Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

Отчетная информация о работе Комитета по экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики за период с сентября 2015 года по июнь 2016 года

07-10-2016
13:35

Отчетная информация

о работе Комитета по экономической и фискальной политике

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

за период с сентября 2015 года по июнь 2016 года

 

 

За период с 1 ноября по 30 июня 2015 года подготовлено и проведено 27 заседаний Комитета, на которых рассмотрены 280/87 (чистая цифра) вопросов, из них 230 (в 3-чтениях и др.) законопроектов, других вопросов 50. Из 76 рассмотренных законопроектов 59 инициированы Правительством Кыргызской Республики, 28 - депутатами Жогорку Кенеша и 4 возражения Президента Кыргызской Республики. Рассмотрены и направлены на рассмотрение профильных (ответственных) Комитетов 18 законопроектов.

Комитетом  рассмотрены 81, из них приняты Жогорку Кенешем и подписаны Президентом Кыргызской Республики -30.  Кроме того Комитетом отклонены 11 законопроектов, из них на палате Жогорку Кенеша -8, а 3 законопроекта отклоненные Комитетом отозваны Правительством Кыргызской Республики.

По состоянию на 1 июля 2016 года находятся на рассмотрении Комитета -35 законопроектов, из них принятые Жогорку Кенешем в первом чтении- 12, во втором чтении- 4.

 За сентябрь 2016 года Комитетом  проведено 3 заседаний, в них рассмотрены 21 вопросов, внесено на заседание Жогорку Кенеша -11. Из них принято и направлено на подпись Президенту Кыргызской Республики -3 Закона.  

 

Проведения парламентского дня

 

            В целях исполнения поручения Төрага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики о  проведении «правительственного дня» в марте 2016 года в расширенном формате, для изучения вопроса привлечения иностранных инвестиций, защиты прав иностранных инвесторов, развития предпринимательской деятельности в Кыргызской Республике, 31 марта 2016 года Комитетом проведён «правительственный день» на тему: «О политике Правительства Кыргызской Республики по привлечению и защите инвестиций, развитию предпринимательства, производству и продвижению товаров на внешний рынок». На рассмотрение в «правительственном дне» поступили от депутатов свыше 70 вопросов. По данному вопросу Жогорку Кенешем Кыргызской Республики принято постановление от 31 марта 2016 года №412-VI, где отмечена недостаточная работа Правительства Кыргызской Республики по привлечению иностранных инвестиций и защите прав инвесторов, по развитию предпринимательства.

 

 Выездные заседания Комитета

 

Комитетом также проведены 7 выездных заседаний: где члены Комитета ознакомились:

- с деятельностью Национального Банка Кыргызской Республики и обсудили проект Банковского кодекса Кыргызской Республики (24.11.2015г.);

- с деятельностью Министерство экономики Кыргызской Республики и обсудили проект Закона Кыргызской Республики «О национальных холдинговых компаниях» (01.12.2015г.) ;

-с деятельностью субъектов СЭЗ и Генеральной дирекции СЭЗ «Бишкек»(21.12.2016г);

 

-с деятельностью ЗАО «Btar Beer»,ОАО «Арпа» и обсудили проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменения в Налоговый кодекс» (постановление ПКР от 28 января №39) (19.04.2016г и 26 04 2016) ;

-с деятельностью ОАО «Международный аэропорт «Манас» (31.05.2016г);

- с электронной системой государственных закупок в Министерстве финансов Кыргызской Республики (07.06.2016г).  

 

Парламентские слушания

 

С участием депутатов и приглашением руководителей министерств, ведомств, коммерческих структур, независимых экспертов, представителей общественных организаций и средств массовой информации Комитетом организованы и проведены 1 марта 2016 года парламентские слушания  по обсуждению проектов законов «Об ипотечных ценных бумагах» (ППКР от 15 июля 2015 года №498) и «О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики «О залоге» (ППКР от 22 06 2015 г.№389), а также 15 марта 2016 года проведен круглый стол в здании Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком по обсуждению  проекта ЗКР «О внесении дополнений в Закон Кыргызской Республики «О рынке ценных бумаг» (ППКР от 3 июля 2015 года №442).

 

Круглые столы и другие мероприятия проведенные Комитетом

 

С участием профессиональных участников  рынка ценных бумаг,  Ассоциации развития исламской экономики, финансов и индустрии (AIEFID),  представителей консульства Королевства Саудовской Аравии, представителей  посольства Великобритании и международных экспертов- консультантов по вопросам выпуска исламских ценных бумаг Комитетом организован и проведен 15 марта 2016 года круглый стол  в здании Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком по обсуждению проекта закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики «О залоге» (ППКР от 22 06 2015 г.№389).

 

В соответствии с многочисленными обращениями Народного комитета по защите прав заемщиков к Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики А. Жээнбекову Комитетом по экономической и фискальной политике было поручено Национальному банку в ближайшее время организовать круглый стол, с участием депутатов Жогорку Кенеша, представителей Правительства, Национального банка, банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений и проблемных заемщиков.

4 декабря 2015 года Национальным банком был проведен круглый стол по обсуждению вопросов проблемных заемщиков, поиску путей выхода из сложившейся ситуации.

На мероприятии принимали участие депутаты Жогорку Кенеша, представители Аппарата Правительства, Министерства финансов, Министерства экономики, ГКНБ, Национального банка, Руководители коммерческих банков и микрофинансовых организаций, ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», «Ассоциация МФО», председатель Общественного объединения «Народный комитет по защите прав заемщиков» Назаркулова Динара, сопредседатели Общественного объединения «Народное движение по защите прав заемщиков Кыргызстана» Токсобаев Кубат и Кенекеева Акылай.

Обменявшись мнениями, участники «Круглого стола» приняли резолюцию, где было рекомендовано Жогорку Кенешу, Правительству и Национальному банку Кыргызской Республики совместно с банковским и микрофинансовым сектором разработать антикризисный план мероприятий, направленный на поддержку заемщиков банков и МФО, рассмотреть целесообразность создания Агентства по реструктуризации проблемных кредитов («фонд токсичных кредитов»),  усилить требования по соблюдению принципов ответственного кредитования, повышению качества выдаваемых кредитов, качества обслуживания и добросовестного отношения к потребителям, а также было рекомендовано правоохранительным органам Кыргызской Республики скоординировать усилия по пресечению мошеннических действий лиц, пользующихся затруднительным финансовым положением заемщиков.

 

По итогам собрания народного движения по защите прав заемщиков, прошедшего во Дворце спорта 1 марта 2016 года, по предложению председателя Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по экономической и фискальной политике Н. Макеева, решением   Межведомственной комиссии по решению проблем заемщиков банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений  Распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики от 25 мая 2016 года №17-1790 во всех областных центрах республики открыты региональные комиссии по рассмотрению обращений заемщиков.

Руководителями региональных комиссий назначены представители руководства областей, также в ее состав вошли представители районных администраций, региональных управлений Национального банка и правоохранительных органов. Основной обязанностью региональных комиссий является предоставление консультаций, прием заявлений и документов от заемщиков, организация встреч с представителями финансово-кредитных организаций и выработка предложений по вопросам урегулирования взаимоотношений кредиторов и заемщиков, а также обеспечение защиты прав заемщиков.

При рассмотрении заявлений от граждан для региональных межведомственных комиссий установлен срок не более 14 дней. В рамках установленного срока, региональные межведомственные комиссии должны рассматривать поступившие заявления и подготавливать заключения с предложениями и рекомендациям, и направлять заключения в адрес финансово-кредитных учреждений.

В целях оказания содействия и обеспечения координации работы региональных комиссий по вопросам проблемных заемщиков всем коммерческим банкам и небанковским финансово-кредитным учреждениям республики рекомендовано организовать работу по рассмотрению и принятию решений по поступающим обращениям заемщиков и заключениям региональных межведомственных комиссий в срок не более 10 рабочих дней с момента их получения.

 

- 9 февраля 2016 года в здании Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики Комитетом проведено первое заседание рабочей группы по выработке Концепции реформирования фискальной политики Кыргызской Республики. Депутаты ознакомились с  презентацией представителя Министерства  экономики, предложениями ГНС и ГТС при Правительстве Кыргызской Республики в части реформы фискальной политики Кыргызской Республики, с презентацией независимого эксперта «Страна с льготным налогообложениям», и  обсудили предложения депутата Жапарова А.У. о разработке новой Концепции фискальной политики ;

 

Законопроекты 

Следует отметить, что из рассмотренных на заседании Жогорку Кенеша вопросов более 30 процентов вносится нашим Комитетом. Иногда они составляют и более 70 процентов. Например, на заседании Жогорку Кенеша 2 июня 2016 года из рассмотренных 21 законопроектов - 15 (71,4%) и 8 июня из 14 - 7 (50%) законопроектов были внесены нашим Комитетом.

 

Из законов, рассмотренных Комитетом, принятых Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и подписанных Президентом Кыргызской Республики, необходимо выделить следующие законы, имеющие наибольшую значимость для государства и общества:

1.Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики») от 31 декабря 2015 года №235. Данный Закон принят постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 31 декабря 2015 года №159-VI (инициирован постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 августа 2015 года № 587). .

Закон Кыргызской Республики принят в целях обеспечения конкурентоспособности налоговой системы Кыргызской Республики в условиях вступления в ЕАЭС.

Проектом Закона были внесены изменения в статью 4 Налогового кодекса, где вводится термин «Деятельность на систематической основе» определяющий систематическую деятельность связанную с введением уточняющих критериев для признания экономической деятельности предпринимательской.

Вносимое в Налоговый кодекс изменение, предусматривало повышение регистрационного порога НДС от 4 млн. сомов до 6 млн. сомов в год. Поскольку регистрационный порог налога на добавленную стоимость в размере 4 млн. сомов для хозяйствующих субъектов был установлен с 1 января 2008 года и в течение 7 лет данная норма не менялась. В ходе рассмотрения данного законопроекта по предложению депутатов регистрационный порог  по НДС установлен в размере 8 млн. сомов. Принятие данной нормы создает условия для развития малого бизнеса.

Также вносимые поправки  были направлены на отмену налога с продаж с экспортных поставок и поставок вне территории Кыргызской Республики для создания конкурентных условий по реализации продукции, производимой в Кыргызстане, за его пределами, за исключением отдельных видов деятельности (банковской, страховой, телекоммуникационных услуг, услуг беспроводной и спутниковой связи).  Принятие данной нормы позволила бы освободить отечественных налогоплательщиков от уплаты налога с продаж при реализации товаров, вывозимых с территории Кыргызской Республики на территорию государства - члена Таможенного союза или за пределы таможенной территории Таможенного союза, а также при реализации товара, выполнении работ и оказании услуг за пределами Кыргызской Республики. Согласно справке - обоснованию к законопроекту, данная  норма приведет к потере доходной части бюджета в размере 1 512,6 млн. сомов.

Следует отметить, что при рассмотрении данного законопроекта поступило свыше 10 предложений (в том числе по 5 статьям предложения редакционного характера) от 3 депутатов, в том числе от 2 членов Комитета, от фракции «Республика-Ата-Журт» и Комитета по бюджету и финансам.

В целях поддержки отечественных субъектов предпринимательства депутаты Комитета предложили в статье 319 НККР установить с 1 июля 2016 г. ставку «0» процентов при реализации товаров, работ и услуг для всех налогоплательщиков при осуществлении безналичных расчетов. Исходя из новой концепции исчисления налога с продаж, в целях создания равных условий для субъектов, осуществляющих деятельность по упрощенной системе налогообложения и стимулирования безналичных расчетов депутаты предложили новую редакцию статьи 362 НККР.

По предложению парламентской фракции “Республики- Ата Журт” и  Комитета по бюджету и финансам внесены изменения в НККР и Закон «О введение в действие НККР» в соответствии с которыми срок действия льгот по налогу на прибыль и НДС продлевается до 1 сентября 2018 года.

Принятый Закон подписан Президентом Кыргызской Республики 31 декабря 2015 года.

 

2.Закон Кыргызской Республики «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики» от 26 января 2016 года №12.  Данный Закон принят постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 31 декабря 2015 года № 162-VI (инициирован постановлением Правительства Кыргызской Республики от 14 октября 2015 года № 710).

 Закон принят для сохранения продовольственной безопасности  Кыргызской Республики, которая является одним из основных стратегических компонентов национальной безопасности и предусматривает освобождение от НДС импорта зерна (товарная позиция 1001 ТНВЭД - пшеница и меслин) до 1 января 2020 года.

С вступлением в силу данного закона сохранится аграрная отрасль в целом. Принятие этого нормативного правового акта приведет:

-        к сохранению продовольственной безопасности страны;

-        к сохранению зерноперерабатывающей отрасли;

-        к соблюдению и сохранению экономических интересов сельского населения, которое  занимает 60% от общей численности населения;

-        к сохранению государственного контроля при обеспечении продовольственной независимости.

 По данным Правительства Кыргызской Республики  потери бюджета  могут составить в год в размере 220,3 млн.сом (635,2 млн. сом - 414,9 = 220,3 млн. сом в год).

 

3.Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» от 27 июля 2016 года № 153. Данный Закон инициирован депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 5 созыва А.Б.Баатырбековым, М.И.Бакировым, Т.З.Зулпукаровым, У.Т.Кочкоровым, Ч.А.Султанбековой, Э.Б.Джумалиевой, А.Т.Алтыбаевой, З.С.Жоошбековым и Ш.Ш.Абдыкеримовым и принят постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 30 июня 2016 года № 878-VI.  

Проект Закона разработан в целях установления упрощенного порядка освобождения от налога на добавленную стоимость импорта в Кыргызскую Республику товаров, работ и услуг, поставляемых в качестве грантов и (или) гуманитарной помощи путем исключения разночтений и двояких толкований, порождающих системную коррупцию в ходе фискального администрирования норм налогового законодательства Кыргызской Республики. Комитет по бюджету и финансам одобрил концепцию законопроекта.

Данный законопроект доработан Комитетом с участием инициатора и  представителей госорганов. Введена дополнительная статья 256-3. «Поставка товаров или работ согласно договору о социально значимом объекте», где такие поставки являются поставкой, освобожденной от НДС и а также предусматривается порядок такой поставки.

 

4. Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 12 августа № 167. Данный Закон принят постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 30 июня 2016 года № 859-VI (инициирован постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 мая 2015 года № 318).

Законопроект разработан в целях улучшения налогового администрирования по НДС. Проектом предусматривалось изменение подходов к администрированию НДС, которое заключается в усилении процедуры добровольной регистрации по НДС, устанавливались  обязанности для налогоплательщика НДС сдавать отчетность по НДС только в электронной форме, тем самым предлагалось исключить применение бланков строгой отчетности счетов-фактур и устанавливался переход к присвоению уникальных серий и номеров счетов-фактур налогоплательщикам. Упрощается порядок возврата и возмещения НДС для добросовестных налогоплательщиков. Кроме того, законопроектом   вводится уголовная и административная ответственности за незаконное использование и оформление счетов-фактур  в нарушение налогового законодательства и предусматривается внесение изменений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности и Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики.

Данный законопроект доработан с учетом замечаний и предложений членов Комитета.

В связи с тем, что на рассмотрении Жогорку Кенеша Кыргызской Республики  параллельно находился проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», инициированный депутатами ЖК КР Г.Асылбаевой, А.Жапаровым, У.Жылкыбаевым, Д.Исаевой, Н.Макеевым, А. Мамашевой, который поглощает отдельные нормы изменений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Налоговый кодекс Кыргызской Республики, из законопроекта исключены статья 1 (изменение в Уголовный кодекс), статья 2 (изменение в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности). Также исключена статья 3 (изменение в Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики). Из рассматриваемого законопроекта также исключены из статьи 4 нормы, связанные с присвоением серий и номеров счетам-фактурам по НДС, а также предлагаемые изменения  статьей 4, 14-1, 72, 73, 100, 105, 114-1, 114-2, 114-3, 142, 229-1, 230, 265,280. Были внесены редакционные  и уточняющие поправки  в  восемь  статей (14, 82,119,122, 126, 224, 229, 230) Налогового кодекса.

Исключение статей 1, 2 и 3 привело к необходимости изменения названия данного законопроекта  на проект Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Кыргызской Республики».

 

5.Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности)", от 12 августа 2016 года № 166, инициирован депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Г.К.Асылбаевой, Н.К.Макеевым, А.У.Жапаровым, У.К.Жылкыбаевым, Д.Ш.Исаевой и А.Т.Мамашовой и принят постановлением Жогорку Кенеша от 30 июня 2016 года № 858-VI.

Законопроект разработан в целях введения в налоговое законодательство Кыргызской Республики электронного документооборота, направленного на эффективное применение мер контроля над бланками  строгой отчётности, где предлагается  отменить  бланки строгой отчетности по НДС и ввести электронное присвоение номеров для налогоплательщиков.

6. Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности)» от 26 июля 2016 года № 140. Данный Закон инициирован депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Г.К.Асылбаевой, М.И.Бакировым, З.И.Жамалдиновым и Д.Д.Бекешевым (№6-5049/16 от 24 февраля 2016 г.)  и постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 февраля 2016 года № 82 и принят постановлением Жогорку Кенеша от 23 июня 2016 года № 779-VI.

Законопроектами предлагается внести в Налоговый кодекс Кыргызской Республики нормы, регламентирующие вопросы минимального уровня контрольных цен на товары, импортируемые и реализуемые на территории Кыргызской Республики, а также внести в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности нормы, устанавливающие ответственность физических и юридических лиц, за нарушение вышеуказанных норм. Введение механизма "минимального уровня контрольных цен" связано с необходимостью обеспечения защиты внутреннего рынка Кыргызской Республики от рисков, связанных с присоединением Республики Казахстан к ВТО и возможностью применения пониженных ставок ввозной пошлины по Единому Таможенному тарифу.

Объединенный законопроект, учитывающий частично замечания и предложения депутатов, был согласован с инициаторами и доработанный проект внесен на рассмотрения Жогорку Кенеша.

 

7.Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики "О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики")» от 21 июля 2016 года № 129. Закон инициирован постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 февраля 2016 года № 50 и принят Жогорку Кенешем  22 июня 2016 года № 749-VI

Законопроектом предлагается внести изменения в нормы Налогового кодекса Кыргызской Республики и Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики», которые направлены на уточнение перечня лиц, обязанных представлять Единую налоговую декларацию (ЕНД), устранение дублирующих норм, предоставление права на сдачу ЕНД в добровольном порядке лицам, не обязанным представлять ЕНД по итогам 2015-2019 годов, а также исключение права представления семейной декларации.

В ходе обсуждения члены Комитета не поддержали доводы Правительства об исключении семейной декларации. В связи с чем, предложение депутата о сохранении действующей редакции части 3 статьи 92 Налогового кодекса, поддержано членами Комитета по экономической и фискальной политике. Плательщиком подоходного налога будет являться  также физическое лицо-резидент, не являющееся гражданином Кыргызской Республики, имеющее вид на жительство в Кыргызской Республике или статус кайрылмана, получающее доход.

В целом законопроект принят Жогорку Кенешем с учетом изменений и дополнений Комитета.

8.Закон Кыргызской Республики «О внесении изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» от 7 июля 2016 года № 102. Закон инициирован постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 ноября 2015 года № 793 и принят Жогорку Кенешем  от 2 июня 2016 года № 638-VI .

В связи с реформированием системы управления Вооруженными Силами Кыргызской Республики 12 мая 2014 года принято постановление Правительства Кыргызской Республики за № 252, согласно которому создана Национальная гвардия Кыргызской Республики путем слияния Национальной гвардии при Министерстве обороны Кыргызской Республики и Внутренних войск Министерства внутренних дел Кыргызской Республики. В связи с этим  пункт 20 статьи 167 Налогового кодекса Кыргызской Республики изложен в новой редакции.

9. Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики «О неналоговых платежах», от 16 апреля 2016 года №43. Данный Закон принят постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 10 марта 2016 года №362-VI (инициирован постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 июня 2015 года № 390).

Закон Кыргызской Республики принят в целях зачисления в республиканский бюджет платежа за удержание лицензий на право пользования недрами, если лицензионная площадь или ее части не входят в границы аилных аймаков и городов.

Законом Кыргызской Республики «О неналоговых платежах» установлено, что суммы от платежей за удержание лицензии поступают в бюджеты органов местного самоуправления.

Вместе с тем, на территории Кыргызской Республики имеются месторождения полезных ископаемых, расположенные на территории не относящиеся к аилным аймакам и городам.

Однако в Законе Кыргызской Республики «О неналоговых платежах» данная норма не прописана.

На основании чего, в целях восполнения пробелов, возникало необходимость внесения дополнения в статью 19-2 Закона Кыргызской Республики «О неналоговых платежах», в части зачисления в республиканский бюджет платежа за удержание лицензий на право пользования недрами, если лицензионная площадь или ее части не входят в границы аилных аймаков и городов.

10. Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 29 июня 2016 года №92. Данный Закон принят постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 18 мая 2016 года №527-VI (инициирован постановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 декабря 2014 года № 707).

Закон Кыргызской Республики принят в целях увеличения доходной части республиканского бюджета и направлен для устранений противоречий в законодательствах Кыргызской Республики.

Законопроектом предлагался внести изменения в законы Кыргызской Республики «О неналоговых платежах», «Об образовании», «О культуре», где доходы, полученные от сдачи в аренду имущества будут распределяться следующим образом:

- 30 процентов вносятся в республиканский бюджет;

            - 70 процентов используются государственными органами и организациями на содержание и ремонт государственных зданий (помещений).

Следует отметить, что при рассмотрении данного законопроекта поступили различные предложения и замечания от субъектов законодательной инициативы, относительно распределения доходов полученных от сдачи в аренду имущества государственными органами, в связи с чем оно возвратилось дважды в режим второго чтения.

В ходе рассмотрения возвращенного в режим второго чтения законопроекта во втором чтении на заседании Комитета, депутат Садык Шер-Нияз предложил не вносить поправки в Закон Кыргызской Республики «О культуре», оставить в действующей редакции, т.е. полученные доходы от сдачи в аренду имущества, относящегося к собственности учреждений культуры оставить полностью в их распоряжении. Также внести норму в статью 19 Закона Кыргызской Республики «О неналоговых платежах», где учреждения культуры будут распоряжаться полностью средствами, полученными от сдачи в аренду имущества.

По итогам рассмотрения Комитет, принимая во внимание Указ Президента Кыргызской Республики «Об объявлении 2016 года Годом истории и культуры» счел целесообразным оставить полученные доходы от сдачи в аренду имущества, относящегося к собственности учреждениям культуры полностью в их распоряжении до 1 января 2018 года.

 

11.Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства» от 14 апреля 2016 года № 41. Данный Закон принят постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 3 марта 2016 года № 329-VI (инициирован постановлением Правительства Кыргызской Республики № 506 от 30 июля 2015 года.),

Закон устанавливает порядок проведения проверок субъектов предпринимательства уполномоченными органами, определяет права и обязанности уполномоченных органов и субъектов предпринимательства в отношениях, связанных с осуществлением проверок, а также защиту прав субъектов предпринимательства от незаконного вмешательства в их деятельность.

Следует отметить, что  при рассмотрении данного законопроекта поступило 5 письменных предложений, из них 3 предложения принято.

12.Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики». Данный Закон принят постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (от 26 мая 2016 года № 595-VI) и (инициирован постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 декабря 2015 года № 872).

Законопроект разработан в целях обеспечения конкурентоспособности налоговой системы Кыргызской Республики в условиях вступления в ЕАЭС и приведения в соответствие с политикой ИКАО (Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization) по вопросу налогообложения в области международного воздушного транспорта, утвержденного советом ИКАО 14 декабря 1993 года.

При заправке воздушных судов, принадлежащих иностранным авиакомпаниям, включая авиакомпании государств-членов ЕАЭС, прибывших на территорию Кыргызской Республики с целью последующего совершения авиаперевозки (пассажиров, багажа и грузов) вне зависимости от места ее назначения, авиатопливо, смазочные и другие расходуемые технические запасы, принятые на борт для потребления во время полета, освобождаются от всех таможенных платежей и налогов в соответствии с политикой ИКАО по вопросу налогообложения в области международного воздушного транспорта, утвержденной советом ИКАО 14 декабря 1993 года.

Данный законопроект предусматривает установление ставки НДС в размере 0 процентов в отношении поставок реактивного топлива для заправки воздушных судов, осуществляющих международные воздушные перевозки Кыргызскими авиакомпаниями.

По данному законопроекту в адрес Комитета поступило предложение от депутата Жогорку Кенеша Б.Сыдыкова. Законопроект принят с учетом его предложения, где предполагается улучшить положение местных авиакомпаний.

Принятый Закон подписан Президентом Кыргызской Республики 22 июня 2016 года.

 

13.В целях государственного регулирования и упорядочивания деятельности ломбардов и реализации требований Закона «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике»,  был принят Закон «О деятельности ломбардов», который был разработан  Правительством в соответствии с законодательным предложением депутата Д. Бекешева. Закон был принят Жогорку Кенешем 18 мая 2016 года и подписан Президентом 22 июня 2016 года № 87.

 

14. Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об информатизации» от 22 июля 2016 года №130. Данный Закон принят постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 30 июня 2016 года №861-VI (инициированный Правительством Кыргызской Республики постановление №102 от 3 марта 2016 года)

Данный проект Закона призван ускорить процессы централизованного внедрения электронного управления в Кыргызской Республике и разработан во исполнение Программы Правительства Кыргызской Республики по внедрению электронного управления («электронное правительство») в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Кыргызской Республики на 2014-2017 годы.

 

15. Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О защите банковских вкладов (депозитов)» от 25 июля 2016 года № 138. Данный Закон принят постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 22 июня 2016 года № 748-VI (инициирован депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Д. Бекешевым, Ч. Турсунбековым, Э. Сурабалдиевой,  М. Аманкуловым,  А. Арапбаевым (№6-6006/16 от 03.03.2016г.))

Законопроект разработан в целях совершенствования и укрепления нормативной правовой базы в сфере защиты банковских вкладов (депозитов)

Законопроектом устанавливается повышение размера гарантированной компенсации по депозитам при наступлении гарантийного случая до 200 тыс. сомов. Данный шаг направлен на усиление механизмов защиты населения и стимулирование привлечения денег населения вне банков в депозиты банковского сектора. Кроме того предусматривается расширение понятийного аппарата понятием «целевое значение Фонда защиты депозитов», снижение целевого размера Фонда защиты депозитов с 15% до 12%.

В ходе рассмотрения законопроекта поступили предложения от 3 депутатов, в том числе от 2 членов Комитета.

 

 16.Также, Комитетом по экономической и фискальной политике была проделана значительная работа по рассмотрению проектов Законов «О Национальном банке, банках и банковской деятельности» и «О введении в действие Закона «О Национальном банке, банках и банковской деятельности», инициированных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 сентября 2013 года №529.

Представленный проект Закона «О Национальном банке, банках и банковской деятельности» направлен на реформирование банковского законодательства, устранение коллизий и пробелов в банковском законодательстве и разработан в целях обеспечения дальнейшего устойчивого, поступательного развития экономики Кыргызской Республики и страны в целом.

В основу проекта Закона вошли нормы следующих Законов: «О Национальном банке», «О банках и банковской деятельности», «Об операциях в иностранной валюте», «О банковской тайне» и «О консервации ликвидации и банкротстве банков». 

Положения проекта Закона ориентированы на защиту прав потребителей банковских продуктов и услуг, обеспечение их прав и законных интересов.

24 июня 2015 года проект был принят в первом чтении Жогорку Кенешем 5 созыва.

            21 января 2016 года проекты Законов  были рассмотрены на пленарном заседании Жогорку Кенеша во втором чтении.

            Однако при рассмотрении законопроектов со стороны Аппарата Президента и ряда депутатов Жогорку Кенеша были высказаны ряд замечаний, в связи с чем, данные проекты были возвращены в Комитет для их доработки. В общей сложности,  на рассмотрение Комитета ко второму чтению поступило более 100 предложений.

            Комитетом была проведена кропотливая работа по постатейному обсуждению проекта Закона и поступивших предложений от депутатов Жогорку Кенеша, Аппарата Президента, Национального банка, Союза банков Кыргызстана, ЗАО АКБ «Толубай».

         Законопроект был принят Жогорку Кенешем во втором чтении 16 июня 2016 года и затем 28 сентября принят в третьем чтении.

 

Возражении Президента Кыргызской Республики к принятым законом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

 

1. Возражение Президента Кыргызской Республики к Закону Кыргызской Республики «О распределении специального налога, предусмотренного в Соглашении между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации газопровода «Кыргызстан – Китай», подписанном 11 сентября 2013 года в городе Бишкек, ратифицированном Законом Кыргызской Республикой от 30 декабря 2013 года».

Принятый Закон устанавливал, что предусмотренный в Соглашении специальный налог в соответствии с ежегодным законом о республиканском бюджете распределяется в следующем порядке:

- 80 процентов – в республиканский бюджет;

- 10 процентов – в фонды развития Ошской области и города Ош;

- 10 процентов – в специально создаваемые фонды развития Алайского и Чон-Алайского районов Ошской области в размере, пропорционально протяженности газопровода по территории соответствующего района.

Средства, поступающие от уплаты специального налога в соответствии с указанным Соглашением в фонды развития Ошской области, города Ош, Алайского и Чон-Алайского районов, используются исключительно для развития и содержания инфраструктуры местного значения.

Президент Кыргызской Республики в своем Возражении по принятому Закону отмечает, при решении вопроса о возвращении принятого Закона был принят во внимание тот факт, что 6 апреля 2016 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики принял Бюджетный кодекс Кыргызской Республики, разработанный Правительством Кыргызской Республики совместно с депутатами Жогорку Кенеша пятого созыва. В соответствии с пунктом 6 статьи 47 Бюджетного кодекса налоги, уплачиваемые в соответствии с законами о ратификации международных соглашений и договоров, поступают в республиканский бюджет, это означает, что специальный налог предусмотренный Соглашением, ратифицированным Законом Кыргызской Республики от 30.12.2013 года №229, должен будет полностью поступать в республиканский бюджет, а рассматриваемый Закон вступит в противоречие со стратегической линией регулирования бюджетного процесса.

Комитет рекомендовал согласиться с возражением Президента Кыргызской Республики. Жогорку Кенеш согласился с возражением (постановление ЖККР от 08.06.2016г. № 658-VI).

 

2. Возражение Президента Кыргызской Республики к Закону Кыргызской Республики «О свободной экономической зоне «Баткен», принятому Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 10 февраля 2016 года.

Принятый Закон разработан в целях содействия социально-экономическому развитию труднодоступных и отдаленных городов Баткен, Сулюкта, Баткенского и Лейлекского районов Баткенской области.

Президент Кыргызской Республики в своем Возражении по принятому Закону отмечает, что на территории Баткенской области уже функционирует СЭЗ «Лейлек», созданная на основании Закона Кыргызской Республики от 26 июля 2011 года № 139. Данная СЭЗ располагается в границах села Достук Жаны-Жерского айылного аймака Лейлекского района Баткенской области, на участке площадью 100 га. К настоящему времени в СЭЗ «Лейлек» зарегистрировано всего 8 субъектов СЭЗ, 5 из которых систематически сдают свою финансовую отчетность в уполномоченные государственные органы с указанием нулевых отчислений по налоговым платежам.

Комитет рекомендовал согласиться с возражением Президента Кыргызской Республики. Жогорку Кенеш согласился с возражением (постановление ЖККР от 18 мая 2016 года № 539-VI.

 

3. Возражение Президента Кыргызской Республики к Закону Кыргызской Республики  "Об установлении ставок вывозных (экспортных) таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Кыргызской Республики", инициированному депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики М.И.Бакировым, А.Т.Алтыбаевой, А.Ш.Султановым, К.З.Мурзабековым, Н.А.Нарматовой, О.М.Бакировым, К.С.Самаковым, З.И.Бекбоевым, У.Т.Кочкоровым, Д.Д.Бекешевым, М.Г.Мадеминовым, А.Н.Измалковой, Н.А.Айдаровым, Дж.К.Кудайбергеновым и Х.З.Коркмазовым (№6-8961/15 от 6 апреля 2015 года).

Проект закона разработан в целях стимулирования развития горно-перерабатывающей промышленности, социально-экономического развития регионов, создания новых рабочих мест, увеличения поступлений в доходную часть бюджета страны.

Президент считает нецелесообразным принятие Закона «Об установлении ставок вывозных (экспортных) таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Кыргызской Республики», так как данный закон противоречит законам Кыргызской Республики «О таможенном тарифе Кыргызской Республики» и «О Правительстве Кыргызской Республики», имеющими по сравнению с отклоненным законом, более высокую юридическую силу, в части полномочий Правительства по установлению ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров.

Комитет рекомендовал согласиться с возражением Президента Кыргызской Республики. Жогорку Кенеш согласился с возражением (постановление ЖККР от 4 февраля 2016 года № 248-VI).

4. Возражение Президента Кыргызской Республики к Закону Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике», принятому Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 18 июня 2015 года.

Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республики» был разработан депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики V-cозыва Ф. Куловым, И.Гусаровым, З.Бекбоевым, Э.Кочкаровой, Т.Левиной, Д.Бекешевым, Т.Узакбаевым и Н.Бадыкеевой в целях усовершенствования механизмов реализации ГЧП, упрощения процедуры инициирования проекта для частных партнеров по проекту ГЧП путем сокращения сроков рассмотрения предложения государственным партнером, а также исключения требований подготовки и предоставления ТЭО (технико-экономического обоснования) частным партнером при начальном обращении к государственному партнеру.

На основании пункта 1 части 2 статьи 64 и части 2 статьи 81 Конституции Кыргызской Республики данный  Закон возвращен в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики с возражением Президента Кыргызской Республики для выработки согласованного варианта.

Однако, Министерство экономики Кыргызской Республики отмечает о необходимости отклонения Закона КР «О внесении изменений в Закон КР « «О государственно-частном партнерстве в КР», который был принят Жогорку Кенешем КР 18 июня 2015 года по инициативе депутатов Жогорку Кенеша КР Ф.Кулова, И.Гусарова, З.Бекбоева, Э.Кочкаровой, Н.Бадыкеевой, Т.Левиной, Д.Бекешевым и Т.Узакбаевым, и возвращенный Президентом Кыргызской Республики.

Так как, в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики  в октябре 2015 года поступил проект Закона КР «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «О государственно-частном партнерстве в КР», утвержденный постановлением Правительства КР от 7 июля 2015 года № 459 в котором  предусмотрены дополнительные доработанные нормы, которые предлагаются в Законе, возвращенного Президентом Кыргызской Республики для выработки согласованного варианта.

Новым правительственным законопроектом учтено основное предложение об облегчении процесса инициирования проекта ГЧП со стороны частного партнера (отмена предоставление пред-ТЭО, сокращение сроков и требований).

А в остальном, рассматриваемый Закон был возвращен, в связи с тем, что Законом от 18 июня 2015 года предлагается дополнить определение «проекта ГЧП» следующими словами «финансированию, разработке, выпуску оборудования, продукции и оказанию различного рода услуг». Данное предложение считается излишним, а также учитывая текущую возможность широкого применения ГЧП, данная конкретизация напротив приведет к сужению сферы применения ГЧП. Действующая редакция носит в себе исчерпывающую информацию о сфере охвата ГЧП. Кроме этого, функционал ГЧП расширен в рамках других подзаконных актах в сфере ГЧП.

При этом, Законом от 18 июня 2015 года, инициированного депутатами Жогорку Кенеша КР, предлагаются поправки, относительно исключения процедуры проведения тендера при инициирования проекта ГЧП со стороны частного партнера.

В этой связи Министерство, как уполномоченный орган в сфере ГЧП в Кыргызской Республике сообщает, что основополагающей платформой для реализации ГЧП проектов является тендер. Данное требование, которое является стандартом во всем мире, обеспечивает конкуренцию и прозрачность ГЧП проекта, учитывая, что это весьма ответственное сотрудничество, включающее в себя вопросы безопасности, благополучия, жизни населения и доверия граждан к органам государственной власти.

Также, Законом от 18 июня 2015 года предлагается внести судебный порядок обжалования решений по проекту ГЧП частным партнером для возмещения затраченных им средств.

Необходимо отметить, что согласно действующей редакции Закона о ГЧП расходы частной компании по разработке ТЭО возмещаются со стороны победителя тендера, подписавшего с государственным партнером соглашение о ГЧП. Кроме того, законодательством Кыргызской Республики право на обжалование в судебном порядке уже предусмотрено.

В связи  с этим, Министерство считает нецелесообразным принятие согласованного варианта Закона КР «О внесении изменений в Закон КР «О государственно-частном партнерстве в КР», принятого Жогорку Кенешем КР 18 июня 2015 года, так как проектом Закона КР «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «О государственно-частном партнерстве в КР», утвержденного постановлением Правительства КР от 7 июля 2015 года № 459 уже предусмотрены нормы, которые должны будут отражены в согласованном варианте проекта Закона.

Комитет поддержал мнение Министерства экономики Кыргызской Республики и рассмотрев возражение Президента Кыргызской Республики, Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по экономической и фискальной политике рекомендовал Жогорку Кенешу Кыргызской Республики отклонить Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республики».

Законопроекты, находящиеся  на рассмотрении Комитета

 

По состоянию на 1 июля 2016 на рассмотрении Комитета  остались 35 законопроектов,  в том числе инициированные Правительством Кыргызской Республики -13, депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики- 22. Из них законопроекты находящиеся на рассмотрении Комитета в первом чтении-13, принятые Жогорку Кенешем  в первом чтении 12, во втором чтении -4, а также  по 6 законопроектам Комитет является вторым исполнителем. 

 За 3месяца (июль-сентябрь) текущего года на рассмотрения Комитета поступили 9 законопроектов.

 

            Так, проекты Законов Кыргызской Республики «О национальных холдинговых компаниях в Кыргызской Республике» и «О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики «Об акционерных обществах», инициированных Правительством Кыргызской Республики (постановление №667 от 29 сентября 2015 года, вх. № 6-23569/15 от 22.10.15).Рассмотрен на комитете 01.12.15г. Внесены на рассмотрение заседания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 30 декабря 2015 года  в первом чтении и возращен на рассмотрение Комитета.

Проект Закона Кыргызской Республики «О национальных холдинговых компаниях в Кыргызской Республике» является отраслевым нормативным актом с целью установления особых правовых форм деятельности национальных холдинговых компаний.

 

Проект Закона «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О рынке ценных бумаг», инициирован постановлением Правительства №442 от 3 июля 2015 года.

Законопроектом предлагается создание правовых условий для выпуска и обращения исламских ценных бумаг. Принципы исламской экономики и финансовой системы могут быть дополнительной альтернативой экономического развития страны, способствовать появлению и развитию на рынке новых финансовых инструментов, придать дальнейший импульс развитию рынка ценных бумаг, развитию финансового рынка в целом.

Госфиннадзором по поручению Комитета  был проведен круглый стол по обсуждению проекта Закона «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О рынке ценных бумаг» с участием депутатов Жогорку Кенеша, представителей Аппарата Правительства, Национального банка, международных экспертов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, независимых экспертов и представителей средств массовой информации.

По результатам обсуждения законопроекта, Госфиннадзору было поручено изучить и внести предложения по доработке проекта Закона. Изучив опыт стран успешно внедривших исламские ценные бумаги «Сукук», Госфиннадзором внесены предложения в проект Закона. Комитет, рассмотрев законопроект, одобрил его (Заключение от 20.09.16г.) и вносит на рассмотрение Жогорку Кенеша во втором чтении.

 

На рассмотрении Комитета находятся отдельные  законопроекты, инициированные Правительством Кыргызской Республики поступившие в начале созыва, а также перешедшие с прошлого созыва.  Рассмотрение этих законопроектов требует проведения общественных слушаний, аналитических исследований и доработки. .

Так, проект Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», инициированный Правительством Кыргызской Республики (постановление от 28 ноября 2013 года №646) принятый в первом чтении постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 19 февраля 2015 года №4823-V поступил в Жогорку Кенеш в феврале 2014 года.

Данный законопроект разработан в целях реализации Программы Правительства Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 5 сентября 2012 года №2264-V, где главной задачей Правительства Кыргызской Республики является создание благоприятного инвестиционного климата и бизнес среды, способствующей привлечению как иностранных, так и местных инвестиций.

Необходимо отметит., что Программа Правительства Кыргызской Республики утвержденная постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 5 сентября 2012 года № 2264-V, на основании которого разработан данный законопроект, утратила силу постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 3 апреля 2014 года № 3933-V.

Также, 17 мая 2016 года на заседании Комитета по экономической и фискальной политике заместитель председателя Комитета по экономической и фискальной политике Д. Бекешев предложил отклонить законопроект, в связи с тем что законопроект внесен в 2013 году на рассмотрение Жогорку Кенеша и, актуальность вопроса исчерпана.

Министерство экономики Кыргызской Республики просит, принять законопроект, однако постоянно во время рассмотрения данного законопроекта, Министерством экономики предлагается отложит его рассмотрение.

Следует отметить, что данный законопроект также на заседании Комитета и предыдущего созыва рассматривался несколько раз и рекомендовано Министерству экономики доработать его.

 

Комитет указывает также на низкое качество и несогласованность положений и норм отдельных разрабатываемых Правительством Кыргызской Республики законопроектов. В частности, рассмотрения проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» одобренный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 июля 2015 года №528, Министерством экономики Кыргызской Республики  были сняты 4 раза. Правительству Кыргызской Республики необходимо решить вопрос о целесообразности дальнейшего рассмотрения законопроекта.

 

 Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», одобренный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 9 сентября 2015 года №624. (принят в первом чтении постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 24 февраля 2016 года, №310-VI.).

Законопроект вносится  с целью исключения разночтений в статье 343 Налогового кодекса Кыргызской Республики и предусматривает освобождения от уплаты земельного налога земли, занятые стратегическими объектами, используемыми для выработки или передачи электроэнергии, включая земли, являющиеся зоной затопления их водохранилищ, освобождаются от налогообложения.

При рассмотрении данного законопроекта поступили предложения депутатов, где депутаты обращает внимание Правительства Кыргызской Республики глубоко изучить рассматриваемый вопрос  и внести в перечень стратегических объектов Токтогульское водохранилище. Со стороны Государственной налоговой службой и уполномоченного государственного органа по энергетика не уточнены расчеты предполагаемых освобождений от уплаты налога. Законопроект внесен на рассмотрение Комитета дважды и были отложены.   

 

Законопроекты отклоненные Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и отозванные Правительством Кыргызской Республики  

 

Комитет объективно рассматривает поступающие законопроекты, предлагает оптимальные пути решения, вносит предложения об отклонении нецелесообразных, потерявших актуальность и  противоречащих нормам других законодательных актов проектов закона. Из числа 11 отклоненных Комитетом законопроектов, постановлениями Жогорку Кенеша отклонено - 9, а также 2 из них отозваны Правительством Кыргызской Республики.

Ниже указаны отклоненные законопроекты:

 

1.Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О государственной налоговой службе Кыргызской Республики», инициированный Правительством Кыргызской Республики (постановление от 23 декабря 2015 года №876). Законопроект отклонен постановлением Жогорку Кенеша от 24 февраля 2016 года № 305-VI.

Законопроект был разработан в целях обеспечения рационального и эффективного использования средств Фонда социального развития и материального поощрения государственный налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики.

16 февраля 2016 года Комитет по экономической и фискальной политике одобрил в третьем чтении данный законопроект.

Однако при рассмотрении в третьем чтении депутатами Жогорку Кенеша законопроект был отклонен (постановление Жогорку Кенеша от 24 февраля 2016 года № 305-VI).

 

2. Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», одобренный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 08.04.2014 года №204. Законопроект отозван постановлением Правительства Кыргызской Республики 19 мая 2016 года №269.

Законопроект был разработан в целях улучшения сбора налогов на патентной основе с перевозчиков грузов и пассажиров, путем предоставления, уполномоченным государственным органам в области автомобильного транспорта и обеспечения безопасности дорожного движения прав на проверку и участие в проведении рейдового контроля по вопросу уплаты патентов физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью по оказанию услуг по перевозке грузов и пассажиров.

При рассмотрении данного законопроекта депутаты отметили, что в законопроекте не предусмотрены механизмы реализации предлагаемых норм, нормы носят коррупционные составляющие и Правительству рекомендовано доработать его и внести  в Жогорку Кенеш в соответствии с Регламентом Жогорку Кенеша. В связи с чем законопроект был отклонен Комитетом, однако инициаторами был отозван.

 

3. Проект Закона Кыргызской Республики «О маркировке товаров учетно-контрольными марками», одобренный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 17.11.2015 года №775.

Законопроект отозван постановлением Правительства Кыргызской Республики 19 мая 2016 года №269.

 

Законопроект разработан в целях ведения эффективного прозрачного налогового администрирования, выявления контрафактной продукции, автоматизации учета продукции в рамках выработки системы взаимодействия при использовании автоматизированного механизма учета, а также для искоренения источников коррупционных схем, наносящих ущерб экономике Кыргызской Республики.

При рассмотрении данного законопроекта в первом чтении,  члены Комитета отметили, что в законопроекте:

-          недостаточно проработаны порядок изготовления, учета, контроля, а также процедура маркировки товаров контрольными (латентными) марками

-          не утверждён  перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными (латентными) марками;

-          обязательная  маркировка  контрольными (латентными) марками приведет к появлению множества дополнительных проблем, таких как установка дополнительного специального оборудования, найм дополнительной рабочей силы, расходов на приобретение латентных марок и в результате возрастёт конечная цена продукции;

-           принятие данного законопроекта считается преждевременным, так как обязательная маркировка латентными марками создаст дополнительную нагрузку на  бизнес в условиях кризиса.

В связи с вышеуказанными данный проект закона был отклонен Комитетом и в последующем  отозван инициатором.

 

4. Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «О государственной налоговой службе Кыргызской Республики)», инициированного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 октября 2015 года №739. Законопроект отозван постановлением Правительства Кыргызской Республики19 мая 2016 года №269.

 Законопроект разработан в целях реализации Закона Кыргызской Республики «О маркировке товаров учетно-контрольными марками», и предусматривает внесение изменений в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Уголовный кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики «О государственной налоговой службе Кыргызской Республики».

В связи с принятием решения об отклонении членами Комитета проекта Закона Кыргызской Республики «О маркировке товаров учетно-контрольными марками» (ППКР №775 от 17.11.2015 года), а также в связи с тем что законопроекты взаимосвязаны, данный проект закона также был отклонен Комитетом, однако инициатором был отозван.

 

5. Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», инициированный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22.12. 2015 года №865, был отклонен постановлением Жогорку Кенеша от 16 марта 2016 года № 374-VI  №.).

Законопроект разработан в целях обеспечения исполнения государственного бюджета Кыргызской Республики за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет, улучшения администрирования налогов, а также в целях разрешения коллизий, связанных со снижением потерь бюджета и предусматривает введение рейдового налогового контроля по применению контрольных пломб при учете и контроле движения нефтепродуктов, а также трудовых договоров с наемными работниками и уплаты подоходного налога.

Комитетом данный законопроект одобрен во втором чтении и внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша. Однако законопроект был отклонен на палате Жогорку Кенеша.

 

6. Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Кыргызской Республики», инициированный депутатом V созыва Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Э.Исаковым (№6-17848/14 от 30.07.2014г.) Данный  законопроект отклонен постановлением Жогорку Кенеша от 2 июня 2016 года № 641-VI.

Законопроект был разработан в целях устранения пробелов в законодательстве Кыргызской Республики и приведения в соответствие с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Также, законопроектом внесены нормы предусматривающие определенным категориям лиц жилых помещений путем их приватизации на безвозмездной основе.

Данный проект закона отклонен Комитетом.

 

7. Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Кыргызской Республики», инициированный депутатом V созыва Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Ы. Кадыралиевой (№6-23376/14 от 30.09.2014г.). Данный  законопроект отклонен постановлением Жогорку Кенеша от 2 июня 2016 года № 640-VI.

Законопроект разработан в целях оказания государственной поддержки военнослужащим, прослужившим в Вооруженных силах Кыргызской Республики не менее 20 лет, а также семьям военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга. Законопроект предусматривает внесение в статью 59 Жилищного Кодекса Кыргызской Республики нормы, в соответствии с которой приватизация в собственность служебного жилого помещения осуществляется на безвозмездной основе для данной категории лиц. Правительству Кыргызской Республики  рекомендовано изучить данный вопрос и внести предложения.

Данный проект закона отклонен Комитетом.

 

8. Проект Закона Кыргызской «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», инициированный Правительством Кыргызской Республики (постановление № 227 от 20 апреля 2015 года). Данный  законопроект отклонен постановлением Жогорку Кенеша от  18 февраля 2016 года № 294-VI.

Законопроект направлен на эффективное возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших лиц, а также окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте, аварии и катастрофы при перевозке пассажиров, аварии при перевозке опасных грузов, обеспечение защиты прав и интересов страхователей, совершенствование законодательной базы по страхованию в Кыргызской Республике.

Члены Комитета отметили, что  принятие данного законопроекта преждевременно и в будущем эти страховые взносы могут создать дополнительные нагрузки для населения в условиях кризиса.

Данный проект закона отклонен Комитетом.

 

9. Проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики", инициированный депутатами V-созыва Жогорку Кенеша Кыргызской Республики М.Расуловым и А.Султановым (№6-9768/15 от 13.04.2015 года). Данный  законопроект отклонен постановлением Жогорку Кенеша от 18 мая 2016 года № 535-VI).

Целью данного законопроекта является оказание государственной поддержки фермерам, уплачивающим земельный налог по сельскохозяйственным угодьям, путем продления срока уплаты данного налога.

При обсуждении во втором чтении законопроект отклонен Комитетом.

 

10. Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некотрые законодательные акты Кыргызской Республики (законы Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике», «Об электрической и почтовой связи»)», одобренный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 декабря 2015 года №891. Данный законопроект отклонен постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 15 июня 2016 года №705-VI.

Законопроект разработан в целях оптимизации лицензионно-разрешительной системы.

В этой связи законопроектом предлагается вывести из под действия Закона Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» использование радиочастотного спектра для оказания услуг электрической связи, а также выдачи, продления, приостановления, аннулирования, прекращения действия разрешений на работу, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Внесенные поправки связаны также с гармонизацией законодательства Кыргызской Республики с законодательством государств - членов Договора Евразийского Экономического Союза.

Законопроект Комитетом был одобрен в первом чтении 31 мая 2016 года. Однако при рассмотрении Жогорку Кенешем Кыргызской Республики отклонен 15 июня 2016 года.

 

11.Проекты Законов Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств», Закон Кыргызской Республики «Об обязательном страховании жилых помещений от пожара и стихийных бедствий»)», инициированный депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики О.Текебаевым, А.Жапаровым, А.Саляновой, А.Шыкмаматовым, Н.Никитенко, Садыком Шер-Ниязом, А.Мамашовой, Э.Токтошевым, Б.Сулеймановым, К.Иманалиевым и Ч.Джакуповой отклонен постановлением Жогорку Кенеша от 8 июня 2016 года № 661-VI. Комитетом было предложено отклонить, так как на данный законопроект поступило отрицательное  заключение Правительства Кыргызской Республики, которое было поддержано членами Комитета.  

 

Принятые постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и их исполнение.

 

По инициативе членов Комитета рассмотрены Комитетом и приняты Жогорку Кенешем  6 постановлений. Так, постановлениями Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 10 декабря 2015 года № 90-VI «О мерах по стабилизации курса национальной валюты и дедолларизации экономики Кыргызской Республики», от 10 февраля 2016 года №250-VI «О поручении Правительству Кыргызской Республики по вопросам свободных экономических зон», от 19 мая 2016 года №553-VI «Об инвентаризации, идентификации, переоценке и учете материальных и нематериальных активов Кыргызской Республики», от 23 июня 2016 года №778-VI «Об информации Правительства Кыргызской Республики о проделанной работе по инвентаризации законодательной базы Кыргызской Республики по состоянию на 1 марта 2016 года» (по вопросам ведения Комитетов), даны соответствующие поручения Правительству Кыргызской Республики. Указанные постановления приняты в целях поддержки предпринимательства, снижения уровня долларизации экономики, увеличения доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике и доступа населения республики к банковским платежным услугам в безналичной форме, своевременного пресечения спекулятивных действий и ажиотажного спроса на валютном рынке, создания условий для стабилизации курса национальной валюты. 

Для контроля, эффективной реализации государственной политики в сфере туризма и улучшения качества предоставляемых условий в сфере туризма парламентской фракцией «Бир Бол» был разработан проект постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «О мерах по реализации государственной политики в сфере туризма и подготовке к летнему туристическому сезону 2016 года».

Данный проект постановления одобрен Комитетом и принят постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 2 июня 2016 года №653-VI.

Отсутствие в нормативно-правовой базе действующих государственных программ и иных стратегических документов по развитию сферы туризма и частая смена руководящих лиц, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере туризма обуславливает принятие срочных мер со стороны Жогорку Кенеша Кыргызской Республики для обеспечения контроля над реализацией норм, предусмотренных Законом Кыргызской Республики «О туризме», а также для решения вопросов, ежегодно возникающих в летний туристический период.

По поручениям указанным в постановлении Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Правительство Кыргызской Республики не позднее 25 июня 2016 года обязан направить соответствующий отчет по реализации данного постановления. Однако постановления  Правительством Кыргызской Республики не исполнено.

 

Постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 19 мая 2016 года №553-VI «Об инвентаризации, идентификации, переоценке и учете материальных и нематериальных активов Кыргызской Республики». Данное постановление инициировано депутатами парламентской фракции «Бир Бол».

Данное постановление принято в целях уточнения наличия материальных и нематериальных активов государства, налаживания их учета, повышения эффективности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления путем улучшения управления активами государства и местного самоуправления, усиления противодействия коррупции и обеспечения прозрачности государственного и муниципального управления.  Правительству Кыргызской Республики поручено обеспечить исполнение данного постановления в срок до 1 декабря 2016 года.

 

Заслушивание отчетов и информаций

 

12 апреля 2016 года Комитетом  заслушан Отчет Премьер-министра Кыргызской Республики о работе Правительства Кыргызской Республики за 2015 год, где отмечены членами Комитета недостатки и упущения, значительно снижающие эффективность проводимой работы в деятельности Правительства.

 

 Комитетом была проделана значительная аналитическая работа при рассмотрении отчета НБКР за 2015 год и данный отчет рассмотрен на заседании Комитета от 14 июня 2016 года.  И в постановлении принятом ЖК 23 июня 2016 года №775-VI “Об отчете председателя Национального банка Кыргызской Республики о деятельности Национального банка Кыргызской Республики за 2015 год» отражены соответствующие поручения Правительству и Национальному банку КР, состоящие из 35 пунктов.

 

Кроме того, Комитетом рассмотрены проекты Законов Кыргызской Республики «О проекте республиканского бюджета на 2016 год и 2017-2018 гг.», «Об отчете об исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики за 2014 год», постановление Правительства Кыргызской Республики от ___ 2015 года №.  При обсуждении указанных вопросов  из года в год Комитет вынужден констатировать одни и те же проблемы, однако поставленные вопросы со стороны Правительства не решаются. В решениях Комитета отражены соответствующие поручения Правительству.

 

21 июня 2016 года Комитет заслушав информацию о результатах деятельности ОАО «Айыл Банк», ОАО "РСК Банк" и ОАО "Микрокредитная компания "Фонд развития предпринимательства" со 100 процентной государственной долей за период с 2012 по 2014 годы,  поручил Правительству и Национальному банку Кыргызской Республики рассмотреть вопрос увеличения уставного капитала до 100 млн. долларов и оборотного капиталов государственных банков ОАО «Айыл Банк» и ОАО «РСК Банк» по 10 млрд. сомов и перевода обслуживания государственных предприятий в государственные банки.

 

За отчётный период в адрес Комитета поступило 278 обращения от государственных органов, хозяйствующих субъектов и граждан, по которым подготовлено 158 ответов, остальные приняты для руководства и ознакомления, по ним ответы не требуются.

Заседания Комитета проводятся в присутствии журналистов, в оперативном порядке информирующих широкую общественность о ходе заседания Комитета и принятых им решениях в Интернете и по телевидению.

Следует отметить высокую активность членов Комитета при обсуждении рассматриваемых вопросов и их участия на заседаниях Комитета.

 

 

 

 

 Председатель Комитета

по экономической и фискальной политике                            К.Макеев