Проект
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики»
Статья 1
Внести в Налоговый кодекс Кыргызской Республики (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., № 8, ст. 922) следующие изменения:
1. В статье 95:
Пункт 1 части 1 изложить в следующей редакции:
«1) деятельность которых имеет признаки и/или признается предпринимательской деятельностью;»;
Абзац второй пункта 2 части 1 исключить.
2. Статью 96 дополнить частью 11 в следующей редакции:
«11. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют деятельность, имеющую признаки предпринимательской деятельности, обязаны подать в налоговый орган заявление о налоговой регистрации не позднее конца месяца, следующего за месяцем, в котором осуществлена деятельность, признаваемая предпринимательской деятельностью в соответствии с частью 2 статьи 21 настоящего Кодекса.».
3. Пункт 6 статьи 167 после слов «установленных законодательством Кыргызской Республики» дополнить словами: «, а также стипендии, выплачиваемые учреждениями образования Кыргызской Республики - некоммерческими организациями за счет активов, полученных безвозмездно и используемых в уставных целях.».
Статья 2
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
2. Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент
Кыргызской Республики
СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту Закона Кыргызской Республики
«О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики»
Настоящим законопроектом вносятся дополнения, которые носят редакционный и уточняющий характер в Налоговый Кодекс Кыргызской Республики.
Целью настоящего Закона является внесение уточнения в статьи 95 и 96, а также в статью 167 НК КР. Принятие предлагаемых изменений и дополнений в Закон способствует совершенствованию Налогового кодекса Кыргызской Республики.
Так в статью 95 “Налоговая регистрация налогоплательщика” НК КР внесена поправка, которая определяет порядок регистрации налогоплательщиков. При этом порядок налоговой регистрации устанавливается статьей 96 “Основания, сроки и порядок налоговой регистрации налогоплательщика” НК КР, а не статьей 95 НК КР, что нарушает структуру норм НК КР.
При этом в результате принятия поправок, возникло противоречие между статьей 95 и 96 НК КР.
Согласно п. 1 части 1 статьи 95 НК КР налоговой регистрации в КР подлежат все субъекты, включая иностранные организации, деятельность которых осуществляется на систематической основе.
В соответствии с п. 24 части 2 статьи 4 НК КР:
"Деятельность на систематической основе" - деятельность по реализации идентичных и/или однородных товаров, если в течение календарного года реализовано более двух единиц товара, а также выполнение работ и оказание услуг на возмездной основе.
Если, например, иностранное юридическое лицо оказало две и более услуги, независимо от продолжительности оказания такой услуги и места ее оказания, такое лицо, согласно статье 95 НК КР обязано подать в налоговые органы КР заявление о регистрации.
Таким образом каждое иностранное юридическое лицо, оказывающее услуги для субъектов КР, обязано зарегистрироваться в налоговых органах КР. При этом такое обязательство возникает независимо от того, выполняется ли работы (услуги) на территории КР, или за ее пределами.
Такой порядок регистрации деятельности иностранных организаций противоречит статье 25 “Постоянное учреждение” НК КР. Так, постоянное учреждение нерезидента КР возникает только в случае наличия постоянного места деятельности в КР, или в том случае, если продолжительность выполнения работ или оказания услуг нерезидента в КР составляет 183 дня и более. Поправка, внесенная в статью 95 НК КР, обязывает регистрироваться в налоговых органах независимо от продолжительности и места оказания услуг.
Также, согласно статье 222 и 223 НК КР, налогом у источника облагаются доходы нерезидента КР, у которого отсутствует постоянное учреждение в КР. После получения налоговой регистрации иностранное юридическое лицо обязано уплачивать все налоги в бюджет КР самостоятельно. Таким образом, субъекты КР, выплачивающие доход иностранной компании, получают возможность не удерживать налог у источника выплаты, поскольку иностранные субъекты обязаны зарегистрироваться в КР и платить налоги самостоятельно. Таким образом существует риск потерь государственного бюджета в части снижения доходов от налога, взимаемого в КР у источника выплаты дохода нерезиденту КР.
Предлагаемый законопроект позволяет устранить данные проблемы, поскольку предлагается применить механизм налоговой регистрации по причине осуществления «Деятельности на систематической основе» только в отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями, но которые осуществляют деятельность, имеющую признаки предпринимательской деятельности, то есть осуществляющих деятельность на систематической основе.
Ниже приведены соответствующие выдержки из НК КР.
Учитывая социальный характер деятельности некоммерческих организаций, который соответствует целям, установленным Конституцией Кыргызской Республики, налоговое законодательство КР предоставляет налоговую преференцию таким организациям.
Учитывая дефицит государственного бюджета, в Кыргызстане особое внимание уделяется развитию некоммерческих образовательных учреждений, которые принимают на себя часть затрат по обучению населения в КР.
Принимая во внимание важную роль образования в нашей стране, в соответствии с пунктом 6 статьи 167 НК КР предоставлено освобождение по подоходному налогу. Так, от подоходного налога освобождены стипендии, выплачиваемые учащимся и студентам учреждений образования Кыргызской Республики в размерах, установленных законодательством Кыргызской Республики.
Некоммерческие организации, которые являются учреждениями образования Кыргызской Республики и получают соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности, в соответствии с целями, установленными Уставом, также предоставляют стипендии для отдельных лиц, у которых нет самостоятельной финансовой возможности получить образование.
Очевидно, что деятельность такой некоммерческой организации зависит от доноров, которые вносят вклады или безвозмездные пожертвования таким организациям. Обложение подоходным налогом стипендий, которые выплачиваются некоммерческими организациями нуждающимся лицам, приведет к сокращению количества тех, кому может быть предоставлена такая помощь, а внекоторых случаях и к потере источников финансирования, поскольку не все грантодатели согласны, предоставляя гранты, финансировать также и государственный бюджет КР в виде налогов, которые могли бы уплачиваться с суммы стипендии, выплачиваемой из средств такого гранта.
Так, например, в соответствии с Договором между Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Республикой Казахстан и Имаматом Исмаилитов от 31 августа 2000 года, ратифицированным Законом КР от 14 января 2001 года N 8, в Кыргызской Республике создан Университет Центральной Азии. Согласно Уставу, Университет является некоммерческой организацией, финансируемой за счет грантов, пожертвований, собственных средств учредителей. Обложение подоходным налогом стипендий, предоставляемых Университетом для прохождения обучения, сокращает количество граждан Кыргызстана, которые могут получить международное образование.
Учитывая существующую налоговую политику, согласно которой стипендии, выплачиваемые за счет средств, полученных от некоммерческой деятельности освобождены от подоходного налога, данным законопроектом предлагается уточнить формулировку пункта 6 статьи 167 НК КР таким образом, чтобы не допустить обложения подоходным налогом стипендий, выплачиваемых некоммерчекими организациями за счет безвозмездно полученных средств при осуществлении деятельности по достижению уставных целей таких некоммерческих организаций.
Ниже приведены соответствующие выдержки из НК КР.
Действующая редакция Налогового кодекса Кыргызской Республики |
|
Статья 167. Доходы, необлагаемые подоходным налогом |
Доходом, не облагаемым подоходным налогом, являются: |
6) стипендии, выплачиваемые учащимся и студентам учреждений образования Кыргызской Республики в размерах, установленных законодательством Кыргызской Республики; |
|
Статья 189. Необлагаемые доходы |
Не облагаются налогом на прибыль: 3) полученные некоммерческими организациями: а) членские и вступительные взносы; б) гуманитарная помощь и гранты, при условии их использования в уставных целях; в) стоимость безвозмездно полученных активов при условии их использования в уставных целях. |
Законопроект не подлежит анализу регулятивного воздействия, поскольку не направлен на урегулирование предпринимательской деятельности, а также не повлечет экономических, правовых, коррупционных последствий.
Данный проект Закона Кыргызской Республики соответствует нормам
действующего законодательства.
Законопроект не содержит гендерных, правозащитных, экологических, социальных последствий. Реализация данного законопроекта не потребует дополнительных средств из республиканского бюджета.
Для обеспечения общественного обсуждения и реализации статьи 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», данный законопроект был размещен на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. При этом, отмечаем, что замечания и предложения не поступали.
С уважением,
Депутаты Г. Асылбаева
Н. Макеев
А. Арапбаев
Т. Тиллаев
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
к проекту Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики»
№ |
Действующая редакция Налогового кодекса Кыргызской Республики |
Предлагаемая редакция Налогового кодекса Кыргызской Республики |
|
Статья 95. Налоговая регистрация налогоплательщика |
Статья 95. Налоговая регистрация налогоплательщика |
|
1. Налоговой регистрации в Кыргызской Республике в соответствии с налоговым законодательством подлежат субъекты: |
1. Налоговой регистрации в Кыргызской Республике в соответствии с налоговым законодательством подлежат субъекты: |
|
1) деятельность которых имеет признаки предпринимательской деятельности; |
1) деятельность которых имеет признаки и/или признается предпринимательской деятельностью; |
|
2) которые признаются налогоплательщиками. |
2) которые признаются налогоплательщиками. |
|
|
|
|
Статья 96. Основания, сроки и порядок налоговой регистрации налогоплательщика |
Статья 96. Основания, сроки и порядок налоговой регистрации налогоплательщика |
|
Отсутствует. |
11. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют деятельность, имеющую признаки предпринимательской деятельности, обязаны подать в налоговый орган заявление о налоговой регистрации не позднее конца месяца, следующего за месяцем, в котором осуществлена деятельность, признаваемая предпринимательской деятельностью в соответствии с частью 2 статьи 21 настоящего Кодекса. |
|
Статья 167. Доходы, необлагаемые подоходным налогом |
Статья 167. Доходы, необлагаемые подоходным налогом |
|
Доходом, не облагаемым подоходным налогом, являются: |
Доходом, не облагаемым подоходным налогом, являются: |
|
6) стипендии, выплачиваемые учащимся и студентам учреждений образования Кыргызской Республики в размерах, установленных законодательством Кыргызской Республики; |
6) стипендии, выплачиваемые учащимся и студентам учреждений образования Кыргызской Республики в размерах, установленных законодательством Кыргызской Республики, а также стипендии, выплачиваемые учреждениями образования Кыргызской Республики - некоммерческими организациями за счет активов, полученных безвозмездно и используемых в уставных целях. |