэропорту «Каракол» отсутствует склад авиаГСМ. Для удовлетворения потребностей авиакомпаний необходимым количеством авиаГСМ, необходимо строительство в районе аэропорта склада авиаГСМ с соответствующим оборудованием;

- Приобретение необходимой специализированной аэродромной уборочной техники и оборудования для необходимого технического перронного обслуживания ВС

- Модернизация рабочих мест СОПП (Службы организации пассажирских перевозок) автоматизированными системами регистрации пассажиров.

Капитальный ремонт не проводился. На аэродроме требуется проведение:

  1. капитального ремонта с перекрытием верхнего слоя искусственного покрытия рабочей площади аэродрома (ВПП, РД и перрона);
  2. планирование грунтового участка летной полосы с устройством дренажной системы и уклонов летной полосы;
  3. капитального ремонта здания пассажирского терминала аэропорта, приобретение досмотровой техники;
  4. приобретение аэродромной уборочной техники и перронного оборудования;

 

Международный аэропорт «Баткен»

 

Аэродром «Баткен» расположен в 600м. юго-восточнее г.Баткен и в 184 км от города Ош. Абсолютная высота аэродрома – 1072м.

Искусственные покрытия ВПП, РД и перрона находятся в изношенном состоянии, имеются трещины, образование колеи, места разрушения и просадки. В настоящее время на аэродроме эксплуатируется ВС типа ВАе146-200, не предназначенный для эксплуатации на данном аэродроме, в связи с чем введены эксплуатационные ограничения.

Статус аэродрома «Баткен» - международный. Аэродром не имеет светосигнального оборудования и допущен к эксплуатации в светлое время суток. На аэродроме выполняются регулярные внутренние авиарейсы, частотой 2-3 рейса в неделю.

В настоящее время, в нарушение законодательства Кыргызской Республики, в районе аэродрома ведется застройка приаэродромной территории без согласования с Агентством гражданской авиации КР. Сложилась ситуация, что в связи с плотной застройкой жилых домов, ограничиваются полеты воздушных судов на аэродром и резко возросли риски столкновения воздушных судов с жилыми домами у аэродрома. Так же, аэропорт «Баткен» не включен в генеральный план города, идет застройка приаэродромной территории.

Также, необходимо отметить, в целях развития региона, аэродрому «Баткен» придан статус международного аэропорта, и запланированы работы по расширению аэропорта. Однако, до сих пор остается нерешенным вопрос выделения земель для удлинения ВПП, и аэродром не соответствует международным стандартам.

 

Региональные аэропорты (аэропорты внутренних воздушных линий) «Исфана», «Джалал-Абад», «Нарын», «Казарман», «Кербен» и «Талас»

Все аэропорты находятся в технически исправном состоянии. В приписных аэропортах ежегодно выполняются текущие ремонты и при необходимости ямочные ремонты искусственного покрытия рабочей площади аэродромов (ВПП, РД и перронов). А также при необходимости ремонт радиотехнического и метеорологического оборудования аэропортов.

Регулярные рейсы выполняются лишь в аэропортах «Исфана» и «Джалал-Абад», частотой 2-3 рейса в неделю.

Техническое состояние всех приписных аэропортов требует проведения капитального ремонта с перекрытием. Так, на всех приписных аэропортах изношено покрытие взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и перронов, морально и физически устарело радиотехническое и метеорологическое оборудование, выработало ресурс или отсутствует досмотровое оборудование, отсутствует необходимая спецтехника. Также требуется удлинение ВПП, в связи с тем, что в Кыргызстане отсутствуют самолеты вместимостью 50-70 пассажиров, которые могут осуществлять взлет-посадку в аэропортах без ограничений. Воздушное судно типа ВАе146-200 не предназначено для эксплуатации имеющихся внутренних аэродромов, в связи с чем введены эксплуатационные ограничения для эксплуатации данного типа ВС.

Поддержка со стороны государства и местных органов власти не осуществляются, все работы и мероприятия в региональных аэродромах осуществляются за счет собственных средств ОАО «МАМ».

В нарушение законодательства Кыргызской Республики, в районе аэродромов ведется застройка приаэродромной территории без согласования с Агентством гражданской авиации КР. Сложилась ситуация, что в связи с плотной застройкой жилых домов, ограничиваются полеты воздушных судов на аэродром и резко возросли риски столкновения воздушных судов с жилыми домами у аэродрома. Так же, аэропорты с ограничивающими застройку зонами не включены в генеральные планы городов, в связи с чем идет бесконтрольная застройка приаэродромной территории.

В то же время, аэропорты внутренних воздушных линий всегда являлись и являются убыточными, в силу того, что полеты в эти аэропорты не выполняются или количество выполняемых рейсов недостаточное. Основной причиной сложившейся ситуации является то, что граждане в регионах не в состоянии приобретать авиабилеты по внутренним направлениям, предпочитают более дешевый и доступный наземный транспорт. Другой причиной является то, что воздушный парк авиакомпаний Кыргызской Республики не имеет воздушных судов вместимостью 50-70 кресел для выполнения полетов по внутренним воздушным линиям.

В аэропорту Кербен в 2018 г. запланированы работы по восстановлению покрытия взлетно-посадочной полосы и открытию аэродрома. Однако в настоящее время в Кыргызской Республике отсутствуют самолеты, способные выполнять полеты в аэропорт Кербен, в связи с малыми размерами взлетно-посадочной полосы.

Работы по ремонту покрытий ИВПП проводятся на аэродромах, на которых выполняются регулярные полеты, в таких  как, «Джалал-Абад» и «Исфана». В остальных аэропортах поводится лишь текущие ремонтные работы, без проведения капитальных работ. В связи с ухудшающимся состоянием аэродромов, становится невозможным продление сертификатов соответствия аэродромов, а следовательно их эксплуатации. Так, в аэропортах «Кербен» и «Талас» введен запрет на эксплуатацию самолетов, введены эксплуатационные ограничения в аэропортах «Нарын» и «Казарман».

 

Основные проблемы региональных аэропортов Кыргызской Республики:

 

В связи с тем, что полеты на этих аэропортах не выполняются или выполняются в недостаточном объеме, внимание данным аэродромам оказывалось в недостаточной мере. В связи с чем, техническое состояние региональных аэропортов находится в изношенном состоянии. Межремонтный период покрытия составляет 8-10 лет, затем покрытие необходимо перекрывать новым слоем асфальтобетона. Однако, в аэропортах за период эксплуатации не выполнялось перекрытий взлетно-посадочных полос. Самый ранний год ввода в эксплуатацию составляет 1964 год, у аэропорта Нарын. Учитывая длительный срок эксплуатации региональных аэропортов, их техническое и моральное состояние устарело.

В Кыргызской Республике отсутствуют региональные самолеты для эксплуатации аэродромов с длиной ВПП 1700-2000 метров. В настоящее время все рейсы по внутренним направлениям осуществляются на самолете ВАе146-200 вместимостью до 99 пассажиров, однако в связи с тем, что ВПП региональных аэродромов недостаточны или имеют ограниченную прочность для этого типа самолета, такие рейсы осуществляются с ограничением количества пассажиров в убыток авиакомпании. Необходимо отметить, что для выполнения полетов по местным направлениям без ограничений и рисков безопасности полетов, необходимо приобретение, взаимо-резервных, двух региональных типов воздушных судов, вместимостью 50-70 кресел. В данном случае, государство, как основное заинтерисованное лицо в решении социальных и политических вопорсов, должно оказать поддержку национальному авиаперевозчику в приобретении таких региональных воздушных судов. В случае выполнения достаточных регулярных полетов, аэропорты будут в состоянии выделять финансовые средства, получаемые от основной деятельности, на содержание и развитие аэропортов.

Практически все региональные приписные аэропорты являются убыточными. Регулярные рейсы по внутренним направлениям осуществляются в аэропорты “Джалал-Абад”, «Баткен» и «Исфана». Недостаточное финансирование региональных аэропортов явилось причиной неудовлетворительного технического состояния аэропортов «Талас» и «Кербен», и как следствие отзыва сертификатов соответствия этих аэродромов. Под угрозой отзыва сертификата соответствия, по этой же причине, находится аэродромы «Нарын» и «Казарман».

Потребность в инвестициях в инфраструктуру аэропортов возрастает с каждым годом и для проведения указанных работ по реконструкциям и приобретению аэродромного оборудования, собственных средств ОАО «Международный аэропорт «Манас», недостаточно. Нерентабельность приписных аэропортов значительно снижает инвестиционную привлекательность аэропортов как объектов вложения инвестиций. Часть аэропортов, даже при проведении реконструкции, не будет эксплуатироваться по причине того, что жители регионов, где имеется инфраструктура дорог, предпочитают пользоваться наземным транспортом, являющимся более дешевым. Попытки организовать авиарейсы в региональные аэропорты проваливаются, в связи с тем, что не реализуются авиабилеты.

В аэропортах, в нарушение Закона Кыргызской Республики – Воздушного кодекса, ведется активная застройка вокруг аэропортов, в зонах подходов воздушных судов строятся сооружения, которые отрицательно влияют на безопасность полетов. Так, например, аэропорты «Баткен», «Каракол», «Джалал-Абад», «Кербен» застроены таким образом, что расширение данных аэропортов невозможно. Большая часть аэропортов не включается в планы развития регионов, на месте некоторых аэропортов планируется застройка других объектов.

На заседании Комитета депутатами Ормоновым У.З., Мавляновой М.Э., Баймуратовым К.Ш., Жунус уулу Алтынбеком, Джураевым С.М., Алимбековым Н.К. и Эргешевым А.М. были затронуты вопросы  деятельности топливно-заправочных комплексов, распределения финансовых средств, обоснованности и целесообразности приобретения предприятия «Манас-Менеджмент», организации работы в залах прибытия и убытия, багажных отделениях, сдачи в аренду помещений и необходимости образования рабочей депутатской группы для их тщательного изучения.

Депутат Ормонов У.З. также подчеркнул о необходимости привлечения к ответственности Бектурганова Ж. Т. - Генерального директора авиакомпании «Эйр-Кыргызстан», сознательно доведшего предприятие до банкротного состояния, а также сотрудников Фонда по управлению государственным имуществом при Правительстве   Кыргызской Республики.

 

На основании изложенного, Комитет пришел к следующему решению:

 

1. Информацию Председателя Фонда по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики Тулебердиева Р.Т. «О проводимой работе по развитию ОАО «Международный аэропорт «Манас» и региональных аэропортов» принять к сведению.

2. Рекомендовать Правительству Кыргызской Республики:

  • добиться от органов местной власти управления, на территории которых расположены аэропорты, неукоснительного соблюдения требований  Закона Кыргызской Республики «О стратегических объектах Кыргызской Республики» и постановления Правительства Кыргызской Республики от 14 августа 2009 года N 532, на основании которых все аэродромы Кыргызской Республики являются стратегическими объектами и запретить застройку аэропорта препятствиями и населенными пунктами;

- рассмотреть вопрос о признании утратившим силу постановления ПравительстваКыргызской Республики от 16 мая 2009 года за №295 в целях возвращения 489,0 га земель, предназначенных на перспективу развития аэропорта «Манас»;

-повторно вернуться к рассмотрению пункта решения Комитета от 28 ноября 2017 года которым рекомендовалось: - в целях создания благоприятных условий для повышения эффективности и развития ОАО «Международный аэропорт «Манас» и региональных аэропортов инициировать внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственных закупках» и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

- дать правовую оценку деятельности генерального директора авиакомпании «Эйр Кыргызстан»Бектурганову Ж.Т. и ответственным работникам Фонда по управлению государственным имуществом при ПравительствеКыргызской Республики, доведших указанное предприятие до кризисного состояния.

3. Фонду по управлению государственным имуществом при ПравительствеКыргызской Республики:

- принять меры по привлечению к сотрудничеству инвестиционных партнеров, предложения которых соответствуют национальным интересам, для реализации наиболее приоритетных проектов по развитию ОАО «Международный аэропорт «Манас» и региональных  аэропортов ;

- ходатайствовать перед Правительством Кыргызской Республики о снижении доли дивидендов от прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности и ежегодно перечисляемых в республиканский бюджет, для дальнейшего перенаправления их на развитие аэропортов.

4. ОАО «Международный аэропорт «Манас»:

  • в целях повышения качества обслуживания пассажиров, ускорить реализацию проектов по модернизации и расширению аэровокзальных комплексов международных аэропортов «Манас» и «Ош», созданию транзитных залов, улучшения обслуживания в целях туристической привлекательности;

- с учетом перспективы развития аэропорта «Манас» и строительства второй взлетно-посадочной полосы рассмотреть вопрос о зарезервировании необходимую для ее строительства прилегающую территорию.

5. Агентству гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики:

  • осуществлять постоянный контроль и тесное взаимодействие с Государственным агентством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Государственной регистрационной службой при Правительстве Кыргызской Республики, органами местного  самоуправления  в вопросах развития инфраструктуры региональных аэропортов, соблюдения требований законодательства Кыргызской Республики по строительству, размещению, установке или использованию в районе аэродрома зданий, сооружений или других объектов, соблюдения норм зон ограниченной застройки;

- совместно с государственно санитарно-эпидиомологической службой

осуществлять постоянный контроль за соблюдениемтребований санитарно- защитных зон в районах аэропортов.

6. Для всестороннего изучения деятельности ОАО «Международный аэропорт «Манас» образовать депутатскую рабочую группу.

7. О ходе выполнения решения Комитета предоставить информацию до 30 декабря 2018 года

8. Контроль за выполнением решения возложить на отдел Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту,коммуникациям, архитектуре и строительству

 

  •  

 

 

 

Количество просмотров : 795