Информация о ходе реализации постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «О политике Правительства Кыргызской Республики по привлечению и защите инвестиций, развитию предпринимательства, производству и продвижению товаров на внешний рынок» от 31 марта 2016 года № 412 – VI и решения Комитета по экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 10 января 2017 года

07-06-2017 16:48

Информация

о ходе реализации постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

«О политике Правительства Кыргызской Республики по привлечению и защите инвестиций,

развитию предпринимательства, производству и продвижению товаров на внешний рынок»

от 31 марта 2016 года № 412 – VI и решения Комитета по экономической и фискальной политике

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 10 января 2017 года

 

 

Наименование поручения

Информация о ходе реализации

 

1

Разработать Государственную программу по привлечению, стимулированию и защите инвестиций, развитию предпринимательства

В целях повышения инвестиционной привлекательности и улучшения бизнес-среды, а также создания благоприятных условий для национальных и зарубежных инвесторов реализуется Программа Правительства Кыргызской Республики по развитию частного сектора в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы. В настоящее время из 38 мероприятий выполнено 24. По итогам завершения реализации Программы планируется утверждение аналогичной Программы на 2018-2020 годы.

Разработан проект Среднесрочной Программы продвижения инвестиций, в котором определены приоритетные секторы экономики, на которых будет сделан акцент в среднесрочной перспективе.

Данный документ охватывает анализ текущей ситуации (описание текущей ситуации в сфере инвестиций в Кыргызской Республики, анализ конкурентных преимуществ Кыргызстана, глобальные тренды прямых иностранных инвестиций), описание проблем и возможностей.

Также данный документ содержит видение на трехлетний период, стратегические цели, задачи, механизмы мониторинга и оценки их реализации.

Также ведется разработка проекта Программа развития экспорта на 2018-2020 годы.

Вышеуказанные документы в настоящее время дорабатываются и актуализируются в связи с разработкой проекта стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики до 2040 года

 

2

Разработать совместно с Российско-Кыргызским Фондом развития механизм стимулирования привлечения инвестиций с использованием средств Фонда развития в виде долевого участия Фонда или других форм взаимоотношений с инвесторами и инициаторами проектов

Концепция развития гарантийных фондов Кыргызской Республики до 2020 года утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 июня 2016 года № 325.

Создано открытое акционерное общество «Гарантийный фонд» с уставным капиталом в 282 млн сомов. По состоянию на 31 марта 2017 года, ОАО «Гарантийный фонд» выдало 24 гарантии на общую сумму 19,7 млн сомов.

В целях дальнейшей капитализации ОАО «Гарантийный фонд» прорабатывается вопрос привлечения финансирования из Российско-Кыргызского Фонда развития.

Заключен Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Государственным агентством по продвижению инвестиций и экспорта при Министерстве экономики Кыргызской Республики и Российско-Кыргызским Фондом развития, в рамках которого будет проводиться работа по подготовке инвестиционных предложений, а также проведению совместных мероприятий с инвесторами

 

3

Активизировать применение механизмов государственно-частного партнерства, проработать дополнительные меры по поощрению частных инвестиций в приоритетные сферы экономики, для снижения нагрузки на бюджет

Принят Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике» от 22 июня 2016 года № 88, которым уделено уточнению процесса инициирования и верификации проектов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), оценке вероятности их потенциальной успешности, соответствия отраслевым приоритетам, приемлемости рисков и в целом на реализацию единой политики в сфере ГЧП.

Основные изменения и дополнения Закона направлены на упрощение требований, предъявляемых к частным партнерам при инициировании проекта ГЧП, а также сокращение сроков при проведении тендерных процедур по определению частного партнера. Также в целях создания благоприятной среды для развития и успешного внедрения механизма ГЧП Правительством Кыргызской Республики приняты постановления «Об утверждении Программы развития государственно-частного партнерства в Кыргызской Республике на 2016-2021 годы» от 16 июня 2016 года № 327 и «Об образовании Совета по государственно-частному партнерству в Кыргызской Республике» от 16 июня 2016 года № 328.

Основной целью указанной Программы является создание благоприятной среды для развития и успешного внедрения механизмов ГЧП.

Определены конкретные качественные и количественные показатели для эффективного внедрения механизмов ГЧП, направленные на:

- улучшение социально-экономического положения в Кыргызской Республике;

- усиление и стимулирование развития института ГЧП путем объединения ресурсов и опыта государственного и частного секторов в целях реализации социально значимых проектов с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления более качественных государственных услуг.

В данной Программе отражено положение по развитию финансовых инструментов ГЧП в целях повышения жизнеспособности и финансовой привлекательности проектов ГЧП в соответствии с лучшими международными практиками, такими, как:

1. Фонд финансирования инфраструктуры для предоставления долгосрочных заемных средств в национальной валюте ввиду ограниченных возможностей для предоставления такого финансирования отечественным банковским сектором.

2. Гарантийный фонд, в целях уменьшения подверженности рискам частных источников финансирования, включая обеспечение валютных рисков, рисков повышения стоимости кредитования, рисков недостаточной доходности, политических рисков.

3. Фонд субсидированного финансирования для финансирования недостаточной жизнеспособности проектов ГЧП, являющихся экономически обоснованными и привлекательными, но не являющимися финансово жизнеспособными за счет доходов из платежей пользователей.

Запущен сайт www.ppp.gov.kg с информацией о ГЧП, законодательной базе, текущем статусе, проблемах и планах по развитию ГЧП в Кыргызстане.

Наблюдательным советом Фонда ГЧП одобрено выделение средств по оплате найма консультационных услуг по разработке соответствующей тендерной документации и технико-экономических обоснований по 8 проектам ГЧП:

  • «Установка компьютерных томографов в лечебно-профилактических организациях Кыргызской Республики» (инициатор – Министерство здравоохранения Кыргызской Республики);
    • «Создание ангиографических центров на базе Национального госпиталя» (инициатор – Министерство здравоохранения Кыргызской Республики);
    • «Организация муниципальных парковок вдоль дорог» (инициатор – мэрия города Бишкек);
    • «Улучшение городского транспорта города Бишкек» (инициатор – мэрия города Бишкек);
    • «Строительство дошкольных учреждений в городе Бишкек» (инициатор – мэрия города Бишкек);
    • «Платная объездная дорога г. Узген» (инициатор – Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики);
    • «Строительство таможенно-логистического комплекса в Ат-Башинском районе Нарынской области» (инициатор – Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики);
    • «Организация эффективного сбора, вывоза и утилизации ТБО в г.Токмок» (инициатор – мэрия города Токмок).

 

4

Активизировать работу по привлечению инвестиций в сферу переработки сельскохозяйственной продукции

Заключен Меморандум между кыргызской компанией ОсОО «Янас» и иранской компанией о поставке 500 тонн мяса в Иран. Фактически поставлено 120 тонн мяса в Иран.

Планируется строительство мясомолочного комбината в Чуйской области. Инвесторами проекта является турецкая компания «Йимпаш Азия тарым вехай ванджылык Лтд». Сумма инвестиций составляет 5 млн долларов США.

Проведена работа по привлечению гонконгского инвестора по выращиванию и переработке календулы. В настоящее время планируется испытание семян на базе Токмокского и Ак-Суйского сортоучастков.

В рамках межправительственной комиссии с Индией прорабатывается вопрос о вводе в эксплуатацию Таласского картофелеперерабатывающего завода.

Правительством Кыргызской Республики принято распоряжение от 6 апреля 2016 года № 145-р о создании совместного кыргызско-индийского предприятия «Таласский картофелеперерабатывающий завод» с участием индийской компании «Lark Logistics PVT Ltd», с определением размеров долей каждого из участников;

Подписан трехсторонний Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве по проекту запуска картофелеперерабатывающего завода между Министерством сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики, Фондом по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики и компанией «Lark Logistics AgroFood Industries» от 19 мая 2016 года.

В целях развития пищевой перерабатывающей промышленности на основе Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Польша от 24 июня 2014 года о предоставлении кредита в рамках связанной помощи в сумме 40 млн евро сроком на 25 лет с годовой процентной ставкой в 0,15 процента и льготным периодом 5 лет. Правительством Кыргызской Республики принято распоряжение от 22 апреля 2015 года № 173-р о закупке ОАО «Айыл Банк» сельскохозяйственной техники и оборудования польского производства для переработки сельскохозяйственной продукции и промышленных  предприятий  республики и передачи в лизинг сельскохозяйственным и другим промышленным субъектам (по их заявкам) сроком до 7 лет. Процентная ставка для лизингополучателей составляет в размере 7 – 9 % годовых, в зависимости от размера внесенного вклада лизингополучателя, с первоначальным взносом (минимальным вкладом) в 30 % от стоимости предмета лизинга, без предоставления дополнительного залогового имущества. В настоящее время Правительством Кыргызской Республики вносится изменение в вышеуказанное распоряжение в части определения оператором проекта Российско-Кыргызского Фонда развития.

С целью продолжения конструктивного экономического сотрудничества Правительство Кыргызской Республики и Правительство Республики Польша, по взаимному согласию, в соответствии со статьей 13 вышеуказанного Соглашения, составили Протокол о внесении изменений в данное Соглашение, согласно которому срок реализации проекта продлевается до 28 февраля 2018 года.

Постановлением Правительства Кыргызской Республики  от 30 марта 2017 года № 191 утверждена Программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики на 2017-2021 годы

 

5

Объявить международный тендер по привлечению инвесторов для строительства Камбар-Атинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС

В настоящее время ведутся переговорные процессы по урегулированию с российской стороной вопросов, связанных с денонсацией Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о строительстве и эксплуатации Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций, подписанное 20 сентября 2012 года в городе Бишкек.

Параллельно ведутся переговоры по сотрудничеству с компаниями КНР, Ирана и Чехии.

 

6

Выработать меры по созданию благоприятных условий в области привлечения инвесторов для строительства малых ГЭС и других возобновляемых источников энергии, разработать конкретный порядок взаимодействия инвестора с местными органами власти, механизмы покупки электроэнергии, выделения земельных наделов и другое

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 марта 2017 года № 175 утверждено Положение о тендере на право строительства малых гидроэлектростанций в Кыргызской Республике.

Приказом Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики от 28 апреля 2017 года № 1/1 утвержден Типового договор поставки электрической энергии, произведенной вырабатывающим электроэнергию предприятием, использующим возобновляемые источники энергии распределяющему предприятию.

В настоящее время прорабатывается вопрос образования межведомственной тендерной комиссии по проведению тендера и утверждению условий на право строительства малых ГЭС.

Рабочей группой под председательством депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Байбакпаева Э.Дж. разработан законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», предусматривающий изменения и дополнения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Налоговый кодекс Кыргызской Республики, Земельный кодекс Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики «О возобновляемых источниках энергии», «Об электроэнергетике», «Об особо охраняемых территориях» с целью предоставления преференций для субъектов, использующих ВИЭ.

Заключение Правительства Кыргызской Республики на вышеуказанный законопроект находится на проработке

 

7

Завершить процедуру подписания соглашения с Республикой Чехия по привлечению инвестиций для строительства малых ГЭС

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 марта 2017 года № 175 утверждено Положение о тендере на право строительства малых гидроэлектростанций в Кыргызской Республике.

В настоящее время прорабатывается вопрос образования межведомственной тендерной комиссии по проведению тендера и утверждению условий на право строительства малых ГЭС

 

8

Ускорить строительство пяти ГЭС на реках Кокомерен и Сары-Джаз, а также оснастить их необходимым оборудованием для обеспечения строительства линий электропередачи

1. По реке Кокомерен.

В целях увеличения потенциала выработки электрической энергии утвержден План мероприятий по развитию генерирующих мощностей на среднесрочный и долгосрочный период. В План мероприятий включен проект по строительству Суусамыр-Кокомеренского каскада ГЭС. В указанный проект входит строительство Кокомеренской ГЭС-1, Кокомеренской ГЭС-2 и Каракольской ГЭС с общей мощностью 1305 МВт и общей ежегодной выработкой электроэнергии 3420 млн. кВтч;

9 марта 2016 года подписан Меморандум о намерениях по сотрудничеству в проведении инженерно-изыскательских работ между Государственным агентством по продвижению инвестиций и экспорта при Министерстве экономики Кыргызской Республики и ОсОО «Синогидро Корпорейшн Лимитед» в Кыргызской Республике.

В рамках данного Меморандума ОсОО «Синогидро Корпорейшн Лимитед» совместно с ОАО «Электрические станции» завершены работы с государственными администрациями по вопросу получения права на пользование земельными участками для проведения инженерно-изыскательских работ.

На основании разрешения государственной администрации Жайылского района ОсОО «Синогидро Корпорейшн Лимитед» приступило к инженерно-изыскательским работам в зоне строительства Кокомеренской ГЭС-2.

2. По реке Сары-Джаз.

Распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 7 августа 2013 года № 323-р создана межведомственная рабочая группа, которая подготовила заключение по вопросу освоения водно-энергетических ресурсов реки Сары-Джаз.

В заключении отражены позиции ключевых министерств и ведомств, а также ряд проблемных вопросов. Освоение бассейна может привести к потере некоторых месторождений, памятников культурного наследия, имеющейся дорожной и хозяйственной инфраструктуры, не изучен вопрос возможного существенного негативного влияния на окружающую среду. Одним из основных вопросов является изучение целесообразности переброски части стока реки Сары-Джаз в Иссык-Кульскую и Чуйскую области или только использования реки Сары-Джаз в энергетических целях без переброски.

Учитывая вышеизложенное, работы по освоению бассейна приостановлены.

В целях проработки вопросов добычи полезных ископаемых и строительства деривационных ГЭС небольшой мощности (не влияющих на режим реки Сары-Джаз) постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7 июня 2015 года № 621 создано ОсОО «Горно-энергетическая корпорация «Сары-Джаз»

 

9

Предусмотреть комплекс мер по проведению системы канализации в городе Ноокат Ошской области

В настоящее время ведется работа по разработке технико-экономического обоснования по проекту «Реабилитация системы водоснабжения и водоотведения в городе Ноокат» при поддержке Европейского банка реконструкции и развития. На реализацию указанного проекта предусмотрено 5,02 млн Евро.

 

10

Провести мониторинг и оценку выполнения Концепции развития малой гидроэнергетики Кыргызской Республики до 2017 года, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 июля 2015 года № 507

В целях реализации Концепции развития малой гидроэнергетики Кыргызской Республики до 2017 года проделана следующая работа:

- в рамках проекта ПРООН «Развитие малых ГЭС» был разработан сайт www.energo.e-sot.kg с указанием 63 перспективных участков для строительства малых ГЭС с указанием мощностей (по областям);

- принят Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере возобновляемых источников энергии» от 14 июня 2016 года № 80;

- постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 марта 2017 года № 175 утверждено Положение о тендере на право строительства малых гидроэлектростанций в Кыргызской Республике;

- разработан проект распоряжения Правительства Кыргызской Республики об образовании межведомственной тендерной комиссии по проведению тендера и утверждению условий на право строительства малых ГЭС;

- приказом Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики от 28 апреля 2017 года № 1/1 утвержден Типовой договор поставки электрической энергии, произведенной вырабатывающим электроэнергию предприятием, использующим возобновляемые источники энергии распределяющему предприятию;

- утверждены базовые размеры платы за технологическое присоединение единицы мощности к электрическим сетям.

С целью предоставления преференций для субъектов, использующих возобновляемые источники энергии, рабочей группой под председательством депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Байбакпаева Э.Дж.  разработан законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», предусматривающий изменения и дополнения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Налоговый кодекс Кыргызской Республики, Земельный кодекс Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики «О возобновляемых источниках энергии», «Об электроэнергетике», «Об особо охраняемых территориях»

 

11

Составить перечень государственных, муниципальных и частных земельных участков, производственных помещений и простаивающих предприятий во всех регионах, требующих прямых инвестиций, и разработать порядок и условия предоставления и эксплуатации указанных объектов при реализации инвестиционных проектов

Составлен перечень государственных, муниципальных и частных земельных участков, производственных помещений и простаивающих предприятий, требующих вложения прямых инвестиций.

Создана интерактивная карта простаивающих предприятий на территории Кыргызской Республики. Ведутся работы по включению простаивающих предприятий в базу данных.

В целях внесения предложений по разработке указанного порядка и условий, с учетом имеющейся нормативной правовой базы, регулирующей сферу порядка предоставления и купли продажи государственных, частных и муниципальных земельных участков, производственных и иных помещений для дальнейшей работы с инвесторами, разработан проект Закона Кыргызской Республики «Об индустриальных парках в Кыргызской Республике», где предусмотрены условия предоставления муниципальных и частных участков для инвесторов с определенными преференциями. Указанный проект находится на согласовании.

Порядок предоставления земельных участков для реализации инвестиционных проектов предусмотрен в Земельном кодексе Кыргызской Республики. Учитывая вышеизложенное, считаем нецелесообразным разработку отдельного проекта положения о предоставлении и эксплуатации государственных, муниципальных и частных земельных участков, производственных помещений под реализацию инвестиционных проектов

 

12

Определить в трехмесячный срок стратегического партнера по поставке сырья для загрузки НПЗ «Чайна Петроль Компани «Джунда» и «Токмокский деловой нефтеперерабатывающий завод», а также принять исчерпывающие меры по запуску на полную мощность вышеуказанных объектов в целях насыщения внутреннего рынка ГСМ и увеличения базы налогообложения

Проводится работа в рамках реализации Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 6 июня 2016 года.

Согласно ранее направленным заявкам кыргызской стороны в них планируется включить поставки из Российской Федерации нефти в объеме 450 тыс.тонн.

Государственным комитетом промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики прорабатывался вопрос поставок нефти и нефтяного сырья для обеспечения нефтеперерабатывающих заводов ОсОО «Чайна Петроль Компани «Джунда», ОсОО «Токмокский деловой нефтеперерабатывающий завод», ОсОО «SvRichLTD», ЗАО «Кыргыз Петролеум Компани», ОсОО «Кеминский НПЗ» по беспошлинным поставкам в рамках формирования индикативного баланса между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией нефти на 2017 год.

В настоящее время от Российской Федерации ожидается представление по дипломатическим каналам одобренных индикативных балансов нефти и нефтепродуктов, подписанный между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией. По мере подписания всеми сторонами индикативного баланса на 2017 год нефтеперерабатывающими заводами с российскими компаниями будут прорабатываться вопросы поставки нефти и нефтяного сырья.

 

13

До 1 июля 2016 года начать выдачу электронных виз, расширить сферы действия инвестиционных виз для инвесторов в сельское хозяйство, образование, здравоохранение, культуру, инфраструктуру, а также сократить перечень документов, требуемых при подаче заявления на получение визы;

Выдача электронных виз будет осуществляться в рамках Единой системы учета внешней миграции. Электронная виза является одним из подкомпонентов Единой системы учета внешней миграции.

Законом Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О внешней миграции» от 24 октября 2016 года установлена пороговая сумму инвестиционной визы в сумме не менее 10 млн сомов.

В целях приведения своих решений в соответствие с вышеуказанным Законом, с 5 апреля 2017 года введена в действие новая Инструкция о Порядке оформления и выдачи виз Кыргызской Республики, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 марта 2017 года № 155.

Инструкцией предусмотрено, что инвестиционная виза выдается инвестору или главе иностранной инвестиционной компании, осуществляющей инвестиционную деятельность в Кыргызской Республике и представившей необходимые документы, подтверждающие вклад в экономику Кыргызской Республики денежных и материальных ценностей, эквивалентных сумме 10 (десять) млн сомов, предназначенных для производственных, промышленных, сельскохозяйственных, банковских, энергетических, образовательных, медицинских и инженерно-строительных целей, а также информационно-коммуникационных технологий

 

14

Активизировать и совершенствовать механизмы применения процедур реабилитации, санации и реструктуризации в целях восстановления платежеспособности и оздоровления субъекта-должника

В целях увеличения вероятности сохранения предприятия-должника как действующей хозяйствующей единицы, усиления защиты прав кредиторов, упрощения процедуры банкротства, а также улучшения рейтинговых показателей Кыргызской Республики по Индикатору «Разрешение неплатежеспособности» в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики  направлен проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О банкротстве (несостоятельности)», одобренный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 9 февраля 2017 года № 83. Данный законопроект рассмотрен в 3 чтениях  Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и в настоящее время поступил на подпись Президенту Кыргызской Республики

 

15

Продолжить работу по совершенствованию налогового, таможенного и другого законодательства, адаптированного к современным экономическим условиям, и созданию благоприятной среды для предпринимательской деятельности, при этом строго соблюдая принципы стабильности и предсказуемости налогового законодательства

Работа по совершенствованию налогового законодательства проводится в рамках деятельности Межведомственной комиссии по вопросам адаптации налогового законодательства к современным экономическим условиям и создания благоприятной среды для предпринимательской деятельности, созданной распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 3 августа 2015 года № 363-р., которой разработан проект новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики.

В целях совершенствования налогового законодательства по вопросам  привлечения и защиты инвестиций, развития предпринимательства, производства и продвижения товаров на внешний рынок, приняты следующие нормативно-правовые акты:

Закон Кыргызской Республики от 31 декабря 2015 года № 235 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики»), которым предусматриваются:

1) отмена налога с продаж с облагаемых поставок, за исключением сотовой связи, с экспортных поставок и поставок вне территории Кыргызской Республики, без повышения ставки НДС;

2) повышение действующего регистрационного порога до 8,0 млн сомов;

3) установление для всех налогоплательщиков, с 1 июня 2016 года, ставки налога с продаж в размере:

- 0 процентов - при безналичном платеже по проведенной сделке;

- по действующим в настоящее время ставкам 1-3 % - при оплате наличными денежными средствами;

4)   продление срока действия льгот для переработчиков сельскохозяйственной продукции.

Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики» от 26 января 2016 № 12 предусматривает освобождение от уплаты НДС на импорт зерна и поставки муки из данного зерна (товарная позиция 1001 ТН ВЭД) до 1 сентября 2018 года.

Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Налоговый кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики») от 12 августа 2016 года № 166 предусматривает усиление администрирования НДС в отношении лжепредпринимателей.

26 декабря 2016 года на встрече глав государств Евразийского экономического союза в городе Санкт-Петербург (Российская Федерация) Республикой Армения, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией (кроме Республики Беларусь) подписан Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. 11 апреля 2017 года Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС был подписан Республикой Беларусь.

         В связи с поздним подписанием Республикой Беларусь Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, ратификация Договора государствами-членами ЕАЭС и подготовка актов Евразийской экономической комиссии, которые должны вступить в силу вместе с Договором о Таможенном кодексе ЕАЭС, сроки вступления в силу нового Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия перенесла с 1 июля 2017 года на 1 января 2018 года.

         Правительство Кыргызской Республики не получило уведомление о подписании Республикой Беларусь Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС и начале процедуры ратификации данного Договора.

         В настоящее время, несмотря на вышеуказанное, рабочая группа по адаптации норм таможенного кодекса в национальное законодательство завершает подготовку нового проекта Закона Кыргызской Республики «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике», включающие нормы Таможенного кодекса ЕАЭС и нормы национального законодательства. В рамках национального законодательства Таможенным кодексом ЕАЭС предоставляется 350 отсылочных норм, которые позволят более гибго регулировать таможенные процессы внутри страны.

         Совместно с Евразийской экономической комиссией и экспертами государств-членов ЕАЭС разрабатывается 154 Решения ЕЭК, которые должны вступить в силу вместе с Договором о Таможенном кодексе ЕАЭС, и международные договоры ЕАЭС.

При получении официального уведомления о подписании Республикой Беларусь Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС будет начата работа по подготовке процедуры ратификации Таможенного кодекса ЕАЭС

 

16

Провести инвентаризацию законодательства Кыргызской Республики на предмет выявления противоречий с нормами Налогового кодекса для регулирования налоговых правоотношений и внесения предложений по внесению соответствующих изменений в законодательство

Работа по инвентаризации налогового законодательства проведена в рамках Межведомственной комиссии по вопросам адаптации налогового законодательства к современным экономическим условиям и создания благоприятной среды для предпринимательской деятельности, созданной распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 3 августа 2015 года № 363-р.

По итогам инвентаризации в проекте новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики предусмотрено внесение изменений в следующие нормативные правовые акты:

1) в Закон Кыргызской Республики «О защите прав потребителя» - уточнены требования к выдаче кассового/товарного чека;

2) в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности – установлены штрафы за неприменение контрольно-кассовых машин (делее – ККМ) и применение ККМ с отключенной функций передачи информации (в режиме онлайн) Налоговой службе, с усилением в зависимости от повторности;

3) в Уголовный кодекс Кыргызской Республики – установлена уголовная ответственность за неприменение ККМ, с наказанием в виде общественных работ и приостановлением права заниматься предпринимательской деятельностью

 

17

В целях продвижения товаров на внешний рынок:

определить одного из вице-премьер министров Кыргызской Республики в качестве представителя кыргызской стороны в переговорах по снятию торговых барьеров на внутренних границах ЕАЭС и координатора по проблемам интеграции в ЕАЭС и повысить его ответственность

Представителями кыргызской стороны в переговорах по снятию торговых барьеров на внутренних границах ЕАЭС назначены вице-премьер-министр Кыргызской Республики О.М.Панкратов и заместитель министра экономики А.З.Сазбаков, как координатор по вопросам ЕАЭС

 

18

Конкретизировать направления развития секторов в каждой приоритетной отрасли экономики Кыргызской Республики в качестве государства-участника ЕАЭС, определенной Правительством, с разработкой плана мероприятий

Проектом Стратегии привлечения инвестиций на 2017-2019 годы определены приоритетные секторы экономики, на которых будет сделан акцент в среднесрочной перспективе.

          В качестве критериев для определения приоритетных секторов  отобраны следующие факторы:

- высокая добавленная стоимость в секторе;

- высокая норма прибыли в секторе;

- наличие необходимых обученных трудовых ресурсов в секторе;

- конкурентоспособная по цене рабочая сила;

- доступность сырья;

- наличие субпоставщиков (местных субподрядчиков или поставщиков комплектующих);

- наличие ранее осуществленных инвестиций в секторе (иностранных и местных);

- наличие связи (влияния) с другими секторами экономики;

- потенциал внедрения инновационных технологий в секторе;

- потенциал внедрения «зеленой экономики» в секторе.

Исходя из данных критериев, в качестве приоритетных для продвижения частных инвестиций на среднесрочный период определены следующие секторы:

- швейная отрасль;

- переработка продукции сельского хозяйства/производство пищевых продуктов;

- туризм

 

19

В двухнедельный срок разработать пошаговый план мероприятий по беспрепятственному прохождению кыргызских товаров на рынок ЕАЭС и принять исчерпывающие меры по снятию ветеринарного контроля на кыргызско-казахской границе;

        В целях расширения экспортных возможностей и повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внешнем рынке постановлением Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2015 года № 174 утвержден План Правительства Кыргызской Республики по развитию экспорта Кыргызской Республики на 2015-2017 годы, который содержит меры, направленные на продвижение отечественных товаров на внешние рынки, в том числе и страны-члены ЕАЭС. В настоящее время проводится актуализация данного Плана, с учетом изменения ситуации на внешних рынках.

При вступлении Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз республика приняла ряд обязательств, в числе которых обязательство, предусмотренное пунктом 110 Плана мероприятий («дорожной карты») по присоединению Кыргызской Республики к ЕАЭС. Согласно данному пункту республика обязалась привести систему лабораторного обеспечения карантинных фитосанитарных мер в соответствие с требованиями Евразийского экономического союза до 2017 года.

Согласно вышеназванному Соглашению предусмотрено выделение средств в объеме 1 246 тыс. долларов США на строительство нового здания Ошской лаборатории по карантину растений и проведение капитального ремонта здания Центральной лаборатории по карантину растений, их оснащение лабораторным оборудованием, мебелью и другими материально-техническими средствами.

В ФТС России представлены необходимые документы для проведения вышеназванных мероприятий, а также согласовано с Россельхознадзором РФ и направлено в ФТС России перечень лабораторного оборудования и других материалов.

В соответствии с распоряжением Министерство финансов Кыргызской Республики выделяет:

- на капитальный ремонт лаборатории в Тюпском районе Иссык-Кульской области 5 898 448 (пять миллионов восемьсот девяносто восемь тысяч четыреста сорок восемь) сомов, на оснащение лаборатории и другим необходимым инвентарем в размере 5 353 897 (пять миллионов триста пятьдесят три тысячи восемьсот девяносто семь) сомов.

На капитальный ремонт лаборатории в Кара­Бууринском районе Таласской области - 8 586 328 (восемь миллионов пятьсот восемьдесят шесть тысяч триста двадцать восемь) сомов, на оснащение лаборатории оборудованием и другим необходимым инвентарем 5 353 897 (пять миллионов триста пятьдесят три тысячи восемьсот девяносто семь) сомов.

Был объявлен тендер на капитальный ремонт и оснащение современным оборудованиям двух лабораторий по карантину растений. Ввод в эксплуатацию фитосанитарной лаборатории в Таласской осуществлен в марте 2017 года, а Иссык-Кульской области ведутся работы.

В настоящее время на стадии согласования находится документация на строительство зданий под лаборатории в Баткенской, Джалал-Абадской и Нарынской областях и на их оснащение лабораторным оборудованием и другими материалами в рамках технического содействия Республики Казахстан.

С вхождением Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз, по итогам инспекционной работы ветеринарной комиссии, получена возможность экспорта животноводческой продукции. 12 предприятий по республики по переработке молока, 3 организации по выращиванию рыбы, 1 предприятие по переработке мяса и 2 организации по сбору меда включены в Реестр предприятий, имеющих право экспорта продукции в страны-члены Евразийского экономического союза (всего 18 предприятий). Все предприятия в настоящее время экспортируют свою продукцию в страны-члены ЕАЭС

 

20

В месячный срок определить ответственный орган и разработать конкретный механизм по прекращению незаконного ввоза товаров из стран-участниц ЕАЭС по демпинговым ценам и помимо налогового контроля, приводящего к значительным потерям налоговых поступлений в республиканский бюджет и снижающего конкурентоспособность отечественных производителей;

26 июля 2016 года принят Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности)» № 140, предусматривающий введение механизма «минимального уровня контрольных цен» в целях обеспечения оперативного реагирования на ввоз и реализацию товаров из ЕАЭС без документов или по заниженным ценам, направленный на защиту отечественных производителей и субъектов предпринимательства.

В реализацию вышеуказанного Закона принято постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка определения, применения и контроля минимального уровня контрольных цен на товары, импортируемые на территорию Кыргызской Республики из государств-членов Евразийского экономического союза» от 12 октября 2016 года № 537. Данным постановлением ответственным органом определен уполномоченный антимонопольный орган.

Уполномоченным антимонопольным органом установлен минимальный уровень цен на портландцемент марки М400 Д20. Также установлен минимальный уровень цен на 10 основных импортируемых товаров из стран-членов ЕАЭС:

1) мука, код ТНВЭД 1101001100;

  1. мука, код ТНВЭД 1101001500;
  2. сахар, код ТНВЭД 1701991009 белорусского производства;
  1. сахар, код ТНВЭД 1701991009 российского производства;
  2. уголь, код ТНВЭД 2701190000;
  3. рис, код ТНВЭД 1006 30 940 0;
  4. рис, код ТНВЭД 1006 30 440 0;
  5. рис, код ТНВЭД 1006 30 250 0;
  6. рис, код ТНВЭД 1006 40 000 0;
  7. лес/матер, код ТНВЭД 4407 10 9300.

Инициировано установление минимального уровня цен на лесоматериалы и рис.

Принято постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка учета товаров, перемещаемых через границу Кыргызской Республики в рамках торговли с государствами-членами Евразийского экономического союза» от 3 октября 2016 года № 524, предусматривающее усиление налогового контроля перемещения товаров вблизи границы в рамках торговли с государствами-членами Евразийского экономического союза

 

21

Рассмотреть внесение изменений в республиканский бюджет 2016 года в целях выделения средств на строительство лабораторий, соответствующих международным стандартам сертификации качества, и на реализацию строительства транспортно-логистических комплексов по доставке сельхозпродукции;

В сфере ветеринарных мер.

В настоящее время в рамках ЕАЭС ведется работа по оптимизации ветеринарных лабораторий и планируется, что из существующих 28 ветеринарных лабораторий останутся только 19  в которых будут проводиться только серологические и копрологические исследования.

В целях проведения первого этапа реконструкции центров ветеринарной диагностики и экспертизы распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 17 июня 2016 года № 275-р Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызской Республики выделено 27 600 000 (двадцать семь миллионов шестьсот тысяч) сомов:

- на проведение капитального ремонта и оснащение Республиканского центра ветеринарной диагностики и экспертизы - 11 700 000 (одиннадцать миллионов семьсот тысяч) сомов;

- на проведение капитального ремонта и оснащение Ошского зонального центра ветеринарной диагностики и экспертизы - 12 900 000 (двенадцать миллионов девятьсот тысяч) сомов;

- на повышение квалификации 18 специалистов центров ветеринарной диагностики и экспертизы – 3 000 000 (три миллиона) сомов.

Также планируется строительство новых ветеринарных лабораторий. Для этих целей  выделены финансовые средства:

- на разработку проектно-сметной документации, на топографическую съемку и архитектурное планирование строительства 4 центров ветеринарной диагностики и экспертизы в городах Баткен, Талас, Каракол, и Балыкчы – 8 200 000 (восемь миллионов двести тысяч) сомов;

- на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт 13 центров ветеринарной диагностики и экспертизы - 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) сомов.

В сфере фитосанитарных мер.

В целях исполнения обязательств Кыргызской Республики по приведению системы лабораторного обеспечения карантинных фитосанитарных мер в соответствии с требованиями ЕАЭС распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 17 июня 2016 года № 274-р выделено из республиканского бюджета 26 484 717 (двадцать шесть миллионов четыреста восемьдесят четыре тысячи семьсот семнадцать) сомов, в том числе:

- на капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: Иссык-Кульская область, Тюпский район, село Тюп, улица Моха, 124, в размере 5 898 448 (пять миллионов восемьсот девяносто восемь тысяч четыреста сорок восемь) сомов;

- на капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: Таласская область, Кара-Бууринский район, село Кара-Буура, улица Больничная, 2, в размере 8 586 328 (восемь миллионов пятьсот восемьдесят шесть тысяч триста двадцать восемь) сомов;

- на оснащение лаборатории оборудованием и другим необходимым инвентарем, расположенной по адресу: Иссык-Кульская область, Тюпский район, село Тюп, улица Моха, 124, в размере 5 353 897 (пять миллионов триста пятьдесят три тысячи восемьсот девяносто семь) сомов;

- на оснащение лаборатории оборудованием и другим необходимым инвентарем, расположенной по адресу: Таласская область, Кара - Бууринский район, село Кара-Буура, улица Больничная, 2, в размере 5 353 897 (пять миллионов триста пятьдесят три тысячи восемьсот девяносто семь) сомов.

Предусмотрено строительство в 2017 году трех карантинных фитосанитарных лабораторий в Баткенской, Джалал-Абадской и Нарынской областях.

По вопросу строительства торгово-логистических комплексов (центров).

Для увеличения экспортных поставок сельскохозяйственной продукции разработана Концепция об утверждении основных направлений создания и развития системы торгово-логистических центров сельскохозяйственной продукции в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 августа 2015 года № 600. Распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 2 августа 2016 за № 353-р утвержден план мероприятий по созданию и развитию системы торгово-логистических центров сельскохозяйственной продукции в Кыргызской Республике на 2016-2017 годы.

Существующие:

1. ОсОО «Агропродукт-Азия» в с. Сокулук, на 3 тыс. тонн;

  1. ОсОО «Оберон» г. Балыкчы, Иссык-Кульская область. Расчитан на хранение 2400 тонн
  2. Группа компании «Милан», город Кант.
  3. ОсОО “Кыргызстан Лоджистан”, Аламудунский р-н. с. Пригородное.

Планируемые:

  1. Чуйская область, Аламудунский район, с. Мраморное. ОсОО «Форсайт Техно» ведет строительство логистического центра с карготерминалом. Общая площадь складских помещений по проекту составляет 18000 м2. Проектная стоимость - 9 млн долларов США.
  2. Иссык-Кульская область, Джети-Огузский район, с. Оргочор -  ОсОО «Экопродукт-Азия». 5 га земли планируется выделить под строительство торгово-логистического центра.
  3. Предлагается строительство на базе АО «Кызыл-Кийский ТФЗ» Баткенской области. Имеется вся инфраструктура.
  4. Предлагается строительство в городе Ош, в районе ХБК, на площади 3,5 га, принадлежащей ОАО «Агропродкорпорации».
  5. Кара-Бууринский район, с.Чолпонбай Таласской области, имеется земельный участок площадью 10 га под строительство торгово-логистического центра, ориентированного на экспорт мяса и овощей. В настоящее время объявлен тендер на закупку услуг проектировщика.
  6. Японское агентство «JICA» выделяет 100 тыс. долларов США для строительства местного логистического центра в с. Кочкор

 

22

Оказать содействие по информированию субъектов предпринимательства о системе менеджмента НАССР для минимизации возникновения возможных рисков при использовании Кыргызстаном статуса "Всеобщая система преференций" в рамках соблюдения технического регламента ЕАЭС по вопросам безопасности пищевой продукции;

Центром Повышения квалификации и переподготовки кадров при Центре по стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Кыргызской Республики в соответствии с Планом работ на полугодие проводятся обучающие семинары. План формируется на основе поданных от предприятий заявок. 6 - 8 февраля 2017 года проведен курс обучения на тему: «Международный стандарт ИСО 22000. ХАССП».

28 - 29 марта 2017 года в Министерстве экономики Кыргызской Республики состоялся семинар с участием экспертов ЕЭК для производителей, экспортеров и госорганов о вступлении в силу технических регламентов Таможенного союза с 12 августа 2017 года и необходимости внедрения на предприятиях по производству пищевой продукции системы менеджмента безопасности НАССР

 

23

Рассмотреть возможность дальнейшего развития и самостоятельного внедрения Министерством внутренних дел Кыргызской Республики проекта "Безопасный город" без привлечения инвестиций, за счет использования штрафов, взимаемых в рамках реализации проекта при совершении административных правонарушений правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств,

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 января 2016 года № 9 внесены дополнения в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил дорожного движения и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» от 4 августа 1999 года № 421. Дополнения касаются конкретизации норм, позволяющих применять фото- и видеофиксацию нарушений Правил дорожного движения, вводятся дополнительные дорожные знаки, изменяющие порядок организации дорожного движения «Видеоконтроль» и «Эвакуатор».

В целях создания условий для дальнейшего внедрения систем фото- и видеофиксации без привлечения инвестиций, за счет использования взысканных штрафов, был принят Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности» от 8 апреля 2016 года № 39, где предусмотрен пункт о формировании и использования сумм от взысканных штрафов в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

В настоящее время ведется работа по разработке механизма распределения взысканных средств между республиканским и местными бюджетами.

В соответствии с распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики от 18 января 2017 года № 27 в целях внедрения программно-аппаратного комплекса видеонаблюдения, фото- и видеофиксации, фото- и видеораспознавания образована межведомственная рабочая группа, задачами которой являются:

-  проведение анализа существующей городской инфраструктуры городов Бишкек и Ош;

-  определение пунктов установки элементов программно-аппаратного комплекса видеонаблюдения, фото- и видео фиксации, фото- и видео распознавания;

-  внесение информации о результатах проведенной работы в Аппарат Правительства Кыргызской Республики.

Аппаратно-программным комплексом фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, установленного на автодороге Бишкек - Кара-Балта (напротив авторынка «РИОМ»), с февраля 2016 года выявлено 82 140 правонарушений и в республиканский бюджет поступило 9,8 млн сомов.

 

24

В целях защиты инвестиций:

принять меры:

- по исполнению решения Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики от 11 июля 2014 года и решения межведомственной комиссии, образованной в соответствии с распоряжением Правительства № 378-р от 4 сентября 2014 года, и представить Жогорку Кенешу до 10 мая 2016 года информацию об их исполнении

В целях реализации решения Конституционной палаты распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 4 сентября 2014 года № 378-р образована межведомственная комиссия под председательством вице-премьер-министра Кыргызской Республики Разакова Ж.П. В настоящее время комиссия ведет работу по поиску приемлемого варианта урегулирования данного вопроса.

 

 

25

 - по снижению административной и регулятивной нагрузки государства на предпринимательскую деятельность с применением "принципа гильотины" и представить информацию о проведенной работе;

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 января 2015 года № 4 запущена регулятивная реформа, направленная на выявление барьеров, мешающих ведению бизнеса в Кыргызстане и, как следствие, экономическому развитию страны – «Системный анализ регулирования» (далее-САР), которым был создан Совет по регулятивной реформе, председателем Совета является Премьер – министр Кыргызской Республики.

Советом по регулятивной реформе был утвержден перечень нормативных правовых актов (далее - НПА), регулирующих предпринимательскую деятельность (1068 НПА). Данный Перечень НПА был проанализирован рабочими группами государственных органов и опубликован на веб-сайте http://e-guillotine.kg для обеспечения доступа общественности к проведенным результатам анализа и оценкам НПА.

По результатам данного анализа рабочим органом Совета разработаны рекомендации к 496 НПА из 1068 НПА, которые предусматривают:

- признать утратившим силу - 109 НПА;

- внести изменения – 69 НПА;

- оставить без изменений – 318 НПА.

Данные рекомендации были утверждены на заседаниях Совета по регулятивной реформе 7 июля и 13 декабря 2016 года.

Предлагаемые рекомендации направлены на исключение противоречий, дублирований и коллизий в законодательстве, а также на устранение возникновения различных коррупциогенных схем, оптимизацию отдельных норм НПА, что будет способствовать развитию бизнеса.

Все предложенные рекомендации позволят предпринимателям  сократить материальные и временные издержки. По оценке экспертов, экономический эффект от реализации предложенных рекомендаций может составить  976,5 млн сомов, что позволит сэкономить предпринимателям  порядка 2,8 млн часов.

 

26

 - по учреждению должности уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-Омбудсмена);

Среди функций и полномочий Правительства Кыргызской Республики, определенных конституционным Законом Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики», норма по возложению на президента Торговой промышленной палаты Кыргызской Республики полномочия уполномоченного по защите прав субъектов предпринимательской деятельности отсутствует. Данная норма также отсутствует в Законе Кыргызской Республики «О Торгово-промышленной палате Кыргызской Республики».

В этой связи достигнута предварительная договоренность с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) по оказанию экспертной поддержки по определению механизма делегирования полномочий бизнес-омбудсмена - Президенту ТПП Кыргызской Республики с последующей имплементацией

 

27

 - по устранению бюрократических барьеров, связанных с разрешительной практикой, лицензированием, сертификацией, регистрацией, арендой недвижимого имущества (нежилых помещений), приспособленного для осуществления предпринимательской деятельности инновационного и производственного характера;

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 января 2015 года № 4 запущена регулятивная реформа, направленная на выявление барьеров, мешающих ведению бизнеса в Кыргызстане и, как следствие, экономическому развитию страны – «Системный анализ регулирования» (далее-САР), которым был создан Совет по регулятивной реформе, председателем Совета является Премьер – министр Кыргызской Республики.

Советом по регулятивной реформе был утвержден перечень нормативных правовых актов (далее - НПА), регулирующих предпринимательскую деятельность (1068 НПА). Данный Перечень НПА был проанализирован рабочими группами государственных органов и опубликован на веб-сайте http://e-guillotine.kg для обеспечения доступа общественности к проведенным результатам анализа и оценкам НПА.

По результатам данного анализа рабочим органом Совета разработаны рекомендации к 496 НПА из 1068 НПА, которые предусматривают:

- признать утратившим силу - 109 НПА;

- внести изменения – 69 НПА;

- оставить без изменений – 318 НПА.

Данные рекомендации были утверждены на заседаниях Совета по регулятивной реформе 7 июля и 13 декабря 2016 года.

Предлагаемые рекомендации направлены на исключение противоречий, дублирований и коллизий в законодательстве, а также на устранение возникновения различных коррупциогенных схем, оптимизацию отдельных норм НПА, что будет способствовать развитию бизнеса.

Все предложенные рекомендации позволят предпринимателям  сократить материальные и временные издержки. По оценке экспертов, экономический эффект от реализации предложенных рекомендаций может составить  976,5 млн сомов, что позволит сэкономить предпринимателям  порядка 2,8 млн часов.

В сфере аренды недвижимого имущества.

Разработан проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о порядке предоставления государственного имущества в аренду»
от 17 июня 2015 года № 374».

Для повышения заинтересованности субъектов предпринимательства в аренде неиспользуемых государственных площадей проект постановления предусматривает увеличение общего предельного срока действия договора аренды с двух до трех лет.

Также проект предполагает сокращение сроков процедур регистрации договоров аренды, исключение нормы о предоставлении арендатором нотариально заверенной копии свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица.

Проектом предусмотрена разработка и введение в эксплуатацию электронного портала «Учет и регистрация договоров аренды государственного имущества».

В сфере сертификации.

Сертификация как форма обязательного подтверждения соответствия осуществляется по обращению заявителя в орган по сертификации. Схемы сертификации, применяемые для сертификации конкретной продукции, определяются техническим регламентом.

Заявитель вправе выбирать форму и схему подтверждения соответствия из числа форм и схем, предусмотренных для данной продукции соответствующим техническим регламентом.

В рамках ЕАЭС почти вся пищевая продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия исключительно в форме декларирования о соответствии.

Для поставки отечественной продукции в страны–члены ЕАЭС выпускаемая или производимая отечественная продукция должна соответствовать требованиям технических регламентов ЕАЭС и пройти процедуры сертификации или декларирования в соответствии с техническими регламентами ЕАЭС.

Оформляется декларация о соответствии единого образца, принятая на основе протоколов испытаний, проведенных в аккредитованных испытательных лабораториях, включенных в Единый реестр ЕАЭС.

Органы по сертификации продукции, включенные в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий ЕАЭС, могут выдавать сертификаты соответствия единого образца ЕАЭС, а также регистрировать декларации о соответствии продукции единого образца ЕАЭС.

Предпринимателям предоставляется возможность выбора органа по регистрации декларации о соответствии. Они могут зарегистрировать декларацию о соответствии бесплатно в Департаменте профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Кыргызской Республики или платно - в аккредитованных органах по сертификации продукции, включенных в единый реестр ЕАЭС.

 

28

- по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции и повышения профессионального уровня государственных служащих;

В сфере предупреждения коррупции, в целях совершенствования государственного управления 2 июня 2016 года подписан Закон Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», который предусматривает нормы по совершенствованию системы продвижения по службе, в частности, содержит положения об оценке эффективности труда, профессиональном росте и планировании карьерного роста. Целью Закона является совершенствование системы подбора кадров на государственную и муниципальную службу и механизмов материальной и нематериальной мотивации, способствующих эффективной, продуктивной и ответственной работе служащих

 

29

- установить постоянную отчетность Генеральной дирекции СЭЗ перед субъектами СЭЗ и Правительством с утверждением отчета;

В июле 2016 года принято постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении положений о свободных экономических зонах «Бишкек», «Каракол», «Лейлек», «Маймак» и «Нарын» от 1 августа 2014 года № 431» от 8 июля 2016 года № 376, в котором подпунктом 2 пункта 51 установлено, что в обязанности генеральной дирекции СЭЗ входит ежеквартальное представление отчета о деятельности генеральной дирекции СЭЗ до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в уполномоченный государственный орган, осуществляющий функции по разработке государственной политики функционирования СЭЗ, согласно установленному им формату.

Министерством экономики Кыргызской Республики прорабатывается формат отчетности генеральных дирекций СЭЗ, который будет утвержден приказом.

Согласно подпункту 3 пункта 51 вышеуказанного постановления Правительства Кыргызской Республики в обязанности генеральных дирекций СЭЗ также входит утверждение и направление ежегодного плана развития СЭЗ на соответствующий год в уполномоченный государственный орган, осуществляющий функции по разработке государственной политики функционирования СЭЗ.

В августе 2016 года направлен обобщенный план действий руководителей генеральных дирекций СЭЗ, которым генеральным дирекциям поручается образовать постоянно действующую диалоговую платформу с потенциальными и действующими субъектами СЭЗ (создание постоянно действующего консультативного совещательного органа), в рамках которого субъекты СЭЗ могут запрашивать информацию о проводимых мероприятиях генеральными дирекциями СЭЗ

 

30

 - постоянно проводить работу по размещению общедоступной и постоянно обновляемой в сети Интернет и в СМИ аналитической информации о состоянии инвестиционной деятельности для формирования предложений, по дальнейшему развитию и поддержке перспективных и значимых инвестиционных проектов, отчетов государственных органов в данном направлении, объявлений и результатов тендеров, госзакупок и т.д.;

Ведется активная работа по информационному освещению деятельности посредством ведения и наполнения официального сайта www.invest.gov.kg.

Помимо публикаций пресс-релизов о мероприятиях, размещается аналитическая информация об инвестиционной деятельности ведомства, а также информация о приоритетных отраслях экономики для привлечения иностранных инвесторов с целью реализации совместных инвестиционных проектов

В целях информирования о производственном потенциале и формирования благоприятного имиджа продукции Кыргызской Республики Государственным агентством по продвижению инвестиций и экспорта при Министерстве экономики Кыргызской Республики разрабатывается проект Концепции государственного сайта «Сделано в Кыргызстане». Основными функциями сайта являются информирование о кыргызских товарах, о качестве товаров, создание благоприятного имиджа товаров, произведенных в Кыргызской Республике, а также обновление базы данных производителей товаров и продукций. 

 

31

 - отработать систему мер государственной поддержки с целью расширения системы консультационных услуг для предпринимателей, создать единый Интернет-портал для предпринимателей, развивать инфраструктуру информационно-консультационной поддержки субъектов предпринимательства;

Создан официальный портал «proverka.kg», который представляет собой сочетание Автоматизированной системы управления процессами по проведению проверок субъектов предпринимательства и информационного портала по вопросам проверок с государственными контролирующими органами.

Предприниматели могут ознакомиться с информацией:

-  когда и какой инспектор планирует прийти на проверку;

-  к какой степени риска относится предприниматель;

-  как часто его будут проверять;

-  распространенные вопросы по проверкам;

-  законодательная база по проверкам;

- форум в режиме онлайн и прием жалоб предпринимателей на незаконные проверки.

В рамках реализации регулятивной реформы «Системный анализ регулирования» создана электронная база данных «е-Гильотина», в котором содержатся 3377 документов. Данная база предоставляет доступ к оценке и анализу нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, как госорганам, так и предпринимателям.

9 сентября 2015 года создан Координационный совет при министре экономики Кыргызской Республики по взаимодействию с бизнес-сообществом.

Целью Совета является организация постоянно действующей площадки для предпринимателей, поддержка бизнес-среды и улучшение инвестиционной привлекательности Кыргызской Республики, путем обеспечения диалога между государственными органами и бизнес-сообществом, на котором представителями бизнеса озвучиваются проблемные вопросы либо предложения по вопросам предпринимательства, где совместно прорабатываются меры, направленные улучшение бизнес среды. В рамках данной площадки организовывается тематические встречи на еженедельной основе.

В рамках данного Совета на постоянной основе проводятся встречи с участием представителей бизнес-сообщества, на которых рассматривались различные вопросы, влияющие на ведение предпринимательской деятельности, и обсуждались пути решения проблемных вопросов.

        На базе Министерства экономики Кыргызской Республики создан Информационно-справочный портал (далее - Портал) и служба «Горячей линии» по вопросам, связанным с адаптацией Кыргызской Республики к условиям интеграции в Евразийский экономический союз.

Портал и служба «Горячей линии» разработаны в целях улучшения информационного сопровождения и разъяснения широкой общественности о новых правилах и положениях в условиях ЕАЭС.

В работе Портала и службы «Горячей линии» задействованы сотрудники министерств и ведомств, которые в рамках в своей деятельности будут разъяснять и предоставлять ответы на поступающие запросы от граждан и юридических лиц.

Граждане и предприниматели, желающие получить информацию относительно новых правил и положений в условиях ЕАЭС, могут обращаться  в Информационно-справочный портал , а также могут направить свои вопросы в электронном виде через интернет Портал по адресу www.info.trade.kg

 

32

Внести в трехмесячный срок в Жогорку Кенеш законопроекты:

- по сокращению проверок и устранению дублирующих функций контролирующих государственных органов, а также предусматривающие международные стандарты проведения проверок и в последующем, соответственно, исключающие плановые проверки;

В целях снижения административных барьеров со стороны государственных органов и сокращения проверок субъектов предпринимательства принят Закон Кыргызской Республики от 14 апреля 2016 года № 41 «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства».

Данный Закон направлен на защиту прав предпринимателей, исключения потенциальных коррупционных механизмов, который предусматривает:

- освободить новых предпринимателей от проверок на 3 года;

- сократить в 2 раза количество проверок предпринимателей со стороны санитарно-эпидемиологического надзора;

- ограничить срок контрольной проверки до 1 дня;

- исключить потенциальные коррупционные механизмы.

В целях сокращения избыточных контрольно-надзорных функций государства и оптимизации контрольно-надзорной системы принято постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменения и дополнения в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об одобрении Перечня уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства» от 3 апреля 2017 года № 195. Указанное постановление предусматривает сокращение государственных контролирующих органов с 11 до 10. Данное постановление направлено в Жогорку Кенешом Кыргызской Республики для последующего утверждения

 

33

- по внесению изменений в Налоговый, Уголовный кодексы и другие соответствующие законы Кыргызской Республики, предусматривающих повышение ответственности должностных лиц государственных органов за неправомерные действия или бездействие и своевременное привлечение их к ответственности;

Нормы Налогового кодекса Кыргызской Республики относительно ответственности за неправомерные действие или бездействия должностных лиц органа налоговой службы уже предусмотрены частью 2 статьи 145 Налогового кодекса Кыргызской Республики, где должностное лицо органа налоговой службы, совершившее противоправные действия и/или бездействие, не вправе занимать какую-либо должность в органах налоговой службы в течение 3 лет после установления его вины в судебном порядке.

В соответствии с нормами, предусмотренными пунктами 12 и 13 части 1 статьи 42 Налогового кодекса Кыргызской Республики, налогоплательщик имеет право обжаловать решение, действие или бездействие должностного лица органа налоговой службы, а также на возмещение вреда и убытка, причиненных незаконным решением органа налоговой службы, неправомерным действием или бездействием его должностного лица в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

В проекте новой редакции Налогового кодекса предусматривается норма по усилению требований к должностному лицу налогового органа, то есть, если решение налогового органа не подтверждено судом, то это является основанием для освобождения должностного лица налогового органа

 

34

- по введению моратория на проведение проверок, а также установлению налоговых каникул для вновь зарегистрированных субъектов с иностранными инвестициями в производственной сфере;

Вновь открывшиеся предприятия освобождены от проверок на 3 года.

Создан единый веб-портал «proverka.kg», на котором представлена полная информация опроверках. Это концептуально новая информационная База по проверкам субъектов предпринимательства, которая доступна любому пользователю.

В режиме онлайн предприниматели могут зайти на сайт и получить информацию:

- какой госорган и когда планирует прийти на проверку;

- к какой степени риска относится субъект предпринимательства;

- как часто его будут проверять - законодательная база по проверкам.

В два раза сокращены сроки проведения проверок: c 30 до 15 рабочих дней, для субъектов малого бизнеса - до 5 дней.

Введены критерии риска, которые позволяют государственным контролирующим органам определить степень риска объектов и соответственно частоту проведения проверок.

Так, в зависимости от степени риска объекты, будут проверяться:

- с высокой степенью риска -  не чаще одного раза в год;

- со средней степенью риска - не более одного раза в три года;

- с незначительной степенью риска - не более одного раза в пять лет.

Введены проверочные листы, где  собраны все обязательные требования к объектам предпринимательской деятельности, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами. Всеми контролирующими органами утверждены такие проверочные листы, что позволяет инспекторам качественно проводить проверки, а также оказывать помощь  предпринимателям знакомиться со всеми требованиями, которые предъявляются к его бизнесу со стороны контролирующих органов.

Сотрудникам Министерства внутренних дел Кыргызской Республики запрещено проводить проверки деятельности субъектов предпринимательства.

Утверждены Временные правила регистрации проверок, проводимых правоохранительными органами и органами налоговой службы в отношении субъектов предпринимательства и органов местного самоуправления.

Принято постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Временных правил регистрации проверок, проводимых правоохранительными органами и органами налоговой службы в отношении субъектов предпринимательства и органов местного самоуправления» от 27 июля 2016 года № 417.

Сокращено в 2 раза количество проверок предпринимателей со стороны санитарно-эпидемиологического надзора.

Отменено право контролирующего органа на проведение внеплановой проверки без подтверждающих сведений и материалов.

Ограничены сроки контрольной проверки до 1 дня

 

 

- новую редакцию Закона "О туризме" и Концепцию развития туристической отрасли на ближайшие десять лет и привлечения инвестиций в развитие туризма;

Приказом Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики от 31 мая 2016 года № 233 создана рабочая группа по разработке новой редакции Закона Кыргызской Республики «О туризме» в составе представителей министерств, ведомств и туристического бизнеса.   В настоящее время рабочей группой ведется работа по разработке указанного законопроекта.

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11 апреля 2016 года № 192 утверждена Программа Правительства Кыргызской Республики по развитию сферы туризма Кыргызской Республики до 2020 года.

В настоящее время ведутся переговоры с инвесторами по строительству объектов, таких, как: 

- строительство двух пятизвездочных отелей в г. Бишкек;

- строительство двух четырехзвёздочных отелей в г. Бишкек;

- строительство двух пятизвездочных отелей в Иссык-Кульской области;

- строительство аква-парка в Иссык-Кульской области.

 

36

- по внесению изменений в законодательство, направленных на досудебное урегулирование инвестиционных споров

В целях содействия в разрешении инвестиционных споров, возникающих при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Кыргызской Республики, внесено дополнение в Положение о Государственном агентстве по продвижению инвестиций и экспорта при Министерстве экономики Кыргызской Республики, которое утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 14 октября 2016 года № 549.

 

Решение Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по экономической и фискальной политики

от 10 января 2017 года

37

Рассмотреть на заседании Правительства вопрос об улучшении позиции КР в международном рейтинге «Ведение бизнеса» создать межведомственную рабочую группу и разработать пошаговый план мероприятий по улучшению позиции КР в указанном рейтинге

25 января 2017 года Премьер-министром Кыргызской Республики утвержден План мероприятий по улучшению позиций Кыргызской Республики в международном рейтинге «Ведение бизнеса» на 2017 год.

В Плане особое внимание и усилия направлены на улучшение наихудших индикаторов Кыргызской Республики в рейтинге, в частности «Подключение к электрическим сетям», «Налогообложение», «Разрешение неплатежеспособности» и «Обеспечение исполнения контрактов».

В целях усиления координации создана межведомственная рабочая группы на уровне заместителей руководителей министерств и ведомств.

38

Изучить гидрогеологические изыскания на реке «Сары-Джаз» в целях строительства каскада трех ГЭС

 

Для проведения гидрогеологических изысканий на реке Сары-Джаз в целях строительства каскада трех ГЭС необходимо привлечь специализированную гидрогеологическую организацию. В настоящее время источник финансорования не определен.

39

Решить вопросы по трансформации земель и предоставлению техусловий для развития бизнеса

 

Военно-Антоновским айыльным кенешем от 2 марта 2017 года принято решение о выделении Ассоциации «Легпром» на территории Военно-Антоновского айылного аймака Сокулукского района Чуйской области земельного участка площадью 40,74 га для реализации проекта «Технополис для текстильного и швейного производства»

В настоящее время разрабатывается проект решения Правительства Кыргызской Республики о трансформации земельного участка.

В рамках реализации данного проекта планируется размещение порядка 20 промышленных предприятий текстильного и швейного производства с созданием более 5 тысяч рабочих мест

40

Дать оценку убыточным, простаивающим АО с государственной долей собственности

 

Фонд по управлению государственным имуществом является акционером в 59 акционерных обществах, из которых:

  • 38 АО функционируют;
  • 5 АО в процессе ликвидации;
  • 6 АО в процессе банкротства;
  • 10 АО не функционируют.

Из 38 функционирующих АО государство:

  • является единственным акционером в 13 АО;
  • владеет контрольным пакетом акций (от 51 % до 99,98 %) в 15 АО;
  • владеет незначительным пакетом акций (от 6,6 % до 24,9 %) в 6 АО;
  • является миноритарным акционером (от 0,004 % до 2,6 %) в 4 АО.

Из 38 функционирующих АО 12 компаний являются стратегическими объектами Кыргызской Республики.

В 2016 году от 19 хозяйственных обществ было перечислено в республиканский бюджет дивидендов в сумме 2,285 млрд сомов.

В настоящее время 11 акционерных обществ с государственной долей собственности являются убыточными и простаивающими. Рассматривается вопрос целесообразность участия государства в капиталах хозяйственных обществ с государственным участием. Представляется целесообразной приватизация государственных пакетов акций нестратегических компаний и мелких, неликвидных пакетов акций.

Для повышения эффективности управления государственными компаниями рассматриваются различные варианты перехода к холдинговой форме управления

41

Взять под особый контроль вопрос подписания соглашения с Саудовской Аравией по строительству школ и больниц

 

 

В рамках участия в работе 42-й ежегодной встречи Группы Исламского банка развития в период 15-20 мая 2017 года (г. Джидда) планируется подписать следующие проекты кредитных соглашений между Кыргызской Республикой и Саудовским фондом развития:

  1.  Кредитное соглашение о финансировании строительства государственных общеобразовательных школ одобрено распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 27 декабря 2016 года № 571-р (сумма 30,0 млн долл. США)

2. Кредитное соглашение о финансировании по проекту «Реконструкция и расширение детской клинической больницы скорой медицинской помощи одобрено распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 25 ноября 2016 года № 503-р (сумма 30,0 млн долл. США)

3. Кредитное соглашение по проекту реконструкции автодороги Север-Юг (Альтернативная автодорога Балыкчы – Джалал-Абад) одобрено распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 13 марта 2017 года № 69-р (сумма 20,0 млн долл. США).

42

Принять меры по государственной поддержке племенных и семенных хозяйств

Правительством Кыргызской Республики принято постановление «О мерах государственной поддержки развития семеноводства в Кыргызской Республике» 13 марта 2017 года№ 145.

Распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 26 января 2016 года № 28-р утвержден Перечень пилотных айылных аймаков (29) в которых проводится поголовное искусственное осеменение маточного поголовья крупного рогатого скота.

         

 

Количество просмотров : 1036