Р Е Ш Е Н И Е «Об обеспечении сохранности дорог общего пользования Кыргызской Республики»

24-06-2016 11:27

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

«Об  обеспечении сохранности дорог общего пользования Кыргызской Республики»

 

Комитет по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее Комитет), заслушав информацию министра транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики Айдарова З.К. «О деятельности Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики по обеспечению сохранности дорог общего пользования республики», отмечает нижеследующее.

Департамент дорожного хозяйства Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики (далее ДДХ) является специально, уполномоченным государственным органом управления дорожным хозяйством Кыргызской Республики, обеспечивающим непрерывное и безопасное движение автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования, их содержание и ежедневное обслуживание, а также повышение транспортно-эксплуатационных качеств, устойчивости, срока службы и пропускной способности.

Общая протяженность автомобильных дорог в стране составляет около 34 000 км, из них дорог общего пользования составляет 18 633,0 км (протяженность дорог международного значения – 4 142,1 км, государственного – 5 561,9 км, местного значения – 8 929,0 км). Протяженность дорог с твердым покрытием составляет 17 015,7 км, в том числе: с цементобетонным покрытием – 10 км, асфальтобетонным покрытием – 5 712,45 км, черногравийным покрытием – 1 886,85 км, с гравийным покрытием – 9 406,4 км.

Износ сети автодорог общего пользования по состоянию на начало 2016 года составляет 80%, более 70% дорожных сооружений требуют капитального ремонта  и реконструкции.

         Одним из вопросов, вызывающих обеспокоенность, является перегруз транспортных средств, следующих по дорогам Кыргызстана, в связи с чем

необходимо исключить незаконный пропуск транспортных средств, превышающих установленные нормы по максимальным размерам, массам, осевым нагрузкам и другим линейным параметрам.

В условиях постоянной потребности в дополнительном бюджетном финансировании программы, Министерством определены приоритетные участки дорог (опорная сеть – около 5 500 км) в целях поддержания их состояния на необходимом эксплуатационном уровне.

Участки дорог меньшего значения ремонтируются в соответствии с графиками, которые корректируются в зависимости от наличия средств.

При этом необходимо отметить, что бюджетное финансирование работ по содержанию автомобильных дорог в последние годы приобрело тенденцию к улучшению. Если еще 8-9 лет назад из бюджета покрывалось только около 20-30% потребностей дорожного фонда, то теперь – 60-80%.

Необходимо отметить, что в 2016 году Правительством Кыргызской Республики были выделены дополнительные средства по статье «Капитальные вложения» на капитальный ремонт малых городов и областных центров республики в размере 820,0 млн. сом, кроме этого за счет республиканского бюджета начаты крупные проекты по реабилитации автомобильных дорог «Бишкек – международный аэропорт «Манас» и «Балыкчы – Тамчы – Чолпон-Ата – Корумду».

 

 

По текущему бюджету на 2016 год запланировано:

- устройство асфальтобетонного покрытия - 125,7 км;

- устройство шероховато-поверхностной обработки - 179 км;

- устройство черногравийного покрытия - 18,5 км;

- устройство гравийного покрытия - 116,5 км;

- строительство мостов – 8/93 шт/м.

 

Также в 2016 году МТиК КР за счет Госкапвложений планируется работы по капитальному ремонту, реконструкции и строительству следующих дорог:

- Бишкек - Аэропорт Манас, протяженностью 23 км;

- Балыкчы - Тамчы - Чолпон-Ата - Корумду, протяженностью 35 км;

- проектная дорога: продолжение ул. Профсоюзная г. Бишкек от ул. Фучика до поста ГАИ (по автодороге Бишкек-Ош, с. Маловодное) протяженностью 9,0 км;

- Тюп-Кеген протяженностью 12 км;

- Строительство новых автомобильных дорог в обход территорий соседних государств в Баткенской области – 16,5 км и т.д.

 

Наряду с этим, Комитет обращает внимание Правительства Кыргызской Республики, Министерства финансов Кыргызской Республики на низкую заработную плату работников АУП и ИТР, которая в среднем составляет с учетом всех надбавок и доплат около 10,4 тыс. сом, а должностные оклады от 5 300 до 10 500 сом. Вследствие чего наблюдается большая текучесть кадров и имеется острый дефицит инженерно-технических работников, так необходимых для выполнения, возложенных на ведомство задач.

При ежегодно увеличивающихся плановых объемах работ, а также возникающих непредвиденных ситуациях, обращений жителей новостроек, депутатов (протокольные поручения), по текущему бюджету на протяжении 5 лет выделяются средства на одном и том же уровне, без учета удорожания материалов на дорожно-строительные работы и инфляции.

На сегодня дорожная отрасль финансируется всего в пределах 55-60% от общей потребности при том, что по сравнению с 2000-2005 годами, объем финансирования увеличился в 6,5-7 раз и находится на уровне 1,7-2,0 млрд. сомов (около 30,0 млн. долларов США) на протяжении 8 лет. Относительно республиканского бюджета выделяются в пределах 1,7-2,1%.

(Для сравнения: доля средств, ежегодно выделяемых на дорожный сектор из бюджета Казахстана, составляет 7-8 %).

Объемы дорожных работ в натуральных показателях с 2012 года ежегодно увеличивались в среднем на 20%, в то время как объемы финансирования ежегодно увеличивались в среднем от 5 до 15%.

Так, если в 2014 году было устроено асфальтобетонное покрытие на протяженности 137,0 км, то на эти же средства в 2015 году устроено 147,0 км, то есть больше на 10,0 км, такая же ситуация сложилась и по другим видам дорожных работ.

В связи с чем для полноценной деятельности в сфере дорожного хозяйства и выполнения поставленных задач, необходимо ежегодно из республиканского бюджета (без учета инфляции) предусматривать за счет текущего бюджета (без учета средств госкапвложений) не менее 2 300,0 млн. сом.

Вместе с тем, Комитет обращает внимание руководства МТиК на недостаточно проводимую работу ведомства в целом и его некоторых структурных подразделений, в отношении несвоевременного исполнения депутатских запросов и поручений (или исполнения в виде отписок), при этом зачастую, со ссылкой на сжатость сроков игнорируется, запрашиваемая в устной форме (по просьбе депутатов в срочном порядке) информация. Так случилось и в этот раз, не представлена информация Департамента весогабаритного контроля (ДВК) для включения в решение Комитета.

В ходе обсуждения рассматриваемого вопроса депутатами были высказаны ряд замечаний и нареканий по деятельности ДВК, в связи с чем поступили предложения по ликвидации этой подведомственной МТК структуры.

Вместе с тем, были заслушаны проблемы ассоциации перевозчиков республики об имеющем месте беспределе, связанном с приобретением и выдачей бланков разрешений на международные автоперевозки (дозволов), которые безболезненно решены в соседнем Казахстане.

Также членами Комитета, неоднократно были высказаны рекомендации в адрес руководства МТиК о необходимости проведения работ по привлечению инвестиций, для решения вопросов строительства, реконструкции и содержания, автомобильных дорог местного значения, в связи с тем, что они находятся на балансах местного самоуправления, их бюджет не позволяет выполнять вышеуказанные работы на требуемом уровне.

Наряду с этим, депутаты выразили негодования по поводу несвоевременной явки министра транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики на заседание профильного Комитета.

 

Учитывая вышеизложенное, Комитет пришел к следующему решению:

 

1. Информацию министра транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики Айдарова Замирбека Казакбаевича принять к сведению.

 

2. Рекомендовать Правительству Кыргызской Республики:

 

- при рассмотрении проекта бюджета “О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики “О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2016 год и прогнозе на 2017-2018 годы» предусмотреть Департаменту дорожного хозяйства Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики для выполнения поставленных задач (без учета инфляции) за счет текущего бюджета (без учета средств госкапвложений) не менее 2 300,0 млн. сом;

 

  • изыскать финансирование для устройства терминалов на пунктах весогабаритного контроля.

 

3. Министерству транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики:

 

- указать на недостаточную работу МТиК по обеспечению «бланками разрешений на международные автоперевозки» на требуемом уровне (количестве и стоимости) и разработать механизм приобретения и выдачи их государственным уполномоченным органом; 

 

- во исполнение статьи 18 Закона Кыргызской «Об автомобильных дорогах» усилить контроль за работой ДВК;

 

- предоставить в Комитет до 30 июня т.г. подробную информацию о деятельности ДВК с программой и планом работы, а также с приложением о сборах в пунктах весогабаритного контроля (в том числе и сборов за проезд в тоннельных сооружениях) и расходах за период с 2013 года по настоящее время;

 

- провести работы по привлечению инвестиций для решения вопросов строительства, реконструкции и содержания автомобильных дорог местного значения и предоставить информацию в Комитет до 20 октября т.г.;

 

- ежегодно при составлении перечня титульного списка, в обязательном порядке определять приоритетность и значимость автомобильных дорог, подлежащих строительству и реконструкции, с обоснованием критериев их включения, для финансирования из бюджета и представлять на рассмотрение Комитета (в целях исключения внесения бесконечных корректировок).

 

- принять кардинальные меры по эффективному использованию и ежеквартально представлять в Комитет информацию об использовании бюджетных, кредитных, грантовых финансовых средствах с объемами выполненных работ;

- во исполнение статьи 2 Закона Кыргызской Республики «О порядке осуществления контрольных функций Жогорку Кенешем Кыргызской Республики» и статей 3; 4 и 5 статьи 111 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и статьи 112 этого же закона принять меры по улучшению (координации) работы с отделом Комитета.

 

4. Направить данное решение Комитета в Правительство Кыргызской Республики и Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики.

 

5. Контроль исполнения данного решения возложить на отдел Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству.

 

 

 

Председатель  Комитета                                                             М.А. Аманкулов

 

 

Количество просмотров : 2794