Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству от 29 октября 2019 года к проекту Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы»

20-11-2019
12:06

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству

от 29 октября 2019 года

к проекту Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики  на 2020 год и прогнозе

на 2021-2022 годы»

       Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы», разработанный с учетом основных приоритетов и направлений, определенных Бюджетной резолюцией Кыргызской Республики на 2020 год и прогноза на 2021-2022 годы, одобренный постановлением ПКР №503 от 27.09.19г., заслушав информации Первого вице-премьер-министра Боронова К.А. и министра финансов Кыргызской Республики Жеенбаевой Б.Ж., ознакомившись с поступившими предложениями, курируемых министерств и ведомств, отмечает следующее.

В соответствии с Бюджетным кодексом Кыргызской Республики Министерством финансов Кыргызской Республики подготовлен проект республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2020 год и прогноза на 2021-2022 годы. Данный проект разработан с учетом основных приоритетов и направлений, определенных Бюджетной резолюцией Кыргызской Республики на 2020 год и прогноза на 2021-2022 годы и плана Правительства Кыргызской Республики на 2019-2023 годы по реализации программы деятельности Правительства  Кыргызской Республики «Единство. Доверие. Созидание». В основу расчетов в проекте бюджета приняты параметры Основных направлений фискальной политики Кыргызской Республики на 2020-2022 годы.

Реальные темпы роста ВВП на уровне 5,0% в 2020 году, 4,0% в 2021 году и 4,4% в 2022 году будут достигнуты за счет роста отраслей экономики: сферы услуг (2020г. – 4,3%, 2021г. – 3,5%, 2022г. – 2,9%), строительства (2020г. – 11,7%, 2021г. – 9,1%, 2022г. – 8,7%), сельского хозяйства (2020г. - 3,7%, 2021г. – 3,3%, 2022г. - 3,3%), промышленности (2020г. – 4,1%, 2021г. – 2,9%, 2022г. – 6,3%).

В структуре производства ВВП динамика роста удельного веса услуг  прогнозируется на уровне 47,2% в 2020 году, 47,2% в 2021 году (2022 г. – 46,6%). Доля промышленности в ВВП снизится с 18,6% в 2020 году до 18,4% в 2021 году (2022г. - 18,7%). Удельный вес промышленности без учета Кумтора увеличится с 10,6% в 2020 году до 10,9% в 2021 году (2022г. – 10,9%). Удельный вес строительства в ВВП увеличится с 9,3% в 2020 году до 9,6% в 2021 году (2022г. - 9,9%). Удельный вес сельского хозяйства составит 10,8% в 2020 году, 10,7% в 2021 году (2022г. – 10,6%).

В 2020-2022 годы в промышленности прогнозируется рост на 4,6%, 3,2% и 6,0%, соответственно, за счет устойчивой работы действующих промышленных предприятий, возобновления простаивающих производств, наращивания объемов на месторождениях Талды-Булак Левобережный, Бозымчак, Иштамберди, Кара-Казык, Джеруй, Чаарат.

Рост услуг транспортной деятельности и хранения грузов в 2020 - 2022гг. прогнозируется на уровне 7,1%, 4,5%, 3,2%, соответственно.

Данный рост будет обеспечен за счет продолжения работ в направлении расширения географии воздушного сообщения и увеличения грузопотока на наземном транспорте, что создаст условия для роста объемов транспортной отрасли.

В 2020-2022 гг. темп роста в строительстве прогнозируется на уровне 11,7%, 9,1%, 8,7%, соответственно.

Приоритетными направлениями в строительстве будут:

- строительство доступного социального жилья для уязвимых слоев населения;

- увеличение объемов жилищного строительства, объектов социального и промышленного назначения, переход на новые архитектурно-строительные системы, типы зданий и современные технологии;

- реабилитация и сохранение автомобильных дорог, создание безопасных международных транспортных коридоров;

- привлечение инвестиций на строительство и реконструкцию следующих объектов: Камбаратинской ГЭС-1, Верхне-Нарынского каскада ГЭС, Ак-Булунской ГЭС, Ат-Башинской ГЭС, Уч-Курганской ГЭС, Токтогульской ГЭС и других генерирующих объектов;

- строительство ирригационной инфраструктуры для обеспечения новыми орошаемыми землями сельских жителей, а также модернизация и реабилитация существующей ирригационной инфраструктуры.

Объем ВВП на душу населения возрастет с 1 490,9 долл. США в 2020 году до 1 581,2 долл. США в 2022 году.

Общий объем доходов государственного бюджета с учетом грантов государственных инвестиций на 2020 год прогнозируется в сумме            183 708,1 млн. сомов, или на уровне 27,5 % ВВП. В сравнении с утвержденным бюджетом 2019 года доходы государственного бюджета в номинальном выражении увеличатся на 7,8 % или на 13 248,4 млн. сомов.

За период 2021-2022 годы общий объем доходов государственного бюджета с учетом грантов государственных инвестиций вырастет до 186 187,9 млн. сомов и 191 306,8 млн. сомов, соответственно.

Налоговые доходы в 2020 году составят 144 755,0 млн. сомов. В сравнении с утвержденным бюджетом 2019 года налоговые доходы в 2020 году увеличатся на 8,6 % или на 11 490,3 млн. сомов. Доля налоговых поступлений в объеме ВВП составит 21,7 %. В среднесрочной перспективе налоговые поступления вырастут с 151 502,3 млн. сомов в 2021 году до 159 882,8 млн. сомов в 2022 году.

Неналоговые доходы государственного бюджета в 2020 году оцениваются в сумме 29 270,3 млн. сомов, или 4,4 % ВВП. Относительно утвержденного бюджета 2019 года неналоговые доходы увеличатся  на 3 663,8 млн. сомов или на 14,3 %. Поступления неналоговых доходов за период 2021-2022 годы прогнозируются в сумме 27 351,6 млн. сомов и 27 506,4 млн. сомов, соответственно.

Общие доходы республиканского бюджета с учетом грантов государственных инвестиций в 2020 году предусматриваются в сумме 163 710,4 млн. сомов, или 24,5 %  ВВП. В номинальном выражении доходы республиканского бюджета по отношению к утвержденному бюджету 2019 года увеличатся на 7,9 % или на 11 948,0 млн. сомов. В период 2021-2022 гг. доходы республиканского бюджета составят 164 916,6 млн. сомов и 169 243,7 млн. сомов, соответственно.

В составе доходов республиканского бюджета налоговые доходы составят в 2020 году 127 879,0 млн. сомов (19,2 %  ВВП), 2021 году – 133 366,7 млн. сомов (18,7 %  ВВП), 2022 году – 140 973,8 млн. сомов (18,6 %  ВВП). Среднегодовой темп роста налоговых доходов за трехлетний период составит 106,1 %.

Неналоговые доходы республиканского бюджета предусматриваются в 2020 году в размере – 26 148,6 млн. сомов (3,9 %  ВВП), 2021 году – 24 215,9 млн. сомов (3,4 % ВВП) и 2022 году – 24 397,2 млн. сомов (3,2 % ВВП).

Общий объем расходов республиканского бюджета на 2020 год без учета финансовых активов установлен на уровне 173 663,9 млн. сомов или 26,0 % ВВП, что на   11 750,8 млн. сомов больше утвержденного бюджета 2019 года (161 913,1 млн. сомов). С учетом финансовых активов общий объем расходов республиканского бюджета установлен на уровне 181 722,5 млн. сомов, в том числе за счет бюджетных средств – 144 015,0 млн. сомов, что на 13 758,7 млн. сомов больше утвержденного бюджета 2019 года (130 256,3 млн. сомов), средств  специальных счетов 10 749,7 млн. сомов, что на 1 376,2 млн. сомов больше утвержденного бюджета 2019 года (9 373,5 млн. сомов), средств государственных инвестиций – 26 957,8 млн. сомов. В период 2021-2022 годы расходы республиканского бюджета без учета финансовых активов  составят 173 498,4 млн. сомов и 174 967,0 млн. сомов соответственно.

Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики

(МТиД КР)

Расходы по подразделу «транспорт» на 2020 год предусмотрены в сумме 12 827,9 млн. сомов, с уменьшением на 1 533,7 млн. сомов или на 10,7% от утвержденного бюджета 2019 года, в том числе расходы за счет бюджетных средств составят 2 251,5 млн. сомов или на уровне утвержденного бюджета 2019 года, за счет средств специального счета 90  млн. сомов или на уровне утвержденного бюджета 2019 года, за счет средств внешних государственных инвестиций 10 486,3 млн. сомов или 87,2% утвержденного бюджета 2019 года.

Источники финансирования запланированных расходов: средства республиканского бюджета, средства специального счета и средства  государственных инвестиций, которые  в процентном соотношении к общему объему расходов МТиД КР составляют 17,6%, 0,7%, 81,7%  соответственно.

Распределение бюджетных средств по подразделениям Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики представлено в проекте республиканского бюджета на 2020 год следующим образом:

- Центральному аппарату - 45,4 млн. сомов, что составляет 2,0%  общего объема запланированных бюджетных средств МТиД КР:

- Департаменту дорожного хозяйства на ремонт и обслуживание автомобильных дорог и дорожных сооружений – 1 871,7 млн. сомов, что составляет 83,1% общего объема запланированных бюджетных средств МТиД КР;

- Агентству гражданской авиации на обеспечение расходов литерного рейса, а также на мероприятия для выхода кыргызских авиаперевозчиков из «черного списка» Международной организации гражданской авиации (ИКАО) – 179,9 млн. сомов, что составляет 8,0% общего объема запланированных бюджетных средств МТиД КР;

- Агентству автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля на обеспечение качества и безопасности предоставляемых транспортных услуг и сохранность автомобильных дорог – 154,5 млн. сомов, что составляет 6,9% общего объема запланированных бюджетных средств МТиД КР.

Государственный комитет информационных технологий и связи

Кыргызской Республики (ГКИТиС)

Расходы Государственного комитета информационных технологий и связи Кыргызской Республики на 2020 год предусмотрены в сумме 819,6 млн. сомов, с уменьшением на 717,3 млн. сомов относительно  утвержденного  бюджета 2019 года:

¬ по центральному аппарату ГКИТиС 92,8 млн. сомов за счет бюджетных средств с уменьшением на 560,5 млн. сомов относительно утвержденного бюджета на 2019 год (подраздел 7049);

– по Государственному агентству связи при ГКИТиС 256,3 млн. сомов, в том числе за счет бюджетных средств – 102,7 млн. сомов  с уменьшением на 1,3 млн. сомов и  за счет средств  специального счета - 153,6 млн. сомов с увеличением на 148,7 млн. сомов относительно утвержденного бюджета 2019 года;

– по Государственной фельдъегерской службе при ГКИТиС 33,4 млн. сомов за счет бюджетных средств или с увеличением на 0,6 млн. сомов относительно утвержденного бюджета 2019 года;

-по Центру электронного взаимодействия при ГКИТиС 14,1 млн. сомов (субсидии) или на уровне утвержденного бюджета 2019 года.

Предусмотрены средства государственных инвестиций в сумме 423,0 млн. сомов.

Уменьшение расходов Государственного комитета информационных технологий и связи Кыргызской Республики по бюджетным средствам на 561,3 млн. сомов  связано с исключением компонента «Безопасный город» проекта «Умный город», которые в 2020 году предусмотрены в государственных программах, мероприятиях и выплатах.

Увеличение по средствам специального счета на 148,7 млн. сомов Государственного агентства связи при ГКИТиС связано с включением платной услуги «Предоставление информации по подбору радиочастот, доступных для выделения» в Единый реестр государственных услуг, оказываемых государственными органами, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями.

Текущее состояние государственного долга

По состоянию на 30 июня 2019 года государственный долг Кыргызской Республики составил 310 765,75 млн. сомов (4 471,91 млн. долларов США), в том числе:

  • 84,81%  составляет внешний долг  - 263 561,38 млн.сомов (3 792,64 млн. долларов США);
  • 15,19% составляет внутренний долг – 47 204,37 млн.сомов (679,27 млн. долларов США).

Государственный внешний долг состоит из более 200 кредитов, большинство из которых (более 98%) предоставлены на льготных условиях с процентной ставкой 0,75-2,0% и сроком погашения до 40 лет. Все внешние займы, за исключением 34 кредитов, привлеченных от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), предоставлены с фиксированной процентной ставкой.

Наиболее крупными кредиторами являются Китай, Международная ассоциация развития (МАР) и Азиатский банк развития (АБР), представляющими 77% всего портфеля государственного внешнего долга. Далее следуют Япония и МВФ с 7 и 5 процентами, соответственно.

Капитальные вложения

В 2020-2022 годы расходы на капитальные вложения в приоритетном порядке планируется направить на завершение строительства и реконструкцию объектов социально-экономического значения, имеющие высокую строительную готовность, в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, на строительство водохозяйственных объектов, на развитие социальной и инженерной инфраструктуры города Ош, новостроек города Бишкек, на строительство и реконструкцию автодорог стратегического значения и дорог в приграничных районах республики, на реализацию важнейших государственных целевых программ и для решения, не включенных в эти программы, отдельных социально-значимых вопросов.

Расходы по статье «капитальные вложения» на 2020 год предусмотрены в сумме 3 000,0 млн. сомов, которые в первую очередь будут направлены на завершение строительства, реконструкцию объектов образования, аварийные объекты и объекты высокой строительной готовности.

При этом в Перечне реконструкции и строительства объектов, финансируемых из республиканского бюджета на 2019 год, предусмотрены средства в сумме 5 159,0 млн. сомов в том числе:

  • 1 587,2 млн. сомов на строительство 200 объектов;
  • 236,8 млн. сомов на капитальный ремонт 101 объекта;
  • 350 млн. сомов на 73 объекта водоснабжения;
  • 1 500,0 млн. сомов на строительство и ремонт автодорог и мостов 190 объектов;
  • 350,0 млн. сомов на строительство 8 объектов ирригации;
  • 139,7 млн. сомов на строительство 4 стационарных пунктов транспортного контроля и учета товаров;
  • 995,3 млн. сомов на прочие объекты.

Ежегодный объем расходов по статье «капитальные вложения» планируется меньше, чем фактическая потребность для полноценного финансирования. Планирование «капитальных вложений» в условиях ограниченности ресурсов осуществляется по остаточному принципу.

Перечень объектов утверждается в отрыве от бюджетной обеспеченности.

Серьезной проблемой капиталовложений является незавершенное строительство. Стремление охватить все заявки приводит к «распылению» средств и проекты в основном не завершаются в планируемом году.

По предварительным расчетам единого государственного заказчика на сегодняшний день только для завершения 347 социальных объектов (переходящих и незавершенных) строительства, необходимо 14 409,3 млн. сомов. Кроме того, необходимо предусматривать средства для строительства автомобильных дорог и мостов, мероприятий для предотвращения чрезвычайных ситуаций, объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Фактически значительная часть капитальных вложений расходуется в связи с чрезвычайными ситуациями (на строительство социальных объектов, пострадавших от стихийных бедствий, в том числе на восстановление разрушенных школ, объектов здравоохранения, мостов и т.д.).

В заявленной сумме на 2020 год, Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики запросило больше на 6,1 % или на сумму – 138 896,5 тыс. сом. Основная сумма разницы, относится к Департаменту дорожного хозяйствапри МТиД КР на сумму - 71 469,3 тыс. сом, Агентству гражданской авиации при МТиД КР - 46 090,1 тыс. сом, центральному аппарату министерства - 21 337,1 тыс. сом.

            Центральный аппарат МТиД КР

В проекте бюджета на 2020 год, в соответствии с контрольными цифрами Министерства финансов КР заложено 43 138,0 тыс. сом. В то же время, центральный аппарат в заявке просит заложить 66 775,1 тыс. сомили больше на21 337,1 тыс. сом.

На сегодняшний день, у Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики стоит вопрос о погашении задолженности членских взносов.

Так, ежегодно, данная задолженность включается в проект бюджета как потребность Министерства на соответствующий год, но при этом, увеличение денежных средств Министерством финансов Кыргызской Республики не предусматривается и, соответственно, с каждым годом увеличивается сумма задолженности:

- По программе  ТРАСЕКА - коридор Европа-Кавказ-Азия за 2017-2019 годы-107 473,6 евро (по состоянию на 04 апреля 2019 года курс евро к кыргызскому сому 78,5219 и  8 439 031,3 сом), ежегодный членский взнос 60 000 евро.

- Межгосударственному авиационному комитету  СНГ (МАК СНГ)  за 2018-2019 годы - 4 890 200 российских рублей (по состоянию на 04 апреля 2019 года курс российского рубля к кыргызскому сому 1.0719 и  5 241 805,4 сом), ежегодный членский взнос 2 548 400 российских рублей.

Кроме вышеперечисленных членских взносов, ежегодный членский взнос Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики перед Координационнымтранспортным совещанием государств-участников СНГ (КТС СНГ) составляет 534 200,0 рублей и перед Межправительственным советом дорожников (МСД) 1 633 228 рублей.

В целях погашения перечисленных задолженностей по членским взносам, а также своевременной оплаты на предстоящий год взносов перед международными организацияминеобходимо заложить 21 337,1 тыс. сом.

            Агентству гражданской авиации при МТиД КР на 2020 год необходимо увеличить бюджет в размере 226 000,9 тыс. сом, т.е. больше на 46 090,1 тыс. сом от предусмотренной суммы 179 910,8 тыс. сом.

             Следует отметить, что основная сумма потребности расходов предусмотрена для обеспечения авиационного транспортного обслуживания официальных делегаций Кыргызской Республики в сумме 153 965,5 тыс. сом.

            Департамент дорожного хозяйства при МТиД КР

Текущий бюджет в проекте бюджета на 2020 год, в соответствии с контрольными цифрами Министерства финансов Кыргызской Республики заложен по Департаменту дорожного хозяйству по текущему бюджету 1 871 713,4 тыс. сом.

Однако, вышеуказанная сумма недостаточна, так как для выполнения задач, поставленных перед департаментом необходимо предусмотреть в бюджете республики на 2020 год 1 943 182,7 тыс. сом. Дополнительная потребность составляет – 71 469,3 тыс. сом. Данная сумма необходимо в связи с повышением стоимости товаров и услуг по строительству автомобильных дорог.

  В 2020 году на реализацию Плана мероприятий по цифровизации Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики на 2020-2023 гг. из республиканского бюджета требуется 5 944 000 сомов, в том числе для перехода на электронный формат документооборота центрального аппарата-144 000 сомов, а также исключения запроса бумажных справок от физических и юридических лиц при предоставлении государственных и муниципальных услуг, обеспечение передачи необходимых данных посредством СМЭВ «Тундук»- 5 800 000 сомов.

Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики просит включить самые необходимые по статье 2215 «Использование прочих товаров и услуг» для разработки новых и совершенствования действующих нормативно-технической документации (НТД) в строительстве, среди них (разработка новых и пересмотр действующих НТД), гармонизации действующих норм с международными, европейскими и региональными нормами - 20,0 млн.сомов;

- завершение 3 этапа разработки Генеральной схемы Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны; Концепции инженерной инфраструктуры Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны- 16,5 млн.сомов;

- реализации государственной программы «Сейсмическая безопасность в Кыргызской Республике на 2015-2020 годы» - 25,9 млн.сомов;

- восстановление и развития производственного корпуса и лаборатории Государственного института сейсмостойкого строительства и инженерного проектирования – 30,4 млн.сомов;

- разработка генеральных планов населенных пунктов Кыргызской республики - 50,0 млн.сомов;

- разработка и внедрение электронной платформы (Единое окно) с возможностью подачи необходимой для получения разрешения на строительство документации в онлайн режиме (в электронном виде), с установкой во всех вовлеченных в процесс госорганах и ресурса поставляющих организациях- 38,9 млн.сомов, всего потребуемся сумма-181,70 млн.сомов.

В ходе обсуждения рассматриваемого законопроекта депутатами были высказаны ряд замечаний и предложений относительно необходимости выплаты финансовой задолженности (погашения прошлых долгов) Минфина министерствам и ведомствам Кыргызской Республики.

Комитет, ознакомившись с представленным Правительством Кыргызской Республики  законопроектом, заслушав информации министра финансов Кыргызской Республики  и руководителей, курируемых Комитетом министерства и ведомств, их структурных подразделений, пришел к следующему з а к л ю ч е н и ю:

1. Одобрить проект Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» с учетом замечаний и предложений Комитета.

2. Правительству Кыргызской Республики в целях дальнейшего совершенствования предусмотреть в проекте Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» дополнительные финансовые средства для:

- центрального аппарата Министерству транспорта и дорог Кыргызской Республики 21 337,1 тыс. сом;

- департамента дорожного хозяйства – 71 469,3 тыс. сом, в том числе 444 738,4 тыс. сом для погашения кредиторской задолженности;

- Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики - 46 090,1 тыс. сом;

- субсидирования авиакомпаний со стороны Правительства Кыргызской Республики путем выделения бюджетных ссуд из республиканского бюджета в размере 500 млн. сомов для приобретения воздушных судов;

- Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики необходимо предусмотреть дополнительное финансирование в сумме 181,70 млн. сомов, в том числе 40 500,2 тыс. сом для погашения кредиторской задолженности перед подрядными организациями по объектам завершенного строительством;

- разработки новых и совершенствования действующих нормативно-технической документации (НТД) в строительстве (СНиП, ГОСТ и т.д.) и ПДП города Бишкек и генеральных планов населенных пунктов Кыргызской Республики.

- строительста школ им. М. Барпиева в селе Жылгын Аксыйского района Джалал-Абадской области и им. Кулуштан в селе Кулуштан Ноокатского района Ошской области;

- завершения строительства культурно-исторического мемориального музея-комплекса «Чынгыз Ордо» в селе Шекер Таласской области;

- завершения строительства школы на 700 ученических мест в селе Военно-Антоновка Сокулукского района.

- реконструкции автодороги «Балыкчы-Тамчы-Чолпон-Ата-Корумду» (0-104 км) и строительству тротуаров вдоль дорог, строительству соответствующих ирригационных систем и работы связанные с освещением.

3. Министерству финансов Кыргызской Республики принять меры по завершению финансирования в полном объёме министерства и ведомств, курируемых Комитетом, а также выделению дополнительных финансовых средств для строительства автомобильных дорог, начатых школ и других социальных объектов, согласно утвержденному законодательству.

4. Направить данное заключение в Правительство Кыргызской Республики для исполнения и в Комитет по бюджету и финансам для внесения на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

 

Председатель                                                                          М.Э. Мавлянова