ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству к проекту Закона Кыргызской Республики “О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2019 год и прогнозе на 2020-2021 годы” от 23 октября 2018 года

05-11-2018 17:06

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству

 

к проекту Закона Кыргызской Республики “О республиканском бюджете Кыргызской Республики  на 2019 год и прогнозе

на 2020-2021 годы”

        от 23 октября 2018 года

 

         Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики  на 2019 год и прогнозе  на 2020-2021 годы», разработанный с учетом основных приоритетов и направлений, определенных Бюджетной резолюцией Кыргызской Республики на 2019 год и прогноза на 2020-2021 годы, одобренный постановлением ПКР №450 от 28.09.18г., заслушав информации Первого вице-премьер-министра Боронова К.А. и министра финансов Кыргызской Республики Касымалиева А.А., ознакомившись с поступившими предложениями курируемых министерств и ведомств, отмечает следующее.

         В основу расчетов в проекте бюджета приняты параметры Основных направлений фискальной политики Кыргызской Республики на 2019-2021 годы. При формировании Основных направлений фискальной политики Кыргызской Республики на 2019-2021 годы за основу принят базовый (вероятный) макроэкономический сценарий социально-экономического развития Кыргызской Республики на среднесрочный период, скорректированный с 2019 года с учетом целевых ориентиров.

Реальные темпы роста ВВП на уровне 4,0% в 2019 году, 4,4% в 2020 году и 4,2% в 2021 году будут достигнуты за счет роста отраслей экономики : сферы услуг (2019г. – 3,6%, 2020г. – 3,8%, 2021г. – 3,9%), строительства (2019г. – 11,6%, 2020г. – 8,7%, 2021г. – 9,1%), сельского хозяйства (2019г. - 2,7%, 2020г. – 3,0%, 2021г. - 3,3%), промышленности (2019г. – 2,3%, 2020г. – 5,0%, 2021г. – 3,2%).

         В структуре производства ВВП динамика роста удельного веса услуг  прогнозируется на уровне 48,6% в 2019 году, 48,9% в 2020 году (2021 г. – 49,3%). Доля промышленности в ВВП снизится с 17,6% в 2019 году до 17,4% в 2020 году (2021г. - 17,0%). Удельный вес промышленности без учета Кумтора увеличится с 9,3% в 2019 году до 9,9% в 2020 году (2021г. – 10,3%). Удельный вес строительства в ВВП увеличится с 8,7% в 2019 году до 8,9% в 2020 году (2021г. - 9,1%). Удельный вес сельского хозяйства снизится с 11,9% в 2019 году до 11,5% в 2020 году (2021г. – 11,2%).

Прогнозируется увеличение объема услуг информации и связи в 2019 – 2021 гг. в среднем – на 1,1%.

Рост услуг транспортной деятельности и хранения грузов в 2019 - 2021гг. прогнозируется на уровне 6,2%, 6,0%, 5,9%, соответственно.

Данный рост будет обеспечен за счет улучшения условий для отечественных грузоперевозчиков в оказании международных автотранспортных услуг, строительства новых и модернизации существующих дорог, продолжения расширения географии полетов.

В 2019-2021 гг. темп роста в строительстве прогнозируется на уровне 11,6%, 8,7%, 9,1%, соответственно.

Приоритетными направлениями в строительстве будут:

  • обустройство городских дорог и тротуаров путем строительства и реконструкции муниципальных автодорог;
  • строительство, реконструкция и модернизация систем питьевого водоснабжения и водоотведения для повышения обеспеченности населения питьевой водой нормативного качества;
  • объекты строительства индивидуального жилья;
  • развитие строительства логистических центров, хранилищ для сельскохозяйственной продукции;
  • обеспечение потребности капитального строительства и эксплуатационных нужд в качественных видах строительных материалов;
  • производство новых стройматериалов, отвечающих международным требованиям.

Объем ВВП на душу населения возрастет с 1 399,8 долл. США в 2019 году до 1 602,7 долл. США в 2021 году.

Общий объем доходов государственного бюджета с учетом грантов государственных инвестиций на 2019 год прогнозируется в сумме 170 151,8 млн. сомов или на уровне 28,1 % ВВП. В сравнении с утвержденным бюджетом 2018 года прогнозируемые доходы государственного бюджета относительно ВВП снизятся на 1,0 % за счет снижения налоговых доходов на 0,1 % и полученных официальных трансфертов на 0,8 %. В номинальном выражении объемы доходов по сравнению с утвержденным бюджетом 2018 года увеличатся на 8,8 %, или на 13 798,2 млн. сомов.

За период 2020-2021 годы общий объем доходов государственного бюджета с учетом грантов государственных инвестиций вырастет до 177 127,3 млн. сомов и 183 236,3 млн. сомов, соответственно.

Общие доходы республиканского бюджета с учетом грантов государственных инвестиций в 2019 году предусматриваются в сумме 151 454,5 млн. сомов, или 25,0 %  ВВП.

Целью политики государственных расходов в 2019-2021 годы в соответствии с Бюджетной резолюцией Кыргызской Республики на 2019 год и прогноза на 2020-2021 годы, а также Основными направлениями фискальной политики Кыргызской Республики на 2019-2021 годы будет сохранение социальной направленности государственных расходов с выполнением всех социальных обязательств, наряду с сокращением неприоритетных расходов.

Общий объем расходов республиканского бюджета на 2019 год без учета финансовых активов установлен на уровне 161 710,7 млн. сомов или 26,7% ВВП, что на 561,3 млн. сомов больше утвержденного бюджета 2018 года (161 149,4 млн. сомов).

 

Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики

(далее - МТиД)

 

Расходы по  подразделу  «транспорт» на 2019 год  предусмотрены в сумме  14 361,6  млн. сомов,  с уменьшением на 6 413,1 млн. сомов или на 30,9% от утвержденного бюджета 2018 года, в том числе расходы за счет бюджетных средств составят  2 251,5  млн. сомов, с увеличением на 30 млн. сомов относительно утвержденного бюджета 2018 года, за счет средств специального счета 90  млн. сомов или на уровне утвержденного бюджета 2018 года, за счет средств государственных инвестиций  12 020,1 млн. сом.

 

млн. сом

Наименование

2017 год факт

2018 год утвержд

2019 год проект

откл

 

2020 год

прогноз

2021 год прогноз

Всего

17 561,7

20 774,7

14 361,6

-6 413,1

10 617,7

6 224,1

бюджетные средства

2 388,8

2 221,5

2 251,5

30,0

2 270,0

2 278,8

ЦА  МТиД

77,8

69,2

43,1

-26,1

43,1

43,1

Департамент дорожного хозяйства

1 977,6

1 894,8

1873,3

-21,5

1 896,4

1 908,8

Агентство гражданской авиации

191,9

95,3

179,9

84,6

173,3

153,3

ААВТи ВК при МТиД

141,5

162,2

155,2

-7,0

157,2

173,0

средства специального счета

37,9

90,0

90,0

0

90,0

90,0

ДДХ

37,9

90,0

90,0

0

90,0

90,0

Госинвестиции

15 135,0

18 463,2

12 020,1

-6 443,1

8 257,7

3 855,3

 

 

На ремонт, эксплуатацию и реабилитацию автодорог предусмотрено направить средства  в сумме 13 893,4 млн. сомов, что составляет  96,7% предусмотренных  средств.

За счет средств государственных инвестиций предусмотрено на софинансирование 711,0 млн. сомов и внешнее финансирование 11 309,1 млн. сомов. Значительный  объем  инвестиционных  расходов ожидается  за счет следующих проектов:  «Усовершенствование коридора ЦАРЭС 3 (автодорога Бишкек-Ош), Фаза 4» финансируемого Азиатским Банком Развития; «Улучшение дорог международного сообщения», финансируемого Японией (JICA); «Соединительные дороги, Коридоры ЦАРЭС 1 и 3», финансируемого Азиатским Банком Развития; «Реабилитация  автомобильной дороги «Ош-Баткен-Исфана», финансируемого Исламским Банком Развития; «Улучшение автодороги Бишкек-Ош», финансируемого Евразийским Банком Развития; «Строительство  альтернативной  дороги «Север-Юг», финансируемого Китайской Народной Республикой.

Для исполнения задач МТиД КР необходимо дополнительное финансирование  на 2019 год в сумме  2 933 582,1 тыс. сом, в том числе:

- центральному аппарату МТиД КР - 21 430,1 тыс. сом;

 - по статье 2621 «Текущие гранты международным организациям»  дополнительно необходимо 16 123,5 тыс. сом;

- по центральному аппарату ДДХ- 7 361,3 тыс. сом;

- по ДДХ (подведомственные организации) необходимо дополнительное финансирование в сумме - 641 100,0  тыс. сом;

- в том числе, для погашения кредиторской задолженности  в 2019 году необходимо дополнительно 576,6 млн. сомов.

По агентству гражданской авиации необходимо  дополнительно увеличить расходы до 150 000,0 тыс.сом, т.к выделенных средств по литеру «А» недостаточно для обеспечения авиационного транспортного обслуживания официальных делегаций КР.

         Задолженность Кыргызской Республики за 2018 год по членским взносам перед Межгосударственным авиационным комитетом (МАК)  составили 2 341, 8 тыс. росс.рублей ( 2341,8тыс.росс.рубль*1,0522 сом  на 16.10.18г курс НБКР=2461,1 тыс. сом), на 2019 год сведения об уплате не поступали. Следует на 2019 год включить сумму на уровне 2018 года, т.е. 2 341, 8 тыс. росс.рублей.

Учитывая важность для Кыргызской Республики членства в  МАК, необходимо решить вопрос оплаты  членских взносов  МАК и включить  проект Среднесрочного прогноза бюджета на 2019-2021 годы в Перечень международных организаций, взносы которым уплачиваются в первоочередном порядке.

 

Государственный комитет информационных технологий и связи

Кыргызской Республики (далее – ГКИТ иС)

 

Расходы ГКИТиС на 2019 год предусмотрены  в сумме 1 536,9 млн. сом:

- по центральному аппарату ГКИТиС 653,3  млн. сомов за счет бюджетных средств с увеличением на 20,8 млн. сомов относительно утвержденного бюджета на 2018 год (подраздел 7049);

– по Государственному агентству связи при ГКИТиС 108,9 млн. сомов, в том числе, за счет бюджетных средств – 104,0 млн. сомов  с увеличением на 26,2 млн. сомов и  за счет средств специального счета - 4,9 млн. сомов или на  уровне утвержденного бюджета 2018 года;

– по Государственной фельдъегерской службе при ГКИТиС 32,8 млн. сомов за счет бюджетных средств или на уровне утвержденного бюджета 2018 года;

- по вновь образованному Центру электронного взаимодействия при ГКИТиС 14,1 млн. сомов (субсидии).

Предусмотрены средства государственных инвестиций в сумме 727,7 млн. сомов.

 

 млн. сомов

Наименование

2017 год факт

2018 год утвержд

2019 год проект

откл

2020 год прогноз

2021 год прогноз

Всего

 

405,3

 

1 392,3

 

1 536,9

 

144,6

 

1 169,0

 

1 427,8

бюджетные средства

238,2

743,1

804,3

61,2

246,2

248,8

Госкомитет информационных технологий и связи (аппарат)

156,7

632,5

653,3

20,8

93,0

94,0

Госагентство связи

49,2

77,8

104,0

26,2

105,0

106,0

Фельдслужба

32,3

32,8

32,8

0

33,2

33,2

Центр электронного взаимодействия

 

 

14,1

14,1

 

 

средства специального счета

 

167,1

 

4,9

 

4,9

 

0

4,9

4,9

Госкомитет информационных технологий и связи (аппарат)

48,9

0

0

-

0

0

Госагентство связи

118,2

4,9

4,9

0

4,9

4,9

государственные инвестиции

0

644,4

727,7

83,3

917,9

1 174,1

 

Увеличение расходов по центральному аппарату ГКИТиС в сумме 20,8 млн. сомов связано с сокращением расходов на реализацию программы Правительства Кыргызской Республики «Жаны доорго – кырк кадам» в части общенациональной программы цифровой трансформации страны в сумме 500 млн. сомов, а также с включением, в соответствии с технико-экономическим обоснованием компонента «Безопасный город» проекта «Умный город», расходов в сумме 561,3 млн. сомов для осуществления расчетов за фактически оплаченный штраф с подрядчиками согласно договорам, заключенным по итогам конкурса, а также техническим операторам за техническое сопровождение и поддержку автоматизированной информационной системы «Безопасный город».

ГКИТиС будет реализовываться проект «Digital CASA» (ВБ) на общую сумму 2 819,6 млн. сомов.

В этот период будут реализовываться ряд крупных проектов в секторе транспорта на общую сумму 24 133,1 млн. сомов.

При этом, в целях исполнения возложенных задач и функций на 2019 год Госкомитету необходимы финансовые средства на общую сумму 1 932 280,0 тыс. сом. Разница между предусмотренной по проекту Закона КР и потребной суммой на 2019 год составляет в сумме 414 374,5 тыс. сом. В случае недофинансирование в 2019 году данной суммы, возникнут риски срыва в реализации следующих мероприятий.

 

 По Государственному агентству архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Госстрой) также предусматривается значительный объем финансирования на общую сумму 4437185,7 тыс. сом, однако для полноценного исполнения своих функций необходимо дополнительное финансирование на 2019 год-в сумме 222,0 млн. сомов, в том числе:

-  (разработка новых и пересмотр действующих НТД), гармонизации действующих норм с международными, европейскими и региональными нормами -20,0 млн. сомов;

- завершение 3 этапа разработки Генеральной схемы Иссык-Кульской курортно - рекрационной зоны; Концепции инженерной инфраструктуры Иссык-Кульской курортно-рекрационной зоны- 7,0 млн. сомов;

- реализации государственной программы «Сейсмическая безопасность в Кыргызской Республике на 2015-2019 годы» - 38,6 млн. сомов;

- восстановление и развития производственного корпуса и лаборатории Государственного института сейсмостойкого строительства и инженерного проектирования – 30,4 млн. сомов;

- разработка генеральных планов населенных пунктов Кыргызской республики - 50,0 млн. сомов;

- разработка и внедрение электронной платформы (Единое окно) с возможностью подачи необходимой для получения разрешения на строительство документации в онлайн режиме (в электронном виде), с установкой во всех вовлеченных в процесс госорганах и ресурсо- поставляющих организациях- 40,0 млн. сомов;

- создание государственного градостроительного кадастра республиканском уровне (создать многослойные карты градостроительных документов, информационное  обеспечение субъектов градостроительной деятельности на всех уровнях и электронное обеспечение сохранности градостроительной документации, и оперативное внесение изменений в градостроительную документацию – 30,0 млн. сомов;

- внедрение электронной системы для выдачи лицензии и квалификационных сертификатов в строительстве – 6,0 млн. сомов.

млн. сомов

 

 Таблица 1. Внешнее и внутреннее финансирование

ПГИ

2016 факт

2017 факт

2018

утвержд

2019

проект

2020

прогноз

2021 прогноз

Внешнее

Гранты

3 403,8

5 666,6

10 304,6

9 494,5

9 666,6

5 905,8

Кредиты

20 767,5

22 222,8

27 336,1

22 834,7

22 914,2

13 321,2

 

Всего внешнее

24 171,3

27 889,4

37 640,7

32 329,2

32 580,8

19 227,0

Внутреннее

 

504,1

975,7

1 612,1

1 266,7

1 519,8

 711,2

ИТОГО

 

19 766,1

28 865,1

39 252,8

33 595,9

34 100,6

19 938,2

 

 

Таблица 3. Распределение по донорам

 

млн. сомов

Донор

2016

факт

2017

факт

2018

утвержд

2019

проект

2020

прогноз

2021

прогноз

Китайская Народная Республика

17 189,8

16 804, 7

12 837, 6

8 310,3

1 053,3

 

Азиатский Банк Развития

2 191,5

3 406,5

5 271, 9

2 843,6

4 792,1

2 886,8

Всемирный Банк

1 704, 0

2 906,4

6 564, 6

6 753,2

7 051,7

4 450,1

АКГ (ИБР,СФР,КФАЭР, ФРАД)

1 254,3

1 402,4

2 771,1

4 030,8

5 933,4

3 435,5

ЕБРиР  (софинансирование SECO)

675, 5

1 182,3

3 723, 5

3 989,3

3 239,1

888,2

Германский Банк Развития (КФВ)

397,0

757,2

1 555, 8

1 135,2

706,5

39,2

Другие (Япония, МФСР, ЕАБР и д.р)

759,2

1 430

4 916,2

5 266,8

9 804,8

7 527,1

Всего

24 171,3

27 889,4

37 640,7

32 329,2

32 580,8

19 227,0

 

Государственная регистрационная служба при Правительстве Кыргызской Республики (далее - ГРС)

 

В целях формирования проекта Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2019 год и прогнозе на 2020-2021 годы», в рамках основных направлений фискальной политики на 2019-2021 годы, Министерством финансов Кыргызской Республики направлены контрольные цифры бюджетов ГРС. Согласно распоряжению Правительства Кыргызской Республики от 20 марта 2018 года № 82-р выделено 40 000,0 тыс. сом для реализации проектов в рамках программы цифровой трансформации «Таза Коом» на содержание и развитие Информационных киосков Государственного предприятия «Кыргыз почтасы» при ГРС. В связи с чем, для продления данного пилотного проекта необходимо предусмотреть в смете расходов центрального аппарата ГРС на 2019 год 40 000,0 тыс. сом.

Для Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество и Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава на 2019 год необходимо предусмотреть дополнительное финансирование 30896,6  тыс. сом.

В ходе обсуждения рассматриваемого законопроекта депутатами были высказаны ряд замечаний и предложений относительно необходимости выплаты финансовой задолженности (погашения прошлых долгов) минфина министерствам и ведомствам: МТиД КР; ГУОБДД МВД Кыргызской Республики

По Таможенной службе КР, в котором был образован Фонд развития таможенной службы, в целях создания необходимых материально-технических условий для эффективной работы таможенных органов утвержденный постановлением ПКР от 14 июня 2005 года №226, с его вступлением в силу, минфином инициировано исключение специальных средств с расходной части бюджета ГТС. Учитывая, что на 2019 год контрольные цифры по специальным средствам не предоставлены (в проекте бюджета на 2019 год отражена сумма в 571 867,9 тыс. сом, но не предусмотрены затраты на содержание материально-технической базы ГТС).

         В целях выявления рентабельности и эффективности госпредприятий – провести мониторинг их деятельности, в случае убыточности рассматривать вопрос соответствия руководства занимаемым должностям, а также принять меры по обновлению научно-исследовательских баз функционирующих институтов, призванных разрабатывать новые нормы и инновационные строительные материалы, с привлечением инвестиций Российско-Кыргызского фонда развития.

На основании вышеизложенного, Комитет пришел к следующему заключению:

1. Одобрить проект Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2019 год и прогнозе на 2020-2021 годы» с учетом замечаний и предложений Комитета.

2. Правительству Кыргызской Республики в целях дальнейшего совершенствования предусмотреть в проекте Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2019 год и прогнозе на 2020-20201 годы» дополнительные финансовые средства для:

- центрального аппарата Министерству транспорта и дорог Кыргызской Республики21,4  млн. сом;

- департамента дорожного хозяйства –648,4  млн. сом; в том числе 576,6 млн. сом для погашения кредиторской задолженности;

- решить вопрос оплаты  членских взносов в МАК, а также включить  проект Среднесрочного прогноза бюджета на 2019-2021 годы в Перечень международных организаций;

- Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики необходимо предусмотреть дополнительное финансирование в сумме 222,0 млн. сом;

- разработки ПДП города Бишкек и генеральных планов населенных пунктов Кыргызской Республики 50,0 млн. сом и для по этапного завершения генеральной схемы районной планировки Иссык-Кульской курортно- рекреационной зоны 7 млн сом;

- Государственного комитета информационных технологий и связи Кыргызской Республики необходимо дополнительно 414, 4 млн. сом;

- Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики необходимо предусмотреть дополнительное финансирование 70,9 млн. сом.

- ГУОБДД МВД Кыргызской Республики 47 млн. 971,7 тыс. сом для выплаты финансовой задолженности за период с 2015 по 2017 годы и полноценного функционирования по обеспечению безопасности дорожного движения 473 млн.756,5 тыс. сом;

- Фонда развития Государственной таможенной службы при Правителсьтве Кыргызской Республики утвердить сумму в 500 млн. сом на развитие и укрепление материально-технической и социальной базы.

3. Направить данное заключение в Правительство Кыргызской Республики для исполнения и в Комитет по бюджету и финансам для внесения на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

 

 

Председатель                                                                           М.Э. Мавлянова

 

 

                           

Количество просмотров : 539