ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству от 10 января 2017 года к проекту закона Кыргызской Республики «О реструктуризации задолженности автотранспортных предприятий Кыргызской Республики по иностранным товарным кредитам»

25-01-2017 09:34

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству

от 10 января 2017 года

 

к проекту закона Кыргызской Республики

«О реструктуризации задолженности автотранспортных предприятий Кыргызской Республики по иностранным товарным кредитам»

 

 

Комитет по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству (далее - Комитет), рассмотрев проект закона Кыргызской Республики «О реструктуризации задолженности автотранспортных предприятий Кыргызской Республики по иностранным товарным кредитам» (далее – проект закона), инициированный депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Омуркуловым И.Ш. (вх. № 6-18912/16 от 11.07.2016 г.), отмечает следующее.

Согласно сведениям, представленным Государственным фондом развития экономики при Министерстве финансов Кыргызской Республики на 1 апреля 2016 года задолженность автотранспортных предприятий Кыргызской Республики по кредитной линии Экспортно-импортного банка Турции составляет 235 290,54 тыс. сомов, по кредитной линии Всемирного банка и Германского банка реконструкции и развития – 172 659,53 тыс. сомов, общая задолженность составила - 407 950,07 тыс. сомов.

Краткая хронология образования этой задолженности такова:

в 1995-1996 годы Правительством Кыргызской Республики в целях обслуживания зарубежных гостей и делегаций, прибывших на празднование 1000-летия эпоса “Манас”, были приобретены 14 автобусов марки “Мерседес-Бенц” по кредитной линии Германского банка реконструкции и развития (KFW) общей стоимостью 5 000,0 тыс. немецких марок, а также запасные части к автобусам марки «Икарус» по кредитной линии Всемирного банка и приняты на баланс автотранспортных предприятий Министерства транспорта КР, в сумме 48 900,0 тыс. сомов по курсу 9,78 сомов за 1 немецкую марку, также были оприходованы на их баланс 40 автобусов марки “Мицубиси”, приобретенные ПКР по кредитной линии Экспортно-импортного банка Турции на сумму 5 189,5 тыс. долларов США на сумму 62 890,0 тыс. сомов по курсу 12,1 сом за 1 доллар США.

Комитет обращает внимание на тот факт, что своевременно с финансовыми органами не были заключены долговые обязательства согласно требованиям законодательства Кыргызской Республики и лишь по истечении одного года в 1996-1997 годы между Министерством транспорта Кыргызской Республики и автотранспортными предприятиями были заключены договоры купли-продажи автобусов.

При этом, в связи с отсутствием у руководителей государственных органов и автопредприятий какого-либо понимания рыночных отношений, а также низким уровнем финансовой грамотности договоры были составлены в иностранной валюте.

Соответствующие долговые обязательства с Государственным фондом развития экономики при Министерстве финансов Кыргызской Республики были заключены лишь в 2006-2007 годах.

Как указано выше, на момент получения кредита курс доллара США составлял 12,1 сом за 1 доллар США, курс немецкой марки – 9,78 сомов за 1 немецкую марку, а на настоящее время курс доллара США составляет 70 сомов за 1 доллар США, курс евро – 79 сомов за 1 евро.

В связи со значительным ростом курса доллара США и евро, размер кредитных обязательств по состоянию на 1995-1996 годы составлял 111,79 млн сомов, из них, по кредиту Германского банка реконструкции и развитию – 48,9 млн сомов, по кредиту Экспортно-импортного банка Турции – 62,89 млн сомов, то на 1 апреля 2016 года в связи с дальнейшим ростом инфляции совокупная задолженность автотранспортных предприятий составила 407,95 млн сомов, в т.ч. основная задолженность – 223,84 млн. сомов, проценты и штрафы – 184,11 млн. сомов).

И хотя финансово-экономическое состояние автотранспортных предприятий существенно ухудшилось, они продолжали исполнять долговые обязательства в установленном порядке и до 1 апреля 2016 года было уплачено 74 млн 948,4 тыс сомов.

Ранее Правительством Кыргызской Республики неоднократно принимались соответствующие постановления о рестуктуризации задолженности по товарным кредитам в целях оказания государственной поддержки автопредприятиям. Однако эти меры не смогли стабилизировать финансовое состояние автотранспортных предприятий.

В соответствии с Соглашением “О списании долга между Правительством Кыргызской Республики, представленного Министерством финансов Кыргызской Республики, и Правительством Турецкой Республики, представленного Секретариатом Казначейства» от 1 декабря 2011 года, ратифицированного Законом КР от 23 апреля 2012 года N 45, была списана задолженность Кыргызской Республики перед Правительством Турции в сумме 75 млн долларов США, предоставленных посредством Экспортно-импортного банка Турции.

Несмотря на то, что автобусы марки “Мерседес-бенц”, полученные на средства кредитной линии Германского банка реконструкции и развития, являлись подержанными и имели пробег 250-300 тыс. км, они были навязаны автопредприятиям со стороны бывших руководителей Госкоминвеста Кыргызской Республики и Министерства транспорта Кыргызской Республики по цене, превышающей в 2-3 раза.

Справочно: так, цены на новые автобусы “Мицубиси” были 130,0 тыс. долларов США, а цены на подержанные автобусы марки “Мерседес-Бенц” были установлены на уровне 250-350 тыс. немецких марок (1 доллар США был равен 1,2 немецкой марке). В дополнение к указанному, 23 июня 2001 года во время вхождения ФРГ в Евросоюз немецкая марка была переведена в евро (1 немецкая марка – 21,2 сом, 1 евро – 41,1 сом), т.е. за 1 день курс немецкой марки вырос в 2 раза.

Таким образом, цена автобусов марки “Мерседес-Бенц” выросла с 2 млн. 330 тыс. сомов с 1996 года (300 000 х 9,78 сомов = 2 330 000 сом) до 27 млн. 700 тыс. сомов в 2016 году (300 000 х 79,0 = 27 700 000 сом.

На основании вышеизложенных фактов и серьезных упущений, допущенных исполнительной властью в свое время, и не имением возможности выхода из сложившейся ситуации, данным законопроектом предлагается списать задолженность в сумме 235 290,54 тыс. сомов (кредитная линия Экспортно-импортного банка Турции) и реструктуризовать задолженность в сумме 172 659,53 тыс. сомов (кредитная линия Всемирного банка и Германского банка реконструкции и развития).

 

  1. Концепция данного проекта Закона:

Согласно справке-обоснования,  данный проект Закона разработан для достижения следующих целей:

1) реструктуризация задолженности автотранспорных предприятий Кыргызской Республики по товарным кредитам, полученным в 1995-1996 годах на приобретение автобусов и запасных частей к ним по кредитной линии Германского банка реконструкции и развития и Всемирного банка, путем перезаключения договоров товарного кредита с перерасчетом задолженности в национальной валюте по курсу иностранной валюты на дату приобретения автобусов и запасных частей к ним;

2) списание задолженности автотранспортных предприятий Кыргызской Республики по товарным кредитам, полученным в 1995-1996 годы по кредитной линии Экспортно-импортного банка Турции.

 

  1. Соответствие содержания проекта Закона заявленной концепции:

- содержание проекта Закона соответствует заявленной концепции.

 

  1. Состояние нормативной базы регулирования в сфере общественных отношений, предусматриваемой проектом закона:

 

- Конституция Кыргызской Республики;

- Закон Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике»;

- Закон Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики»;

           - Закон Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»;

 

  1. Предложения по результатам анализа регулятивного воздействия на проект закона, направленного на регулирование предпринимательской деятельности:

 

- не требуется.

5. Предложения по результатам экспертиз, проведенных в соответствии со статьей 50 Закона Кыргызской РеспубликиО Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»:

 

- Отдел специализированных видов экспертиз Аппарата Жогорку Кенеша в своем заключении (№6-19338/16 от 19.07.2016 г.), отмечает следующее:

Согласно абзацу пятому статьи 2 Закона Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике»: “Изменения в Закон о республиканском бюджете, проекты законов о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств государства, другие проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, либо сокращение его доходной части, могут быть приняты только с согласия Правительства Кыргызской Республики.”

Также, в соответствии абзацу девятому статьи 15 вышеуказанного Закона: “Решения о списании задолженностей местных бюджетов, а также хозяйствующих субъектов по ссудам, выданным из республиканского бюджета, принимаются Правительством Кыргызской Республики по согласованию с Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, а решения о списании задолженностей по ссудам, выданным из местных бюджетов, - исполнительными органами местного самоуправления по согласованию с айыльными и городскими кенешами. Решения об изменении условий возврата задолженностей по ссудам, выданным из республиканского бюджета, принимаются Правительством Кыргызской Республики, а по ссудам, выданным из местного бюджетов, - исполнительными органами местного самоуправления по согласованию с айылными и городскими кенешами.”

- Отдел правовой экспертизы Аппарата Жогорку Кенеша в своем заключении (№6-19706/16 от 28.07.2016 г.), отмечает следующее:

Согласно части 5 статьи 2 Закона Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республики» изменения в Закон о республиканском бюджете, проекты законов о введении или отменен налогов, об освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств государства, другие проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, либо сокращение его доходной части, могут быть приняты только с согласия Правительства Кыргызской Республики.

Учитывая изложенное, Комитет 15.07.16 года направил депутатский запрос (исх.№6-4715и/16) в Правительство Кыргызской Республики с просьбой дать заключение.

 

6. Предложения по результатам заключений независимых экспертов, специалистов и организаций, если таковые имеются:

 

- не имеются.

 

7. Предложения по результатам проведенных общественных обсуждений, в случае их проведения:

 

- в соответствии со статьями 22 и 23 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», данный законопроект для общественного обсуждения размещен на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (www.kenesh.kg) с 19 мая 2016 года.

По результатам общественного обсуждения, предложения и замечания к данному законопроекту не поступали.

 

8. Предложения фракций, комитетов и депутатов к проекту Закона:

- не имеются.

 

9. Особое мнение членов Комитета:

 

- в ходе обсуждения данного законопроекта 10 января 2017 года депутаты внесли ряд замечаний и предложений относительно образовавшихся задолженностей.

 

Депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Конушбаевым Т.К. был поднят вопрос о сумме списанной задолженности по состоянию на сегодняшний день. Обращаясь к заместителю министра финансов Кыргызской Республики Азимову А.К., попросил предоставить подробную информацию об условиях полученных кредитов, сроках их погашения, погашенной сумме по состоянию на сегодняшний день и задолженности автотранспортных предприятий Кыргызской Республики по указанным в законопроекте автобусам, но четкого ответа не получил. При этом обратил особое внимание на нежелательность списания подобных долгов, обосновывая состоянием бюджета государства и возможностью создания “лазейки” в будущем для других.

 

Депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Ормонов У.З. отметил, что необходимо конкретизировать перечень автопредприятий, получивших автобусы марки “Мерседес-бенц” по кредитной линии Всемирного банка и Германского банка реконструкции и развития, с информацией о погашении задолженностей по настоящее время, с указанием должностных лиц кто подписывал кредитное Соглашение, в целях недопущения прецедента по списанию подобных задолженностей в перспективе.

 

Депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жумалиев К.М., обратился к:

 

- заместителю министра финансов Кыргызской Республики с просьбой предоставить исчерпывающий ответ в полном объеме по кредитной линии Всемирного банка и Германского банка реконструкции и развития в отношении 14 приобретенных автобусов марки “Мерседес-бенц”;

 

- министру транспорта и дорог КР Калилову Ж.К. с вопросами о численности имеющихся на сегодня автобусов марки “Мерседес-бенц”, приобретённых по кредитной линии Германского банка и сумме прибыли, полученной в процессе их эксплуатации.

 

Депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жунус уулу Алтынбек привел пример, что одно из этих транспортных предприятий (г.Балыкчы) за прошедшие 20 лет оплатило около 10 млн. долларов США за аренду автобуса, но на чей счет (кому), какая сумма и куда они попали до сих пор не известно, в этой связи, обратившись к руководителям автопредприятий и заместителю министра финансов, попросил предоставить четкую информацию об учете перечисляемых автопредприятиями финансовых средств.

 

10. Предложение Комитета:

 

Как отмечалось ранее, на рассмотрение и дачи заключения Комитетом был направлен проект закона в Правительство Кыргызской Республики (исх. №6-4715и/16 от 15.07.2016 г.).

Был получен ответ (вх. №6-19786/16 от 29.07.2016 г.), что после проведения соответствующих процедур согласно Регламенту Правительства Кыргызской Республики на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики будет направлено постановление Правительства Кыргызской Республики с заключением и только 16 декабря 2016 года (вх. №6-30041/16) в общий отдел Аппарата ЖК КР поступило постановление ПКР №683 от 15.12.16 года и заключение ПКР, в котором наряду с рядом приведенных доводов и обоснований, отражено мнение Правительства о нецелесообразности проведения реструктуризации задолженности на условиях, определенных законопроектом, так как принятие данного проекта Закона повлечет за собой выпадение возможных доходов в сумме 436 864,99 тыс. сом и т.д.

Наряду с этим, в целях оказания дополнительной государственной поддержки автотранспортным предприятиям республики, Правительство Кыргызской Республики считает целесообразным рассмотреть возможность реструктуризации задолженности путем продления сроков погашения кредитных средств, пересмотра процентных ставок и списания ранее начисленных процентов и финансовых санкций.

 

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание предложение инициатора законопроекта, озвученное в целях выхода из сложившейся ситуации на заседании Комитета 10 января 2017 года о необходимости продлить сроки выплаты основного долга на 15 лет и списать сгоревший автобус марки «Мицубиси Мартон» гос.№180 OS во время Ошских событий, а также штрафы и пени автотранспортным предприятиям, Комитет рекомендует Фонду по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики, Министерству финансов Кыргызской Республики и Министерству транспорта и дорог Кыргызской Республики подготовить, запрашиваемую депутатами необходимую информацию, и в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики внести в данный законопроект.

 

На основании вышеизложенного, Комитет приходит к следующему

 з а к л ю ч е н и ю:

 

1. Рекомендовать Жогорку Кенешу Кыргызской Республики одобрить концепцию проекта закона, с учетом предложений Комитета.

 

 

Председатель Комитета                                                      М.А. Аманкулов

 

Количество просмотров : 1554