З А К Л Ю Ч Е Н И Е Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2016 год и прогнозе на 2017 – 2018 годы»

20-10-2016 05:08

 

 

 

 

 

 

 

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству

 

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2016 год и прогнозе

на 2017 – 2018 годы»

 

 

Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2016 год и прогнозе на 2017 – 2018 годы», одобренный постановлением Правительства Кыргызской Республики 30 сентября 2016 года № 517 и изучив предложения, поступившие от министерств и ведомств, курируемых Комитетом, а также, заслушав информацию заместителя министра финансов Кыргызской Республики Кармышакова У.Т., отмечает следующее.

В представленном, на основании статьи 15 Закона Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» проекте Закона «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2016 год и прогнозе на 2017-2018 годы», прослеживается снижение реального роста ВВП в 2016 году за счет замедления темпов роста во всех отраслях экономики (в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере услуг и др).

Основным фактором внесения поправок в параметры доходной части бюджета на 2016 год явилось изменение основных показателей социально – экономического развития страны на 2016 год, текущее исполнение, а также внесение изменений в налоговое законодательство.

Из-за замедления в 2016 году темпа роста инвестиций в основной капитал реальный рост строительства в 2016 году ожидается на уровне 8,1% против ранее утвержденного роста на 12,1%. В 2017-2018 годы прогнозируется рост строительства на 10,4% и 12,3% соответственно, против ранее утвержденного роста, на 10,3% и 11,5% соответственно.

В 2016-2018 годах прогнозируется замедление темпа роста частного потребления до 1,7%, 3,2%, 3,8%, соответственно, против утвержденного роста 4,2%, 3,6%, 4,9%, соответственно.

В 2016-2018 годах прогнозируется замедление роста валовых инвестиций до 2,7%, 3,9%, 4,5%, соответственно, по сравнению с ранее утвержденным ростом на 6,5%, 5,4% и 6,3%, соответственно.

Прогнозируется  ухудшение показателя чистого экспорта с (-36,3%) к ВВП в 2016 году до (-36,8%) в 2018 году против ранее утвержденного увеличения с (-50,0%) к ВВП в 2016 году  до  (-50,3%) в 2018 году.

В социальной сфере ожидается снижение объема ВВП на душу населения в 2016 году с утвержденного 1 331,6 долл. США до 1 110,6 долл. США из-за уменьшения номинального ВВП, в 2017 году с 1 362,3 долл. США до 1 142,0 долл. США и в 2018 году с 1 443,5 долл. США до 1 181,9 долл. США.

Размер среднемесячной заработной платы в 2016 году уменьшится до 14 350 сомов, по сравнению с утвержденным 14 900,0 сомов, в 2017 году до 15 420 сомов против 16 400,0 сомов, в 2018 году до 16 700 сомов против 17 900,0 сомов.

В 2016 году ожидается уменьшение стоимостной величины прожиточного минимума на душу населения в месяц до 5240,0 сомов по сравнению с утвержденным 5762,1 сомов, в 2017 году до 5554,4 сомов против 6240,3 сомов и в 2018 году до 5909,9 сомов против 6727,0 сомов.

Уровень безработицы в 2016-2018 годах увеличится по сравнению с утвержденным, до 8,0%, 7,9%, 7,8%, соответственно (утверждено 7,9%,7,8%,7,7%, соответственно).

В предлагаемом проекте по внесению поправок в параметры доходной части бюджета на 2016 год общие доходы с учетом грантов ПГИ республиканского бюджета увеличены в сравнении с утвержденным бюджетом на 1 556,2 млн. сом и определены в сумме 125 955,8 млн. сомов.

Поступления налоговых доходов республиканского бюджета составят 88 430,3 млн. сомов и снизятся в сравнении с утвержденными показателями на 4 507,4 млн. сомов за счет налоговых доходов, администрируемых Государственной налоговой службой при Правительстве Кыргызской Республики из-за не реализованных прогнозируемых макроэкономических показателей, а также в связи с внесением изменений в налоговое законодательство снижены:

  • подоходный налог – на 375,0 млн. сомов,
  • налог на прибыль – на 680,0 млн. сомов,
  • налог на доходы золотодобывающих компаний – на 41,2 млн. сомов,
  • НДС на внутреннюю продукцию - на 650,0 млн. сомов,
  • НДС на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики из государств - членов ЕАЭС – на 655,0 млн. сомов,
  • налог с продаж - на 1 300,0 млн. сомов,
  • акцизный налог на товары, производимые или реализуемые на территории Кыргызской Республики – 483,2  млн. сомов,
  • бонусы – 323,0 млн. сомов.

По налоговым доходам, администрируемым Государственной таможенной службой при Правительстве Кыргызской Республики, на основании текущего исполнения доходной части бюджета и снижения объемов импорта произведена корректировка между таможенными налогами и платежами. Так, предлагается увеличить НДС на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики из третьих стран, на 3 785,3 млн. сомов, при этом снизить акцизный налог на товары на 1 385,3 млн. сомов, таможенный платеж по единым ставкам таможенных пошлин, налогов – на 400,0 млн. сомов и ввозные таможенные пошлины, поступающие от государств - членов ЕАЭС  - на 2 000,0 млн. сомов.

Поступления полученных официальных трансфертов республиканского бюджета предусматриваются в размере 12 079,5 млн. сомов и увеличатся на 449,9 млн. сомов, за счет курсовой разницы и следующих корректировок:

  • предусмотрены на основании фактических и ожидаемых поступлений, незапланированные в утвержденном бюджете: Российский грант для поддержки бюджета в размере 2 232,1 млн. сомов, грант ЕС «Макрофинансовая помощь» - 409,2 млн. сомов, грант ЕС “Поддержка избирательной системы” – 381,4 млн. сомов, грант АБР «Улучшение инвестиционного климата» - 875,0 млн. сомов;
  • увеличены поступления по гранту  SWAP 2 «Здравоохранение и социальная защита» - на 153,5 млн. сомов;
  • снижены поступления по гранту ЕС “Контракт на реформу сектора соцзащиты” на сумму 215,8 млн. сомов и грантам ПГИ – 3 498,8 млн.сомов.

Поступления неналоговых доходов республиканского бюджета составят 25 375,0 млн. сомов и увеличатся в сравнении с утвержденными показателями на 5 542,7 млн. сомов за счет следующих изменений:

  • снижены проценты по выданным бюджетным ссудам и кредитам на 232,9 млн. сомов;
  • увеличены дивиденды, начисленные на государственный пакет акций, на 713,6 млн. сомов, за счет погашения задолженности ОАО «Электрические станции» и фактических поступлений;
  • увеличены на основе фактических поступлений: прибыль Национального банка Кыргызской Республики на сумму 879,8 млн. сомов, плата за аренду помещений, зданий и сооружений, находящихся в государственной собственности - на 26,0 млн. сомов, административные штрафы – на 150,0 млн. сомов;
  • увеличены поступления по прибыли государственных предприятий, за счет погашения задолженности ГП НК “Кыргыз темир жолу” на сумму 245,0 млн. сомов;
  • снижены поступления по плате за право разработки месторождений полезных ископаемых или ископаемого топлива, в связи с не проведением конкурсов по месторождениям, на сумму 500,0 млн. сомов;
  • включены суммы отчислений на развитие и содержание инфраструктуры местного значения в размере 271,2 млн. сомов, так как в связи с отсутствием на момент формирования бюджета механизма, соответствующего бюджетным нормам, данные отчисления не были предусмотрены в утвержденном бюджете;
  • увеличена сумма специальных средств на 2 993,5 млн. сомов, на основании заявок бюджетных учреждений;
  • снижены на основе текущего исполнения поступления по плате за регистрацию и перерегистрацию транспортных средств на 271,7 млн. сомов;
  • предусмотрены поступления доходов обращенных в пользу государства в сумме 1 262,9 млн. сомов, в том числе:
  1. за счет возврата средств, находящихся на депозите в Россинбанке, в сумме 1 240,0 млн. сомов;
  2. включения средств, согласно предписанию Счетной палаты Кыргызской Республики в сумме 5,4 млн. сомов;
  3. включения остатка средств на начало года Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики в сумме 17,5 млн. сомов, перечисленных в доход республиканского бюджета.

Также на основе фактического поступления в доходную часть бюджета включены средства специализированных организаций здравоохранения в сумме 71,0 млн. сомов за счет средств обязательного медицинского страхования.

В проекте уточненного бюджета расходы республиканского бюджета на 2016 год (без учета финансовых активов) составят в сумме 148 007,7 млн. сомов, (с учетом финансовых активов 169 157,7 млн. сомов) или 32,6% к ВВП, что на 1 154,3 млн. сомов больше утвержденного бюджета (146 853,4 млн. сомов), в том числе бюджетные средства составят 116 810,3 млн. сомов, с увеличением на 8 665,5 млн. сомов (108 144,8 млн. сом), средства ПГИ составят 16 019,0 млн. сомов, с уменьшением на 12 679,3 млн. сомов (28 698,3 млн. сомов), специальные средства составят 15 178,4 млн. сомов, с увеличением на 5 168,1 млн. сомов относительно утвержденного бюджета (10 010,3 млн. сом).

Уточненный бюджет на 2016 год Государственного агентства архитектуры строительства и жилищно – коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики (далее Госархстрой) составил в сумме 34,8 млн. сомов, с уменьшением на 2,4 млн. сомов относительно утвержденного бюджета 2016 года (37,2 млн. сомов), в том числе расходы за счет бюджетных средств - 30,8 млн. сомов, с уменьшением на 2,4 млн. сомов, за счет специальных средств - 4,0 млн. сомов (информация Госархстроя прилагается).

 

(млн. сомов)

Наименование

2016 год
(утв. план)

2016 год
(уточн. план)

Отклонение

бюджетные средства

33,2

30,8

-2,4

специальные средства

4,0

4,0

0,0

Всего:

37,2

34,8

-2,4

 

Уменьшение по бюджетным средствам в сумме 2,4 млн. сом связано с оптимизацией расходов.

Уточненный бюджет на 2016 год Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики (далее МТиД) со специальными средствами составил 2 528,0 млн. сомов, с увеличением на 66,5 млн. сомов, или на 2,7% против утвержденного бюджета на 2016 год (2 461,5 млн. сомов), из них расходы за счет бюджетных средств – 2 265,5 млн. сомов с уменьшением на 19,5 млн. сомов, за счет специальных средств – 262,5 млн. сомов с увеличением на 86,0 млн. сомов (информация МТиД прилагается).

(млн. сомов)

Наименование

2016 год
(утв. план)

2016 год
(уточн. план)

Отклонение

бюджетные средства

2285,0

2 265,5

-19,5

специальные средства

176,5

262,5

+86,0

Всего:

2 461,5

2 528,0

+66,5

 

Уменьшены расходы в сумме 179,5 млн. сомов, из них:

- 2,1 млн. сомов согласно предписания Счетной палаты Кыргызской Республики;

- 1,7 млн. сомов по итогам анализа исполнения республиканского бюджета за первое полугодие 2016 года Государственного агентства автомобильного и водного транспорта и Департамента весогабаритного контроля;

- 173,4 млн. сомов в связи с оптимизацией расходов;

- 1,3 млн. сомов переданы вновь созданному Государственному комитету информационных технологий и связи при Правительстве Кыргызской Республики со штатной численностью в количестве 12 единиц;

Увеличены расходы в сумме 199,0 млн. сом, из них:

- 158,8 млн. сомов на основании решения Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 27 апреля 2016 года и Распоряжения Правительства Кыргызской Республики от 12 апреля 2016 года;

- 0,2 млн. сомов по решению Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 31 марта 2016 года на популяризацию объектов историко-культурного наследия на авиалиниях местных авиакомпаний;

- 40,0 млн. сомов для оплаты литерных рейсов.

Увеличены расходы по специальным средствам в сумме 86,0 млн. сомов, из них:

- 10,0 млн. сомов на содержание центрального аппарата Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики;

- 75,0 млн. сомов на содержание Департамента дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики;

- 1,0 млн. сомов на содержание Государственного агентства автомобильного и водного транспорта при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики.

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 июля 2016 года №373 образован Государственный комитет информационных технологий и связи Кыргызской Республики (далее ГКИТиС) на базе Государственного агентства связи при Правительстве Кыргызской Республики и Центра электронного управления при Правительстве Кыргызской Республики, с передачей:

а) функций по формированию и реализации государственной политики в области информатизации, связи, электронного правительства, радио- и телевизионного вещания от Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики.

б) функций по разработке политики в сфере электронного управления и электронных услуг от Министерства экономики Кыргызской Республики;

в) функции по разработке и реализации государственной политики в области информатизации от Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики, со штатной численностью 10 единиц, финансовыми, материально-техническими средствами;

г) функции по выработке единой государственной политики в сфере информатизации от Министерства юстиции Кыргызской Республики.

Уточненный бюджет на 2016 год со специальными средствами Государственного комитета информационных технологий и связи Кыргызской Республики составил 390,6 млн. сомов, из них:

- на содержание центрального аппарата предусмотрено за счет бюджетных средств 54,5 млн. сомов, в том числе: которые были переданы  из Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики в сумме 36,3 млн. сомов, с Государственного агентства связи при Комитете информационных технологий и связи Кыргызской Республики в сумме 3,4 млн. сомов, с Центра электронного управления при Правительстве Кыргызской Республики в сумме 14,3 млн. сомов и с Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики в сумме 0,5 млн. сомов;

- за счет специальных средств на содержание Государственного агентства связи при Комитете информационных технологий и связи Кыргызской Республики в сумме 336,1 млн. сомов.

 

Кредиты, ссуды, займы

По статье «Кредиты, ссуды, займы» предусмотрено 5 599,6 млн. сомов, в том числе:

  • ОАО «Электрические станции» предусмотрена бюджетная ссуда в сумме 1 000,0 млн. сомов на закупку топлива для ТЭЦ города Бишкек;
  • на строительство линий электропередачи и установку трансформаторной подстанции в селе Бактуу-Долоноту Иссык-Кульской области ОАО «Востокэлектро», предусмотрена бюджетная ссуда в сумме 8,0 млн. сомов;
  • Государственному агентству по делам молодежи, физической культуры и спорта на открытие и закрытие Всемирных игр кочевников предусмотрена бюджетная ссуда в сумме 125,0 млн. сомов;
  • Государственному предприятию "Центр развития этнокультуры и конно-спортивной индустрии" при Государственном агентстве по делам молодежи, физической культуры и спорта на увеличение поголовья скота предусмотрена бюджетная ссуда в сумме 7,0 млн. сомов;
  • Муниципальному предприятию "Тазалык" города Бишкек предусмотрена бюджетная ссуда в сумме 85,0 млн. сомов;
  • Кадамжайскому производственно-эксплуатационному жилищно-коммунальному хозяйству для строительства 45-квартирного жилого дома в городе Кадамжай предусмотрены средства  в сумме 40,2 млн. сомов;
  • На развитие Государственного предприятия «Кыргызтемиржолу» предусмотрена бюджетная ссуда в сумме 545,0 млн. сомов;
  • На развитие ОАО «Электрические станции» предусмотрена бюджетная ссуда в сумме 630,0 млн. сомов;
  • ОАО "Государственная ипотечная компания" для реализации Программы Правительства Кыргызской Республики "Доступное жилье 2015-2020" предусмотрена бюджетная ссуда в сумме 2 375,0 млн. сомов (согласно же письму зам. министра финансов Кармышакова У.Т. (вх. №24338/16 от 14 октября 2016г.), после вторичного рассмотрения представленного законопроекта на заседании Комитета данная сумма заменена на 2500,0 млн. сомов; кроме того предусмотрены расходы на капитальный ремонт школ - 1208,0 млн. сомов).

Ресурсы бюджета:

Утвержденным республиканским бюджетом на 2016 год ресурсную часть бюджета планировалось обеспечить поступлениями средств от размещения государственных ценных бумаг (ГЦБ) Кыргызской Республики в объеме 10 000,0 млн. сом. Согласно уточненным данным, прогнозный объем поступлений от выпуска ГЦБ составит 14 353,8 млн. сом.

Еще одним фактором увелечения выпуска ГЦБ является запуск ипотечного кредитования в рамках программы “Доступное жилье”. Выпуск ГКО, номинированные в иностранной валюте направлены на изыскания дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения полноценного функционирования ОАО «Государственная ипотечная компания».

 

Расходы бюджета:

На расходы по обслуживанию государственного долга Кыргызской Республики согласно утвержденному бюджету на 2016 год планировалось направить – 21 869,7 млн. сом. Настоящим проектом уточненного бюджета на данные цели предусматривается 21 460,5 млн. сом.

На расходы по обслуживанию вешнего долга Кыргызской Республики согласно утвержденному бюджету на 2016 год планировалось направить – 9 809,0 млн. сом. Настоящим проектом уточненного бюджета на данные цели предусматривается  9 845,7   млн. сом.

На расходы по обслуживанию внутреннего долга Кыргызской Республики согласно утвержденному бюджету на 2016 год планировалось направить – 12 060,7 млн. сом. Настоящим проектом уточненного бюджета на данные цели предусматривается 11 614,9 млн. сом.

Настоящим проектом уточнений в республиканский бюджет на 2016 год на обслуживание внутреннего долга планируется направить 11 614,9 млн. сом, в том числе на платежи по процентам – 1 790,9 млн. сом (15,4% от общей суммы расходов на обслуживание внутреннего долга) и по основной сумме – 9 824,0 млн. сом (84,6%).

Уровень соответствия уточненных объемов обслуживания государственного внутреннего долга к утвержденному прогнозу составил 96,3%.

Капитальные вложения

В 2016-2018 годах расходы на капитальные вложения в приоритетном порядке планируется направить на строительство и реконструкцию объектов социально-экономического значения, имеющие высокую строительную готовность и планируемых к вводу в эксплуатацию, в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, на проектирование и строительство водохозяйственных сооружений, а также на строительство и реконструкцию автодорог стратегического значения.

В первую очередь расходы будут направлены на объекты, пострадавшие от стихийных бедствий и аварийные объекты, на объекты высокой строительной готовности, а также на реализацию важнейших государственных целевых программ и для решения не включенных в эти программы отдельных социально значимых вопросов. Для завершения реализации важнейших и социально-значимых объектов требуются дополнительные бюджетные средства.

На 2016 год по статье «капитальные вложения» предусмотрены средства в сумме 4 760,9 млн. сомов, из них:

  • за счет средств, поступивших от месторождения «Джеруй» - 3 100,0 млн. сомов;
  • за счет республиканского бюджета - 1 660,9 млн. сомов.

Согласно распоряжениям Правительства Кыргызской Республики и решениям Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики средства по статье «капитальные вложения» увеличены на сумму 3 187,8 млн. сомов, в том числе:

- распоряжением Правительства Кыргызской Республики №42-р от 3 февраля 2016 года, №131-р от 30 марта 2016 года и №273-р от 17 июня 2016 года для «Реконструкции ипподрома в селе Бактуу-Долоноту Бостеринского айыльного аймака Иссык-Кульской области» предусмотрено 728,0 млн. сомов;

- распоряжениями Правительства Кыргызской Республики №194-р от 6 мая 2016 года и №285-р от 22 июня 2016 года для «Реконструкции автодороги Балыкчи-Тамчы-Чолпон-Ата-Корумду» предусмотрено 1 500,0 млн. сомов;

- распоряжением Правительства Кыргызской Республики №194-р от 6 мая 2016 года для продолжения капитального ремонта автодороги Бишкек-Международный аэропорт «Манас» предусмотрено 753,4 млн. сомов;

- распоряжением Правительства Кыргызской Республики №286-р от 22 июня 2016 года на строительство «Мемориала погибших в ходе трагических событий 1916 года» на территории мемориального комплекса «Ата-Бейит» предусмотрено 56,6 млн. сомов.

До конца 2016 года для завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов образования и продолжения реконструкции автомобильной дороги Балыкчи-Тамчы-Чолпон-Ата-Корумду предусмотрено 698,0 млн. сомов, а также средства в сумме 9,7 млн. сомов, из них для разработки проектно-сметной документации на топографическую съемку и архитектурное планирование строительства 4 центров ветеринарной диагностики и экспертизы в г. Баткен, г. Талас, г. Каракол и г. Балыкчи в объеме 8,2 млн. сомов и для разработки проектно-сметной документации реабилитации 13 центров ветеринарной диагностики и экспертизы 1,5 млн. сомов.

Предусмотрено 32,0 млн. сомов для проектирования и строительства ирригационных сооружений, в том числе 25,0 млн. сомов для водохозяйственных обьектов, планируемых к финансированию за счет гранта Китайской Народной Республики и 7,0 млн. сомов для разработки проектно-сметной документации бассейна суточного регулирования «Чанач-Сай».

Уточненный бюджет на 2016 год по статье «капитальные вложения» с учетом оптимизации расходов составит 8 415,9 млн. сомов.

Долевые (стимулирующие) гранты

В Законе Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики  на 2016 год и прогнозе на 2017-2018 годы» на статью долевые (стимулирующие) гранты предусмотрено – 500,0 млн. сомов.

Согласно Протоколу заседания Комиссии по утверждению проектов за счет долевых (стимулирующих) грантов на реализацию в 2016 году утверждены 222 проекта с потребностью на сумму 501,5 млн. сомов.

Перечень проектов на получение долевых (стимулирующих) грантов на 2016 год составлен на основании решений комиссий по отбору проектов на уровне районов, городов областного значения и в соответствии с объемами квот.

По документам, представленным исполнительными органами местного самоуправления сумма экономии по результатам конкурсов на сегодняшний день составила 110,0 млн. сомов.

Согласно распоряжению Правительства Кыргызской Республики от 2 августа 2016 года №350 уменьшены средства по статье «стимулирующие гранты» на 110,0 млн. сомов, уточненный план составит 390,0 млн. сомов.

Программа государственных инвестиций

В 2016 году сумма бюджетного финансирования государственных инвестиций из всех источников составит 30 922,4 млн. сом. Доля внешнего финансирования за счет займов и грантов составит 30 220,8 млн. сом или 98,0% от общей суммы финансирования, на софинансирование проектов будет направлено 701,6 млн. сом или 2,0% от общей суммы финансирования. Ожидаемый бюджет Программы государственных инвестиций по отношению к утвержденному бюджету государственных инвестиции 2016 года (44 591,6 млн. сом) уменьшен по внешним средствам на 13 319,2 млн. сом и по внутренним средствам (софинансирование) на 350,0 млн. сомов.

В 2016 году на рекредитование грантовых и кредитных средств будет направлено 14 903,4 млн. сомов, из них за счет кредитных средств – 13 779,5 млн. сомов, грантовых средств – 1 123,9 млн. сомов.

В основном уменьшение бюджета Программы государственных инвестиций связано с долгими процедурами по запуску проектов (ратификация Соглашения), задержки в процессе рассмотрения результатов проведенных исполнительными агентствами закупок, несвоевременная подготовка проектной и иной документации, нарушения планов работ подрядными и субподрядными организациями в рамках проектов и замедлением темпов реализации инвестиционных проектов.

Наиболее крупные снижения объемов по инвестиционным проектам в 2016 году произошли по следующим министерствам и ведомствам Кыргызской Республики:

- по Министерству транспорта и дорог Кыргызской Республики составило 7 281,3 млн. сом;

- по Министерству сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики составило 2 344,2 млн. сом;

- по Государственному агентству архитектуры, строительства и ЖКХ при Правительстве Кыргызской Республики составило 1 788,5 млн. сом;

- по Министерству образования и науки Кыргызской Республики составило 556,4 млн. сом;

- по Министерству здравоохранения Кыргызской Республики составило 539,4 млн. сом.

Плановые показатели по бюджетам Программы государственных инвестиций на соответствующий год формируются исполнительными агентствами (министерствами и ведомствами Кыргызской Республики) по согласованию с финансирующими данные проекты донорами, и представляются в Министерство финансов Кыргызской Республики.

 Министерство финансов Кыргызской Республики в свою очередь на основе мониторинга финансовой реализации проекта, а именно темпов освоения средств и рисков их неосвоения принимает решение об изменении параметров финансирования по каждому проекту.

К таким рискам в бюджете 2016 года относятся вышеуказанные проекты, причинами которых явились неисполнение заявленных мероприятий (проведение внутригосударственных процедур и т.д.) исполнительными агентствами.

 

Дефицит республиканского бюджета на 2016 год составит 22 051,8 млн. сомов, или 4,9% к ВВП со снижением на 401,9 млн. сомов относительно утвержденного бюджета (22 453,8 млн. сомов).

На покрытие дефицита бюджета в 2016 году предусмотрены источники финансирования в сумме 22 051,8 млн. сомов.

По внутренним источникам финансирования дефицита бюджета предусмотрено отрицательное сальдо в размере 676,3 млн. сомов.

Поступления из внутренних источников составит:

- поступления от реализации государственных ценных бумаг  14 353,8 млн. сомов;

- остатки на счетах Правительства Кыргызской Республики 11 885,4 млн. сомов;

- рефинансирование кредитов и грантов Программы государственных инвестиций – 14 903,4 млн. сомов;

- поступления от приватизации  1 125,4 млн. сомов;

- кредиты, ссуды и займы – 5 543,2 млн. сомов;

- кредиты, ссуды и займы по специальным средствам – 56,4 млн. сомов;

- акции и другие формы участия в капитале – 647,0 млн. сомов;

- возврат бюджетных ссуд 2 933,2 млн. сомов;

Погашение основной суммы внутреннего долга – 9 824,0 млн. сомов;

По внешним источникам проектируется положительное сальдо в сумме 22 728,1 млн. сомов.

Поступление из внешних источников составит:

- поступление внешних программных займов 4 351,1 млн. сомов;

- поступление внешних займов Программы государственных инвестиций 24 684,0 млн. сомов;

Погашение основной суммы внешнего долга – 6 307,0 млн. сомов.

 

При рассмотрении данного законопроекта на заседании Комитета 11 октября 2016 года депутаты ЖК КР, изучив представленные материалы Правительства Кыргызской Республики, а также, выслушав информации министра финансов КР и руководителей, курируемых Комитетом министерства и ведомств, их структурных подразделений, внесли ряд предложений и замечаний.

Так, при рассмотрении проекта Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2016 год и прогнозе на 2017 - 2018 годы» (пост. ПКР 09.12.15г. № 847,) в своем заключении на заседании Комитета 15 декабря 2015 года, Комитет поручал Правительству Кыргызской Республики принять ряд мер относительно:

- реализации «Плана мероприятий по выходу из черного списка Евросоюза» авиакомпаний Кыргызстана, приведя законодательную базу в соответствие с их требованиями;   

- для выполнения задач вытекающих из Указов Президента Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Кыргызской Республики «О Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы», решения Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту и коммуникациям, архитектуры и строительства от 27.01.2015 года, постановлений Правительства Кыргызской Республики, в связи с недостаточным объемом финансирования, необходимо было предусмотреть 3,1 млрд. сом, на:

- разработку Генеральной схемы (районная планировка) Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны 9,1 млн. сом;

- реализацию республиканской программы «Сейсмическая безопасность» - 14,4 млн. сом;

- разработку, утверждение и корректировку существующей градостроительной документации для населенных пунктов Республики (обновление Генеральных планов, разработка ПДП, схем районных планировок)- городов: Ош, Жалал-Абад, Баткен, Талас, Нарын, Каракол, Чолпон-Ата, пограничных населенных пунктов  - 22,0 млн. сом;

- разработку новых и совершенствование действующих нормативно-технических документов (НТД)  в строительстве, среди них (разработка новых и пересмотр действующих НТД):

- гармонизацию действующих норм с международными, европейскими и региональными нормами - 16,0 млн. сом;

- разработку и принятие новых нормативно-правовых актов в целях обеспечения деятельности сектора жилищно-коммунального хозяйства 0,2 млн. сом;

- создание государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства  0,2 млн. сом;

- внедрение и поддержку новых технологий информационно- коммуникационной инфраструктуры, интернет, электронный документооборот, электронная подпись, электронная карта г. Бишкек и Ош - 23,5 млн. сом;

- повышение доступа населения к услугам водоснабжения, строительство и реабилитацию систем водоснабжения в 126 селах - 300,0 млн. сом;

- строительство и реабилитацию систем водоотведения в 27 населенных пунктах - 450,0 млн. сом;

- на обеспечение надлежащей эксплуатации и технического обслуживания систем водоснабжения и водоотведения. Создание технических сервисных центров в районах республики 98,0 млн. сом;

- создание новой программы по управлению базой данных по лицензированию строительной деятельности и государственных квалификационных сертификатов для специалистов строительной отрасли - 0,8 млн. сом;

- затраты по деятельности Госстроя Кыргызской Республики - 24,3 млн. сом;

- развитие Департамент водоснабжения и водоотведения - 14,2 млн. сом;

- строительство социально-культурных, бытовых объектов, а также жилья - 2500,0 млн. сом;

- обеспечение долгосрочной льготной ссудой и безвозмездной единовременной помощи, пострадавшим от стихийных бедствий в сумме 600 млн. сом;

- для перевода на бюджетное финансирование подведомственных и территориальных подразделений Госстроя 323,2 млн. сом, которые остались почти невыполненными (или же не отражены в данном законопроекте).

При этом Комитет обращает внимание Правительства Кыргызской Республики, что зачастую депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики получают ответы от министерств и ведомств на свои запросы отписного характера, а порою они просто игнорируются.

При этом Министерству транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики было поручено разработать перечень титульного списка на 2016 год, определив приоритетность и значимость автомобильных дорог, подлежащих строительству и реконструкции, с обоснованием критериев их включения, для финансирования из бюджета 2016 года, после рассмотрения на заседании Комитета. Данное поручение тоже не было исполнено.

  • исполнение Закона Кыргызской Республики «О порядке осуществления контрольных функций Жогорку Кенешем Кыргызской Республики», Комитет трижды вносил на рассмотрение вопрос «О сложившейся ситуации на контрольно-пропускном пункте «Ак-Жол», в решениях от 31 мая и 7 и 28 июня 2016 года среди других, не решенным по состоянию на 10 октября 2016 года, остался актуальнейший вопрос, порученный Правительству Кыргызской Республики о финансировании генерального плана от линии Государственной границы до населенного пункта (с пункта пропуска «Ак-Жол» и прилегающей к ней территории, включая пост ПМ), на депутатский запрос по этому вопросу поступило письмо министра финансов Кыргызской Республики (вх.№6-22795/16 от 29.09.16г.) с предложением решить его за счет средств, предусмотренных МТиД и Госпогранслужбы.

В связи с поступающими многочисленными обращениями и нареканиями избирателей на состояние как существующих, строящихся, так и вновь реабилитированных автомобильных дорог и сооружений (альтернативной автомобильной дороги “Север-Юг” (участок “Балыкчы-Арал-Казарман”) и Балыкчы-Чолпон-Ата-Корумду), а также нерешенных социальных вопросов, Комитет провел несколько выездных заседаний в Ошской и Баткенской и других областях республики и по итогам принял решение по ряду вопросов.

Во время проведения выездного заседания Комитета по вопросу реализации проекта «Север-Юг» и встречи с избирателями, жители сел Тунук и 1-Мая просили оказать содействие в строительстве спортивного зала, обосновав тем, что в школе, где обучаются дети, отсутствует спортивный зал, особенно в зимний период, при 45 градусной минусовой температуре, учащимся приходится заниматься физкультурой на улице, что отрицательно влияет на здоровье подрастающего поколения, в селе Суусамыр, проживают около 8000 человек, не имея помещения, где можно было бы проводить разного рода мероприятия сельского масштаба, в связи с этим, жители села просят оказать содействие в строительстве клуба на 300 посадочных мест, также просят, по мере выделения денежных средств, заасфальтировать внутренние дороги протяжённостью  5320 метров.

Относительно проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2016 год и прогнозе на 2017 – 2018 годы», Комитет в связи с допущенными неточностями в Пояснительной записке (на стр. 26), в части уточненного бюджета на 2016 год со специальными средствами Государственного комитета информационных технологий и связи Кыргызской Республики, рекомендует Министерству финансов КР внести изменение в анотации.

 

На основании вышеизложенного, Комитет пришел к следующему       з а к л ю ч е н и ю:

 

1. Одобрить проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2016 год и прогнозе на 2017 – 2018 годы» с учетом замечаний и предложений Комитета.

 

2. Правительству Кыргызской Республики и Министерству финансов Кыргызской Республики предусмотреть дополнительное финансирование, в вышеуказанном проекте бюджета, для:

 

- разработки генерального плана от линии Государственной границы до населенного пункта (с пункта пропуска «Акжол» и прилегающей к ней территории, включая пост ПМ) и строительства альтернативной дороги, во исполнение решений Комитета от 31 мая и 7 и 28 июня 2016 года по сложившейся ситуации на контрольно-пропускном пункте «Ак-Жол автодорожный»;

 

- реконструкции моста через реку Абшыр – Сай, за счет финансовых средств, предусмотренных на ликвидацию стихийных бедствий (на демонтаж опоры №2, монтаж моста среднего автодорожного разборного моста (САРМ) длиной 28 м для временного проезда АТС, устройство искусственного укрепления русла реки и устройство рисбермы);

 

- строительства моста на 63 км автодороги Ош-Баткен-Исфана (при реконструкции участка дороги на 28-108 км);

 

- завершения строительства моста через реку Жазы на 14 км автодороги Узген-Кенеш-Айгыржал 7 млн. сом, учитывая неисполнение прежних принятых обязательств;

 

- завершения строительства школы им. Жусупбекова на 275 ученических мест в селе Бостон Узгенского района 5 млн. сом;

 

- строительства клуба в селе Суусамыр и 2-х спортивных залов в сёлах Тунук и 1-Мая;

 

- реконструкции внутренних дорог села Суусамыр по статье «Капитальное строительство»;

 

- Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики по статье «капитальные вложения» для разработки нормативно-технической документации по ценообразованию, градостроительных документов.

 

3. Министерству финансов Кыргызской Республики принять меры по завершению финансирования в полном объёме министерств и ведомств, курируемых Комитетом, а также выделению дополнительных финансовых средств, для строительства, начатых школ и других социальных объектов, согласно утвержденному законодательству.

 

4. Министерству чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики довести решение вопроса о строительстве (или ремонте) моста в селе Уч-Коргон до логического конца.

 

5. Данное заключение Комитета направить в Комитет по бюджету и финансам для внесения на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

 

 

Председатель  Комитета                                                    М.А. Аманкулов

Количество просмотров : 1717