РЕШЕНИЕ
Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству
от 5 февраля 2019 года
«О деятельности Государственного предприятия «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» за 2018 год и задачах на 2019 год»
Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству (далее – Комитет), заслушав информацию генерального директора Государственного предприятия «Национального компания «Кыргыз темир жолу» (далее - ГП «НК «КТЖ») Абдыкеримова К.А. о деятельности ГП «НК «КТЖ» за 2018 год и задачах на 2019 год, отмечает следующее.
Деятельность Кыргызской железной дороги осуществляется на принципах полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости при отсутствии бюджетного субсидирования.
Кыргызской железной дорогой за 2018 год перевезено грузов в объеме 7 526,3 тыс. тонн или 105,2%, рост составил 369,3 тыс. тонн к соответствующему периоду 2017 года (2017 год – 7 157,0 тыс. тонн).
В 2018 году Кыргызской железной дорогой перевезено 326 088 пассажиров, что на 12 209 пассажиров больше, чем в 2017 году, рост составил 103,9% (2017 год – 313 879 пассажиров). Увеличение количества пассажиров объясняется увеличением потока внутренних пассажирских перевозок. В связи с ремонтом автодороги, в целях бесперебойной перевозки пассажиров в конце апреля 2017 года начал курсировать пригородный поезд «Бишкек - Кара-Балта – Бишкек». Так, за 2018 год, пригородным поездом «Бишкек - Кара-Балта – Бишкек» перевезено 38 680 пассажиров.
Также в целях обеспечения перевозки пассажиров по туристическому направлению с 24 марта по 5 октября 2018 года курсировал пассажирский поезд «Ташкент – Рыбачье – Ташкент» узбекского формирования.
Одним из основных показателей финансовой устойчивости Компании выступает показатель выплат налоговых и социальных платежей.
За 2018 год перечислено:
- в республиканский бюджет налогов в объеме 357,5 млн. сомов, что больше уровня 2017 года на 152,1 млн. сомов (2017 год - 205,4 млн. сомов);
- в социальный фонд 374,2 млн. сомов, рост составил 55,9 млн. сомов или 117,6% (2017 год – 318,3 млн. сомов).
Для дальнейшего сохранения, выполнения установленных прогнозных и ожидаемых показателей работы Кыргызской железной дороги, требуется решение назревших, острых критических вопросов для железной дороги от которых прямым образом зависит безопасность перевозок и требуется поддержка на уровне Правительства Кыргызской Республики.
Абдыкеримов К.А. предоставил обширную информацию по Концепции развития железнодорожного транспорта до 2019-2025 года. С его слов, целью Концепции является формирование условий для обеспечения экономического роста и социального благосостояния жителей республики, посредством эффективного обеспечения потребностей экономики, хозсубъектов и населения в безопасных железнодорожных перевозках.
В ходе обсуждения данного вопроса на выездном заседании Комитета депутатами были высказаны ряд замечаний по деятельности ГП «НК КТЖ» и внесены соответствующие предложения по улучшению сложившейся ситуации.
В итоге, заслушав информацию руководителя предприятия и принимая во внимание замечания и предложения депутатов, Комитет принял следующее р е ш е н и е:
2. Рекомендовать Правительству Кыргызской Республики:
- подготовить Концепцию развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики до 2025 года, предусматривающую вопросы акционирования ГП «НК «КТЖ», модернизации инфраструктуры и пополнение парка подвижного состава (грузовыми, пассажирскими вагонами и тепловозами);
- в целях использования высвобожденных финансовых средств на дальнейшее развитие, (модернизацию путевой инфраструктуры, замену рельсов и шпал, пополнение подвижного состава), повышения эффективности деятельности предприятия и достижения рентабельности ГП «НК «КТЖ», рассмотреть вопрос о снижении доли обязательных отчислений от чистой прибыли в республиканский бюджет;
- исключить практику предоставления тарифных льгот частным переработчикам сахарной свеклы АО «Каинды-Кант» и АО «Кошой» на перевозку сахарной свеклы железнодорожным транспортом;
- проработать механизм реализации проектов пополнения и ремонта парка подвижного состава (тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами) Кыргызской железной дороги, используя имеющиеся договоренности в рамках реализации Соглашения между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Кыргызской Республики о финансовом сотрудничестве;
- в связи с предоставленными Узбекскими железными дорогами тарифных преференций на перевозку грузов железнодорожным транспортом транзитом по территории Республики Узбекистан направлением в южные регионы Кыргызской Республики, провести широкую информационно-разъяснительную работу с крупными хозяйствующими субъектами Кыргызской Республики;
- поручить Государственной налоговой службе при Правительстве Кыргызской Республики, Министерству юстиции Кыргызской Республики совместно с Маймакским айыл окмоту Кара-Буринской районной госадминистрации Таласской области, проработать и решить вопрос уплаты налогов за эксплуатацию участков железной дороги «Куркурусу-Чольдала», протяженностью 12 километров на территории Кыргызской Республики, входящей в состав железных дорог Республики Казахстан;
- во исполнение постановления Правительства Кыргызской Республики №517 от 18.09.2008 года и Мэрии №533 от 07.08. 2008 года, проработать вопрос реанимирования деятельности Торгово-рыночного комплекса «Дыйкан»;
- поручить Министерству чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики принять меры по проведению работ по укреплению берегов на реке Жал-Сай в городе Кызыл-Кия Баткенской области, строительство селезащитных сооружений и моста от селеопасных участков для обеспечения безопасности движения поездов.
- рассмотреть вопрос возобновления пассажирского железнодорожного сообщения Бишкек-Джалал-Абад, предоставив к 5 сентября 2019 года промежуточную информацию о состоянии беспересадочного сообщения Джалал-Абад-Андижан-Самара.
3. Государственному предприятию «Национальная компания» «Кыргыз темир жолу» при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики:
- решить вопрос своевременного предоставления вагонов для перевозки угля в южные регионы Кыргызской Республики;
- разработать бизнес-план развития производства, предусмотрев направление высвобожденных средств на модернизацию и внедрение современных технологий, приобретение подвижного состава, локомотивов;
- провести работу по привлечению инвесторов для подготовки технико-экономического обоснования электрофикации железнодорожного участка «Луговая – Балыкчы» Кыргызской железной дороги;
- проводить работу по улучшению финансовых показателей и предоставить в течение 6 месяцев промежуточную информацию;
- улучшить организацию деятельности Спортивно-оздоровительного комплекса «Локомотив» и других структурных подразделений, нацелив их на достижение высоких экономических и финансовых показателей, используя имеющийся потенциал;
- сохранить Спортивно-оздоровительный комплекс «Локомотив» на балансе предприятия;
- предусмотреть возведение в установленном порядке объекта ведомственного жилья за счет средств ГП НК «КТЖ» и инвестиционных средств, для нуждающихся сотрудников Кыргызской железной дороги на земельном участке, на котором расположен торгово-рыночный комплекс «Пишпек»;
- принять меры по решению вопросов подготовки (переподготовки) кадров и повышения квалификации работников железной дороги в рамках сотрудничества с ведущими образовательными учреждениями в сфере железнодорожного транспорта Российской Федерации, Республики Казахстан и других стран.
Председатель М.Э. Мавлянова