Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

Заключение Комитета по бюджету, экономической и фискальной политике от 5 декабря 2022 года к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2022 год и прогнозе на 2023-2024 годы», к второму чтению

24-12-2022
16:18

Заключение

Комитета по бюджету, экономической и фискальной политике

от 5 декабря 2022 года

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2022 год и прогнозе на 2023-2024 годы»,
к
второму чтению

 

         Комитет по бюджету, экономической и фискальной политике, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2022 год и прогнозе на 2023-2024 годы», внесенного Председателем Кабинета Министров Кыргызской Республики
(вх.№6-21866/22 от 01.11.2022 г.) во втором чтении, отмечает следующее.

В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению от Комитетов, фракций, депутатских групп и депутатов ЖК КР письменных предложений не поступало.

От Министерства финансов Кыргызской Республики поступило письменное обращение (от 5 декабря 2022 года №09-2/14425.), в котором предлагают следующие параметры республиканского бюджета на 2022 год (вх.№6-24139/22 от 05.12.2022 г.).

По доходной части республиканского бюджета:

Доходная часть республиканского бюджета на 2022 год прогнозируется в сумме 273 691 158,3 тыс. сомов, что на 1 688 584,0 тыс. сомов больше показателей, рассмотренных Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в первом чтении.

Вышеотмеченное увеличение доходной части обусловлено изменением следующих видов доходов:

- рост по неналоговым доходам – 1 934 030,4 тыс. сомов, в том числе: дивиденды, начисленные на государственный пакет акций 1 500 000,0 тыс. сомов, прибыль государственных предприятий 100 000,0 тыс. сомов, доходы от продажи товаров и оказания услуг 311 475,3 тыс. сомов (в том числе, средства специальных счетов 220 975,3 тыс. сомов);

- снижение по официальным трансфертам на 245 446,3 тыс. сомов, которое обусловлено снижением грантов государственных инвестиций на
1 100 446,4 тыс. сомов. При этом ожидается дополнительное поступление гранта Российской Федерации в размере 855 000,0 тыс. сомов.

По расходной части республиканского бюджета:

Расходная часть республиканского бюджета на 2022 год прогнозируется в сумме 304 043 902,4 тыс. сомов.

В сравнении с проектом, рассмотренным в первом чтении, расходы спрогнозированы с уменьшением на 3 316 718,3 тыс. сомов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что после внесения указанного проекта Закона Кыргызской Республики, появились дополнительные расходные обязательства, требующие безотлагательного решения.

На основании поступивших предложений ко второму чтению предлагается выделение средств в сумме 2 150 566,6 тыс. сомов следующим министерствам и ведомствам:

- капитальные вложения 200 000,0 тыс. сомов;

- Жогорку Кенешу Кыргызской Республики 5 025,5 тыс. сомов на приобретение оргтехники;

- Министерству юстиции Кыргызской Республики 7 688,6 тыс. сомов на заработную плату;

- Управление делами Президента Кыргызской Республики 45 000,0 тыс. сомов на закупку электромобилей;

- Фонду Президента Кыргызской Республики 800 000,0 тыс. сомов;

- Министерству природных ресурсов Кыргызской Республики 50 000,0 тыс. сомов приобретение мобильных мусоросортировочных комплексов/линий для свалок твердых бытовых отходов;

- Министерству образования и науки Кыргызской Республики 9 000,0 тыс. сомов на завершения ремонта фасада здания центрального аппарата Министерства образования и науки Кыргызской Республики;

- Министерству здравоохранения Кыргызской Республики 1 400,0 тыс. сомов на обеспечение питанием репатриантов из Сирии на базе реабилитационного центра «Алтын-Балалык»;

- Министерству труда и социального развития Кыргызской Республики 180 000,0 тыс. сомов на социальные пособия;

- на финансирование электроэнергии органам местного самоуправления в сумме 28 778,2 тыс. сомов;

- полномочному представительству Президента Кыргызской Республики в Иссык-Кульской области в сумме 3 800,0 тыс. сомов;

- Чуйский областной совет Ветеранов 300 тыс. сомов;

- Районной государственной администрации Жумгальского района 930,4 тыс. сомов на возмещение НДС за теплоэнергию.

Также, предлагается предусмотреть следующие расходы в сумме 9 000,0 тыс. сомов за счет перераспределения целевых трансфертов:

- Районной государственной администрации Чон-Алайского района 5 000,0 тыс. сомов;

- Полночному представителю Президента Кыргызской Республики в Баткенской области на покрытие задолженности перед ОАО «Кыргызнефтегаз» в сумме 4 000,0 тыс. сомов в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 28-сентября 2022 года №520-р и Решением Комитета по бюджету, экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 28 ноября 2022 года.

         Кроме того, по финансовым активам дополнительно предлагается выделить 1 300 000,0 тыс. сомов:

- на увеличение уставного капитала ОАО «Айыл Банк» на реализацию программы «Кредитование агропромышленного комплекса» 100 000,0 тыс. сомов;

- на увеличение уставного капитала ОАО МКК «Фонд развития предпринимательства» 100 000,0 тыс. сомов;

- на увеличение уставного капитала ОАО «Государственный банк развития Кыргызской Республики» 400 000,0 тыс. сомов;

- на уставный капитал ОАО «Национальная холдинговая компания «Наследие Великих кочевников» 700 000,0 тыс. сомов для произведения соответствующих расходов, связанных с ликвидацией данного акционерного общества в соответствии с законодательством.

Также, в соответствии с обращениями государственных органов поступили следующие предложения по сокращению расходов на общую сумму 3 126 867,5 тыс. сомов:

- Национальное агентство по инвестициям при Президенте Кыргызской Республики - 2 648,2 тыс. сомов в связи с экономией по заработной плате;

- Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики - 12 400,0 тыс. сомов в связи с анализом смет и прогнозом исполнения;

- Министерство иностранных дел Кыргызской Республики (загранучреждения) - 50 000,0 тыс. сомов в связи с экономией по заработной плате;

- Судебный департамент при Верховном суде Кыргызской Республики 64 170,4 тыс. сомов согласно предписанию Счетной палаты Кыргызской Республики;

- Государственное агентство архитектуры, строительств и жилищно-коммунального хозяйства при Кабинете Министров Кыргызской Республики – 4 675,8 тыс. сомов в связи с экономией по заработной плате.

- Фонд государственных материальных резервов при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики - 552 886,4 тыс. сомов в связи с расторжением контракта на поставку минеральных удобрений;

- Государственное агентство гражданской авиации при Кабинете Министров Кыргызской Республики 5 479,3 тыс. сомов в связи с экономией по заработной плате;

- Министерство цифрового развития Кыргызской Республики 15 368,9 тыс. сомов;

- Служба водных ресурсов при Министерстве сельского хозяйства Кыргызской Республики 181 000,0 тыс. сомов в связи с экономией по заработной плате;

- Ветеринарная служба при Министерстве сельского хозяйства Кыргызской Республики 80 000,0 тыс. сомов в связи с экономией по заработной плате;

- Государственное учреждение по геодезии и картографии «Госкартографи» при Службе земельных ресурсов при Министерстве сельского хозяйства Кыргызской Республики 9 890,0 тыс. сомов в связи с экономией по заработной плате;

- Государственное агентство интеллектуальной собственности и инноваций при Кабинете Министров Кыргызской Республики – 5 770,0 тыс. сомов в связи с экономией по заработной плате;

- Государственная телерадиовещательная компания Кыргызской Республики «ЭлТР» 445,6 тыс. сомов в связи с экономией по заработной плате;

- Государственная комиссия по делам религий Кыргызской Республики 3 994,6 тыс. сомов согласно анализу исполнения сметы;

- Научно – исследовательский институт энергетики и экономики при Министерстве энергетики Кыргызской Республики 338,2 тыс. сомов;

- Министерство здравоохранения Кыргызской Республики 44 070,1 тыс. сомов согласно анализу исполнения сметы;

- Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики, включая подведомственные учреждения 40 559,8 тыс. сомов на основании предписаний Счетной палаты Кыргызской Республики, а также согласно анализу исполнения смет;

- Трансферты в Фонд обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики 154 178,6 тыс. сомов в связи с экономией по заработной плате;

- Служба исполнения наказаний при Министерстве юстиции Кыргызской Республики 778,2 тыс. сомов анализу исполнения смет;

- социальный пакет - 464 911,6 тыс. сомов, в связи с фактическими расчетами по повышению надбавок военнослужащих, работников правоохранительных органов, экономией по расходам на коммунальные услуги (повышение тарифов);

- оптимизация по статье 2829 «Накопленные финансовые резервы»
955 606,1 тыс. сомов;

- фискализация 22 501,1 тыс. сомов.

Также, по финансовым активам предлагается рассмотреть оптимизацию бюджетного кредита на покупку электробусов и зарядной инфраструктуры – 176 000,0 тыс. сомов в связи с не освоением в текущем году;

Вместе с тем, были снижены расходы по государственным инвестициям (ПГИ) на 3 564 068,8 тыс. сомов в сравнении с проектом, внесенным на первое чтение, в связи с анализом исполнения государственными органами расходов по государственным инвестициям.

Дефицит республиканского бюджета:

Дефицит прогнозируется в сумме 30 352 744,1 тыс. сомов. В сравнении с проектом, рассмотренным в первом чтении, дефицит бюджета снизится на 5 000 626,5 тыс. сомов.

По источникам финансирования дефицита республиканского бюджета предлагается снижение по выпуску государственных ценных бумаг на
3 044 048,1 тыс. сомов, с 22 864 600,0 тыс. сомов до 19 820 519,9 тыс. сомов, в связи с увеличением неналоговых доходов и снижением расходов.

Также, по кредитам государственных инвестиций предлагается снижение на 2 450 660,6 тыс. сомов, с 23 833 048,0 тыс. сомов до 21 382 387,4 тыс. сомов, обусловленное как отмечалось ранее, анализом исполнения государственными органами расходов по государственным инвестициям.

С учетом вышеизложенного, Комитет по бюджету, экономической и фискальной политике, пришел к следующему заключению:

         1. Одобрить проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2022 год и прогнозе на 2023 - 2024 годы» во втором чтении и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (проект постановления прилагается).

         2. Определить докладчиком по данному вопросу председателя Комитета по бюджету, экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Толонова Д.Э. и содокладчиком министра финансов Кыргызской Республики Бакетаева А.К.

         3. Пригласить на заседание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики:

         Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики
Жапарова А.У. и членов Кабинета Министров Кыргызской Республики;

         Кудайбергенова Б.Ж. - Председателя Национального статистического комитета Кыргызской Республики;

         Боконтаева К.К. – Председателя Национального банка Кыргызской Республики;

         Акматова А.Ш. – Председателя Счетной палаты Кыргызской Республики.

 

 

Председатель Комитета

по бюджету, экономической

и фискальной политике                                                             Д.Толонов